Научная статья на тему 'Опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов»'

Опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ДИСЦИПЛИНЫ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / EDUCATION / TRAINING / DISCIPLINE / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE ELECTRONIC PROGRAM AND METHODICAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власенко А.В., Коновалова Т.В., Надирян С.Л.

В данной статье рассматривается опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов». Описан разработанный авторами алгоритм реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Проведенные социологические исследования выявили заинтересованность студентов в дальнейшей реализации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власенко А.В., Коновалова Т.В., Надирян С.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of implementation of distance educational technologies in training of students in specialty "Technology of transport processes"

This article examines the experience of implementation of distance educational technologies in training of students in specialty "Technology of transport processes". Describes the authors developed the algorithm of implementation of e-learning and distance educational technologies. Sociological research has identified students ' interest in further implementation of the educational process with the use of e-learning and distance educational technologies.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов»»

1Ше11ееШа1 Теекпо^1е$ оп ТгатроМ. 2017. N0 1

Опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов»

Власенко А. В., Коновалова Т. В., Надирян С. Л. Кубанский государственный технологический университет Краснодар, Россия alex_vlasenko@list.ru

Аннотация. Рассматривается опыт реализации дистанционных образовательных технологий при обучении студентов по направлению подготовки «Технология транспортных процессов». Описан разработанный авторами алгоритм реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Социологические исследования выявили заинтересованность студентов в применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации учебного процесса.

Ключевые слова: образование, обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, электронный программно-методический комплекс.

Обеспечение высокого качества профессиональной подготовки выпускника во многом зависит от выбора образовательных технологий. Образовательный процесс должен обеспечивать активное участие в нем студентов, что позволяет более эффективно и быстро формировать у них компетенции, необходимые для выпускника. Компетентностный подход к обучению позволяет применять практико-ориентированные технологии, при которых студенты погружаются в профессиональную среду во время учебной, технологической, производственной и преддипломной практики.

При проектировании образовательных программ бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Технология транспортных процессов» были учтены такие принципы проблемно-ориентированного обучения, как небольшое количество лекций, интегрирующих ряд тем, касающихся решаемых задач и погружающих студентов в проблемный контекст; увеличение объема самостоятельной работы студентов, ориентирование студентов на самостоятельный поиск информации и новых знаний; возможность оценки степени сформированности компетенций [1].

Реализация этих принципов требует изменения функций преподавателя, который должен выступать в роли наставника, консультанта. Для повышения уровня мотивации и вовлеченности студентов в образовательный процесс пересмотрены программы стажировки преподавателей, к учебному процессу привлекаются ведущие специалисты производства (от 5 до 20 %), в рамках учебных курсов систематически проводятся встречи с работодателями, семинары, мастер-классы [2].

Реализуются также современные технологии обучения:

• проблемное обучение;

• проектное обучение;

• инфокоммуникационные технологии;

• технологии сквозного курсового и дипломного проектирования;

• игровое обучение (деловые игры, живое моделирование изучаемых процессов);

• интерактивное обучение.

При изучении инженерных дисциплин наиболее продуктивно используются следующие формы: работа в малых группах, эвристическая беседа, круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, сase-study (кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), публичная презентация проекта, дерево решений, мастер-класс [3].

Сочетание базовой фундаментальной подготовки с прак-тико-ориентированной научно-исследовательской работой студентов является основой инновационной системы подготовки выпускников, обладающих не только необходимым объемом знаний, но и навыками самостоятельного решения новых научно-технических задач, подготовленных к работе над проектом в команде, способных за короткое время перестроиться на работу в смежной области знаний и техники [4]. Исследовательская работа студентов в рамках хозяйственных договоров с производственными предприятиями и научно-исследовательскими организациями носит характер междисциплинарного сквозного проектирования [5].

С 2015 г. при обучении студентов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» по всем дисциплинам учебных планов разработаны и внедрены в учебный процесс электронные программно-методические комплексы (ЭПМК). ЭПМК -это электронная копия печатной версии программно-методического комплекса дисциплины, структурированная в виде текстовых и графических файлов, дополненная мультимедийными аудио-, видеофайлами и электронными образовательными ресурсами, предназначенная для реализации дисциплины или ее части с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ).

ЭПМК дисциплин и их функциональные компоненты используются для поддержки учебного процесса с применением ЭО и ДОТ по всем уровням высшего образования и формам обучения в следующих вариантах:

1) применение ЭО и ДОТ в качестве дополнения к традиционной организации учебного процесса путем предостав-

ления студентам возможности самостоятельно изучать учебный материал в рамках реализуемой образовательной программы (просмотр учебно-методических материалов ПМК);

2) применение ЭО и ДОТ с изменением традиционной организации учебного процесса при реализации отдельных видов учебной работы по дисциплине путем сокращения количества аудиторных занятий по дисциплине (лекций, лабораторных, практических занятий и пр.) за счет переноса части занятий в ЭИОС;

3) применение ЭО и ДОТ с изменением традиционной организации учебного процесса при реализации всех видов учебных занятий в рамках отдельной дисциплины ООП путем переноса этих занятий в ЭИОС (кроме проведения промежуточной аттестации) [6].

Требования к структуре, содержанию, оформлению, разработке, утверждению, регистрации и пересмотру ЭПМК дисциплины и его компонентов, используемых при реализации основных образовательных программ с применением ЭО и ДОТ, определены стандартом образовательной организации.

ЭПМК 28 % дисциплин учебных планов бакалавриата и магистратуры направления подготовки «Технология транспортных процессов» и их функциональные компоненты разработаны для 3-го варианта применения: предполагают обратную связь студентов с преподавателем (on- и offline мероприятия: вебинары, переписку, тестирование, индивидуальные и групповые консультации и пр.). Электронное обучение реализуется без освобождения студентов от посещения аудиторных занятий.

В ЭПМК размещены в формате .pdf рабочая программа дисциплины, конспект лекций, список литературы, типовые контрольные задания, вопросы к экзамену, методические указания к практическим занятиям, по выполнению курсовой работы, по изучению дисциплины, по самостоятельной работе. Глоссарий по дисциплине содержит около 100 терминов, что способствует усвоению студентами лекционного материала при изучении курса.

В интерактивном режиме студентам доступны:

• конспект лекций. Форма предоставления материала позволяет студентам обращаться к глоссарию по дисциплине, источникам литературы, нормативным документам, а также возвращаться к другим разделам курса, что дает возможность усваивать материал каждой лекции и понимать место изучаемого вопроса в дисциплине в целом;

• консультации преподавателя. В рамках разработанного ЭПМК у студентов имеется возможность задать вопросы преподавателю, отправить работу на проверку. Данная форма получения консультации позволяет во время аудиторных занятий уделять больше времени разъяснению проблемных вопросов по теме практических работ, повышает степень самостоятельности выполняемых заданий, способствует более глубокому пониманию изучаемой дисциплины. В результате такого взаимодействия преподавателя и студентов наблюдается большая степень оригинальности проектных решений;

• тесты. В ЭПМК предусмотрены три уровня проверки знаний студентов: тестовые задания для перехода от одной

части лекции к другой, тесты по каждому разделу дисциплины и итоговый тест по курсу. Данная форма проверки знаний повышает уровень подготовленности студентов к каждому занятию и к промежуточной аттестации. В перспективе возникает возможность вводить рейтинговую оценку знаний студентов, вносить преподавателю коррективы в изложение материалов лекций и практических занятий (в методическом плане).

При реализации электронного обучения оперативно решаются вопросы организационного характера: время и место консультаций, особенности оформления курсовой работы и отчетов по практическим занятиям и т. п.

При апробации модели электронного обучения по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» (бакалавриат и магистратура) выявлены следующие проблемы: необходимо дополнительное обучение студентов работе в информационной образовательной среде; наблюдается низкая активность студентов в межсессионный период; преподаватель затрачивает дополнительное время на работу со студентами.

Литература

1. Заровная Л. С. Особенности преподавания дисциплины «Основы научных исследований и защита интеллектуальной собственности» для направления подготовки «Технология транспортных процессов» / Л. С. Заровная, Т. В. Коновалова, Н. В. Магзумова // Технологии транспортных процессов на Дону - 2016. - Новочеркасск, 2016. - С. 141-144.

2. Коновалова Т. В. Исследование результатов реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВО «КубГТУ» / Т. В. Коновалова, Л. М. Малука, С. А. Арефьева, С. Л. Надирян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. -№ 10. - С. 73-75.

3. Москвич В. К. Опыт проектирования и реализации основных образовательных программ магистратуры / В. К. Москвич, Т. В. Коновалова // Прогрессивные технологии в транспортных системах. - Оренбург, 2013. - С. 367-370.

4. Modern information and communication technologies in higher education: new education programs, pedagogic with the use of e-learning and education improvement. The I international workshop conference. - Moscow; Sapienza Univ. Rome, National Res. Univ. Electronic Technology (MIET), Bauman Moscow State Tech. Univ., Inst. Qualification Improvement and Vocational Retraining, 2013.

5. Tadevosyan A. B. Application of information technologies of «electronic education» in higher education as a necessary condition of overcoming the modern crisis and successful development in ххi-st century / A. B. Tadevosyan // Бизнес-информ. -2012. - № 7. - С. 245-247.

6. Raevneva E. V. Theoretical and methodological grounds of formation of the efficient system of higher education / E. V. Raev-neva, I. V. Aksionova, M. F. Goncharenko // Problems of Economics. - 2013. - № 3. - С. 28-33.

Experience of implementation of distance educational technologies in training of students in specialty "Technology of transport processes"

Vlasenko A. V., Konovalova T. V., Nadiryan S. L. Kuban state technological University Krasnodar, Russia alex_vlasenko@list.ru

Abstract. This article examines the experience of implementation of distance educational technologies in training of students in specialty "Technology of transport processes". Describes the authors developed the algorithm of implementation of e-learning and distance educational technologies. Sociological research has identified students ' interest in further implementation of the educational process with the use of e-learning and distance educational technologies.

Keywords: education, training, discipline, e-learning, distance educational technologies, the electronic program and methodical complex.

References

1. Zarowna L. S., Konovalova T. V., Magzumova N. V. Os-obennosti prepodavaniya discipliny "Osnovy nauchnyh issle-dovanij i zashchita intellektual'noj sobstvennosti" dlya naprav-leniya podgotovki "Tekhnologiya transportnyh processov" [Features of teaching of discipline "Bases of scientific researches and protection of intellectual property" for the specialty "Technology of transport processes"], Tekhnologii transportnyh processov na Donu - 2016 [Technology of transport processes-on-Don in 2016], Novocherkassk, 2016, pp. 141-144.

2. Konovalova T. V., Maluca L. M., Aref'eva S. A. Issledo-vanie rezul'tatov realizacii ehlektronnogo obucheniya i distan-cionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v FGBOU VO "KubGTU"

[Nadiryan S. L. A study of the results of the implementation of e-learning and distance educational technologies of the "Kuban state University"], Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, Socio-Econ. Soc. Sci.], 2016, no. 10, pp. 73-75.

3. Moskvich V. K., Konovalova T. V. Opyt proektirovaniya i realizacii osnovnyh obrazovatel'nyh programm magistratury [Experience in the design and implementation of basic educational programs of magistracy], Progressivnye tekhnologii v transportnyh sistemah [Progressive technologies in transport systems], Orenburg, 2013, pp. 367-370.

4. Modern information and communication technologies in higher education: new education programs, with the pedagogic use of e-learning and education improvement. The I international conference workshop. Moscow, Sapienza Univ. Rome, National Res. Univ. Electronic Technology (MIET), Bauman Moscow State Tech. Univ., Inst. Qualification Improvement and Vocational Retraining, 2013.

5. Tadevosyan A. B. Application of information technologies of "electronic education" in higher education as a necessary condition of overcoming the modern crisis and successful development in the XXI-st century, Business inform, 2012, no. 7, pp. 245-247.

6. Raevneva E. V., Aksionova I. V., Goncharenko M. F. Theoretical and methodological grounds of formation of the efficient system of higher education, Problems of Economics, 2013, no. 3, pp. 28-33.

HHmmneKmyanbHbie mexHornzuu Ha mpaHcnopme. 2017. № 1

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.