Научная статья на тему 'К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании'

К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
793
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-LEARNING / DISTANCE EDUCATION TECHNIQUES / CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева М. В., Ваулин С. В.

В статье отражены актуальные проблемы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского образования. Внедрение электронного образования предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии: обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей, предъявление высоких требований к самоорганизации самих обучающихся, техническому обеспечению рабочего места. Однако имеется ряд ограничений при отработке большинства практических навыков, сложности в организации активного обучения. Существуют технические недостатки, которые могут быть обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры. Не решена проблема с аутентификацией пользователя при проведении контроля и изучения теоретического материала. Учет положительных и отрицательных сторон применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования врачей предполагает их ответственное и взвешенное использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева М. В., Ваулин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPLEMENTATION OF E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATION TECHNIQUES IN CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Actual problems of development of electronic learning and distance education techniques in continuing medical education are presented in the article. Introduction of electronic learning assumes essential difference from education process based on traditional technology: obligatory application of databases and information and telecommunication networks, high requirements to self-organization of trainees and technical equipment of a workplace. However there is a number of restrictions in developing of the majority of practical skills and difficulties in active training. There are technical drawbacks which can be caused by imperfection of content, technologies and telecommunication infrastructure. The problem of authentication of the user in monitoring and studying of theoretical material. Taking into account positive and negative aspects of application of distance education techniques and electronic learning in system of doctors’ skills upgraiding education assumes their responsible implementation.

Текст научной работы на тему «К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании»

УДК 614.252:374.6+616.89:378,147

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Алексеева М.В., Ваулин С.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье отражены актуальные проблемы развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе непрерывного медицинского образования. Внедрение электронного образования предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии: обязательное применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей, предъявление высоких требований к самоорганизации самих обучающихся, техническому обеспечению рабочего места. Однако имеется ряд ограничений при отработке большинства практических навыков, сложности в организации активного обучения. Существуют технические недостатки, которые могут быть обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры. Не решена проблема с аутентификацией пользователя при проведении контроля и изучения теоретического материала. Учет положительных и отрицательных сторон применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования врачей предполагает их ответственное и взвешенное использование.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, непрерывное медицинское образование.

ON IMPLEMENTATION OF E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATION TECHNIQUES IN CONTINUING MEDICAL EDUCATION

Alekseeva M. V., Vaulin S.V.

Smolensk State Medical University, 28 Krupskaya str., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. Actual problems of development of electronic learning and distance education techniques in continuing medical education are presented in the article. Introduction of electronic learning assumes essential difference from education process based on traditional technology: obligatory application of databases and information and telecommunication networks, high requirements to self-organization of trainees and technical equipment of a workplace. However there is a number of restrictions in developing of the majority of practical skills and difficulties in active training. There are technical drawbacks which can be caused by imperfection of content, technologies and telecommunication infrastructure. The problem of authentication of the user in monitoring and studying of theoretical material. Taking into account positive and negative aspects of application of distance education techniques and electronic learning in system of doctors' skills upgraiding education assumes their responsible implementation.

Key words: e-learning, distance education techniques, continuing medical education.

Введение аккредитации специалистов. Он регламен-

В настоящее время идет коренная пере- тирован вступлением в силу с 1 января

стройка системы дополнительного про- 2016 года статьи 69 Федерального закона

фессионального образования (ДПО), что от 21 января 2011 года № 323-ФЗ «Об ос-

связано с этапным переходом к системе новах охраны здоровья граждан в Россий-

ской Федерации». В системе ДПО будет осуществляться первичная специализированная и повторная аккредитации.

Первичная специализированная аккредитация проводится в целях определения готовности к осуществлению медицинской деятельности лица, освоившего программу ординатуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, лица, освоившего новую квалификацию (профессиональная переподготовка - 1111), и лица, освоившего новый навык в рамках своей квалификации (специальности). Повторная - для подтверждения готовности к осуществлению медицинской деятельности специалиста, освоившего пятилетнюю программу непрерывного профессионального развития (повышение квалификации - ПК).

Изменения, традиционно сложившейся около 20 лет назад системы сертификации специалистов на аккредитацию, обусловлены нединамичностью системы, функционирование которой привело к отсутствию заинтересованности врачей в собственном развитии при больших временных промежутках между обучениями с достаточно длительным отрывом от рабочего места при освоении учебной программы. Что становится все более заметно в такой отрасли как медицина, где достаточно быстро появляются новые методики лечения, лекарственные препараты, меняются представления об этиологии и патогенезе заболеваний.

Обсуждение проблемы

В условиях внедрения системы аккредитации специалист, у которого оканчивается срок действия сертификата в 2016 году и далее до 01.01.2021 года, проходит сертификацию в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». После чего он должен начать обучаться по индивидуальной образовательной траектории, чтобы через пять лет пройти процедуру повторной аккредитации.

В этих целях сразу после сертификации специалист на сайте Минздрава России, используя СНИЛС, входит в свой личный кабинет. Доступ к личному кабинету возможен только при наличии специалиста в базе данных Федерального регистра медицинских работников записи о специалисте. При отсутствии таковой специалист обращается к своему работодателю с просьбой о внесении соответствующих данных.

Получив доступ к личному кабинету, специалист самостоятельно формирует собственную образовательную траекторию и в дальнейшем проходит соответствующее обучение, согласуя выбор учебных программ с работодателем. Оплата обучения будет проводиться на коммерческой основе или с применением образовательного сертификата.

По окончании обучения с портфолио, которое формируется в личном кабинете, специалист проходит процедуру повторной аккредитации.

По существующей на настоящий момент модели непрерывного медицинского образования (НМО) специалист должен за пять лет до предстоящей аккредитации набрать 250 учебных часов (кредитов). Предполагается, что часы (кредиты) должны распределяться следующим образом: участие в образовательных мероприятиях должно составлять 30% учебного времени, освоение программы без отрыва от работы, дистанционное обучение должно составлять около 35% и освоение программы с отрывом от работы - 35%.

Указанные преобразования в системе дополнительного профессионального образования приведут к значимым изменениям всей структуры образовательного процесса при повышении квалификации, так как на очную форму обучения специалистов в очередном учебном периоде будет приходиться лишь 90 часов всего учебного времени (15 дней при 6 учебных часах в день). На первый план выйдут краткосрочные программы обучения, с ориентацией на решение как специальных, так и межпрофессиональных задач и проблем. Целью любой образовательной программы является повышение компетентности спе-

циалиста, поэтому результатом обучения будет приобретение новой или совершенствование уже имеющейся компетенции [1]. Дистанционная часть обучения должна будет направлена в основном на приобретение теоретических знаний. Очная часть максимально ориентирована на приобретение и совершенствование практических навыков. Основой построения учебной программы становится универсальный модуль, содержащий как теоретические, так и контрольно-измерительные материалы, который в зависимости от запросов потребителей может использоваться при очном и дистанционном обучении, самостоятельно и в составе программ.

Так как количество слушателей на учебных программах с применением дистанционных образовательных технологий может быть ограниченно техническими возможностями электронными образовательного ресурса и косвенным образом стоимостью обучения, то, несомненно, основная конкурентная борьба среди медицинских вузов в сфере ДПО развернется именно на площадке дистанционного обучения в системе НМО.

Таким образом, внедрение системы НМО вынуждает активно внедрять электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ) на факультете дополнительного профессионального образования и в нашем учебном заведении. Хотя ради справедливости следует заметить, что до настоящего времени в нормативных актах понятия «непрерывное медицинское образование» и/или «непрерывное профессиональное развитие» (НПР) отсутствуют, как впрочем, четко не определена и сама концепция непрерывного медицинского образования.

Внедрение ЭО предполагает существенное отличие от реализации образовательного процесса по традиционной технологии: обязательное применение баз данных и информационно-

телекоммуникационных сетей. Фактически речь идет о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электрон-

ным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. В отличие от электронного обучения применение ДОТ предполагает хоть и опосредованное (на расстоянии), но взаимодействие обучающихся и педагогических работников, реализуемое в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей. Однако такое взаимодействие может реализовываться и без использования баз данных и формирования электронной информационно-образовательной среды с применением пересылки материалов по почте, путем телерадиовещания, но эти технологии являются устаревшими и их использование на настоящий момент неактуально и стремительно сокращается.

В сфере дополнительного профессионального образования Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года не предусмотрен перечень образовательных программ, при реализации которых, не допускается применение исключительно ЭО и ДОТ.

Конечно, любая форма обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны. Среди минусов ЭО и ДОТ следует выделить психологические особенности, которые имеют несколько аспектов: связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем и другими обучающимися и с личностными особенностями слушателей. Личность педагога играет важную роль в процессе обучения, его знания и заслуги, ораторское искусство, манера речи, запоминающиеся примеры, шутки сказываются на эмоциональной привязанности слушателей к предмету обучения.

Одной из целей обучения врачей предусматривается подготовка компетентного специалиста, отвечающего запросам общества. Зачастую удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи определяется не только и не столько проведением медицинских манипуляций, сколько соответствием психологическим потребностям и субъективным ожиданиям больных. Поэтому психологическая и коммуникативная компетентность врачей,

способность к сопереживанию, милосердное отношение к пациентам очень значимая составляющая работы. Важную роль в ее формировании играет живое общение с преподавателем, который своим личным авторитетом, примерами возможных решений не только клинических, но и жизненных ситуаций формирует профессиональные качества специалиста, но именно эта часть наиболее всего страдает при обучении с применением ДОТ и ЭО. Преподавателям, занимающимся с «взрослыми» слушателями, хорошо известны особенности преподавания у такого контингента обучаемых. Это «психологическая ломка» устоявшихся представлений и стереотипов профессиональной деятельности при освоении принципиально нового материала, нежелание воспринимать то, что находится в противоречии с взглядами и опытом обучающегося. Наличие значительного диапазона в возрасте обучающихся, который обусловливает разное качество восприятия, различия в памяти, способностях к обучению. Различия обучающихся по уровню теоретической и профессиональной подготовки, по стажу работы. Учет всех этих факторов для достижения результата обучения возможен лишь при непосредственном контакте с преподавателем.

С другой стороны, система образования с применением ДОТ и ЭО, предъявляет высокие требования к самоорганизации самих обучающихся, к техническому обеспечению рабочего места. Имеется ряд ограничений при отработке большинства практических навыков, сложности в организации активного обучения.

Существуют технические недостатки, которые могут быть обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры. Не решена проблема с аутентификацией пользователя при проведении контроля и изучения теоретического материала.

Из преимуществ применения ДОТ и ЭО, следует отметить возможность обеспечения информационной поддержки учебного процесса, а именно учебными пособиями, методическими разработками, видеозапи-

сями, электронным тестированием и другими методическими материалами в электронном виде, что раньше приходилось делать с применением бумажных носителей.

Эти учебные технологии предоставляют возможность формирования индивидуальной траектории обучения как за счет выбора траектории самим обучающимся, так и по результатам проверки уровня знаний. Доступность электронных образовательных ресурсов приводит к интенсификации самостоятельной работы обучающегося, у которых всегда есть возможность восполнить пробелы при пропуске лекции или практического занятия, а также при подготовке к экзамену и прочим видам контроля.

Обеспечивается высокая доступность образовательных ресурсов: любой специалист из любого уголка страны при наличии интернета и компьютера или планшета может проходить обучение, которое ему было недоступно.

Некоторые разработчики концепции НМО указывают на экономические преимущества применения ЭО и ДОТ - на аудиторном фонде, общежитиях и пр. Однако заявляемая экономия на преподавательских ресурсах достаточно сомнительна, так как создание лекций для ДОТ занимает достаточно большое количество времени, включая время на запись, обработку лекции техническими службами, прослушивание окончательного варианта автором, размещение лекции в системе. Если учесть, что актуальность записанной лекции с учетом развития медицинской науки составляет не более 2-3-х лет, то экономия возможна только в случае очень большой аудитории обучающихся. Таким образом, расходы на обучение при использовании дистанционной формы намного меньше, чем при очном обучении для самих обучаемых. Финансовая эффективность ДО для учебного заведения становится заметной лишь в случае большого количества слушателей.

Выводы

Таким образом, учет положительных и отрицательных сторон применения ДОТ и

ЭО в системе дополнительного профессионального образования врачей, предполагает их ответственное и взвешенное использование. На настоящий момент на переходном этапе речь идет о преимущественном применении смешанных технологий, тем более что в этом случае требова-

ния к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) и образовательной организации не предъявляются, требование необходимости создания условий ее функционирования и требования к составу ЭИОС определяет сама организация.

Литература

1. Ваулин, С.В., Алексеева, М.В. Неинституциональные формы в системе непрерывного профессионального образования врачей-психиатров [Текст] / Ваулин С.В., Алексеева М.В. // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.