Дистанционные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании
Ибрагимова Ольга Васильевна доцент к.п.н., заместитель директора Института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт»,
доцент кафедры менеджмента, институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.
Г.И. Носова», пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, (3519)265263 [email protected]
Кузнецова Нина Владимировна доцент к.п.н., доцент кафедры менеджмента, институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им.
Г.И. Носова», пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, (3519)230428 nina-kw@,mail. т
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного
профессионального образования. Выделяются факторы, актуализирующие использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов. Формулируются цели применения дистанционных образовательных технологий. Разрабатываются критерии выбора средств организации электронного обучения. Описывается структура и содержание системы дистанционного обучения на основе использования среды Moodle. Определяются функции участников образовательного процесса в системе дистанционного обучения дополнительного профессионального образования. Представленный в статье материал апробирован в ходе реализации дополнительных профессиональных программ на базе Института дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова.
In the article the features of distance educational technologies in the system of additional professional training are considered. The factors actualizing the use of distance educational technologies and e-learning in training and professional retraining are shown. The aims of distance educational technologies are formulated. The criteria for selecting e-learning tools are developed. The structure and content of distant learning on the basis of Moodle are described. The functions of the people involved in the distant learning system of additional professional training are defined. The material given is tested in the course of additional professional programs at the Institute of Additional Professional Education and Human Engineering "Gorizont" of Nosov Magnitogorsk State Technical University.
Ключевые слова
дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, дополнительное профессиональное образование;
distant learning, e-learning, distance educational technologies, additional professional education.
Введение
В условиях модернизации российской системы образования и усложнившейся экономической ситуации в России и мире все более актуальным становится развитие дополнительного профессионального образования (ДПО), позволяющего оперативно реагировать на изменения внешней среды и решать проблемы компетентностного развития личности, учитывая потребности обучающихся и работодателей, формирующих рынок труда. Информатизация современного общества, развитие информационно-коммуникационных технологий, изменения в системе образования вызвали необходимость применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в дополнительном профессиональном образовании.
Мы согласны с мнением А.А. Андреева, В.И. Солдаткина, что с развитием дистанционного обучения (в том числе в системе дополнительного профессионального образования) связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем общества:
- повышение общеобразовательного уровня населения;
- расширение доступа к высшим уровням образования;
- удовлетворение потребностей в высшем образовании;
- организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений [1].
При этом дистанционные технологии обучения рассматриваются в качестве одного из условий инновационного развития высшего образования в России (что напрямую связно с совершенствованием качества учебного процесса и с сохранением кадрового потенциала вузов) [2].
С другой стороны, мы разделяем точку зрения О.У. Гогицаевой, Л.М. Кубаловой, Ю.Б. Хаблиевой, что в России значение и роль дополнительного профессионального образования обусловлена необходимостью переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения в связи с происходящими процессами модернизации экономики и демократизации общественной жизни [3]. Широко применяются нетрадиционные методы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях, в первую очередь - системы открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях [4].
Все выше перечисленное актуализирует вопрос применения дистанционных образовательных технологий в практике дополнительного профессионального образования. Применение дистанционных образовательных технологий позволяет сделать дополнительное образование более доступным, а систему организации, сопровождения и контроля учебного процесса - более эффективной. Это также соотносится с основными принципами современного образования, провозглашенными Международной комиссией по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО): «образование для всех» и «образование через всю жизнь». Дистанционные образовательные технологии органически вписываются в систему непрерывного образования и отвечают принципу гуманистичности.
Методология и/или теоретическая часть
Решение о внедрении дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования в настоящее время поддерживается законодательно. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организациями основано на положениях:
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ».
Так, законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательную практику введены категории: «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии».
Согласно с положениями статьи 16 (п.1) N 273-ФЗ, под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5].
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [5].
Дистанционные технологии могут использоваться во всех видах дополнительного профессионального образования (при повышении квалификации, профессиональной переподготовке) при всех формах обучения, предусмотренных законодательством, - очной, заочной и очно-заочной.
Информационно-образовательная среда системы дистанционного обучения -это системно организованная совокупность средств передачи данных,
информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера с применением дистанционных образовательных технологий. Информационно-образовательная среда включает образовательный портал, систему дистанционного обучения, электронные библиотечные системы и прочие электронные и образовательные ресурсы [6].
Образовательный портал - единая «унифицированная» точка доступа к образовательным ресурсам, предназначен для накопления, систематизации, хранения и использования электронных ресурсов, позволяющих обеспечить качественную информационную и учебно-методическую поддержку учебного процесса [6].
Электронные учебно-методические ресурсы - это учебно-методические материалы на электронных носителях (и их сетевые версии), содержащие комплекс обязательных для усвоения обучающимися базовых знаний по дисциплине (модулю). К электронным учебно-методическим ресурсам относятся:
- электронные учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы;
- виртуальные лаборатории;
- тренинговые компьютерные программы;
- электронные тестирующие комплексы;
- электронные хрестоматии и справочники (в том числе энциклопедии и глоссарии) [6].
Дополнительное профессиональное образование в современных условиях должно базироваться на инновационном подходе не только к педагогической деятельности, к формам и технологиям организации учебного процесса, но и к содержанию дополнительных образовательных программ, а также к формам их представления [7].
По оценкам специалистов, современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен на применение совокупности технологий обучения, в рамках которых обучающийся должен тратить до 40% времени на дистанционные формы обучения, примерно 40% - на очные, а оставшиеся 20%) - на самообразование, а на заочные формы обучения студентов может приходиться не более 20 % учебного времени, а в остальное время студент усваивает программу самостоятельно [4].
Важным и перспективным направлением развития системы дополнительного профессионального образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, информационных и телекоммуникационных технологий.
И.Н. Мовчан [8] выделяет следующие виды технологий дистанционного обучения:
1) кейс-технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов и их доставки студентам для самостоятельного изучения. При данной технологии используются следующие виды учебно-методических материалов: печатные материалы (учебно-методические комплексы, учебники, методические пособия на бумажном носителе); материалы на аудио-, видеоносителях (обучающие аудио- и видеокассеты); материалы на CD-дисках (видеолекции, учебно-тренировочные комплексы, обучающие игры). Доставка материалов и взаимодействие между участниками процесса обучения происходит при помощи традиционной почты, факса, телефона, а также средств телекоммуникационных технологий;
2) сетевые технологии, базирующиеся на использовании локальных и глобальных сетей Интернет и Интранет и реализующие все формы взаимодействия между преподавателем и студентами, такие как: представление в сети учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов;
организацию общения, консультации с преподавателем, взаимодействие группы студентов между собой и с преподавателем, проведение контрольных мероприятий;
3) технологии видеоинтерактивного обучения, использующие глобальные и локальные сети для взаимодействия студентов с преподавателем и между собой в режиме реального времени. Видеоинтерактивное обучение максимально приближено к традиционному классическому.
В методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме [9] определены следующие модели:
- полностью дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя);
- частичное использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих организовать дистанционное обучение (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) обучающегося (слушателя).
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы).
Модель, при которой происходит частичное использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДПП, очные занятия чередуются с дистанционными.
Применение (использование) этих моделей образовательной организацией обуславливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, а именно:
- содержанием ДПП;
- нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий);
- материально-технической базой (электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);
- уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных и педагогических работников соответствующего основного и (или) дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников, использующих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии) [9].
Любая модель процесса дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий должна предусматривать:
- гибкое сочетание самостоятельной деятельности обучающихся с различными источниками информации;
- оперативное и систематическое взаимодействие с преподавателем курса;
- групповую работу по типу обучения в сотрудничестве с участниками данного курса;
- совместные телекоммуникационные проекты участников
курса;
- контроль учебной деятельности студентов и презентацию промежуточных и итоговых результатов обучения [10,11].
Методологическими принципами организации учебного процесса и освоения дополнительных профессиональных программ на основе применения дистанционных образовательных технологий являются:
1) принцип интерактивности (выражающийся в постоянных контактах всех участников учебного процесса посредством использования специализированной информационно-образовательной среды - форумы, Интернет-конференции, электронная почта и т п.);
2) принцип адаптивности (позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию различных дидактических моделей проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения - интерактивных тестов, тренажеров, практикумов удаленного доступа и др.);
3) принцип гибкости (дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время);
4) принцип модульности (позволяющий использовать участникам образовательного процесса необходимые им сетевые учебные курсы или отдельные составляющие курсов для реализации индивидуальных учебных планов);
5) принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся [12].
Поиск путей повышения эффективности дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий привел нас к необходимости выбора средств организации электронного обучения.
К основным критериям выбора средств организации электронного обучения относятся следующие:
- функциональность;
- надежность;
- стоимость или наличие свободно распространяющихся конфигураций;
- наличие средств разработки контента;
- наличие встроенной системы проверки знаний;
- эргономичный интерфейс (удобство использования);
- масштабируемость и расширяемость;
- перспективы развития платформы;
- поддержка пользователей.
Всем этим критериям удовлетворяет среда дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (http://moodle.org/) [13].
Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. Преимущества Moodle:
- распространяется в открытом исходном коде - возможность доработки под особенности конкретного образовательного проекта, разработки дополнительных модулей, интеграции с другими системами;
- ориентирована на интерактивные технологии обучения -позволяет организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;
- имеет широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и др.;
- возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную);
- полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);
- соответствует разработанным стандартам и предоставляет возможность вносить изменения без тотального перепрограммирования;
- программные интерфейсы обеспечивают возможность работы людям разного образовательного уровня, разных физических возможностей (включая инвалидов), разных культур.
Web-сайт МооШе бесплатно оказывает пользователям платформы качественную поддержку. Благодаря чему МооШе имеет многочисленное российское сообщество пользователей.
Применение дистанционных технологий в системе ДПО
Выделим некоторые факторы, которые актуализировали применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования:
- развитие информационно-коммуникационных технологий, требующее изменений программ обучения как по содержанию, так и технологии преподавания;
- потребность в индивидуализации непрерывного профессионального обучения;
- быстрое устаревание знаний, необходимость их постоянного обновления;
- интенсификация образовательного процесса;
- необходимость учета опыта работы и имеющегося уровня компетентности обучающегося;
- необходимость создания эффективных механизмов влияния потребителей на качество предоставляемых образовательных услуг и др.
Анализ вышеперечисленных факторов, опыт работы в системе дополнительного профессионального образования позволили нам сделать вывод о необходимости применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Основными целями применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ в Институте дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» (ИДПО МГТУ «Горизонт») являются:
1) повышение доступности дополнительного профессионального образования для потребителей образовательных услуг;
2) максимальное удовлетворение спроса на образовательные услуги по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
3) предоставление обучающимся возможности повышать квалификацию и проходить профессиональную переподготовку без отрыва от производства или с частичным отрывом от производства;
4) интенсификация процесса обучения;
5) предоставление обучающимся возможности освоения дополнительных профессиональных программ непосредственно по месту жительства или временного пребывания (нахождения);
6) создание и внедрение новых современных форм, технологий и средств обучения, включая электронный образовательный контент и сеть Интернет;
7) повышение эффективности учебного процесса путем создания качественного актуального контента, представленного в соответствии с международными стандартами;
8) расширение рынка образовательных услуг ИДПО МГТУ «Горизонт»;
9) повышение конкурентоспособности ИДПО МГТУ «Горизонт» на рынке образовательных услуг дополнительного профессионального образования;
10) минимизация затрат на организацию и реализацию образовательного процесса ДПО, укрепление экономического потенциала ИДПО МГТУ «Горизонт».
Достижение поставленных целей позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг и эффективность деятельности ИДПО МГТУ «Горизонт».
При реализации программ дополнительного профессионального образования или их частей (дисциплин, модулей) с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт»:
- создает условия для функционирования электронной информационно - образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно работников по дополнительным профессиональным программам.
Техническое обеспечение применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации дополнительных профессиональных программ в ИДПО МГТУ «Горизонт» включает в себя:
- серверы для обеспечения функционирования программного и информационного обеспечения системы дистанционного обучения;
- средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации и развития программного и информационного обеспечения системы дистанционного обучения;
- коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению системы дистанционного обучения через локальные сети и Интернет.
Пропускная способность канала для доступа в Интернет должна быть не менее 512 кб/с для работы с порталом системы дистанционного обучения и 1024 кб/с в случае использования телеконференцсвязи.
В пакет необходимого программного обеспечения входят:
- офисный пакет для работы с документами (Open Office (открытое бесплатное программное обеспечение) или Microsoft Office (при условии наличия лицензии));
- Adobe Reader 8 и выше;
- браузер для доступа в Интернет с поддержкой Adobe Flash Player 10.1 и выше, Apple QuickTime Player, Java 6.0 и выше.
Технологии образовательного портала системы дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт» обеспечивают идентификацию личности обучающегося, сбор и анализ результатов педагогического мониторинга по каждому слушателю и по группам.
В Институте дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» обучение с применением дистанционных технологий реализуется с использованием среды дистанционного обучения Moodle (рис.1).
В настоящее время разработано и реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 51 образовательная программа:
- 38 программ повышения квалификации;
- 10 программ профессиональной переподготовки;
- 2 общеобразовательные общеразвивающие программы;
- 1 программа профессионального обучения.
Рис. 1. Стартовая страница портала дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт»
Организация и сопровождение дистанционного курса предусматривает определение и обеспечение:
- порядка регистрации слушателей в дистанционной среде;
- процесса сопровождения преподавателем образовательного процесса в системе дистанционного обучения: временные ограничения на прохождение дистанционного курса, промежуточный и итоговый анализ результатов деятельности обучаемых, психологическое и практическое
оказание помощи обучаемым при аппаратно-программных сбоях во время работы в дистанционной среде;
- основных ролей и функций деятельности субъектов обучения в дистанционной среде.
Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт» являются: обучающиеся (слушатели), преподаватели, специалисты учебно-методического отдела, специалисты отдела учебно-информационных технологий. Они выполняют следующие функции.
Обучающийся:
- получает доступ к системе дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт» (логин, пароль и инструкцию пользователя);
- получает учебно-методическую помощь, консультации по организационным и техническим вопросам доступа и использования системы дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт» у специалистов учебно-методического отдела, специалистов отдела учебно-информационных технологий ИДПО МГТУ «Горизонт»;
- самостоятельно обеспечивает доступ к системе дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт» посредством использования подходящих телекоммуникационных устройств;
- самостоятельно изучает дистанционный курс (модуль, учебную дисциплину) с помощью учебно-методических материалов на портале системы дистанционного обучения и учебной литературы в объеме часов, предусмотренных учебным планом и графиком учебного процесса;
- получает консультации преподавателей по вопросам изучаемого курса с использованием средств телекоммуникаций;
- выполняет практические работы и отправляет их в системе дистанционного обучения на проверку преподавателю;
- после самостоятельного изучения дистанционного курса (модуля, учебной дисциплины) проходит текущую (если предусмотрено учебным планом) и итоговую аттестацию.
Преподаватель:
- разрабатывает учебно-методические материалы для системы дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт»;
- самостоятельно или с помощью специалистов учебно-методического отдела, отдела учебно-информационных технологий ИДПО МГТУ «Горизонт» размещает их на портале;
- консультирует слушателей ИДПО МГТУ «Горизонт» по вопросам изучаемого курса с использованием средств телекоммуникаций;
- проверяет правильность выполнения практических заданий слушателями и выставляет оценки в системе дистанционного обучения;
- оценивает результаты текущей и итоговой аттестации слушателей.
Специалист учебно-методического отдела ИДПО МГТУ «Горизонт»:
- обеспечивает организацию образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
- сопровождает online мероприятия, предоставляет оперативную помощь и консультирует участников по работе в системе дистанционного обучения;
- обеспечивает организационное и методическое сопровождение работы слушателей в системе дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт»;
- обеспечивает и контролирует выполнение учебной нагрузки преподавателей в системе дистанционного обучения;
- контролирует выполнение учебного плана слушателями ИДПО МГТУ «Горизонт», в том числе прохождение текущей и итоговой аттестации;
- организует обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе ИДПО МГТУ «Горизонт».
Специалист отдела учебно-информационных технологий ИДПО МГТУ «Горизонт»:
- обеспечивает бесперебойную работу программно-технических средств системы дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт»;
- обеспечивает программно-техническое сопровождение образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
- организует доступ участников образовательного процесса в систему дистанционного обучения ИДПО МГТУ «Горизонт».
Перед тем, как начать обучение, каждый слушатель знакомится с инструкцией по работе с дистанционным порталом и регистрируется в системе дистанционного обучения. Слушателем из предложенного списка выбирается категория курсов, затем название курса (рис. 2).
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАДРОВОГО ИНЖИНИРИНГА МГТУ «ГОРИЗОНТ»
£ь не вошы е мстеыу
вход ИДЛО МТУ
начало ► Курсы * Краткосрочные курсы
3 Категории курсов
Поиск курса
в начало 0> новости сайта ▼ Курсы
* Допогонгепьяо* оврмсеэнке » Профессиональная подеотока ► профессиональная
▼ Краткосрочные курсы
■ Теория и иетоаяа преподавания >чебнсга првдм=га «Бимюшя» в условия
» Овщепвозчание и История I условии* реализации ФГОСОО
■ Управление дошкшьными
образовательными
I уСПОМЯХ
■млей, а Маркшейдерия * Памапдео-ледэгэтческие основы грс.регаюнпьчэг о
Страница 1 2 (Далее)
Ш Теория и методика преподавания учебного предмета «Биология» в условия* реализации оГОС 00 в
Ш Теория и методика преподавания учебны* предметов «Общеетэсхиамие* и «история» в условия» реализации фгос О 00
Ш '/правление дошкольными образовательными учреждениями в условиях сведения ФГОС
Ш Производство маркшейдерских работ и охрана недр О
Ш Постопосо-педагогические основы профессионального образования
Ш Псш>лого-педэгоп1чес кое сопровождение образовательного процесса в школа?: (классах) VI вцдз в условия* О
реализации ФГОО
Ш Библиотека в информационионзбразоватепьном пространстве ОУ в условия* ФГОС Ш методлкз преподавания физики в рамках ФГОС ООО Ш Преподавание предмета химии в условиях ©ГОС ООО
Ш Современна Л урок в начальной тюле с позиции формирования универсальных учебны* действий
Ц] Социальное и псмшето-педагогическое сопровождение введения и реализации ФГОС НОО и ООО &
ш Современные педагогтес кие теанопопм развития детей в усговиж введения Федерального государственного О
образовательного стандарта дошкольного образования
Ш Психолого-педзгогическая подготовка преподавателей учреждении дополнительного профессионального О
Рис. 2. Выбор курса на портале дистанционного обучения
После выбора слушателем курса для обучения в левой части экрана появится обзор текущего курса, название и список тем (рис. 3).
т
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ш и КАДРОВОГО ИНЖИНИРИНГА МГТУ «ГОРИЗОНТ»
бы НЮ №**»« Crvt ВДО1Ч<№1 Мрнинн (8м«од)
ВЫХОД ИДПО МГТУ
В качало ► Мои курсы ► Профессиональная переподготовка *- КЬенедхиекг в обрз»БЭНии <252) Навигация
е начало Нсеостной форум
и и&ядсшадяястрэнща
► ИДПО «ГБОУ ВПО ЧИТУ"
► ua«np<e«ni, ▼ Тмтийщк
▼ МеседаиенгвобрлзоБа*»»
(252)
► Участию*
► Мщв*
► Нврмагивно-праимые оснее»: деягепьностм
оС'РэовЗГ^пьнсн
оринищии
► Тесрия лфмязарА
» игН£ДУ«6НТ6 C0SP5
► 04ра;о«-эттьиьи
МвР«Т№С
► Эконздотеоия теория
► ПСНШМЛМДОШМИА
Норматмано-лравовые основы деятельности образовательной организации
Нсрмэтивно-сравозае основы ДО
% ФГОСДОН112013
комментарии! ФГОС
f* 0 продолжительности рабочего времени педагогических работников
1| Письмо об организации ратины форм присмотре и ухода sa детьми
Гф> Постановлен!»« Правитегьствз О лицензировании образовательной деятельное™
Постановлен!« Правитегьствз Об оказании ппзтньк услуг
ПМСИЮфйруыаы
Расширенный
Последние иовктк Е I
дв«акть ту« тему (По*а нмоски нет)
Предсмяцие события
-. прикрепить огв«1ы на эгдани> чгавзПЗМар'.ООМ
J Прикрепить ответ на задания >шнрМ 9 Март, 00:00
П^рЙНП! К КЗЛвВДЗрЮ. СО&ЛЖ
Последние деисии*
ЕЙ
Рис. 3. Выбор темы для изучения
Среда Moodle предоставляет удобные инструменты для моделирования системы дистанционного обучения.
В системе Moodle существует 3 типа форматов курсов: форум, структура (учебные модули без привязки к календарю), календарь (учебные модули с привязкой к календарю). Курс может содержать произвольное количество ресурсов (веб-страницы, книги, ссылки на файлы, каталоги) и произвольное количество интерактивных элементов курса [14].
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он может быть представлен как файл различных форматов - видео, текстовый, презентация и др.
Основные материалы электронного курса рекомендуется представлять слушателю в форматах слайд-лекций, электронных учебных пособий, электронных методических указаний, симуляторов, тренажеров и деловых игр.
Электронные учебные пособия представляют собой электронные учебно-методические материалы разной степени интерактивности и разного уровня сложности. Электронные учебные пособия предназначены для обеспечения теоретической подготовки слушателей и формирования у них ориентиров для самостоятельной работы с дополнительными источниками информации [15].
В системе Moodle может быть использован инструмент Wiki, который позволяет создавать документ несколькими людьми сразу с помощью простого языка разметки прямо в окне браузера, то есть с его помощью обучающиеся могут работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
Элемент «Анкеты» предоставляет несколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения в дистанционных курсах.
С помощью Глоссария в среде Moodle создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов каждой лекции.
Задания позволяют преподавателю ставить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер. Преподаватель проверяет выполнение задания и выставляет оценку.
Опрос. Одно из его применений - проводить голосование среди обучающихся. Это может быть полезным в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы или используемого инструмента.
Тесты. Этот элемент позволяет преподавателю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть в закрытой форме (множественный выбор), с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других).
Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель может организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.
В условиях дистанционного обучения огромное значение приобретает промежуточный и итоговый контроль.
Для всех элементов курса возможно оценивание, в том числе по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок (рис. 4). Для курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе, где за выбранный промежуток времени преподаватель может увидеть новых зачисленных студентов, новые сообщения в форумах, законченные попытки прохождения тестов и других элементов курса.
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАДРОВОГО ИНЖИНИРИНГА МГГУ «ГОРИЗОНТ»
В« НОЛЯ под пне«?и 0№* 6*СНПо46"* И&4ЛпД0в| (ВШОД}
Выход 11ДГЮ МГТУ
В начало » Мои курса - Дополнительное образование - педагогическая деятельность преподавателя по подготовке водителей авто * Андрагогнка Особенности обучения взрослых ► Контрольная работа по дисциплине "Андрз/огика Особенности обучения е * Оценивание
■ Моя домашняя страница > ИДТО ФГБОУ ЕЛО ИЛУ*
Контрольная работа по дисциплине: "Андрагогнка Особенности обучения взрослы*"
Действия оценивания Изолированные фуппы ЩЗЭ
Мои профиль ВыОрап . Имйракетиелольхвагеяя Кия
Те*ушийк)рс ■ В 1 (Ьвыило* 0
» Паваплмеонй деятельность
препода» этеля по подготовке ■ Ольга
водителей зло
► Участники Еурпакоаа
> ОСцн
■ Тагыъиа
> Гямл 1 Юрьевна
> нериаткмо-оравовы* кленом
соовы прсфесаюнагъного
образом*** Пан.г
■
> Пс«фесоадижьна» Юоьввяч
педагогика ^ере^ичежо
( Профессиональна*
ЛЭИОДОГИЧ ■ Исаи
> Основы ыетедтн Баяеееич
профессиональною общения Гатьгое
Адрес зл ектрониой поч1ы Индкаидуал ьнын покер Статус
- " В
Оцени Рвпаия
В 1=
р».*1сЬ««(3©дтз|1 сот
Отм У
йпд 98,(Ю/100,00
оцвмсм
Оценено
Ответы >' Г*
для ЮО.И/100,00
сченкм Оценено
Опт Й Я
для 100.5» Л00,00 аднкн Оценено
Огаеты '*'.
для 98,1» /100,00
сценк*
Оценено
Рис. 4. Оценивание на портале дистанционного обучения
Кроме того, на странице блогов можно детально просмотреть, какие действия выполнялись в курсе различными участниками. В Moodle активно используется e-mail рассылки копий сообщений с форумов, отзывов слушателей, есть возможность отправки e-mail сообщений произвольной группе участников курса.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования позволяет своевременно реагировать на запросы слушателей и организовать доступное и качественное повышение квалификации или профессиональную переподготовку. ДОТ усиливают конкурентоспособность дополнительных образовательных программ, создавая условия для построения индивидуальных образовательных траекторий, максимальной индивидуализации учебного процесса.
Заключение
В статье изложен опыт разработки и внедрения системы дистанционного обучения в Институте дополнительного профессионального образования и кадрового инжиниринга МГТУ «Горизонт» с использованием среды дистанционного обучения Moodle. Выделены факторы, актуализирующие использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в системе дополнительного профессионального образования. Сформулированы цели применения дистанционных образовательных технологий в ДПО. Обозначены критерии выбора средств организации электронного обучения. Определены функции участников образовательного процесса в системе дистанционного обучения. Показаны конкретные решения по реализации системы дистанционного обучения в дополнительном профессиональном образовании.
Литература
1. Андреев А. А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Романов Е.В., Романова Е.В. Реализация дистанционных технологий обучения как условие инновационного развития высшего образования в России // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т.17. - №3. - С.448-458.
3. Гогицаева О.У., Кубалова Л.М., Хаблиева Ю.Б. Использование дистанционных образовательных технологий в реализации дополнительных профессиональных программ. URL: http://labourmarket.ru/conf11/reports/gogitsaeva_kubalova_hablieva.doc (дата обращения 12.02.2015)
4. Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Тимошкина Н. В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т.18. - №1. - С.395-407.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". М.: Эксмо, 2014. - 208 с.
6. Порядок применения и реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова» [Электронный ресурс]. URL: https://192.168.20.26/SitePages/home.aspx (дата обращения: 27.04.2015)
7. Можаева Г.В. Дистанционные технологии в дополнительном профессиональном образовании // Открытое и дистанционное образование. - Томск, 2007. - №3 (27). - С. 5-10.
8. Мовчан И.Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/09/37153 (дата обращения: 14.04.2015).
9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 178777/ (дата обращения 13.05.2015)
10. Савельева Л.А. Мониторинг самостоятельной работы студентов по информатике / Савельева Л.А. // Сборник научных трудов Sworld. - 2010. Т. 26. - № 4. - С. 4749.
11. Мовчан И.Н. Проблемы подготовки специалистов в области информационной безопасности / И.Н. Мовчан // Открытое образование. - 2013. - № 5. - С. 78-80.
12. Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций. - М.: 2005. - 120с.
13. http://docs.moodle.org/
14. Андреев А.В., Андреева С.В., Бокарева Т.А., Доценко И.Б. Новые педагогические технологии: система дистанционного обучения MOODLE. URL: http://ido.tsu.ru/other res/pdf/jurnal3%2823%29 5-7.pdf (дата обращения 12.02.2015)
15. Афанасьев В.П., Коноплев Г.А., Тимофеев А.В. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при повышении квалификации и переподготовке инженерных кадров // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т.16. - №4. - С.372-386.