Научная статья на тему 'Многоуровневая структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования'

Многоуровневая структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дружинина Наталия Васильевна

Стремительные темпы развития образования, необходимость в непрерывном повышении квалификации требуют новых форм и методов работы в организациях дополнительного профессионального образования. Одним из направлений является электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. В данной статье представлен вариант модели организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования. Модель разработана на основе анализа научно-методической литературы, изучения действующих моделей обучения в организациях дополнительного профессионального образования и направлена на реализацию профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дружинина Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования»

УДК 378.046.4

Дружинина Наталия Васильевна

Старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, dnvtimdo@yandex.ru, Новосибирск

многоуровневая структурная модель обучения

С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫХ

технологий в организации дополнительного профессионального образования

Аннотация. Стремительные темпы развития образования, необходимость в непрерывном повышении квалификации требуют новых форм и методов работы в организациях дополнительного профессионального образования. Одним из направлений является электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. В данной статье представлен вариант модели организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организации дополнительного профессионального образования. Модель разработана на основе анализа научно-методической литературы, изучения действующих моделей обучения в организациях дополнительного профессионального образования и направлена на реализацию профессиональных стандартов.

Ключевые слова: многоуровневая модель обучения, уровень квалификации, повышение квалификации, профессиональный стандарт, дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.

Druzhinina Natalia Vasilievna

Senior Lecturer of the Department of Theory and Preschool Education of Novosibirsk Institute of Professional Development and Retraining of Workers of Education, dnvtimdo@yandex.ru, Novosibirsk

MULTILEVEL STRUCTURAL MODEL OF TRAINING USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The rapid pace of development of education, the need for continuous professional development require new forms and methods of work in organizations of additional vocational training. One of the areas of e-learning is using distance learning technologies. The paper presents a variant of the model provide training using distance learning technologies in the organization of additional vocational training. The model is developed on the basis of analysis of scientific and methodological literature examining existing models of learning organizations in additional professional education and aimed at the implementation of professional standards.

Keywords: multi-level model of training, skill level, training, professional standards, continuing professional education, distance education technologies.

Развитие информационных и коммуникационных технологий способствовало появлению обучения с применением дистанционных образовательных технологий, которые в состоянии обеспечить непрерывность образования. Первым этапом реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий является выбор модели обучения.

В научной, учебной и методической литературе авторами Е. С. Полат [1],

И. В. Сергиенко [3], С. Г. Тютюгиной [8] и др., представлен ряд моделей обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Данные модели предполагают изучение единого электронного учебника, обязательное выполнение заданий и прохождение контрольных мероприятий. Применение подобных моделей оправданно при обучении людей с единым базовым уровнем образования и применяется, как правило, при организации обучения с при-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

менением дистанционных образовательных технологий в школьном, среднем профессиональном и высшем образовании.

Слушателями дополнительного профессионального образования являются педагогические работники, имеющие разный уровень базового образования, различный уровень квалификации и профессионального опыта. Исходя из этого возникает необходимость в создании модели реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, ориентированной на разные базовые уровни слушателей, и следовательно - на различную траекторию обучения.

Рассмотрим имеющиеся варианты обучения с применением дистанционных образовательных технологий в организациях дополнительного профессионального образования.

Применение дистанционных образовательных технологий при обучении в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «ЮжноУральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)) [8] является неотъемлемой частью дополнительного профессионального образования (повышения квалификации). Обучение развернуто на базе системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей». После заключения договора слушателю предлагается список модулей с краткой аннотацией. Среди модулей указан один инвариантный модуль (обязательный для изучения) и ряд вариативных с указанием нормативного времени освоения модуля (учебные часы). Слушатель самостоятельно выбирает себе интересующие модули в рамках учебного времени курса (108 часов). После определения модулей тьютор открывает доступ к учебным материалам курса.

Каждый модуль имеет лекционный материал для изучения в формате веб-документа, дополнительные практические материалы, презентации. При изучении модуля слушатель проходит тестирование для самопроверки (функция тестирования встроена в СДО «Прометей» и применяется при прохождении тестирования) и выполняет практическое задание. Практическое задание прикрепляется в виде файла к ответу так же внутри оболоч-

ки. После прохождения тестирования или проверки практического задания слушатель видит свои оценки при входе в систему дистанционного обучения. Общение между слушателем и преподавателем происходит посредством электронной почты. Все практические задания также дублируются и пересылаются на электронный адрес преподавателя. Преподаватель проверяет задания и при необходимости практическое задание возвращается для доработки слушателю на его электронный адрес. Консультации слушателя осуществляются по электронной почте.

Данная модель организации курса с применением дистанционных образовательных технологий в полной мере использует все технические возможности СДО «Прометей», а также для исключения фактора случайности при возможном техническом сбое программы используется дополнительный канал связи - электронная почта. Слушателю предоставлен выбор при составлении индивидуального образовательного маршрута. Педагогическое сопровождение осуществляется в форме индивидуальных консультаций слушателей. Взаимодействие между слушателями возможно внутри оболочки посредством личных сообщений, так как доступны для общения все участники группы.

Анализируя организацию обучения с применением дистанционных образовательных технологий в ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ), следует отметить оптимальное использование технических возможностей СДО «Прометей» при размещении учебных материалов курса и наличие педагогического сопровождения слушателей преподавателем в процессе обучения. Однако при возможности выбора слушателем индивидуального образовательного маршрута, модули ориентированы на средний уровень сложности. В системе повышения квалификации обучение проходят слушатели с разными уровнями образования (среднее специальное, высшее, слушатели, не имеющие педагогического образования), с разным стажем работы в образовании, с различными квалификационными категориями. Таким образом, слушатели, или будут осваивать модуль с трудом и отказываться от обучения с применением дистанционных образовательных технологий в пользу очного, или останутся неудовлетворены результатами обучения.

114

Сибирский педагогический журнал ♦ № 4 / 2014

Дистанционные образовательные технологии применяются для повышения квалификации и в Федеральном государственном научном учреждении «Институт художественного образования» Российской академии образования (ФГНУ ИХО РАО) [10], организованы на базе оболочки Moodle. Учебный материал курса разделен на модули. Каждый модуль включает в себя текст лекции в формате PDF и тестирование в форме тестовых заданий в формате PDF.

Итоговой работой по курсу является работа практико-ориентированного характера, в которой слушатель должен представить реализованный в своей образовательной организации проект по определенной тематике и в соответствии с предложенной структурой.

Данная модель организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий практически не использует технологические возможности системной оболочки Moodle, такие как тестирование; обмен информацией внутри курса (в данном случае использовался альтернативный канал связи - электронная почта); система оценивания (слушатель не видит полностью свои оценки за курс); календарь событий. Педагогическое сопровождение данного курса заключается в проверке тестовых заданий и итоговой работы, консультирование слушателей преподавателем отсутствует, взаимодействие слушателей внутри группы не организовано.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что данная модель организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий неэффективна с технологической и педагогической точки зрения и представлена в форме самообучения.

Таким образом, представленные модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий в полной мере не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к обучению взрослых в организациях дополнительного профессионального образования, следовательно, возникает необходимость в разработке иной модели.

Выбор модели обучения зависит от многих факторов: от цели обучения и его задач, от содержания обучения, от уровня образования обучающихся. В условиях организации дополнительного образования взрослых, когда уровень образования, стаж работы и квалификационная категория работников образования существенно разнят-

ся, подходы к организации курса обучения должны быть различными, следовательно, модель дистанционного обучения должна быть многоуровневой [7].

В качестве основы для структурной модели (Рисунок) мы выбрали модульную систему организации дистанционного обучения, так как она в полной мере соответствует целям обучения при повышении квалификации, и добавили разные уровни освоения курса исходя из начального уровня знаний, умений, навыков и компетенций педагогических работников.

Представленные уровни обучения по содержанию соответствуют пятому, шестому и седьмому уровням квалификации профессиональных стандартов [2]. Таким образом, освоение определенного уровня обучения способствует переходу на следующий уровень квалификации.

Каждый модуль включает в себя лекционный материал, практические задания, тестовые задания. При необходимости модуль дополняется справочными материалами, презентациями, видео- и фотоматериалами.

Практические задания имеют три уровня сложности:

- первый уровень - задания технологического характера, направленные на «применение профессиональных знаний технологического или методического характера»;

- второй уровень - задания методологического характера, позволяющие слушателю осуществить «применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных»;

- третий уровень - задания творческого характера, ориентированные на решение задач развития области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных; разработка новых методов, технологий и т.п.

Слушатели, принятые на обучение проходят вводное тестирование, цель которого - определение уровня знаний слушателя, а затем, исходя из данных тестирования происходит распределение по трем подгруппам и зачисление на определенный уровень обучения.

Первый уровень обучения рассчитан на слушателей, набравших наименьшее количество баллов (менее 50% правильных ответов) при вводном тестировании.

Первый уровень

(базовый)

модуль 1

модуль 2

тестирование 1

модуль ...

тестирование 2

практическое задание (ПЗ) технологического характера 1

Ч—►

тестирование ...

Ч—►

ПЗ технологического характера 2

ПЗ технологического характера ...

Итоговое тестирование

я

I

я

03

о

04

я

о

я

«

о

03

И

Второй уровень

(профессионал ьный)

модуль 1

ПЗ методологического характера 1

модуль 2

ПЗ методологического характера 2

модуль ...

ПЗ методологического характера ...

■*—►

ч—►

тестирование для самопроверки 1

тестирование для самопроверки 2

тестирование для самопроверки ...

Педагогический проект

Третий уровень

(творческий)

ПЗ творческого характера 1

Ч—►

модуль 1

ч—►

тестирование для самопроверки 1

ПЗ творческого характера 2 модуль 2 тестирование для самопроверки 2

ПЗ творческого характера ...

ч—►

модуль,

ч—►

тестирование для самопроверки ...

Рабочая программа педагога

Рисунок - Структурная модель обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Слушатели зачисляются в группу, где каждый работает с представленными материалами курса индивидуально, но имеет возможность обращаться за консультацией к преподавателю и другим слушателям. Изучение лекционного материала закрепляется в ходе выполнения практических заданий. По результатам освоения модуля слушатель отвечает на тестовые задания и при успешном прохождении тестирования (75% правильных ответов) может начать изучение следующего модуля. Курс считается освоенным, если пройдено итоговое тестирование.

Второйуровень рассчитан на слушателей, набравших среднее количество баллов (от 50% до 80% правильных ответов) при вводном тестировании. Слушатели зачисляются в группу, где каждый работает с представленными материалами курса индивидуально, при этом имеет возможность обращаться за консультацией к преподавателю и другим слушателям. После изучения лекционного материала слушатель выполняет практическое задание методологического характера. При выполнении заданий слушатели могут объединяться в подгруппы или выполнять задания самостоятельно. Каждый модуль дополнен тестовыми заданиями для самопроверки. В конце курса каждый слушатель представляет педагогический проект по изученному на курсе направлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слушатели, набравшие наибольшее количество баллов в ходе предварительного тестирования (более 80% правильных ответов), зачисляются на третий уровень обучения. Слушатели приступают к выполнению практических заданий творческого характера, для чего используют лекционный теоретический материал, представленный в модуле. Самопроверка знаний производится через тестирование, размещенное внутри каждого модуля. По итогам обучения на курсе слушатель обобщает свой опыт работы в образовательной организации и представляет рабочую программу педагога по изученному на курсе направлению.

Данная модель позволит учесть разницу в образовании, стаже работы в системе образования, квалификационных категориях педагогов, то есть в начальном уровне знаний, умений, навыков и компетенций педагогических работников, обратившихся в организацию дополнительного профессионального образования. Представленная модель даёт

возможность индивидуализировать обучение и повысить квалификацию посредством освоения умений, необходимых для соответствующего уровня квалификации.

Библиографический список

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов» //«Российская газета», 13.06.2013 г., Федеральный выпуск № 125.

3. Сергиенко И. В. Моделирование дистанционного обучения как системы интегративных образовательных технологий: монография. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. - 176 с.

4. Синенко В. Я., Беленок И. Л., Величко А. Н., Волчек М. Г. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области // Сибирский учитель. - 2011. - № 4. - С. 22-28

5. Синенко В. Я. Андрагогические аспекты обеспечения комфортности учителю в процессе повышения квалификации //Сибирский учитель. - 2013. - № 1 (86). - С. 3-6.

6. Синенко В. Я. Каскадная (циклическая) система повышения квалификации работников образования //Вестник образования. - 2012 -№10 - С. 11-14.

7. Синенко В. Я. О ключевых факторах успешности системы повышения квалификации работников образования //Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. -35-38.

8. Тютюгина С. Г. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении: методическое пособие. - Ковров: КГТА, 2009. - 140 с.

9. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) [Электронный ресурс]. URL: http://susu.ac.ru/ru, (дата обращения 20.04.2014 г.)

10. Федеральное государственное научное учреждение «Институт художественного образования» Российской академии образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education. ru/, (дата обращения 20.04.2014 г.)

11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «Российская газета», 31.12.2012 г. Федеральный выпуск № 5976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.