УДК 377.4
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
© 2017
Романова Любовь Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы
Амурский государственный университет (675000, Россия, Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, e-mail: [email protected])
Аннотация. Введение профессионального стандарта специалиста по социальной работе вызвало проблему несоответствия профиля образования и трудовых функций сотрудников социальных служб, что повлекло необходимость обучения и переобучения сотрудников. В связи с этим, статья посвящена решению проблемы профессиональной переподготовки специалистов по социальной работе. В исследовании дано теоретическое обоснование проблемы, был проанализирован закон «Об образовании», предложен вариант размещения образовательного контента. Согласно закону «Об образовании», программы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам и направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, в результате чего выдается диплом о профессиональной переподготовке, а электронное обучение реализуется через организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий. В статье рассмотрен опыт организации дистанционного обучения в Амурском государственном университете, перечислены документы, необходимые для размещения в электронном курсе, описано содержание образовательного контента, на основе чего, сделан вывод о том, что с помощью дистанционного обучения можно создать эффективно функционирующую систему переподготовки специалистов в области социальной работы.
Ключевые слова: профессиональная переподготовка, дистанционное обучение, электронное обучение, специалист по социальной работе, профессиональный стандарт, электронный курс, электронная дидактика, образовательный контент, вебинар.
ELECTRONIC TRAINING AS A FORM OF PROFESSIONAL RETRAINING
OF CO-CIVIL WORKERS
© 2017
Romanova Lyubov Leonidovna, candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
of the Department of Social Work
Amur State University
(675000, Russia, Blagoveshchensk, Ignatievskoe shosse, 21, e-mail: [email protected])
Abstract. The integration of professional standard for a caseworker work caused the problem of the discrepancy between the profile of education and the employment functions of caseworker, which gave rise to education and retraining of employees. As a result, the paper is devoted to solving the problem of retraining caseworker. The paper includes a theoretical underpinning of the problem, analysis of the law "On Education", possible options of distribution and hosting learning content. According to the law, retraining programs refer to additional professional programs and are aimed at formatting necessary competence for performing a new type of professional activity, getting new qualifications. As a consequence, employees obtain a diploma of retraining. As for e-learning, it is organized through the educational organization using the information (education program), that is held on databases and used for realizing educational programs that provide processing of information technologies. The author considers the experience of distance learning at the Amur State University, recites the necessary documents for hosting the electronic course and describes the content of educational content. In the end, author comes to the point that distance learning allows us to create an effective system of retraining of caseworker.
Keyword: professional retraining, distance learning, e-learning, caseworker, professional standard, e-course, electronic didactics, educational content, webinar.
С 2013 года в социальной сфере стали активно внедряться профессиональные стандарты, в том числе, профессиональный стандарт специалиста по социальной работе. Важно отметить, что профессиональный стандарт является основой для подбора персонала, так как он служит эталоном для предъявляемых критериев к потенциальным сотрудникам. В тоже время, профессиональный стандарт необходим и действующим работникам социальных служб, так как с его помощью определяется профессиональный уровень и направления профессионального обучения и совершенствования. Таким образом, именно у действующих сотрудников социальных служб возникла проблема несоответствия профиля образования и трудовых функций. Исследование данной проблемы является актуальным и имеет высокую практическую значимость.
Согласно профессиональному стандарту, специалист по социальной работе должен иметь высшее или среднее профессиональное образование либо пройти профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. В условиях высокой загруженности сотрудников социальных служб выходом из сложившейся ситуации могло быть заочное обучение в высших учебных заведениях или колледжах, но получение высшего или среднего профессионального образования занимает длительное время [1]. В свою очередь, наиболее целесообразным является прохождение сотрудниками со-
циальных служб профессиональной переподготовки в форме заочного обучения с применением электронного обучения.
В законе «Об образовании» программы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам и направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, в результате чего выдается диплом о профессиональной переподготовке [2, 3].
В свою очередь электронное обучение реализуется через организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (таблица 1).
Из таблицы видно, что основное отличие состоит в том, что, во-первых, в процессе электронного обучения обучающийся может не отрываться от своей профессиональной деятельности, во-вторых, значительно ниже как стоимость обучения, так и сопутствующие затраты, в-третьих, студент имеет возможность получить консультацию в любое удобное время, а преподаватель от-
слеживает прогресс студента, направляет его, помогает с выполнением контрольных работ, оперативно проверяет их, указывает на недочеты, оценивает степень усвоения студентом материала. При этом студенту не требуется приезжать в учебное заведение на лекции, а также для сдачи мероприятий текущей аттестации. Лекции заменены видеолекциями и вебинарами. Но есть весомый недостаток - это низкий уровень усвоения материала, что является препятствием для реализации данной формы обучения. В свою очередь важно отметить, что через проработанный, качественно организованный процесс обучения можно добиться высокого уровня знаний обучающихся [4, 5, 6, 7].
Таблица 1 - Плюсы и минусы электронного обучения
Параметр Форма обучения
Очная С применением электронного обучения
Уровень, объем и глубина усвоение материала Высокий Низкий
Наличие контакта с преподавателем Непосредственный Опосредован
В озможно сть сочетать обучение с труд о вой д еят е льно стью Нет
Стоимость обучения Высокая Низкая
На основе исследования методик организации учебного процесса, правил создания учебных курсов в системе МооШе, технологий управления обучением в курсе, а также создания индивидуальных траекторий обучения был разработан электронный курс «Специалист в области социальной работы» на базе Амурского государственного университета («АмГУ»). Наполнение электронного ресурса для осуществления профессиональной переподготовки «Специалист в области социальной работы» определяется содержанием учебного плана, который является интеграцией профессионального стандарта специалиста по социальной работе и федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа». В АмГУ электронное обучение осуществляется с помощью системы МооШе, которая позиционируется разработчиками как инструмент электронного обучения. При разработке программы профессиональной переподготовки особое внимание уделяется практическим занятиям и стажировке.
Рассмотрим содержание образовательного контента. Курс разделен на модули, где нулевым модулем является приветственное слово преподавателя, здесь же размещается информация об основных сроках обучения, времени прохождения каждого модуля, сведения о преподавателях и т.д. Важным компонентом нулевого блока, на наш взгляд, является наличие следующих документов:
1. Учебно-методические рекомендации дистанционному слушателю. В данном документе дается описание особенностей образования в системе дистанционного образования и характера деятельности слушателей при освоении дополнительной образовательной программы, а также указывается вид документа, который получат слушатели при успешном завершении обучения.
2. Аннотация программы, в которой описывается преемственность программы профессиональной переподготовки «Специалист в области социальной работы» ФГОС ВО 39.03.02 Социальная работа, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2016 №8 и профессиональному стандарту специалиста по социальной работе, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 №571н.
В аннотации указывается цель программы профессиональной переподготовки (формирование профессиональных компетенций, необходимых в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе) и дается характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации (социально-технологическая и организационно-управленческая), описываются профессиональные компетенции, соответствующе видам деятельности (например, способность к ведению
необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан).
Аннотация программы является тем документом, в котором происходит описание образовательного процесса, таким образом, описывается трудоемкость обучения (252 часа), форма обучения - заочная, режим занятий (программа реализуется в течение 12 недель с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (система дистанционного обучения «Moodle»).
3. Учебный план, который для удобства слушателей размещен отдельно от всей программы. Учебный план отражает академические часы, затрачиваемые на изучение каждого модуля и темы, компетенции, формирующиеся в результате обучения.
4. Технологическая карта, где описываются формы промежуточной и итоговой аттестации и содержание работы. Так, в процессе профессиональной переподготовки «Специалист в области социальной работы» текущий контроль осуществляется в форме выполнения практических и семинарских занятий разнообразного компе-тентностно-ориентированного содержания, позволяющих оценить продвижение слушателя в формировании той или иной компетенции, освоения того или иного вида деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачетов или экзаменов, позволяющих оценить качество освоения дисциплины (таблица 2).
Таблица 2 - Технологическая карта программы «Специалист в области социальной работы»
Л» пл. Модуль атгест. Содержание работы для промежуточной аттестации ([зачета, экзамена) сроки
1 государственная полит икав социальной сфере ™ Итоговый тест по дисциплине 1 неделя
2 Социальные проблемы, услуги и меры социальной поддержки ™ Анализ проблемной ситуации с пр едложениемрешения проблемы 2 неделя
3 Психо лого-педагогическое обеспечение социальной работы ™ Решение ситуационной задачи 3 неделя
4 Современные социальные экзамен Разработка алгоритма технологии социальнойработы 4-5 неделя
5 реализация социальных программ Составление положения для конкур са молодежных проектов 6-7 неделя
6 Основы медицинских знаний иреабнлигационнонработы зачет Итоговый тест по дисциплине 3 неделя
7 Социалънаяработа с семьей и нес овершеннол етними гражданами экзамен Решение ситуационных задач 9 неделя
S Стажировка ™ Составление социального портрета мод од ежи в организации- базе стажировки 11 неделя
9 Итоговая аттестация экзамен Интернет-экзамен 12 неделя
После блока документов в нулевом модуле целесообразно разместить рекомендации по самостоятельному изучению курса. Это может быть
- подробная инструкция по оформлению письменных работ;
- инструкция по входу в электронную библиотеку;
- инструкция по размещению ответов на задания практикумов, семинарских занятий и итоговой аттестации;
- методические рекомендации по составлению тезисного конспекта;
- методические рекомендации по решению ситуационных задач и другие рекомендации и инструкции, необходимые для прохождения курса.
На наш взгляд, во вводном слове к слушателю целесообразно размещать видеообращение, в котором можно ознакомить с особенностями курса и инструкцией по выполнению и прикреплению заданий.
Содержание модулей электронного курса программы профессиональной переподготовки «Специалист в области социальной работы» наполняются в следующем порядке:
- общая информация о модуле (например, в следующем виде «изучая данный модуль слушатели познакомятся с теорией и методикой организации работы с
молодежью. Модуль состоит из 4 тем, в которых представлен лекционный материал и практические задания. Итоговым заданием станет разработка алгоритма технологии социальной работы.»);
- лекционный материал, практические задания и семинарские занятия;
- итоговое задание по модулю.
В процессе организации курсов «Специалист в области социальной работы» большое внимание уделяется семинарским занятиям, где важно давать задания таким образом, чтобы слушатель не искал готовы ответ, а должен был сформулировать его сам. Прохождение практических занятий должно быть направлено на формирование конкретного умения, это может быть заполнение документа, проведение самоанализа, разработка проекта и так далее.
Важной компонентой профессиональной переподготовки является стажировка. Выполнение задания стажировки включает составление социального паспорта социального учреждения/центра (на выбор по месту жительства) и составление социального портрета клиента/ получателя социальных услуг (категория клиентов по выбору) [8, 9, 10, 11].
Итоговая аттестация проходит в виде экзамена, который проходит в реальном времени с использованием видеосвязи [6]. Экзаменационные билеты состоят из теоретического и практического вопросов.
Таким образом, профессиональная переподготовка по программе «Специалист в области социальной работы» реализуемая в заочной форме с применением электронного обучения является эффективным способом обучения специалистов социальной сферы. К достоинствам электронного обучения можно отнести возможность постоянного контроля преподавателем процесса обучения, где слушатель имеет возможность получить консультацию в любое время в течение обучения, при этом слушателю не требуется приезжать в вуз на лекции, а также для сдачи мероприятий текущей аттестации. Лекции проходят в форме видеолекций и вебинаров, а текущая аттестация проходит лично с использованием ИКТ. При такой организации и учитывая вовлеченность слушателя в учебную деятельность, а также постоянный контроль преподавателем процесса обучения, можно ожидать повышения качества обучения по сравнению с классической заочной формой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов. М.: Академия. 2012. 576 с.
2. Евтушенко К.Д. Дидактические требования к современному электронному обучению в вузе / К.Д. Евтушенко // Известия Тульского Государственного университета. Педагогика. - 1. - 2015. - 51-55.
3. Ахметова Д.З. Обеспечение качества дистанционного обучения в призме личностного развития обучающихся // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 55-58.
4. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 79-83.
5. Глазова В.Ф. Особенности процесса информатизации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 28-30.
6. Гришин П.В. электронная система управления обучением в вузе на платформе MOODLE // Ученые записки Международного Банковского института. 2014. С. 66-74
7. Глазова В.Ф. Профессионально-ориентированное обучение дисциплине «Современные информационные технологии» // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции.
Ответственный редактор Сукиасян А.А.. 2014. С. 36-38.
8. Муковоз А.П. Возможности использования программно-инструментальных платформ для дистанционного обучения учителей начальной школы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 30-32.
9. Калмыкова О.В. Электронное обучение - трансформация заочного обучения // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014 с. 62-63
10. Кулагина Ю.А. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих педагогов к использованию дистанционных образовательных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 87-93.
11. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.
Статья поступила в редакцию 18.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.