Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018 № 2 (32). С. 219-223.
удк 378.046.4 в. и. Шевцов
Электронный учебно-методический комплекс как средство обеспечения профессиональной переподготовки врача-специалиста МЧС России в области организации здравоохранения и общественного здоровья
Статья посвящена актуальному вопросу создания и внедрения электронного учебно-методического комплекса в систему дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России для реализации программы дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественное здоровье». Представлены сведения о назначении, структуре и компонентах, составляющих электронный учебно-методический комплекс для переподготовки врача-специалиста МЧС России в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дополнительное профессиональное образование, образовательный контент, организация здравоохранения, переподготовка, электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 219-223.
V. I. Shevtsov
Electronic educational and methodical complex as a means of providing professional retraining of a specialist doctor of the EMERCOM of Russia in the field of organization of public health
The article is devoted to the actual question of the creation and introduction of the electronic educational and methodological complex in the system of distance education of the medical personnel of the EMERCOM of Russia for the implementation of the program of additional professional education "Organization of Health care and Public Health". Information on the appointment, structure and components that make up the electronic training and methodical complex for the retraining of the specialist doctor of the EMERCOM of Russia in the field of organization of public health and public health is presented.
Keywords: distant learning technology, additional professional education, learning content, health organization, retraining, e-learning, electronic educational and methodical complex
Введение
рофессиональный стандарт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 № 768н ставит перед образовательными организациями принципиально новые цели и задачи совершенствования процесса профессиональной переподготовки медицинского персонала МЧС России за счет внедрения в учебный процесс электронного обучения и дистанционных образовательный технологий [3]. В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы отмечено, что сегодня России еще не создана
целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. В связи с этим необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, разработать и распространить в системе профессионального образования новые технологии и формы организации учебного процесса [1].
Применение традиционных форм и методов обучения не позволяет в настоящее время реорганизовать систему непрерывного образования, обеспечить достаточно высокий уровень профессиональной переподготовки врача-специалиста МЧС России в области организации здравоохранения и общественного здоровья, поэтому возникает необходимость модерниза-
ции образовательного процесса на основе применения информационно-коммуникационных технологий и построения корпоративной системы дистанционного обучения.
_Основная часть
Для решения этой сложной задачи на кафедре безопасности жизнедеятельности, экстремальной и радиационной медицины института дополнительного профессионального образования «Экстремальная медицина» ФГБу ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова разработан специализированный электронный учебно-методический комплекс (эумк), предназначенный для обучения медицинского персонала МЧС России, проходящего профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественное здоровье» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [5]. Основными задачами внедрения эумк являются:
- Отработка в подразделениях МЧС России новых методов и подходов по усвоению учеб-
но-методических материалов медицинским персоналом МЧС России, а также последующие тиражирование опыта совершенствования образовательного процесса.
- Создание оптимальной модели синтеза аудиторной и внеаудиторной деятельности обучающихся в целях достижения планируемых образовательных результатов.
- Повышение эффективности информационной образовательной среды через пополнение банка цифровых образовательных ресурсов системы дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России.
- Создание системы методической поддержки и сопровождения процесса реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Разработанный авторским коллективом ЭуМК «Организация здравоохранения и общественное здоровье» опубликован в системе дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России http://idpo.nrcerm.ru, общий вид ЭуМК представлен на рисунке 1.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ШЛ СОСТАВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ
П К Котенка, В И Шевцов
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ И РАДИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ ИМЕНИ А М. НИКИФОРОВА МЧС РОССИИ
Рис. 1 Общий вид и состав ЭУМК
Л Учебный план
М Рабочий учебно-тематический план
й Рабочая программа
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
КАТЕГОРИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
а^ододмваа по пр,урлыш «о.«/*,«х шОрганимцич шрлаоохрлнлтюн абщвсп--------------—
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Я
А Методические рекомендации
АТТЕСТАЦИОННАЯ
^ ^^ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ г II Очда-мочм» < п/хшмняи «лигроштс
Л И "I
I |№1_I мгпрвтуру
<ЛШ рёботш даионстрнруп у
г
1
Рис. 2 Методический модуль ЭУМК
ЭУМК включает в себя следующие модули: - методический - состоящий из аннотации курса, информации об авторах, учебного плана, рабочего учебно-тематического плана, рабочей программы учебной дисциплины, методических указаний по организации самостоятельной работы слушателей, материалов, устанавливающих содержание и порядок про-
ведения промежуточных и итоговых аттестаций (см. рис. 2);
- учебный - состоящий из лекций по основным темам курса, учебных пособий, тест-тренажеров для подготовки к рубежному и итоговому контролю знаний (тестированию), видео лекций, презентаций и других учебных материалов (см. рис. 3);
#1 Курс лекций
Оглавление курса лекций
М Курс лекций
Л Презентации
М Видеолекции
ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЕСТ-ТРЕНАЖЕР
#1 Оценочные материалы
гпубже '/слоить сцциоеть лрадгтаа.'Иймьм к
Управление ресурсами Расписание работы кабинетов и специалистов
л Л'
ГУМ
Вопросы для самоконтроля
Оггетът и» кРМи »0чр(«г»< дна цк»«м
™ випхнют в себя тсста»« * ¿(Налагается для ответз а
ладллня ицммнш л
По
рябого мяа вшибчик Вн и
Рис. 3 Учебный модуль ЭУМК
- контрольный - состоящий из материалов для текущего контроля знаний, т.е. вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию по каждой теме курса, размещенные сразу после соответствующей лекции в количестве 5-10 тестовых вопросов; тесты рубежного контроля знаний по каждому модулю учебной дисциплины в количестве 25-45 тестовых вопросов, размещенные в системе электронного обучения после каждого модуля дисциплины; практические задания, ситуационные задачи и темы рефератов; материалы для проведения итогового контроля
знаний: вопросы для подготовки к зачету или экзамену (в соответствии с учебным планом), тесты итогового контроля знаний (см. рис. 4).
Все элементы ЭУМК разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55751-2013 с учетом современных тенденций в области модернизации российского образования, лучших отечественных и мировых практик, требований основополагающих международных и национальных стандартов в области информационно-коммуникационных технологий, информационного обмена и эргономики [2]. ЭУМК
Оценочные материалы
Вопросы для самоконтроля по теме
м оюянтр&т уе«о#нн*
ОТИТЫ* И1 т#сгсл» проданного млгершгл
Вопросы для глАюгскгтрйпя вюиоилют в себя тестовые «ДЙГ-КЧ паумнл Е»ч учеблмл вопросов н предлагается опя ответа о случайной порядае- Резюме по каждому вопросу тесГа Въ* лал>вдтт* немедленно после проверят ответа
По окстянию тестиромние Ели 5узет представлен нтогоал» отчет о стеленн усвоении изученного материала
Для саичивдтротя Вам пееалагмго» ответить н» 5 кучте м М шки1ж Да аьлшмами* ™ад ашн&таш Вы ими»
гаягорто лроиги жлыганиг. Желаем успехов!
При проведении социально-гигиенических исследований применяются следующие методы
Набранный балл: ; Максимальный балл: ; Правильных ответов: : Всего вопросов: ! Точность: .
Основными группами показателей общественного здоровья являются а 1>™>
Ы Рекомендуем Вам вернуться к изучению пройденного материала!
I
Рис. 4 Контрольный модуль ЭУМК
Рис. 5 Свидетельство о регистрации электронного ресурса
«Организация здравоохранения и общественное здоровье» зарегистрирован как электронный ресурс, отвечающий требованиям новизны и приоритетности в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» (ОФЭРНиО) Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» [4]. По результатам комплексной экспертизы ЭУМК присвоен статус: «Рекомендован к использованию в учебном процессе» [7]. Свидетельство о регистрации электронного ресурса от 07 ноября 2017 года № 23224 представлено на рисунке 5.
Для работы с ЭУМК пользователю требуется следующее аппаратное обеспечение:
процессор процесор-1,3 ГГц и выше; оперативная память -512 Мб и более; видеокарта - 64Мб; CD-ROM дисковод; клавиатура; мышь;
колонки или наушники;
• объем жесткого диска для хранения данных 100Мб для кэша браузера;
• скорость сетевого интерфейса от 10 Мбит/с;
• рекомендуемое разрешение экрана 1024x768.
Для создания ЭУМК коллектив авторов использовал следующее программное обеспечение: Adobe Captivate 8.0, Adobe eLerning Asset LS21, Adobe Photoshop CS6, Adobe Audition CS6, Adobe Acrobat Pro IX, Camtasia Studio 8.1.
Акцент при подборе материала ЭУМК ориентирован на формирование системы общих и специальных знаний, умений, позволяющих врачу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, общественного здоровья, страховой медицины, медицинской психологии, основ медицинского права и вопросов профессионального правосознания медицинских работников национальной системы здравоохранения.
Структура и образовательный контент ЭУМК определены спецификой уровня образования, требованиями образовательной программы и другими нормативными, правовыми и методическими документами [6]. Обучение проходит под руководством преподавателя-куратора, который отвечает на возникающие вопросы, задает темы для изучения, проверяет своевременность сдачи отчетных материалов, оценивает и контролирует самостоятельную работу слушателей.
_Выводы
Система заданий, составляющая содержание ЭУМК, позволяет выбрать стратегию обучения, качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру общих и специальных профессиональных умений врача-специалиста и обеспечить полный дидактический цикл обучения в рамках программы дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В результате применения системного подхода к разработке и размещению ЭУМК в открытом доступе планируется организовать непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинского персонала МЧС России в течение всей трудовой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» // СПС КонсультантПлюс.
2. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики // СПС КонсультантПлюс.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.11.2017 № 768н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»» // СПС КонсультантПлюс.
4. Котенко П.К., Шевцов В.И. Электронный учебно-методический комплекс «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2017. № 11 (102). С. 13.
5. Шевцов В. И. Элементы и функции организационной структуры системы дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Наука в современном информационном обществе: материалы XIV Международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, 2018. - Издательство: CreateSpace, 2018. С. 30-34. 3 т.
6. Шевцов В.И. Основные аспекты разработки электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XIV Международной научно-практической конференции. North Charleston, USA, 2018. Издательство: CreateSpace, 2018. С. 51-54. 1 т.
7. Шевцов В.И. Методологические основы экспертной оценки электронных образовательных ресурсов для системы дистанционного обучения медицинского персонала МЧС России // Международный электронный научный журнал «Перспективы науки и образования». 2018. № 1 (31). С.23-28.
REFERENCES
The concept of the Federal target program of development of education for 2016-2020. Approved by the order of the government of the Russian Federation from 29.12.2014 № 2765-p //ATP ConsultantPlus. (in Russian)
GOST R 55751-2013 Information and communication technologies in education. Electronic educational and methodological complexes. Requirements and Specifications //ATP ConsultantPlus. (in Russian)
The order of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation of 07.11.2017 № 768 n "On approval of the
professional standard "Specialist in the field of health care and public health" // ATP ConsultantPlus. (in Russian)
Kotenko P. K., Shevtsov V. I. Electronic educational and methodical complex "Organization of Health care and Public Health".
Chronicles of the United Fund of electronic resources Science and education. 2017. no. 11 (102). 13 p. (in Russian)
Shevtsov V. I. Elements and functions of organizational structure of system of remote training for medical personnel of EMERCOM
of Russia // Science in the modern information society: Materials of the XIV International scientific-practical conference. North
Charleston, USA, 2018. Publisher: CreateSpace, 2018. P. 3. pp. 30-34. (in Russian)
Shevtsov V. I. The Main aspects of development of electronic educational resources for system of distance training of medical personnel of EMERCOM of Russia // Fundamental science and technologies - perspective developments: Materials of XIV international scientific and practical conference. North Charleston, USA, 2018. Publisher: CreateSpace, 2018. P. 1. pp. 51-54. (in Russian)
Shevtsov V. I. Methodological bases of expert assessment of electronic learning resources for the system of e-learning of medical personnel of EMERCOM of Russia. Perspectives of science and education. 2018. no. 1 (31). pp. 23-28. (in Russian)
Информация об авторе Шевцов Владимир Иванович
(Россия, Санкт-Петербург) Кандидат технических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экстремальной и радиационной медицины института дополнительного профессионального образования «Экстремальная медицина» ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова»
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий E-mail: [email protected]
Information about the author
Shevtsov Vladimir Ivanovich
(Russia, Saint Petersburg) PhD in of Technical Sciences Associate Professor of the Department of life safety of extreme and radiation medicine of the Institute of additional professional education «Extreme medicine» Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine of EMERCOM of Russia E-mail: [email protected]