Научная статья на тему 'Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования'

Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / METHODOLOGICAL SUPPORT / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / LMS (LEARNING MANAGEMENT SYSTEM) / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудая Марина Александровна, Шафранова Ольга Евгеньевна

Изменения в социальной и экономической сфере общества определяют необходимость преобразований в непрерывном образовании профессионалов. Перспективным инструментом для обновления профессиональных компетентностей современных специалистов является электронное обучение. Интенсивное развитие дистанционных образовательных технологий требует более вдумчивого осмысления вопросов методического сопровождения образовательной деятельности слушателей таких программ. Данная статья посвящена методическому обеспечению электронного обучения в условиях LMS Moodle. В работе представлен анализ опыта организации методического обеспечения электронного обучения слушателей, рассматриваются особенности такого обеспечения всех элементов электронного курса (от вводного блока до итоговой аттестации). Опыт реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения показал, что при разработке электронных образовательных ресурсов методическое обеспечение как оказание учебно-методической помощи рассматривается в статье и как процесс, и как результат. Обращаем внимание разработчиков электронного образовательного ресурса на необходимость предусмотреть в курсе все сквозные требования, которые предъявляются к каждому виду работ (написанию рефератов, эссе, презентаций и проч.). А так же значимым является корректное методическое обеспечение промежуточной аттестации образовательных достижений слушателей и итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудая Марина Александровна, Шафранова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

E-LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS: FEAFURES OF METHOOLOLOGICAL SUPPORT

Changes in the social and economic spheres of society determine the need for transformations in the continuous education of professionals. E-learning is the perspective tool for renovations of professional competence of modern specialists. Intensive development of distant education technologies requires a more thoughtful reflection of the questions of methodological support of educational activities of the listeners of such programs. This article is devoted to the methodological support of e-learning in conditions of LMS Moodle. The analysis of the experience of the methodological organization of e-learning of students is presented in this work, and the features of such organization of all the elements of the e-learning course are considered (from the introductory block till final examination). Experience of implementation of additional professional programs with application of e-learning has shown that during the process of electronic educational resources methodical providing as rendering the educational and methodical support is considered in this article both as a process, and as a result. We draw the attention of developers of an electronic educational resource to the need to provide in the course all the prevailing requirements, which are imposed to each type of works (to writing of papers, essay, the presentations and so forth). And correct methodical ensuring of the intermediate certification of educational achievements of the listeners and a final assessment is also significant.

Текст научной работы на тему «Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования»

педагогические науки

Рудая Марина Александровна, Шафранова Ольга Евгеньевна ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...

УДК 378.046.4

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Рудая Марина Александровна, аспирант, методист ФДО Шафранова Ольга Евгеньевна, доцент, кандидат педагогических наук, декан ФДО Амурский государственный университет (675029, Россия, Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе,21, e-mail: olga_shafranova@mail.ru)

Аннотация. Изменения в социальной и экономической сфере общества определяют необходимость преобразований в непрерывном образовании профессионалов. Перспективным инструментом для обновления профессиональных компетентностей современных специалистов является электронное обучение. Интенсивное развитие дистанционных образовательных технологий требует более вдумчивого осмысления вопросов методического сопровождения образовательной деятельности слушателей таких программ. Данная статья посвящена методическому обеспечению электронного обучения в условиях LMS Moodle. В работе представлен анализ опыта организации методического обеспечения электронного обучения слушателей, рассматриваются особенности такого обеспечения всех элементов электронного курса (от вводного блока до итоговой аттестации). Опыт реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения показал, что при разработке электронных образовательных ресурсов методическое обеспечение как оказание учебно-методической помощи рассматривается в статье и как процесс, и как результат. Обращаем внимание разработчиков электронного образовательного ресурса на необходимость предусмотреть в курсе все сквозные требования, которые предъявляются к каждому виду работ (написанию рефератов, эссе, презентаций и проч.). А так же значимым является корректное методическое обеспечение промежуточной аттестации образовательных достижений слушателей и итоговой аттестации.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, методическое обеспечение, электронное обучение, LMS (Learning Management System), LMS Moodle.

E-LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS: FEAFURES OF METHOOLOLOGICAL SUPPORT

© 2017

Rudaya Marina Aleksandrovna, post-graduate student, Methodist FCE Shafranova Olga Evgenevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Additional Education

Amur State University

(675029, Russia, Blagoveshchensk, street Ignatievskoe highway, 21, e-mail: olga_shafranova@mail.ru)

Abstract. Changes in the social and economic spheres of society determine the need for transformations in the continuous education of professionals. E-learning is the perspective tool for renovations of professional competence of modern specialists. Intensive development of distant education technologies requires a more thoughtful reflection of the questions of methodological support of educational activities of the listeners of such programs. This article is devoted to the methodological support of e-learning in conditions of LMS Moodle. The analysis of the experience of the methodological organization of e-learning of students is presented in this work, and the features of such organization of all the elements of the e-learning course are considered (from the introductory block till final examination). Experience of implementation of additional professional programs with application of e-learning has shown that during the process of electronic educational resources methodical providing as rendering the educational and methodical support is considered in this article both as a process, and as a result. We draw the attention of developers of an electronic educational resource to the need to provide in the course all the prevailing requirements, which are imposed to each type of works (to writing of papers, essay, the presentations and so forth). And correct methodical ensuring of the intermediate certification of educational achievements of the listeners and a final assessment is also significant.

Keywords: additional professional education, methodological support, e-learning, LMS (Learning Management System), LMS Moodle.

Согласно Концепции непрерывного образования взрослых изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности профессионального развития, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстного и дистанционного обучения[1].

Одним из наиболее перспективных инструментов для решения этой задачи является электронное обучение профессионалов. Его очевидные преимущества сегодня уже не оспариваются. Особенно в связи с развитием LMS (Learning Management System - систем управления обучением). Эти системы позволяют создать сетевую среду виртуального обучения, которая включает в себя средства подготовки и доставки образовательного контента, а также средства управления образовательным процессом. Наиболее распространенной LMS в нашей стране является Moodle. Ее использование в учебном процессе было рассмотрено многими авторами: А. А. Андреев,

М.Е Вайндорф-Сысоева, Е.В. Василевская.О.Н. Войлик, И.Б. Государев, А.В. Лейфа, И.П Тепикина. А. П. Тол-стобров, И. А. Коржик, Шиков А.Н., С.А. Янданова Н.М. Якушева, и др. [2-24].

Как и большинство LMS, Moodle обеспечивает сохранение в цифровой форме неограниченного количества аутентичной информации; организацию и реализацию модульного обучения; использование разнообразных форм контроля; повышение у обучающихся интереса и мотивации к обучению через разнообразные, отличные от традиционных, учебные материалы; создание индивидуальных наборов учебно-тренировочных материалов; возможность интерактивного взаимодействия преподавателя и слушателя (форумы, чаты и т. д.); обучение без отрыва от рабочего места в удобное для слушателя время и т.д.

Тем не менее, все еще актуальной является проблема обеспечения электронного обучения в условиях LMS Moodle качественным методическим сопровождением, отвечающим как задачам повышения качества непрерывного образования профессионалов, так и особенностям новой цифровой дидактики.

Rudaya Marina Aleksandrovna, Shafranova Olga Evgenevna E-LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS .

pedagogical sciences

Сам факт необходимости оказания учебно-методической помощи обучающимся закреплен Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Чуть позже это требование было разъяснено в письме Министерства образования и науки РФ от 21.04.2015 г. № ВК-1013/06 "Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме".

Однако опыт реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения показал, что при разработке электронных образовательных ресурсов методическое обеспечение как оказание учебно-методической помощи должно рассматриваться и как процесс, и как результат.

Методическое обеспечение как процесс - это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств электронного обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых дополнительной профессиональной программой [6 с.410].

Методическое обеспечение как результат - это совокупность методических инструментов (программ, методик, заданий, разъяснений, рекомендаций, инструкций и т.п.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, в который погружаются слушатели дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения. В этом смысле методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы [6 с.410]

Важно, что разработка методического обеспечения дополнительного профессионального образования слушателей с применением электронного обучения обусловливается комплексом факторов, связанных со спецификой вида и подвида дополнительной образовательной программы, характером предметной области курса, характеристиками субъектов обучения, спецификой образовательной деятельности слушателей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Учет этих факторов при разработке электронного образовательного ресурса (электронного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки) требует от разработчиков не только предметной и информационной компетентности, но и высокого уровня методического мастерства.

Для оптимизации деятельности преподавателей по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения в Амурском государственном университете разработан и утвержден Стандарт организации "Регламент разработки, использования и удаления электронных образовательных ресурсов дополнительного образования АмГУ" СТО СМК 4.2.3.14-2016 № 491-ОД от 13.12.216.

Этот документ фиксирует, помимо прочего, требования к методическому обеспечению реализации дополнительных профессиональных программ с применением электронного обучения.

Опыт использования электронных образовательных ресурсов для дополнительного профессионального образования показал правомерность особых требований к методическому сопровождению слушателей от знакомства с электронным образовательным ресурсом до итоговой аттестации образовательных достижений слушателей.

В разделе "Введение к курсу" размещаются не только основные программные документы, регламентирующие деятельность слушателей (учебный план, технологическая карта и аннотация к программе), но и небольшая видеоинструкция о работе с электронным контентом и особенностях электронного обучения. Видеоинструкция знакомит слушателей с преподавательским и тьютор-ским составом курса, основными особенностями обучения с применением дистанционных образовательных технологий, спецификой работы в LMS (Learning Management System) Moodle и т.п. Кроме того, в этом же блоке слушателям предлагается поделиться своими опасениями и ожиданиями в связи с начинающимся обучением. Полученная информация позволяет подстраивать курс под ожидания слушателей, обеспечивая более корректное методическое сопровождение учебной деятельности обучающихся (рисунок 1).

Рисунок 1 - Установки при реализации раздела "Введение в курс"

Важным содержанием этого раздела являются также методические рекомендации, указания, инструкции для слушателей по работе с материалами курса, отдельными его элементами. А также разъяснения по оцениванию, глоссарий курса (при необходимости) и форум для общения обучающихся и преподавателей по организационным и содержательным вопросам курса и/или новостной форум.

Представленный в курсе методический инструментарий должен отвечать принципам полноты и достаточности. Разработчики курса должны предусмотреть возможные проблемы слушателей по работе с материалами курса и вооружить их нужными разъяснениями, инструкциями, указаниями. При этом важна сама форма этих материалов. Они должны быть максимально лаконичными и наглядными, содержать пошаговые рекомендации с иллюстрациями (скриншотами) и проч. Разработчикам электронного образовательного ресурса необходимо предусмотреть во введении к курсу все сквозные требования, которые предъявляются к каждому виду работ (написанию рефератов, эссе, презентаций и проч.). Слушатели получают возможность обращаться к этим материалам по мере необходимости.

Методическое обеспечение основного содержания дополнительной профессиональной программы должно решать две ключевые задачи:

1) сопровождать педагогически целесообразные ритм и/или логику освоения содержания курса,

2) содействовать созданию максимально прозрачной дидактической системы курса.

Для решения первой задачи в теле курса содержат-

педагогические науки

Рудая Марина Александровна, Шафранова Ольга Евгеньевна

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ...

ся многочисленные напоминания о сроках освоения того или иного его элемента. Кроме того, свою эффективность доказал режим последовательного (например, еженедельного) открытия новых тем или модулей курса. В случае реализации курсов профессиональной переподготовки можно также использовать на первых этапах освоения программы не только график открытия новых разделов курса в определенные сроки, но и закрытие уже освоенных элементов. Это дисциплинирует слушателей, стимулируя вхождение их в требуемый рабочий ритм обращения к материалам программы.

В случае нацеленности курса на индивидуальный график освоения программы в пределах технологической карты, используется режим автоматической привязки различных элементов курса (отдельных заданий, зачетов или тем) к выполнению конкретных шагов. Таким образом слушатель может, например, приступить к выполнению экзамена по теме не только после освоения теоретических материалов, но после успешного выполнения некоторых практических заданий. А следующая тема будет ему доступна, например, только если он успешно выдерживает промежуточную аттестацию по предыдущей теме (дисциплине, модулю). В условиях LMS Moodle такой режим позволяет закрывать для слушателей доступ к элементу курса, при этом фиксируя условия ограничения (рисунок 2).

1 1.1 Занятие 1. Общее представление о педагогике как науке

Семинарское занятие будет проходить во второй половине первой недели изучении курса. Необходимо до этого

времени подготовиться к работе на семинаре .

] Недоступно, пока не выполнено: Вы получили оценку за 1.1_3анятие 1. Общее представление о

педагогике как науке (работа)

Уважаемые слушатели! Зачетное задание необходимо выполнить и разместить результаты Вашей работы в соответствии с инструкцией по размещению заданий в течение первой недели освоения курса.

Рисунок 2 - Пример методического обеспечения ритма и логики освоения курса

Вторая задача решается различными методическими приемами. Прозрачность (ясность) каждого элемента курса обеспечивают, например, краткие методические пояснения (инструкции) к каждому элементу курса. При оформлении лекций разных типов, семинаров, практикумов, зачетов и экзаменов формулируются лаконичные пояснения, которые видны слушателю до того, как он войдет в этот элемент курса.

Эта же задача решается также максимально развернутым методическим аппаратом практикумов. Опыт реализации программ показал, что само практическое задание, которое формулируется обычно одним предложением, не является достаточным для понимания и корректного его выполнения слушателями. Тело практикума (семинара, контрольной работы и проч.) должно иметь следующую методическую структуру: цель, рабочие понятия и подготовительная работа (при необходимости), формулировка задания, общие требования к выполнению именно этого вида заданий.

Важно также включать в методическую структуру практикумов и семинаров такие компоненты, как требования к оформлению результатов работы, критерии оценки, порядок предоставления работы на проверку, сроки выполнения работы.

Не менее, а может и более значимым является корректное методическое обеспечение промежуточной аттестации образовательных достижений слушателей. Такое обеспечение может оформляться как в виде разъяснений по оцениванию, рекомендаций по прохождению электронного экзамена, так и в виде конкретных требований к оформлению, содержанию выполненных практико-ориентированных или теоретических заданий (при необходимости в виде видео-консультаций), критериев качества и т.п.

Если в курсе используются различные виды аттеста-

ции (например, составной экзамен), слушатели нуждаются в пояснении о порядке реализации этой формы оценивания, способах, сроках и проч.

В разделе "Итоговая аттестация" методическое обеспечение электронного обучения слушателей содержит как традиционные элементы (информация о форме, требованиях и заданиях итогового контроля по программе, инструкции о сроках и порядке предоставления результатов работы), так и специфические для электронного обучения (описание способов взаимодействия с руководителем выпускной аттестационной работы; правила размещения черновых вариантов работы; инструкции по работе с различными сервисами и приложениями, если работа должны выполнять с их помощью и т.п.).

Таким образом, перечисленные выше компоненты методического обеспечения электронного обучения слушателей по дополнительным профессиональным программам должны представлять собой особым образом организованную методическую систему, которая

опирается на современные подходы к повышению качества непрерывного образования профессионалов,

учитывает особенности образования взрослых обучающихся,

использует достижения современной цифровой дидактики и информационно-коммуникационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО). [2013]. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_ id=13095 (дата обращения 14.10.2016).

2. Андреев А.А., Михеева О.П. Качество учебных онлайн курсов: проблемы и их решения. // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы V Международной научно-практической конференции. 2016. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2016. С. 55-58.

3. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и Массовые открытые дистанционные курсы/А.А. Андреев//Высшее образование в России 2014. №6. С. 150-156.

4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Грязнова Т.С., Шитова В.А. Методика дистанционного обучения. - 1-е изд. -М.: Издательство Юрайт, 2016. 179 с.

5. Василевская Е.В. Модернизация педагогического образования в системе дополнительного профессионального образования/ Е.В. Василевская// ACADEMIA. ПЖП. 2016. №1. С. 14-22

6. Войлик О.Н. Сулейманова Е.А. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования/ О.Н. Войлик, Е.А. Сулейманова// Образовательные технологии и общество. 2012. №4. С. 409-419

7. Государев И.Б. Электронное обучение и электронная информационно-образовательная среда в контексте образовательных и профессиональных стандартов. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2016. 183 с.

8. Государев И.Б. Компетентностное моделирование электронного обучения // Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки . 2017. №2(40). С. 78-84.

9. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

Rudaya Marina Aleksandrovna, Shafranova Olga Evgenevna E-LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS ..

pedagogical sciences

10. Ломов С.П., Лейфа А.В., Плутенко А.Д. Перспективы развития высшего педагогического образования в России: тенденции и риски // Вестник московского государственного областного университета. серия: Педагогика . 2015. №1. С. 113-119.

11. Мелихов В.А., Толстобров А.П. Проектирование экспертной системы для выбора учебных элементов LMS MOODLE // Сборник студенческих научных работ факультета компьютерных наук ВГУ. - Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2017. С. 211-215.

12. Калмыкова О.В. Электронное обучение - ключ к образованию взрослых // Перспективы развития информационных технологий. 2014. №20. С. 110-115.

13. Картузова Т.В., Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В. Использование некоторых элементов системы МооШе в работе со студентами заочного отделения при изучении математических дисциплин // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 34-36.

14. Коржик И.А., Толстобров А.П. Возможности системы е-1еагт^ тооШе для организационного и методического обеспечения самостоятельной работы студентов // Информатика: проблемы, методология, технологии. -Воронеж: Воронежский государственный университет. 2012. С. 124-125.

15. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного обучения в преподавании иностранного языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

16. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 190-192.

17. Тепикина И.П. Электронное обучение (Е-Ьеаг-т^) и его функции в системе непрерывного обра-зования/И.П. Тепикина//Вестник непрерывного образования. 2015. №1 С. 29-34

18. Янданова С.А., Гришин А.И. Методы организации системы электронного обучения в ДПО // Компетентность . 2015. №9-10 (130-131). С. 4-12.

19. Печников А. Н., Аванесова Т. П., Шиков А.Н. Электронное обучение. - Санкт-Петербург: Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, 2014. 73 с.

20. Якушева Н.М. Электронное обучение: подходы к реализации, примеры средств обучения и учебных заведений // Педагогика и психология образования . 2014. №1. С. 84-88.

21. Якушева Н.М. Е-1еатт^. Вопросы исследования и разработки дидактических комплексов. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Образование и Информатика». 2014. 150 с.

22. Якушева Н.М. Е-1еатт^ // Информатика и образование . 2013. №3 (242) . С. 91-93.

23. Якушева Н.М Развитие е-1еатт^ // Информатика и образование . 2013. № 5 (244) . С. 89-91.

24. Якушева Н.М Образование и е-1еагт^ // Вестник университета (государственный университет управления). 2013. №18. С. 198-201.

Статья поступила в редакцию 02.11.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.