multimedia — многокомпонентная среда), которые в комплексе воспроизводят текст, графику, звук, видео и мультипликацию в режиме диалога, что способствует целостному и эмоциональному восприятию материала. Широко используются в преподавании дисциплин демонстрация видеосюжетов, выявление динамики развития явлений и процессов с помощью компьютерного моделирования, при котором ситуация виртуальной (возможной) реальности, создающей иллюзию присутствия в реальном времени в стереотипически представленном мире, открывает новые возможности развития вариативного мышления и проективных способностей. С помощью аналитических моделей, лабораторного эксперимента, анимации можно определять возможные числовые показатели, проводить качественную оценку предполагаемых изменений, которые затем реально воплотить в действительном проектировании. Возможность наблюдать динамические процессы, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в аудитории, проигрывание различных ситуаций, параметры и условия которых можно изменять, конструируя модели виртуального характера, — все это можно успешно использовать для формирования аналитической и творческой деятельности будущих специалистов-криминалистов.
Информационно-поисковые системы в образовании претерпели существенные изменения в лучшую сторону за последние годы. Преподаватели и обучающиеся могут широко использовать поисковые системы в Интернете, системы поиска центров научно-технической информации, электронные каталоги библиотек и медиатек (собрание различных
носителей информации, в том числе на электронной основе), а также электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые системы.
Преподаватели должны знать и о том, что изучение предпочтений обучающихся и результатов их работы с моделирующими программами показывает, что для будущих криминалистов с выраженным вербальным типом восприятия и мышления даже при изучении динамических процессов предпочтительны статические изображения, сопровождаемые текстовым описанием. А обучающиеся с преобладанием образного мышления получают более адекватные представления при использовании анимированных динамических иллюстраций при условии, что они имеют достаточную предварительную подготовку.
В целом применение ИКС в обучении развивает инициативу, фантазию, воображение, творческую активность и профессиональное мышление будущих специалистов-криминалистов. Использование в ведомственном вузе современных технологий обучения и ИКС обусловлено высокими темпами интеллектуализации, предъявляющей новые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов-криминалистов в ведомственных вузах, а также необходимостью формирования у них профессиональных компетенций.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Эксмо, 2014. - 134 с.
2. Кошелева А. О. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования : моногр. — Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 102 с.
УДК/UDC 378 Е. А. Исаев
E. Isaev
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
USE OF E-LEARNING IN IMPLEMENTING RETRAINING PROGRAMS
В статье описывается опыт реализации программы профессиональной переподготовки «Иноязычное образование» в формате электронного обучения. Раскрывается общая характеристика программы, ее объем, цели и задачи,
особенности формирования контингента слушателей, планируемые результаты обучения, содержание (модули программы), также отмечается возможность прохождения индивидуального образовательного маршрута. Реализация про-
граммы осуществляется при дистанционном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Слушателям предоставляется тьюторская поддержка: координация учебного процесса: централизованный обмен файлами, организация контактной работы слушателей и профессорско-преподавательского состава.
The experience of the application of e-learn-ing in the process of the implementation of the professional retraining program "Foreign language education" is described. The general description of the program, its core, goals and objects, features of the formation of the contingent of students, expected learning outcomes, content (application modules) are revealed, also the possibility of the passage of an individual educational route is noted. The program is carried out by indirect (at a distance) interaction of students and teaching staff. Students are provided by tutor support, which includes coordination of the educational process: the transfer of centralized file sharing, the organization of contact work of students and lecturers, the final qualifying exam, held in a videoconference.
Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональная переподготовка, электронное обучение, программа, содержание.
Keywords: additional education, professional retraining, e-learning, program, content.
Современная социально-экономическая ситуация в России обусловливает необходимость массовой переподготовки большинства специалистов. Это вызвано, с одной стороны, невостребованностью многих профессий на рынке труда, а с другой — попыткой индивида повысить свою конкурентоспособность, расширить квалификационные качества. Кроме того, отечественная система непрерывного профессионального образования переживает кризис,что, в частности,проявляется в нехватке востребованной квалифицированной рабочей силы при одновременном росте безработицы. Выход из сложившейся ситуации достаточно очевиден — повышение квалификации и переподготовка специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.
Вышеназванные тенденции отразились в российском законодательстве. Так, согласно статье 76 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», гражданину дается право на дополнительное профессиональное образование, которое «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное
развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [2].
Дополнительное профессиональное образование, осуществляющееся посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, должно быть ориентировано, с одной стороны — на потребности человека в проявлении и развитии своих способностей, в расширении профессионального поля деятельности, повышении социальной и профессиональной мобильности, с другой — на потребности общества и государства в оперативном изменении направлений профессионального образования, в гибком реагировании на социальные вызовы, что отмечается в концептуальных и нормативных документах, отражающих государственную политику в области образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.; приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» от 1.07.2013 № 499).
Реализацию программ профессиональной переподготовки следует рассматривать как реальную возможность приобретения недостающих профессиональных компетенций, требующихся специалисту для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. При этом расширяющаяся практика профессиональной переподготовки специалистов ставит перед психолого-педагогической наукой задачу методологического и методического обеспечения эффективного процесса образования взрослых. В то же время ощущается дефицит исследований по данной проблематике, несмотря на значительный рост работ в области психологии зрелости, ак-меологии, андрагогики, проблем развития личности на протяжении всего жизненного пути как субъекта жизни и труда (К. А. Абульхано-ва-Славская, Б. Г Ананьев, Л. И. Анцыферова, Г С. Абрамова, А. А. Бодалев, Ю. М. Забродин, Е. А. Климов, Ю. Н. Кулюткин, Н. С. Пряжников, Е. Ф. Рыбалко и др.). Как отмечает Л. П. Траи-лина, «перестройка деятельности при смене профессии сопряжена с многоуровневой перестройкой личности, ... что отражает противоречивый характер состояния человека» [1, с. 3].
На наш взгляд, одним из решений противоречивости может быть выбор наиболее эффективной формы обучения, которая давала бы возможность получения образования без отрыва от профессиональной деятельности; возможность пройти обучение в сжатые сроки; равные возможности получения образования независимо от места проживания. Всем этим требованиям отвечает электронное обучение. Согласно статье 16 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», электронное обучение — это «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [2].
Исследованию различных аспектов электронного обучения посвящены работы зарубежных и отечественных авторов (В. П. Тихомиров, Н. В. Тихомирова, T. Anderson, D. Morrison, M. Rosenberg, A. Rossett и др.). Они сходятся в том, что современное образование уже невозможно представить без информационных технологий и электронного обучения, которое стало частью образовательной практики. С появлением и развитием новых технических устройств и компьютерных технологий менялись и способы организации электронного обучения, которые предусматривали как обучение на расстоянии (почта, радио, телевидение), использование компьютера как средства обучения и обучение посредством информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет.
А. А. Губанова и В. В. Кольга указывают на следующие принципы, которые характерны для электронного обучения: доступность, сознательность и активность обучения, прочность усвоения знаний, наглядность, народность (массовость), гуманизация, научность, индивидуализация, непрерывность, модульность, интерактивность обучения [3].
Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы в условиях нового законодательства об образовании, направило методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой
форме (письмо Минобрнауки от 21.04.2015 № ВК-1013/06). Так, исходя из нормативной базы необходимо: выбрать модель использования электронного обучения (полностью или частичное использование); обеспечить материально-технической базой процесс применения данного вида обучения; учесть кадровый потенциал организации; определить форму итоговой аттестации (может проводиться в режиме видео-конференц-связи, в режиме компьютерного тестирования, обмена файлами или сообщениями в форумах или чатах).
Используя данные рекомендации, кафедра иностранных языков и методики их преподавания ЕГУ им. И. А. Бунина активно занимается разработкой и реализацией программ дополнительного образования по иностранным языкам. Отметим, что созданная на базе нашей кафедры система дополнительного иноязычного образования обладает как универсальными, так и специфическими особенностями, проявляющимися в целях, задачах, структуре, формах обучения и контроля, в создании особой культурно-образовательной среды. Система является автономной, самодостаточной, обладающей такими качествами, как кумулятивность, динамичность и гибкость, позволяющими ей относительно самостоятельно совершенствоваться и развиваться. Разрабатываемая и активно внедряемая в практику система основывается на методологических принципах, описанных выше, и функционирует в двух подсистемах: интенсивных многоуровневых курсах английского языка и программах профессиональной переподготовки («Иноязычное образование», «Теория и методика преподавания иностранного языка и культур», «Поликультурная самоорганизация специалиста в сфере бизнеса, менеджмента и туризма (английский язык)»). В процессе работы нами ставится акцент не только на концептуальные положения, но и на организационные особенности. Так, при реализации программы «Иноязычное образование» мы используем электронное обучение.
Реализация программы профессиональной переподготовки «Иноязычное образование» направлена на приобретение новой квалификации. Содержание реализуемой программы учитывает профессиональные стандарты, требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующей профессии. Согласно социологическому анализу, в школах города Ельца, всех районов Липецкой области работают до 80 % выпускни-
ков, получивших в разные годы высшее педагогическое образование с присвоением дополнительной специальности «Иностранный язык». В связи с этим программа профессиональной
Обучение по описанной выше программе происходит в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
переподготовки «Иноязычное образование» пользуется широким спросом в Липецкой области среди учителей иностранного языка. Ниже представлено описание программы.
К каждой программе назначается тьютор — лицо, выполняющее организационно-методическое сопровождение электронного обучения по программе. Тьюторская поддержка реализуется путем непосредственного или опосредованного (через сеть Интернет) регу-
Таблица
Описание программы профессиональной переподготовки «Иноязычное образование»
Общая характеристика программы Программа предназначена для получения новой квалификации и выполнения связанных с ней видов профессиональной деятельности и трудовых функций
Цели и задачи Цель — профессиональная подготовка преподавателя иностранного языка для работы в различных образовательных учреждениях, включающая приобретение знаний, навыков и умений в областях педагогики, психологии, методики преподавания иностранных языков, а также коррективный курс иностранного языка и педагогическую практику. Задачи: — выработать практические навыки и умения преподавания иностранного языка; — повысить уровень ииноязычной коммуникативной компетенции; — углубить знания о мире изучаемого языка
Формирование контингента слушателей Категории обучающихся — лица, имеющие/получающие высшее образование и документ, подтверждающий владение одним иностранным языком не ниже уровня В2. Требования к уровню подготовленности — владение иностранным языком на уровне не ниже В2. Желающие обучаться по программе проходят входное тестирование, позволяющее определить сформированность умений устной и письменной иноязычной коммуникации
Планируемые результаты обучения Слушатель, освоивший программу, получает квалификацию преподавателя иностранного языка, может вести профессиональную деятельность и выполнять трудовые функции в сфере иноязычного образования. Слушатель, успешно освоивший программу, будет владеть следующими компетенциями: — практически применять приемы и методы обучения иностранному языку; — использовать современные технологии в обучении иностранному языку; — готовить учебные материалы для занятий с учетом этапа и профиля обучения; — анализировать и оценивать индивидуально-психологические особенности учащихся и уровень их владения иностранным языком; — осуществлять экспертную оценку современных учебников и учебных пособий по иностранному языку; — анализировать собственную педагогическую деятельность и деятельность коллег; — организовывать самостоятельную работу обучающихся
Объем программы 1032 часа, 2 семестра
Индивидуальный образовательный маршрут Слушатели имеют право на индивидуальный образовательный маршрут по освоению дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Иноязычное образование». Данный маршрут предполагает самостоятельное и/или ускоренное освоение дисциплин настоящей программы
Документ, выдаваемый после завершения обучения Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
Модули программы Модуль 1 (языковой): Практика речевого общения/Практическая грамматика иностранного языка/Страноведение и лингвострановедение/Иноязычное деловое общение: бизнес-курс/Английский язык в профессиональных целях. Модуль 2 (педагогический): Теория и технологии обучения иностранным языкам/ Практическая методика обучения иностранным языкам на разных этапах/История методов обучения иностранным языкам/Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку/Поликультурное иноязычное образование/ Инновационные методы обучения иностранному языку в школе/Психологические основы обучения иностранным языкам/Методика раннего обучения иностранному языку/ Педагогическая практика
лярного контакта со слушателями, проведения индивидуальных консультаций, мониторинга образовательных достижений обучающегося. Назначение тьюторов для сопровождения реализации программы осуществляется руководством кафедры с учетом его компетенций в области изучаемых модулей/дисциплин, а также квалификационной возможности его работы со слушателями. Тьютор самостоятельно определяет виды взаимодействия (непосредственное, опосредованное с использованием телефона, электронно-почтовой группы или других средств телекоммуникаций), объем консультаций, оказываемых каждому обучаемому или группам, график проведения консультаций.
В целом работа осуществляется посредством централизованного обмена файлами — электронными образовательными ресурсами (учебно-методическими материалами, содержащими систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине и удовлетворяющими требованиям документов, регламентирующих реализацию программы и соответствующих учебных планов); сбора, систематизации материалов, полученных от слушателей; распределения данного материала по ведущим преподавателям для оценивания; координации контакта между преподавателями и слушателями. Непосредственная контактная работа слушателей и профессорско-преподавательского состава осуществляется во время двух сессий (после каждого се-
местра) и итогового аттестационного экзамена, который проходит в режиме видеоконференции.
В заключение отметим, что в современных условиях развития экономики любого региона проблема трудоустройства приобретает особую актуальность. Образовательная политика, реагируя на данные условия, претерпевает существенные изменения. Институционально оформляется сфера дополнительного профессионального образования, выполняющая важнейшие социальные функции: решаются проблемы, связанные с повышением квалификации за счет приращения новых знаний, а также профессиональной переподготовкой лиц. Ставится акцент на выборе формы обучения, которая должна быть гибкой, обеспечивающей удаленный доступ к образовательным ресурсам, снимающей барьеры в виде неудобного расписания, ограниченного бюджета или отдаленных территорий, экономически выгодной. Именно электронное обучение имеет такие преимущества.
1. Траилина Л. П. Роль внутреннего диалога в процессе профессиональной переподготовки специалиста : дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 1999. — 214 с.
2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015). — URL: http://www.consultant.nu/ document/cons_doc_law_140174/.
3. Губанова А. А., Кольга В. В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. — 201 5. — № 3. — URL: http://www.science-education.nu/123-17921.
УДК/UDC 378.14: 004.75 В. Л. Дмитриев, Р. Х. Каримов
V. Dmitriev, R. Karimov
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРОФИКАЦИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
CLOUD TECHNOLOGIES AND GAMIFICATION AS A BASIS SCIENCE-EDUCATION PLATFORM FOR ORGANIZATION OF E-LEARNING
В статье рассматривается возможность создания научно-образовательной платформы нового типа, основанной на применении облачных технологий и принципов игрофикации, краудсорсинга и краудфандинга. Это позволит
реализовать комплексный подход к электронному обучению всех категорий пользователей независимо от возраста по принципу «обучение в течение всей жизни». Элементы игровых механик и принципы игрофикации, предлагаемые