Вестник НВГУ. № 4/2016
О. Г. Прикот
and introduction of these regulations was started in the first place. The study is based on such major research methods as philosophical and methodological analysis of current education systems, legal analysis of the regulatory framework of lifelong learning institutionalization, procedures of systems synthesis. The research results are used in the system of continuing occupational education, and in the process of professional retraining and further training of management staff.
Key words: lifelong learning; institutionalization of lifelong learning; organic system; multi-rational system; de-schooling; circular organization; non-linear processes in education; coexistence of linear and non-linear in education.
About the author: Oleg Georgievich Prikot, Doctor of Pedagogical Sciences (Grand PhD), Professor at the Public Administration School.
Place of employment: National Research University «Higher School of Education».
УДК 378.046.4 M. И. Яскевич, И. К. Нефедова
Москва, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПОРТАЛЕ «ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ»
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с анализом современных тенденций в развитии образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Описаны цели и задачи создания Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина одной из крупнейших отечественных интернет-платформ дистанционного образования — портала «Образование на русском». Представлен опыт реализации дополнительных профессиональных программ в области преподавания русского языка как иностранного в системе дистанционного обучения на портале «Образование на русском». Приводится тематика новых дополнительных профессиональных программ, посвященных актуальным вопросам методики преподавания русского языка как иностранного.
Приведены результаты исследований аудитории слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. При проведении исследования использованы методы анализа, синтеза, статистические методы. Показана высокая востребованность дистанционных программ дополнительного профессионального образования преподавателями-русистами в России и за рубежом. Приводится перечень российских регионов и зарубежных стран, представители которых являются активными слушателями программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Результаты проведенного исследования показывают высокую степень заинтересованности слушателей портала «Образование на русском» в освоении дистанционных профессиональных программ по предложенной тематике, получении новых компетенций и совершенствовании профессиональных навыков в области теории и практики преподавания русского языка с использованием дистанционных образовательных технологий.
Развитие дистанционного образования с использованием ресурсов портала «Образование на русском» требует дальнейшей разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования для российских и зарубежных преподавателей русского языка и литературы. Задача расширения перечня дистанционных программ актуального содержания требует вовлечения в эту работу высокопрофессиональных преподавателей, экспертов и специалистов через развитие механизмов мотивации авторских коллективов, с учетом лучшего зарубежного и российского опыта.
Ключевые слова: дистанционное обучение; интернет-портал «Образование на русском»; программы дополнительного профессионального образования; русский язык как иностранный.
Сведения об авторах: Марина Ивановна Яскевич1, кандидат физико-математических наук, доцент, проректор по инновационной деятельности и дистанционным формам обучения; Ирина Константиновна Нефёдова", кандидат исторических наук, начальник отдела дистанционного обучения и инновационных проектов.
Место работы: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина1'2.
Контактная информация: '"117485, г.Москва, ул. Академика Волгина, д. 6; тел.: 89267172234, e-mail: [email protected] ; тел.: 89165859132, e-mail: [email protected]".
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является одной из важнейших тенденций развития российского и мирового образования. Возрастающая с каждым годом популярность обучения, предлагаемого зарубежными и российскими университетами с помощью интернет-платформ дистанционного обучения, связана с несколькими причинами. Главной из них является возможность получения человеком непрерывного образования в соответствии с его образовательными потребностями, освоения в течение всей жизни нужных
ему программ в тех образовательных организациях, в которых он желает это сделать, в удобное для него время, не покидая места своего пребывания. Поддерживая развитие дистанционного образования, современное государство обеспечивает реализацию права человека на непрерывное образование, образование в течение всей жизни и создает условия для повышения конкурентоспособности системы образования в мировом образовательном пространстве.
Важнейшей частью непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование. Согласно российскому законода-
тельству к программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации, направленные на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ образовательные организации высшего образования получили возможность реализации программ дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Порядок их реализации определен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
На сегодняшний день многие российские университеты на своих образовательных интернет-порталах предлагают достаточно большое количество дистанционных курсов повышения квалификации по разным направлениям подготовки. Особое место в российском образовательном интернет-пространстве занимает портал «Образование на русском» (pushkininstitute.ru), предлагающий новые дистанционные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателям и специалистам в области русского языка как иностранного (Яске-вич и др. 2015; Кулибина 2015). Портал разработан и поддерживается Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина (далее — Институт Пушкина) в рамках реализации Программы продвижения русского языка и образования на русском. Институт Пушкина, являющийся научным, научно-методическим и образовательным центром в области русистики, решением Совета Глав Правительств стран СНГ в 2013 г. получил статус Базовой организации по преподаванию русского языка государств — участников СНГ. Целью деятельности Базовой организации является методическая поддержка преподавателей-русистов на территории СНГ, поддержание интереса к русскому языку, реализация программ, направленных на совершенствование учебно-методического обеспечения преподавания русского языка, и программ повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы. В 2014 г. решением Совета по русскому языку при Правительстве РФ и Министерства образования и науки РФ институт стал координатором Программы продвижения русского языка и образования на русском языке. В качестве координа-
тора правительственной программы Институт Пушкина осуществляет деятельность, направленную на реализацию миссии портала «Образование на русском» в области дополнительного профессионального образования преподавателей русского языка как иностранного: предоставить каждому преподавателю русского языка или преподающему на русском языке необходимую профессиональную поддержку, возможность непрерывно обучаться, получать новые компетенции и совершенствовать профессиональные навыки в области теории и практики преподавания русского языка.
На портале «Образование на русском» реализована онлайн-школа профессиональной поддержки педагогов-русистов и преподавателей, ведущих обучение на русском языке за рубежом, а также преподавателей русского языка как иностранного (РКП), обучающих иностранных студентов в российских университетах. Особенностью портала является открытый характер его ресурсов: большую часть программ слушатель может осваивать бесплатно, в дистанционном режиме с автоматической проверкой заданий. Возможность бесплатного обучения на открытых курсах сопровождается возможностью прохождения итоговой аттестации на платной основе. Процедура итоговой аттестации включает в себя подготовку выпускной итоговой работы, которая осуществляется под научным руководством опытного преподавателя из числа профессорско-преподавательского состава института, и ее публичную защиту. Консультации преподавателей, общение преподавателя и слушателя в процессе подготовки выпускной работы осуществляются дистанционно с помощью средств коммуникаций системы дистанционного обучения. Защита итоговой выпускной работы осуществляется дистанционно в режиме телеконференции. Активное общение преподавателя со слушателями на этапе проведения итоговой аттестации снимает проблему идентификации личности во время проведения защиты выпускной работы в дистанционном режиме. Основными принципами, в соответствии с которым строится дистанционное обучение, являются:
1. Интерактивность обучения. Современные телекоммуникационные технологии позволяют организовать учебный процесс, обеспечивая различные формы взаимодействия его участников друг с другом: между слушателями и преподавателем, слушателями между собой. Другой стороной интерактивности является возможность интерактивного взаимодействия слушателя со средствами обучения.
2. Индивидуальная траектории обучения. Возможность построения индивидуальной траектории обучения предполагает возможность составления и следования индивидуальному учебному плану.
Вестник НВГУ. № 4/2016
M. И. Яскевич, И. К. Нефедова
3. Мобильность обучения. Мобильность предполагает гибкость и маневренность учебного процесса и учебно-методического обеспечения. Она обеспечивается созданием информационных сетей, баз и банков знаний и данных для дистанционного обучения, позволяющих слушателю курса корректировать или дополнять свою учебную программу.
4. Модульность обучения. Представленные на портале электронные курсы имеют модульную структуру. Каждый модуль имеет универсальную структуру, является автономным и открытым для дальнейшего развития в соответствии с потребностями слушателей.
5. Активность и самостоятельность слушателя. Активность и самостоятельность слушателя является основой его познавательной деятельности. В дистанционном курсе использованы педагогические технологии, способствующие повышению мотивации обучения, активизирующие его внимание и мотивирующие самостоятельную познавательную деятельность слушателей.
В настоящее время преподавателям русского языка как иностранного на портале предлагается более десяти дистанционных программ повышения квалификации.
В основу содержания каждой из программ положены результаты научно-методической работы в области методики русского языка как иностранного и многолетняя практика преподавания на курсах повышения квалификации в Институте Пушкина. Первой из реализованных дистанционных программ на портале «Образование на русском» стала «Практическая методика преподавания РКИ» объемом 72 часа (Кулибина 2015). Более 300 педагогов из 27 стран мира успешно закончили открытый онлайн-курс по этой программе, более 50 человек выполнили итоговые выпускные работы и получили удостоверение установленного образца о повышении квалификации в области преподавания русского языка как иностранного.
Для преподавателей с гуманитарным образованием на портале предлагается дистанционная программа профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный и методика его преподавания» объемом 380 часов. Программа неизменно вызывает огромный интерес у преподавателей и специалистов с гуманитарным образованием, не имеющим опыта преподавания РКИ, поскольку освоение позволяет начать практическую профессиональную деятельность в новой сфере — сфере преподавания РКИ. Особенностью реализации программы профессиональной переподготовки является организация с самого начала обучения тьюторской поддержки самостоятельной работы слушателей. Педагогическое сопровождение образовательного процесса осуществляется авторами курсов повышения квалификации и лучшими преподавателями Института Пушкина. Преподаватели принимают активное
участие в процессе обучения: проверяют самостоятельные работы слушателей, отвечают на их вопросы, консультируют слушателей по каждому из модулей курса. На этапе итоговой аттестации по дополнительным профессиональным программам за каждым слушателем закрепляется научный руководитель — преподаватель, помогающий определиться с темой выпускной работы и дистанционно консультирующий слушателя в режимах офлайн и онлайн в течение всего срока ее выполнения. Таким образом, слушатель, приступивший к дистанционному обучению по программе профессиональной переподготовки, на протяжении девяти месяцев приобретает возможность получения полноценной консалтинговой поддержки лучших преподавателей русского языка как иностранного. Следует отметить, что возможность дистанционного обучения по дополнительным профессиональным программам в равной степени доступна как российским, так и зарубежным преподавателям русского языка.
Тематика дистанционных дополнительных профессиональных программ в области РКИ, связанная с различными аспектами преподавания русского языка как иностранного, постоянно расширяется. Объем представленных на портале программ различен и составляет от 24 до 72 часов. К числу дистанционных программ, реализуемых сегодня, относятся: «Актуальные аспекты описания РКИ», автор Константинова А. Ю.; «ИКТ в преподавании русского языка как иностранного», авторы Авраменко А. П., Богомолов А. Н., Титова C.B.; «Интерактивные технологии обучения: использование видеоматериалов и презентаций на уроке РКИ», авторы Дьяченко Т. Н., Татаринова Н. В.; «Мобильные технологии в преподавании РКИ», авторы Авраменко А. П., Богомолов А. Н., Титова С. В.; «Мультимедийные технологии в преподавании РКИ», автор Азимов Э. Г.; «Обучение русскому языку как иностранному на начальном этапе», автор Виноградова И. В.; «Практическая методика преподавания РКИ», руководитель авторского коллектива Кулибина Н. В.; «Практическая методика преподавания РКИ (лексический аспект)», автор Ольховская А. И.; «Русский язык как иностранный и методика его преподавания», руководитель авторского коллектива Кулибина Н. В. В основу содержания курсов дополнительного профессионального образования положены научно-методические работы, учебные пособия и результаты научных исследований, посвященные вопросам обучения чтению (Кулибина 2015), использования художественных фильмов на практических занятиях по русскому языку как иностранному (Дьяченко 2015), особенностям методики обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе (Виноградова 2008), фонетическим аспектам в обучении русскому как иностранному (Климова, Битехтина 2014), (Климова, Битехтина 2015).
Полученный опыт реализации дистанционных дополнительных профессиональных программ в области русского языка как иностранного предоставил обширную базу для проведения исследований в области онлайн-обучения и практики русистики.
Одним из важнейших результатов реализации дополнительных профессиональных программ в области русского языка на портале «Образование на русском» является установление факта, свидетельствующего о большом интересе к русскому языку и образованию на русском языке в мире. За год существования портала на курсы повышения квалификации и профпереподготовки записалось более 3 ООО преподавателей из России и зарубежных стран. Исследование географии аудитории слушателей показывает, что около половины слушателей курсов составляют преподаватели из различных регионов Российской Федерации, другая половина — слушатели из стран дальнего и ближнего зарубежья (рис. 1). Преподаватели русского языка из 16 российских регионов обучаются дистанционно по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, наибольшее число из них проживает в Москве (рис. 2).
В ближнем и дальнем зарубежье наибольший интерес к дополнительным профессиональным программам проявляют преподаватели русского языка, проживающие в Италии, Испании, Латвии, Казахстане, Болгарии, Польше, Армении, Греции, Китае, Чехии, Украине, Сербии, Белоруссии, Германии, Грузии, США, Франции, Мексике, Австралии. Так, только из Испании на курсы дополнительного профессионального образования записалось 66 человек. В настоящее время слушателями программы профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный и методика его преподавания» являются жители около 20 стран Европы, Азии, Америки и Австралии. Распределение по месту проживания за рубежом контингента слушателей программы профессиональной переподготовки, обучающихся в группе 3 в ноябре 2015 г., представлено на рисунке 3.
Анализ результатов освоения слушателями дистанционных дополнительных профессиональ-
ных программ на портале «Образование на русском» показывает, что обучаться приходят преподаватели, мотивированные на получение новых знаний, навыков и компетенций. 30 % слушателей, или трое из каждых десяти слушателей программы, завершают дистанционное обучение с успешной сдачей итогового теста и получают электронные сертификаты участников обучения, свидетельствующие об успешном участии в дистанционной программе на портале «Образование на русском» (рис. 4).
Доля слушателей, желающих пройти вторую часть дистанционной дополнительной профессиональной программы с педагогическим сопровождением преподавателя, выполнить под руководством преподавателя института и защитить итоговую выпускную работу, а затем получить документ установленного образца, составляет более 40%: из десяти слушателей, успешно завершивших программу, как минимум четверо желают пройти итоговую аттестацию и получить документ установленного образца о повышении квалификации (рис. 4).
Результаты анализа промежуточных итогов реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области русского языка как иностранного в новом дистанционном формате показал их востребованность преподавателями русского языка как в России, так и за рубежом. Развитие дистанционного образования с использованием ресурсов портала «Образование на русском» требует дальнейшей разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования для российских и зарубежных преподавателей русского языка и литературы. Задача расширения перечня реализуемых курсов путем создания современных дистанционных программ актуального содержания, позволяющих сформировать у слушателей необходимые им новые и совершенствовать имеющиеся компетенции, требует вовлечения в эту работу высокопрофессиональных преподавателей, экспертов и специалистов через развитие механизмов мотивации авторских коллективов, с учетом лучшего зарубежного и российского опыта.
Количество слушателей, проживающих в РФ 51%
Количество-' слушателей, проживающих за рубежом 49%
Рис. 1. Распределение контингента слушателей профессиональных дополнительных программ
по месту проживания (ноябрь 2015 г.)
Вестник НВГУ. № 4/2016 М. И. Яскевич, И. К. Нефедова
обл.
Рис. 2. Распределение контингента слушателей по месту проживания в регионах Российской Федерации (ноябрь 2015 г.)
Ульяновская обл. 3%
Тюменская обл. 3%
Тверская обл. 3%
Ставропольский край
3%
Челябинская обл.
Ярославская обл. 6%
Башкортостан
3%
Москва 36%
Смоленская обл. 3%
Самарская обл. 6%
Санкт-Петербург
3% Республика Коми
Псковская 8% 3«
Московская 11%
Новосибирская Приморский край
Швейцария
Франция
Нидерланды 2%
Аргентина
Словакия
2%
Республика Корея 4%
Палестина
1%
Монголия
2% Китай
Греция 10%
Индия
1%
Рис. 3. Распределение контингента зарубежных слушателей дополнительных профессиональных программ по месту проживания (ноябрь 2015 г.)
Количество
слушателей, не
обучение 69%
Количество
слушателей, получивших сертификаты 31%
Рис. 4. Доля слушателей, успешно прошедших итоговое тестирование по дополнительным профессиональным программам
Количество слушателей, подавших заявку
^^^^^^^^^^^^^^^^ «а итоговую
слушателей, не аттестацию
вышедших на ^^^
итоговую аттестацию 60%
Рис. 5. Доля слушателей, желающих пройти этап итоговой аттестации дистанционной дополнительной профессиональной программы с получением документа установленного образца
ЛИТЕРАТУРА
Яскевич М. И., Корепанова Т. Э., Кулибина Н. В. 2016. Новые электронные образовательные ресурсы для изучающих русский язык и их преподавателей на портале «Образование на русском» (http://pushkininstitute.ru) // Архангельская Э.
(отв. ред.). Русистика и современность. 18 Международная научная конференция. Сборник научных работ. Рига: Балтийская международная академия, 607-611.
Кулибина Н. В. 2015. Российские массовые открытые онлайн курсы для русистов: содержательный контент, формат проведения, состав участников и оценка результатов // Марусенко Н. М., Шишков М. С. (сост.) Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы. В 15 т. Том 10. СПб.: МАПРЯЛ, с. 597-602.
Кулибина Н. В. 2015. Дистанционное повышение квалификации преподавателей: массовый открытый онлайн курс «Практическая методика преподавания русского языка как иностранного» // Кончаревич К. (гл. ред.). Русский язык как инославянский: современное изучение русского языка и русской культуры в инословенской среде (http://www.slavistickodi'ustvo.oi'g.rs/izdanja/RJKI.htm). Выпуск VII. Белград: Общество славистов Сербии, 133-140.
Кулибина Н. В. 2015. Зачем, что и как читать на уроке. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст.
Дьяченко Т. Н. 2015. Использование художественных фильмов на практических занятиях по русскому языку как иностранному// Международный аспирантский вестник 1-1, 31-35.
Дьяченко Т. Н. 2015. «Мы из будущего» (использование художественных фильмов в языковом учебном процессе). // Русский язык за рубежом 3, 24-38.
Азимов Э. Г., Кулибина Н. В. 2014. Массовые открытые онлайн курсы: новые технологии для повышения профессиональной квалификации преподавателей русского языка как иностранного // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом 6, 30-35.
Климова В. Н„ Битехтина Н. Б. 2014. Русский язык как иностранный: фонетика: 2-е издание. Москва: Русский язык, курсы.
Климова В. Н.. Битехтина Н. Б. 2014. Урок по теме «Артикуляция и противопоставление согласных [ц]-[с]-[с'], [т']-[ц], [т']-[ч'], [ц]-[ч']. - в кн. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному. 2-е издание. Русский язык: курсы, 16-46.
Климова В. Н.. Битехтина Н. В. 2015. Совершенствование профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного в рамках дополнительных профессиональных программ // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом 1-2, 13-16.
REFERENCES
Yaskevich М. 1., Korepanova Т. Е., Kulibina N. V. In: Rusistika i sovremennost. 18 Mezhdunarodnaya nauchnaya konferent-siya. Sbomik nauchnykh rabot [Russian studies and modernity. 18 International research conference. Collection of scientific papers], Ed. by Arkhangelskaya E. Riga: Baltiyskaya mezhdunarodnaya akademiya, 2016. Pp. 607-611. (In Russian).
Kulibina N. V. In: Russkiy yazyk i literature v prostranstve mirovoy kultury: Materialy XIII Kongressa Mezhdunarodnoy as-sotsiatsii prepodavateley msskogo yazyka i literatury [Russian language and literature in the world culture: Proceedings of the XIII Congress of the International association of teachers of Russian language and literature], Ed. by Mamsenko N. M., Shishkov M. S. In 15 vol, Vol. 10. Saint Petersburg: MAPRYAL, 2015. Pp. 597-602. (In Russian).
Kulibina N. V. In: Russkiy yazyk kak inoslavyanskiy: sovremennoye izucheniye msskogo yazyka i russkoy kultury v inoslo-venskoy srede [Russian as a Slavic language: Modem study of the Russian language and Russian culture in Slavic environment], Ed. by Koncharevich K. Available at: http://www.slavistickodmstvo.org.rs/izdanja/RJKI.htm. Vol. VII. Belgrade: Obschestvo slavistov Serbii, 2015. Pp. 133-140. (In Russian).
Kulibina N. V. Zachem, chto i kak chitat na uroke. Metodicheskoye posobiye dlya prepodavateley russkogo yazyka kak inos-trannogo [Why, what and how to read at the lesson. Methodological guide for teachers of Russian as a foreign language]. Saint Petersburg: Zlatoust, 2015. (In Russian).
Dyachenko T. N. In: Mezhdunarodniy aspirantskiy vestnik [International bulletin for doctorate students]. Vol. 1-1 (2015): 31-35. (In Russian).
Dyachenko T. N. In: Russkiy za rubezhom [Russian language abroad]. Vol. 3 (2015): 24-38. (In Russian).
Azimov E. G., Kulibina N. V. In: Mezhdunarodniy aspirantskiy vestnik. Russkiy yazyk za rubezhom [International bulletin for doctorate students. Russian language abroad]. Vol. 6 (2014): 30-35. (In Russian).
Klimova V. N., Bitekhtina N. B. Russkiy kak inostranniy: fonetika [Russian as a foreign language: Phonetics]. 2nd edition. Moscow: Russkiy yazyk: Kursy, 2014. (In Russian).
Klimova V. N., Bitekhtina N. B. In: Metodicheskaya masterskaya. Obraztsy urokov po russkomu yazyku kak inostrannomu [Methodical workshop. Samples of lessons of Russian as a foreign language], 2nd edition. Moscow: Russkiy yazyk: Kursy, 2014. Pp.16-46. 2014.
Klimova V. N., Bitekhtina N. V. In: Mezhdunarodniy aspirantskiy vestnik. Russkiy yazyk za rubezhom [International bulletin for doctorate students. Russian language abroad]. Vol. 1-2 (2015): 13-16.
M. I. Yaskevich, I. K. Nefedova
Moscow, Russia
ADDITIONAL VOCATIONAL PROGRAMS FOR TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN DISTANCE LEARNING VIA THE ONLINE PLATFORM «EDUCATION IN RUSSIAN»
Abstract. The study discusses the issues related to the analysis of current trends in education using e-learning and distance learning technologies and describes the goals and objectives of the portal «Education in Russian», one of the largest domestic online distance learning platforms designed by Pushkin State Russian Language Institute. The author considers the experience of implementing additional vocational programs in the field of teaching Russian as a foreign language within the distance learning portal «Education in Russian» and gives an outline of new online vocational programs on topical methodological issues of teaching Russian as a foreign language.
BecmnuK HBry. № 4/2016
M. M. flcxeeuu, M. K. Hetpedoea
The paper presents the results of the research conducted among the participants of professional retraining programs. The study involved analysis, synthesis, and statistical methods. The results of this study show a high demand for online programs of additional vocational education among Russian teachers in Russia and abroad. The paper includes a list of Russian regions and foreign countries that are represented among active participants of retraining and vocational training programs. The study results show that the students of the «Education in Russian» portal are very much interested in mastering distance vocational programs devoted to the proposed issues, obtaining new competences and improving skills in the theory and practice of teaching Russian language using e-learning technologies.
The development of distance education using the resources of the portal «Education in Russian» requires further development and implementation of programs of additional vocational training for Russian and foreign teachers of Russian language and literature. The task of expanding the list of distance programs with up-to-date content requires involving highly qualified teachers, experts and specialists through the development of mechanisms to motivate groups of authors, based on the best Russian and foreign practices.
Key words: e-learning (distance learning); online portal «Education in Russian»; program of additional vocational education; Russian as a foreign language.
About the authors: Marina Ivanovna Yaskevich1, Candidate of Physical and Mathematical Sciences (PhD), Associate Professor, Vice Rector for Innovation and Distance Learning; Irina Konstantinova Nefedova2, Candidate of Historical Sciences (PhD), Head of the Department for Distance Learning and Innovative Projects.
Place of employment: Pushkin State Russian Language Institute1'".