Научная статья на тему 'Индивидуализация переподготовки кадров инвестиционной сферы в системе дополнительного образования'

Индивидуализация переподготовки кадров инвестиционной сферы в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ / INDIVIDUALIZATION OF RETRAINING / THE INSTITUTIONALIZATION OF EDUCATIONAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зельцер И. М.

В статье описаны современные контексты индивидуализации переподготовки кадров инвестиционной сферы, особенности организации и реализации проектов в системе дополнительного образования, требующие разработки новых адекватных механизмов управления на основе интеграции ресурсов и уровней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL TRAINING OF MANAGEMENT INVESTMENT SERVICES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

This article describes the current context of individualization retraining investment sphere, especially the organization and implementation of projects in the system of additional education, requiring adequate development of new governance arrangements based on the integration of resources and levels of education.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация переподготовки кадров инвестиционной сферы в системе дополнительного образования»

- обладать профессионально значимыми личностными качествами (должная компетентность, способность диалектически подходить к проблемам, критически мыслить и др.).

2) система навыков и умений, характеризующих современного специалиста:

- знать навыки работы на компьютере;

- владеть традиционными и электронными способами поиска, обработки и хранения информации;

- уметь работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию;

- уметь ориентироваться в информационной среде;

- уметь творчески переработать необходимую информацию;

- уметь создавать персональную методику для просмотра сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений;

- уметь формировать у студента необходимый уровень информированности в изучаемой области;

- уметь устанавливать контакты с адресатами;

- знать основные принципы обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;

Библиографический список

- уметь планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.

Указанные качества информационной культуры специалиста должны иметь достаточно высокий уровень своего развития. Как отмечает В.Д. Шадриков, « в уровне мастерства в любой области, а не в принадлежности к той или иной области деятельности, прежде всего, заключается и проявляется культура личности» [7, с. 104].

На основе проведенных исследований следует отметить, что на сегодняшний день качество образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения во многом зависит от способностей педагога - тьютора быть информационным лидером в студенческой среде. Информационная культура педагога становится фундаментом теоретической и практической подготовки студентов, играет ведущую роль в усилении профессиональной направленности учебного процесса. Информационная культура служит творческой преобразующей деятельности современного специалиста, она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновывать факты и явления, но и определять научно обоснованные способы деятельности, одновременно служит средством совершенствования его профессиональной деятельности, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.

1. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / В.И. Солдаткин [и др.]. - М., 2003.

2. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - М., 1997.

3. Данильчук, Е.В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики // Педагогика. -2003. - № 1.

4. Тьюторство. Профессия, которой нет // Управление школой. - 2004. - № 42.

5. Ахметова, Д.Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д.Б. Ахметова, Л.И. Гурье // Высшее образование в России. - 2001. - № 4.

6. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.

7. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные технологии. - М., 1993.

Bibliography

1. Prepodavanie v seti Internet: ucheb. posobie / V.I. Soldatkin [i dr.]. - M., 2003.

2. Vokhrihsheva, M.G. Formirovanie nauki ob informacionnoyj kuljture // Problemih informacionnoyj kuljturih: sb. st. - M., 1997.

3. Daniljchuk, E.V. Informacionnaya kuljtura pedagoga: metodologicheskie predposihlki i suthnostnihe kharakteristiki // Pedagogika. - 2003. - № 1.

4. Tjyutorstvo. Professiya, kotoroyj net // Upravlenie shkoloyj. - 2004. - № 42.

5. Akhmetova, D.B. Prepodavatelj vuza i innovacionnihe tekhnologii / D.B. Akhmetova, L.I. Gurje // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - № 4.

6. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.

7. Shadrikov, V.D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovateljnihe tekhnologii. - M., 1993.

Статья поступила в редакцию 02.02.12

УДК 378.046.4

Zeltser I.M. INDIVIDUAL TRAINING OF MANAGEMENT INVESTMENT SERVICES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. This article describes the current context of individualization retraining investment sphere, especially the organization and implementation of projects in the system of additional education, requiring adequate development of new governance arrangements based on the integration of resources and levels of education.

Key words: individualization of retraining, the institutionalization of educational innovations.

И.М. Зельцер, д-р. экон. наук, ректор НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, E-mail: 120651@mail.ru

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье описаны современные контексты индивидуализации переподготовки кадров инвестиционной сферы, особенности организации и реализации проектов в системе дополнительного образования, требующие разработки новых адекватных механизмов управления на основе интеграции ресурсов и уровней образования.

Ключевые слова: индивидуализация переподготовки кадров, институциализация образовательных инноваций.

Перестройка социальной структуры общества ведет к серьезным изменениям рынка труда и социально-профессиональных потребностей социума. Изменяется структура экономики, что влечет отмирание одних и появление других профессий, усиливается потребность общества в творческом и интеллектуальном труде, требуется интенсификация процессов переподготовки специалистов. В этой связи отметим большую актуальность в настоящее время идеи индивидуализации переподготовки уп-

равленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования. Новые социально-культурные условия создают специфический социальный заказ по переподготовке управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Особое место в современных исследованиях отводится проблемам индивидуализации в образовании вообще и в допол-

нительном профессиональном образовании в частности [1]. Актуальность постановки проблемы индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования обусловлена следующими обстоятельствами:

- необходимостью совершенствования и развития существующей системы переподготовки кадров в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе личност-но - ориентированного подхода;

- развитием конкурентных начал во всех звеньях общественной жизни и вытекающей отсюда необходимостью индивидуализации переподготовки управленческих кадров вообще, управленческих кадров инвестиционной сферы в особенности.

Мы считаем, что индивидуализация переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования будет более эффективной если:

• выявлены организационно-педагогические условия индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования;

• сконструирована модель индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования;

• используются информационно-коммуникационные технологии обучения;

• организовано взаимодействие преподавателей и слушателей в малых группах и по программам индивидуальной подготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования;

• организован информационно-консультационный пункт, обеспеченный необходимыми учебными медиаресурсами, квалифицированными методистами, имеющий возможность работать по переподготовке управленческих кадров инвестиционной сферы в компьютерной обучающей среде.

Сконструированная модель индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования, нам представляется как совокупность структурных компонентов, включающих цель, организационно - педагогические условия, технологию реализации и результат, базируясь на общепедагогических принципах и принципах индивидуализации переподготовки, состоит из условий их реализации и способствует выполнению социального заказа индивидуализации переподготовки в новых социо-культурных условиях.

Для успешности, как конструирования, так и реализации модели необходимы, как минимум следующие организационнопедагогические условия эффективности индивидуализации переподготовки специалистов: эффективное взаимодействие участников процесса обучения; оптимальное соотношение традиционных и дистанционных технологий; наличие доступного информационно-консультационного пункта учебных медиаресурсов; подготовка преподавателей к работе с использованием информационно - коммуникационных технологий; создание оптимальных учебных продуктов в электронной и печатной форме; совершенствование структуры и форм контроля, управление индивидуализацией переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования на основе мотивационного программно-целевого управления, развитие познавательной самостоятельности студентов.

Невозможно решить заявленные нами проблемы без разработки и реализации технологии индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования [2], включающей в себя: методы и формы профессиональной переподготовки: (репродуктивные и продуктивные), планы, программы, формы организации переподготовки (традиционные и инновационные), структуру реализации профессиональной переподготовки, особенности организации профессиональной практики, элементы профессиональной социализации, а также педагогическое взаимодействие сторон профессиональной переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного образования.

Сконструированная нами модель реализуется в три взаимосвязанных этапа. Этапы эти таковы: подготовительный - направленный на формирование готовности слушателей к обуче-

нию по данной системе; базовый - призванный обеспечить психологическую (через мотивы достижения) и технологическую готовность слушателей к учебе и качественную профессиональную переподготовку по специальности, сочетая учебу с другими видами деятельности; творчески развивающий - нацеленный на совершенствование системы приобретенных слушателями знаний, умений и навыков в новых ситуациях через учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность, выполнение творческих заданий, рефератов.

Цель, заданная нами при конструировании модели это индивидуализация переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждения дополнительного образования.

В основу сконструированной нами модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в дополнение к общедидактическим были положены специфические принципы.

Нам видится, что специфические принципы, определяющие эффективность сконструированной модели следующие: Ориентированность системы на реализацию единой государственной политики. Непрерывность процесса обучения. Опережающий характер обучения. Единство гуманитарной, управленческой, экономической и правовой переподготовки в сочетании с углубленной специализацией в области менеджмента, экономики или права. Обязательность для муниципального служащего получения дополнительных знаний, навыков и умений в системе непрерывного образования при любых горизонтальных и вертикальных перемещениях.

Оптимальность сочетания всех видов и форм переподготовки. Тесная связь всех видов переподготовки с управления с научными исследованиями. Единое административное управление и координация работы.

Организационно-педагогические условия индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждения дополнительного образования, заложенные нами в педагогическую модель это, как минимум: гуманизация образовательной среды, демократизация отношений, эффективная мотивация, компьютеризированная учебно-материальная база, индивидуализируемая технология, электронная библиотека, содержание базовых курсов.

Педагогическая технология в контексте нашей работы базируется на методах и формах профессиональной переподготовки: репродуктивных и продуктивных, планах, программах, формах организации переподготовки: традиционных и инновационных, педагогическом взаимодействие сторон профессиональной переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы.

Так же педагогическая технология включает структуру реализации профессиональной переподготовки, особенности организации профессиональной практики, элементы профессиональной социализации, а также педагогическое взаимодействие сторон профессиональной переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного образования.

Результат, который предполагается достичь после реализации педагогической модели в полном объеме это оценка индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждения дополнительного образования по уровням. При этом высокий уровень результатов индивидуализации переподготовки разделяем на оптимальный и допустимый, а низкий уровень в нашем случае не только недопустимый, но и критический.

Действенность модели во многом зависит от внесения корректив в технологию переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы, так как, мы считаем только своевременность и результативность корректирующих воздействий обеспечивает индивидуализацию моделируемого нами процесса.

Исследования по конструированию педагогической модели, внедрению технологии и реализации организационно-педагогических условий проводилось 5 лет, включало три относительно самостоятельных этапа, объединенных общей целью, задачами и логикой его проведения.

Участие автора в опытно-экспериментальной работе заключалось в следующем:

1. Организация работы по формированию коллектива профессорско-преподавательского состава и педагогов-тьюторов, которые осуществляют оперативное индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы.

2. Согласование стратегической и тактических целей обучения с позицией администраций Новосибирской области и г. Новосибирска, строительным и бизнес-сообществом, и, соответственно, содержания программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

3. Обучение технологии и методическим приемам индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы при формировании базовых компетентностей обучаемых в соответствии с требованиями заказчика преподавателей филиала.

4. Дополнительное включение отдельных дисциплин в программы переподготовки, реализуемые по графику индивидуализации переподготовки впервые (конфликтология, основы права, региональное и муниципальное управление и др.).

5. Организация системы учета результатов опытно-экспериментальной работы и осуществление коррекции программ и совершенствования методики по результатам переподготовки.

6. Разработка учебных пособий для индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы

7. Подготовка электронной библиотеки филиала с набором подготовленных для индивидуализации переподготовки материалом (учебных, учебно-методических, контрольных, самообуча-ющих и др.).

На первом этапе - экспериментально-констатирующем, нами была определена роль социально-педагогических факторов (уровень вузовской подготовки слушателей, сформирован-ность личностных качеств, удовлетворенность выбором профессии и др.) в повышении качества учебного труда слушателей и выявлены педагогические условия (готовность к учебному труду, сформированность познавательной самостоятельности, стиль взаимодействия преподавателей и слушателей в процессе учебной деятельности и др.), направленно воздействующие на успешность переподготовки в условиях использования индивидуализации переподготовки.

Формирующий эксперимент (второй этап), по изучению эффективности модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования, был проведен на базе ранее приведенных вузов со слушателями групп дополнительного образования. В процессе исследования определялась эффективность формирования базовых и узкопрофессиональных компетенций слушателей в системе индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы: учебной (качество учебного труда; отношение к учебному труду; уровень сформированности навыков самообучения) и научноисследовательской. Для сравнения использовались данные, полученные в группах слушателей обучающихся по традиционным технологиям.

Всего в эксперименте было задействовано 456 слушателей, занимавшихся по модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования. Опыт внедрения модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы в Новосибирском филиале ФАОУ ДПО ГАСИС показал, что процесс индивидуализации переподготовки будет успешным если:

• слушатели и студенты достаточно хорошо владеют навыками самообучения;

• у них сформированы такие личностные качества как ответственность, целеустремленность, ярко выраженное желание к учебе;

• преподаватели владеют современными технологиями обучения (модульной, цикловой, компьютерной и др.);

• в вузе имеется в достаточном количестве необходимый дидактический материал (учебники, учебно-методические пособия в традиционной и электронной формах и др.) оптимально приспособленные для самообучения;

• создана корпоративная и вузовская сеть медиаресурсов;

• решен вопрос с академической нагрузкой преподавателей, работающих с контингентом слушателей и студентов, обучающихся в системе индивидуализации переподготовки;

Библиографический список

• создан информационно-консультативный пункт.

Особую роль в системе индивидуализации переподготовки

играет факультетский информационно-консультационный пункт. Оснащенный современной аудио и видео аппаратурой, компьютерами, множительной техникой и др., он не только организует и контролирует процесс индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы, но и дает им возможность самостоятельно овладевать учебным материалом по предметам: прослушать видеолекции, выполнить практические задания, проконтролировать уровень своих знаний путем электронного тестирования и др., что значительно активизирует их учебно-познавательную деятельность и повышает качество подготовки специалистов. Он обеспечивает связи профессорско-преподавательского состава с обучаемыми и координирует процесс оказания образовательных услуг.

При внедрении модели нами выявлено в ходе опытно - экспериментальной работы, что для индивидуализации необходима система научно-исследовательской работы (НИР). Разработанная нами система НИР в процессе индивидуализации переподготовки показала ее достаточно высокую эффективность.

Внедрение НИР в практику работы обеспечило общий прирост успеваемости, качества защищаемых работ. С помощью спецкурсов: «Методы научных исследований» и «Организация научно-исследовательской работы слушателей в электронной форме» они включаются в исследовательскую деятельность, формируют в себе навыки творческого познания, которые дают им возможность успешно выполнить самостоятельное исследование по проблемам управления и защитить выпускную квалификационную работу.

В то же время опыт внедрения показал, что для активизации НИР необходимо:

• научить слушателей основам исследовательской деятельности;

• планировать основные формы организации НИР, опираясь на принцип доступности;

• создавать на кафедрах, направлениях подготовки научные школы, увязывать тематику исследований слушателей с научными направлениями, разрабатываемыми преподавателями;

• создавать для наиболее способных слушателей возможности для самостоятельной исследовательской деятельности и подготовки диссертаций;

• вовлечь в разработку компьютерных контрольно-обучающих программ, электронных тестов и других современных учебных продуктов.

На констатирующем этапе эксперимента мы, проанализировав весь объем экспериментальных данных, можем сделать следующие выводы.

1. Модель индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы была внедрена в нескольких вузах, успешно функционировала в течение 4 лет и привела к повышению качества переподготовки специалистов.

2. Для повышения эффективности модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы необходима реализация организационно-педагогических условий повышающих ее эффективность (электронных библиотек, спецкурсов, контрольно-обучающих программ и т.д.).

3. Подтвердилась гипотеза, получены доказательства положений вынесенных на защиту, решены задачи исследования.

4. Данные опытно-экспериментальной работы позволяют определить перспективы развития модели индивидуализации переподготовки управленческих кадров инвестиционной сферы и сформулировать практические рекомендации по её организации и внедрению в учреждениях ДПО для переподготовки других специалистов.

Нам видится, что сконструированная нами модель имеет универсальный характер и работа по ее внедрению может быть продолжена для других вариантов переподготовки кадров и повышения квалификации.

1. Попова. О.В. Профессиональная переподготовка специалистов управления инвестиционной сферы в образовательных учреждениях дополнительного образования / О.В. Попова, Т.В. Цыганкова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6 (18).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зельцер И.М., Машкин А.Н., Мершалов Д.А. Методология и средства дополнительного образования в строительной сфере в условиях модернизации / И.М. Зельцер, А.Н. Машкин, Д.А. Мершалов // Экономика строительства. - Москва. - 2011. - № 4 (10).

Bibliography

1. Popova. O.V. Professionaljnaya perepodgotovka specialistov upravleniya investicionnoyj sferih v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh dopolniteljnogo obrazovaniya / O.V. Popova, T.V. Cihgankova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 6 (18).

2. Zeljcer I.M., Mashkin A.N., Mershalov D.A. Metodologiya i sredstva dopolniteljnogo obrazovaniya v stroiteljnoyj sfere v usloviyakh modernizacii / I.M. Zeljcer, A.N. Mashkin, D.A. Mershalov // Ehkonomika stroiteljstva. - Moskva. - 2011. - № 4 (10).

Статья поступила в редакцию 08.03.12

УДК 378.147

Znikina L.S., Ulyanova O.V. COORDINATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION BETWEEN LECTURES IN HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In the article coordination of pedagogical interaction between lecturers in humanities and in vocational subjects in higher technical educational institutions is considered. Different approaches to organization of lecturers' collaboration in the process of teaching foreign language communication to future specialists are shown. The author's original concepts of pedagogical support of training students are illustrated with actual examples.

Key words: coordination of pedagogical interaction between lectures in higher educational institutions, professional foreign language communication, interdisciplinary links, characteristic features of collaboration process.

Л.С. Зникина, д-р пед. наук, проф. каф. гуманитарного образования и иностранных языков ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Юргинский технический институт, г. Юрга, Е-mail: znikina@mail.ru; О.В. Ульянова, ст. преп. каф. гуманитарного образования и иностранных языков ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Юргинский технический институт, соискатель, г. Юрга, Е-mail: olgauljanova@mail.ru

КООРДИНИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматриваются вопросы координирования методического взаимодействия преподавателей гуманитарных кафедр, и кафедр, ведущих специальные дисциплины в техническом вузе. Показаны различные подходы организации совместной работы преподавателей по обучению будущих специалистов профессионально ориентированному иноязычному общению. На конкретных примерах показаны авторские идеи методического обеспечения процесса обучения студентов.

Ключевые слова: координирование методического взаимодействия преподавателей вуза, профессионально ориентированное иноязычное общение, междисциплинарные связи, особенности совместной работы.

В контексте тенденций модернизации профессионального образования и требований новых образовательных стандартов (ФГОС ВПО) формирование у студентов вуза коммуникативных компетенций является одной из важных составляющих в повышении качества высшего профессионального образования.

И, хотя образовательный стандарт в своей базовой (обязательной) и вариативной части дает четкий перечень проектируемых компетенций будущего специалиста, в том числе конструктивных умений иноязычной коммуникации, проблем остается много. В технических вузах это особенно актуально, ведь сюда студенты априори приходят получать специальные знания. Поэтому, не рассчитывая на увеличение объема часов гуманитарных дисциплин, преподаватели должны искать более эффективные, инновационные формы и методы формирования необходимых современному специалисту компетенций.

Казалось бы, проблемы формирования компетенций современного специалиста, являясь объектом внимания многих исследователей, изучены довольно глубоко. Это работы отечественных исследователей, посвященные проблемам развития профессионального образования: Н.А. Алексеева, А.П. Беляева, В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, Т.А. Воробьевой,

Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зеера, Ю.А. Лаврикова, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Садовничего, Л.Г. Соломко, Е.В. Ткаченко, В.Д. Шад-рикова и др. Наш научный интерес значительно связан с проблемами формирования иноязычных компетенций, анализом различных подходов, методов, технологией коммуникативной, в том числе иноязычной подготовки студентов (С.Г. Вершловс-кий, Ж.Л. Витлин, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Л.С. Зникина,

Ю.Н. Кулюткин, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, И.А. Цатурова и др.). К широкому спектру задач профессионального образования, требующих своего решения, относится формирование иноязычных профессионально-коммуникативных умений будущих специалистов. Базовая профессиональная подготовка студен-

тов в техническом вузе, будем откровенны, не всегда может по ряду причин в полной мере обеспечить функционально достаточный уровень сформированности профессионально-коммуникативных компетенций. Каковы же резервы и возможности для того, чтобы коммуникативная подготовка для специальных профессиональных целей могла стать не только средством формирования у студентов коммуникативных, в том числе иноязычных умений, но и средством приобретения новых профессиональных знаний с реальной отдачей опережающего профессионального обучения?

При планировании совместной работы преподавателей гуманитарных кафедр, и кафедр, ведущих специальные дисциплины в техническом вузе, важнейшим аспектом является отбор методического обеспечения процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов.

При осуществлении отбора методического обеспечения курса профессионально значимой коммуникативной иноязычной подготовки студентов мы учитывали данные, полученные в результате проведённого анкетирования. В частности, преподавателями специализированных кафедр было отмечено, что наиболее эффективным и стимулирующим познавательный интерес студентов содержанием методического обеспечения при коммуникативной подготовке является материал:

- отвечающий имеющимся и вновь возникающим потребностям студентов;

- несущий актуальную научно-техническую информацию;

- дающий знания по профилю специальности;

- по проблемам национального и регионального развития в сфере технологий.

Совместная технология отбора учебно-методического материала состояла из четырёх этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы.

На аналитическом этапе мы выявили взаимосвязь между целями курса и содержанием учебно-методического материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.