УДК 378.014.61
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2009 Е.А. Мелёхина
Новосибирский государственный технический университет
Поступила в редакцию 26.10.2009
В статье рассматриваются вопросы качества подготовки конкурентоспособных специалистов, тенденции развития высшего профессионального образования и требования, предъявляемые к деятельности преподавателей в современных условиях.
Ключевые слова: образование, качество, компетенции, профессионализм, самообразование, технологии, субъект
Качество образования определяет состояние развития общества, поскольку образование - это важнейшая составляющая производственной сферы. Кроме того, это важнейшая инвестиционная сфера, экономическая эффективность которой поддается количественной оценке. Как показывает опыт, только опережающее развитие образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический рост. В настоящее время, когда обществом востребована личность, обладающая мощным потенциалом развития, система образования не может ставить своей целью изучение всё возрастающих объемов информации. В наибольшей степени запросами настоящего времени отвечает подход государственной образовательной системы, заключающийся в обеспечении формирования навыков познавательной деятельности и самообразования, в сообщении направленности движения в сторону освоения культурного многообразия окружающего мира. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года» развивает основные принципы образовательной политики России и учитывает общие тенденции мирового развития. Среди них: - переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особенно актуальными становятся коммуникабельность и толерантность;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате международного сотрудничества;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифи цированного и малоквалифицированного труда,
Мелёхина Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков факультета гуманитарного образования. E-mail: [email protected]
глубина структурных изменений в сфере занятости, определяющая постоянную потребность в повышении квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности [9].
Требования работодателей к качеству подготовки специалистов в настоящее время формулируются не столько в формате «знаний» работников, сколько в терминах «способов деятельности». Кроме того, они обращают внимание на такие результаты образования как готовность к «командной» работе, к непрерывному самообразованию; способность решать всевозможные проблемы; работать как в типовых, так и нестандартных ситуациях; умения активного поведения на рынке труда и т.д. В российском образовании в современных условиях модернизации цели формулируются на языке тех задач, для решения которых необходимы подлежащие усвоению знания, умения, убеждения и чувства и т.д. Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения, - получила название «модели» (профиля) специалиста» [10].
Проблемы высшего профессионального образования и модели специалистов обсуждаются на научных форумах различных уровней. К примеру, модель специалиста, принятая Всемирным конгрессом по инженерному образованию в Портсмуте включает следующие характеристики:
- коммуникативная готовность к работе в интернациональном коллективе, свободное владение одним из европейских языков;
- готовность к работе над междисциплинарными проектами;
- понимание своей ответственности за принимаемые решения, их социальные и экологические последствия, соблюдение норм профессиональной этики;
- наличие чувства собственного достоинства, уважение прав и свобод других людей и
др. [11].
Рынок рабочей силы и социальный заказ на выпускника определяют требования, которым он должен удовлетворять для успешной профессиональной деятельности в рамках избранной специализации. Для удовлетворения потребностей общества в современных специалистах, вузы открывают новые специальности, пересматривают учебные планы, внедряют инновационные технологии обучения, предлагают дополнительные образовательные программы. Сегодня субъекты образовательного процесса пользуются правом выбора различных форм получения базового профессионального образования (очная, заочная, дистантная), так же как и его содержания. Всё чаще студенты вузов за время учебы реализуют возможность получить второе высшее образование, профильную переподготовку или дополнительные профессиональные навыки. Такая осознанная позиция к формированию своего образовательного потенциала способствует конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда.
Степень конкурентоспособности выпускника вуза является одним из показателей качества образовательного процесса большинства образовательных учреждений. Только конкурентоспособный выпускник способен достичь устойчивого положения на рынке труда, своевременно реагировать на его постоянно меняющиеся требования и запросы. Показателями развития конкурентоспособности выступают, прежде всего, предпринимаемые молодыми людьми значительные волевые стремления по формированию и развитию профессионально необходимых качеств, которые требуют большой работы по самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию, то есть по саморазвитию [8]. Саморазвитие и самоорганизация приобретают в современном обществе особую актуальность, так как от каждого человека требуется высокая активность, творческая инициатива, умение легко адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики. Основными условиями возникновения и развития потребности в самообразовании являются: наличие общественного требования о необходимости самообразования; осознание личностью необходимости приобретения дополнительных знаний; наличие личностных качеств, помогающих обеспечить самостоятельное систематическое приобретение и использование знаний; владение умениями самообразовательной работы, такими планирование и контроль; наличие возможности использовать различные источники знаний [4]. Формирование навыков самообразования, самовоспитания и самосовершенствования позволяет выпускникам вузов
стать более мобильными в профессиональном отношении, способными ориентироваться в нестандартной обстановке, принимать грамотные управленческие решения, искать выход из информационного или технологического тупика. Одним словом, позволяет специалисту быть компетентным в сфере профессиональной деятельности. Компетентность понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека и проявляется в момент включения специалиста в деятельность, обусловливая дальнейшую профессиональную успешность личности.
В профессиональном образовании набирает силу тенденция переоценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция-компетентность» обучающихся и применяется компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании. Он соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом - в конструировании содержания образования и систем контроля его качества - на систему компетентностей. Этот переход обусловлен тем, что усиление когнитивных и информационных начал в современном производстве не «покрывается» традиционным понятием профессиональной квалификации. Более адекватным становится понятие компетентности, к сущностным характеристикам которой исследователи относят следующие:
- компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами (компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение);
- компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
- компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.
Компетентный человек должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать ее практически, т.е. обладать методом («знание плюс умение») решения [3]. Любая профессия состоит из набора функций и задач, требующих определенного набора компетенций, позволяющих адекватно осуществлять деятельность в рамках этой профессии. Чем сложнее профессия, тем больше она предполагает интегрированных функций и задач. Однако практически для любой профессии важными компетенциями являются базовые (общеинтеллектуальные и общепрофессиональные),
специальные (узкопрофессиональные) и межпрофессиональные (дополнительные к базовому образованию).
В современной социально-экономической ситуации выделяют пять наиболее предпочтительных компетенций, которыми должен владеть специалист любой области деятельности, а именно: социально-политическую - способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и совершенствовании демократических институтов; поликультурную - стремление препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми иных культур, языков, религий; коммуникативную - владение устным и письменным языком, владение иностранными языками; информационную - владение современными информационными технологиями, понимание их силы и слабости, понимание сферы применения информационных технологий, способность к критическим оценкам получаемой информации; компетенцию саморазвития - способность учиться всю жизнь, непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни [1].
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися. Это может достигаться только в условиях «открытых» стандартов и учебных планов для содержательных, методических и технологических решений, а не в «закрытых», со свойственной им строгой замкнутостью на содержание. Главным приоритетом образования становится переход от стандартного способа передачи обучающемуся готовых знаний к развитию его способностей к анализу, синтезу и логическому мышлению, к самостоятельному овладению знаниями и умениями к формированию у него целостной картины мира, то есть совершается переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, личностно-ориентированной. Если ранее образовательный процесс основывался на идее педагогического управления, формирования, без достаточного учета использования субъективного опыта самого обучаемого, его личностных свойств, творческого потенциала, то гуманистическая педагогика, которая признает ценность, неповторимость и целостность личности, считает необходимым обеспечить
обучающимся позицию субъектов собственного развития. Это значит, успех в обучении зависит от степени вовлеченности обучающегося в процесс приобретения знаний, ответственности за свое образование. Реализация целей обучения становится непосредственно зависимой от эффективного сотрудничества обучающихся и преподавателей, что, в свою очередь, подразумевает пересмотр роли преподавателя как субъекта в учебном процессе и определения его как партнера в обучении и разделения права осуществлять выбор вместе с обучающимися. Преподаватели приходится демонстрировать большую гибкость и готовность корректировать свои планы с тем, чтобы удовлетворять разнообразные и изменяющиеся запросы обучающихся.
Сегодня возникает потребность в таких методах обучения, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний обучаемым, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с учебным материалом, повышали производительность учебного труда и труда преподавателя. Эффективное использование новых педагогических технологий в сочетании с информационными технологиями ведет к изменениям в содержании, организационных формах и методах работы всей системы образования. Информационно-компьютерные технологии обеспечивают возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи, развивает творческое мышление. Использование Интернета способствует смене стиля обучения, когда обучающийся знакомясь с различными точками зрения на проблему, сам формулирует своё мнение
Несомненно, достижение все более высокого качества обучения в высшей профессиональной школе может быть обеспечено только за счет интеграции науки, образования и инновационной деятельности. При инновационном подходе к учебному процессу целью обучения является развитие у обучаемых возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого, имитационного моделирования [5]. Многие исследователи сходятся во мнении, что основополагающее значение для совершенствования образовательного процесса имеет применение модульной технологии обучения, которая позволяет разбить дидактическую систему на относительно самостоятельные структурные подсистемы, рассредоточить их во времени, обеспечив оптимальное сочетание аудиторных занятий с самообразованием. Модульность
рассматривается как один из основных принципов системного подхода в педагогике. Принцип модульности, наряду с такими важными принципами системного подхода, как развитие, определяет динамичность и мобильность функционирования системы. Причем сама система может быть представлена как совокупность модулей, так и как отдельный модуль в структуре более общей системы [13]. В основе модульного обучения лежат субъектные отношения между преподавателем и обучающимся. Все это позволяет сделать педагогический процесс более гибким и адаптированным к индивидуальным стилям обучающихся. Оценивая модульное обучение, отмечают его значимость для стимулирования учебно-познавательной активности студентов и организации их познавательной деятельности по овладению профессиональными научными знаниями, умениями и навыками. При модульной системе, располагая планом работы, банком информации и методическими рекомендациями по достижению поставленных целей обучения, студент может более самостоятельно, чем при традиционной системе, овладевать разделами учебной программы. Следовательно, при модульном обучении у студента в большей степени, чем при традиционном обучении, формируются навыки самообразования [7]. На основе анализа по степени эффективности (количественное исследование эффективности) педагогических технологий, чаще всего применяемых в высшей школе, Н.В. Костромина делает вывод, что «наиболее эффективные из используемых технологий - это педагогические технологии на модульной основе, на основе использования компьютера, проектное обучение, обучение в сотрудничестве; в большинстве своем -личностно-ориентированные технологии на коммуникативной основе, т.к. они базируются на системе взаимосвязанных принципов, при чем одним из основных принципов является личностный подход, который развивает систему личностных качеств студента, стимулирующих желание самостоятельно учиться, мотивацию» [6].
Применение новых технологий обучения, способствующих развитию компетенций, формированию у обучаемых потребности в самообразовании, предъявляет новые требования к деятельности преподавателя вуза. Сегодня преподаватель вуза не может быть просто лектором, излагающим основы научных знаний. Он должен обладать профессиональным мастерством и творческой интуицией, ориентироваться на требования интенсивно изменяющегося природо-социального мира, использовать соответствующие духу времени способы взаимодействия со студентами [12].
Деятельность преподавателя детерминирована развитием его личностных качеств, системой его ценностных установок, социокультурным и педагогическим опытом. Педагогическая деятельность характеризуется как «... осознанная активность, направленная на удовлетворение потребностей преподавателя, прямо или косвенно связанных с педагогической действительностью, путем её познания, самообразования, обучения и социокультурного общения с педагогами и другими специалистами, с разнообразными источниками информации в условиях формального и неформального повышения квалификации, обеспечивающих его профессиональное развитие во всей трудовой жизни с помощью объективной оценки и самооценки достигнутых результатов» [2]. Преподаватель должен уметь использовать в учебном процессе знания фундаментальных основ, современных достижений, знать проблемы и тенденции развития соответствующей научной области, её взаимосвязей с другими науками, уметь излагать предметный материала во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане; использовать знание в области искусства и культуры для воспитания студентов. Следовательно, для того чтобы готовить компетентных специалистов преподаватель должен сам быть компетентным.
Профессиональную компетентность современного преподавателя определяет не только запас глубоких разнообразных познаний в профессиональной и педагогической областях, которые педагог должен применять при решении педагогических задач, но и интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств, способностей и умений. Главным условием, без которого невозможно успешное осуществление педагогической деятельность является личное принятие педагогом саморазвития как основного вида деятельности.
В ситуации востребованности новых технологий обучения, соответствующих новым целям и задачам, возникает необходимость переподготовки преподавательских кадров в целях обеспечения их новым инструментарием, соответствующим современным. Инновационный или новаторский опыт связан с осознанием педагогом необходимости перемен, нововведений. Применительно к педагогическим процессам инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов.
В настоящее время развитие высшего профессионального образования определяется следующими тенденциями: интернационализацией
содержания образования, достижение стандартов международного уровня; содержанием образовательной программы, предполагающим не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых и профессиональных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывностью профессионального образования в течение всей жизни человека; переходом от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающим гибкость профессионального образования.
Несмотря на существующее многообразие мнений о действующих парадигмах образования и возможных путях развития образовательной системы, можно утверждать, что сегодня совершается переход от репродуктив-но-информационной, к продуктивной, гуманистической и культурно-ориентированной парадигмальной модели. Особенность формирующейся модели состоит в восприятии человека как находящегося в процессе развития целостного индивида.
Качество подготовки конкурентоспособного специалиста для современной экономики зависит от следующих составляющих:
1) готовности вузов отвечать требованиям рынка, предлагая многоуровневые, разнообразные по формам и технологиям обучения программы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода;
2) партнерских (субъект-субъектных) отношений между студентами и преподавателями;
3) потребности студентов и преподавателей в саморазвитии;
4) готовности администрации вузов, преподавателей и студентов работать по новым технологиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ворошилов, В.В. Проектирование в системе повышения квалификации работников образования
/ В.В. Ворошилов - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.beaplus.com/almanach/proekt/ proekt1.html
2. Генкова, Л. Моделирование процесса усовершенствования учителей. - Челябинск: Российский центр педагогического изобретательства, 1991. - 97 с.
3. Давыдов, Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: авто-реф.дисс....к.пед.наук / Л.Д. Давыдов. - М., 2006.
- 26 с.
4. Ким, В.В. Особенности технологии обучения студентов, получающих второе высшее образование: автореф.дис. ... канд.пед.наук / В.В. Ким.
- М., 2000. - 20 с.
5. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кла-рин. - М.: Арена, 1994. - С. 11.
6. Костромина, Н.В. Педагогические технологии: сущность, их характеристики и эффективность / Н. В. Костромина // Сибирский педагогический журнал: научно-теоретическое издание. - 2007. -№12. - С. 109-110.
7. Куклин, В.Ж. О сравнении педагогических технологий / В.Ж. Куклин, В.Г. Наводнов // Высшее образование в России. - 1999. - №1. - С. 165-172.
8. Лебедев, М.С. Становление личности конкурентоспособного специалиста в педагогическом вузе / М.С. Лебедев // Педагогика: семья-школа-общество: монография / Под общ.ред. д.филос.н., проф. О.И. Кирикова. - Книга 11. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - С. 245.
9. О концепции реформирования образования / Российское образование. - 2000. - № 6 - С. 12.
10. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов / С.Д. Смирнов - М., 1995. - 297 с.
11. Татур, Ю.Г. Образовательные программы: традиции и новаторство / Ю. Г. Татур // Высшее образование в России. - 2001. - № 4. - С. 12-17.
12. Федорова, С.Н. Профессиональная культура педагога / С. Н. Федорова. - Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 67.
13. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод.пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
COMPETITIVE GRADUATES AS QUALITY ASSURANCE FOR THE SYSTEM OF TERTIARY EDUCATION
© 2009 E.A. Melyokhina Novosibirsk State Technical University
Article deals with issues of quality assurance in the process of specialists training, Modern trends in tertiary education and market demands for specialists influencing teaching activity are also considered.
Key words: education, quality, competence, professionalism, self-education, technologies, subject
Elena Melyokhina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of the Foreign Languages Department for the Humanities. E-mail: [email protected]