7. Далингер, В.А. Избранные вопросы информатизации школьного математического образования: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
8. Далингер, В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. - 2002. - № 8.
9. Цвырко, О.Л. Хромоматематический подход в школьной математике / О.Л. Цвырко, Н.И. Цвырко // Материалы областной научнопрактической конф. Тюменского гос. университета. - Тюмень, 2010.
10. Цвырко О.Л. Использование методов хромоматематики для активизации умственной деятельности учащихся школы и вуза /
О.Л. Цвырко, Н.И. Цвырко // Актуальные вопросы современной науки в аспекте реформирования образования: Материалы Международной научно-практической конф. Тюменского гос. университета. - Тюмень, 2011.
Bibliography
1. Bogoyavlenskiyj, D.N. Psikhologiya usvoeniya znaniyj v shkole / D.N. Bogoyavlenskiyj, N.A. Menchinskaya. - M.,1959.
2. Dalinger, V.A. Poiskovo-issledovateljskaya deyateljnostj uchathikhsya po matematike: ucheb. posobie. - Omsk, 2005.
3. Dalinger, V.A. O tematike uchebnihkh issledovaniyj // Matematika v shkole. - 2000. - № 9.
4. Dalinger, V.A. Organizaciya i soderzhanie poiskovo-issledovateljskoyj deyateljnosti uchathikhsya po matematike: ucheb. posobie / V.A. Dalinger,
V.N. Tolpekina. - Omsk, 2004.
5. Skarbich, S.N. Formirovanie issledovateljskikh kompetenciyj uchathikhsya v processe obucheniya resheniyu planimetricheskikh zadach: ucheb. posobie. - Omsk, 2010.
6. Galyukshov B.S. Ehlementih teorii veroyatnosteyj i matematicheskoyj statistiki s primeneniem MathCad: ucheb. posobie / B.S. Galyukshov, V.A. Dalinger, S.D. Simonzhenkov. - Omsk, 2009.
7. Dalinger, V.A. Izbrannihe voprosih informatizacii shkoljnogo matematicheskogo obrazovaniya: monografiya. - Omsk: Izd-vo OmGPU, 2010.
8. Dalinger, V.A. Kompjyuternihe tekhnologii v obuchenii geometrii // Informatika i obrazovanie. - 2002. - № 8.
9. Cvihrko, O.L. Khromomatematicheskiyj podkhod v shkoljnoyj matematike / O.L. Cvihrko, N.I. Cvihrko // Materialih oblastnoyj nauchno-
prakticheskoyj konf. Tyumenskogo gos. universiteta. - Tyumenj, 2010.
10. Cvihrko O.L. Ispoljzovanie metodov khromomatematiki dlya aktivizacii umstvennoyj deyateljnosti uchathikhsya shkolih i vuza / O.L. Cvihrko, N.I. Cvihrko // Aktualjnihe voprosih sovremennoyj nauki v aspekte reformirovaniya obrazovaniya: Materialih Mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. Tyumenskogo gos. universiteta. - Tyumenj, 2011.
Статья поступила в редакцию 05.03.12
УДК 379.01
Devterova Z.R. INFORMATION CULTURE OF THE TEACHER - TUTOR IN THE CONDITIONS OF REMOTE TRAINING. In work the maintenance of information culture of the teacher reveals in the conditions of remote training. Using the means of information in the formation the teacher carries out the activity in the new pedagogical environment. Information culture of the teacher is one of major factors of information of process of training.
Key words: remote training, the Internet, information culture, the teacher, the tutor.
З.Р. Девтерова, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков Майкопского гос. технологического университета, г. Майкоп, E-mail: zuretamgtu@rambler.ru
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ТЬЮТОРА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В работе раскрывается содержание информационной культуры педагога в условиях дистанционного обучения. С использованием средств информатизации в образовании педагог осуществляет свою деятельность в новой педагогической среде. Информационная культура педагога, - один из основных факторов информатизации процесса обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, информационная культура, преподаватель, тьютор.
В современном мире существует необходимость в постоянном и быстром обновлении знаний, формировании потребности в самостоятельном овладении ими. Поэтому перспективная система образования должна предоставлять человеку возможность не только получать дополнительное образование, но и возможность непрерывного образования. Одним из важных направлений развития такой системы образования является дистанционное обучение (ДО).
Глобальные изменения, связанные с процессом информатизации высшего образования, предъявляют новые требования к современному специалисту, диктуют новые задачи образования. Для успешного решения проблем, возникающих в процессе информатизации общества, необходимо формировать и развивать информационную культуру личности. Решать эту задачу, призвана система образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно образование является основой социальноэкономического и духовного развития любого общества. Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе [1]. Перед университетским образованием на современном этапе должны быть поставлены задачи разработки методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего эффекта в становлении личности.
В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них.
Информационная культура личности закладывается и развивается главным образом людьми, призванными профессионально заниматься воспитанием личности. Современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования информационной культуры как важной социальной задачи. К реализации этой задачи призваны педагоги высшей школы [2].
Развитие образовательной системы, пусть даже в цифровом Интернет-пространстве, не возможно без участия человека. Так на «сцену» преподавательской деятельности выходит новая профессия - тьютор. Тьютор в переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Сегодня тьютор является центральной фигурой, официально признанной частью английской университетской системы.
В нашей стране понятие тьюторства только начинает свое становление и как любое новое явление не имеет ни четко определенного понятия, ни закрепленных функций. Однако это не мешает ему быть значимым элементом системы дистанционного обучения.
Преподаватель высшего учебного заведения (да и не только высшего) - это личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать определенной совокупностью качеств: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения (в том числе и инновационные), осуществлять педагогическую рефлексию. Достижение этих качеств в значительной степени зависит от уровня информационной культуры преподавателя.
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», Таким образом, можно выделить «информологический» и «культурологический» подходы к трактовке этого понятия. В рамках первого большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании второго («культурологического») подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется, что закономерно: вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне пересечения которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Она определяет культуру взаимодействия человека с информацией. Взаимодействие происходит на уровне общества, и на уровне личности. Оба контекста рассмотрения обнаруживают специфические черты трансформации информационных и культурных процессов в новые, синтезирующие формы.
Информационная культура - это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютерной сети. Задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости знаний. Если говорить об информационной культуре личности, то под этим понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все аспекты его жизнедеятельности. Уровень информационной культуры человека означает степень овладения им технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации. С точки зрения ее целенаправленного формирования информационную культуру личности целесообразно рассматривать как владение определенным набором обобщенных умений и навыков, обеспечивающих успешное применение информационных технологий [3].
Определений информационной культуры педагогов (как и информационной культуры вообще) очень много. В самом общем смысле ее можно рассматривать как степень овладения профессионально - педагогической информацией, как умения и навыки сбора, хранения, преобразования и передачи этой информации в процессе педагогической деятельности. Информационную культуру педагога составляет целый комплекс общекультурной, общепедагогической информации, информации по преподаваемым дисциплинам, а также умение педагога ориентироваться в потоке информации, его активная позиция по использованию всего нового, что накоплено человеческой мыслью и опытом.
Задача обучения и воспитания активной и самостоятельной творческой личности, действующей в условиях избытка информации, требует не только другой позиции педагога, но и другого педагога. Традиционно тьютор рассматривается как преподаватель-консультант, работающий в системе дистанционного обучения. Существует и более расширенное определение - тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения. Иначе говоря, тьютор - важный и необходимый посредник между учебным материалом (представленным в печатном варианте, на CD или через Интернет) и студентом [4].
В дистанционном обучении тьютору приходится взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса:
- авторами (разработчиками) учебных курсов;
- техническими специалистами (программистами, участвующими в редактировании старых и разработке новых курсов);
- менеджерами курсов (получает списки студентов, решает все текущие административные вопросы);
- студентами (посредством переписки по электронной почте).
Важно отметить, что тьютор работает в особенном по сравнению с традиционным обучением психологическом пространстве - сильно редуцированном (если общение тьютора и студентов происходит во время тьюториалов) или даже виртуальном (при сетевом обучении, где общение реализуется посредством компьютерных конференций, чатов и т.д.). Кроме этого, определенное влияние на деятельность тьютора оказывает необходимость использования компьютера для общения, организация и управление познавательной деятельностью учащихся «на расстоянии».
Основу образовательного процесса дистанционного обучения составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Студент не просто «присваивает» готовые, предложенные преподавателем знания, а активно участвует в поиске знаний, работе с информацией, овладевает способами познавательной деятельности. Соответственно, роль тьютора не сводится к передаче и интерпретации знаний. Он управляет познавательной деятельностью и стимулирует творческую активность студента. Более того, практическое отсутствие непосредственного общения со студентами, личного контакта, лишь усиливает необходимость умения тьютора организовывать учебный процесс и управлять им «на расстоянии». Справедливо замечание Д. Ахметовой, что «изменение технологии обучения должно быть направлено на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной - по руководству самостоятельной учебно-познавательной, научно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью студентов» [5, с. 140]. Это предполагает повышение уровня активности не только обучающихся, но и преподавателей.
Очевидно, что тьютор - не просто преподаватель. В системе ДО у него появляются новые функции, новые роли, которые отсутствовали в традиционной системе. В современном образовательном процессе тьютор одновременно является:
- преподавателем (служит источником знаний, умений, навыков и профессионального опыта);
- консультантом (отвечает на вопросы студентов по курсу, дает рекомендации по выполнению заданий, помогает студентам в освоении информационных ресурсов Интернет и пр.);
- организатором процесса обучения (организует совместную деятельность студентов, управляет взаимодействием студентов во время обучения, решает организационно-административные вопросы);
- фасилитатором (создает благоприятные условия для обучения);
- вдохновителем (стимулирует творческую деятельность студентов, поощряет их и вдохновляет на самостоятельный поиск знаний);
- проектировщиком (проектирует формы организации учебного процесса и виды деятельности, наиболее соответствующие целям и содержанию изучаемого курса).
Чтобы соответствовать новым условиям, педагогу - тьютору необходимо все время учиться. Только технологически обогащенное образование в сочетании с усиленной информационной подготовкой будет способствовать поддержке интеллектуального развития как обучающихся, так и педагогов. Бесспорно, передавать владение методами познания, формировать у каждого учащегося потребность непрерывного самообразования сможет лишь тот педагог, который сам владеет способами познания [6].
Формирование информационной культуры преподавателя
- тьютора целесообразно рассматривать как владение определенным набором обобщенных умений и навыков, обеспечивающих успешное применение информационных технологий и представить следующим образом:
1) система качеств, характеризующих индивидуальность и личность:
- уметь учиться пополнять знания;
- уметь быстро находить и перерабатывать информацию;
- иметь высокий уровень общего развития;
- обладать профессионально значимыми личностными качествами (должная компетентность, способность диалектически подходить к проблемам, критически мыслить и др.).
2) система навыков и умений, характеризующих современного специалиста:
- знать навыки работы на компьютере;
- владеть традиционными и электронными способами поиска, обработки и хранения информации;
- уметь работать с программным обеспечением, принимать решения, отфильтровывать нужную информацию;
- уметь ориентироваться в информационной среде;
- уметь творчески переработать необходимую информацию;
- уметь создавать персональную методику для просмотра сообщений и быстро обрабатывать информацию для того, чтобы не отставать от потока приходящих сообщений;
- уметь формировать у студента необходимый уровень информированности в изучаемой области;
- уметь устанавливать контакты с адресатами;
- знать основные принципы обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
Библиографический список
- уметь планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.
Указанные качества информационной культуры специалиста должны иметь достаточно высокий уровень своего развития. Как отмечает В.Д. Шадриков, « в уровне мастерства в любой области, а не в принадлежности к той или иной области деятельности, прежде всего, заключается и проявляется культура личности» [7, с. 104].
На основе проведенных исследований следует отметить, что на сегодняшний день качество образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения во многом зависит от способностей педагога - тьютора быть информационным лидером в студенческой среде. Информационная культура педагога становится фундаментом теоретической и практической подготовки студентов, играет ведущую роль в усилении профессиональной направленности учебного процесса. Информационная культура служит творческой преобразующей деятельности современного специалиста, она является инструментом практики, помогая не только объяснить и теоретически обосновывать факты и явления, но и определять научно обоснованные способы деятельности, одновременно служит средством совершенствования его профессиональной деятельности, основой анализа и критерием оценки ее эффективности.
1. Преподавание в сети Интернет: учеб. пособие / В.И. Солдаткин [и др.]. - М., 2003.
2. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. - М., 1997.
3. Данильчук, Е.В. Информационная культура педагога: методологические предпосылки и сущностные характеристики // Педагогика. -2003. - № 1.
4. Тьюторство. Профессия, которой нет // Управление школой. - 2004. - № 42.
5. Ахметова, Д.Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии / Д.Б. Ахметова, Л.И. Гурье // Высшее образование в России. - 2001. - № 4.
6. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2002.
7. Шадриков, В.Д. Философия образования и образовательные технологии. - М., 1993.
Bibliography
1. Prepodavanie v seti Internet: ucheb. posobie / V.I. Soldatkin [i dr.]. - M., 2003.
2. Vokhrihsheva, M.G. Formirovanie nauki ob informacionnoyj kuljture // Problemih informacionnoyj kuljturih: sb. st. - M., 1997.
3. Daniljchuk, E.V. Informacionnaya kuljtura pedagoga: metodologicheskie predposihlki i suthnostnihe kharakteristiki // Pedagogika. - 2003. - № 1.
4. Tjyutorstvo. Professiya, kotoroyj net // Upravlenie shkoloyj. - 2004. - № 42.
5. Akhmetova, D.B. Prepodavatelj vuza i innovacionnihe tekhnologii / D.B. Akhmetova, L.I. Gurje // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - № 4.
6. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. - M., 2002.
7. Shadrikov, V.D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovateljnihe tekhnologii. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 02.02.12
УДК 378.046.4
Zeltser I.M. INDIVIDUAL TRAINING OF MANAGEMENT INVESTMENT SERVICES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. This article describes the current context of individualization retraining investment sphere, especially the organization and implementation of projects in the system of additional education, requiring adequate development of new governance arrangements based on the integration of resources and levels of education.
Key words: individualization of retraining, the institutionalization of educational innovations.
И.М. Зельцер, д-р. экон. наук, ректор НФ ФАОУ ДПО ГАСИС, E-mail: 120651@mail.ru
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описаны современные контексты индивидуализации переподготовки кадров инвестиционной сферы, особенности организации и реализации проектов в системе дополнительного образования, требующие разработки новых адекватных механизмов управления на основе интеграции ресурсов и уровней образования.
Ключевые слова: индивидуализация переподготовки кадров, институциализация образовательных инноваций.
Перестройка социальной структуры общества ведет к серьезным изменениям рынка труда и социально-профессиональных потребностей социума. Изменяется структура экономики, что влечет отмирание одних и появление других профессий, усиливается потребность общества в творческом и интеллектуальном труде, требуется интенсификация процессов переподготовки специалистов. В этой связи отметим большую актуальность в настоящее время идеи индивидуализации переподготовки уп-
равленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования. Новые социально-культурные условия создают специфический социальный заказ по переподготовке управленческих кадров инвестиционной сферы в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Особое место в современных исследованиях отводится проблемам индивидуализации в образовании вообще и в допол-