Средства развития формотворческих умений включают: видеоматериалы (образцы студенческих работ, наглядные иллюстрационные материалы в электронном виде), визуальные аналоги, текстовые материалы, наглядные иллюстрационные материалы в журналах «Ателье», методическое пособие «Проектирование методом наколки» (правила, алгоритмы), упражнения, задания, задачи. Вместе с тем, необходимым средством при изучении всего курса «Макетирование» являются манекены, которые студенты используют при выполнении учебных заданий.
Организационные формы профессиональной подготовки, используемые преподавателем для развития формотворческих умений, можно представить в виде лекций, практических занятий, консультаций, защиты проектов, зачеты, поэлементный и пооперационный анализ развития умений и т.д.
Рассмотрим критериально-оценочный компонент модели. Принимая во внимание наши теоретические основания по анализу структуры формотворческой деятельности, в качестве
метода оценки экспериментального исследования логично было выбрать уровневый подход. В качестве критериев уровня развития формотворческих умений у будущих дизайнеров костюма нами были выбраны следующие три вида умений: интеллектуальные, художественные, конструкторские. Показателями выступают умения, которые наиболее полно отражают описанные критерии. В качестве таковых выступили следующие критерии и показатели, представленные нами в таблице 1.
Используя уровневый подход, мы выявили следующие уровни развития формотворческих умений у студентов-дизайнеров: воспроизводящий, интерпретирующий, креативный. Результатом рассматриваемой модели является переход студентов на следующий, качественно отличный уровень развития формотворческих умений.
На рис. 1 нами представлена структурно-содержательная модель развития формотворческих умений у будущих дизайнеров костюма в процессе профессиональной подготовки.
Библиографический список
1. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура, 2004.
2. Немов, Р.С. Психология. В 3 Кн. Общие основы психологии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.1.
3. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении (самопознание, диалектика и жизнь). - Челябинск: ЧГПИ. 1991.
4. Беликов, В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности: моногр. / В.А. Беликов, А.С. Валеев, А.В. Гришин и др. - М.: Гуманитар. издательский центр ВЛАДОС, 2009.
5. Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: моногр. - М.; Магнитогорск: МГПУ; МаГУ, 2002.
Bibliography
1. Dizayjn: illyustrirovannihyj slovarj-spravochnik / pod obth. red. G.B. Minervina i V.T. Shimko. - M.: Arkhitektura, 2004.
2. Nemov, R.S. Psikhologiya. V 3 Kn. Obthie osnovih psikhologii. - M.: Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2000. - Kn.1.
3. Granatov, G.G. Metod dopolniteljnosti v pedagogicheskom mihshlenii (samopoznanie, dialektika i zhiznj). - Chelyabinsk: ChGPI. 1991.
4. Belikov, V.A. Professionaljnoe obrazovanie. Metodologiya deyateljnosti: monogr. / V.A. Belikov, A.S. Valeev, A.V. Grishin i dr. - M.: Gumanitar. izdateljskiyj centr VLADOS, 2009.
5. Sayjgushev, N.Ya. Refleksivnoe upravlenie processom professionaljnogo stanovleniya buduthego uchitelya: monogr. - M.; Magnitogorsk: MGPU; MaGU, 2002.
Статья поступила в редакцию 19.05.11
УДК 377
Tarasyuk O.V., Fedulova K.A., Fedulova M.A. DEFINITION OF THE ESSENCE OF THE INFORMATIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL EDUCATION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL DESIGN. In the article the author specified the concept of the "information competences of the future teacher of the vocational training". There's considered the essence of information competences of the teacher of vocational training in the framework of the preparation for pedagogical design.
Key words: informational competences of the teacher of vocational training, vocational and pedagogical activities, pedagogical design.
О.В. Тарасюк, проф. РГППУ, г. Екатеринбург, К.А. Федулова, ассистент РГППУ, г. Екатеринбург;
М.А. Федулова, доц. РГППУ, г. Екатеринбург, E-mail:mirth@olympus.ru.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В статье автором уточняется понятие «информационные компетенции будущего педагога профессионального обучения». Рассматривается сущность информационных компетенций педагога профессионального обучения в рамках подготовки к педагогическому проектированию.
Ключевые слова: информационные компетенции педагога профессионального обучения, профессиональнопедагогическая деятельность, педагогическое проектирование.
Бурное развитие компьютерных технологий в последние областей и окружающей среды, актуализирует разработку
годы, а также интенсивное их использование в учебном про- подходов к использованию технических и дидактических
цессе уже привели к некоторым изменениям в системе про- потенциалов информационных технологий для профессио-
фессионального образования. Важным фактором ускорения нального развития личности будущего специалиста, повыше-
этих процессов должны стать меры государственной политики ния уровня его профессиональной компетентности. в области информатизации образования. Процесс информати- Информатизация профессионального образования преду-
зации профессионального образования, поддерживая интегра- сматривает активное использование информационных компь-
ционные тенденции познания закономерностей предметных ютерных технологий (ИКТ), которые позволяют значительно
повысить качество подготовки студентов к профессиональной деятельности. ИКТ обеспечивают возможность создания условий для формирования и развития общекультурных и профессиональных компетенций будущих педагогов, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно ориентированного и компетентностного подходов (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская, В.И. Байденко, И.В. Зимняя и др.)
Учеными (А.А. Андреевым, С.А. Бешенковым, В.А. Бубновым, С.Г. Григорье-вым, С.А. Ждановым, О.А. Козловым, А.А. Кузнецовым, С.В. Панюковой, И.В. Роберт и др.), занимающимися развитием ИКТ и использованием ИКТ в системе образования, отмечено довольно опосредованное влияние ИКТ на изменение целей и содержания образования. Результаты опросов показывают, что в учебном процессе компьютерные технологии применяются в основном при контроле знаний, как средство для самообразования, как иллюстративное средство, как средство для организации лабораторного практикума, но не как средство для организации проектной деятельности. Основными причинами этого является не столько отсутствие технической базы учебных заведений и экономические затраты, сколько недостаточная методологическая разработанность теоретических основ подготовки педагогов, в том числе и педагогов профессионального обучения, к использованию ИКТ в учебном процессе. Совершенно очевидно, что выявление данной объективной реальности свидетельствует о наличие противоречия между теоретической неразработанностью вопросов использования ИКТ для проектирования в образовательном процессе и объективными потребностями педагогической практики, требующей привести в движение и реализовать проективный потенциал информационных технологий.
В связи с этим возникает потребность в уточнении сущности понятия «информационные компетенции будущего педагога профессионального обучения», определении роли и места их формирования для успешного осуществления одного из важных видов профессионально-педагогической деятельности - педагогического проектирования.
Проектирование (от лат. projectus - брошенный вперед) -«тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления» [1, с. 20].
В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [2, с. 37]. Здесь важна установка на целеценностное представление о будущем состоянии чего-либо; устремленность к реальности будущего. То есть выход в мышлении за пределы настоящего (трансцендирование) - развивающая по отношению к деятельности функция мышления. Проектирование можно рассматривать как:
- специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;
- научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);
- форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;
- управленческую процедуру.
В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:
- практико-ориентироваванная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
- новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической деятельности (А.П. Тряпицына);
- прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек);
- способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);
- процесс создания и реализации педагогического проекта;
- специфический способ развития личности;
- технология обучения.
Педагогическое проектирование - это один из важных видов профессионально-педагогической деятельности, направленный на преобразование и создание объектов дидактической природы с целью системного и эффективного решения целей обучения [3]. Для освоения данного вида деятельности будущему педагогу профессионального обучения необходимо формировать следующие группы профессиональных умений:
- гностические (познавательные умения по приобретению инженерных, производственных и педагогических знаний, предусматривающие усвоение новой информации, выделение в ней главного, существенного);
- прогностические (общепедагогические умения по прогнозированию успешности педагогического процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, моделирование педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль процесса и результата обучения и воспитания);
- дидактические (общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, объяснению учебного материала, демонстрации технических объектов и приемов работ);
- организационно-методические (интегративные педагогические умения по реализации учебно-воспитательного процесса, мотивации обучения, поведения и самовоспитания учащихся, организации их учебно-профессиональной деятельности, сотрудничества, формированию коллектива, управлению и организации самоуправления);
- коммуникативно-режиссерские (перцептивные, экспрессивные и суггестивные умения, умения по педагогической режиссуре, ораторские умения); организационновоспитательные (общепедагогические умения по планированию воспитательного процесса, организации самовоспитания и самоуправления; формированию профессиональной направленности учащихся);
- информационные (умения нахождения и отбора информации, выбора программного продукта, умения использовать сеть Интернет, умение использовать информационные и коммуникационные технологии при организации дистанционного обучения, умение применять технологии искусственного интеллекта при проектировании учебных занятий).
В условиях информатизации образования большое значение играет готовность будущего педагога профессионального обучения к проектированию педагогического процесса путем создания ИКТ-насыщенной образовательной среды, что включает осуществление профессионально-педагогической деятельности с применением ИКТ, предполагающих не только информационное взаимодействие между участниками учебного процесса, но и автоматизацию его информационнометодологического обеспечения. Таким образом, возникает необходимость формирования информационных компетенций у будущих педагогов профессионального обучения, что целесообразно для обеспечения наиболее оптимального осуществления, как педагогического проектирования, так и профессионально-педагогической деятельности в целом.
Внедрение в высшее профессиональное образование Российской Федерации компетентностного подхода регламентировало два класса компетенций - общекультурные и профессиональные. Необходимо отметить, что информационные компетенции могут быть как неотъемлемой частью общекультурных, так и профессиональных компетенций, что обусловлено их универсальностью и проникновением во все сферы социальной, экономической, производственной деятельности.
По нашему мнению информационные компетенции будущего педагога профессионального обучения - это его способность и готовность к использованию программных средств и компьютерной техники в образовательном процессе. Идентификация состава информационных компетенций предпола-
гает: способность ориентироваться в информационном потоке: умение находить и систематизировать различные источники информации по определенному критерию; использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации, актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности, владеть информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями, способность к компьютерному моделированию.
Оценивая формирование готовности педагога профессионального обучения к педагогическому проектированию, которая включает способность к творческой деятельности в области формулирования образовательных задач и планирования в диапазоне от искомых до конечных результатов: содержания информации, деятельности учащихся, своей деятельности, системы их отношений на длительный срок при подчинении их достижению основного образовательного эффекта, компьютерного проектирования, убеждаемся в потребности включения в ее состав информационных компетенций. С этих позиций их содержательное наполнение будет скорректировано с учетом направленности на усиление подготовки к осуществлению педагогического проектирования. Исходя из этого состав информационных компетенций будущих педагогов профессионального обучения включает следующее:
- владение системой теоретических знаний об основных понятиях и методах проектирования педагогического процесса с использованием ИКТ;
- умение создавать ИКТ-насыщенную среду для внедрения инновационных технологий и средств образовательный процесс;
- умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционных оболочек;
- умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики;
- владение навыками организации и использования информационных и телекоммуникационных средств и технологий для организации аудиторной и самостоятельной работы учащихся, а также дистанционных технологий обучения.
По определению В.С. Безруковой [4] педагогическое проектирование включает три этапа: педагогическое моделирование, собственно педагогическое проектирование и педагогическое конструирование. Реализация каждого из них в настоящее время невозможна без применения информационных технологий. Это предполагает на этапе педагогического моделирования, где разрабатываются цели (основные идеи) объектов педагогического проектирования, поиск, систематизацию, хранение, обработку информации с помощью информационных технологий и сети Интернет; на этапе собственно проектирования, где осуществляется дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования, применение информационных технологий для проектирования средств обучения; на этапе конструирования, когда происходит детализация созданного проекта в рамках реального учебного процесса, создание средств обучения: аудио-, видеороликов, электронных учебных пособий, презентаций, мультимедиа-лекций, интеллектуальных систем обучения, систем контроля.
Организуя процесс формирования информационных компетенций при осуществлении подготовки педагога профессионального обучения к педагогическому проектированию, необходимо учитывать интегративный характер профессионально-педагогической деятельности, определенный взаимопроникновением педагогического и информационно-технического знания.
Библиографический список
1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008.
2. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
3. Федоров, В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001.
4. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. для инж.-пед. спец. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993.
5. Зеер, Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4.
6. Майорова, С.Н. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2007.
7. Осипова, И.В. К вопросу о профессионально-педагогической компетентности педагога профессионального обучения И.В. Осипова,
О.В. Тарасюк // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2010. - Вып. 1 (44).
8. Романцев, Г.М. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.
9. Тарасюк, О.В. Формирование у студентов профессионально-педагогического вуза умений проектирования учебных занятий: дис.. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999.
10. Уваров, А.Ю. Распростронение инновационных учебно-методических материалов / А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян. - М.: Университетская книга, 2008.
Bibliography
1. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vihssh. ucheb. zavedeniyj / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoyj.
- M.: Akademiya, 2008.
2. Novihe cennosti obrazovaniya: tezaurus dlya uchiteleyj i shkoljnihkh psikhologov. - M., 1995.
3. Fedorov, V.A. Professionaljno-pedagogicheskoe obrazovanie: teoriya, ehmpirika, praktika. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 2001.
4. Bezrukova, V.S. Pedagogika: ucheb. dlya inzh.-ped. spec. - Ekaterinburg: Izd-vo Sverdl. inzh.-ped. in-ta, 1993.
5. Zeer, Eh. Kompetentnostnihyj podkhod k modernizacii professionaljnogo obrazovaniya / Eh. Zeer, Eh. Sihmanyuk // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2005. - № 4.
6. Mayjorova, S.N. Podgotovka pedagogov professionaljnogo obucheniya v oblasti informacionnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.
- N. Novgorod, 2007.
7. Osipova, I.V. K voprosu o professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti pedagoga professionaljnogo obucheniya I.V. Osipova, O.V. Tarasyuk // Vestnik uchebno-metodicheskogo objhedineniya po professionaljno-pedagogicheskomu obrazovaniyu. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2010. - Vihp. 1 (44).
8. Romancev, G.M. Professionaljno-pedagogicheskoe obrazovanie Rossii. Organizaciya i soderzhanie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1999.
9. Tarasyuk, O.V. Formirovanie u studentov professionaljno-pedagogicheskogo vuza umeniyj proektirovaniya uchebnihkh zanya-tiyj: dis.. kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 1999.
10. Uvarov, A.Yu. Rasprostronenie innovacionnihkh uchebno-metodicheskikh materialov / A.Yu. Uvarov, G.M. Vodopjyan. - M.: Universitetskaya kniga, 2008.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 316.62
Yarychev N. U, Il'yasov D. F. THE DEVELOPMENT OF CONFLICT CULTURE OF A TEACHER. Conflict culture is represented in the article as description and method of professional activity of teachers in the professional conflict-environment; defined its structure, disclosed the theoretical and methodological aspects of conflict the culture teacher.
Key words: conflict culture, psychological culture, conflict competence, development of conflict culture, functions of conflict culture.
Н.У. Ярычев, канд. философ. наук, доц. ЧИПКРО, г. Гоозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru;
Д.Ф. Ильясов, д-р. пед. наук, проф. ЧИППКРО, г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru.
РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
Конфликтологическая культура представлена в статье как характеристика и способ профессиональной деятельности учителя в профессиональной конфликтогенной среде; определена ее структура, раскрыты теоретико-методологические аспекты развития конфликтологической культуры учителя.
Ключевые слова: конфликтологическая культура, психологическая культура, конфликтологическая компетентность, развитие конфликтологической культуры, функции конфликтологической культуры.
Педагогическая рефлексия культуры на современном этапе развития нашего общества является актуальной задачей системы образования на уровне региона, учебного заведения, отдельного учебного предмета как форма и метод воспитания и обучения. Российские учителя многие десятилетия относились к категории высоко моральных, авторитетных личностей, а сами школы по праву считались «очагами» культуры, носителями и хранителями культурных традиций государства. Снижение общего культурного уровня населения, разрушение культурной среды, утрата культурных смыслов, недостаточное внимание общества к созданию условий для полноценных межкультурных контактов, особенно в таких многонациональных государствах, как Россия, привело, в том числе, и к падению статуса учителя в глазах многих наших соотечественников. Однако авторитет личности учителя, ценность его профессиональных и человеческих качеств сегодня по-прежнему признается и высоко оценивается в некоторых республиках России, в частности, Чеченской. Несмотря на царящую в республике социальную напряженность, современный учитель в Чечне - глубокоуважаемый человек, продолжающий оказывать значительное влияние на развитие общей культуры детей и их родителей, а также их поликультуры и конфликтологической культуры.
Поскольку в нашем исследовании речь пойдет о развитии конфликтологической культуры учителя, то мы считаем необходимым, прежде всего, остановиться на культурологическом подходе в педагогике. Мы разделяем позицию Е. В. Бондарев-ской, которая считает, что культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей [1].
Понятие «культура» характеризует меру образованности, степень овладения той деятельностью, о культуре которой идет речь: о культуре общения, профессиональной культуре, художественной культуре, нравственной культуре, культуре политической, экономической как степени полипредметности феномена.
Нами установлено, что в теории и истории культуры существует единая глобальная дефиниция понятия «культура», которую разделяют ученые: В. Вернадский, Н. Бердяев, И. Ильин, Ю. Лотман, М. Мид, А. Моль, Г. Селье. В. Розанов, Н. Эйдельман, А. Швейцар и др. Культура - совокупность
реальных обстоятельств, явлений, предметов, образа жизни и деятельности, выделившая человека из естественной природной среды; это все то, что создано руками и мыслью человека.
Исходя из вышесказанного, сущностное представление о культуре считаем целесообразным сформулировать как прогрессирующее самопроизводство общественного человека. С этой точки зрения образование является важнейшей его технологией, содержанием и формой такого самопроизводства общественного человека.
Следует различать понятия «культура общества» и «культура личности». Мы понимаем культуру общества как особый социальный механизм накопления, хранения, преобразования и трансляции информации, представляющей социальную ценность. Культура личности представляется нам как система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все аспекты его жизнедеятельности. Применительно к культуре учителя, культура личности для его профессиональной деятельности будет содержать профессиональную культуру и ее составные части (информационную культуру, методологическую культуру, коммуникативную культуру, поликультуру, конфликтологическую культуру и др.).
Педагогическая деятельность характеризуется взаимодействием большого количества людей, относящихся к разным возрастным категориям и обладающих различными представлениями, взглядами, жизненным опытом, что с неизбежностью порождает конфликтные ситуации, для разрешения которых учителю необходимо обладать конфликтологической культурой. В своем исследовании мы под конфликтологической культурой учителя понимаем усвоение и использование профессионально ориентированных конфликтологических знаний, необходимых для восприятия, анализа и разрешения конфликтов в образовательной среде. В основе конфликтологической культуры лежат ценностно-смысловая, эмоциональная и коммуникативная сферы личности [2].
Можно рассматривать конфликтологическую культуру учителя как часть более широкого, объемного и целостного явления, именуемого профессиональной культурой. В своем исследовании мы различаем понятия «конфликтологическая культура личности» и «конфликтологическая культура специалиста».
В современной научной литературе с индивидуальной конфликтологической культурой связывают качества личности, проявляющиеся в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конст-