Научная статья на тему 'Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования'

Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРАДИГМ / FORMS PERSONIFIED MODELS: IN ABSENTIA-INTERNAL / ФОРМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛИ: ЗАОЧНО-ОЧНАЯ / ОЧНО-ЗАОЧНАЯ / СЕТЕВАЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ / КАСКАДНАЯ / СТРУКТУРА МОДЕЛИ / THE PERSONIFIED MODEL OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EDUCATORS / COMPARATIVE PARADIGMS / CHARACTERISTICS OF PARADIGMS / INTERNALLY-CORRESPONDENCE / NETWORK / REMOTE / CASCADE / MODEL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матис В. И.

В современных условиях необходимо новое понимание подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров системы образования, основанное не на традиционном, консервативном понимании, а учитывающее современные процессы и современные тенденции в обществе. Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в общем виде представляет собой оказание помощи работнику образования в обретении себя в быстро меняющейся социально-культурной ситуации. Эта задача разрешима через понимание современных процессов в обществе и самоценности каждой личности. Персонифицированная модель повышения квалификации более чем традиционная позволит формировать индивидуальный подход к обучению, преодолевать имеющиеся у каждого свои дефициты, воспитывать культуру общения, интегрироваться в образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матис В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF PARADIGMS OF THE TRADITIONAL AND PERSONIFIED MODEL OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EDUCATORS

In modern conditions the new understanding of preparation, retraining and improvement of professional skill of pedagogical shots of the education system, based not on traditional, conservative understanding, and considering modern processes and modern lines in a society is necessary. The comparative analysis of paradigms of the traditional and personified model of improvement of professional skill of educators in a general view represents rendering assistance to the educator in finding of in quickly changing welfare situation. This problem can be solved through understanding of modern processes in a society and self-value of each person. The personified model of improvement of professional skill more than traditional will allow to form an individual approach to training, to overcome available at everyone the deficiencies, to bring up culture of dialogue, to be integrated into educational space.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования»

6. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998.

7. Коростылева, Л.А. Пути профессиональной и личностной самореализации человека: учеб. пособие / Л.А. Коростылева, Н.Е. Кравченко. - СПб., 1997.

ВІЬюдгарЬіу

1. Kolesnikova, I.A. Teoretiko-metodologicheskaya podgotovka uchitelya k vospitateljnoyj rabote v cikle pedagogicheskikh disciplin: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - L., 1991.

2. Obnosova, E.P. Osobennosti vliyaniya pedagogicheskoyj praktiki na professionaljnoe stanovlenie studentov pedagogicheskogo vuza // Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya lichnosti uchathikhsya: tezisih mezhvuz. konf. - Voronezh, 1990.

3. Serikov, V.V. Obrazovanie i lichnostj. Teoriya i praktika proektirovaniya obrazovateljnihkh sistem. - M., 1999.

4. Senjko, Yu.V. Gumanitarnihe osnovih pedagogicheskogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2000.

5. Smirnov, S.A. Igrovoe obthenie kak forma razvitiya deyateljnosti // Igra v pedagogicheskom processe: mezhvuz. sb. nauch. tr. - Novosibirsk, 1989.

6. Bodalev, A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya. - M., 1998.

7. Korostihleva, L.A. Puti professionaljnoyj i lichnostnoyj samorealizacii cheloveka: ucheb. posobie / L.A. Korostihleva, N.E. Kravchenko. -SPb., 1997.

Статья поступила в редакцию 20.03.12

УДК 378

Matis VI. THE COMPARATIVE ANALYSIS OF PARADIGMS OF THE TRADITIONAL AND PERSONIFIED MODEL OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EDUCATORS. In modern conditions the new understanding of preparation, retraining and improvement of professional skill of pedagogical shots of the education system, based not on traditional, conservative understanding, and considering modern processes and modern lines in a society is necessary.

The comparative analysis of paradigms of the traditional and personified model of improvement of professional skill of educators in a general view represents rendering assistance to the educator in finding of in quickly changing welfare situation. This problem can be solved through understanding of modern processes in a society and self-value of each person. The personified model of improvement of professional skill more than traditional will allow to form an individual approach to training, to overcome available at everyone the deficiencies, to bring up culture of dialogue, to be integrated into educational space.

Key words: The personified model of improvement of professional skill of educators; Comparative paradigms; characteristics of paradigms; forms personified models: in absentia-internal, internally-correspondence, network, remote, cascade, model structure

В.И. Матис, д-р. пед. наук., канд. философ. наук, проф., ректор АКИПКРО, г. Барнаул,

E-mail: vmatis@rambler.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАДИГМ ТРАДИЦИОННОЙ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях необходимо новое понимание подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров системы образования, основанное не на традиционном, консервативном понимании, а учитывающее современные процессы и современные тенденции в обществе. Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования в общем виде представляет собой оказание помощи работнику образования в обретении себя в быстро меняющейся социально-культурной ситуации. Эта задача разрешима через понимание современных процессов в обществе и самоценности каждой личности. Персонифицированная модель повышения квалификации более чем традиционная позволит формировать индивидуальный подход к обучению, преодолевать имеющиеся у каждого свои дефициты, воспитывать культуру общения, интегрироваться в образовательное пространство.

Ключевые слова: Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования; сравнительные парадигмы; характеристики парадигм; формы персонифицированная модели: заочно-очная, очно-заочная, сетевая, дистанционная, каскадная, структура модели.

Предлагаемая персонифицированная модель повышения квалификации и реализуемая на практике в Алтайском крае -попытка представить целостное видение на основе сравнительного анализа основных парадигм традиционной и инновационной моделей повышения квалификации. Такое представление инновационной модели позволит в общем виде обнаружить преимущества и перспективность ее по сравнению с традиционными моделями. Целью сравнительного анализа является стремление больше к объяснительному, нежели описательному характеру, с тем, чтобы включить каждое конкретное исследование парадигм, иногда неполное, региональное или секторальное, в более широкий контекст формирования концепции подготовки и переподготовки и в том числе персонифицированной модели повышения квалификации работников образования. Такое «зональное» сравнение, на наш взгляд, обеспечивает более глубокое проникновение в сущность предмета изучения.

Парадигма в инновационной модели повышения квалификации представляет собой приоритетное направление органи-

зации и развития системы для достижения конечной цели. Если сравнивать парадигмы традиционной и инновационной систем повышения квалификации работников образования (таблица 1), то явно обнаруживаются существенные различия в характеристиках этих двух по сути разных систем.

Таким образом, инновационная, персонифицированная модель повышения квалификации работников образования, представляет собой систему, целью которой является не просто формирование знаний умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности педагога, но и формирование компетенций, где носитель передового педагогического опыта по достоинству может оценить особенности другого, знает свой предмет, сочетает чувство гордости с уважением к другому педагогу, готов передавать и перенимать все лучшее, что создано каждым педагогом, непримиримо относится к любым проявлениям формализма. Акцент в обучении переносится с приобретения практических навыков на соединение их с теорией и формирование компетенций, а для этого необходимо иметь адек-

Таблица 1

Сравнительные парадигмы традиционной и инновационной систем повышения квалификации

№ п/п Характеристика системы Система повышения квалификации

традиционная инновационная

1 2 3 4

1 Целевая Формирование знаний, умений и навыков Формирование личностных и профессиональных компетенций

2 Организационно- функциональная Обучающийся (педагог) - объект педагогической деятельности. S-O отношения при групповой системе обучения на основе педоцентризма без учета психологических и индивидуальных особенностей Обучающийся (педагог) - субъект педагогической деятельности, когда обучающиеся выступают и в роли ученика, и в роли учителя. S-S отношения при коллективной системе обучения на основе педагогического опыта и психологических особенностей

3 Источниковой активности деятельности личности Прагматические потребности при преобладающем влиянии внешних мотивов Внутренняя мотивация педагогической деятельности, профессионального роста

4 Временная Период обучения на курсах Непрерывное образование в течение всей жизни

5 Пространственная Место ограничено институтом повышения квалификации Место не ограничено: курсы ИПК, базовый сад, базовая школа, стажировочная площадка и т.д.

6 Количественная В зависимости от финансовых возможностей муниципалитета Все педагогические работники по графику и индивидуальному финансированию из краевого бюджета

7 Качественная Обучение в основном предметное Предметное обучение на основе современных методов, опыта лидеров.

8 Социальная Формирование социально справедливой личности с качествами интернационалиста и патриота, ограниченности в активных формах политической деятельности Широкая гуманитарная подготовка на основе поликультурного образования для более быстрой интеграции и социализации, сохранения самобытности

9 Профессиональная Определенный уровень знаний, умений и навыков в конкретной сфере деятельности Гибкость профессионального выбора, на основе сформированных компетенций

10 Экономическая Унитарная подготовка для всех регионов без учета местных и национальных особенностей Дифференцированная подготовка с опорой на традиционные национальные виды деятельности и сферы занятости и выявленные затруднения педагога

11 Идеологическая Формирование плюрализма взглядов, свободы мировоззрения Формирование плюрализма взглядов, свободы мировоззрения

12 Устойчивости и развития Скачкообразный путь включающий революционное обновление и жесткий контроль за деятельностью школ Эволюционный путь реформ для генерирования прогрессивного развития общества и предоставление самостоятельности работникам образования

ватную базу. Такой концептуальный подход к персонифицированной модели нашей новой школы в России ориентируется на гуманистическое философско-педагогическое наследие классиков и лидеров современной системы образования.

Организационно-функциональная характеристика парадигм показывает, что достижение цели повышения квалификации на основе персонифицированной модели возможно лишь при использовании нетрадиционных методов и форм обучения. Основой инновационной системы должны стать идеи удовлетворения социального заказа, на основе субъект-субъектной педагогической деятельности. Учитель в системе повышения квалификации должен стать самоцелью, а не средством для решения любых, даже самых благородных, но выведенных за рамки его личности задач, как это долгие годы пытались осуществить в традиционной педагогике. Создавая все более совершенные педагогические технологии, нельзя терять из виду цель, которая одна только и может дать смысл существованию школы -самого человека, его развитие.

Характеристика источниковой активности деятельности личности в рамках инновационной парадигмы предполагает, что

в современной системе повышения квалификации должны стать нетрадиционные методы обучения. К таковым можно отнести возрождающийся, но не получивший пока должного внимания, детальной разработки и распространения коллективный способ обучения (сетевая, дистанционная, каскадная и др. формы). При сетевой форме, когда темп, сроки, содержание повышения квалификации индивидуально согласовываются с педагогом и тьютором. Регулярное взаимодействие обучающихся и педагогов в режиме удалённого доступа на основе использования информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществлять текущий контроль выполнения заданий и оценку итогового проекта в установленные сроки.

Использование этого метода может принести ощутимые положительные результаты при повышении квалификации по нескольким причинам.

Во-первых, в связи с реализацией инновационных программ, усиливающимися миграционными процессами и межкультурны-ми, межрегиональными коммуникациями в нашей стране состав педагогического корпуса в учебных заведениях, дошкольных учреждениях, группах становится все более подготовленным

в отношении информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим овладение информационно-коммуникационными технологиями превращается в одну из главных задач повышения квалификации, а обучение на курсах повышения квалификации при обезличенном способе может не дать желаемого эффекта, а при коллективном, каскадном - быстро привести к достижению цели, поскольку контакт с педагогами и тьюторами происходит именно через ИКТ (дистанционная и сетевая формы).

Во-вторых, развивающиеся прямые экономические связи между партнерами различных стран, регионов, культур требуют знания двух-трех иностранных языков. Реальная необходимость знания нескольких языков, в отличие от абстрактной обязанности знать их в прошлом, ставит перед каждым участником общественного производства конкретную цель участия в коммуникациях, без достижения которой невозможно участие в том или ином проекте или программе. Если к тому же будет сформирована внутренняя необходимость знать язык, то это, на наш взгляд, существенно повысит ответственность за овладение языком.

В-третьих, использование метода каскадного обучения - это не просто погружение в единую информационную среду в результате активно использующегося в последние годы обмена студентами, педагогами, который охватывает лишь незначительное меньшинство. Предлагается совершенно другая структура и технология обучения, принципиально иная организация и методика, включающая в процесс познания всех педагогов. Обучение организуется в непосредственной близости от места работы обучающихся (на базе муниципального образования или образовательного округа) в групповой форме в составе школьных команд (педагогического коллектива). В процессе обучения реализуется принцип «все учатся у всех», осуществляется непосредственный контакт с сертифицированными педагогами, тьюторами, которые осуществляют текущий контроль выполнения заданий и консультируют при подготовке к защите итогового проекта. Это также может способствовать успеху.

В-четвертых, предлагаемая методика в условиях миграционной подвижности, децентрализации управления и возникновения различных региональных образовательных программ, построенных по модульному принципу с инвариантной и вариативной частями может способствовать выравниванию уровней знаний, способствовать быстрому усвоению новых знаний, и включению «новичков» в инновационные процессы. Такая методика обучения способствует осознанному включению самого обучающегося в процесс приобретения новых знаний.

И, наконец, в-пятых, при повышении квалификации каскадным методом возможно использование уже имеющихся знаний педагогов разных образовательных учреждений, полученных в разных источниках и учебных заведениях, для передачи их своим коллегам.

Осознанное саморазвитие на основе персонифицированной модели возможно только для педагога свободного. Без свободы невозможно творчество, а без творчества - полноценного бытия. Система повышения квалификации должна создавать максимально возможные условия для свободного саморазвития и самореализации педагога на основе идеала Истины, Добра и Красоты. В этом смысле персонифицированная модель дает определенную свободу выбора траектории образования каждым педагогом или руководителем образовательного учреждения, а в случае осознания ошибки в выборе остается возможность смены траектории.

Временная характеристика традиционной системы предполагала лишь период, отведенный для обучения в институте повышения квалификации (академии, университете). Повышение квалификации понималось как промежуток времени, специально отведенный для подготовки педагога к профессиональной деятельности после определенного периода времени. Инновационная модель настраивает педагога на непрерывное образование в течение всей жизни. В современных условиях модернизации всех сфер жизни общества, непрерывное образование превращается в одну из самых модных и активно разрабатываемых в отечественной педагогической науке проблем. Она составляет центральную линию в образовательной стратегии страны и регионов, т. к. дальнейший научно-технический прогресс, рост эффективности производства ставится в впрямую зависеть от возможностей, скорости и качества переквалификации рабочей силы. Система повышения квалификации в непрерывном образовании имеет не менее важное значение, чем

подготовка специалистов и включение их в профессиональную сферу, а затем и глубокая профессиональная самореализация в течение всей жизни.

Традиционная пространственная характеристика ограничивала место обучения региональным институтом повышения квалификации или специальными факультетами повышения квалификации педагогических вузов. Новая парадигма инновационной модели повышения квалификации, ее персонифицированная модель ставит важнейшей задачей государственной политики в сфере образования не просто развитие единого общероссийского образовательного пространства, но и использование всех потенциальных возможностей для повышения квалификации. В основе этого понимания лежит идея о важности постоянного профессионального роста для педагога, и его право на выбор образовательного учреждения для повышения квалификации в любом регионе страны. Это позволит не только сохранять имеющиеся наработки, развивать профессиональную культуру, но и формировать соответствующие компетенции и компетентность. Однако решая проблему обновления концепции повышения квалификации, нельзя ограничиваться изменениями только образовательного или содержательного компонента всей создаваемой структуры. На формирование нового учителя для «нашей новой школы», его духовных качеств влияет не только школа, коллектив, но и вся среда, в которой развивается педагог. Создание поликультурной профессиональной ауры, учитывающей особенности, благоприятствующие формированию личности педагога с высокой культурой общения, требует решительного обновления профессиональной работы в своем образовательном учреждении и, что особенно важно, умения и желания к диссеминации передового опыта.

Вместе с успехами, безусловно имеющими место в системе повышения квалификации имеют место трудности, которые требуется разрешать в условиях инновационной модели. Одна из них, самая важная - недостаток научно-методических рекомендаций. На это настроен коллектив института повышения квалификации, которым осуществлен настоящий прорыв в этой сфере. В первую очередь Управлением по образованию и делам молодежи создана соответствующая нормативная база, подготовлены локальные акты.

Что касается количественной характеристики парадигм, то следует иметь ввиду следующие особенности. В Сибири, как и в России в целом, представители педагогического сообщества расселены по всей территории края (около 1200 школ). Здесь встречаются населенные пункты с многочисленными школами, но региональной особенностью края считается то, что у нас много сельских, малочисленных и малокомплектных школ.

Не следует, однако, на наш взгляд, забывать, что в таких условиях школьной разбросанности, очень сложно в равной степени развивать все школы и соответственно развивать профессиональные навыки и компетенции педагогов. Выход из такого положения может быть в инновационной персонифицированной модели повышения квалификации, ее сетевой и дистанционной форме которые в состоянии одновременно использовать опыт отдаленных школ через систему интернет.

Качественная характеристика инновационной модели предполагает не принятие единовременных мер, а понимается как процесс постепенного реформирования содержания повышения квалификации. В эволюционных переменах предполагается несколько этапов.

На первом этапе очно-заочной и заочно-очной форм предполагается выявление индивидуальных профессиональных затруднений, формирование системы учебно-профессиональных задач в рамках курсов повышения квалификации, выстраивание индивидуального образовательного маршрута. Второй этап предполагает выравнивание стартовых возможностей обучающихся завершающегося подготовкой итогового проекта, имеющего практическую значимость для повышения качества образования.

Социальная характеристика традиционной системы заключалась в формировании социально справедливой личности с качествами активного интернационалиста и патриота. Однако повседневная практика ограничивала активные формы жизнедеятельности особенно связанные с политической и социальной сферой. Политическая активность в течение всей жизни ассоциировалась с формальным членством в общественных и политических организациях. Социальная характеристика инновационной системы предусматривает возможность самосто-

ятельного приобретения знаний, широкую гуманитарную подготовку на основе поликультурного образования для более быстрой интеграции и социализации, сохранения этнической самобытности и предоставляет свободу реализации своих способностей и интересов.

При этом инновационная модель повышения квалификации не просто признает равные права на развитие, но и предоставляет всем равные возможности для самореализации, сохранения и развития своей профессиональной, мировоззренческой и нравственной культуры. Все члены общества должны следовать основополагающим российским ценностям, которые позволяют сохранять общественное согласие. Именно это, по мнению многих ученых должно стать главной задачей институтов образования, содержание которых должно отражать культуру различных групп и общую российскую культуру.

Профессиональная характеристика традиционной системы предполагала передачу социально значимых знаний, умений и навыков от преподавателей курсов к слушателям. Под обучением в данной модели понималось формирование личности педагога с заданными качествами. Такая педагогическая система напоминала огромную фабрику по производству педагогических кадров, необходимых для функционирования современной школы. Качество специалиста оценивалось определенным уровнем полученных в результате повышения квалификации знаниями.

Новая парадигма предусматривает оценку профессиональных качеств педагогов, руководителей образовательных учреждений и работников образования, в условиях расширяющихся международных, межкультурных коммуникаций, когда учитель школы, работник методической службы или руководитель муниципального звена должен иметь не только глубокие знания, умения, навыки, и сформированные компетенции для осуществления своей деятельности, но и чувствовать себя комфортно в том поликультурном окружении, в котором он оказывается при знакомстве с опытом коллег из соседнего образовательного учреждения, региона или страны и включится в международный процесс коммуникаций.

Экономическая характеристика традиционной системы образования предполагала унитарную подготовку по конкретной специальности для любого региона страны без учета местных и национальных особенностей на основе выделяемых бюджетных средств.

Экономическая составляющая персонифицированной модели повышения квалификации представляет собой схему доведения средств на повышение квалификации до образовательного учреждения, где Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, институт повышения квалификации работников образования, руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и краевых государственных общеобразовательных учреждений, общеобразовательные учреждения, педагогический работник и Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в соответствии со своими компетенциями формируют заявки, перечисляют денежные средства бюджетам муниципальных районов и городских округов на организацию персонифицированного повышения квалификации педагогов из средств, выделяемых на модернизацию региональной системы общего образования Алтайского края.

Идеологическая характеристика традиционной системы повышения квалификации включала совершенно конкретные пункты, требовавшие формирования марксистско-ленинского мировоззрения, непримиримости к буржуазной идеологии. В условиях интеграционных процессов и идеологических перемен в российском обществе, система повышения квалификации как срез общества должна учитывать и идеологические ориентации. Новая парадигма предлагает предоставить возможность формировать плюрализм взглядов и свободу мировоззрений. Но свобода и плюрализм не должны ассоциироваться с вседозволенностью и деидеологизацией. Как не бывает деидео-логизированного общества, так и не бывает учителя с идеологическим вакуумом. Русская соборность и диалогизм могут стать теми важными символами, вокруг которых сформируется все поликультурное пространство, способное не навязать и заставить, а учесть специфические особенности всего российского народа (национальные, конфессиональные, региональные, половозрастные, поселенческие и др.). Формирование терпимости к чужому мнению, другому взгляду может не

просто стать основой формирования культуры общения, но и фундаментом в строительстве нового общественного здания

- гражданского общества.

При проведении сравнения традиционной и инновационной парадигм остается вполне естественной опасность попасть в ловушку теоретизирования, но в то же время именно сравнение является и лучшим средством против этой опасности. Восприятие существующих различий неизбежно приводит к осознанию относительности знания и, следовательно, помогает освободиться от наслоений или конформистских настроений. Сами понятия, превалирующие сегодня в российской системе образования, просто не могут не существовать вне практики сравнения систем. Только в сравнении с другими моделями, основанными на «антропоцентризме», и с другими системами можно осознать возможную опасность изоляции или полной ассимиляции.

Характеристика устойчивости и развития системы. Еще недавно глубокие изменения в системе образования, подготовке и повышению квалификации педагогических кадров ассоциировались в нашей стране с революцией в образовании. Это не случайно, поскольку именно революции в образовании, проходившие после социальных революций вносили глубокие радикальные изменения и в систему образования, подготовку и переподготовку кадров после чего общество достигало ощутимых результатов в этой сфере. Однако никому не приходило в голову посчитать каких усилий и каких средств требовали революционные изменения. Устойчивость системы, которую предполагает инновационная модель повышения квалификации (персонифицированная модель) не должна ассоциироваться с консерватизмом, имеется в виду, что эволюционный путь реформ может быть более плодотворным и способствующим бережному сохранению накопленного опыта. В тоже время, эволюционные перемены должны стать нормой и постоянным спутником совершенствования системы образования.

Таким образом, в исследовательских работах и практике повышения квалификации явно прослеживается тенденция перехода к инновационной модели повышения квалификации, обеспечивающая включение педагога в региональное и мировое по-ликультурное пространство и дающая возможность чувствовать себя комфортно в окружении разных культур. В этом заключается основное значение предлагаемой модели.

Обеспечение внедрения и главная цель инновационной модели современной системы повышения квалификации должна представлять не просто консолидацию, но и взаимопроникновение федеральных и региональных, национальных и местных образовательных элементов, формировать характер и культуру, питающуюся национальными корнями и отечественными традициями.

Что касается форм выражения инновационной модели, то повышение квалификации может осуществляться в различных формах (заочно-очной, очно-заочной, сетевой, дистанционной, каскадной), где профессиональный предмет создает для этого привычную и естественную ауру, выполняя роль коммуникатора в познании других проблем. Реализация такого подхода к инновационной модели повышения квалификации встречается с многочисленными трудностями, связанными с неразработанностью самой концепции, слабым методическим обеспечением, недостатком учебников, нехваткой преподавателей и некоторыми другими проблемами, обычными при создании чего-то нового.

Суть нового подхода заключается в том, что на базе метода взаимосвязи исторического и логического, в соответствии с указанными характеристиками инновационной модели повышения квалификации в начале второго десятилетия XXI в., следует формировать как логику учебных программ, модулей, так и мышление с запросом на будущее.

Особую важность представляет определение устойчивых источников финансирования и ресурсного обеспечения реализации программ реформирования и развития повышения квалификации педагогов в регионах. Наибольшей адекватностью в современных условиях обладает модульный подход, включающий некоторые рыночные механизмы. Сегодня невозможно обойтись без региональных линий финансирования. Органы государственной власти в лице региональной администрации берут на себя некоторые обязательства по финансированию инновационных образовательных проектов.

Многие идеи сторонников инновационной модели, касающиеся системности и организационной целостности, остаются пока слабо разработанными и практически нереализованными.

Реализация идеи инновационной модели требует постоянного мониторинга общественного мнения с тем, чтобы муниципальные органы управления образованием руководствовались знанием конкретной ситуации и могли законодательные положения государственных документов применять к жизни школы.

Для проведения современной региональной политики в системе повышения квалификации, учитывающей местные особенности, необходим научно-исследовательский, методический,

УДК 371:351.851

координационный центр. Роль такого центра может выполнять институт повышения квалификации или институт развития образования, который руководил бы разработкой программ, подготовкой адаптированных учебников и пособий, осуществлял бы интеграцию уже имеющихся элементов в единую поликультур-ную систему образования Сибири. Такой центр мог бы вырабатывать рекомендации для проведения современной образовательной политики.

Статья поступила в редакцию 20.03.12

Shalaev I.K. THE INOVATIONAL POTENTIAL THE MOTIVATSIATIONAL PROGRAMMATIC-AIMED MANAGEMENT AS THE OBJECT OF DISSERTATIONAL'S RESEARCHES AND ADVANCED EXPERIENCE. The

article turns attention upon the place motivizational programmatic-aimed management (MPAM) in the history of the development of the world in management's science, submit proposals with the author of a dissertation and the type advanced experience over the decision of the urgent problems of the management with the education by means of realization of the innovational potential of the motivizational programmatic-aimed management (MPAM).

Key words: motivizational programmatic-aimed management (MPAM), innovational potential, the object of dissertational's researches and advanced experience.

И.К. Шалаев, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: rml_uro@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

В статье указывается место мотивационного программно-целевого управления в истории развития мировой управленческой науки, вносятся предложения диссертантам и субъектам передового опыта по решению актуальных проблем управления образованием посредством реализации инновационного потенциала МПЦУ.

Ключевые слова: мотивационное программно-целевое управление (МПЦУ), инновационный потенциал, предмет диссертационных исследований и передового опыта.

Известные в истории развития мировой управленческой науки глобальные направления - рационалистическое (начиная от исследований Тейлора и Файоля до современного программно-целевого подхода) и поведенческое (начиная от работ Фоллет и Мэйо до современной модели мотивационного управления) - развивались в относительно автономном режиме, каждое в своей технологической системе.

Основательное знакомство с этими системами и многолетнее исследование проблем управления образованием в процессе 60-летней управленческой практики автора, специальный комплект изданий, отражающий авторский вклад в развитие управления образованием, и его признание научно-педагогической общественностью1 позволяют освятить инновационный потенциал МПЦУ как предмет диссертационных исследований для тех аспирантов, докторантов, практиков, которых интересуют проблемы управления образованием.

Естественно, этим исследователям необходимо знать:

- историю развития науки управления образованием и, в частности, достижения в этой области научной школы МПЦУ;

- суть развития моносистемы программно-целевого подхода как потенциально составляющей метасистемы МПЦУ;

1 а) «Учебные пособия и монографии И.К. Шалаева служат повышению эффективности управления и могут использоваться в повышении конкурентоспособности российской системы образования в мировом сообществе» - из отзыва зам. Губернатора Алтайского края, начальника управления по образованию и делам молодежи, профессора Ю.Н. Денисова.

б) «Работы, входящие в комплект... представляют собой крупный вклад в науку управления образованием» - из отзыва ректора Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Я. Синенко.

в) «Работы И.К. Шалаева способствуют успешной подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, повышению квалификации профессорско-преподавательского состава и руководящих работников образования» - из отзыва Ученого совета ГОУ ВПО Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина (подписано ректором академии, профессором В.П. Никишаевой) и др.

- суть развития моносистемы мотивационного подхода как потенциально составляющей метасистемы МПЦУ;

- характеристику метасистемы МПЦУ как результата интеграции мотивационного и программно-целевого подходов в управлении;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инновационный потенциал МПЦУ как следствие синергетического эффекта и ориентация научного поиска в теории и технологии управления образованием.

Изучающим обсуждаемый предмет потенциальных диссертационных исследований и передового опыта необходимо уметь:

- использовать методологию МПЦУ в своей исследовательской работе;

- устанавливать специфические противоречия в системе управления образованием как показания к использованию инновационного потенциала МПЦУ;

- осуществлять анализ опыта развития теории и практики управления образованием в аспекте научной школы МПЦУ.

1. В таблице представлен феномен МПЦУ в сравнительном анализе научных школ глобальных направлений мировой управленческой науки (рационалистического и поведенческого).

В комплекте авторских изданий (см. список литературы) содержится материал по всем позициям знаний и умений аспирантов, обращенных к инновационному потенциалу МПЦУ как к предмету исследования. В статье представлены лишь самые актуальные элементы инновационной сущности МПЦУ, на которые целесообразно ориентироваться в своих диссертационных работах.

С образованием МПЦУ обнажается прорыв в науке управления и возникновение нового направления в психолого-управ-ленческой науке - программно-целевая психология управления [1, с. 53-57].

Так, соискательницей Л.И. Любавской в докторской диссертации «Управление системой воспитания в среднем учебном заведении» (2005 г.) убедительно раскрывается эвристический ресурс теории мотивационного программно-целевого управления и выявляются возможности её применения в управлении воспитанием в качестве теоретической основы. Исследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.