Научная статья на тему 'Облачные технологии и игрофикация как основа научно-образовательной платформы для организации электронного обучения'

Облачные технологии и игрофикация как основа научно-образовательной платформы для организации электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОФИКАЦИЯ / ИГРОВЫЕ МЕХАНИКИ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / E-LEARNING / CLOUD TECHNOLOGIES / GAMIFICATION / GAME MECHANICS / EXPERT SYSTEM / CROWD SOURCING / CROWD FUNDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Владислав Леонидович, Каримов Руслан Халикович

В статье рассматривается возможность создания научно-образовательной платформы нового типа, основанной на применении облачных технологий и принципов игрофикации, краудсорсинга и краудфандинга. Это позволит реализовать комплексный подход к электронному обучению всех категорий пользователей независимо от возраста по принципу «обучение в течение всей жизни». Элементы игровых механик и принципы игрофикации, предлагаемые авторами к использованию при создании научно-образовательной платформы при условии их грамотного использования в информационных технологиях обеспечат высокую мотивацию к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD TECHNOLOGIES AND GAMIFICATION AS A BASIS SCIENCE-EDUCATION PLATFORM FOR ORGANIZATION OF E-LEARNING

The article discusses the possibility of establishing a scientific and educational platform of a new type, based on the use of cloud technologies and the principles of gamification, crowd sourcing and crowd funding. This will allow implementing a comprehensive of approach to e-learning for all types of users, regardless of age, according to the principle of «learning throughout life». Elements of game mechanics and principles of gamification offered by the authors to use in the creation of scientific and educational platform provided subject to their proper use in information technologies will provide a high motivation to learn.

Текст научной работы на тему «Облачные технологии и игрофикация как основа научно-образовательной платформы для организации электронного обучения»

лярного контакта со слушателями, проведения индивидуальных консультаций, мониторинга образовательных достижений обучающегося. Назначение тьюторов для сопровождения реализации программы осуществляется руководством кафедры с учетом его компетенций в области изучаемых модулей/дисциплин, а также квалификационной возможности его работы со слушателями. Тьютор самостоятельно определяет виды взаимодействия (непосредственное, опосредованное с использованием телефона, электронно-почтовой группы или других средств телекоммуникаций), объем консультаций, оказываемых каждому обучаемому или группам, график проведения консультаций.

В целом работа осуществляется посредством централизованного обмена файлами — электронными образовательными ресурсами (учебно-методическими материалами, содержащими систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине и удовлетворяющими требованиям документов, регламентирующих реализацию программы и соответствующих учебных планов); сбора, систематизации материалов, полученных от слушателей; распределения данного материала по ведущим преподавателям для оценивания; координации контакта между преподавателями и слушателями. Непосредственная контактная работа слушателей и профессорско-преподавательского состава осуществляется во время двух сессий (после каждого се-

местра) и итогового аттестационного экзамена, который проходит в режиме видеоконференции.

В заключение отметим, что в современных условиях развития экономики любого региона проблема трудоустройства приобретает особую актуальность. Образовательная политика, реагируя на данные условия, претерпевает существенные изменения. Институционально оформляется сфера дополнительного профессионального образования, выполняющая важнейшие социальные функции: решаются проблемы, связанные с повышением квалификации за счет приращения новых знаний, а также профессиональной переподготовкой лиц. Ставится акцент на выборе формы обучения, которая должна быть гибкой, обеспечивающей удаленный доступ к образовательным ресурсам, снимающей барьеры в виде неудобного расписания, ограниченного бюджета или отдаленных территорий, экономически выгодной. Именно электронное обучение имеет такие преимущества.

1. Траилина Л. П. Роль внутреннего диалога в процессе профессиональной переподготовки специалиста : дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар, 1999. — 214 с.

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015). — URL: http://www.consultant.nu/ document/cons_doc_law_140174/.

3. Губанова А. А., Кольга В. В. Дидактические принципы и особенности электронного обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. — 201 5. — № 3. — URL: http://www.science-education.nu/123-17921.

УДК/UDC 378.14: 004.75 В. Л. Дмитриев, Р. Х. Каримов

V. Dmitriev, R. Karimov

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИГРОФИКАЦИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

CLOUD TECHNOLOGIES AND GAMIFICATION AS A BASIS SCIENCE-EDUCATION PLATFORM FOR ORGANIZATION OF E-LEARNING

В статье рассматривается возможность создания научно-образовательной платформы нового типа, основанной на применении облачных технологий и принципов игрофикации, краудсорсинга и краудфандинга. Это позволит

реализовать комплексный подход к электронному обучению всех категорий пользователей независимо от возраста по принципу «обучение в течение всей жизни». Элементы игровых механик и принципы игрофикации, предлагаемые

авторами к использованию при создании научно-образовательной платформы при условии их грамотного использования в информационных технологиях обеспечат высокую мотивацию к обучению.

The article discusses the possibility of establishing a scientific and educational platform of a new type, based on the use of cloud technologies and the principles of gamification, crowd sourcing and crowd funding. This will allow implementing a comprehensive of approach to e-learning for all types of users, regardless of age, according to the principle of «learning throughout life». Elements of game mechanics and principles of gamification offered by the authors to use in the creation of scientific and educational platform provided subject to their proper use in information technologies will provide a high motivation to learn.

Ключевые слова: электронное обучение, облачные технологии, игрофикация, игровые механики, экспертная система, краудсорсинг, краудфандинг

Keywords: e-learning, cloud technologies, gamification, game mechanics, expert system, crowd sourcing, crowd funding

Высокий технический и информационный уровень современного общества, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий и педагогических концепций привели к тому, что в образовательных системах практически всех развитых стран на различных уровнях образования используются возможности Интернета и мультимедиа, которые, в свою очередь, позволяют организовать электронное обучение.

В рамках современной системы образования электронное обучение воспринимается как инновация, за основу которой взяты дистанционные технологии [9]. Востребованность нового формата обучения, с одной стороны, связана с тем, что он позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования, а с другой — повысить его качество. При этом не идет речь о полном переходе к электронной форме обучения, так как для достижения высоких результатов крайне важна фронтальная составляющая обучения и «живое» общение.

«Электронное обучение» — относительно новый термин в российском законодательстве. Он введен федеральным законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образова-

тельных технологий» от 28.02.2012 № 11-ФЗ.

Лучшие образцы электронного обучения в мире строятся на принципах открытости и доступности, что позволяет обучающимся разного возраста повышать свою квалификацию. Однако в России на сегодняшний момент аналогичные проекты находятся на этапе обсуждения или запуска, а также, как правило, имеют разрозненный характер. С одной стороны, это связано с рядом противоречий, с которыми сталкиваются образовательные организации при внедрении инструментов и технологий электронного обучения в образовательный процесс [9], а с другой — отсутствие опыта разработки соответствующих образовательных платформ для реализации возможностей электронного обучения.

Широкие возможности по организации электронного обучения открываются сегодня благодаря развитию соответствующих направлений искусственного интеллекта, экспертных систем, облачных технологий и сервисов. Так, применение облачных технологий в современном образовательном процессе представляет собой одну из самых перспективных инноваций. Они предоставляют практически неограниченные возможности по созданию, распространению и использованию в образовательной среде дополнительных сервисов с целью повышения качества образования [2; 8; 10], их использование позволяет существенно снизить затраты на информационную инфраструктуру. Кроме того, облачные сервисы являются прекрасным инструментом для разработки индивидуальных карт обучения, а значит, процесс обучения можно строить более продуктивно и интересно.

«Облачный» подход также позволяет участникам образовательного процесса заниматься по индивидуальному графику (в образовательном учреждении, дома, на работе) независимо от своего расположения и часового пояса. Вместе с тем применение облачных технологий в образовательном процессе имеет и свои недостатки, некоторые из которых уже рассматривались учеными [1].

На рынке информационных технологий уже предлагается ряд комплексных решений, предоставляющих облачные сервисы различным категориям потребителей, в том числе и потребителям в сфере науки и образования. Так, активным продвижением облачных сервисов в образовательных организациях нашей страны занимается корпорация Microsoft, предлагающая облачный сервис Office 365.

Относительно простой в использовании и администрировании, он обладает хорошей системой безопасности и высоким уровнем надежности. Ряд облачных сервисов предлагают компании Google и IBM. Вместе с тем опыт использования облачных технологий в образовательном процессе в нашей стране пока незначителен.

Авторы статьи в настоящее время ведут работу над созданием научно-образовательной платформы облачного типа, позволяющей осуществлять комплексное электронное обучение всех категорий пользователей независимо от возраста по принципу «обучение в течение всей жизни». Создаваемая научно-образовательная платформа учитывает интересы принятой правительственной программы развития электронного обучения на 2014-2020 гг.

Новизна идеи, реализуемой при разработке платформы, основывается на использовании существенно более эффективных способов передачи информации, выработке алгоритмов поведения на основе игровых механик [6], конструирование самой платформы на идеях краудфандинга и краудсорсинга. Кра-удфандинг и краудсорсинг в данном случае позволят задействовать социальную механику так, чтобы проект мог постепенно развиваться и совершенствоваться.

Образовательная модель платформы основана на подходе, позволяющем анализировать большое количество статистических данных. Важную роль в работе платформы будет играть экспертная система (экспертно-образо-вательная система) — программная система, которая действует как квалифицированный консультант или эксперт. Она может предсказывать развитие событий, ставить диагноз, формулировать решение или рекомендовать те или иные действия. Разрабатываемая в рамках научно-образовательной платформы экспертная система, в отличие от традиционных программных систем, позволит: во-первых, иметь возможность работать на основе неполных и субъективных знаний; во-вторых, сможет объяснять пользователям путем демонстрации правил, как получены результаты, с помощью которых эти результаты были выведены; в-третьих, будет иметь встроенный механизм пополнения базы новыми знаниями.

Процесс обучения носит нелинейный характер, как и большинство процессов в природе [7], поэтому при разработке экспертной системы необходимо учесть эту особенность, что позволит реализовать индивидуальный под-

ход к обучению каждого конкретного участника образовательного процесса. С этой целью на каждом этапе работы экспертно-образова-тельная система разрабатываемой платформы должна запоминать, какие вопросы вызвали у пользователей трудности и какие ошибки ими были совершены. Затем она должна агрегировать эти данные и использовать их в процессе обучения (для построения эффективной карты обучения) с целью формирования комплексных индивидуальных заданий и корректировки пути прохождения изучаемого курса.

Такая нелинейность изучаемого курса позволяет создать несколько различных уровней сложности для участников образовательного процесса в зависимости от их уровня владения материалом. Это является очень важным моментом в организации курса. Если уровень представленного материала сделать слишком высоким (сложным), то обучаемый будет очень уставать во время работы, что непосредственно скажется на уровне его мотивации к дальнейшему изучению материала и удовлетворенности от изучаемого курса. Если же уровень будет слишком низким, обучаемый не будет получать практически никакой новой для себя информации, что опять-таки скажется на мотивации. Поэтому существует необходимость подстраивать курс под уровень обучаемого таким образом, чтобы в зависимости от его текущих знаний внедренная в платформу эксперт-но-обучающая система переводила его или на более низкий уровень сложности (это позволит найти дополнительные объяснения по проблематичной теме), или на более высокий.

Особое внимание при разработке образовательных платформ, реализующих возможности электронного обучения,следует уделить приемам, позволяющим мотивировать участников образовательного процесса к получению новых знаний. В качестве одного из действенных механизмов, поддерживающих высокий уровень мотивации на протяжении всего процесса обучения, выступает внедрение игровых механик и принципов игрофикации в образовательный процесс. Опыт авторов показывает, что игровые элементы, грамотно встроенные в учебный процесс, способны увлечь и мотивировать обучающихся к получению новых знаний [4; 5].

Однако при внедрении игрофикации как сервиса при обеспечении электронного обучения может возникать целый ряд проблем, решение которых сразу можно и не найти. Можно выделить несколько таких основных проблем.

Во-первых, необходимо точно оценить степень ограничений на использование игровых элементов участником образовательного процесса при их внедрении в процесс обучения — слишком высокая степень игрофикации может полностью отвлечь обучаемого от самого учебного процесса и будет восприниматься им как обычная игра. Во-вторых, игровые элементы не должны присутствовать в виде отдельного модуля как в рамках отдельного курса, так и всей системы в целом. Они должны быть мягко встроены в учебный процесс и иметь четко выраженную направленность на достижение основной цели обучения — получение конкретных знаний по окончании каждого отдельного курса. В-третьих, необходимо четко продумать систему начисления наград и бонусов (например, баллов) по результатам выполнения заданий, причем важно каким-либо образом привязать начисляемые бонусы и награды к чему-либо конкретному, на что они могут быть потрачены (в данном случае все зависит от разработчика платформы и его возможностей). Кроме того, начисляемые награды не должны быть многочисленны, иначе они потеряют в глазах обучаемого ценность, и у него пропадет к ним интерес. Таким образом, при внедрении игровых механик в процесс обучения необходимо найти верные решения отмеченным выше проблемам.

На любом этапе обучения между образовательной платформой и участником образовательного процесса должна существовать обратная связь, посредством которой экспертная система платформы не только оценивает динамику усвоения учебного материала, но и принимает решение о том, как строить дальнейшее обучение с целью корректировки хода учебного процесса. Такая связь достигается посредством встроенных механизмов контроля, таких как, например, тестовые задания. С одной стороны, регулярность контроля дает возможность экспертной системе платформы своевременно выявлять и исправлять ошибки в суждениях участника образовательного процесса (например, путем соответствующих подсказок и пояснений). С другой — адекватная проверка и оценка знаний выступают для обучающегося одним из стимулов для дальнейшего овладения новым материалом, особенно если такая проверка проводится в игровой форме [5]. В ходе выполнения контрольных заданий совершенствуются, дополняются и уточняются приобретенные ранее знания, формируются умения и навыки рациональной организации

рабочей деятельности [3]. Кроме того, контроль способствует формированию познавательных способностей, систематизирует имеющиеся знания, воспитывает чувство ответственности, тем самым содействуя дальнейшему развитию обучающегося, стимулированию его учебной деятельности. Однако нужно помнить, что эффективность контроля образовательного процесса напрямую зависит от правильности его организации и осуществления.

При организации электронного обучения обратная связь с обучающимися должна осуществляться преподавателем и удаленно. Такая связь может быть организована на основе облачных технологий в виде дополнительного сервиса. Преподаватель может отвечать на вопросы участников образовательного процесса на специальном форуме курса или по электронной почте. Кроме того, отдельные направления курсов могут предусматривать уникальные задания, оценить результат выполнения которых может только преподаватель.

Очевидно, что построение и обеспечение системы электронного обучения не ограничиваются только вышеперечисленными принципами, и, вероятно, лучшие образовательные проекты будущего еще не существуют и только будут созданы в ближайшие годы на наших глазах. Но при этом уже ясно, что внедрение информационного продукта, разработанного на основе отмеченных выше принципов, в образовательные учреждения позволит построить процесс обучения более эффективно, а обучающиеся получат возможность работать с новыми информационными технологиями. Соответственно, это поднимет образование на качественно новый уровень, а также позволит автоматизировать систему обучения.

1. Абрамова О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности // Высшее образование в России. — 201 5. — № 7. — С. 155-159.

2. Газейкина А. И., Кувина А. С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 6. — С. 55-59.

3. Дмитриев В. Л. Компьютерная программа для проведения тестирования с поддержкой произвольного расположения материалов теста // Информатика и образование. — 2014. — № 2. — С. 74-77.

4. Дмитриев В. Л. Поэтапная разработка программы в среде Turbo Pascal на примере поиска пути с использованием волнового алгоритма // Информатика и образование. — 2013. — № 8. — С. 29-33.

5. Дмитриев В. Л. Тестирование в игровой форме как способ проверки усвоения учебного материала // Информатика в школе. — 2012. — № 10. — С. 41-43.

6. Каримов Р. Х. Использование принципа игрофикации при организации электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании 2015 : сб. науч. тр. — Ульяновск : УлГТУ, 2015. — С. 68-73.

7. Маджуга А. Г., Маджуга А. Р., Дмитриев В. Л. Синергетика в образовании. — СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. — 288 с.

8. Оплачко Е. С., Устинин Д. М., Устинин М. Н. Облачные технологии и их применение в задачах вычислительной

биологии // Математическая биология и биоинформатика. - 2013. - Т.8, № 2. - С. 449-466.

9. Стеценко И. А., Занкова Е. Ю. Электронное обучение как системная педагогическая категория [Электронный ресурс] // Культура и образование. — 2014. — № 1. — URL: http://vestnik-nzi.ru/2014/01/1245.

10. Тельнов В. П., Мышев А. В. «Кафедра онлайн»: облачные технологии в высшем образовании // Программные продукты и системы. — 2014. — № 4. — С. 91-99.

УДК/UDC 378 А. Ю. Кузин, С. А. Ошаев

A. Kuzin, S. Oshaev

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОУЧИНГОВОИ МЕТОДИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА СИСТЕМНОМ АНАЛИЗЕ

TEACHING GRADUATE STUDENTS USING COACHING TECHNIQUE BASED ON SYSTEM ANALYSIS

Статья посвящена коучинговой методике, разработанной авторами статьи и основанной на системном анализе. Предлагаемая авторами методика является эффективным инструментом консалтинга и может быть полезна студентам различных специальностей: и психологам, и социальным работникам, и менеджерам, и будущим работникам кадровой службы. Данная методика позволяет улучшить профессиональную подготовку студентов разных специальностей и выпустить из вуза специалистов, имеющих не только теоретическую подготовку, но и практические умения и навыки.

The article is devoted to the training students to use the coaching method developed by the authors and based on system analysis. The proposed method is an effective tool for consulting and may be useful for students of different specialties: from psychologists and social workers to managers and future human resources practitioners. This technique helps to improve the training of students of different specialties and to release from the university professionals who have not only theoretical knowledge but also practical skills.

Ключевые слова: коучинг, системный анализ, коуч-сессия, методология обучения.

Keywords: coaching, system analysis, coaching session, training methodology.

«Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого

человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития» [2, р. 45].

Развитие коучинга происходило под влиянием многих областей знания: педагогики, психологии (в том числе спортивной, клинической, социальной и промышленной), теории лидерства. Коучинг превратился в отдельную дисциплину в середине 1990-х гг., тогда же появились профессиональные ассоциации (Ассоциация коучинга, Международная федерация коучей, Европейский совет коучинга и менторства). Эти ассоциации принимали участие в разработке стандартов обучения. Внутри коучинга можно выделить следующие разновидности: спортивный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг.

Коучинговая методика обучения студентов может быть отнесена к лайф-коучингу. Она была разработана нами на основе системного анализа.

С точки зрения системного анализа «восприятие индивида играет одну из ключевых ролей в интерпретации реальности. Процесс взаимодействия субъекта с социумом может быть описан как взаимодействие системы «человек (личность)» с другими системами (личностями), при этом такое взаимодействие возможно только с осознанным (или неосознанным)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.