Научная статья на тему 'Непрерывное медицинское образование: актуальные вопросы и пути реализации программы'

Непрерывное медицинское образование: актуальные вопросы и пути реализации программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1105
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Наталья Владимировна, Галин Павел Юрьевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы перехода от традиционной системы последипломного обучения врачей к системе непрерывного медицинского образования, пути реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Подробно освещается тема аккредитации специалистов и нормативно-правовые акты, регулирующие этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылова Наталья Владимировна, Галин Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUING MEDICAL EDUCATION: TOPICAL ISSUES AND WAYS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM

The article deals with topical issues of transition from the traditional system of postgraduate training of doctors to the system of continuous medical education. Ways of implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies. The topic of accreditation of specialists and legal acts regulating this process are covered in detail.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинское образование: актуальные вопросы и пути реализации программы»

ежегодно проводится мероприятие «Годы, опаленные войной». В рамках служения Отечеству (мероприятие «Будни МЧС») студенты знакомятся с трудностями людей мужественной профессии. На лабораторно-практических и лекционных занятиях преподаватели кафедры приводят примеры приоритета наших ученых, которые внесли большой вклад в развитие химии, выполняя свою гражданскую позицию. Наряду с этим, большое значение имеют для развития общекультурных компетенций и такие мероприятия, которые прививают любовь к своему родному городу: посещение выставки оренбургских художников; посещение музыкальных вечеров, театров, творческих встреч.

Каждое поколение выстраивает собственный жизненный мир - социокультурное пространство, которое состоит из определенных знаний ведущих понятий, системы символов и норм. Государственная молодежная политика современной России - это система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей самореализации молодежи для реализации ее творческого потенциала в интересах страны. Формирование общекультурных компетенций студентов невозможно без деятельности самих студентов, студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений, то есть создания социокультурной среды вуза.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Агаджанян, Н. А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5. - С. 3-8.

2. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2007. - 497 с.

3. Барышев, Е. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга/ Е. Барышев // Соц. педагогика. - 2006. - № 2. - С. 36-38.

4. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание / В. В. Гаврилюк // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 44-50.

5. Катаев, И. В. Формирование социальных компетенций у современных выпускников / И. В. Катаев // Среднее профессиональное образование. - Прил. -2008. - № 10. - С. 117.

УДК 378.046.4

Н. В. КОПЫЛОВА, П. Ю. ГАЛИН

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

N. V. KOPYLOVA, P. Y. GALIN

CONTINUING MEDICAL EDUCATION:

TOPICAL ISSUES AND WAYS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

Копылова Наталья Владимировна - к. м. н., ассистент кафедры клинической медицины; тел. 8-922-623-08-50; e-mail: [email protected]

Галин Павел Юрьевич - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой клинической медицины; тел. 8 (3532) 315-433; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

В статье рассматриваются актуальные вопросы перехода от традиционной системы последипломного обучения врачей к системе непрерывного медицинского образования, пути реализации образовательных программ с применением

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Подробно освещается тема аккредитации специалистов и нормативно-правовые акты, регулирующие этот процесс.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.

SUMMARY

The article deals with topical issues of transition from the traditional system of postgraduate training of doctors to the system of continuous medical education. Ways of implementation of educational programs using e-learning and distance learning technologies. The topic of accreditation of specialists and legal acts regulating this process are covered in detail.

KEY WORDS: CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION, ACCREDITATION OF SPECIALISTS, DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, E-LEARNING.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. В настоящее время предъявляются повышенные требования к уровню теоретической и практической подготовки врача, использованию информационных и компьютерных технологий в его профессиональной деятельности, что связано с быстрым развитием новых направлений и технологий в медицине. Необходимость постоянного обновления знаний врача, быстрое переучивание и смена области применения своих знаний продиктованы переходом от традиционной системы последипломного обучения врачей к системе непрерывного медицинского образования.

С 1 января 2016 года российское здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования (НМО) - формирования индивидуального образовательного плана. Он предусматривает накопление образовательной активности в размере 50 часов в год, из них 36 часов должны быть получены у поставщиков образования по специально разработанным программам (модулям), а 14 часов - участвуя

в образовательных мероприятиях: конференциях, семинарах, школах, стажировках. Внедрение кредитно-модульной системы НМО с использованием образовательного сертификата дает определенные преимущества как главным врачам, которые планируют подготовку специалиста по необходимым для медицинского учреждения направлениям, так и лечащим врачам, обеспечивая высокий уровень последипломной подготовки. В условиях жесткой конкуренции среди учебных заведений, осуществляющих последипломное образование, именно краткосрочные модульные программы повышения квалификации создают благоприятные условия для повышения квалификации врачей, которые надолго не могут быть оторваны от основной работы, позволят найти своих слушателей и обеспечить занятость сотрудников институтов профессионального образования (ИПО) [10].

НМО включает различные виды образовательной активности: дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) непрерывного образования, трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Обучение специалистов по программам непрерывного образования может осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и на договорной основе, в том числе с применением образовательного сертификата (за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования) [11]. Согласно приказу Минздрава России № 575н от 4 августа 2016 г. «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», за счет средств территориальных ФОМС могут реализовываться «программы, реализуемые образовательными организациями с применением одной или нескольких образовательных технологий: стажировки,

симуляционного обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также образовательные программы, реализуемые в сетевой форме» [6, 7]. Образовательным результатом обучения по программам непрерывного образования является освоение новых или совершенствование ранее освоенных профессиональных компетенций. Образовательные результаты (профессиональные компетенции, знания, умения, опыт практической деятельности) заявляются и формулируются разработчиками ДПП, исходя из трудовых функций профессионального стандарта, а также запросов работодателя.

Процедура аккредитации с 2016 года становится обязательным условием для подтверждения права заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью и будет включать тестирование, решение ситуационных задач, выполнение заданий на симуляторах, а также анализ портфолио специалиста. Свои навыки врачи будут показывать на стандартизованных пациентах, а также симуляторах с регистрацией параметров. В настоящее время для допуска к медицинской профессии специалист проходит сертификацию, которая является обязательной в РФ процедурой и обычно совмещается с прохождением курса дополнительного профессионального образования [14]. Все мы выполняли эти обязательства раз в пять лет. Но с 2016 года на смену сертификации приходит обязательная аккредитация. Создание такой системы потребует немалых затрат, но организаторы здравоохранения убеждены, что в итоге государство только выиграет за счет сокращения издержек, связанных с врачебными ошибками, осложнениями, повторными обращениями к врачу и нерациональным использованием медицинского оборудования. Целью аккредитации является определение соответствия подготовки врача, прошедшего обучение, необходимому уровню для осуществления профессиональной деятельности. Переход на систему аккредитации специалистов регламентируется законодательством РФ. Так, согласно статье 69 Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 года

с изменениями от 2015 года, под аккредитацией понимается «процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности» [13]. Согласно этой же статье, осуществляется аккредитация не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. А статья 73 того же закона гласит, что совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам образовательных и научных организаций является обязанностью медицинских и фармацевтических работников. Приказом Минздрава России от 2 июня 2016 года № 334н утверждено Положение об аккредитации специалистов [8]. Аккредитация будет нескольких видов:

1) Первичная специализированная аккредитация будет проводиться самой образовательной организацией после выполнения учебного плана ординатуры и циклов профессиональной переподготовки.

2) Компетентностная аккредитация должна проходить после получения новой компетенции (навыка).

3) Периодическая аккредитация будет проходить после выполнения учебного плана дополнительного профессионального образования, начиная с 2021 года.

Прохождение аккредитации с положительным результатом после получения базового образования уже будет давать право самостоятельной деятельности в конкретной сфере. При нынешней системе у молодого специалиста такого права нет. Часть испытаний для каждого соискателя на получение аккредитации будет организована с использованием симуляционных технологий и методов современного медицинского образования. Для аттестационных испытаний на всей территории страны будут использованы единые задания, и сам тест будет во многом аналогичен ЕГЭ. Для оценки уровня знаний в ходе тестирования из единой федеральной базы автоматизированная

система случайным образом будет формировать индивидуальный перечень вопросов. Для решения ситуационных задач в соответствии с компетенцией будет использоваться банк ситуаций объективного структурированного клинического экзамена. Тесты на симуляторных системах предусмотрены только для специалистов, приобретающих практические навыки. Сейчас формируется серия заданий и листов оценки объективного структурированного клинического экзамена на основе матрицы шести основных компетенций врача по девяти основным разделам медицины. Кроме того, для периодической аккредитации будет проводиться анализ портфолио специалиста. Несмотря на то что периодическая аккредитация начнется с 2021 года, готовить портфолио врачи должны уже сейчас, поскольку в нем нужно представить данные за последние 5 лет. Портфолио будет сформировано из сведений о прошедших программах повышения квалификации, ежегодно не менее 36 часов или зачетных единиц, и освоения образовательных мероприятий и интерактивных модулей не более 14 часов или зачетных единиц. Повторная аккредитация для специалистов впервые должна стартовать с 2021 года. Подготовка - обучение экспертов для всех комиссий, осуществляющих аккредитацию, еще только планируется, она должна будет проводиться в Федеральном аккредитационном центре. На базе Федерального центра будет функционировать один из окружных центров. Такие центры планируется равномерно распределить на всей территории страны. В комиссию будут включаться представители профессиональных некоммерческих организаций, представители объединений работодателей и представители образовательных организаций [2, 3, 4].

Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются Минздравом России. В статье 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся заключительные положения:

• до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста;

• переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

• сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. Форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минздрава России от 25 февраля 2016 года № 127н утвердил сроки и этапы аккредитации специалистов и установил, что первый этап - первичная аккредитация специалистов по стоматологии и фармации, будет проходить с 1 января 2016 года, второй этап - первичная аккредитация специалистов-выпускников других факультетов, начнется с 1 января 2017 года, третий этап - первичная специализированная аккредитация, будет проходить с 1 января 2018 года, и четвертый этап - периодическая аккредитация специалистов, - с 1 января 2021 года [9].

В рамках предусмотренной частью 3 пункта 1 статьи 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» работники реализуют обязанность по совершенствованию профессиональных знаний и навыков путем обучения на информационно-образовательном портале edu.rosminzdrav.ru, созданном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Портал создан для самостоятельной подготовки медработников в системе непрерывного образования,

где предлагаются программы с использованием одной или нескольких инновационных технологий. Это симуляционные курсы, дистанционные образовательные технологии, стажировка. Врач может выбрать программу, которая ему интересна и отвечает потребностям работодателя. Также на портале размещены образовательные модули, которые разработаны с учетом принципов доказательной медицины, стандартов и порядков оказания медицинской помощи и федеральных клинических рекомендаций. Представлены образовательные мероприятия: семинары, конференции, вебинары, мастер-классы. Согласно информации, представленной на портале, повышение квалификации специалистов, прошедших «последнюю» сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы НМО в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности.

Наиболее часто возникает у специалистов вопрос: будут ли действовать с 1 января 2016 года сертификаты, полученные до этого периода? Сертификаты, выданные до 1 января 2016 года, будут действовать до истечения указанного в них срока. Где, кто и как будет организовывать и проводить процедуру аккредитации? По последней информации, аккредитационные вопросы станут функцией уполномоченных окружных центров, базой которых могут стать некоторые минздра-вы. Что дает аккредитация специалистов? Ответы очевидны:

• соответствие европейским принципам образования;

• непрерывность профессионального образования (в том числе система набора «кредитов»);

• более тесная связь специалистов и их работодателей с регуляторными органами;

• формирование у специалистов потребности и дисциплинированности в постоянном поддержании на соответствующем уровне профессиональных знаний и совершенствовании профессионального опыта.

Таким образом, результатом реформы системы медицинского образования должно стать единое качество образования вне зависимости

от провайдера образовательных услуг, в том числе и через систему аккредитации, которая поэтапно начала внедряться с 2016 года.

В течение последних двух лет на кафедре клинической медицины ОрГМУ осуществляется разработка новых дополнительных профессиональных программ и образовательных модулей, которые должны быть использованы в системе непрерывного медицинского образования. Кроме того, профессорско-преподавательский состав кафедры внедряет дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. В основе образовательного процесса при дистанционном обучении лежит целенаправленная, интенсивная самостоятельная работа врача, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея соответствующее оборудование. Дистанционное обучение дает возможность повышать образование тем специалистам, которые живут или работают в регионах, где нет образовательных центров. Цель использования дистанционных образовательных технологий -предоставление возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания [12]. С 2016 г. на кафедре клинической медицины ИПО проводятся и чрезвычайно востребованы циклы дистанционного повышения квалификации по ультразвуковой диагностике. Кроме того, подготовлены две сетевые программы (по 144 ч) подготовки терапевтов и врачей общей практики с использованием электронных учебных модулей с портала НМО. Для слушателей дистанционного образования разработаны и размещены в информационной системе ОрГМУ методические рекомендации, в которых даются разъяснения по прохождению данного вида обучения. Учебные материалы - электронные образовательные модули (ЭОМ), предназначенные для самостоятельного изучения, размещены в информационной системе ОрГМУ и в программе «1С: Образовательная организация». Они представляют собой особый формат электронного издания, содержащий текстовую информацию, иллюстрации и механизмы для контроля полученных знаний. Важным моментом реализации

дистанционного обучения является обязательный контроль знаний. ЭОМ содержит тесты, на которые врач должен ответить, чтобы пройти модуль. Они соответствуют уровню, содержанию и продолжительности материала, интегрированы в программе «1С: Образовательная организация» вместе с каждым ЭОМ и имеют четко определенные критерии оценки (минимальный проходной балл). После успешного изучения ЭОМ врач переходит к изучению следующего, затем осуществляется общее тестирование по всем разделам цикла повышения квалификации, который считается зачтенным только при полном прохождении всех составляющих его тем, разделов и ЭОМ. Особенностями ЭОМ являются: узкая тематика с четкой образовательной целью, конкретная целевая аудитория, соответствие профессиональным компетенциям врача определенной специальности и представление практической значимости для ведения пациентов в амбулаторно-поликлиниче-ских и стационарных условиях, небольшой объем (формат лекции, рассчитанной на 40-60 мин., что эквивалентно 1 ч самостоятельного изучения материала врачом), современные мультимедийные возможности (кроме текста и иллюстраций модуль может содержать видео- и/или аудиоряд, анимацию и т. п.), форма выпуска - электронное издание (для использования через интернет), обязательный контроль знаний (ЭОМ содержит задачи и тесты, на которые врач должен ответить, чтобы пройти модуль) [5]. Эти средства должны соответствовать уровню, содержанию и продолжительности материала и быть интегрированы в материал. Они могут быть основаны на вопросах закрытого типа или других методах самооценки, но обязательно должны иметь четко определенные критерии оценки (например, минимальный проходной балл). Оценка знаний должна занимать не менее 10 минут из каждого предложенного к аккредитации часа образовательной активности. Врач может выбирать ЭОМ по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности. После успешного изучения ЭОМ

врач получает обозначенное количество кредитов, которые зачисляются в его персональное портфо-лио. У обучающихся на цикле есть возможность задавать вопросы ответственным за проведение обучения преподавателям в offline режиме. Осуществляющая контроль образовательная организация (преподаватели) в любое время имеет возможность наблюдать за процессом обучения курсанта (при прохождении модуля или раздела он автоматически выделяется программой). Развитие дистанционных образовательных технологий на кафедре клинической медицины, в рамках освоения отдельных курсов повышения квалификации врачей, обладает рядом существенных преимуществ перед «классическими» формами образования. Это гибкость (слушатели могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте), дальнодействие (обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания), экономичность (значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения как врачей, так и преподавателей). Однако дистанционное обучение практическим навыкам имеет ряд существенных недостатков [1]:

1) сокращение непосредственного контакта с обучающимися;

2) недостаточный уровень подготовленности профессорско-преподавательского состава в области современных компьютерных технологий и современных медицинских технологий вследствие отсутствия соответствующего медицинского оборудования на клинических базах;

3) недостаточное владение компьютерной грамотностью врачей, особенно из удаленных районов;

4) определенные финансовые вложения при приобретении обучающих компьютерных программ.

Институт профессионального образования и кафедра клинической медицины с 2016 года ведут активную разработку и внедрение дистанционных образовательных технологий, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий и ЭОМ. Еще в 2016 году были разработаны и утверждены программы

повышения квалификации терапевтов и врачей общей врачебной практики в рамках НМО, для реализации которых использовалась информационная система ОрГМУ, в которую были внесены контрольно-измерительные материалы, практические задания, а также материалы для самостоятельной работы (методические разработки кафедры, клинические рекомендации). В 2017 году разработаны и утверждены тридцатишестичасовые циклы повышения квалификации в рамках НМО для врачей-терапевтов, гастроэнтерологов, ревматологов, кардиологов, гериатров, нефрологов, общей врачебной практики, функциональной и ультразвуковой диагностики. Преимуществами данного вида образования, реализуемого ИПО и кафедрой клинической медицины, являются:

• снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы как обучающихся, так и преподавателей и т. п.);

• сокращение времени на обучение (сбор, время в пути);

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева, М. В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании / М. В. Алексеева, С. В. Ваулин // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. -С. 51-55.

2. Владимирцев, В. А. Перспективы развития дополнительного профессионального образования врачей в негосударственных образовательных учреждениях/В. А. Владимирцев // СИСП. - 2015. -№ 10 (54). - С. 36-48.

3. Глыбочко, П. В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования / П. В. Глыбочко // Медицинское образование и вузовская наука. - 2013. - № 1. - С. 4-8.

4. Зимина, Э. В. Отечественная система подготовки и непрерывного профессионального развития специалистов в сфере здравоохранения: БШОТ-анализ / Э. В. Зимина, А. В. Кочубей, А. К. Конаныхина, М. В. Наваркин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 445.

• самостоятельное планирование времени, места и продолжительности занятий обучаемым врачом;

• возможность одновременно проводить обучение большого количества человек;

• повышение качества обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.;

• создание единой образовательной среды для практических врачей.

Таким образом, переход к системе НМО требует от специалиста (обучающегося) ответственности и заинтересованности при формировании персональной траектории обучения, от образовательной организации - мобильности и готовности создавать и реализовывать ДПП ПК по запросам рынка, от работодателей - большего участия в вопросах повышения квалификации своих специалистов и продуктивного диалога с образовательными организациями.

5. Козловских, Л. А. Информационно-образовательная среда вуза и электронно-образовательные ресурсы [Электронныйресурс]/Л. А. Козловских//Вестник РУДН. - 2008. - № 3. - Режим доступа: НПр^М-мм. ido.mcln.ru/vestmk.aspx7icH2008_3.

6. Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования: Приказ Минздрава России от 04.08.2016 № 575н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 07.11.2016. - № 45.

7. Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования

медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования : Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 // Собрание законодательства РФ. - 02.05.2016. - № 18. - Ст. 2626.

8. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (Ред. От 26.04.2018) «Обутверждении Положения об аккредитации специалистов».

9. Приказ Минздрава России от 25.02.2016 N127н «Обутверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».

10. Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 3. - С. 72-79.

11. Разумова, Т. О. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике / Т. О. Разумова, П. Р. Алиева, Ф. И. Мирзабалаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 5 (49). - С. 673-685. -Режим доступа: 10.12731/2218-7405-2015-5-55.

12. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вредакции от 02.05.2015 № 122-ФЗ).

13. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.)».

14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. // Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.

УДК 378. 147: 378. 661-057.87

Е. Н. ЛЕБЕДЕВА, С. Н. АФОНИНА, И. В. МАЧНЕВА, Л. В. АМЕЛИНА

РОЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

E. N. LEBEDEVA, S. N. AFONINA, I. V. MACHNEVA, L. V. AMELINA

THE ROLE PLAYING IN THE IMPLEMENTATION OF THE PERSONALLY ORIENTED APPROACH IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

Необходимость интенсификации медицинского образования связана в первую очередь с быстрым увеличением объема необходимой для усвоения студентами информации и дефицитом учебного

Лебедева Елена Николаевна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: [email protected]

Афонина Светлана Николаевна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: [email protected]

Мачнева Ирина Викторовна - старший преподаватель кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: [email protected]

Амелина Людмила Владимировна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: [email protected]

времени. Статья посвящена анализу опыта внедрения в педагогический процесс одного из методов активного обучения - деловых игр на примере «Турнира биохимиков». Полученные результаты показали, что деловые игры достоверно повышают уровень знаний обучаемых, способствуют раскрытию их творческого потенциала, дополняют традиционные методы обучения, повышают мотивацию студентов к получению новых знаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.