медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования : Постановление Правительства РФ от 21.04.2016 № 332 // Собрание законодательства РФ. - 02.05.2016. - № 18. - Ст. 2626.
8. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н (Ред. От 26.04.2018) «Обутверждении Положения об аккредитации специалистов».
9. Приказ Минздрава России от 25.02.2016 N127н «Обутверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
10. Проект концепции развития непрерывного медицинского образования (НМО) с участием профессиональных медицинских организаций в РФ // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 3. - С. 72-79.
11. Разумова, Т. О. Дополнительное профессиональное образование в рыночной экономике / Т. О. Разумова, П. Р. Алиева, Ф. И. Мирзабалаева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 5 (49). - С. 673-685. -Режим доступа: 10.12731/2218-7405-2015-5-55.
12. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вредакции от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
13. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017г.)».
14. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. // Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61.
УДК 378. 147: 378. 661-057.87
Е. Н. ЛЕБЕДЕВА, С. Н. АФОНИНА, И. В. МАЧНЕВА, Л. В. АМЕЛИНА
РОЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
E. N. LEBEDEVA, S. N. AFONINA, I. V. MACHNEVA, L. V. AMELINA
THE ROLE PLAYING IN THE IMPLEMENTATION OF THE PERSONALLY ORIENTED APPROACH IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
Необходимость интенсификации медицинского образования связана в первую очередь с быстрым увеличением объема необходимой для усвоения студентами информации и дефицитом учебного
Лебедева Елена Николаевна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: k_bicha@orgma.ru
Афонина Светлана Николаевна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: k_bicha@orgma.ru
Мачнева Ирина Викторовна - старший преподаватель кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: k_bicha@orgma.ru
Амелина Людмила Владимировна - доцент кафедры биохимии; тел. (3532) 500-606 (доб. 307); e-mail: k_bicha@orgma.ru
времени. Статья посвящена анализу опыта внедрения в педагогический процесс одного из методов активного обучения - деловых игр на примере «Турнира биохимиков». Полученные результаты показали, что деловые игры достоверно повышают уровень знаний обучаемых, способствуют раскрытию их творческого потенциала, дополняют традиционные методы обучения, повышают мотивацию студентов к получению новых знаний.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД.
SUMMARI
The need for intensification of medical education process is linked primarily to the rapid increase in the volume required to provide students with information and lack of training time. This article analyzes experience in the implementation of the pedagogical process of one of the methods of active learning - role playing using the example of the «Biochemistry Tournament». The analysis showed that role Playing significantly increase the level of students' knowledge, contribute to the disclosure of their creative potential, supplement traditional methods of teaching, and increase the students' motivation for acquiring new knowledge.
KEY WORDS: ROLE PLAYING, PEDAGOGICAL PROCESS, ACTIVE LEARNING, PERSONALITY ORIENTED APPROACH.
В настоящее время в высшей школе происходит переход на личностно ориентированное, профессионально направленное обучение, отражающее в своем содержании и учебном процессе не только ведущие тенденции высшего медицинского образования и требования общества к нему, но и обеспечивающее выполнение государственных стандартов, ориентированных на стратегические цели нового века - повышение интеллектуального потенциала специалиста любого медицинского профиля [1]. В современных условиях перспективная система высшего образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками самообразования, а также самостоятельной и творческой деятельности в течение всей активной жизни человека. В связи с этим целью высшей школы является формирование самостоятельности как важнейшего качества личности студента, а также их познавательной активности. Все это требует поиска новых подходов и путей решения возникающих в ходе реализации учебного процесса проблем. В обучении студентов большое значение приобретает не только непосредственный контакт преподавателя и студента, но и использование качественно новых методических подходов при организации как аудиторной,
так и внеаудиторной работы студентов, которые могли бы обеспечить наибольшую эффективность усвоения изучаемого материала [2].
Значительный вклад в подготовку специалиста в медицинском вузе вносит биологическая химия, занимающая одно из центральных мест среди фундаментальных теоретических дисциплин медико-биологического профиля. Биологическая химия является теоретической основой для изучения закономерностей функционирования многих физиологических систем в норме и при патологии. Итогом изучения этого предмета в медицинском вузе является формирование у будущего врача четких представлений о взаимосвязях между структурой, свойствами, обменом и функциями различных соединений в живой клетке и целостном организме. Достижение этих целей возможно только в процессе развития продуктивного творческого мышления студентов.
В связи с этим на кафедре биохимии ОрГМУ при изучении биохимии было обращено большое внимание на те формы работы со студентами, которые развивают творческий потенциал, инициативный подход к делу, умение принимать решение и действовать в нестандартных условиях. Одной из таких форм работы является внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Она проводится на кафедре на протяжении многих лет и включает в себя большое количество различных видов работы: подготовка реферативных сообщений и докладов, написание эссе, создание ситуационных задач, презентаций, макетов, таблиц, схем метаболических путей и др. Все эти формы работы традиционно контролируются и консультируются преподавателями кафедры, получают соответствующие оценки, обеспечивающие студентам более высокий рейтинг по результатам их работы за весь учебный год.
Вместе с тем в целях повышения самоорганизации и самообразования студентов на кафедре в течение нескольких последних лет используется новый вид внеаудиторной работы, который представлен деловой игрой «Турнир биохимиков». Студенческий турнир биохимиков - это командное состязание между студентами 2-го курса лечебного и педиатрического факультетов.
Основными целями турнира являются повышение интереса студентов к научной деятельности, выработка у студентов умения грамотно подходить к решению современных научных проблем, работать в команде, доступно и наглядно представлять свои решения, защищать их, вести дискуссию [3]. Деловая игра «Турнир биохимиков» проводится в два этапа: заочный и очный. Заочный этап предусматривает предварительную подготовку студентов. Команда студентов из 3-5 человек самостоятельно разрабатывает предложенную тему. Лучшие команды выходят в очный этап турнира. На этом этапе в каждой команде происходит перераспределение ролей: докладчик, оппонент, рецензент. Очный этап включает в себя несколько отборочных состязаний и заканчивается финальной игрой. В ходе проведения отборочных состязаний члены команд меняются ролями так, что в итоге участники игры выполняют весь перечень ролевых функций. Преподаватели кафедры выступают в роли экспертов. В финал выходят команды, набравшие наибольшее количество баллов. В финале игры участники команд в ходе жеребьевки получают «закрытые задания» в форме ситуационной задачи. Игра проводится без предварительной подготовки. Разумеется, как на всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено. Финальное состязание определяет команду-победителя, которой вручается Кубок победителя. По итогам турнира определяются также победители в номинациях: «Лучший игрок», «Лучший докладчик», «Лучший оппонент», «Лучший рецензент».
Анализируя результаты проведенной работы, следует отметить, что деловые игры дают возможность экспериментировать с предлагаемыми
ситуациями, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем, позволяют значительно сократить время накопления профессионального и социального опыта (коммуникации, принятие решений и др.) [5]. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторые сложности этой формы работы со студентами. К ним можно отнести трудоемкость и ресурсозатратность, а также наличие определенного уровня компетентности у участников игры.
На основании опыта, полученного при проведении подобных деловых игр, можно утверждать, что данная форма внеаудиторной работы на теоретической кафедре позволяет расширить рамки внеаудиторной работы, способствовать раскрытию и росту творческого потенциала участников, повышать их самостоятельность.
Деловая игра - это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием различных моделей и группо -вой работы. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументированно защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать в группе [4]. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки. Учебная игра в медицинском вузе должна быть тем интегральным методом обучения и контроля, который может заложить эффективный алгоритм познавательных действий студента, мотивировать их к постоянному расширению знаний по изучаемой дисциплине, способствовать формированию компетентных будущих специалистов [3].
ЛИТЕРАТУРА:
1. Джумашева, Р. Т. Инновационные технологии в преподавании молекулярной биологии и генетики в медицинском вузе / Р. Т. Джумашева, Г. Т. Танеева, А. К. Кыдырбаева, М. Ж. Жумагул, К. Е. Жузжан // Вестник КазНМУ. - 2013. - № 4 (2). - С. 48-50.
2. Инновации и перспективы развития довузовского образования СГМУ /В. М. Попков [и др.] //
Саратов. научно-мед. журнал. - 2011. - № 7. -№ 3. - С. 727-730. 3. Кругликов, В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. -СПб.: П-2, 2006. - 190 с.
4. Морозов, Д. А. Деловые игры в формировании профессиональных компетенций врача-педиатра / Д. А. Морозов [и др.] // Медицинское образование и вузовская наука. - 2016. - № 1 (8). - С. 40-42.
5. Платов, В. Я. Деловые игры:разработка, организация, проведение /В. Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. -156 с.
УДК 378.147
И. Э. ЛЯШЕНКО, Е. А. МИХАЙЛОВА, М. В. ФОМИНА, О. О. ЖЕРЕБЯТЬЕВА
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России I. E. LYASHENKO, E. A. MIKHAILOVA, M. V. FOMINA, O. O. ZHEREBYATYEVA
WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING OF MEDICAL MICROBIOLOGY AT THE PHARMACEUTICAL FACULTY
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
В статье представлен материал об особенностях преподавания медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете. Показаны объективные трудности, возникающие при реализации учебного процесса, и определены направления их минимизации. Представлены методические разработки кафедрального коллектива, направленные на повышение качества усвоения учебного материала и совершенствование преподавания на фармацевтическом факультете. Коллективом кафедры микробиологии создан комплект учебных и учебно-методических пособий, включающий руководство к практическим занятиям для студентов, учебник, компендиум, руководство к практическим занятиям для преподавателей. Все пособия разработаны в едином методическом ключе, востребованы студентами и в полном
Ляшенко Ирина Эдуардовна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 40-61-39; е-шаИ: lyashenko.64@inbox.ru
Михайлова Елена Алексеевна - д. б. н., профессор, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е-шаП: k_microbiology@orgma.ru Жеребятьева Ольга Олеговна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е-шаИ: k_microbiology@orgma.ru
Фомина Марина Викторовна - к. м. н., доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии; тел. 8 (3532) 77-59-86; е^аИ: k_microbiology@orgma.ru
объеме представлены в библиотечном фонде вуза. Обосновано определяющее значение компетентности и профессионализма преподавателя в организации и осуществлении образовательного процесса при изучении основ медицинской микробиологии на фармацевтическом факультете.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПЕДАГОГИКА, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
SUMMARI
The material about the features of teaching medical Microbiology at the faculty of pharmacy was presented. The objective difficulties arising in the implementation of the educational process are shown, and the directions of their minimization are determined. The article presents the methodological developments of the Department aimed at improving the quality of learning material and improving teaching at the faculty of pharmacy. The staff of the Department of Microbiology created a set of training and teaching AIDS, including a guide to practical classes for students, a textbook, a compendium, a guide to practical exercises for teachers. All the guides are designed in a uniform methodological manner, demanded by students and is fully presented in the library collection of the University. The author substantiates the determining value of the competence and professionalism of the teacher in the organization