№ 3 (143) апрель, 2016
[ Главная тема]
Кредитно-модульная система непрерывного медицинского образования
Оказание качественной медицинской помощи невозможно без постоянного профессионального развития медицинских специалистов одновременно с практической деятельностью. На сегодняшний день одним из наиболее действенных инструментов качественной подготовки специалистов на последипломном уровне считается непрерывное профессиональное образование (НМО). С 1 января 2016 года здравоохранение перешло к системе непрерывного медицинского образования при этом , срок выдачи профессионального сертификата для специалистов, которые его уже имели, пролонгируется в течение следующих пяти лет -до 2021 года. Т. е. если у врача закончится сертификат специалиста, можно по традиционной схеме, через циклы повышения квалификации, получить
свой последний в жизни сертификат специалиста. Одновременно с этим каждый врач может выбрать образовательную программу и повышать свою квалификацию сейчас, а не через пять лет. К примеру, больница приобретала эндоскопическую стойку, врач раньше обучался работе на ней, но ему никто не засчитывал краткосрочное повышение квалификации, и через пять лет ему приходилось снова учить на курсах методику, которую он освоил, а теперь он получит образовательный кредит сразу после освоения модуля. Непрерывное образование - это формирование индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного медицинского образования, которая предусматривает накопление образовательной активности в размере 50 часов в год (1 час в неделю). Из них
36 часов должны быть получены у традиционных поставщиков образования (вузы, НИИ, федеральные центры высоких технологий) по программам, которые специально для этого разрабатываются. Оставшиеся 14 часов - это та образовательная активность, которую доктор должен набрать сам путем посещения конференций, координационных советов, мастер-классов. Также в эти 14 часов может быть включено изучение интерактивных образовательных
Пилотный проект в 2013-2014 гг. для врач ей-те рапе вто в участковых, врач ей-педиатров участковый, ЕЮП
144 часа
Договор
о еогевой форме взаимодействия Едикэв программа
[ГЛАВНАЯ ТЕМА]
№ 3 (143) апрель, 2016
PfMEOLIUM
привслжье
модулей, которые соответствуют клиническим протоколам, порядкам оказания медицинской помощи. Сейчас их разрабатывает Минздрав России, позже информация будет размещена на портале http://www. nmorosminzdrav.ru/, в который должен в течение пяти лет погрузиться каждый врач для того, чтобы сформировать свой индивидуальный образовательный план. Виды образовательной активности для зачисления кредита: ♦ Посещение врачами аккредитованных общероссийских и зарубежных конференций, семинаров; ♦ Написание научных работ и аналитических обзоров; ♦ Стажировки в российских и зарубежных высокотехнологичных центрах; ♦ Участие в реализации программ по управлению качеством и по внедрению стандартов медицинской помощи в ЛПУ; ♦ Выступления на конференциях, подготовка разборов сложных клинических случаев и др.
Кредиты в медицинском образовании -баллы (часы) - условные единицы измерения значимости каждого образовательного мероприятия
оо] [
]
Что такое система учета кредитов?
Система учета кредитов является способом оценки интенсивности участия врача в процессе НМО за отчетный пятилетний период и включает начисление и учет образовательных кредитов по результатам участия врачей в различных дополнительных образовательных мероприятиях, аккредитованных в системе НМО Министерства здравоохранения. Уже сейчас в ряде регионов кредиты принимаются к зачету для подтверждения сертификата специалиста при повышении квалификации в институте последипломного образования, а также при подаче документов в аттестационную комиссию Министерства здравоохранения для получения (подтверждения) квалификационной категории по специальности. С целью стимулирования врачей к повышению уровня профессиональной подготовки, администрация ЛПУ вправе также вводить внутреннюю систему оценки НМО специалиста, которая может быть использована только внутри данного ЛПУ для дифференцированного подхода к установлению стимулирующих надбавок к заработной плате.
МИНЗДРАВ РОССИИ УТВЕРДИЛ СРОКИ И ЭТАПЫ АККРЕДИТАЦИИ
Соответствующий приказ Минздрава России «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» № 127н от 25.02.2016 года зарегистрирован в Минюсте России 14 марта.
В документе, в частности, говорится, что лица, получившие после 1 января 2016 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными стандартами по специальностям «стоматология» и «фармация», будут проходить аккредитацию с 1 января 2016 года.
Лица, получившие после 1 января 2017 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета), будут проходить аккредитацию с 1 января 2017 года.
Лица, получившие после 1 января 2018 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры), будут проходить аккредитацию с 1 января 2018 года.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ И МЕРОПРИЯТИЙ
КАК ПРИСВАИВАЮТСЯ КРЕДИТЫ
Ж ЕСТКИ Е ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ
РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВКИ
НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ОБСУЖДЕНИЕМ УТВЕРЖДЕНИЕ МОДУЛЕЙ
утверждаются Координационным Советом (КС) на основе между на родных требований
создастся специальная Комиссия по оценке соответствия качества при КС
проводиться Советом по специальностям при КС в Комиссии
проводится на специальном заседании Общества
анализируются отзывы врачей
PEMtOUUM
приволжье
№ 3 (143) апрель, 2016
ГЛАВНАЯ ТЕМА
Следуя опыту Европейского союза медицинских специалистов, экспертное российское сообщество определило непрерывное профессиональное совершенствование как учебный метод повышения, обновления и восстановления профессиональных знаний медицинских специалистов.
Как применить накопленные учебные кредиты?
Баллы (часы, кредиты), накапливаемые медицинскими работниками при участии в образовательных мероприятиях и изучении электронных образовательных материалов могут быть использованы ТОЛЬКО в рамках Модели отработки основных принципов НМО. По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО. Как принять участие в реализации модели?
Врачу необходимо: выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе «Организации») заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе. Зарегистрироваться на сайте www.sovetnmo.ru в разделе «План обучения» (это Ваш «личный кабинет» на сайте) и начать планирование образовательной активности, выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули», соответственно. NOTA BENE!!!
Учебные мероприятия и электронные учебные модули, не размещенные на
сайте www.sovetnmo.ru, не обеспечиваются образовательными кредитами в рамках Модели НМО. Наличие в материалах учебных мероприятий или электронных модулей информации об образовательных кредитах не является гарантией того, что кредиты будут зачислены. Проверяйте эту информацию на сайте www.sovetnmo.ru. Учет образовательной активности
По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе «План обучения» (Ваш «личный кабинет» на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия. Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически. NOTA BENE!!!
Все образовательные мероприятия и электронные образовательные материалы, которые доступны на едином портале для добавления в Индивидуальный план обучения, проходят оценку на соответствие установленным требованиям. Оценка проводится Комиссией Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.
«Перед Координационным советом стоит серьезная задача - модернизировать систему дополнительного профессионального образования, сделать его непрерывным, инновационным и отве-
чающим запросам практического здравоохранения. Дополнительное профессиональное образование должно стать интересным и удобнъм для медицинских работников, с возможностью обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляцион-ные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран».
Первый заместитель МЗ РФ, сопредседатель Координационного Совета Игорь Николаевич Каграманян
Требования к электронным образовательным модулям и образовательным мероприятиям, а также порядок проведения оценки опубликованы в разделе «Документы». Учет баллов, набранных при участии вне программ дополнительного профессионального образования, возможен только при условии регистрации мероприятия или электронного материала на едином образовательном портале.
Опыт пилотных проектов врегионах
В рамках реформирования системы дополнительного профессионального образования с декабря 2013 года в рамках пилотного проекта в соответствии с приказом Минздрава России № 837 от 11 ноября 2013 года началась реализация модели непрерывного медицинского образования для врачей - участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) - с использованием системы зачетных кредитов. Это позволило отработать инновационные подходы в российском профессиональном образовании и гармонизиро-
ПЕРЕХОДНЫИ ПЕРИОД 2016-2021 гг.:
НМО и аккредитация (108 + 36 кред, или часов)
врачи 3016 1017 ша 2015 3020. 3031 1032 ' 3033 303il
[4M тыс. НРГДИПН1 чмда™ KWITW НВСДМГЫ ■ ЭТДНГЫ
ежегодно).
у которых
сертификат
оканчивается
о го1б г. SO 50 50 50 50
в 2017 г. юа+зй 50 50 50 50 50
в 2013 г. 1ÇB+3Ç 50 50 50 SO 50
в 2019 г. SO SO 50 50 50
В 2020 г. 108*35 50 SO SO SO
-сертификация
- аккредитация
ГЛАВНАЯ ТЕМА
№ 3 (143) апрель, 2016
РЕМШиУМ
привслжье
вать его с международным опытом, сделать шаг к персонифицированности обучения. В проекте приняли участие 16 образовательных и научных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных организаций, более 500 медицинских специалистов.
В 2015-2020 гг. реализация проекта продолжена во всех образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России, с расширением спектра специальностей участников, увеличением числа привлекаемых общественных и профессиональных организаций. В результате повышение квалификации можно разбить на отдельные части -модули с их постоянной суммацией в пятилетнем интервале. Врач будет иметь возможность самостоятельно определить свою образовательную траекторию, выбрав разнообразные варианты обучения - от традиционных курсов повышения квалификации до различных инновационных образовательных форм с равномерным распределением нагрузки по годам с общей суммой не менее 250 часов (кредитов) за пять лет.
Получить «зачетные» часы можно будет и став участником научно-практических мероприятий, симуляционнных
тренингов, которые аккредитованы Координационным советом по непрерывному высшему медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России. Врач сможет пройти стажировку на «рабочем месте», принять участие в мастер-классах. Он вправе освоить какую-то часть дистанционно, используя интерактивные модули. Все
результаты обучения будут суммироваться в качестве образовательных кредитов. Портал разработан для организации внедрения новой модели НМО в Российской Федерации. Основные функции портала связаны с организацией и регистрацией образовательной активности медицинских работников, в том числе с использованием образовательного сертификата.
ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РФ»
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 2 Федерального закона № 389-ФЗ внесены изменения в статью 100 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с которыми сертификаты специалиста будут выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г., а соответственно право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории РФ на основании сертификата специалиста пролонгировано до 1 января 2026 г. Новым ФЗ уточнены нормы статьи 69 Федерального закона № 323-ФЗ в части полномочий Минздрава России по формированию аккредитационных комиссий, утверждению положения об аккредитации специалистов, а также формы свидетельства об аккредитации специалиста.
Вместе с тем, статья 100 Федерального закона № 323-ФЗ дополнена новой частью 1.1, регламентирующей этапность перехода к процедуре аккредитации специалистов с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. Сроки и этапы указанного перехода, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов, определены Минздравом России в проекте приказа «Об утверждении этапов перехода к процедуре аккредитации специалистов».
В 2016 г. к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 г. освоение основных образовательных программ высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация», остальные категории лиц допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».
Новые оклады медработников в 2016 году
В рамках реализации нормативно-правовых документов 2013-2018 гг. определенные категории работников медицинских учреждений переводятся на эффективный контракт, в результате чего, предусматривается повышение их заработной платы. В перечень этих категорий входят врачи всех специальностей, работники медучреждений с высшим образованием, предоставляющие медицинские услуги, средний медперсонал, в том числе и фармацевтический, а также младший медперсонал. Оклады медицинских работников 2016 года, при заключении эффективного контракта, устанавливаются в соответствии с такими документами, как:
♦ Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих; ♦ Единым квалификационным
справочником профессиональных стандартов; ♦ Государственными гарантиями по оплате труда; ♦ Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях; ♦ Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях; ♦ Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; ♦ Системами нормирования труда и так далее.
Главной целью эффективного контракта является обеспечение соответствия роста зарплаты работников повышению качества выполняемой ими работы. Целевые индикаторы соотношения средней заработной платы по экономике каждого отдельного региона и размера начисленной зарплаты различным категориям
медработников осуществляют контроль за уровнем средней заработной платы. В дорожной карте России утверждены федеральные нормативные соотношения средней заработной платы врачей и других медработников с высшим образованием, среднего и младшего медперсонала, касающиеся периода с 2013 года по 2018.
Все данные, занесенные в дорожную карту Российской Федерации, в обязательном порядке уточняются в региональных дорожных картах. Кроме того, они должны быть гарантированы в медучреждениях при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от источников финансирования:
1) средств бюджетов всех уровней;
2) средств ОМС; 3) доходов, полученных в результате предоставления платных медицинских услуг. Плановый размер фактиче-