Р
^ Журнал
оссиискии
1
ТОМ 5
2018
Работа Национального общества детских гематологов и онкологов в системе непрерывного медицинского образования
К.И. Киргизов
ФГБУ«НМИЦДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России; Россия, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1; Региональная общественная организация Национальное общество детских гематологов и онкологов;
Россия, 117997, Москва, ул. Саморы Машела, 1 Контактные данные: Кирилл Игоревич Киргизов [email protected]
В статье представлена информация о текущем развитии непрерывного медицинского образования (НМО) в Российской Федерации. Показана работа конкретного специалиста в системе и влияние профессиональных организаций на развитие данного вопроса. Схематично показаны особенности прохождения сертификации/аккредитации в текущий период, описана нормативная база. Представлена работа специалистов Национального общества детских гематологов и онкологов в системе НМО в контексте развития нормативно-правовой базы, аккредитации образовательных мероприятий и оценки качества проводимых мероприятий.
Ключевые слова: общественные организации, непрерывное медицинское образование, Национальная медицинская палата, аккредитация медицинских кадров, повышение квалификации
DOI: 10.17650/2311-1267-2017-5-1-73-78
The work of the National Society of Pediatric Hematologists and Oncologists in the System of Continuing Medical Education
K.I. Kirgizov
'Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, Ministry of Health of Russia; 1 Samory Mashela St., Moscow, '17997, Russia; Regional Public Organization National Society of Pediatric Hematologists and Oncologists; 1 Samory Mashela St., Moscow, 117997, Russia
The article presents information on the current development of continuing medical education (CME) in the Russian Federation. The work of a particular specialist in the system and the influence of professional organizations on the development of this issue are shown. Schematically shows thefeatures of passing certification / accreditation in the current period, the regulatoryframework is described. The work of the specialists of the National Society of Pediatric Hematologists and Oncologists in the system of CME is presented in the context of the development of the regulatory framework, the accreditation of educational activities and the evaluation of the quality of the events.
Key words: public organizations, continuous medical education, National Medical Chamber, accreditation of medical personnel, further training
Актуальность
Вопрос внедрения непрерывного медицинского образования (НМО) является сегодня крайне актуальным и позволяет добиваться постоянного обновления знаний специалистов [1], что особенно важно в контексте постоянно развивающегося направления «детская гематология-онкология». За прошедшие 5 лет в Российской Федерации (РФ) были сформулированы основные принципы НМО, которые заключаются в его непрерывности, появлении новых понятий «аккредитация», «реаккредитация», «пятилетние циклы» и др. [2]. В настоящий момент идет постепенный переход на систему НМО и согласно требованиям времени и появляющемуся в данном вопросе опыту меняется и нормативная база, которая своевремен-
но обсуждается профессиональным сообществом [3]. Политика введения НМО и аккредитации специалистов проводится Министерством здравоохранения РФ согласно поручению Правительства РФ [4]. Особо подчеркивается, что НМО и аккредитация это не только новый вид контроля, но и стимуляция специалистов к самообразованию и построению собственного плана научно-образовательных мероприятий и портфолио.
В данной статье будет представлена краткая информация о работе специалистов в контексте НМО и роли Национального общества детских гематологов и онкологов (НОДГО) в развитии системы. Материал подготовлен на основе данных литературных источников, порталов www.edu.rosminzdrav.ru и www.sovetnmo.ru.
Е
га
и
09
Е га
U 09
Е
зс га
2018
Работа специалиста в новой образовательной среде
Как известно, до 01.01.2016 специалист имел право на профессиональную деятельность сроком на 5 лет в случае, если он получал сертификат после прохождения интернатуры и ординатуры. Для подтверждения сертификата требовалось пройти цикл повышения квалификации, а для получения новой квалификации — профессиональную переподготовку. С 01.01.2016 начался постепенный переход к системе аккредитации специалистов и внедрение НМО.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» внесены следующие изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: выдача сертификатов пролонгирована до 2021 г., а право на осуществление медицинской деятельности на основании сертификатов специалиста — до 2026 г.
Таким образом, с 01.01.2016 по 01.01.2021 допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста, в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста. В случае прохождения специалистом сертификации до 01.01.2016, после истечения срока полученного сертификата он еще раз однократно будет допускаться к профессиональной деятельности через процедуру сертификации специалиста. При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 01.01.2021, действуют до истечения указанного в них срока (рис. 1).
СЕРТИФИКАТ получен CERTIFICATE received
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ FORM OF TRAINING
^р
Рис. 1. Принципиальная схема медицинского образования [3] Fig. 1. Schematic diagram of medical education [3]
Те, кто прошел сертификацию после 01.01.2016, будут допускаться к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалиста. Все они попадают в так называемый 5-летний цикл в системе НМО. Необходимо отметить, что для получения новой квалификации специалист может пройти ординатуру или профессиональную переподготовку с последующей первичной специализированной аккредитацией специалиста и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет.
При этом законодательство (О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций») предлагает выбор для тех специалистов, которые прошли «последнюю» сертификацию до 01.01.2016:
- пройти традиционное повышение квалификации (не менее 144 ч);
- пройти обучение в рамках отработки основных принципов НМО - 108 + 36 ч (табл. 1).
Модель «108 + 36 ч» предполагает формирование индивидуального плана в объеме не менее 144 ч (рис. 2). В него могут входить:
- одна или несколько программ повышения квалификации трудоемкостью от 16 академических часов суммарным объемом не менее 108 ч;
- одно или несколько очных или заочных образовательных мероприятий суммарным объемом не более 36 академических часов.
Если необходимо начать работу в системе НМО, требуется обязательная регистрация на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования — www.edu.rosminzdrav.ru. В личном кабинете на данном портале будет представлена информация о возможных вариантах образовательных активностей, которые разделены на 2 вида:
- дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее — программы непрерывного образования), трудоемкостью 18 или 36 академических часов, реализуемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- образовательные мероприятия, к которым относятся очные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы и т. п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары)) и заочные образовательные мероприятия (дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы, разработанные по клиническим рекомендациям), реализуемые различными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими организациями.
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ): 1 ЗЕТ соответствует 1 академическому часу. Общая трудоемкость индивидуального плана обучения по специальности составляет не менее 250 академических часов/ЗЕТ с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов/ЗЕТ, набранных за счет программ непрерывного образования
2018
Таблица 1. Сертификация и аккредитация специалистов в переходный период (по материалам портала www.sovetnmo.ru) Table 1. Certification and accreditation of specialists during the transition period (on materials of a portal www.sovetnmo.ru)
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 2016-2021 гг.: НМО и аккредитация (108 + 36 кредитов или ч) TRANSITION PERIOD 2016-2021: CME and accreditation (108 + 36 credits or hours)
Врачи (~120 тыс. ежегодно), у которых сертификат оканчивается Doctors (~ 120 thousand annually), whose certificate ends 2016 кредиты credits 2017 кредиты credits 2018 кредиты credits 2019 кредиты credits 2020 кредиты credits 2021 кредиты credits 2022 кредиты credits 2023 кредиты credits 2024 кредиты credits
В 2016 г. In 2016 144 или 108 + 36 50 50 50 50 50 50 50 50
В 2017 г. In 2017 144 или 108 + 36 50 50 50 50 50 50 50
В 2018 г. In 2018 144 или 108 + 36 50 50 50 50 50 50
В 2019 г. In 2019 144 или 108 + 36 50 50 50 50 50
В 2020 г. In 2020 144 или 108 + 36 50 50 50 50
Сертификация Certification
Аккредитация Accreditation
и образовательных мероприятий. При этом ежегодно в зачет пойдет не более 14 академических часов/ЗЕТ за счет освоения образовательных мероприятий (рис. 3).
Учет посещения тех или иных мероприятий ведется на портале www.edu.rosminzdrav.ru, при этом при работе с порталом необходимо пройти регистрацию, как и на портале www.sovetnmo.ru (можно воспользоваться подробной инструкцией).
Для прохождения реаккредитации в аккредитаци-онном центре специалист должен подготовить отчет за 5-летний период. Данная схема регламентируется Приказом Министертсва здравоохранения РФ № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» от 02.06.2016, который гласит о том, что реаккредитация включает в себя оценку портфолио и тестирование. При этом портфолио нужно формировать самостоятельно на портале www.edu.rosminzdrav. т. Решение о допуске к аккредитации специалиста принимает аккредитационная комиссия.
При аккредитации, в отличие от сертификации, главным мотивирующим фактором на обучение является желание специалиста, который самостоятельно выбирает образовательные активности в течение 5 лет согласно своим трудовым функциям, которые прописаны в профессиональных стандартах по специальностям.
Алгоритм работы специалиста на портале, особенности получения направления на циклы и другая информация представлена на портале www.edu.rosminzdrav.ru в разделе «Специалистам».
Профессиональные организации в системе непрерывного медицинского образования
Как понятно из представленной выше информации, важнейшую роль в осуществлении НМО играют профессиональные организации, одной из которых является НОДГО. Общество осуществляет работу в рамках Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (Совет), который был создан благодаря соглашению между Минздравом России и Некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата» (НМП) (приказ Министерства здравоохранения РФ от 18.02.2013 № 82). Приказом был определен состав Совета, в него вошли представители всероссийских профессиональных обществ по специальностям, а также руководители медицинских вузов и Минздрава России. Сопредседателем Совета стал президент НМП д.м.н., профессор Л.М. Рошаль.
Соответствие мероприятий и электронных модулей установленным требованиям оценивается Комиссией по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов для НМО (руководитель — Н.Д. Ющук, ответственный секретарь — З.З. Балкизов).
Кроме того, координацию и проработку нормативно-правовой базы ведет Ассоциация медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК, исполнительный директор — Г.Э. Улумбекова), организация, объединяющая ведущие российские профессиональные
Е га
и
09
2018
Сертификация
Certifícation
Профессиональная деятельность в течение 5 лет Professional activity for 5years
Индивидуальный план обучения на период менее 5 лет (не менее 144 ч)
Individual training plan for a period of less than 5 years (no less than 144 hours)
Компоненты индивидуального плана
Components of the individual plan
J
Традиционный «сертификационный» план повышения квалификации
Traditional "certifícation" plan of professional development
не менее 144 ч no less than 144 hours
Программы повышения квалификации непрерывного образования Continuing education programs
не менее 108 ч
по less than 108 hours
Образовательные мероприятия
Educational events
не более 36 ч
not more than 36 hours
.. аккредитация ... accreditation
) С
Профессиональная деятельность в течение 5 лет
_Professional activity for 5 years_
Непрерывное ¡медицинское и фармацевтическое образование
Continuing medical and pharmaceutical education
Y У
50 ч 50 ч 50 ч 50 ч 50 ч
50 h 50 h 50 h 50 h 50 h
Программы непрерывного образования
Continuing Education Programs
\Z\Z
Образовательные мероприятия (очные и дистанционные)
Educational activities (full-time and remote)
Повторная аккредитация
Re-accreditation
Сертификация
Certifícation
Рис. 2. Схема индивидуального цикла обучения по специальности для допуска к сертификации (по материалам портала www.edu. rosminzdrav.ru)
Fig. 2. Scheme of an individua! cycle of training on a specialty for admission to certification (on materials of a porta! www.edu.rosminz.drav.ru)
медицинские общества, первая в России профессиональная общественная медицинская организация, специализирующаяся на вопросах качества медицинской помощи и медицинского образования.
НОДГО в рамках работы координационного совета является зарегистрированным провайдером на портале НМО. Это дает право Обществу подавать заявки на аккредитацию образовательных мероприятий и электронных учебных модулей для получения ЗЕТ. При этом НОДГО является и техническим исполнителем, что значительно ускоряет процесс подачи заявки и реализации мероприятия. На рис. 4 представлена схема оценки качества мероприятия с привлечением экспертов. Такую оценку проходит каждое мероприятие, получающее право присвоения ЗЕТ. Это гарантирует соответствие мероприятия установленным критериям качества. Максимальное число баллов за 1 рабочий день составляет 6 ЗЕТ. Так, например, за полный курс лекций в рамках программы «Дальние регионы» участники получают 12 ЗЕТ.
Рис. 3. Схема индивидуального 5-летнего цикла обучения по специальности (по материалам портала www.edu.rosminz.drav.lv) Fig. 3. Scheme of individua! 5-year cycle of training by specialty (on materials of a porta! www.edu.rosminz.drav.ru)
Кроме того, НОДГО проводит совместные с другими провайдерами циклы НМО. Примером такого сотрудничества является работа с Первым медицинским каналом (www. lmed.tv). В 2017 г. состоялся цикл, посвященный неонатальной онкологии (6 ЗЕТ), а на 2018 г. запланирован цикл по гемостазу, также на 6 ЗЕТ. Необходимо отметить, что подтверждением прохождения циклов является получение специалистом индивидуального кода подтверждения (код — буквенно-числовая комбинация, состоящая из 13 символов: ХХХХ-ХХХХХХХХ).
Также специалисты НОДГО являются экспертами Совета по оценке заявок как на мероприятия, так и на электронные модули, что говорит о высокой оценке Общества. Наш опыт работы в комиссии показывает, что, как правило, мероприятия и модули имеют высокое качество и требуют минимальной коррекции.
Заключение
Таким образом, НМО стало неотъемлемой частью медицинского образования в РФ. Постепенный переход к системе на основе аккредитации и накопления ЗЕТ подчеркивает важность профессиональных организаций в непрерывном образовательном процессе. НОДГО своевременно включилось в данную работу и в настоящее время принимает участие в определении путей развития НМО, формировании списка мероприятий, а также в оценке их качества. Члены НОДГО имеют уникальную возможность принять участие в работе каждого из названных выше элементов.
2018
Участники системы (общая схема) Participants of the system (general scheme)
Личный кабинет по паролю Personal account by password
Результаты Results
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО PROFESSIONAL SOCITY
ТЕХНИЧЕСКИМ ИСПОЛНИТЕЛЬ TECHNICAL EXECUTOR
ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ INTERNET PORTALS www.sovetnmo.ru www.edu.rosminzdrav.ru
T/^ Информация fо мероприятиях и модулях ' V Information about events and modules__
КОМИССИЯ COMMISSION
Оценка Evaluation
ТЕХНИЧЕСКИМ ИСПОЛНИТЕЛЬ - АСМОК TECHNICAL EXECUTOR - ASMOK
Рис. 4. Принципиальная схема работы в системе НМО с образовательными мероприятиями и модулями от профессиональных организаций [3] Fig. 4. Schematic diagram of the work in the CME system with educational activities and modules from professional organizations [3]
Краткая действующая нормативная база непрерывного медицинского образования (полная версия доступна на www.edu.rosminzdrav.ru)
- Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 09.06.2015 № 328 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 18.02.2013 № 83 «О составе Координационного совета по развитию НМО» с изменениями и дополнениями от 19.09.2013;
- письмо Министерства здравоохранения РФ от 24.03.2016 № 16-2/10/2-1766;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» (в редакции от 19.05.2017);
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 25.02.2016 № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2016 № 974н «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.06.2016 № 334н»;
Е га
и
09
оссиискии
ДЕТСКОЙ
ГЕМАТОЛОГИИ и ОНКОЛОГИИ 1 II 2018
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.08.2016 № 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»;
- приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2017 № 328н «О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 № 707н».
Конфликт интересов/Conflict of interest
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflict of interest.
Финансирование/Financing
Исследование проводилось без спонсорской поддержки.
The study was performed without external funding.
ЛИТЕРАТУРА I REFERENCES
E as ra
1. Setting CME standards in Europe: guiding principles for medical education. Current Medical Research & Opinion 2012, vol. 28, No. 11, pp. 1861-1871. http://informa-healthcare.com/doi/full/10.1185/03007995.2 012.738191.
2. Балкизов З.З., Улумбекова Г.Э. Новое в развитии медицинского образования в РФ: непрерывность и аккредитация специалистов. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение 2015;2(2):55-68. [Balkizov Z.Z., Ulumbekova G.E. New
in the development of medical education in the Russian Federation: continuity and accreditation of specialists. Orgzdrav: novosti,
mneniya, obuchenie = Healthcare Management: News. Views. Education 2015;2(2): 55-68. (In Russ.)]. 3. Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование в России: что уже сделано и пути развития. ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение 2016;3-4(5-6):37-49. [Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Continuous medical education in Russia: what has already been done and ways of development. Orgzdrav: novosti, mneniya, obuchenie = Healthcare Management: News. Views. Education 2016; 3-4(5-6):37-49. (In Russ.)].
4. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование. Медицинское образование и профессиональное развитие 2016;4(26):12-8. [Balkizov Z.Z., Prirodova O.F., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Transition to the new system of medical care work permission: accreditation and continuing medical education. Meditsinskoye obrazovaniye i pro-fessionalnoe razvitie = Medical Education and Professional Development 2016;4(26):12-8. (In Russ.)].
E
ra
u
09
Статья поступила в редакцию: 10.12.2017. Принята в печать: 11.01.2018. Article was received by the editorial staff: 10.12.2017. Accepted for publication: 11.01.2018.