ОБРАЗОВАНИЕ
Российское обшество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медииинского образования
Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А.
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский
центр акушерства, гинекологии и перинатологии
им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия
За прошедшие годы Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) приняло активное участие во внедрении новых форм обучения по системе непрерывного медицинского образования (НМО), в том числе дистанционном обучении акушеров-гинекологов. В статье описан начатый в 2016 г. успешный образовательный проект - выездные «Региональные образовательные школы РОАГ», получивший официальную поддержку со стороны Минздрава России. В статье представлен краткий отчет по работе Школ во всех федеральных округах России, описаны их преимущества и формат преподавания, выявлены проблемы, появляющиеся на пути внедрения НМО на территории Российской Федерации, а также представлены планы на будущее по улучшению работы Школ.
Ключевые слова:
Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ), акушеры-гинекологи, непрерывное медицинское образование, региональные образовательные школы РОАГ, дистанционное обучение, кредиты
Для цитирования: Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов в системе непрерывного медицинского образования // Акушерство и гинекология: новости мнения, обучение. 2019. Т. 7, № 2. С. 64-67. doi: 10.24411/2303-9698-2019-12008.
Статья поступила в редакцию 26.02.2019. Принята в печать 30.04.2019.
Russian Society of Obstetrics and Gynecology in system of continuous medical education
V.I. KuLakov Obstetrics, Gynecology and Perinatology National Medical Research Center of Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia
Over the last years the Russian Society of Obstetrics and Gynecology (RSOG) was actively in-volved in implementation of the new forms of education in system of continuing medical education (CME), including distance education of obstetricians-gynecologists. In the article successful educational project which was launched in 2016 - residential regional educational schools of RSOG - is described. It received official support from the Ministry of Health of the Russian Federation. In the article a brief report on the work of Schools in all federal districts of Russia, their advantages are represented, learning format is described, problems that appear on the way of CME implementation in the territory of the Russian Federation are identified, and also future School work improvement plans are represented.
Keywords:
Russian Society of Obstetrics and Gynecology (RSOG), obstetrician-gynecologists, continuing medical education, regional educational schools of RSOG, distance learning, credits
For citation: Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. Russian Society of Obstetrics and Gynecology in system of continuous medical education. Akusherstvo i ginekologiya: novosti, mneniya, obuchenie [Obstetrics and Gynecology: News, Opinions, Training]. 2019; 7 (2): 64-7. doi: 10.24411/2303-9698-2019-12008. (in Russian) Received 26.02.2019. Accepted 30.04.2019.
Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В стране продолжается внедрение новой модели повышения квалификации врачей: непрерывное медицинское образование (НМО) с участием профессиональных медицинских обществ. Требования современной медицины диктуют абсолютную необходимость непрерывного и качественного последипломного образования.
В рамках федерального пилотного проекта по НМО в соответствии с приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837 «Внедрение системы непрерывного медицинского образования с участием профессиональных некоммерческих организаций в отдельных субъектах РФ» в России стала внедряться гибкая система кредитного непрерывного последипломного образования c целью сделать ее более доступной и достижимой для медицинских работников.
Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) одним из первых общественных профессиональных организаций приняло участие в реализации программы НМО. Разработаны основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы по акушерству и гинекологии, проводится оценка дистанционных компонентов образовательной программы акушеров-гинекологов на соответствие установленным требованиям: электронные учебные модули и учебные мероприятия (конгрессы, симпозиумы, семинары, вебинары, интерактивные школы и др.).
За это время особое внимание РОАГ уделяло совершенствованию форм НМО, улучшению содержания и качества образовательных программ, мероприятий и материалов, способствующих повышению квалификации и профессионализма врачей, поддержанию связей среди врачей, обмена опытом не только в акушерстве, гинекологии и неонато-логии, но и в других смежных областях, например в управлении, социальной сфере, а также повышению юридической грамотности. РОАГ должно быть уверено - практикующие акушеры-гинекологи в курсе последних достижений теории и практики.
За прошедшие годы РОАГ приняло самое активное участие во внедрении новых форм обучения по системе НМО: организовано дистанционное обучение акушеров-гинекологов, для реализации которого подготовлено >90 обучающих электронных модулей; крайне привлекательна возможность применения технологий видеоконференций (читаются онлайн-курсы, лекции-вебинары), которые позволяют обеим сторонам осуществлять живое общение в видеорежиме.
Продолжается начатый в 2016 г. успешный образовательный проект - выездные «Региональные образовательные школы РОАГ» (Школы). Наряду с крупными форумами, конференциями и пленумами, проводимыми по проблемам акушерства, гинекологии и неонатологии и часто не позволяющими в силу удаленности или финансовой составляющей участвовать в их работе многим врачам из других регионов, РОАГ решило приблизить источники знаний к заинтересованной аудитории для обсуждения общих и региональных проблем. Этот проект получил высокую оценку специалистов и стал важной и неотъемлемой частью в новой системе непрерывного профессионального образования акушеров-гинекологов ре-
гионов. О повышении статуса и престижности Школ РОАГ в 2019 г. говорит их официальная поддержка со стороны Минздрава России (информационное письмо от 23.01.2019 № 15-4/137-07).
Проект продолжает свое развитие и о его востребованности можно судить по следующим данным: начиная с 2016 г. прошло 28 Школ во всех федеральных округах России. Всего в рамках нового формата прошли обучение более 13 тыс. специалистов из разных регионов и городов страны, более 6 тыс. врачей приняли участие в работе Школ онлайн. Специализация участников была представлена следующим образом: акушеры-гинекологи - 75%, неонато-логи - 9%, анестезиологи-реаниматологи - 3%, детские гинекологи - 2%, эндокринологи - 4%, онкологи - 2%, специалисты ультразвуковой диагностики - 2%, андрологи - 1%, репродуктологи - 1%, другие специализации - 1%.
Каждый слушатель Школы оценил возможность получать необходимую образовательную информацию в удобном виде, в подходящем для него месте, в нужное время и смог пополнить персональное портфолио 12 баллами (кредитами) НМО, необходимыми для дальнейшей аккредитации по специальности. Статистика обратной связи с участниками показала следующее: более 83% слушателей Школ отметили актуальность содержания научной программы, 87% приобрели новые профессиональные знания, 81% отметили высокое качество организации мероприятия, 75% установили перспективные профессиональные контакты, 78% узнали о новинках фарминдустрии.
Формат преподавания в Школах РОАГ в виде лекций экспертов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, разборов сложных клинических случаев с активным обсуждением освещаемого материала, возможностью прямого общения со слушателями доказали свою эффективность. При составлении научной программы каждой Школы выбираются самые актуальные темы - те, где врачи испытывают затруднения в принятии клинических решений, а также где необходимо обновить тактику лечения пациентов. Это темы, связанные с проблемами невынашивания беременности, осложнениями родов, неотложными состояниями в акушерстве и гинекологии, миомы матки, репродуктивных технологий, эндометриоза, онкогинекологии, эндокринологической гинекологии, контрацепции, неонатологии, андрологии и др.
Регионы также участвуют в наполнении содержания научных программ, особенно где есть профильные научные организации, медицинские вузы, готовящие специалистов по акушерству и гинекологии, неонатологии, обладающие высококвалифицированным кадровым потенциалом, успешно внедренной 3-уровневой системой оказания медицинской помощи матери и ребенку.
В то же время в образовании акушеров-гинекологов, помимо традиционных выездных циклов, планируется активнее использовать современные технологии: электронные, информационные, телекоммуникационные, благодаря которым удастся поддерживать профессиональный контакт практикующих врачей с исследовательскими центрами и ведущими специалистами, осуществлять живое общение, что будет мотивировать врача на востребованность получения новых знаний.
ОБРАЗОВАНИЕ
Опыт общения с врачами на местах по вопросам НМО позволил выявить факторы, влияющие на развитие соответствующей мотивации врача и эффективность его НМО: так, не оцениваются кредитами публикации тезисов докладов и статей в журналах, публикации монографий, учебных пособий и методических рекомендаций, а также защита кандидатских и докторских диссертационных работ; при оценке значимости мероприятия учитывается только его длительность, но не качество. Например, равные по длительности научно-образовательные мероприятия: региональные, межрегиональные, национальные и международные, - должны иметь разное количество кредитов, учитывающие многозальность, многосекционность, участие международных экспертов и др.
В 2019 г. Школы состоялись в Саратове, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Ульяновске, Нальчике, Казани, Сургуте, Хабаровске и до конца года пройдут в Тюмени (4-5 сентября), Краснодаре (10-11 октября), Барнауле (7-8 ноября), Омске (11-12 ноября), Ставрополе (28-29 ноября) и Перми (5-6 декабря).
Школы РОАГ - это долгосрочный перспективный проект, который представляет уникальную возможность для общения врачей из регионов с коллегами ведущих научных организаций страны.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Серов Владимир Николаевич (Serov Vladimir N.) - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, президент Российского общества акушеров-гинекологов, главный научный сотрудник ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологиии перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0001-6640-1235
Баранов Игорь Иванович (Baranov Igor I.) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом научно-образовательных программ департамента организации научной деятельности ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов, Москва, Россия E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0002-9813-2823
Нестерова Людмила Александровна (Nesterova Lyudmila А.) - старший научный сотрудник отдела научно-образовательных программ департамента организации научной деятельности ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] http://orcid.org/0000-0001-6099-4260
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации.
3. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».
4. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837».
5. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».
6. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. № 926 «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года».
7. Приказ Минздрава от 22.12.2017 № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц,
имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов».
8. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей // Акушерство и гинекология: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 9-11.
9. Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А. Непрерывное медицинское образование акушеров-гинекологов в России: проблемы и перспективы // Гинекология : национальное руководство. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзин-ского. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. С. 32-37.
10. Баранов И.И., Нестерова Л.А., Серов В.Н. Региональные образовательные школы РОАГ в системе непрерывного медицинского образования // Мать и дитя - 2018 : материалы форума. М., 2018.
11. Непрерывное медицинское образование в Российской Федерации. URL: http://www.sovetnmo.ru.
12. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org.
REFERENCES
1. Federal Law of 21 November 2011 No. 323 "On the basis of the 2. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the
protection of public health in the Russian Federation". (in Russian) Russian Federation. (in Russian)
Серов В.Н., Баранов И.И., Нестерова Л.А.
РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 11, 2013 No. 837 "On approval of the Regulation on the model of working out the basic principles of continuing medical education for district general practitioners, district pediatricians, general practitioners (family doctors) with the participation of public professional organizations". (in Russian)
4. Order of the Ministry of Health of Russia No. 328 dated June 9, 2015 "On Amendments to the Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated November 11, 2013 No. 837". (in Russian)
5. Order of the Ministry of Health of Russia dated 02.06.2016 No. 334n (as amended on 04.26.2018) "On Approval of the Provision on Accreditation of Specialists". (in Russian)
6. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 21, 2017 No. 926 "On approval of the Concept for the development of continuous medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2021". (in Russian)
7. Order of the Ministry of Health dated December 22, 2017 No. 1043n "On approval of the terms and stages of accreditation of specialists, as well as categories of persons having medical, pharmaceutical or other education and specialists subject to accreditation". (in Russian)
8. Serov V.N., Baranov I.I., Nesterova L.A. The Russian Society of Obstetricians and Gynecologists and the reform of the system of continuous medical education - a course to improve the quality of professional training of doctors. Akusherstvo i ginekologiya: novosti mneniya, obuchenie [Obstetrics and Gynecology: News, Opinions, Training]. 2016; 2: 9-11. (in Russian)
9. Serov V.N., Baranov 1.1., Nesterova L.A. Continuing medical education of obstetrician-gynecologists in Russia: problems and prospects/ Gynecology: National Leadership. 2nd ed. Ed. by G.M. Saveleva, G.T. Sukhikh, V.N. Serov, V.E. Radzinsky. Moscow: GEOTAR-Media, 2017. P. 32-37. (in Russian)
10. Baranov 1.1., Nesterova L.A., Serov V.N. Regional educational schools ROAG in the system of continuous medical education. Mother and Child-2018: forum materials. Moscow, 2018. (in Russian)
11. Continuing medical education in the Russian Federation. URL: http://www.sovetnmo.ru.References (in Russian)
12. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen: WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org.