Научная статья на тему 'Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей'

Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серов Владимир Николаевич, Баранов Игорь Иванович, Нестерова Людмила Александровна, Кочетков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российское общество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Российское обшество акушеров-гинекологов и реформирование системы непрерывного медицинского образования - курс на повышение качества профессиональной подготовки врачей

B.Н. Серов1, 2,

И.И. Баранов1, 2, Л.А. Нестерова2,

C.Ю. Кочетков3

1 Российское общество акушеров-гинекологов, Москва

2 ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва

3 Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», Москва

Термин «непрерывное медицинское образование» (НМО) был введен Всемирной федерацией медицинского образования в начале XXI в. Под НМО понимается всякая деятельность, направленная на поддержание, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинской помощи больным и обществу, а также помощи коллегам (Американская медицинская ассоциация, 2007; Аккредитационный совет по непрерывному образованию, 2007).

В связи с тем, что высшего и последипломного образования для поддержания должного уровня компетентности врача в течение всей жизни недостаточно, важно, чтобы врач пополнял недостающие знания и мог отвечать на вызовы времени: быстрое увеличение объема информации, появление большого количества новых технологий, изменение потребностей здравоохранения и социальных потребностей, а также влияние политических и экономических факторов на практическую медицину. В непрерывном медицинском образовании большую роль играют мотивация врача и навыки самостоятельного обучения. Общество должно быть уверено, что практикующие врачи в курсе последних достижений теории и практики.

В большинстве развитых стран врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию как с помощью традиционных образовательных технологий (обучение в образовательном учреждении путем прохож-

дения курса лекций и практических занятий), так и более современно, путем самостоятельного изучения специальных электронных обучающих материалов. Полученные медицинскими работниками знания учитываются в форме условных единиц - кредитов. Кредиты в НМО - это баллы или условные единицы измерения значимости образовательного мероприятия. В большинстве стран за 1 кредит принят 1 ч, т.е. длительность образовательного мероприятия.

С целью мотивации врачей к НМО используются следующие механизмы: получение НМО является условием ре-лицензирования и карьерного роста, оно учитывается при заключении контракта и выплате премии, число кредитов, набранное каждым врачом, публикуется в реестре лицензированных врачей (т.е. эта информация является достоянием коллег, а в ряде случаев - пациентов).

Существующая до последнего времени в России система непрерывного образования врачей (так называемое усовершенствование, ресертификация) была основана на единовременном однократном прохождении циклов усовершенствования 1 раз в 5 лет на протяжении всей трудовой карьеры. Такой цикл тематического усовершенствования представлял собой квинтэссенцию актуальных вопросов по данной специальности в целом или ее больших разделов, и, таким образом, врач одноразово получал огромный объем информации. Имея свои положительные стороны, такая система ограничивала возможности врача при выборе вариантов повышения квалификации, так как иные формы, кроме одноразового цикла, не учитывались.

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Несмотря на различия, структура, процедуры и результаты последипломного медицинского образования по всему миру все больше унифицируются. Безусловно, международные стандарты следует модифицировать или дополнять в соответствии с потребностями и приоритетами отдельных регионов, государств и даже образовательных учреждений. Каждое государство самостоятельно обеспечивает соответствие программ последипломного медицинского образования потребностям и задачам своей системы здравоохранения.

Ключевым моментом развития НМО в России стало создание в 2013 г. по инициативе Национальной медицинской палаты и Ассоциации медицинских обществ по качеству при поддержке Минздрава России Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования, основная цель которого - модернизация системы дополнительного профессионального образования в стране (официальный сайт - http://www.sovetnmo.ru).

Одна из важнейших задач внедрения системы НМО в стране - возможность обучаться в образовательных учреждениях не только циклами, но и по месту проживания, путем внедрения и освоения новых видов образовательной активности: через посещение конференций и семинаров, проводимых профессиональными обществами, самостоятельную работу с электронными интерактивными образовательными модулями, участие в вебинарах, дистанционных лекциях и т.д. Таким образом, врач сможет получать образование более равномерно - предполагается, что в год необходимо будет набирать 50 кредитов (примерно по 1 часу-кредиту в неделю) с помощью небольших циклов, отдельных мероприятий и электронных модулей.

Уже сегодня все врачи, у которых истекает сертификат специалиста, могут пройти очередной цикл ресертификации по модели «108 + 36», где 108 ч (3 нед) - обучение в образовательной организации, а 36 ч - обучение с помощью материалов профессиональных обществ (см. приказ Минздрава России № 328 от 09.06.2015). Список образовательных организаций, предлагающих новую модель обучения, уже сегодня превышает 50, и он продолжает пополняться новыми участниками. После прохождения в 2016-2020 гг. сертификационного цикла (в зависимости от срока истечения действующего сертификата у каждого специалиста) врач должен вступить в новую модель обучения и ежегодно накапливать не менее 50 кредитов образовательной активности. Иначе говоря, например, врач у которого сертификат закончится в 2017 г., в 2017 г. может пройти цикл ресертификации (по старой системе - 144 ч в образовательной организации, либо по новой системе - по модели «108 + 36»), и далее начинает каждый год набирать по 50 кредитов, чтобы через 5 лет (в данном примере в 2022 г.) на аккредитации предъявить набранные 250 кредитов НМО. В настоящее время соответствующий приказ Минздрава России находится на утверждении (см. https://reguLation.gov.ru/projects#npa=45732).

Российское общество акушеров-гинекологов (РОАГ) одним из первых приняло участие в реализации программы НМО. Разработаны основанные на доказательной медицине современные информационно-образовательные ресурсы по акушерству и гинекологии: руководства, клинические ре-

комендации, национальные руководства, образовательные журналы, электронные образовательные модули, проводятся научно-образовательные мероприятия для врачей.

Как участник внедрения модели НМО РОАГ обеспечивает разработку и оценку дистанционных компонентов образовательной программы акушеров-гинекологов на соответствие установленным требованиям: электронные учебные модули и учебные мероприятия (конгрессов, симпозиумов, семинаров, вебинаров, интерактивных школ и др.). В 2015-2016 гг. РОАГ подготовило 65 электронных учебных модулей, и 40 из них уже прошли утверждение Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Электронные учебные модули (далее модули) - это обучающие материалы, предназначенные для самостоятельного изучения, размещенные на образовательных интернет-сайтах. Это особый формат электронного издания для НМО, содержащего информацию по узкой тематике акушерства и гинекологии, предназначенного для конкретной целевой аудитории, небольшого объема - рассчитан на 40-60 мин самостоятельного изучения врачом. Модули могут включать иллюстрации, видео- или аудиоряд и, обязательно, контрольные задачи, на которые врач должен правильно ответить, чтобы завершить модуль.

Врач может выбирать модули, ориентируясь на название и аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1-2 образовательных кредита, которые зачисляются в его индивидуальный отчет на портале (портфолио). Таким образом, врач сможет набирать до 14 кредитов из 50 необходимых ежегодно (в рамках ресертификации по новой модели «108 + 36» - до 20 кредитов).

Для удобства образовательного процесса и максимальной доступности дистанционного обучения врачей создаются интернет-платформы, проводящие интернет-семинары (вебинары), затрагивающие основные вопросы ежедневной практики врача акушера-гинеколога. Врач может принять непосредственное участие в вебинаре, предварительно зарегистрировавшись. Интернет-платформа гарантирует сохранность персональных данных, она обеспечивает надежную и эффективную обратную связь и техническую поддержку пользователей, при наличии интернет-подключения предоставляет возможность лектору проводить семинар со своего рабочего места.

Помимо указанных дистанционных технологий начисление кредитов врачам происходит и за участие в аудиторных учебных мероприятиях: конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах, школах и др. Количество кредитов, начисленных рецензентами РОАГ для утверждения Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России, зависит от продолжительности, результативности, качества и значимости учебного мероприятия.

Постоянно дополняющийся актуальный список для изучения материалов и мероприятий доступен на образовательном портале Минздрава России по адресу http://edu. rosminzdrav.ru/ и на сайте Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтиче-

10

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

В.Н. Серов, И.И. Баранов, Л.А. Нестерова, С.Ю. Кочетков РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ И РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

КУРС НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

ского образования Минздрава России по адресу http:// sovetnmo.ru/. Регистрация на данных сайтах и их использование бесплатны для всех врачей.

Необходимо отметить, что содержание образовательных дистанционных материалов для акушеров-гинекологов

должно соответствовать уровню развития здравоохранения, поэтому необходимо обеспечить их регулярное обновление по наиболее актуальным темам. Эта работа будет продолжаться под контролем и при непосредственном участии РОАГ.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Серов Владимир Николаевич - академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, президент Российского общества акушеров-гинекологов, Москва Е-таН: [email protected]

Баранов Игорь Иванович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий организационно-методическим отделом службы научно-организационного обеспечения ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва Е-таН: [email protected]

Нестерова Людмила Александровна - кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник организационно-методического отдела ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва E-maiL: [email protected]

Кочетков Сергей Юрьевич - кандидат медицинских наук, врач-терапевт, главный редактор Издательской группы «ГЭОТАР-

Медиа», Москва

E-maiL: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Минздрава России от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5. Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста».

6. Приказ Минздрава России от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых,

врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций».

7. Приказ Минздрава России № 82 от 18 февраля 2013 года «О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации».

8. Приказ Минздрава России № 328 от 9 июня 2015 г. «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837».

9. «Развитие системы непрерывного медицинского образования в Российской Федерации». Концепция. URL: http://www.cito03.ru/

10. НМО в Российской Федерации. URL: http://www.sovetnmo.ru.

11. WFME Task Force on Defining International Standards in Basic Medical Education, Report of the Working Party, Copenhagen, 1416 October 1999 // Med. Educ. 2000. Vol. 34. P. 665-675.

12. World Federation for Medical Education. Basic Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. WFME Copenhagen 2003. URL: http://www.wfme.org

13. World Federation for Medical Education. Postgraduate Medical Education. WFME Global Standards for Quality Improvement. Copenhagen : WFME, 2003. URL: http://www.wfme.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.