Научная статья на тему 'Перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебномедицинских экспертов в Российской Федерации'

Перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебномедицинских экспертов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
475
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АССОЦИАЦИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / POSTGRADUATE EDUCATION / THE ASSOCIATION OF FORENSIC EXPERTS / FORENSIC EXAMINATION / SAVINGS LOANS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Клевно Владимир Александрович, Кучук Сергей Анатольевич, Романько Наталья Александровна

В статье рассматриваются этапы практического внедрения системы непрерывного медицинского образования по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Показана роль Ассоциации судебно-медицинских экспертов в организации процесса непрерывного медицинского образования для членов данного сообщества. Представлен анализ видов и форм непрерывного образовательного цикла. Описана процедура аккредитации обучающих мероприятий, проанализированы возможности по накоплению кредитов за определенный временной промежуток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION OF DOCTORS OF FORENSIC EXPERTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the steps the practical implementation of the system of continuing medical education in «forensic examination». The role of the Association of forensic experts in the organization of continuing medical education for members of the community. The analysis of types and forms of continuing education cycle. The procedure of accreditation of training activities, analyzed the possibility of accumulation of credits over a certain period.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития непрерывного медицинского образования врачей судебномедицинских экспертов в Российской Федерации»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_

д.м.н., проф. В.А. Клевно, к.м.н. С.А. Кучук, к.м.н. Н.А. Романько

Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. — проф. В.А. Клевно)

Аннотация: В статье рассматриваются этапы практического внедрения системы непрерывного медицинского образования по специальности «судебно-медицинская экспертиза». Показана роль Ассоциации судебно-медицинских экспертов в организации процесса непрерывного медицинского образования для членов данного сообщества. Представлен анализ видов и форм непрерывного образовательного цикла. Описана процедура аккредитации обучающих мероприятий, проанализированы возможности по накоплению кредитов за определенный временной промежуток.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, послевузовское образование, Ассоциация судебно-медицинских экспертов, судебно-медицинская экспертиза, накопительные кредиты

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION OF- DOCTORS OF FORENSIC EXPERTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

V.A. Klevno, S.A. Kuchuk, N.A. Romanko

Abstract: This article discusses the steps the practical implementation of the system of continuing medical education in «forensic examination». The role of the Association of forensic experts in the organization of continuing medical education for members of the community. The analysis of types and forms of continuing education cycle. The procedure of accreditation of training activities, analyzed the possibility of accumulation of credits over a certain period. Keywords: continuing medical education, postgraduate education, the Association of forensic experts, forensic examination, savings loans

http://dx.doi.org/10.19048/2411-8729-2015-1-4-50-54

◊ ВВЕДЕНИЕ

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г.№ 598 [1], напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов, владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний и способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечивая профилактическую направленность ведения пациента.

Между тем, сегодня о низком качестве подготовки о как практикующих врачей, так и выпускников меди-д цинских ВУЗов, говорят на самом высоком государ-§ ственном уровне и требуют от руководителей отрасли о ответственного, стратегически обоснованного решения ^ этой проблемы уже в самое ближайшее время. д Сформировалось мнение, что конфликт между дей-^ ствующей системой повышения квалификации врачей ^ (1 раз в 5 лет) и скоростью обновления технологий, ин-^ формационных потоков и методик привел к резкому ^ падению качества оказания медицинской помощи в на-О шей стране. Это грозит свести на нет и былые заслуги о" отечественного здравоохранения в части профилакти-я ки значимых заболеваний. Очевидно: прежняя система повышения квалификации врачей себя изжила — сего-^ дня знания устаревают быстрее, чем их успевают усвоен ить специалисты, используя пятилетние циклы повы-© шения образования.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки, повышая уровень своих знаний и навыков. В этой связи на повестку дня выходит главная задача — обеспечить специалистам возможность получать актуальные знания непрерывно. Такой концепт порожден временем — только непрерывность медицинского образования (НМО) может стать гарантом формирования профессиональной компетенции врача любого профиля на должном уровне [2,3].

В настоящий момент усилия Национальной медицинской палаты и представителей ключевых профессиональных сообществ направлены на масштабное проведение мероприятий, способствующих повышению образовательного уровня врачей всех специальностей.

◊ НМО — СТРАТЕГИЯ ВРАЧЕЙ ВСЕГО МИРА

НМО — это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение профильных компетенций [4,5,6,7]. Система направлена на улучшение результатов лечения пациентов и повышение безопасности медицинской помощи. Идею НМО усиливает концепция «непрерывного профессионального развития», которая наряду с совершенствованием специальных профессиональных навыков подразумевает необходимость получения дополнительных компетенций: по управлению качеством медицин-

ской помощи, разработке клинических рекомендаций, управлению отделением и др. [8]

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», НМО является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. Развитие системы НМО происходит во исполнение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже одного раза в пять лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России. За предоставление всем врачам равных возможностей непрерывного совершенствования своего образования ответственность несут медицинские школы, клиники и профессиональные ассоциации.

Цели НМО — обеспечение гражданам РФ гарантировано качественной и безопасной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях в соответствии с международными стандартами. К 2018 году отечественному здравоохранению необходимо добиться следующих показателей:

• соответствия проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) — не менее 90%;

• доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре, — не более 4%;

• доля пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения, — не более 5%;

• стандартизованный (по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре) коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной — не менее 85%;

• доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях, — не более 5%;

• доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации по ведению здорового образа жизни, — не менее 90%;

• снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи, — не более 20%.

• снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам вскрытий в первичном звене — не более 10%.

Ожидается, что к 2018 году повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи увечится с 33 до 60%. Квалификация медицинских и фармацевтических работников будет соответствовать международным стандартам.

Основные принципы НМО

• сохранение и развитие системы последипломного обучения врачей на базе ФУВов и ГИДУВов как составной части программ повышения квалификации;

• внедрение непрерывности обучения медицинского работника (в течение всего календарного года, отдельными циклами или курсами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий) на протяжении всей его жизни;

• применение в обучении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с учетом лучшего опыта в мировой образовательной практике;

• формирование учебных программ с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения субъектов Российской Федерации;

• сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных организаций в интересах объединения усилий и популяризации лучших образовательных практик.

Виды и формы повышения квалификации в рамках НМО

Очное последипломное обучение (на базе образовательных учреждений):

• обучение в вузе (практические занятия, лекции, семинары и обсуждения, очные экзамены);

• дистанционное обучение (дистанционные лекции, вебинары, учебные модули с итоговыми тестами для контроля).

Обучение на рабочих местах и самостоятельное обучение:

• обучение на рабочих местах (обсуждение с коллегами, проведение аудита, разборы сложных случаев);

• самостоятельное обучение (посещение конференций и семинаров, написание научных работ, чтение медицинских журналов и национальных руководств с последующим тестированием).

Дистанционная система позволяет повышать свою квалификацию постоянно, через электронное обучение. Оно подразумевает применение информационно-коммуникационных технологий и электронных обучающих ресурсов с помощью электронных образовательных модулей.

Электронные образовательные модули — это учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения и размещенные на образовательных интернет-сайтах. Они представляют собой особый формат электронного издания для НМО, содержащий текстовую информацию, иллюстрации, видео- аудиоряд и механизмы для контроля полученных знаний.

Особенности электронных образовательных модулей:

• узкая тематика с четкой образовательной целью;

• конкретная целевая аудитория;

• профессиональным компетенциям врача определенной специальности и представление практической значимости для ведения пациентов в амбулаторно-по-ликлинических и стационарных условиях в области лечебно-диагностических и профилактических мероприятий (врачи-терапевты, врачи-педиатры, врачи акушеры-гинекологи и др.);

• небольшой объем — формат лекции, рассчитанной на 40-60 мин (эквивалентно 1 ч самостоятельного изучения материала врачом);

• современные мультимедийные возможности (кроме текста и иллюстраций модуль может содержать видео- и/или аудиоряд, анимацию и т.п.);

• форма выпуска — электронное издание (для использования посредством Интернет);

• контроль знаний — модуль содержит задачи и тесты, на которые врач должен ответить, чтобы пройти модуль;

• обязательная оценка — модуль должен соответствовать определенному набору требований.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru.

Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую его образовательную цель. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его

персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности.

Напомним: модель НМО предусматривает систему накопления образовательных баллов (кредитов) — 250 за 5 лет, то есть по 50 ежегодно, что осуществляется путем самостоятельного освоения образовательных программ вузов; изучения материалов электронных учебных мероприятий (модулей); участия в образовательных мероприятиях, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями (рис. 1). Принцип накопления баллов (кредитов) в непрерывном медицинском образовании условно эквивалентен временным затратам, например, 1 час — 1 кредит; половина дня — 3 кредита; полный день — 6 кредитов [9,10].

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СИСТЕ МА НАКОПЛ Е НИ Я БАЛЛОВ(КРЕДИТОВ): 2S0 ЗА 5 ЛЕТ. 50 ЗА ГОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (КОНФЕРЕНЦИИ, школы)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗОВ и

Так, в 2014 году было принято решение: в режиме реального времени оценить преимущества внедрения НМО для судебных медиков [11,12].

Идеологи этого проекта сосредоточились на тестировании конкретных параметров образовательных мероприятий, организованных для членов Ассоциации СМЭ, чтобы затем проанализировать эффективность разных форм обучения своих специалистов и на практике определить состоятельность декларированного принципа накопления необходимых зачетных баллов в системе НМО за конкретный срок.

Следует учесть, что в соответствии с Протоколом № 4 от 26.09.2013 Координационного совета по развитию НМО МЗ РФ, при аккредитации образовательных мероприятий должны быть соблюдены следующие параметры:

• образовательные цели и выполнение образовательных потребностей

• описание образовательного мероприятия

• подробная информация об организаторе

• программный и/или организационный комитет

• преподавательский состав (лекторы)

• источники финансирования

• рекламные материалы

• наличие обратной связи со слушателями

Процедура аккредитации таких мероприятий состоит из трех этапов. Их организатор подает заявку в Координационный совет по развитию НМО МЗ РФ (в комиссию по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов установленным требованиям); комиссия рассматривает пакет документов и дает экспертную оценку образовательному мероприятию. При его соответствии предъявляемым требованиям организатор получает аккредитацию (рис. 2)

Рис. 1. Модель непрерывного медицинского образования в Российской Федерации

По факту участия врача в аккредитованном мероприятии он получает Свидетельство Координационного совета по развитию НМО МЗ РФ, в котором указан индивидуальный код подтверждения и количество баллов (кредитов), учитываемые при прохождении врачом аккредитации.

◊ действующая модель нмо на базе ассоциации смэ1. итоги года

В ходе Международных конференций «Эффективное управление медицинской организацией» и «Инновационные обучающие технологии в медицине» (2013-14 г.) их участникам были продемонстрированы промежуточные результаты федерального пилотного проекта «Внедрение НМО», проводимого по инициативе Минздрава России (модель утверждена Приказом МЗ РФ от 11.11.2013 N 837); Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ; Национальной медицинской палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям.

Представители ГБУЗ МО «Бюро СМЭ», ознакомившись с концепцией НМО, решили использовать ее потенциал для развития врачей — судебно-медицинских экспертов в рамках только что созданной профессиональной некоммерческой организации «Ассоциация судебно-медицинских экспертов» (Ассоциация СМЭ).

Комиссия по оценке соответствия образовательных мероприятий и материалов установленным требованиям

Организатор-* Участники

I Запрос > 2 месяцев

Комиссия

Профессиональное ™ый внештатный

общество < Тнедепъ <ПеЦиалист с>,бЪекТа рф

Сертификат

1. Ассоциация судебно-медицинских экспертов (Ассоциация СМЭ) создана на добровольной основе в 2014 году. В настоящее время Ассоциация насчитывает более 450 членов профессионального сообщества.

Рис. 2. Алгоритм процедуры аккредитации образовательных мероприятий

В 2015 году Ассоциация СМЭ провела семь научно-практических конференций, аккредитованных в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского образования при МЗ РФ. За участие в этих образовательных мероприятиях членам ассоциации были начислены баллы — кредиты, подтвержденные индивидуальным кодом.

При условии посещения всех указанных мероприятий, каждый член Ассоциации СМЭ смог получить 51 балл (кредит), подтвержденный индивидуальным кодом. В этой связи идеологи проекта и все члены Ассоциации СМЭ пришли к выводу о широких возможностях профессионального сообщества в реализации

системы НМО. Более того, практика показала: каждое медицинское сообщество может выбрать наиболее прогрессивные форматы обучения для своих коллег, и, учитывая специфику конкретного медицинского направления, предлагать им самые эффективные из всех возможных.

Идеологи проекта по развитию модели НМО для судебно-медицинских экспертов, принимая во внимание полученный опыт проведения образовательных мероприятий, аккредитованных в Координационном совете в течении 2015 года, сочли целесообразным перейти к следующему этапу. Для чего по решению коллегии Министерства здравоохранения Московской области на факультете усовершенствования врачей Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф. Владимирского создана кафедра судебной медицины, на которой будет осуществляться очное и дистанционное обучение врачей судебно-медицинских экспертов.

Образовательные мероприятия, проведенные Ассоциацией СМЭ в 2015 году

Таблица

Врач судебно-медицинский эксперт 250 часов (кредитов) за 5 лет

Ассоциация СМЭ (36 часов) • проведение образовательных мероприятий • р азр аботка электр онных модулей

Кафедра судебной медицины ФУВ МОНИКИ (108 часов)

•проведение очного и дистанционного обучения

Рис. 3. Непрерывное медицинское образование по специальности судебно-медицинская экспертиза

◊ ВЫВОДЫ

Как известно, в 2015 году во всех образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России, был запущен процесс реализации проекта «Внедрение НМО». Спектр специальностей участников расширен, число привлекаемых общественных и профессиональных организаций увеличено. Начиная с этого времени, образовательные мероприятия должны проходить аккредитацию в Координационном совете по развитию НМО при МЗ РФ [13]. Что же касается конкретно специальности «судебно-медицинская экспертиза», то все предпосылки для полноценного внедрения системы НМО в сообществе судебно-медицинских экспертов уже созданы.

Как было отмечено, за 2015 год в рамках развития системы НМО Ассоциация СМЭ провела для своих специалистов ряд аккредитованных образовательных мероприятий по самым острым медицинским проблемам. Подготовлены актуальные обучающие электронные модули и, что очень важно, на факультете усовершенствования врачей МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского уже создана действующая кафедра судебной медицины.

Учитывая смысл, заложенный в систему НМО по специальности «судебно-медицинская экспертиза», можно утверждать, что альянс Ассоциации СМЭ (профессиональной общественной организации) и кафедры судебной медицины ФУВ МОНИКИ имени М.Ф. Владимирского (образовательной организации) способен создать уникальную образовательную

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Название образовательного мероприятия Дата проведения Количество кредитов

1. Научно-практическая конференция «Процессуальные вопросы производства судебной экспертизы: особенности судебно-медицинской экспертизы» 25.02.2015 6

2. Научно-практическая конференция «Судебно-медицинская экспертиза черепно-мозговой травмы: современные аспекты» 18.03.2015 6

3. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы судебной медицины и экспертной практики — 2015» 1-3.04.2015 15

4. Научно-практическая конференция «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения": пути снижения смертности от туберкулеза в Московской области» 24.06. 2015 6

5. Научно-практическая конференция «Вопросы логики в судебно-медицинском заключении: экспертные ошибки в составлении выводов» 23.09.2015 6

6. Научно-практическая конференция «Пути снижения смертности от новообразований в Московской области» 14.10.2015 6

7. Научно-практическая конференция «Совершенствование медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях. Пути снижения смертности» 09.12.2015 6

среду для своих специалистов (рис. 3). И первые шаги уже сделаны.

Опыт, полученный членами Ассоциации СМЭ в ходе внедрения системы непрерывного медицинского образования для судебных медиков, может быть рекомендован как вариант удачного использования потенциала профессиональной общественной организации в повышении квалификации своих отраслевых специалистов, обязанных приобретать новые знания и навыки в процессе всей профессиональной жизни.

◊ литература

1. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 598.

2. Пальцев М.А. Проблемы развития высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования / М.А. Пальцев, 2008 // Ремедиум.— 2008.— № 7. — С. 6-8.

3. Балкизов З.З. Пациенту нужен компетентный врач // Медицинское образование и профессиональное развитие.— 2015.— № 1 — С. 102-106.

4. Агафонов Б.В. Опыт организации непрерывного профессионального образования для врачей общей практики Московской области / Б.В. Агафонов [и др.] // Земский врач.— 2011.— № 1. — С. 39-42.

5. Гуров А.Н., Марков Д.С., Смбатян С. М, Плутниц-кий А.Н. Вопросы преподавания инновационного менеджмента для организаторов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие.— 2014.— № 1— С. 42-49.

6. Пивень Д.В. О новых тенденциях в системе медицинского последипломного образования и необходимости их развития / Д.В. Пивень // Менеджер здравоохранения.— 2008. — N 4. — С. 33-39.

7. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013 г. № 837.

8. Дэйвис Н., Дэйвис Д., Блох Р. Непрерывное медицинское образование / Сборник практических руководств для медицинских преподавателей (под редакцией З.З. Балкизов).— 2015. М. — ГЭОТАР-Медиа. — С. 69-97.

9. Абакаров С.И. Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов / С.И. Абакаров [и др.] // Институт стоматологии.— 2011. — Т. 4, № 53. — С. 14-15.

10. Клевно В.А., Кучук С.А. Роль медицинской организации в НМО на примере ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» // Медицинское образование и профессиональное развитие.— 2014.— № 3. — С. 68-70.

11. Клевно В.А., Кучук С.А. Романько Н.А. О непрерывном медицинском образовании врачей судебно-медицинских экспертов // Судебная медицина.— 2015.— № 3. — С. 47-49.

12. О Координационном совете по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. Приказ Министерства здравоохранения России от 18.02.2013 № 82.

13. О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11.11.2013 № 837. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9.06.2015 г. № 328.

Для корреспонденции ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ кЛЕВНО Владимир Александрович — начальник государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»), доктор медицинских наук, профессор. Адрес: 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, корп. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • E-mail: [email protected]

кучук Сергей Анатольевич — заместитель начальника по организационно-методической работе государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ МО «Бюро СМЭ»), кандидат медицинских наук. Адрес: 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, корп. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • E-mail: [email protected]

РОМАНькО Наталья Александровна — заместитель начальника государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГБУЗ МО «Бюро СМЭ») по экспертной работе, кандидат медицинских наук. Адрес: 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, корп. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.