Научная статья на тему 'Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность'

Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
311
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зеленский Илья Владимирович, Зеленский Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность»

ЛИТЕРАТУРА

1. Антанян А. А. Эндодонтическое лечение в одно посещение: современные стандарты. Часть 1 // Эндодонтия today. — 2008. — №1. — С. 78—84.

2. Боровский Е. В. Отказ от пломбирования корневого канала методом одной пасты — неотложная задача эндодонтии // Клиническая стоматология. — 2000. — №4 — С. 18—20.

3. Диева М. Б. Эффективность эндодонтического лечения методом депофореза с использованием «Медиксида» // Автореф. дис. ... канд. мед. наук — М., 2005. — 22 с.

4. Караков К. Г., Хачатурян Э. Э., Сеираниду З. А. Опыт клинического применения лазерной фотодинамической системы в стоматологии // Пародонтология. — 2012. — №1. — С. 61—63.

5. Караков К. Г., Хачатурян Э. Э., Соловьева О. А., Власова Т. Н., Оганян А. В. Оценка эффективности лечения хронического генерализованного пародонтита легкой и средней степеней тяжести путем применения антибактериальной лазерной фотодинамической терапии // Актуальные вопросы современной медицины. — Екатеринбург, 2014. — С. 226—230.

6. Кодылев, А. Г., Шумский А. В. Применение эрбий-хромового лазера в комплексном лечении периодонтита // Эндодонтия today. — 2008. — №1. — С. 36—40.

7. Мащенко И. С., Скотаренко А. В. Лечение хронических деструктивных форм периодонтитов с использованием циклофосфана // Dental Market. — 2005. — №2 — С. 62—67.

8. Митронин А. В., Царев В. Н., Ясникова Е. Я., Черджиева Д. А. Особенности контаминации экосистемы корневых каналов на этапах эндодонтического лечения острого периодонтита // Эндодонтия today. — 2008. — №1. — С. 26—32.

9. Пименов А. Б. Участки корневых каналов, недоступные для инструментальной обработки // Эндодонтия today. — 2003. — Т. 3, №1—2. — С. 23—25.

10. Чавушьян К. Д., Гадзацева З. М., Маркарова Г. В., Бабаян Е. Г., Караков К. Г. Фотодинамическая терапия — эффективный способ воздействия на пародонтопатогенные микроорганизмы при лечении пародонтита // Медицинский вестник Северного Кавказа. — 2010. — №1. — С. 13—16.

11. Соловьева О. А., Караков К. Г., Хачатурян Э. Э., Савельев П. А, Саркисов А. А. Противовоспалительная и антимикробная терапия при лечении верхушечных периодонтитов // Вестник Медицинского стоматологического института. — 2016. — №1. — С. 8—10.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (СтГМУ), г. Ставрополь, e-mail: terstomsgma@yandex.ru

Караков Карен Григорьевич — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии

СтГМУ;

Власова Татьяна Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СтГМУ;

Оганян Артур Вейганович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии СтГМУ;

Хачатурян Эмилия Эдуардовна — доктор медицинских наук, профессор кафедры терапевтической стоматологии СтГМУ;

Хачатурян Араксия Эдуардовна — лаборант кафедры терапевтической стоматологии СтГМУ; e-mail: araksiya92@yandex.ru;

Уснунц Юрий Камоевич — врач стоматолог ГБУЗ «Пятигорская городская стоматологическая поликлиника»,

e-mail:terstomsgmu@yandex.ru;

Хейгетян Артур Вараздатович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии ФГБОУ ВО «Ростовского

государственного медицинского университета» МЗ РФ; e-mail: artur5953@yandex.ru.

современная система непрерывного медицинского

образования

и допуска в специальность

И. В. Зеленский, В. И. Зеленский

Непрерывное медицинское образование (НМО) — новая система последипломного образования, направленная на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всего трудового периода медицинских работников, а также приобретение на практике новых профессиональных навыков и умений. Главные отличия НМО от старой системы повышения квалификации врачей заключаются в систематическом образовании и обучении с использованием цифровых технологий (дистанционных, электронных, симуляционных), а также возможности формирования индивидуального плана обучения, что обеспечивает получение актуальных знаний и компетенций, соответствующих потребностям специалистов.

Минздравом России совместно с профессиональными некоммерческими организациями была отработана модель участия врачей в образовательном процессе

с соблюдением основных принципов НМО с 01.12.2013 по 31.12.2020 согласно приказам МЗ РФ от 11.11.2013 №837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций» и МЗ РФ от 09.06.2015. №328 о внесении изменений в вышеуказанный приказ. Согласно изменениям перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионы РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Реализация такой модели последипломного и дополнительного образования проводится на добровольной основе. Добровольное согласие подтверждается путем заключения между врачом и образовательной организацией договора об образовательных услугах в рамках

www.akvarel2002.ru

СТОМАТОЛОГИЯ

государственного задания на подготовку специалистов, установленного для образовательной организации учредителем. Таким образом, у медицинского работника, добровольно участвующего в модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования, есть выбор допуска к профессиональной деятельности через сертификацию либо через аккредитацию.

Образовательная деятельность специалиста в системе НМО определяется зачетными единицами трудозатрат (ЗЕТ). Одна зачетная единица трудозатрат приравнивается к одному академическому часу, в различных информационных источниках ЗЕТ может называться баллами, кредитами.

В модели отработки основных принципов НМО предлагается освоить дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования количеством 108 академических часов (ЗЕТ), которые реализуются образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), и посетить образовательные мероприятия объемом 36 академических часов (ЗЕТ), из которых 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т. п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях, и 20 часов — при самостоятельном изучении электронных учебных модулей. По окончании образовательного процесса врач представляет в образовательную организацию отчет об освоенных и пройденных дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и образовательных мероприятий в рамках НМО.

Добровольное участие в модели отработки основных принципов НМО дает врачу возможность самостоятельно выбирать программы дополнительного профессионального образования (ДПО), тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей.

Старой системой допуска специалистов к профессиональной деятельности являлась процедура сертификации, она проходила до 1 января 2016 года.

Выпускник, закончивший вуз, должен был пройти обучение в интернатуре или ординатуре с дальнейшим получением сертификата и допуска к медицинской деятельности на 5 лет. В последующие 5 лет он должен был пройти единовременное обучение на цикле повышения квалификации объемом 144 академических часа, с дальнейшим получением сертификата и допуска к медицинской деятельности на 5 лет. Для освоения новой специальности врач мог пройти профессиональную переподготовку с последующей сертификацией и допуском к новому виду профессиональной деятельности также на 5 лет. Решение о допуске к специальности принималось сертификационной комиссией.

С 1 января 2016 года реализуется новый порядок допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста. Переход к аккредитации специалистов осуществляется в четыре этапа. Общий срок перехода от старой системы к новой обозначен с 01 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 №389-ФЗ и приказом Минздрава России от 25.02.2016 №127н.

На I этапе в аккредитационный процесс (цикл) вошли выпускники медицинских вузов, окончившие полный курс профессионального обучения после 1 января 2016 года, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (уровень специалитета);

На II этапе — с 1 января 2017 года в аккредитационный цикл войдут выпускники вузов, окончившие программу высшего медицинского образования в соответствии с ФГОС, после 1 января 2017 года — другие (уровень специалитета);

На III этапе — с 1 января 2018 года:

• лица, освоившие после 1 января

2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень ординатуры);

• лица, освоившие после 1 января

2018 года программы высшего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);

• лица, освоившие после 1 января 2018 года программы среднего медицинского и фармацевтического образования в соответствии с ФГОС;

• лица, освоившие после 1 января 2018 года программы

• профессиональной переподготовки;

• лица, освоившие после 1 января 2018 года иные программы высшего образования в соответствии с ФГОС;

• лица, получившие после 1 января 2018 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;

На IV этапе — с 1 января 2021 года: иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах с I по III.

Образовательными мероприятиями НМО считаются конференции, семинары, мастер-классы и вебинары, проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий, интерактивных образовательных модулей и электронных образовательных курсов, разработанных в соответствии с клиническими рекомендациями. Эти образовательные услуги оказываются различными образовательными организациями, в том числе профессиональными некоммерческими, с различным объемом ЗЕТ по очной или заочной форме обучения.

Программа непрерывного медицинского образования представлена учебными мероприятиями и электронными учебными модулями, которые прошли оценку на соответствие требованиям НМО и обеспеченны зачетными единицами. Все они размещены на порталах www.edu.rosminzdrav. ru (доступны после регистрации) и www.sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

Индивидуальный план по специальности должен содержать не менее 250 академических часов/ЗЕТ. Ежегодно медицинский работник должен осваивать 50 ЗЕТ, из которых 36 ЗЕТ за счет дополнительных профессиональных программ повышения квалификации непрерывного образования и 14 ЗЕТ за счет образовательных мероприятий.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации непрерывного образования (далее — программы непрерывного образования) могут быть объемом 18 или 36 ЗЕТ, реализуются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

ноябрь (64) 1

www.akvarel2002.ru

По окончании освоения учебных мероприятий врачу выдается свидетельство об успешном прохождении данного мероприятия с присвоением соответствующего количества ЗЕТ. Свидетельство выдает организатор образовательного мероприятия. Каждое свидетельство имеет индивидуальный код подтверждения, который является буквенно-числовой комбинацией состоящей из 13 символов и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме «О») и цифры. Для активации коды необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов. Буква «О» в коде не используется, следует вводить «ноль»!

Индивидуальные коды за участие в образовательных мероприятиях и за освоение образовательных модулей необходимо активировать в «личных» кабинетах на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России www.edu.rosminzdrav.ru или на портале координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования www.sovetnmo.ru, после чего появится запись о прохождении учебного мероприятия. В случае возникновения проблем с активацией индивидуальных кодов подтверждения необходимо обратиться в службу технической поддержки порталов, на главной странице www. edu.rosminzdrav.ru службы поддержки, или написать письмо на адрес электронной почты info@sovetnmo.ru со следующей информацией: название мероприятия, дата проведения, место проведения, индивидуальный код подтверждения, который необходимо активировать.

Участие врача в системе непрерывного медицинского образования подразумевает использование информационно-вычислительной техники в следующих случаях:

• регистрация личных кабинетов на информационных порталах www.edu.rosminzdrav.ru или www.sovetnmo.ru;

• создание индивидуального плана обучения

с выбором программ: непрерывного образования и образовательных программ;

• активация индивидуальных кодов подтверждения;

• создание персонального портфолио по специальности. Решение о допуске к аккредитации специалиста принимается аккредитационной комиссией. В системе непрерывного медицинского образования вводится понятие образовательного сертификата либо виртуального

образовательного сертификата. Обучение специалистов по программам непрерывного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, может финансироваться как за счет личных средств врача на договорной основе, так и за счет средств федерального бюджета, в том числе с применением образовательного сертификата за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 №332 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования»).

Виртуальный образовательный сертификат является электронным документом, предоставляющим его обладателю право на подготовку по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. С применением образовательного сертификата могут быть реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, разработанные по наиболее актуальным вопросам специальности, включающие симуляционное обучение частично или полностью в форме стажировки с применением дистанционных образовательных технологий или реализацию через сетевую форму.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта по специальности, а также отработки на практике теоретических знаний, полученных при освоении программ НМО и приобретения новых практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Направленность и характер стажировки могут определяться с учетом пожеланий и предложений организаций, направляющих на данную стажировку врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием. Информационная поддержка обучения специалистов с применением образовательного сертификата осуществляется через настоящий портал путем выбора ими из представленного перечня.

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (СтГМУ), кафедра стоматологии общей практики и детской стоматологии, г. Ставрополь

Зеленский Илья Владимирович — главный врач детской стоматологической поликлиники СтГМУ;

Зеленский Виктор Иванович — ассистент кафедры стоматологии общей практики и детской стоматологии СтГМУ.

лечение перелома альвеолы

и патологии пародонта с применением стекловолоконной ленты

А. Д. Садаева, Д. И. Писаренко, Н. В. Хачатурян

Аннотация. В статье приведены данные о необходимости комплексного подхода при сочетанной патологии зубочелюстной системы. Правильный выбор материала и способа лечения выявленной патологии позволяет в короткие сроки добиться наилучшего результата.

Ключевые слова: перелом альвеолы, патология пародонта, стекловолоконная лента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.