УДК 618.1: 616.4
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ АКУШЕРОВ-ГИНЕКОЛОГОВ ПО ЭНДОКРИНОЛОГИЧЕСКОЙ ГИНЕКОЛОГИИ В АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСМЕД»
Владимирцев В.А., Овсянникова Т.В.
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Мосмед», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: Широкое применение в клинической практике достижений эндокринологической гинекологии, требующее повышения уровня подготовки врачей акушеров-гинекологов в этой области, предполагает расширение спектра программ дополнительного профессионального образования и развитие новых каналов предоставления соответствующих образовательных услуг в системе непрерывного медицинского образования. На примере разработки программы тематического усовершенствования «эндокринологическая гинекология» и ее реализации в Республике Крым и других регионах России показаны возможности использования образовательных ресурсов социально ответственных лицензированных негосударственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования для повышения квалификации врачей акушеров-гинекологов по эндокринологической гинекологии.
Ключевые слова: эндокринологическая гинекология, дополнительное профессиональное образование, программа подготовки по эндокринологической гинекологии, непрерывное медицинское образование, непрерывное профессиональное развитие врачей акушеров-гинекологов.
Успехи в области диагностики, лечения и реабилитации женщин с нейроэндокринными нарушениями репродуктивной системы связаны в значительной степени с широким внедрением в клиническую практику достижений современной эндокринологической гинекологии. Как отмечал академик В.И.Кулаков, «Становление гинекологической эндокринологии способствовало прогрессу в гинекологии детского и юношеского возраста, сохранению и восстановлению репродуктивной функции, обеспечению качества жизни женщин переходного возраста» [1, с. 5]. Это новое междисциплинарное направление развивается на стыке фундаментальных наук и практической медицины на основе общебиологического учения о репродукции, достижений биохимии, молекулярной биологии, физиологии,
фармакологии, эндокринологии и гинекологии [2; 3; 4]. Частое сочетание гинекологической патологии с эндокринными нарушениями, эндокринное бесплодие, увеличение числа гормоно-зависимых опухолей женских половых органов и молочной железы, применение в клинической практике широкого арсенала современных гормональных препаратов - требуют глубоких профессиональных знаний и постоянного роста компетентности в области эндокринологической гинекологии всех врачей-гинекологов независимо от места их работы.
Одним из лицензированных центров дополнительного профессионального образования, занимающихся повышением квалификации врачей в области эндокринологической гинекологии и
репродуктологии, является Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Мосмед» (АНО ДПО «Мосмед»), входящая в группу инновационных медицинских компаний «Мосмед» и Ассоциацию междисциплинарной медицины [5, с. 41; 6, с. 357]. Приоритетной задачей её деятельности является разработка и региональное продвижение новых учебных модулей по инновационным направлениям гинекологии.
Примером может служить программа повышения квалификации «Гинекологическая эндокринология», подготовленная в рамках проекта «Программа помощи здравоохранению Республики Крым», реализуемого АНО ДПО «Мосмед» с ноября 2015 года при поддержке Общероссийского общественного движения «За здоровую Россию». Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. В её основу положен компетентностно-модуль-ный принцип. Программа состоит из 6 модулей, 18 тем и блоков вопросов для проведения текущей и итоговой аттестации. Каждая тема освещает основные аспекты организации гинекологической помощи при нарушениях менстру-ально-репродуктивной функции и эндокринных синдромах в клинической практике акушера-гинеколога. Содержание программы структурировано последовательностью модулей: модуль № 1 «Введение в программу» (организация гинекологической помощи при нейроэндокринных нарушениях менструального цикла); модуль № 2 «Регуляция овуляции в норме и при патологии» (уровни и принципы регуляции менструально-репродуктивной функции; закон «прямой и обратной связи», особенности гормональных взаимодействий в течение менструального цикла); модуль № 3 «Алгоритмы обследования больных с нарушениями менструального цикла» (жалобы, анамнез и клиническое обследование в гинекологической эндокринологии; гормональный скрининг и функциональные пробы; алгоритмы обследования при нарушениях менструального цикла эндокринного генеза; принципы дифференциальной диагностики по данным гормонального скрининга; дополнительные методы обследования и медико-генетического консультирования); модуль № 4 «Нейроэндокринные синдромы
в гинекологии» (принципы диагностики и лечения нейроэндокринных нарушений в гинекологической клинике; эпидемиология, классификация гиперпролактинемии; методы диагностики органической и функциональной гиперпролакти-немии и принципы терапии; нарушения менструального цикла при нормопролактинемии; синдром поликистозных яичников; врожденная гиперплазия коры надпочечников; предменструальный синдром; заболевания щитовидной железы и менструальная функция; ожирение и метаболический синдром в гинекологической клинике; климактерий); модуль № 5 «Нейроэндо-кринные нарушения на фоне регулярного ритма менструаций» (этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение нейроэндокринных нарушений у женщин с регулярным ритмом менструаций; диагностика неполноценной лютеиновой фазы цикла; галакторея у женщин с нормопро-лактинемией и регулярным ритмом менструаций); модуль № 6 «Молочные железы в практике акушера-гинеколога» (состояние молочных желез у женщин с эндокринными нарушениями менструального цикла; группы «риска» по развитию фиброзно-кистозной болезни молочных желез; современные методы диагностики заболеваний молочных желез; методы терапии доброкачественных заболеваний молочных желез).
Первый цикл тематического усовершенствования для врачей акушеров-гинекологов Республики Крым по программе «Гинекологическая эндокринология» был проведен в феврале 2016 года в г. Симферополе. На нём прошли обучение 19 врачей-гинекологов из государственных и негосударственных лечебных учреждений, включая специалистов ГБУЗ «Симферопольский клинический родильный дом № 1» (г. Симферополь), ООО «Женское здоровье» (г. Симферополь), ООО «Гармония Мед» (г. Симферополь), ГУЗ «Симферопольская центральная районная клиническая больница», ГБУЗ «Городская больница № 9» (г. Севастополь), ГБУЗ «Городская больница № 5 - «Центр охраны здоровья матери и ребенка» (г. Севастополь), ООО «Медицинский семейный центр» (г. Севастополь), ГБУЗ «Сакская районная больница» (г. Саки), ОАО «Клинический санаторий «Полтава-Крым» (г. Саки), филиал ООО «Женское здоровье» (г. Джанкой).
Различное сочетание модулей и добавление новых разделов и тем позволяет на основе базовой программы формировать новые варианты, содержание и продолжительность которых определяются запросами слушателей. Примерами реализации таких программ могут служить - проведенный в июле 2016 года в г. Москве на базе АНО ДПО «Мосмед» интенсивный 16-часовой цикл тематического усовершенствования «Основы гинекологической эндокринологии и бесплодного брака», на котором прошли обучение 23 слушателя из лечебных учреждений Московской области, а также - организованный в октябре 2016 года в г. Санкт-Петербурге 36-часовой цикл тематического усовершенствования «Репродуктивное здоровье семьи - проблемы бесплодного брака», в котором приняли участие 26 акушеров-гинекологов из г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Все слушатели успешно прошли итоговую аттестацию и получили удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Следует отметить, что главными преимуществами АНО ДПО «Мосмед» при партнерстве с региональными заказчиками являются - оперативность предоставления образовательных услуг; быстрое обновление учебных модулей в соответствии с запросами обучающихся; предложение краткосрочных интенсивных образовательных проектов по наиболее актуальным проблемам и частным разделам эндокринологической гинекологии; привлечение для учебно-консультативной работы на местах ведущих профессоров гинекологов-эндокринологов; возможность создания временных групп высококвалифицированных преподавателей под конкретные образовательные проекты; наличие широких контактов с медицинскими вузами и научными центрами Москвы, способствующее развитию междисциплинарного подхода в образовательном процессе; социальная ответственность за конечные результаты обучения и их внедрение в практическое здравоохранение.
Развитие образовательного процесса в АНО ДПО «Мосмед» предполагает постоянное изучение отечественного и зарубежного опыта в области подготовки кадров для инновационных направлений гинекологии. Анализ показывает, что за последние годы в институтах и на факультетах повышения квалификации врачей стали
уделять больше внимания повышению квалификации акушеров-гинекологов по эндокринологической гинекологии, разрабатывая соответствующие программы подготовки. В то же время, в странах ЕС и Северной Америки стандарты системы непрерывного профессионального образования в области эндокринологической и репродуктивной гинекологии, как по срокам последипломного обучения, так и по объему его содержания превышают соответствующие стандарты и требования российской системы последипломного образования [7; 8; 9; 10]. В связи с этим, важно отметить инициативы Российского общества акушеров-гинекологов по реформированию непрерывного медицинского образования, в частности, путем проведения научно-практических и образовательных мероприятий в рамках Всероссийских научных форумов «Мать и дитя» [11] и других конференций с начислением образовательных кредитов участникам форумов.
В условиях формирования экономики знаний потребности в дополнительном профессиональном образовании, как основе непрерывного профессионального развития врача-гинеколога, будут постоянно возрастать. Переход к мотивированному построению индивидуальных образовательных траекторий врачей, соответствующих их профессиональным интересам, требует применения новых технологий и форматов обучения. Необходимая для этого настройка системы непрерывного медицинского образования предполагает, при участии профессиональных врачебных ассоциаций, использование образовательных ресурсов и опыта лицензированных негосударственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования, располагающих высококвалифицированными преподавательскими кадрами и необходимой клинической базой [5; 6, с. 357].
Выводы:
1. Современный этап развития гинекологии связан с широким внедрением в клиническую практику достижений эндокринологической гинекологии, требующем улучшения традиционных форм последипломной подготовки врачей акушеров-гинекологов, в том числе - расширения спектра программ дополнительного профессионального образовани и развития новых каналов предоставления соответствующих образова-
тельных услуг как в государственных, так и в негосударственных лицензированных образовательных учреждениях.
2. Использование образовательных ресурсов лицензированных негосударственных образовательных организаций дополнительного профессионального образования в области эндокринологической гинекологии является новым направлением развития непрерывного медицинского образования для врачей акушеров-гинекологов.
3. Программы повышения квалификации врачей в области эндокринологической гинекологии, предлагаемые социально ответственными негосударственными лицензированными операторами образовательных услуг, направлены на расширение образовательного пространства и увеличение доступности качественного дополнительного медицинского образования в регионах России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российский центр акушерства, гинекологии и перинатологии. /Кулаков В.И. Российская академия медицинских наук: Сувенир-блиц, 2004. С. 5.
2. Гинекология [Электронный ресурс]: Национальное руководство. Краткое издание /Г.М. Савельева, Г.Т. Сухих, И.Б. Манухин. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. (Серия "Национальные руководства"). URL: http://www.rosmedlib.ru/doc/ISBN9785970432174-0009/-esf2k2z11-tabrel-mode-pgs.html (дата обращения: 6.12.2016).
3. Серов В.Н., Прилепская В.Н., Овсянникова Т.В. Гинекологическая эндокринология. 5-е изд. М.: МЕДПресс-Информ, 2015.
4. Манухин И.Б., Тумилович Л.Г., Геворкян М.А. Гинекологическая эндокринология. Клинические лекции. 3-е изд., ГЭОТАР-Медиа, 2016.
5. Владимирцев В.А. Перспективы развития дополнительного профессионального образования врачей в негосударственных образовательных учреждениях. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №10 (54). 2015. С. 36 - 48. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-4
6. Данилов А.Б., Данилов Ал.Б. Управление болью. Биопсихосоциальный подход. М.: «АММ ПРЕСС», 2016. С. 357.
7. Educational Objectives. Core Curriculum in Obstetrics and Gynecology. 10th Edition. The Council on Resident Education in Obstetrics and Gynecology. The American College of Obstetricians and Gynecologists. URL: http ://www.gynob.emory.edu/images/creog_edu-cational_objectives2013.pdf (дата обращения: 8.12.2016).
8. Directory of Fellowship Programs in Reproductive Endocrinology and Infertility available in 2017. American Society for Reproductive Medicine and the Society for Reproductive Endocrinology and Infertility. URL: http://www.socrei.org/uploadedFiles/Affili-ates/SOCREI/Fellowships/REIFellowshipPrograms.pdf (дата обращения: 8.12.2016)
9. Reproductive medicine curriculum and logbook -post-June 2015. Royal College of Obstetricians and Gynecologists, 2016. URL: https://www.rcog.org.uk/en/ca-reers-training/specialty-training-curriculum/subspecialty-training/reproductive-medicine-subspecialty-train-ing/#post (дата обращения: 8.12.2016)
10. Joseph C. Gambone, James H. Segars, Marcelle Cedars, William D. Schlaff. Fellowship training and board certification in reproductive endocrinology and infertility. Fertility and Sterility, Volume 104, Issue 1, July 2015, Pages 3-7 URL: http://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/pii/S0015028215003131 (дата обращения: 7.12.2016)
11. Материалы XVII Всероссийского научно-образовательного форума «Мать и Дитя - 2016» М., 2016 URL:
http://mediexpo.ru/fileadmin/user_upload/content/pdf/th esis/thesis_md16.pdf (дата обращения: 8.12.2016).
GYNECOLOGISTS TRAINING UNDER THE PROGRAM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF GYNECOLOGICAL ENDOCRINOLOGY AT THE AUTONOMOUS NONPROFIT ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION "MOSMED"
Vladimirtsev V.A., Ovsyannikova T. V.
Autonomous non-profit organization of additional professional education "Mosmed", Moscow, Russian Federation
Annotation. The autonomous non-profit organization of additional professional education "Mosmed" implements additional professional education programs in the field of gynecological endocrinology and reproductive endocrinology. The example of preparation of a program of training for obstetricians-gynecologists "Endocrinological Gynecology" and its
implementation in the Republic of Crimea showed the possibilities of use the educational resources of licensed non-profit organizations of additional professional education in the field of the gynecology.
Key words: gynecological endocrinology, reproductive endocrinology, programme of training in gynecological endocrinology, the programme of professional additional education in the field of gynecological endocrinology, continuing medical education, continuing professional development of gynecologists.
REFERENCES
1. Rossiiskii tsentr akusherstva, ginekologii i perinatology /Kulakov V.I. Rossiiskaya akademiya medi-tsinskikh nauk: Suvenir-blits, 2004. S. 5.
2. Ginekologiya [Elektronnyi resurs]: Natsional'noe rukovodstvo. Kratkoe izdanie /G.M. Savel'eva, G.T. Su-khikh, I.B. Manukhin. M. : GEOTAR-Media, 2015. (Ser-iya "Natsional'nye rukovodstva"). URL: http://www.rosmedlib.ru/doc/ISBN9785970432174-0009/-esf2k2z11-tabrel-mode-pgs.html (data obrash-cheniya: 6.12.2016).
3. Serov V.N., Prilepskaya V.N., Ovsyannikova T.V. Ginekologicheskaya endokrinologiya. 5-e izd. M.: MED-Press-Inform, 2015.
4. Manukhin I.B., Tumilovich L.G., Gevorkyan M.A. Ginekologicheskaya endokrinologiya. Klinicheskie lektsii. 3-e izd., GEOTAR-Media, 2016.
5. Vladimirtsev V.A. Perspektivy razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya vrachei v negosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal), Modern Research of Social Problems, №10 (54). 2015. S. 36 - 48. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-4
6. Danilov A.B., Danilov Al.B. Upravlenie bol'yu. Biopsikhosotsial'nyi podkhod. M.: «AMM PRESS», 2016. S. 357.
7. Educational Objectives. Core Curriculum in Obstetrics and Gynecology. 10th Edition. The Council on Resident Education in Obstetrics and Gynecology. The American College of Obstetricians and Gynecologists. URL: http ://www.gynob.emory.edu/images/creog_edu-cational_objectives2013.pdf (data obrashcheniya: 8.12.2016).
8. Directory of Fellowship Programs in Reproductive Endocrinology and Infertility available in 2017. American Society for Reproductive Medicine and the Society for Reproductive Endocrinology and Infertility. URL: http://www.socrei.org/uploadedFiles/Affili-ates/SOCREI/Fellowships/REIFellowshipPrograms.pdf (data obrashcheniya: 8.12.2016)
9. Reproductive medicine curriculum and logbook -post-June 2015. Royal College of Obstetricians and Gy-necol-ogists, 2016. URL: https://www.rcog.org.uk/en/ca-reers-training/specialty-training-curriculum/subspecialty-training/reproductive-medicine-subspecialty-train-ing/#post (data obrashcheniya: 8.12.2016)
10. Joseph C. Gambone, James H. Segars, Marcelle Cedars, William D. Schlaff. Fellowship training and
board certification in reproductive endocrinology and infertility. Fertility and Sterility, Volume 104, Issue 1, July 2015, Pages 3-7 URL: http://www.sciencedirect.com/sci-ence/article/pii/S0015028215003131 (data obrashcheniya: 7.12.2016)
11. Materialy XVII Vserossiiskogo nauchno-obra-zovatel'nogo foruma «Mat' i Ditya - 2016» M., 2016 URL: http: //mediexpo. ru/fileadmin/user_upload/con-tent/pdf/thesis/thesis_md16.pdf (data obrashcheniya: 8.12.2016).