Для корреспонденции
Ветшева Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, ученый секретарь ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии» Департамента здравоохранения г. Москвы: E-mail: [email protected]
Ветшева Н.Н.1, Трофименко И.А.1, Морозов С.П.12, Низовцова Л.А.1, Ким С.Ю.1, Фисенко Е.П.12
Повышение качества медицинской помощи за счет усовершенствования системы непрерывного медицинского образования
Vetsheva N.N.1, Trofimenko I.A.1, Morozov S.P.1,2, Nizovtsova L.A.1, Kim S.Yu.1, Fisenko E.P.12 Improving quality of care via continuous medical education refinement
1 Scientific and Practical Center of Medical Radiology of Moscow Health Department
2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Along with transition to a new system of continuing medical education (CME) in Russia, there is a need to reform the organization of educational process as well as the guidelines for submitting materials and training instructors. Doctors highly motivated for self-education should be constantly improving their knowledge through CME. This will lead to an improvement of medical care quality.
Keywords
• education of doctors
• continuing medical education
• advanced training
• accreditation
• radiology
1 ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии» Департамента здравоохранения г. Москвы
2 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
В связи с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования в России возникает необходимость в реформировании не только структуры организации образовательного процесса, но и форматов подачи материалов, подготовки преподавательских кадров. Высокая мотивация к самообразованию врачей должна реализовывать стремление к постоянному повышению своих знаний и в итоге повышать качество оказания медицинской помощи.
Ключевые слова
• образование врачей
• непрерывное медицинское образование
• повышение квалификации
• аккредитация
• рентгенология
Обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образования (НМО) в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. указано как одна из приоритетных задач развития системы здравоохранения.
При этом в качестве основных причин неудовлетворительного качества медицинской помощи называют недостаточную квалификацию врачей и их низкую мотивацию к профессиональному совершенствованию [1]. Присоединение России к Болонской декларации в 2003 г. и вхождение России
в единое Европейское образовательное пространство внесли ряд изменений в послевузовское образование врачей [2].
В отличие от большинства европейских стран, где медицинские работники обязаны ежегодно подтверждать свои знания и ежедневно использовать современные руководства на рабочих местах, по существующей системе непрерывного последипломного образования, российские врачи проходят курсы повышения квалификации 1 раз в 5 лет. Ситуация усугубляется тем, что обучение для подтверждения сертификата зачастую носит формальный характер и содержание образовательных программ не всегда отвечает запросам практического здравоохранения. Отсутствие дистанционных технологий преподавания приводит к тому, что обучение на курсах повышения квалификации в очной форме вынуждает врачей к неудовольствию работодателей на 1—2 мес отрываться от практической работы [3].
В настоящее время учебный процесс в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) стремится выйти на качественно новый уровень развития, отвечающий современным потребностям общества и государства, инновационному развитию системы здравоохранения [4]. Разрабатываются новые системы профессиональной подготовки, позволяющие специалисту постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки [5].
Современные образовательные тенденции
При переходе к системе НМО содержание разных форм образовательных программ повышения квалификации требует прежде всего соответствия актуальным требованиям практического здравоохранения и современ-
ных образовательных тенденций, среди них можно выделить активное использование дистанционных технологий, проблемное обучение в малых группах, обучение в составе междисциплинарных команд [6].
Успех современного образования во многом зависит от способности и готовности педагогов работать в новых условиях, применять различные подходы к организации учебного процесса на основе современных методологических разработок и новых образовательных технологий [7].
В настоящее время идет коренная перестройка системы ДПО, что связано с этапным переходом к системе аккредитации специалистов. Данный процесс регламентирован вступлением в силу с 1 января 2016 г. ст. 69 Федерального закона от 21.01.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Последние изменения по аккредитации законодательно закреплены в приказе № 974н от 20.12.2016 «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 334н».
Первичная специализированная аккредитация проводится по окончании ординатуры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами или профессиональными стандартами, разработка которых идет и в настоящее время. Первичная специализированная аккредитация предусматривает получение специалистом разрешения на работу в области конкретной профессиональной деятельности. Повторная аккредитация проводится каждые 5 лет, она предназначена для подтверждения готовности к осуществлению медицинской деятельности специалиста, освоившего 5-летнюю программу непрерывного профессионального развития [8].
Структура дополнительного и непрерывного медицинского образования в России
В условиях внедрения системы аккредитации специалист, у которого последний сертификат получен после 1 января 2016 г., должен начать обучение по индивидуальной образовательной траектории, чтобы через 5 лет пройти процедуру профессиональной аккредитации для замены сертификата на аккредитационное удостоверение [9].
По разработанной и утвержденной Минздравом РФ модели НМО специалист должен пройти 5-летний цикл обучения и набрать 250 зачетных единиц (ЗЕТ). В год врач должен набирать не менее 50 зачетных единиц. Важно понимать, что даже в случае набора специалистом большего числа ЗЕТ, они будут учитываться только в текущем году без переноса на будущие годы 5-летнего цикла.
50 ЗЕТ соответствуют 50 академическим часам, которые должны быть получены из двух направлений: 36 зачетных единиц предполагается получать за счет образовательные программы ДПО продолжительностью 36 или 18 ч; 14 единиц будут складываться из учебных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы, вебинары, электронные модули).
Для вступления в систему НМО сразу после получения последнего сертификата после 1 января 2016 г. специалисту необходимо зарегистрироваться на двух сайтах:
1. Портал НМО www.edu.rosminzdrav.ru.
При регистрации на портале НМО слушатель получает личный кабинет (вход осуществляется с вкладки «Специалистам» ^ «5-летние циклы обучения» ^ «Вход в личный кабинет»), заполняет регистрационную форму с обязательным указанием СНИЛС.
Для врачей, получивших сертификат до 1 января 2016 г., создана вкладка «Допуск к сертификации», прохождение данных циклов и набор баллов для них добровольное.
Если сертификат выдан после 1 января 2016 г., необходимо перейти во вкладку «Допуск к аккредитации». Далее следует добавить 5-летний цикл и внести все запрашиваемые данные, включая номер сертификата и т.д.
На портале можно выбирать программы повышения квалификации 18 и 36 ч, зачетные единицы за прохождение данных программ начисляются автоматически после завершения обучения.
2. Сайт Координационного совета НМО www.sovetnmo.ru.
На этом сайте необходимо регистрироваться отдельно. Здесь можно выбрать либо учебные мероприятия, либо электронные модули по своей специальности. После посещения любого учебного мероприятия пользователю будет выдан сертификат установленного образца с индивидуальным кодом, который пользователь должен самостоятельно активировать в личном кабинете и добавить таким образом в план обучения.
Следует обращать внимание при участии в образовательных мероприятиях на регистрацию их в Координационном совете НМО. Правомочны фиксировать в личном кабинете ЗЕТ только тех образовательных мероприятий (конференций, вебинаров и др.), которые находятся на сайте Координационного совета [8].
По окончании 5 лет НМО с портфолио, которое формируется в личном кабинете на двух сайтах, специалист проходит процедуру повторной аккредитации.
Необходимо отслеживать специальности, по которым проходят те или иные
мероприятия, так как в зачет для аккредитации будут идти только ЗЕТ, полученные по специальности, по который выдан последний сертификат. Например, врач-рентгенолог не может получить баллы по мероприятию, которое аккредитовано по специальности «радиология».
Если врач имеет >2 сертификатов по разным специальностям, для дальнейшего допуска к профессиональной деятельности ему нужно будет проходить циклы обучения и набирать зачетные единицы по каждой специальности отдельно.
Оплата обучения может проводиться на бюджетной и коммерческой основе или с помощью образовательного сертификата обязательного медицинского образования (ОМС). Бюджетные места выделяются региональными органами исполнительной власти в виде государственного задания, чаще всего они строго ограничены. Образовательный сертификат является новой формой оплаты, предусмотренной приказом Минздрава России № 575н от 04.08.2016 [10].
Проблемно-ориентированное обучение
Меняются не только условия получения новых знаний, но и формы подачи информации. Идет переход на проблемно-ориентированное обучение, где педагогическая стратегия подразумевает особый стиль постижения знаний, при котором можно полноценно овладеть проблемой с глубоким освоением материала реальных жизненных ситуаций при максимальном использовании доказательно обоснованных мировых информационных ресурсов [11]. Изучение материала обычно проходит в виде занятий в аудитории, в небольших по численности группах слушателей,
обычно в форме дискуссии, направляемой преподавателем [12]. Роль преподавателя приравнивается к роли эксперта по обсуждаемой проблеме и состоит в поощрении активного обсуждения вопроса, обеспечении взаимодополняющей работы учащихся и получения соответствующей информации [13]. Такая форма общения позволяет более успешно обсуждать все вопросы, постигать их суть и, что еще важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели амбициозное озвучивание авторитарного мнения преподавателя.
Технология проблемно-модульного обучения формирует навыки творческого усвоения знаний и мотивацию профессиональных достижений. Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений медицинского работника очевидны как с личностной, так и с общественных точек зрения [14]. В рамках развития системы НМО среди основных задач, решаемых образовательной организацией, можно выделить следующие:
• качественное образование с использованием инновационных образовательных программ, авторских разработок, привлечение высокопрофессионального преподавательского коллектива;
• формирование у обучающихся информационной культуры, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные технологии;
• системно-информационный подход к образованию развивает системное мышление;
• развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала обучающихся, их коммуникативных способностей с использованием богатейшего арсенала компьютерных технологий
[15]. Известно, что одной из ключевых задач образования является формирование у будущих специалистов умения самостоятельно принимать решения на основании постоянно обновляемых знаний [16]. Именно проблемно-модульное обучение включает изложение знаний с последующей организацией самостоятельной работы обучающихся по решению проблемы, которую определил преподаватель, включение обучающихся в самостоятельный поиск по формулировке и решению проблемы [17]. Постепенный переход образовательных организаций на современные образовательные технологии даст новый импульс системе медицинского образования, позволит перейти к инновационному пути развития.
Андрагогическая модель обучения
Современная идеология образования взрослых (андрагогическая модель обучения) основана на ряде научных исследований, и среди них наибольшее признание получили работы A. Naus, D. Smit (США, 1996), U. Jar (Великобритания, 1997), послужившие толчком описания новой науки андрагогики. Андрагогика — наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучаемых. В отличие от педагогики, которая направлена на воспитание и обучение человека, в андрогогике раскрываются закономерности формирования личности в процессе ее становления. В андрагогической модели обучения ведущая роль принадлежит самому обучаемому, который в силу приобретенного опыта, знаний и собственного мировоззрения имеет свое понимание и свои требования к образовательному
процессу. Основными принципами обучения становятся индивидуальность и системность [4].
Мотивация обучающихся
Среди наиболее значимых внешних факторов, влияющих на мотивацию врача к повышению своей квалификации, можно выделить следующие: переаттестация каждые 5 лет, заинтересованность руководства лечебно-профилактической организации в повышении квалификации сотрудников [18].
Среди внутренних факторов самомотивации особое место занимают потребность в осмыслении собственного опыта, необходимость самореализации, профессиональный и карьерный рост, а также материальная заинтересованность. При этом подавляющая часть врачей ориентирована на сам процесс труда, а не на зарабатывание денег [19]. С общественной точки зрения главным стимулом профессионального развития врача должна быть внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний, понимание своей миссии в сохранении жизни и здоровья людей [20].
Однако в результате проведенного отечественными авторами комплексного социально-гигиенического исследования, в котором приняли участие 5090 человек, установлено, что 72,3% респондентов считают, что ненужно проходить курсы повышения квалификации каждые 5 лет. Более половины (54,6%) врачей с опытом работы до 5 лет считают, что необходимо только практическое обучение, без теории, а 11,7% врачей, имеющих стаж работы более 15 лет, считают, что курсы повышения квалификации отвлекают внимание. Проходить обучение чаще 1 раза в 5 лет хотят
лишь 12,2% опрошенных врачей. При этом большинство респондентов (66,4%) недовольны уровнем преподавания и организацией курсов повышения квалификации. Перечислим наиболее частые пре-тензии:
• тематика занятий: чистая теория, не соответствующая практике, либо бегущая вперед, либо отстающая от действительности;
• уровень преподавания и преподавателей, отсутствие современных технологий преподавания, тренингов по отработке практических навыков;
• график, отрыв от производства.
Не посещают медицинские семинары, конференции и другие мероприятия 75,5% врачей. Отсутствие информации о времени, тематике и месте проведения мероприятий отмечают 30,2% опрошенных. Со слов 35,7% врачей администрация медицинских организаций не поддерживает стремление к образованию и не отпускает с рабочего места. И только 8% отмечают недостаток материальных средств как основную проблему непосещения учебных мероприятий. Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о низкой мотивации руководящего состава к повышению уровня образования персонала и оказанию качественной медицинской помощи, особенно среднего и младшего медицинского персонала [21].
В связи с этим можно выделить следующие основные критерии успешности образовательной программы:
1. Продолжительность (краткие циклы 18 и 36 ч).
2. График проведения предпочтительно без отрыва от производства, частично или полностью дистанционное обучение.
3. Интересные темы для практической деятельности.
4. Профессиональные лекторы.
5. Новый формат подачи информации с интерактивным общением с аудиторией.
6. Большое количество практических занятий.
7. Обязательная независимая оценка преподавателей и цикла слушателями.
Грамотное планирование образовательной деятельности в соответствии с пожеланиями аудитории, требованиями практического здравоохранения и возможностями образовательных организаций должно стать одним из ведущих мотивирующих факторов новой системы.
Заключение
Все представленные данные подтверждают необходимость перехода на систему НМО с реформированием процесса обучения и выходом на новый уровень подачи информации для усиления мотивации сотрудников и руководителей к совершенствованию профессиональных знаний, что должно способствовать повышению качества оказания медицинской помощи.
Сведения об авторах
ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии» Департамента здравоохранения г. Москвы:
Ветшева Наталья Николаевна — кандидат медицинских наук, ученый секретарь E-mail: [email protected]
Трофименко Ирина Анатольевна — кандидат медицинских наук, заведующий учебно-консультативным отделом E-mail: [email protected]
Морозов Сергей Павлович — доктор медицинских наук, профессор, директор; профессор кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России E-mail: [email protected]
Низовцова Людмила Арсеньевна — доктор медицинских наук, профессор, заместитель руководителя отдела развития непрерывного профессионального образования E-mail: [email protected].
Ким Станислав Юрьевич — кандидат медицинских наук, заместитель директора по научной работе
E-mail: [email protected]
Фисенко Елена Полиектовна — доктор медицинских наук, главный научный сотрудник экспертного отдела; профессор кафедры функциональной и ультразвуковой диагностики ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России E-mail: [email protected]
Литература
1. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www. protown.ru/information/doc/4293.html. (дата посещения: 28.03.2017)
2. Прозорова Г.Г., Алехина О.Д., Бурлачук В.Т., Трибунцева Л.В. и др. Изменение качества первичной медицинской помощи на фоне непрерывного последипломного образования врачей общей практики // Инновации в науке. 2014. № 40. С. 138-144.
3. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010.
4. Мошетова Л.К., Задворная О.Л. Непрерывное медицинское образование — фактор развития кадров здравоохранения и основа качества медицинской помощи // Офтальмол. ведомости. 2011. Т. 4, № 2. C. 4—7.
5. Чернышова Т.С. Непрерывное образование как основа профессионального развития специалиста медицинского профиля // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 88—90.
6. Морозов С.П., Трофименко И.А., Дорохова М.М. Школа лучевой диагностики ЕМС — новые образовательные технологии и международный опыт // Рос. электронный журн. лучевой диагностики. 2015. № 5 (3). С. 104—109.
7. Чукичев А.В., Пешиков О.В., Тур Е.В., Бердникова Е.В. и др. Игровой учебно-методический конкурс как способ учебной мотивации // Непрерывное медицинское образование и наука. 2015. № 10 (1). С. 10—12.
8. Балкизов З.З., Природова О.Ф., Семенова Т.В., Сизова Ж.М. Переход на новую систему допуска к медицинской деятельности: аккредитация и непрерывное медицинское образование // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 4 (26). С. 12—18.
9. Алексеева М.В., Ваулин С.В. К проблеме использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в непрерывном медицинском образовании // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 51—55.
10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года № 575н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования». URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/132/16/19/43998.pdf. (дата посещения: 28.03.2017)
11. Попова Л.Г. Непрерывное медицинское образование // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. № 117 (2). С. 60—61.
12. Aspy C.B., Aspy D.N. Why religion should be an integral part of public school education // Counseling Values. 1993. Vol. 37, N 3. P. 114—187.
13. Lloyd-Jones G., Margetson D., Bligh J.G. Problem-based learning: a coat of many colours // Med. Educ.1998. Vol. 32, N 5. P. 492—494.
14. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9—11.
15. Бояркина Л.А., Ледак Л.П. Инновационные информационные технологии обучения как средство формирования профессионализма преподавателя // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 40-44.
16. Лаврентьева Н.Н., Миронов И.Л., Ратникова Л.И., Шип С.А. Студенческая наука как ключевой фактор процесса модернизации современного российского медицинского образования // Изв. высш. учеб. заведений. Уральский регион. 2013. № 3. С. 129-132.
17. Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий // Успехи соврем. естествознания. 2015. № 2. С. 189-194.
18. Ратникова Л.И., Шип С.А. Востребованность расширенных видеолекций в непрерывном медицинском образовании по специальности «Инфекционные болезни» // Непрерывное мед. образование и наука. 2016. № 11 (2). С. 17-20.
19. Авилов О.В., Чащина Е.Н. Мотивация труда врачей в клинике Южно-Уральского государственного медицинского университета // Непрерывное мед. образование и наука. 2015. № 10 (1). С. 13-15.
20. Ратникова Л.И. Формирование мотивации студентов медицинского вуза к непрерывному образованию. Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации. Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. URL: http://www.chelsma.ru/files/misc/ smk2015_smsbornik.pdf. (дата посещения: 28.03.2017)
21. Бреусов А.В., Бершадская М.Б. Мотивация персонала - основополагающий фактор в системе непрерывного медицинского образования и повышения качества медицинской помощи // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2010. № 4. С. 110-113.
References
1. Concept of development of public health services of the Russian Federation until 2020. URL: http://www. protown.ru/information/doc/4293.html. (date of access 28.03.2017) (in Russian)
2. Prozorova G.G., Alekhina O.D., Burlachyk V.T., Tribuntseva L.V., et al. Change in the quality of primary medical care on the background of continuous postgraduate education of general practitioners. Innovatsii v nauke [Innovations in Science]. 2014; (40): 138-44. (in Russian)
3. Ulumbekova G.E. Health care in Russia. What to do. The scientific substantiation of the "Strategy for the Development of Health Care of the Russian Federation until 2020". Moscow: GEOTAR-Media, 2010. (in Russian)
4. Moshetova L.K., Zadvornaya O.L. Continuous medical education is a factor in the development of health personnel and the basis for the quality of care. Oftal'mologicheskie vedomosti [Ophthalmological Records]. 2011; 4 (2): 4-7. (in Russian)
5. Chernyshova T.S. Continuous education as the basis for the professional development of a medical specialist. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2015; 3 (52): 88-90. (in Russian)
6. Morozov S.P., Trofimenko I.A., Dorokhova M.M. The School of beam diagnostics of the EMC — new educational technologies and international experience. Rossiiskii elektronnyi zhurnal luchevoi diagnostiki [Russian Electronic Journal of Radiation Diagnostics]. 2015; 5 (3): 104—9. (in Russian)
7. Chukichev A.V., Peshikov O.V., Tur E.V., Berdnikova E.V., et al. Gaming educational-methodical competition as a method of educational motivation. Nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie i nauka [Continuing Medical Education and Science]. 2015; 10 (1): 10-2. (in Russian)
8. Balkizov Z.Z., Prirodova O.F., Semenova T.V., Sizova Zh.M. Transition to a new system of admission to medical activities: accreditation and continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; 4 (26): 12-8. (in Russian)
9. Alekseeva M.V., Vaulin S.V. To the problem of using e-learning and distance educational technologies in continuous medical education. Smolenskii meditsinskii al'manakh [Smolensk Medical Almanac]. 2016; (2): 51-5. (in Russian)
10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of August 4, 2016 N 575n "On Approval of the Procedure for Choosing a Program for the Professional Development of a Professional Development Program in an Organization that Provides Educational Activity for Referral for Additional Professional Education at the Expense of the Normalized Insurance Stock of the Territorial Mandatory Medical Insurance Fund. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/132/16/19/43998.pdf. (date of access: 28.03.2017) (in Russian)
11. Popova L.G. Continuing medical education. Novaya nauka: teoreticheskii i prakticheskii vzglyad [New science: theoretical and practical view]. 2016; 117 (2): 60-1. (in Russian)
12. Aspy C.B., Aspy D.N. Why religion should be an integral part of public school education. Counseling Values. 1993; 37 (3): 114-87.
13. Lloyd-Jones G., Margetson D., Bligh J.G. Problem-based learning: a coat of many colours. Med Educ.1998; 32 (5): 492-4.
14. Ratnikova L.I. Motivation of the practitioner for continuous medical education Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2014; (1): 9-11. (in Russian)
15. Boyarkina L.A., Ledak L.P. Innovative information technologies of teaching as a means of forming the professionalism of a teacher. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija v Rossii [Problems and Prospects of Development of Education in Russia]. 2014; (31): 40-4. (in Russian)
16. Lavrentyeva N.N., Mironov I.L., Ratnikova L.I., Ship S.A. Student science as a key factor in the modernization of modern Russian medical education. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Ural'skii region. [Proceedings of higher educational institutions. The Ural region]. 2013; (3): 129-32. (in Russian)
17. Romantsov M.G., Melnikova I.Yu. Innovations in medical education through the introduction of pedagogical technologies. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [The Success of Modern Science]. 2015; (2): 189-94. (in Russian)
18. Ratnikova L.I., Ship S.A. Demand for extended video lectures in continuous medical education in the specialty "Infectious Diseases. Nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie i nauka [Continuing Medical Education and Science]. 2016; 11 (2): 17-20. (in Russian)
19. Avilov O.V., Chaschina E.N. Motivation of doctors' work in the clinic of the South Ural State Medical University. Nepreryvnoe meditsinskoe obrazovanie i nauka [Continuing Medical Education and Science]. 2015; 10 (1): 13-5. (in Russian)
20. Ratnikova L.I. Formation of the motivation of students of medical high school for continuous education. Optimization of higher medical and pharmaceutical education: quality management and innovation. Materialy III Vserossiiskoi (VI vnutrivuzovskoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi Dnyu rossiiskoi nauki [Materials of the III All-Russian (VI university) scientific and practical conference dedicated to the Day of Russian Science]. URL: http://www.chelsma.ru/files/misc/smk2015_smsbornik.pdf. (date of access: 28.03.2017) (in Russian)
21. Breusov A.V., Bershadskaya M.B. Personnel motivation - a fundamental factor in the system of continuous medical education and improving the quality of medical care. Rossiiskii mediko-biologicheskii vestnik im. akademika I.P. Pavlova. Russian medical and biological bulletin named after academician I.P. Pavlova. 2010; (4): 110-3. (in Russian)