СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.252.2:331.108.45
Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н.
АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАК СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119991, Москва, Россия
Стремительное развитие медицинской науки и практики здравоохранения, необходимость совершенствования качества медицинской помощи, проводимая модернизация образования явились основанием для научного обоснования и внедрения системы непрерывного медицинского образования, в которую поэтапно будут включаться лица, прошедшие с 2016 г. процедуру аккредитации специалиста.
Ключевые слова: процедура аккредитации специалиста; аккредитационная комиссия; качество медицинской помощи; модернизация образования; непрерывное медицинское образование. Для цитирования: Свистунов А.А., Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Аккредитация специалиста здравоохранения как стартовая площадка непрерывного медицинского образования. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61 (4): 253-256. DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-253-256
Svistunov A.A., Sizova Zh.M., Tregubov V.N. ACCREDITATION OF THE HEALTH PROFESSIONAL AS A LAUNCH PAD FOR CONTINUING MEDICAL EDUCATION
Sechenov First Moscow State Medical University, 119991, Moscow, Russia The rapid development of medical science and health care practice, the need to improve the quality of health care, the ongoing modernization of education was the basis for scientific rationale and implementation of the system of continuous medical education, which will be gradually expanded to cover individuals who have undergone 2016 accredited specialist.
Keywords: accreditation specialist; accreditation Commission; the quality of health care; upgrading education; continuing medical education.
For citation: Svistunov A.A., Sizova Zh.M., Tregubov V.N.. Accreditation of the health professional as a launch pad for continuing medical education. Anesteziologiya i reanimatologiya (Russian journal of Anаеsthesiology and Reanimatology) 2016; 61 (4): 253-256. (In Russ.). DOI: 10.18821/0201-7563-2016-4-253-256
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding.The study had no sponsorship. Received 15.03.2016 Accepted 25.03.2016
Повышение качества оказания медицинской помощи, ее безопасность и повышение эффективности расходования государственных ресурсов напрямую связаны с уровнем квалификации медицинских работников. Анализ ситуации с оценкой профессиональных квалификаций специалистов здравоохранения в Российской Федерации показал, что существует целый ряд нерешенных проблем.
В первую очередь это относится к отсутствию официально утвержденных профессиональных стандартов по всем специальностям профессиональной деятельности. Во-вторых, оценка профессиональных квалификаций врачей и провизоров по-прежнему осуществляется учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования и таким образом не является независимой. Кроме того, отсутствует заинтересованность в независимой сертификации и экспертизе профессиональных компетенций у самих соискателей рабочих мест.
О необходимости модернизации образования свидетельствует и сохраняющийся за последние годы низкий уровень качества медицинской помощи, который в 2015 г, по данным Минздрава России, составлял 40,4% (рис. 1) [4].
В настоящее время совершенно очевидно, что оценка профессиональных квалификаций специалиста должна
Для корреспонденции:
Сизова Жанна Михайловна, д-р мед. наук, проф., дир. Центра аккредитации ГБОУ ВПО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России. E-mail: [email protected] For correspondence:
Zhanna M. Sizova, Doctor of medical Sciences, Professor, Director of the accreditation centre sbei HPE First MGMU named after I.M. Sechenov of rmph. E-mail: [email protected]
проводиться независимыми экспертами из числа профессионалов, не связанных никакими обязательствами, кроме одного - стремления к объективности и ответственности выполнения своей миссии перед врачами, пациентами и работодателями.
С введением в действие Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» (статья 69). Это явилось предпосылкой для создания в Российской Федерации единой национальной системы аккредитации медицинских работников.
Однако до 1 января 2016 г отсутствовало нормативно-правовое регулирование системы аккредитации специалиста: статья 69 Федерального закона № 323-ф3 не содержала норм, разъясняющих систему и процедуру аккредитации специалистов. Существующая в Российской Федерации вертикаль нормативно-правовой системы, регулирующей процедуру аккредитации специалистов, определяла отсутствие полномочий по организации проведения аккредитации специалистов и утверждению подзаконных нормативных правовых актов.
С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым сертификаты специалиста будут выдаваться медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 г. Право на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности на территории Российской
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-253-256
253
40,4
36,9
34,7
35;7 35,4 35,3
33,0
30,0
31,0
34,0
43,0 -| 41,039,037,035,033,031,029,027,02006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Динамика (в %) удовлетворенности населения Российской Федерации качеством медицинской помощи.
Федерации на основании сертификата специалиста пролонгировано до 1 января 2026 г.
С учетом изменений, внесенных в Федеральный закон № З23-Ф3, развитие системы аккредитации будет носить поэтапный характер. Приказом Минздрава России от 25 февраля 2016 г. № 127н утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов, а также определены категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование, которые подлежат аккредитации.
Согласно приказу, в 2016 г. к медицинской деятельности через процедуру аккредитации будут допущены лица, завершающие в 2016 г. освоение основных образовательных программ (ОП) высшего медицинского и фармацевтического образования по специальностям «Стоматология» и «Фармация» (первичная аккредитация). В 2017 г аккредитации подлежат лица, завершившие обучение по основной ОП высшего образования по всем специальностям (уровень специалитет). В 2018 г через процедуру первичной специализированной аккредитации к профессиональной деятельности будут допущены лица, завершившие обучение по программе ординатуры; лица, прошедшие программу профессиональной переподготовки в рамках дополнительного профессионального образования; лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государства, и лица, получившие иное высшее образование и осуществляющие медицинскую деятельность.
Остальные категории лиц до 2021 г допускаются к медицинской деятельности через процедуру сертификации в соответствии с приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г № 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста». С 2021 г. для этой категории лиц начнется периодическая аккредитация. Предполагается, что все специалисты пройдут процедуру аккредитации к 2026 г.
Аккредитация специалиста - это процедура определения соответствия готовности конкретного лица к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с профессиональным стандартом по специальности.
По мере осмысления и развития концепции аккредитации специалистов ее разновидности находятся в процессе обсуждения и претерпевают определенные изменения, но во всех случаях ключевая роль отводится первичной аккредитации выпускников медицинских образовательных организаций. Первичная аккредитация специалиста предназначается для определения готовности выпускников специалитета к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности.
При оценивании выпускников с целью определения или подтверждения их готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности необходимо учитывать требования и профессиональных, и образовательных стандартов путем установления соответствия между ними. При этом необходимо помнить, что требования профессио-
100 -9080706050403020100-
Пороговый балл
Диапазон высокой компетенции
Пороговый балл
Диапазон базовой компетенции
Мини-кейсы (профессиональные стандарты)
Практические задания в имитационной среде (профессиональные стандарты)
Пороговый балл
Диапазон минимальной компетенции
Задания для оценки знаний и умений, необходимых при выполнении трудовых действий
Рис. 2. Модель измерителя для первичной аккредитации выпускников медицинских образовательных организаций.
нальных стандартов первичны, а компетенции должны вытекать из них, обеспечивая способности к выполнению трудовых действий.
Работу по созданию системы аккредитации возглавляет Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое формирует аккредитационные комиссии с участием профессиональных некоммерческих организаций, осуществляет контроль за разработкой оценочных средств и осуществляет другие функции по организации проведения аккредитации специалистов здравоохранения.
Первому Московскому государственному медицинскому университету им. И.М. Сеченова была делегирована функция по созданию Федерального методического центра аккредитации специалистов здравоохранения с тем, чтобы уже в 2016 г. развернуть подготовку фондов оценочных средств и методического обеспечения первичной аккредитации в сотрудничестве с другими медицинскими вузами России.
Первоначально в деятельности Методического центра были определены регламентирующие принципы процедур аккредитации, направленные на обеспечение высокой объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости оценок испытуемых. Соблюдение этих принципов позволяет гарантировать справедливость процедур аккредитации, выполнение их без нарушения прав отдельных лиц или групп лиц на получение обоснованных оценок своей готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Поэтому оценивание специалистов при аккредитации предполагает обязательное обращение к теории измерений в социальных науках и всем ее прикладным компонентам: методикам разработки измерителей, методикам анализа качества измерителей и результатов измерений и построения шкал для интерпретации оценок испытуемых.
При определении модели оценочных средств для первичной аккредитации специалистов предпочтение было отдано многостадийному варианту измерений, включающему три этапа: этап оценки квалификации лица с помощью тестирования, этап оценки практических навыков и умений в симулированных условиях и этап решения ситуационных задач в форме мини-кейсов.
Обычно в многостадийных измерениях число стадий совпадает с числом диапазонов, выделенных для описания признаков проявления трудовых функций или компетенций, и на каждой стадии используются различные виды оценочных средств. Поэтому в приведенной ниже модели измерителя 3 стадии измерений соотнесены с различными видами оценочных средств, позволяющими обеспечить эффективное функционирование процедур аккредитации в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (рис. 2). При этом предполагается, что задания разработаны таким образом, что
254
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)
Р0!: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-253-256
нижняя часть измерителя включает наиболее легкие задания, соотнесенные с минимальной готовностью к профессиональной деятельности или компетентностью, средняя часть соответствует диапазону базовой готовности или компетентности, а верхняя часть содержит наиболее трудные задания, выполнить которые способен только очень компетентный специалист.
В модели, предложенной специалистами Методического центра, содержание легких заданий должно быть ориентировано на проверку освоения знаний и умений, лежащих в основе выполнения трудовых действий. Содержание заданий среднего и верхнего диапазонов также ориентировано на требования профессиональных стандартов, однако задания этих диапазонов отличаются от заданий нижней части по цели создания и по увеличению трудности. Средняя часть предназначается для оценки сформированности базовых практических навыков, поэтому включает практические задания средней трудности. Верхняя часть - это мини-кейсы, с наиболее трудными заданиями проблемного характера, правильное выполнение которых свидетельствует о высокой компетентности специалиста.
В разработке и экспертизе фонда оценочных средств для первичной аккредитации по специальностям «стоматология» и «фармация» приняли участие представители профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.
Материалы находятся в свободном доступе на специально созданном Методическим центром аккредитации Интернет-ресурсе, а также могут быть открыты по ссылкам, размещенным на сайтах Минздрава и Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Работа на данном сайте позволяет выпускнику, находясь в любой точке России, где есть сеть Интернет, не только подготовиться к прохождению аккредитационно-го экзамена, но и оценить уровень своей подготовки путем прохождения репетиционного тестирования. Количество попыток выполнения репетиционного набора не ограничено. Анализ тестирования показал, что выпускники ряда образовательных организаций достаточно активно готовятся к предстоящей первичной аккредитации специалистов, но данная активность отмечается не везде.
Второй этап аккредитации включает оценку практических навыков и умений в симулированных условиях с целью определения владения выпускниками практическими навыками профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Таких заданий на аккредитации выпускнику будет предложено 5, одно из которых выполнение навыка по неотложной помощи и 4 профессиональных навыка. Оценка практических навыков и умений в симулированных условиях проводится в рамках объективного структурированного клинического экзамена, который представляет собой цепь оценочных станций, в которых экзаменатор определяет практические клинические навыки, используя предварительно установленную объективную систему баллов [6].
Третий этап аккредитации включают решение трех ситуационных задач в форме кейс-задач, в которых испытуемому предлагают осмыслить реальную ситуацию профессиональной деятельности, отражающую практическую проблему и владение профессиональными компетенциями. На данном этапе важная роль отводится экспертам аккредитационных комиссий. Состав аккредитационной комиссии формирует Минздрав Российской Федерации. В состав комиссии на паритетных началах включаются представители профессио-
Рис. 3. Обход министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой Центра аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
нального некоммерческого общества, работодателя и образовательных и (или) научных организаций.
Эксперты аккредитационных комиссий должны пройти обучение в методическом центре аккредитации. Это позволит обеспечить качество и единство в организации и проведении аккредитации специалистов в других образовательных организациях, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.
Представленный алгоритм процедуры аккредитации специалистов получил высокую оценку министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой, которая 9 марта 2016 г. посетила Центр аккредитации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (рис. 3). На Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов России в этот день она отметила, что «в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создан если не идеал, то близкий к этому образец Центра аккредитации, к которому нужно стремиться всем нашим вузам» [8].
Все специалисты, которым после 1 января 2016 г. будет выдаваться свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста, должны автоматически включаться в систему непрерывного медицинского образования (НМО) - новую форму повышения квалификации медицинских работников, которую отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуля-ционные), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает необходимое получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов [3].
Внедрение НМО обусловлено стремительным развитием медицинской науки и практики здравоохранения, ведь полученные в образовательных организациях профессиональные знания ежегодно «обесцениваются» на 20-30%, в связи с чем их необходимо систематически обновлять. На этом фоне система направления медицинских и фармацевтических кадров на обучение 1 раз в 5 лет, как правило, перед получением специалистами сертификата, в настоящее время себя уже не оправдывает. Это послужило основанием для перехода здравоохранения на новую парадигму «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [1, 5].
В целях апробации механизмов внедрения системы НМО в систему образования координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (приказ Минздрава России от 18 февраля 2013 г. № 82), в 2013 г. проведен пилотный проект, в котором на добровольной основе было предложено участвовать врачам, у которых действие сертификата специалиста завершалось в 2014-2015 гг. В общей сложности в данном проекте участвовали 735 врачей по специальностям: участковые
RUSSIAN JOURNAL of ANAESTHESIOLOGY and REANIMATOLOGY. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-253-256
255
врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры и врачи общей практики (семейные врачи).
Из предусмотренных образовательной программой 144 ч образовательным организациям было выделено 108 ч, профессиональным некоммерческим организациям по соответствующей специальности - 36 ч, из которых освоение 16 ч осуществлялось путем участия врачей в очных или он-лайн учебных мероприятиях, а 20 ч - самостоятельно при изучении заранее разработанных электронных учебных модулей [3, 5].
Результаты пилотного проекта позволили проанализировать готовность медицинского сообщества к вхождению в систему НМО и наметить основные пути ее оптимизации. В частности была обоснована необходимость увеличения времени на образование специалиста за 5 лет до 250 ч. Обеспечение непрерывности в медицинском образовании в течение всей трудовой деятельности специалистов будет достигаться благодаря равномерному распределению образовательной активности по годам, в среднем по 50 ч в год. В нее будут включаться не только аудиторные учебные занятия по дополнительным профессиональным программам, но и образовательные мероприятия, проводимые медицинскими профессиональными объединениями и ассоциациями. К таким мероприятиям относятся семинары, конференции, отработка практических навыков в симуляционном центре и т. д. [5].
Важное место в системе НМО отводится проведению на рабочих местах самообразования, под которым следует понимать целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области медицины, науки, культуры, политической жизни и т. п. В их число входит самостоятельное изучение литературных источников по специальности, таких как монографии, статьи в научных журналах, интернет-ресурсов, освоение массовых открытых он-лайн курсов, публикация научных статей, разработка и внедрение новых способов диагностики и лечения пациентов и др. [2, 7].
Учитывая, что процесс самообразования врачей в системе НМО не может идти произвольно, необходимо предусмотреть разработку каждым медицинским специалистом индивидуальной траектории самообразования - программы лич-ностно-профессионального роста в системе непрерывного медицинского образования в течение года. Данная программа позволит врачам по мере необходимости самостоятельно овладевать новейшими знаниями, развивать новые умения профессиональной деятельности после окончания обучения в образовательной организации на протяжении всей трудовой жизни [7].
Целесообразность ежегодной разработки траектории самообразования обусловлена опубликованием планов проведения учебно-методических и научно-практических мероприятий на календарный год и отсутствием сведений о сроках издания новой специальной литературы, а также реальным планированием перспектив карьерного роста конкретного специалиста на среднесрочную перспективу.
Для предупреждения приоритетного планирования мероприятий, которые направлены на получение как можно большего числа кредитов, а уже затем на совершенствование профессионального уровня подготовки специалистов индивидуальные траектории должны утверждаться их непосредственными руководителями.
Для объективного учета всех образовательных мероприятий, в которых будет участвовать врач, в системе НМО предусмотрено комплектованием им образовательного и профессионального портфолио, в состав которого будут включаться документы (сертификаты участника конференции, свидетельства об участии на семинаре, удостоверения о повышения квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке, копии опубликованных научных работах и т. д.), подтверждающие участие в образовательных мероприятиях [7].
Таким образом, внедряемая с 2016 г. в отечественном здравоохранении процедура аккредитации специалистов может рассматриваться как стартовая площадка, обеспечивающая вхождение медицинских и фармацевтических работников в систему непрерывного медицинского образования, которая
наглядно отражает объективную потребность населения России в повышении качества медицинской помощи, оказываемую специалистами различного профиля.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глыбочко П.В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий. Медицинское образование и вузовская наука. 2014; 1 (5): 4-7.
2. Егорова И.А., Шевченко С.Б., Куличенко В.П., Казаков В.Ф., Турзин П.С. Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013; (2-3): 154-5.
3. Официальный сайт Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. Available at: http://sovetnmo.ru/pages/questions.html#nmo
4. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ news/2015/09/01/2516-obobschennye-rezultaty-sotsiologiches-kih-issledovaniy-otnosheniya-naseleniya-k-sisteme-zdra-voohraneniya
5. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014; [1 (15)]: 21-31.
6. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. Возможности новой системы аккредитации специалистов в здравоохранении. Виртуальные технологии в медицине. 2015; 2 (14): 6.
7. Сизова Ж.М., Трегубов В.Н. Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2014; (4): 22-5.
8. Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России обсудил первичную аккредитацию специалистов: Официальный сайт Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Available at: http://www.mma.ru/news/171393/
REFERENCES
1. Glybochko P.V. Continuing professional education for doctors: an experience of introduction of innovative technologies. Meditsins-koe obrazovanie i vuzovskaya nauka. 2014; 1 (5): 4-7. (in Russian)
2. Egorova I.A., Shevchenko S.B., Kulichenko V.P., Kazakov V.F., Turzin P.S. Innovative educational technologies in continuing medical education of doctors. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2013; (2-3): 154-5. (in Russian)
3. Ofitsial'nyy sayt Koordinatsionnogo soveta po razvitiyu nepre-ryvnogo meditsinskogo i farmatsevticheskogo obrazovaniya Min-isterstva zdravoohraneniya Rossiyskoy Federatsii. Available at: http://sovetnmo.ru/pages/questions.html#nmo (accessed 31 March, 2016). (in Russian)
4. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva zdravookhraneniya Rossi-yskoy Federatsii. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ news/2015/09/01/2516-obobschennye-rezultaty-sotsiologiches-kih-issledovaniy-otnosheniya-naseleniya-k-sisteme-zdra-voohraneniya (accessed 31 March, 2016). (in Russian)
5. Svistunov A.A., Ulumbekova G.E., Balkizov Z.Z. Continuing medical education for improving the quality of medical care. Meditsins-koe obrazovanie iprofessional'noe razvitie. 2014; [1 (15)]: 21-31. (in Russian)
6. Svistunov A.A., Shubina L.B., Gribkov D.M. Capabilities of the new system of specialist's accreditation in public health. Virtual'nye tekhnologii v meditsine. 2015; 2 (14): 6. (in Russian)
7. Sizova Zh.M., Tregubov V.N. The formation of individual trajectories of self-education specialist in continuing medical education. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2014; (4): 22-5. (in Russian)
8. Sovet rektorov meditsinskikh i farmatsevticheskikh vuzov Rossii obsudil pervichnuyu akkreditatsiyu spetsialistov: Ofitsial'nyy sayt Pervogo MGMU im. I.M. Sechenova. Available at: http://www. mma.ru/news/171393/ (accessed 31 March, 2016). (in Russian)
Поступила 15.03.2016 Принята в печать 25.03.2016
256
АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ И РЕАНИМАТОЛОГИЯ. 2016; 61(4)
DOI: 10.18821/0201-7563-2016-61-4-253-256