ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Сизова Жанна Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по методической работе Института профессионального образования ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России Адрес: 119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. Телефон: (495) 708-39-14 E-mail: [email protected]
В.Н. Трегубов, Ж.М. Сизова
Формирование индивидуальной траектории самообразования врача-специалиста в системе непрерывного медицинского образования
V.N. Tregubov, Zh.M. Sizova
The formation of the individual trajectories of self-education specialist in the system of continuing medical education
In article the technique ofbuilding of individual trajectories of self-education of doctors in the system of continuous medical education in inter accreditation period, which provides for an annual planning medical assistants training and educational activities aimed at development of professional portfolio for further certification in the specialty.
Key words
• individual trajectory of self-education
• self-education
• physician
• continuing medical education
• accreditation
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
В статье обоснована методика построения индивидуальной траектории самообразования врачей в системе непрерывного медицинского образования в межаккредитационный период, которая предусматривает ежегодное планирование медицинскими специалистами обучающих и воспитательных мероприятий с целью формирования профессионального порт-фолио для последующей аккредитации по специальности.
Ключевые слова
• индивидуальная траектория самообразования
• самообразование
• врач
• непрерывное медицинское образование
• аккредитация
Одно из направлений модернизации отечественного здравоохранения в современных условиях — повышение профессионального уровня подготовки врачей для качественного оказания населению медицинской помощи.
Существующая в Российской Федерации система допуска медицинских работников к профессиональной деятельности
включает сертификацию специалиста, в которой ведущая роль и ответственность возлагаются на образовательные учреждения, реализующие программы дополнительной профессиональной подготовки.
Создание принципиально новой системы непрерывного медицинского образования (НМО) и введение вместо сертификации процедуры аккредитации медицинских
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
#
специалистов значительно повышают роль самообразования врача на рабочем месте в современных условиях [10].
Цель исследования — обосновать методику построения индивидуальной траектории самообразования врачей в системе непрерывного медицинского образования в межаккредитационный период.
Материалы и методы. База исследования — Институт профессионального образования ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России.
Методы исследования: аналитический, логический, монографический, статистический и анкетного опроса, к которому были привлечены 56 специалистов из различных медицинских организаций.
Результаты и обсуждение. В процессе проведенного исследования установлено, что в настоящее время в 29% медицинских организациях, подвергшихся анализу, отсутствуют необходимые условия для самообразования врачей, только 73% респондентов регулярно выделяют время для повышения профессионального уровня подготовки, а 32% активно участвуют в мероприятиях воспитательного характера. Основными источниками самообразования врачей являются: изучение медицинской литературы (71%), участие в научно-практических и учебно-методических мероприятиях (61%), использование открытых интернет-ресурсов (54%), ознакомление с информацией фармацевтических компаний (43%), просмотр видеофильмов (25%). Практически все опрошенные врачи (88%) затруднились ответить на вопрос, как следует планировать самообразование, и какие мероприятия в него необходимо включать.
Полученные результаты совпадают с данными Т.В. Кирюхиной (2009), которая в своем диссертационном исследовании
установила, что только 63% опрошенных врачей читают специальную литературу. Основным источником для получения ими новой профессиональной информации в 70% случаев являются семинары и конференции, проходящие в своем городе, и в 66% — программы повышения квалификации, при этом доля врачей, которые выписывают профессиональные журналы, составляет 8% всех опрошенных [6].
Анализ литературных источников по данной проблеме свидетельствует, что обеспечение непрерывности в медицинском образовании в течение всей трудовой деятельности врачей должно достигаться не только за счет их привлечения к аудиторным учебным занятиям, как это принято сейчас, но и посредством освоения образовательных мероприятий, проводимых медицинскими профессиональными объединениями и ассоциациями. К образовательным мероприятиям относятся семинары, конференции, публикация научных статей, разработка и внедрение новых способов диагностики и лечения, отработка практических навыков в симуляционном центре и на рабочем месте путем стажировок и т.д. [3, 13]. При этом важное место отводится самообразованию на рабочих местах, под которым следует понимать целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области медицины, науки, культуры, политической жизни и т.п. [11].
С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют «лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста» (ст. 69).
Аккредитация будет осуществляться по окончании медицинскими специалистами освоения основных образовательных программ среднего, высшего медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже 1 раза в 5 лет. Процедура аккредитации позволит определить соответствие готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 г., будут действовать до истечения указанного в них срока [10].
Отличительная особенность аккредитации от сертификации — представление врачом для экспертизы собранного им в течение 5-летней самостоятельной профессиональной деятельности портфолио, в котором будут аккумулироваться все документы, подтверждающие его участие в системе НМО.
Планируется установить минимальную норму образовательной деятельности врача в течение 5 лет в 250 кредитов, где 144 кредита соответствуют минимальному объему в часах программы дополнительного профессионального образования — программы повышения квалификации. В среднем врач должен набирать по 50 кредитов в год. Ожидается, что это исключит перекос в ин-
дивидуальном образовании, который наблюдается в настоящее время, когда только на 5-м году работы медицинские специалисты проходят повышение квалификации для сдачи сертификационного экзамена, а в остальное время самообразование осуществляется эпизодически [13].
Дискутабельным остается вопрос об объективном учете всех образовательных мероприятий, в которых будет участвовать врач в процессе НМО. В состав портфолио будут включаться документы (сертификаты участника конференции, свидетельства об участии на семинаре, удостоверения о повышения квалификации, дипломы о профессиональной переподготовке и т.д.), подтверждающие освоение образовательных мероприятий, рекомендованных в рамках НМО Координационным советом при Минздраве России. Документально подтвердить изучение врачом специальной литературы на бумажном носителе или медицинских ресурсов в сети Интернет, участие в консультациях или посещение медицинских выставок практически невозможно. В качестве варианта уместно обсудить возможность выделения из общего бюджета кредитов на эти мероприятия 20% времени, за которое врач будет представлять только свой отчет. С одной стороны, это будет способствовать воспитанию и обеспечению доверительных отношений между коллегами, с другой — предоставит большую самостоятельность в системе НМО.
Однако процесс самообразования врачей не может идти произвольно, как и любой организационный процесс, он должен быть управляемым, для этого необходимо предусмотреть разработку каждым медицинским специалистом индивидуальной траектории самообразования — программы личностно-профессионального роста
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
#
в системе НМО в течение года. Данная программа позволит врачам по мере необходимости самостоятельно овладевать новейшими знаниями, развивать новые умения профессиональной деятельности после окончания учебного заведения на протяжении всей трудовой жизни [13, 14].
Целесообразность ежегодной разработки траектории самообразования обусловлена опубликованием планов проведения учебно-методических и научно-практических мероприятий на календарный год и отсутствием сведений о сроках издания новой специальной литературы, а также перспектив карьерного роста конкретного специалиста на среднесрочную перспективу. Для предупреждения приоритетного планирования мероприятий, которые направлены сначала на получение как можно большего числа кредитов, а уже затем на совершенствование профессионального уровня подготовки специалистов, необходимо индивидуальные траектории утверждать у их непосредственных руководителей.
Поисковый (творческий) характер деятельности по составлению индивидуальной траектории самообразования со стороны врача и его руководителя обеспечит формирование мотивации к освоению новой информации, изучению передового опыта, повышению профессионального мастерства, стремление к личностному самосовершенствованию [4].
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 2 указано, что образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения. Данный подход указывает на необходимость проведения в системе НМО не только обучения врачей, но и на приоритетной основе их воспитания [9].
Подтверждают данный вывод постулаты, изложенные в клятве врача, полный текст которой отражен в Федеральном законе Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 71. Выдержав испытание временем, данная клятва и сегодня обязует врачей в процессе их профессиональной деятельности быть честными, внимательными и заботливыми к пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, хранить врачебную тайну, благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательными и справедливыми к своим ученикам, доброжелательно относиться к коллегам, беречь и развивать благородные традиции медицины [10]. Указанные качества могут быть сформированы у врачей только в процессе целенаправленной воспитательной работы.
Исследование показало, что в индивидуальную траекторию самообразования врачам следует включать следующие мероприятия воспитательного плана: чтение художественных книг и просмотр художественных фильмов о работе медицинских специалистов, посещение музеев, картинных галерей, выставок, монументальных произведений, отражающих медицинскую тематику и т.д. [2, 7].
Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образа является слово, с помощью которого автор раскрывает внутренний мир героев произведения, их действия читателям становятся не только понятны, но и близки по духу. Сопереживание положительным героям нередко предопределяет выбор ими правильной жизненной позиции. Книгами Ю. Германа «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все», «Подполковник медицинской службы»,
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
Ф. Углова «Человек среди людей: записки врача», «Сердце хирурга», «Под белой мантией», Ю. Карелина «Хроника одной больницы», Н. Амосова «Мысли и сердце», В. Вересаева «Записки врача», В. Аксенова «Коллеги», Б. Полевого «Глубокий тыл. Доктор Вера» и другими зачитывались многие поколения медицинских специалистов.
Кино — искусство, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных событий. Обращенные к огромной массовой аудитории кинофильмы являются важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядах и эстетических вкусах. Художественные фильмы режиссеров Сергея Герасимова «Сельский врач», Вадима Зобина «Дни хирурга Мишкина», Вадима Гаузнера «Врача вызывали?», Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь», Вячеслава Сорокина «Жил-был доктор» и другие принадлежат к классике отечественного кинематографа, раскрывающего повседневный подвиг врача.
Общепризнанно, что значительное воспитательное воздействие на личность оказывают посещение музеев, картинных галерей, выставок, монументальных произведений и других достопримечательностей. Только в столице Российской Федерации сосредоточен значительный отечественный культурный потенциал, который насчитывает 277 церквей, храмов и монастырей, 65 особняков, усадьб и домов-музеев, 339 памятников и монументов, 489 музеев, выставочных центров и галерей, 380 музыкальных театров-студий и эстрады, концертных залов, 184 кинотеатров, 584 библиотеки и других достопримечательностей [12].
Музеи (от греч. тшёюп — место, посвященное музам, храм муз, от mйsa — муза), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества. Особый интерес у врачей при знакомстве с экспозицией музеев вызывают художественные картины, на которых запечатлены их коллеги. Данный эффект в живописи — плоскостном изобразительном искусстве, достигается за счет представления с помощью красок, нанесенных на поверхность холста, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Влияние монументального искусства — древнейшей отрасли художественного творчества, на профессиональное воспитание врачей основывается на увековечивании и отражении в камне и металле не только выдающихся деятелей здравоохранения, но и значительных событий, духа эпохи и ее идеологии. Посещение памятников медицинским специалистам, которые наиболее часто устанавливают в образовательных медицинских учреждениях или возле медицинских организаций, где оказывалась помощь многочисленным пациентам, также является важным элементом воспитания врача.
В настоящее время существует практически повсеместная возможность знакомства с указанными произведениями через сеть Интернет [1, 5]. Сайты медицинских музеев и виртуальные музеи за счет применения интернет-технологий обеспечивают быстрый и легкий доступ к их экспонатам в любое время и из любой точки мира. Медицинским специалистам, проживающим в отдаленных регионах и сельской местности, следует шире включать в индиви-
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ
#
дуальную траекторию самообразования знакомство с сайтами медицинских музеев: Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (http://www.mma.ru/science/museum), Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (http://museum.rsmu. ru), Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева (http://www. bakulev. ru/about/structure/history/museum. php), Российского Красного Креста (http:// www.redcross.ru/?pid=60) и др., а также с виртуальными музеями: Открытие Кремля (http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5), Третьяковская галерея (http://mosfo.ru/tret.htm), Петергоф с высоты птичьего полета (http:// ria.ru/tourism_visual/20130815/956317495. html) и др.
В процессе самообразования следует шире использовать интернет-путево -дители — особый тип интернет-ресурса, предназначенный, главным образом, для краткой и наглядной характеристики какого-либо исторического места, музея, туристского маршрута, позволяющего ознакомиться с их основными достопримечательностями.
Совершенствование теоретического уровня подготовки врачей посредством самообразования должно основываться на систематическом штудировании ими учебников, национальных руководств, монографий, клинических рекомендаций и научных журналов по специальности.
Важное место в поиске ответов на различные профессиональные вопросы сегодня занимают открытые ресурсы, размещенные в сети Интернет [1, 5]. Среди них в первую очередь следует порекомендовать для самостоятельного изучения: • официальные сайты медицинских
структур: Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://
www.rosminzdrav.ru), департамента (министерства) субъекта Российской Федерации, где дислоцируется медицинская (фармацевтическая) организация, в которой работает врач, профильного для медицинского специалиста научно-исследовательского института; медицинские порталы, с многочисленным перечнем которых можно ознакомиться на сайте ФармМед (http://www. pharm-med.ru), сайте Студенческого научного общества Тюменской государственной медицинской академии (http://www. snotyumgma.ru/molodomu-uchenomu/tematicheskij-spisok-medicinskix-portalov), медицинском сайте для хирургов и пациентов (http:// surgery.forumshealth.com/t311-topic), сайте Пермского краевого медицин -ского библиотечно-информационного центра (http://pkmbic.com/?page_ id=1296) и др. При этом врачу с учетом его специальности следует спланировать время и познакомиться с медицинскими порталами Национальной медицинской палаты (http://www.nacmedpalata. ru); Национального интернет-общества специалистов по внутренним болезням «Интернист» (http:// www.internist.ru), Международного информационно-образовательного портала Univadis (http://www.univadis. ru), Информационно-образовательным порталом для врачей «Непрерывное профессиональное развитие» (http:// umedp.ru), Информационной поддержкой медицинских руководителей (http://www.zdrav.ru) и др.; открытые ресурсы по формированию здорового образа жизни, которые достаточно легко можно найти при использовании поисковой строки любого браузера, предлагающие для
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
самостоятельного изучения около 150 отдельных тематических сайтов, а в YouTube — около 13 тыс. тематических видеороликов;
сайты научно-исследовательских структур: Высшая аттестационная комиссия (http://vak.ed.gov.ru), Российская академия наук (http://www.ras.ru), Информационный интернет-канал NT-INFORM (http://www.rsci.ru) и др.; научных электронных библиотек: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (http://elibrary.ru), Федеральная электронная медицинская библиотека (http://193.232.7.109/ feml?982), Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» (http:// www.rosmedlib.ru), электронная библиотека учебников (http://studentam.net) и др.; медицинские форумы: MedicInform.Net (http://forum.medicinform.net), Доктор на работе (http://www.doktornarabote. ru) или социальные сети, например ВКонтакте (http://vk.com) и др., где обсуждаются различные профессиональные вопросы, что, в свою очередь, способствует интерактивному самообразованию врачей [8]; сайты, содержащие информацию о проводимых в текущем году научно-практических конференциях: Каталог научных конференций «Конференции. ru» (http://www.konferencii.ru); Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования (http://www.sovetnmo. ru); Rosmedobr Международные конференции для работников здравоохранения (http://www.rosmedobr.ru); Группа Компаний «Медфорум» (http://www. webmed.ru); Научные конференции России (http://www.kon-ferenc.ru) и др.
Учитывая, что с 2016 г. по России повсеместно будет отменена сертификация, и медицинский персонал начнет проходить аккредитацию с представлением на экспертизу портфолио об участии в непрерывном медицинском образовании, следует уже сейчас приступить к разъяснению и обсуждению данной темы на совещаниях в органах управления здравоохранением и медицинских организациях, на научно-практических конференциях, в системе дополнительного профессионального образования и вузовской подготовки.
Практические рекомендации
1. Обучение медицинских специалистов методике построения индивидуальной траектории самообразования необходимо начинать уже на этапе их вузовской подготовки с последующим углублением полученных знаний, умений и навыков в системе непрерывного медицинского образования.
2. Для успешного прохождения врачами аккредитации в 2016 г. им необходимо приступить к разработке индивидуальной траектории самообразования на 2015 г. и к формированию портфолио, в которое должны быть включены документы об освоении дополнительных профессиональных образовательных программ и мероприятия по самообразованию за последние 5 лет.
3. На совещаниях в органах управления здравоохранением и медицинских организациях, на научно-практических конференциях, в системе дополнительного профессионального образования целесообразно приступить к обсуждению методики самообразования врачей на рабочем месте в межаккредитационный период.
4. Основные направления самообразования врачей — мероприятия воспитательной работы (чтение художественных книг и про-
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
смотр художественных фильмов о врачах, посещение музеев и картинных галерей, изучение медицинских достопримечательностей, в том числе размещенных в сети Интернет); мероприятия по обучению специалистов (штудирование учебников, национальных руководств, монографий и журналов по специальности, для организаторов здравоохранения изучение литературы по лидерству, участие в научно-практических конференциях и семинарах, опубликование научных работ, изучение материалов на официальных сайтах государственных и общественных организаций).
5. Перечень основных мероприятий, которые могут использовать врачи для самообразования в течение года, целесообразно отражать на сайте и стендах медицинской организации и периодически доводить на совещаниях.
6. С целью привлечения врачей к участию в научной работе и обеспечения
им возможности своевременного формирования портфолио следует ежегодно проводить в медицинских организациях научно-практические конференции с оформлением электронного сборника тезисов и сертификата участника.
7. Для организации самообразования врачей на рабочем месте целесообразно закупать в библиотеку медицинской организации художественные книги, видеофильмы о деятельности медицинского персонала, специальную литературу и оформлять из них экспозицию.
8. Рабочие места врачей в лечебно-диагностических отделениях и читальные залы библиотек необходимо оборудовать компьютерами с выходом в сеть Интернет.
9. Следует рекомендовать врачам создавать на электронном носителе подборку материала, необходимого им для профессиональной деятельности и самообразования, а также периодически их штудировать.
Сведения об авторах
Трегубов Валерий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор, начальник отдела инновационных образовательных технологий Института профессионального образования ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
Сизова Жанна Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по методической работе Института профессионального образования ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России
98| Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014
Литература
1. Андреев А.А. Открытые образовательные ресурсы // Высшее образование в России. - 2008. - №9. -С.114-116.
2. Алехин И.А., Ларионов С.А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы// Мир образования — образование в мире. — 2010. - № 2. — С. 140—141.
3. Глыбочко П.В. Непрерывное профессиональное образование врачей: опыт внедрения инновационных технологий // Медицинское образование и вузовская наука. — 2014. - № 1 (5). - С. 5-7.
4. Голубчикова М.Г. Проблема сопровождения индивидуальной педагогической траектории врача-преподавателя // Вектор науки ТГУ. — 2012. - № 3 (10). — С. 56-58.
5. Дорофеева М.Ю. Открытые образовательные ресурсы: Об опыте и перспективах: Сборник материалов научно-методической конференции Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования, 26—30 марта 2013 г. — Томск: ТПУ, 2013. — С. 103-104.
6. Кирюхина Т.В. Роль самообразования в профессиональном совершенствовании врача: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук. - Саратов, 2009. - 25 с.
7. Климов С.Н. Философские аспекты воспитательной работы в вузе // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 4-7.
8. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 171-174.
9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 30.10.2014).
10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2011/11/23/zdorovie-dok.html (дата обращения: 30.10.2014).
11. Педагогический терминологический словарь. - С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2851/Самооб-разование (дата обращения: 30.10.2014).
12. Путеводитель по достопримечательностям Москвы и Московской области - МосГид: Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mosgid.ru (дата обращения: 30.10.2014).
13. Свистунов А.А., Улумбекова Г.Э., Балкизов З.З. Непрерывное медицинское образование для улучшения качества медицинской помощи // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2014. -№ 1 (15). - С. 21 - 31.
14. Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. - 2013. - № 4 (24). -С. 121-131.
Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18) 2014