УДК. 378.14.015.62: 378.146:378.147: 616-71:616-08 Н.М. Гоголев, Л.А. Апросимов, А.Ф. Потапов, И.Д. Ушницкий
ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА КАК ЭТАП ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ
В статье представлены изменения в системе подготовки медицинских кадров, законодательно закрепленные приказами Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки России в 2013 и 2016 гг. Описан поэтапный переход к процедуре аккредитации медицинских работников, рассчитанный на период 2016-2025 гг. Это последовательная аккредитация выпускников уровней специалитета (20162017 гг.), выпускников среднего и высшего образования, подготовленных согласно федеральным государственным образовательным стандартам (2018 г.), и затем остальных специалистов, еще не прошедших аккредитацию (2021 г.). Процедура аккредитации включает тестирование по специальности, оценку практических навыков и способности решать ситуационные задачи. Обоснованы важность подготовки к аккредитации, необходимость проведения репетиционных экзаменов с использованием фонда оценочных средств, представленного в открытом доступе на сайте Методического центра аккредитации.
Обсуждается опыт проведения первичной аккредитации выпускников медицинских вузов по специальностям «Стоматология» и «Фармация», прошедшей в 2016 г. Показана роль симуляционных центров при проведении аккредитации, необходимость улучшения их материально-технической базы для повышения практической подготовки специалистов.
Представлены преимущества системы непрерывного медицинского образования, возможность доступа к реестру дополнительных образовательных программ, формирования индивидуального плана обучения, выбора любой образовательной программы, включающей симуляционные тренинги, стажировки, курсы и циклы повышения квалификации. Переход на аккредитацию и непрерывную систему подготовки специалистов повысит качество их подготовки, будет способствовать дальнейшему развитию практического здравоохранения, и внесет свою значимую лепту в охрану и укрепление здоровья населения.
ГОГОЛЕВ Николай Михайлович - кандидат медицинских наук, доцент, директор Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунско-го, 27. Тел.: +7(4112) 36-34-89, +7(4112) 36-30-46. E-mail: [email protected]
GOGOLEV Nikolai Mikhailovich - Candidate of Medical Sciences, Docent, Director of Medical Institute, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: +7(4112) 36-34-89, +7(4112) 36-30-46. E-mail: [email protected],
АПРОСИМОВ Леонид Аркадьевич - к.м.н., декан факультета последипломного обучения врачей Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университе им. М.К Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: +7(4112) 36-34-89, 8-914-226-71-27. E-mail: [email protected]
APROSIMOVLeonidArkad'evich - Candidate of Medical Sciences, Docent, Dean of Postgraduate Training Faculty, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: 8-964-422-5-81. E-mail: [email protected]
ПОТАПОВ Александр Филиппович - доктор медицинских наук, доцент, директор Симуляционного центра Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.:+7(4112) 49-66-53. E-mail: [email protected],
POTAPOVAleksandr Filippovich - Doctor of Medical Sciences, Docent, Director of Simulation Center, Medical Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Tel.: +7(4112) 49-66-53. E-mail: [email protected]
УШНИЦКИЙ Иннокентий Дмитриевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. Адрес: г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.:+7 (4112) 49-69-61. E-mail: [email protected]
USHNITSKII Innokentii Dmitrievich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Therapeutic, Surgical, Prosthetic Dentistry and Pediatric Dentistry, Medical Institute, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University. Tel.: +7 (4112) 49-69-61. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: высшее медицинское образование, федеральный государственный образовательный стандарт, выпускники медицинских вузов, первичная аккредитация специалиста, компетенции, практические умения и навыки, объективный структурированный клинический экзамен, стоматология, фармация, симуляционный центр, непрерывное медицинское образование.
N.M Gogolev, L.A. Aprosimov, A.F. Potapov, I.D. Ushnitskii
The initial accreditation of Medical Institute graduates of as part of the training of new formation specialists
The article presents the changes in the system of medical training, legally enshrined by the orders of the Ministry of Health and the Ministry of Education and Science of Russia in 2013 and 2016. It describes the gradual transition to the procedure of health workers accreditation in the period 2016-2025. There will be successive accreditation, first of specialist degree graduates (2016 and 2017), secondary and higher education graduates trained in accordance with Federal State Educational Standards (2018) and other professionals that have not been accredited (2021). The accreditation involves testing in the field of specialty, the assessment of practical skills and the ability to solve situational problems. The article shows the importance of preparing for accreditation and sitting trial exams with the use of the Assessment Tools Fund, open for access on the Methodological Accreditation Centre website.
The authors brief on the experience of the initial accreditation of specialists who graduated from Dentistry and Pharmacy programmes, held in 2016. There is shown the role of simulation centres for accreditation, the need to improve their material and technical base for enhanced practical training.
The authors also emphasize the advantages of the continuing medical education system, access to the registry of additional educational programmess, development of individual learning plans, selection of any educational programme including simulation training, internships, courses and cycles of refresher courses. The accreditation and continuing education system will enhance the quality of the training, contribute to the further development of practical public health, and play a significant role in the protection and promotion of population health.
Keywords: higher medical education, Federal state educational standard, medical school graduates, initial accreditation of a specialist, competencies, practical skills, objective structured clinical examination, dentistry, pharmacy, simulation center, continuing medical education.
Введение
Охрана здоровья граждан является одной из глобальных задач страны, что диктует необходимость дальнейшего совершенствования повышения качества и доступности оказываемой медицинской помощи [3, 4]. Обеспечение данных направлений развития медицины во многом зависит от качества подготовки квалифицированных специалистов. Базовое дипломное образование специалисты получают по болонской системе. Одним из направлений изменения существующих моделей медицинского образования является внедряемая МЗ РФ аккредитация медиков. С 1 января 2016 г. вступила в силу ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в этой статье приведено определение аккредитации специалиста: «Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончанию им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
Наряду с аккредитацией начинается пятилетний цикл непрерывного медицинского образования, где для потребителей медицинских услуг будет иметь важность принадлежность врача к профессиональному сообществу, так как оно принимает непосредственное участие в организации и проведении аккредитации [1, 2]. Указанные изменения требуют поэтапного реформирования, как в системе вузовской, так и послевузовской подготовки медицинских кадров.
Обсуждение реформы медицинского образования и процедуры аккредитации
Реформы в системе подготовки медицинских кадров законодательно закреплены приказами Министерства здравоохранения и Министерства образования и науки России в 2013 и 2016 гг.
В самой процедуре аккредитации большое значение будет уделяться оценке освоения практических навыков. Так, до 2021 г. к аккредитации будут допускаться только лица, освоившие основные образовательные программы, разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). ФГОС ВО делает акцент на практическое обучение, включает обязательный симуляционный курс, что позволит обучающимся более качественно подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности. Кроме того, процедура аккредитации будет включать тестирование по специальности. Однако полный фонд оценочных средств аккредитации, в отличие от сертификационного экзамена, будет представлен в открытом допуске для тренировки. Также планируется, что путем аккредитации специалист может быть допущен к конкретной трудовой функции в рамках своей или смежной специальности. Таким образом, аккредитация специалиста является более специализированной и прозрачной процедурой допуска к профессиональной деятельности, что с учетом практикоориентированного образования позволит выпустить в отрасль более подготовленных специалистов.
Переход к процедуре аккредитации будет поэтапным, право на осуществление медицинской деятельности на основании сертификата специалиста продлено до 1 января 2026 г., соответственно, выдача сертификата специалиста будет осуществляться до 2021 г. Утверждены сроки, этапы и Положение об аккредитации специалистов в области здравоохранения и фармацевтики (приказ МЗ РФ № 334н от 02.06.2016 г. «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). Всего установлены четыре этапа данной процедуры, рассчитанные на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2025 г. включительно.
Согласно приказу Минздрава России от 25.02.2016 г. № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов», первый этап, стартовавший с 1 января 2016 г., затронул специалистов, получивших после 1 января 2016 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по специальностям «Стоматология» и «Фармация».
На втором этапе, который начался с 1 января 2017 г., аккредитацию предстоит пройти лицам, получившим после 1 января 2017 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета). Третий этап начнётся с 1 января 2018 г. и затронет уже более широкую аудиторию: • лиц, получивших после 1 января 2017 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалитета);
•лиц, получивших после 1 января 2018 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень ординатуры);
•лиц, получивших после 1 января 2018 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры);
•лиц, получивших после 1 января 2018 г. среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки»;
•лиц, получивших после 1 января 2018 г. дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки;
•лиц, получивших после 1 января 2018 года медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;
•лиц, получивших после 1 января 2018 г. иное высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
С 1 января 2021 г. стартует четвёртый этап, в рамках которого аккредитацию пройдут иные лица, не прошедшие процедуру аккредитации специалистов на этапах 1-3.
Таким образом, поэтапное внедрение аккредитации позволило уже в 2016 г. допустить к профессиональной деятельности по единым на всей территории страны требованиям лиц, получивших высшее образование по специальностям «Стоматология» и «Фармация».
С 2017 г. начнется аккредитация выпускников по всей группе специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», а затем произойдет плановый переход к аккредитации всех медицинских работников.
Процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица: тестирование; оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях; решение ситуационных задач.
Для методического сопровождения аккредитации специалистов Минздравом России на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова сформирован Методический центр аккредитации, одной из задач которого является организация разработки оценочных средств и формирование фонда оценочных средств, используемых при аккредитации специалистов (http://fmza.ru).
Для проведения первого этапа аккредитации в соответствии с трудовыми функциями, включенными в проекты профессиональных стандартов по соответствующим специальностям, разработаны тесты. В их разработке и экспертизе приняли участие представители профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров.
Через первичную аккредитацию уже с 2016 г. были допущены к профессиональной деятельности выпускники Медицинского института СВФУ, освоившие программы специалитета «Стоматология» и «Фармация», с 2017 г. будут получать допуск к практической деятельности через процедуру первичной аккредитации остальные выпускники, освоившие программы высшего, а с 2018 г. - и среднего медицинского образования. С первичной специализированной аккредитацией мы впервые столкнемся в 2018 г. при допуске к работе специалистов, получивших специальность через ординатуру или профессиональную переподготовку.
С 2021 г. планируется внедрение повторной аккредитации (реаккредитации). Через нее право на занятие профессиональной деятельностью будут подтверждать медицинские и фармацевтические работники, уже работающие по специальности. В этом случае для допуска к аккредитации потребуется анализ профессиональной деятельности специалиста на основании его «профессионального портфолио». В соответствии с ч. 3 ст. 69 ФЗ № 323 повторная аккредитация будет проводиться не реже одного раза в пять лет.
Кроме того, планируется перестройка самого подхода к допуску к практической работе. Так, еще в конце 2014 г. на заседании Общероссийского народного фронта министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова указала, что аккредитация медицинских работников должна подтверждать «.. .наличие навыков и умений для осуществления профессиональной деятельности, как в рамках своей специальности, так и в смежных зонах.». Такая постановка вопроса направлена на решение давней проблемы, суть которой заключается в невозможности врачом одной специальности реализовывать навыки, относящиеся к другой специальности, без получения по ней сертификата специалиста. Аккредитация, допускающая специалиста к конкретной трудовой функции в рамках своей или смежной специальности, может носить название компетентностной или являться разновидностью первичной специализированной аккредитации. Однако ее внедрение невозможно в отсутствие профессиональных стандартов и примерных дополнительных профессиональных программ. В соответствии с концепцией поэтапного внедрения аккредитации необходимость нормативного регламентирования данного вопроса возникнет только к 2018 г.
Отдельно планируется разработка процедуры аккредитации для специалистов, имеющих длительный перерыв в работе по специальности.
В 2016 г. в соответствии с требованиями Методического центра аккредитации МЗ РФ в Медицинском институте СВФУ имени М.К. Аммосова проведено укрепление материально-
технической базы Симуляционного центра и стоматологической поликлиники. Симуляцион-ный центр имеет аккредитацию Российского общества симуляционного обучения в медицине (РОСОМЕД) как симуляционно-аттестационный центр второго уровня.
Заметим, что подготовительный этап имеет важное значение в аккредитации выпускника. В связи с этим в течение учебного года проводилась подготовка выпускников стоматологического и фармакологического кафедр в соответствии с утвержденным планом. При этом ответственные за аккредитацию по учебному заведению и по региональным профессиональным общественным организациям принимали участие в учебных семинарах и конференциях Методического центра аккредитации специалистов при поддержке Министерства здравоохранения РФ. В состав аккредитационной комиссии вошли представители стоматологической, фармакологической и фармацевтической ассоциаций России и региона, а также преподаватели стоматологических и фармакологических факультетов из других высших учебных заведений.
Организация и проведение первичной аккредитации специалистов 2016 г. осуществлялась на базе Симуляционного центра Медицинского института и стоматологической поликлиники. Первый этап - тестирование - включал решение междисциплинарных тестовых заданий Методического центра аккредитации специалистов МЗ РФ в режиме «он-лайн». Оценка практических умений выпускников проводился в симулированных условиях, поэтому объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) осуществлялся по утвержденной последовательности прохождения 5 экзаменационных станций. При этом первая станция предназначалась для оценки оказания сердечно-легочной реанимации (СЛР) при внезапной остановке кровообращения. Методика проведения СЛР в последние годы претерпела ряд изменений в соответствии с рекомендациями Европейского совета по реанимации (European Resuscitation Council - ERC) от 2010 г. [5] и 2015 г. [6]. Эти рекомендации приняты Российским советом по реанимации и сегодня являются стандартом при оказании экстренной медицинской помощи при внезапной остановке кровообращения. Следует отметить, что в 2017 г. станция «Сердечно-легочная реанимация» также будет первой станцией для выпускников других специальностей.
По всем станциям ОСКЭ комиссия имела возможность наблюдать за проводимыми манипуляциями аккредитуемого непосредственно на самой станции или с мониторов в комнате контроля, куда транслировался экзамен и где проводилось архивирование видео- и аудиоинформации. Эксперты оценивали действия аккредитуемых по утвержденным оценочным листам (чек-листам), заполняя соответствующие графы символами «выполнено», «выполнено не полностью» и «не выполнено». В будущем планируется заполнение чек-листов в режиме «он-лайн».
Третий этап, который по технологическим особенностям организуется и проводится аналогично первому, включал решение междисциплинарных клинических ситуационных задач Методического центра аккредитации специалистов. Экспертам была дана возможность оценить ответ аккредитуемого по трем клиническим задачам с пятью вопросами в каждой.
Выпускники стоматологического отделения успешно прошли первичную аккредитацию специалиста 2016 г., получили соответствующие удостоверения и вступили в пятилетний ак-кредитационный процесс, где они в рамках непрерывного медицинского образования ежегодно должны будут набирать по 50 часов (кредитов) тематического усовершенствования или иного повышения квалификации. Необходимо отметить, что первичная аккредитация специалистов-стоматологов и провизоров, выпускников 2016 г., дала старт аккредитационному процессу в целом по России. С 2017 г. к этой процедуре присоединяются все выпускники медицинских вузов по всем специальностям. Будем надеяться, что переход на аккредитацию будет способствовать дальнейшему развитию непрерывного медицинского образования в системе практического здравоохранения и внесет свою значимую лепту в охрану и укрепление здоровья населения.
Приведение уровня подготовки медиков к единым требованиям будет осуществляться через разработанную систему непрерывного медицинского образования (НМО). Созданный в этих целях «Портал непрерывного медицинского образования» (http://edu.rosminzdrav.ru) уже сегодня обеспечивает врачу доступ к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей, в том числе, симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации.
Еще одна важная реформа 2016-2020 гг. - это реализация модели отработки основных принципов НМО.
Приказом Минздрава России от 09.06.2015 г. № 328 внесены изменения в приказ Минздрава России от 11.11.2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении МЗ РФ, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», согласно которым перечень участников был расширен на все врачебные специальности и для всех регионов РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г. Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела. При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания медицинских работников обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства.
Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. Не обязательно получать баллы за один раз, специалист может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д. Где совершенствовать знания - на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации, каждый будет решать сам. Но выбирать виды образования можно только из тех, что одобрены Координационным советом Минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже достаточно на сайте www.edu. rosminzdrav.ru. Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему НМО. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами.
Заключение
Таким образом, внедрение поэтапной аккредитации врачей и медицинских работников, от выпускников медицинских образовательных учреждений до врачей и медсестер лечебных учреждений, переход на непрерывную систему подготовки медицинских специалистов повысят качество их подготовки и профессиональную компетенцию, что будет способствовать дальнейшему развитию практического здравоохранения и внесет значимую лепту в охрану и укрепление здоровья населения.
Литература
1. Методические рекомендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации / сост.: Ж.М. Сизова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова; отв. ред. Ж.М. Сизова. - Вып. 1. - М.: Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2016. - 44 с.
2. Методические рекомендации по оцениванию специалистов здравоохранения при аккредитации / сост.: Ж.М. Сизова, В.И. Звонников, М.Б. Челышкова; отв. ред. Ж.М. Сизова. - Вып. 2. - М.: Изд-во Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, 2016. - 32 с.
3. Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) в аккредитации специалистов системы здравоохранения: методические рекомендации для организаторов и экзаменаторов / сост.: А. Свистунов, Д. Сытник, А. Колыш [и др.]. - М., 2016. - 48 с.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №16-5-15/92 от 08.04.2016 г. «Рекомендации по оснащению помещений, предоставляемых для проведения первичной аккредитации специалистов».
5. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2010. [Электронный ресурс. URL: http:// resuscitation-guidelmes.artideinmotion.com/artide/S0300-9572(10)00447-8/Mltext].
6. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015. [Электронный ресурс. URL: http:// ercguidelines.elsevierresource.com/european-resuscitation-council-guidelines-resuscitation-2015-section-1-executive-summary/fulltext].
References
1. Metodicheskie rekomendacii po ocenivaniyu specialistov zdravoohraneniya pri akkreditacii (vypusk 1) / sost.: ZH.M. Sizova, V.I. Zvonnikov, M.B. CHelyshkova; otv. Red. ZH.M. Sizova. - M. : Izdatel'stvo Pervogo Moskovskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni I.M. Sechenova, 2016. - 44 s.
2. Metodicheskie rekomendacii po ocenivaniyu specialistov zdravoohraneniya pri akkreditacii (vypusk 2) / sost.: ZH.M. Sizova, V.I. Zvonnikov, M.B. CHelyshkova; otv. Red. ZH.M. Sizova. - M. : Izdatel'stvo Pervogo Moskovskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni I.M. Sechenova, 2016. - 32 s.
3. Ob"ektivnyj strukturirovannyj klinicheskij ehkzamen (OSKEH) v akkreditacii specialistov sistemy zdravoohraneniya. Metod.rekom. dlya organizatorov i ehkzamenatorov /sost.: A. Svistunov, D. Sytnik, A. Kolysh [i dr.]. - M., 2016. - 48 s.
4. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii № 16-5-15/92 ot 08.04.2016 g. «Rekomendacii po osnashcheniyu pomeshchenij, predostavlyaemyh dlya provedeniya pervichnoj akkreditacii specialistov».
5. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2010. http://resuscitation-guidelines. articleinmotion.com/article/S0300-9572(10)00447-8/fulltext
6. European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015. http://ercguidelines.elsevierresource. com/european-resuscitation-council-guidelines-resuscitation-2015-section-1-executive-summary/fulltext