Научная статья на тему 'Первый опыт и результаты проведения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета Красноярского медицинского университета им. Проф. В. Ф. Войно-ясенецкого'

Первый опыт и результаты проведения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета Красноярского медицинского университета им. Проф. В. Ф. Войно-ясенецкого Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
295
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / СИМУЛЯЦИОННЫЙ ЦЕНТР / PRIMARY ACCREDITATION SPECIALIST / GRADUATE / COMPETENCE / PRACTICAL SKILLS / SIMULATION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галактионова Марина Юрьевна, Маисеенко Дмитрий Александрович

В статье описан процесс прохождения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ 2017 года. Цель настоящей работы представить анализ проведения процедуры первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета. В статье приводятся данные о процедуре подготовки и проведения аккредитации выпускников специальности Педиатрия. Представлена информация о трех этапах первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета, особенностях каждого из них, критериях прохождения. Результатом комплекса мер со стороны учебного заведения и объективной работы членов аккредитационной комиссии первичная аккредитация выпускников 2017 года педиатрического факультета КрасГМУ прошла успешно, 100% выпускников показали достаточные знания и умения и готовы приступить к практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галактионова Марина Юрьевна, Маисеенко Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first experience and results of primary accreditation of graduates of the pediatrics department of Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voino-Yasenetsky

The article describes the process of passing the initial accreditation graduates of the pediatric faculty of the Krasnoyarsk state medical university named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of health of the Russian Federation in 2017. The purpose of this work is to provide an analysis of the procedure for primary accreditation of graduates of the pediatric faculty. Data on the procedure for the preparation and conduct of accreditation of graduates of the specialty Pediatrics are presented. Provides information on the three stages of initial accreditation graduates of the pediatric faculty, the characteristics of each of them, the eligibility criteria. The result of a complex of measures on the part of the institution and objective of the members of the accreditation Committee initial accreditation graduates of 2017 pediatric faculty of the Krasnoyarsk state medical University is successful, 100% of graduates have shown sufficient knowledge and skills and are ready to start practical activities.

Текст научной работы на тему «Первый опыт и результаты проведения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета Красноярского медицинского университета им. Проф. В. Ф. Войно-ясенецкого»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

СОВРЕМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 614.23:61-053.2:378.14.015.62:Э78.146/.147Г571.511 Код специальности ВАК: 13.00.08

ПЕРВЫЙ ОПЫТ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КРАСНОЯРСКОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ПРОФ. В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО

М.Ю. Галактионова, Д.А. Маисеенко,

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Маисеенко Дмитрий Александрович - e-mail: [email protected]

Дата поступления 14.04.2018

В статье описан процесс прохождения первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» (КрасГМУ) МЗ РФ 2017 года. Цель настоящей работы: представить анализ проведения процедуры первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета. В статье приводятся данные о процедуре подготовки и проведения аккредитации выпускников специальности «Педиатрия». Представлена информация о трех этапах первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета, особенностях каждого из них, критериях прохождения. Результатом комплекса мер со стороны учебного заведения и объективной работы членов аккредитационной комиссии первичная аккредитация выпускников 2017 года педиатрического факультета КрасГМУ прошла успешно, 100% выпускников показали достаточные знания и умения и готовы приступить к практической деятельности.

Ключевые слова: первичная аккредитация специалиста, выпускники вуза, компетенции, практические навыки, симуляционный центр.

The article describes the process of passing the initial accreditation graduates of the pediatric faculty of the Krasnoyarsk state medical university named after Professor V. F. Voyno-Yasenetsky Ministry of health of the Russian Federation in 2017. The purpose of this work: is to provide an analysis of the procedure for primary accreditation of graduates of the pediatric faculty. Data on the procedure for the preparation and conduct of accreditation of graduates of the specialty Pediatrics are presented. Provides information on the three stages of initial accreditation graduates of the pediatric faculty, the characteristics of each of them, the eligibility criteria. The result of a complex of measures on the part of the institution and objective of the members of the accreditation Committee initial accreditation graduates of 2017 pediatric faculty of the Krasnoyarsk state medical University is successful, 100% of graduates have shown sufficient knowledge and skills and are ready to start practical activities.

Key words: primary accreditation specialist, graduate, competence, practical skills, simulation center.

Поэтапная реформа системы образования в медицинских вузах началась в 2015 году [1, 2]. Тогда Департаментом кадровой политики и медицинского образования минздрава был разработан и утвержден новый трехступенчатый экзамен для выпускников-медиков - аккредитация, успешное прохождение которой должно подтвердить способность выпускников работать в медицинском учреждении. Согласно действующему законодательству, с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в России имеют лица, получившие медицинское образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свиде-

тельство об аккредитации специалиста [3, 4]. Первый этап введения аккредитации стартовал весной 2016 года - в дополнение к Государственной итоговой аттестации новый экзамен сдавали выпускники фармацевтических и стоматологических факультетов. С 2017 года на такую систему перешли еще шесть медицинских специальностей.

Аккредитация специалиста - процедура соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определённой медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по

Современное медицинское образование

окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [4].

Цель настоящей работы: представить анализ проведения процедуры первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета.

Процедура первичной аккредитации по специальности «Педиатрия» в КрасГМУ стартовала сразу после завершения ГИА и проходила в три этапа, общей продолжительностью около двух недель. Прежде чем детально рассмотреть каждый из этапов, обратимся к профессионалам, без которых их прохождение было бы невозможно. Приказом Минздрава России аккредитационная комиссия по первичной аккредитации выпускников педиатрического факультета в 2017 году была утверждена в количестве 50 человек. В нее вошли врачи-педиатры практического здравоохранения, члены ассоциации «Красноярская медицинская палата». Председателем аккредитационной комиссии был назначен А.В. Подкорытов, председатель ассоциации «Красноярская медицинская палата», а председателем подкомиссии по специальности «Педиатрия» -О.В. Братковская, заместитель главного врача по медицинской части краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярская городская детская поликлиника № 2». 98 выпускников педиатрического факультета КрасГМУ были допущены к первому этапу. Девять из них не прошли этот этап с первой попытки. Пятеро были допущены ко второму этапу после повторной сдачи тестирования, четверо - после третьей попытки.

Говоря об особенностях организации прохождения первичной аккредитации, важно отметить, что данная процедура сопровождается видео- и аудиофиксацией в режиме online, что, конечно же, даже для вчерашних отличников может стать серьезным стрессовым фактором. В процедуре аккредитации нет оценки. Самое главное -переступить рубеж. Качественный ответ троечника и отличника будут «весить» одинаково, если оба ответа перешагнут определенный порог баллов. Ты либо сдал, либо нет.

Первый этап первичной аккредитации - компьютерное тестирование - состоялся 26.06.2017 г., в одном из компьютерных классов кафедры кибернетики и информатики. Что представляет собой этот этап? Для каждого аккредитуемого программным обеспечением из Единой базы оценочных средств в режиме online автоматически формируется индивидуальный набор тестовых заданий в количестве 60 штук. Решение тестовых заданий проводится в течение 60 минут путем выбора аккредитуемым одного варианта ответа из предложенных четырех вариантов. По истечении времени доступ к электронной базе тестирования автоматически прекращается. Процедура аккредитационного тестирования для современных выпускников, прошедших испытание тестированием Государственной итоговой аттестации, не нова и сама по себе не должна вызывать особых сложностей. Однако все это достигается при условии систематической активной подготовки к данному этапу до уровня, гарантирующего 70%

правильных ответов в режиме репетиционного тестирования, которое проводилось на протяжении двух (апрель-май) месяцев перед самой процедурой аккредитации. Конечно, не всем выпускникам факультета удалость пройти этот этап с первой попытки. Поэтому аккредитуемые после завершения всех этапов аккредитации посчитали данный этап одним из трудных. Интервал между этапами составлял 1-2 дня.

Второй этап - проверка практических навыков в симулированных условиях по принципу объективного структурированного клинического экзамена, связанный с оценкой практических навыков (умений) в симулированных условиях, проводился на базе кафедры центра симуляци-онных технологий, оборудованном и оснащенным в соответствии с рекомендациями МЗ РФ [5] в течение двух дней. Обязательным условием формирования навыков и умений является тренировка студентов в выполнении отдельных навыков и умений на тренажерах-симуляторах [6]. Это необходимо для оценки подготовки выпускника к самостоятельной деятельности, понимания, достаточно ли у него компетенций для того, чтобы приступить к лечебной практике [1]. Выпускникам предлагалось пройти пять станций: базовая сердечно-легочная реанимация; профилактический осмотр ребёнка; физикальное обследование ребёнка (определение состояния дыхательной системы); неотложная медицинская помощь и экстренная медицинская помощь. Для аккредитации навыков на одной станции отводится не более 10 минут, включая время ознакомления с содержанием практического задания.

По алгоритму прохождения вначале обязательно идет станция профилактического осмотра ребенка. Основная задача диспансеризации - выявить возможные заболевания и патологии, поэтому аккредитуемым было предложено оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка на амбулаторном приеме. На второй станции еще вчерашние обучающиеся демонстрировали умения проводить объективное обследование пациента с целью установления объективных параметров состояния дыхательной системы у ребенка.

Ну и конечно же врач любой специальности в своей практической работе может оказаться в ситуации, при которой потребуется оказание неотложной и экстренной медицинской помощи. Поэтому на станциях три и пять аккредитуемым было предложено оценить клиническую картину у пациента с обструктивным синдромом, использовать небулайзер из укладки экстренной медицинской помощи и провести ему ингаляционную терапию, а также оказать медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний с явными признаками угрозы жизни пациента, в том числе провести мероприятия для восстановления дыхания и сердечной деятельности.

И, конечно, станция первой помощи, которая включает базовый комплекс сердечно-легочной реанимации. Члены комиссии, работавшие на данном этапе, отметили, что выпускники хорошо были подкованы не только теоретически, но и практически, демонстрируя четкость и слаженность действий при оказании помощи по спасению манекена-тренажера (ребёнка). Ведь в своей будущей профессиональной деятельности, возможно, им

Современное

медицинское образование

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

придется оказывать первую помощь ребенку или взрослому человеку и речь будет идти о спасении жизни. Эта станция вызывала у аккредитуемых большие затраты физических сил, сильное волнение и эмоциональное напряжение. Во время манипуляций, к сожалению, аккредитуемому вслух приходилось считать, чтобы аудиосистема могла это записать, т. к. если счет не слышно при диктофонной записи, это может быть расценено как невыполнение стандарта.

Третий этап - решение ситуационных задач - проводился в два дня (4-5 июля) в аудиториях кафедры центра симуляционных технологий. Данный этап представляет собой устное собеседование с заслушиванием ответа на три ситуационные задачи, в которых содержится по пять вопросов. Члены аккредитационной комиссии оценивали умение выпускника формулировать клинический диагноз, интерпретировать клинико-лабораторные и инструментальные исследования, назначать комплексное лечение и план реабилитации после выписки из стационара. На подготовку аккредитуемого к ответу отводится не более 60 минут. В целом аккредитационная комиссия осталась довольна ответами молодых специалистов, продемонстрировавших довольно высокий уровень теоретической подготовки.

В соответствии с итоговым протоколом заседания ак-кредитационной комиссии от 05.07.2017 г. каждый из 98 успешно прошедших три этапа аккредитации выпускников педиатрического факультета вскоре получил заветное свидетельство об аккредитации специалиста, дающее право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации.

Члены аккредитационной комиссии и профессорско-преподавательский состав вуза убеждены, что успешное прохождение всех трех этапов первичной аккредитации невозможно без серьезной и заблаговременной подготовки. Именно в ней - ключ к успеху!

Таким образом, процедура первичной аккредитации специалистов позволила выявить слабые моменты в теоретической и практической подготовке выпускников, что послужило основанием для разработки плана мероприятий по закреплению освоенных практических навыков на современном симуляционном оборудовании,увеличения количества тренировочных попыток тестирования и решения кейс-заданий в период подготовки к аккредитации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морозов В.Г., Левченкова Н.С. Опыт проведения первичной аккредитации выпускников стоматологического факультета СГМУ. Смоленский медицинский альманах. 2017. №2. С. 157-160.

Morozov V.G., Levchenkova N.S. Opyt provedeniya pervichnoj akkreditacii vypusknikov stomatologicheskogo fakul'teta SGMU. Smolenskij medicinskij al'manah. 2017. №2. S. 157-160.

2. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (ред. от 30.09.2015) «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 15.05.2012 № 543n (red. ot 30.09.2015) «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii okazaniya pervichnoj mediko-sani-tarnoj pomochhi vzroslomu naseleniyu.

3. Кутепов С.М., Давыдова Н.С., Бородулина Т.В., Мандра Ю.В., Ворожцова Л.И., Жолудев С.Е. Итоги проведения первичной аккредитации выпускников стоматологического факультета уральского государственного медицинского университета в 2016 году. Перспективы аккредитации стоматологов. Проблемы стоматологии. 2016. Т. 12. № 3. С. 93-100.

Kutepov S.M., Davydova N.S., Borodulina T.V., Mandra Yu.V, Vorozhcova L.I., Zholudev S.E. Itogi provedeniya pervichnoj akkreditacii vypusknikov stomato-logicheskogo fakul'teta ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta v 2016 godu. Perspektivy akkreditacii stomatologov. Problemystomatologii. 2016. T. 12. № 3. S. 93-100.

4. Перечень оборудования, рекомендованного для проведения первичной аккредитации по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» с использованием технологии ОСКЭ (письмо МЗ РФ от 23.09.15. № 16-015/142). http://www.vademec.ru/article/minzdrav_podvel_itogi_pervoy_akkreditatsii_ vypusknikov_medvuzov/

Perechen' oborudovaniya, rekomendovannogo dlya provedeniya pervichnoj akkreditacii po special'nostyam «Lechebnoe delo» i «Pediatriya» s ispol'zovaniem texnologiiOSKEH (pis'mo MZRFot23.09.15. № 16-015/142). http://www.vademec. ru/article/minzdrav_podvel_itogi_pervoy_akkreditatsii_vypusknikov_medvuzov/

5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 13.07.2015, s izm. ot 30.09.2015) «Ob osnovax oxranyzdorov'ya grazhdan vRossijskoj Federacii» (s izm. idop, vstup. vsilus 24.07.2015).

6. Галактионова М.Ю., Маисеенко Д.А., Таптыгина Е.В. От симулятора - к пациенту: современные подходы к формированию у студентов профессиональных навыков. Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 2 (92). С. 108-110.

Galaktionova M.Yu, Maiseenko D.A., Taptygina E.V. Ot simulyatora - k pacien-tu: sovremennye podxody k formirovaniyu u studentov professional'nyx navykov. Sibirskoe medicinskoe obozrenie. 2015. № 2 (92). S. 108-110. |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.