Научная статья на тему 'Об опыте организации непрерывного медицинского образования в Республике Армения'

Об опыте организации непрерывного медицинского образования в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
552
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION / CREDITS IN CME / КРЕДИТЫ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Авакян М. Н., Ягджян Г. В.

Непрерывное последипломное образование — важнейшее требование современной медицины, которое необходимо как для системы здравоохранения в целом, так и для самих врачей. Непрерывное медицинское образование (НМО) — образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Оно направлено на поддержание и развитие знаний, расширение профессиональных навыков, поддержание связей среди врачей, обмен опытом. Цели НМО — улучшение качества и повышение безопасности оказываемой пациентам медицинской помощи, уменьшение числа врачебных ошибок и повышение удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи. НМО начинается после окончания медицинского вуза и получения права на профессиональную деятельность и продолжается в течение всей профессиональной карьеры медицинского работника. В статье был изучен опыт реализации НМО в 22 европейских странах, США и Канаде и проведен сравнительный анализ с системами НМО, существующими в Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Авакян М. Н., Ягджян Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing Medical Education in Republic of Armenia

Continuing Medical Education (CME) development is the process by which health professionals keep updated to meet the needs of patients, the health service, and their own professional development. It includes the continuous acquisition of new knowledge, skills, and attitudes to enable competent practice. There is no sharp division between continuing medical education and continuing professional development, as during the past decade continuing medical education has come to include managerial, social, and personal skills, topics beyond the traditional clinical medical subjects. The term continuing professional development acknowledges not only the wide ranging competences needed to practice high quality medicine but also the multidisciplinary context of patient care. Internationally there is a move from continuing medical education (or clinical update) to continuing professional development, including medical, managerial, social, and personal skills Continuing professional development is a process of lifelong learning in practice. Although the international systems vary in detail, there are many common features of content and process that allow international mutual recognition of activities in professional development. Most systems are based on an hour’s related credits system. In this article we review and compare the system of CME in Armenia and EU.

Текст научной работы на тему «Об опыте организации непрерывного медицинского образования в Республике Армения»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Gevorg Yaghjyan - medical doctor, аssociate professor, Department of Plastic Reconstructive Microsurgery, Yerevan State Medical University 2 Koruin St, Yerevan 0010, Armenia Telephone: (374-10) 52 17 85 E-mail: [email protected]

М.Н. Авакян1, Г.В. Ягджян2

Об опыте организации непрерывного медицинского образования в Республике Армения

#

M.N. Avakyan1, G.V. Yaghjyan2 Continuing Medical Education in Republic of Armenia

Continuing Medical Education (CME) development is the process by which health professionals keep updated to meet the needs of patients, the health service, and their own professional development. It includes the continuous acquisition of new knowledge, skills, and attitudes to enable competent practice. There is no sharp division between continuing medical education and continuing professional development, as during the past decade continuing medical education has come to include managerial, social, and personal skills, topics beyond the traditional clinical medical subjects. The term continuing professional development acknowledges not only the wide ranging competences needed to practice high quality medicine but also the multidisciplinary context of patient care. Internationally there is a move from continuing medical education (or clinical update) to continuing professional development, including medical, managerial, social, and personal skills Continuing professional development is a process of lifelong learning in practice. Although the international systems vary in detail, there are many common features of content and process that allow international mutual recognition of activities in professional development. Most systems are based on an hour's related credits system. In this article we review and compare the system of CME in Armenia and EU.

Key words

• Continuing Medical Education

• Credits in CME

1 Национальный институт здравоохранения им. акад. С.Х. Авдалбекяна Министерства здравоохранения Республики Армения, Ереван

2 Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци Министерства образования и науки Республики Армения

1 National Institute of Health, Yerevan, Republic of Armenia

2 Yerevan State Medical University Republic of Armenia

Непрерывное последипломное образование — важнейшее требование современной медицины, которое необходимо как для системы здравоохранения в целом, так и для самих врачей. Непрерывное медицинское образование (НМО) — образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Оно направлено на поддержание и развитие знаний, расширение профессиональных навыков, поддержание связей среди врачей, обмен опытом. Цели НМО — улучшение качества и повышение безопасности оказываемой пациентам медицинской помощи, уменьшение числа врачебных ошибок и повышение удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи. НМО начинается после окончания медицинского вуза и получения права на профессиональную деятельность и продолжается в течение всей профессиональной карьеры медицинского работника. В статье был изучен опыт реализации НМО в 22 европейских странах, США и Канаде и проведен сравнительный анализ с системами НМО, существующими в Армении.

Ключевые слова

• Непрерывное медицинское образование

• Кредиты в медицинском образовании

ы

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

Непрерывное последипломное образование — важнейшее требование современной медицины, которое необходимо как для системы здравоохранения в целом, так и для самих врачей. Непрерывное медицинское образование (НМО) — образовательный процесс, с помощью которого медицинские работники обновляют и улучшают свои профессиональные знания и навыки. Оно направлено на поддержание и развитие знаний, расширение профессиональных навыков, поддержание связей среди врачей, обмен опытом. Непрерывное профессиональное развитие (НПР) — синоним НМО. Некоторые эксперты рассматривают НПР шире, чем НМО, подразумевая, что НПР включает процесс приобретения знаний и навыков не только в медицине, но и в других смежных с ней областях, например в управлении, экономике и социальной сфере.

Цель НМО — улучшение качества и повышение безопасности оказываемой пациентам медицинской помощи, уменьшение числа врачебных ошибок и повышение удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи. НМО начинается после окончания медицинского вуза и получения права на профессиональную деятельность и продолжается в течение всей профессиональной карьеры медицинского работника.

Система НМО включает:

1) комплекс образовательных мероприятий;

2) учреждения, которые их предоставляют;

3) механизмы, обеспечивающие своевременность и качество прохождения этого образования.

Следует отметить, что сегодня требование непрерывности медицинского образо-

вания обусловлено существенно изменившимися условиями в здравоохранении:

• резким увеличением объема медицинской информации и скоростью ее обновления;

• появлением множества высокоактивных лекарственных средств и высокотехнологичных методов диагностики и лечения;

• увеличением доли хронических неинфекционных заболеваний в структуре заболеваемости и смертности населения;

• удорожанием медицинской помощи;

• повышением информированности и запросов самих пациентов.

В этих условиях для обеспечения современного эффективного, безопасного и экономически рационального лечения пациентов врач должен непрерывно обновлять и улучшать свои знания и практические навыки, а качество и технологии образования должны отвечать изменившимся условиям. Иначе говоря, сущность НМО заключается в том, что и работодатели, и общество в целом должны быть уверены — практикующие врачи в курсе последних достижений теории и практики.

С этой целью в развитых странах государственные органы управления здравоохранением и профессиональные медицинские общества в последние годы активно внедряют систему НМО в практику здравоохранения. Важнейшей особенностью формирующейся в настоящее время системы НМО является ее саморегулируемость, основанная на взаимном уравновешивании интересов (не в последнюю очередь финансовых) всех участвующих в получении и предоставлении образовательных услуг.

По сути, наличие сформулированной Малькольмом Ноулзом (Malcolm Knowles) системы андрагогики как науки, помогаю-

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

М

#

щей взрослым обучаться, способной гибко и оперативно реагировать на образовательные потребности людей, снимает с традиционной образовательной системы задачу научить человека всему раз и навсегда. Андрагогическая модель используется для получения новых знаний взрослыми людьми в течение всей жизни (Lifelong learning). Такое обучение может достигаться как формальными методами — получение базового образования, учебные курсы, тренинги, наставничество, повышение квалификации, так и неформальными. Содействовать НМО должны различные медицинские организации: институты, больницы, научные ассоциации и общества, коллегии специалистов и научных работников, ученые и специализированные советы, международные организации, библиотеки и, кроме того, естественно, необходима профессиональная мотивация самих врачей.

Есть множество факторов, как положительно, так и отрицательно влияющих на развитие соответствующих мотивов врача для получения эффективного непрерывного последипломного медицинского образования. Мотивация врача, с одной стороны, основана на востребованности получения новых знаний самим специалистом, а с другой — на востребованности новых специалистов со стороны общества.

Последипломное медицинское образование за рубежом

Нами был изучен опыт реализации НМО в 22 европейских странах, США и Канаде. В большинстве развитых стран врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию как с помощью традиционных образовательных технологий (обучение в образовательном учреждении путем прохождения

курса лекций и практических занятий), так и более современных, например, путем самостоятельного изучения специальных электронных образовательных материалов (модулей) или на рабочих местах, используя системы поддержки принятия клинических решений.

Полученные медицинскими работниками знания учитываются в форме условных единиц — кредитов. Кредиты в НМО — это баллы или условные единицы измерения значимости образовательного мероприятия. В большинстве стран за 1 кредит принят 1 ч, т.е. длительность образовательного мероприятия, а сдачи итогового экзамена не требуется. Например, 10 ч очных практических занятий приравниваются к 10 кредитам. Иногда при оценке значимости мероприятия учитываются не только его длительность, но и качество. Например, равные по длительности мероприятия могут иметь разные кредиты: посещение национальной конференции по специальности приравнено к 5 кредитам (5 ч), а международной — к 7 кредитам (7 ч).

С целью мотивации врачей к НМО используются следующие механизмы: получение НМО является условием повторного лицензирования и карьерного роста, оно учитывается при заключении контракта и выплате премии, число кредитов, набранное каждым врачом, публикуется в реестре лицензированных врачей (т.е. эта информация является достоянием коллег, а в ряде случаев — и пациентов).

Финансируется НМО из самых различных источников и их сочетаний: самими медицинскими работниками, работодателями (лечебно-профилактическими учреждениями), фармацевтическими компаниями, государством и страховыми компаниями.

Ответственность за качество последипломного образования традиционно несут

м

Таблица 1. Организация системы НМО в Европе

Страна Требования Количество лет Количество кредитов Санкции Контролирующий орган

Австрия Обязательное 3 50 Финансовые Медицинская палата

Бельгия Необязательное 3 20 Финансовые Государство

Болгария Необязательное 3 50 Нет Медицинская палата

Британия Обязательное 5 50 Проф. ассоциации Проф. ассоциации

Венгрия Обязательное 5 50 Проф. ассоциации Университет

Германия Обязательное 5 50 Проф. ассоциации Проф. ассоциации

Голландия Необязательное 2 40 Нет Государство

Греция Обязательное 5 20 Нет Университет

Ирландия Обязательное 5 50 Медицинская палата

Испания Необязательное 5 Нет Государство

Италия Обязательное 3 50 Нет Государство

Кипр Необязательное 3 50 Сертификат Медицинская палата

Мальта Необязательное Финансовые

Польша Обязательное 5 50 Нет Государство

Румыния 5 40 ■

Словакия Обязательное 5 50 Финансовые Государство

Словения Обязательное 7 10 ■ Проф. ассоциации

Финляндия Необязательное 1 Нет Медицинская палата

Франция Обязательное 5 50 Нет Государство

Чехословакия Обязательное 5 Нет Проф. ассоциации

Швеция Обязательное 1 Нет Государство

Швейцария Обязательное 1 50 Финансовые Государство

профессиональные медицинские ассоциации (палаты, общества), которые разрабатывают образовательные программы и квалификационные требования, а также зачастую сами проводят образовательные мероприятия. Более подробно система и структура НМО для ряда стран представлена в табл. 1 и на рис. 1 и 2.

Следует обратить внимание на то, что в США система НМО имеет самую давнюю, более чем полувековую, историю. В этой стране во главе процесса НМО стоит Американская медицинская ассоциация (АМА), которая разрабатывает требования к НМО, выдает лицензии на право занятия медицинской деятельностью (с учетом

получения кредитов НМО), ведет реестр врачей (в котором указывается число набранных кредитов), предоставляет информацию об образовательных мероприятиях, предлагает типовые планы прохождения НМО для различных специальностей. Мероприятия по НМО предоставляют самые различные организации (от образовательных академических учреждений до коммерческих фирм).

Но все эти организации (а их в США более 600) должны быть аккредитованы для осуществления образовательной активности с целью подтверждения соответствия необходимым стандартам и возможности присвоения кредитов. Эту функцию

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

1=]

КАДРОВОЕ РАЗВИТИЕ

30 25 20 15 10 5 0

л ^

о*?

4"° # ^

Рис. 1. Количество стран и виды НМО, которые учитываются при кредитовании в странах Европы

выполняет аккредитационныи совет, созданный с участием вышеупомянутой АМА.

Набор требований, которые предъявляет

аккредитационный совет, включает:

• наличие адекватных клинических условий для проведения обучения;

• высокий профессионализм преподавателей;

• четко декларированные цель и задачи обучения;

• программу обучения, соответствующую декларированной цели;

• использование современных дистанционных технологий образования;

• доступность обучения по цене;

• наличие интернет-сайта для получения информации;

• указание на необходимые источники информации и др.

Сегодня в целях признания уровней и качества образования практикующих специалистов между странами Евросоюза и США разрабатываются единые согласованные требования к непрерывному медицинскому образованию и кредитам. Так, например, Европейский совет медицинских специалистов (European Union of Medical Specialties) уже создал комис-

Рис. 2. Количество кредитов, которое необходимо собрать за год в странах Европы

К!

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОВ В НМО РА (ПРОЕКТ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВСЕГО

В среднем 240 кредитов за 5 лет (по 48 кредитов ежегодно) (условие ресертификации)

С

Очное обучение - 120 кредитов (120 ч)

Обучение в университетских больницах, научно-исследовательских институтах (необходима аккредитация МЗ) - 120 кредитов

J С

Обучение на рабочих местах и самостоятельное обучение - 120 кредитов

Г

Дистанционное обучение -^ 60 кредитов

J

Работа в отделении

Тестовые и очный экзамены

Представление больного (case presentations)

Образовательные модули (интернет онлайн)

Телемедицинские лекции и обсуждения

Самостоятельное обучение -60 кредитов

Посещение конференций, семинаров

Чтение медицинских журналов, национальных руководств с последующим тестированием

Рис. 3. Распределение кредитов НМО

сию для аккредитации качества образовательных мероприятий — Европейскую комиссию по аккредитации (European Accreditation Council for Continuing Medical Education — EACCME) по различным специальностям с введением единого европейского кредита: 1 EACCM кредит = 1 ч (длительность мероприятия). Требования к аккредитации конференций (резолюция UEMS 2011/30) и электронных ресурсов (резолюция UEMS 2011/20) вступили в силу с 1 января 2012 г. АМА привлечена к этой работе, с 2006 г. имеется договоренность о взаимопризнании кредитов, т.е.1 EACCM кредит = 1 AMA кредиту.

Последипломное медицинское образование в Армении

Существующая до последнего времени в Армении система непрерывного последипломного образования врачей (т.е. усовершенствование) была основана на единовре-

Проведение разборов

сложных случаев, патологоанатомиче-ских конференций

менном однократном прохождении циклов усовершенствования. Эта система позволяла врачу претендовать на получение (подтверждение) категории или лицензии после прохождения одного цикла тематического усовершенствования по специальности (156 ч) в течение 5 лет. Такой цикл тематического усовершенствования представлял квинтэссенцию актуальных вопросов по данной специальности в целом или ее больших разделов, таким образом, врач одноразово получал большую информацию. Врачи и провизоры в течение 5 лет для получения лицензии должны были пройти 7-недель-ный, а средний медицинский персонал — 5-недельный цикл усовершенствования, причем 1 неделя была посвящена проблемам медицины катастроф.

Имея свои положительные стороны, такая система больше не могла удовлетворять как потребности здравоохранения в целом, так и каждого отдельно врача по следующим причинам:

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

Ы

#

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ НМО (ПРОЕКТ)

МИНЗДРАВ РА

С

Медицинская палата

>

Профессиональные медицинские ассоциации по специальностям

» Контроль качества » Связь с европейскими организациями (UEMS) » Валидация UE и US кредитов » Реестр врачей и учета НМО

С

Медицинские вузы

J

• Разработка и утверждение образовательных стандартов и требований

• Утверждение требований к профессиональным ассоциациям

• Утверждение требований к образовательным мероприятиям

• Разработка нормальной базы НМО и ресертификация

» Обеспечение доступа врачей к электронным ресурсам

• Разработка информационно-образовательных материалов

• Разработка типовых образовательных модулей для дистанционного обучения

• Обеспечение и проведение конференций, семинаров и т.д.

• Со временем: обеспечение очных и дистанционных форм НМО

• Составление индивидуального плана НМО

• Обеспечение очных и дистанционных форм НМО

• Итоговое тестирование

• Обеспечение и проведение конференций, семинаров и т.д.

• Выдача и продление сертификатов

• Утверждение плана мероприятий НМО и их аккредитация

с

Врачи

Рис. 4. Структура и функции участников НМО

• система ограничивала возможности непрерывного последипломного образования, которое подразумевает различные варианты перманентного повышения квалификации врачей;

• система ограничивала права врача в выборе вариантов повышения квалификации, так как иные формы, кроме 156-часового цикла, не учитывались;

• система не учитывала социальные и финансовые условия, такие как длительный отрыв от работы, отсутствие стипендии, платность обучения.

Для врачей и провизоров в Национальном институте здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Армения (НИЗ МЗ РА) была разработана и в 2004 г. внедрена гибкая система кредитного непрерывного последипломного образования c целью сделать НМО более доступным и достижимым для медицинских работников. Переходный период (2000—2001 гг.) предполагал внедрение кредитных циклов

обучения по различным длительностям и категориям в НИЗ МЗ РА. Завершающий этап (2002—2003 гг) — внедрение системы получения кредитов не только за счет обучения в НИЗ, но и за счет самообразования. За минимальное количество кредитов, которые необходимо набрать в течение 5 лет, условно принято число 200 (количество кредитов не означает количество выполненных часов).

Разработанная в НИЗ МЗ РА система для кредитования НМО состоит из 4 категорий. В каждой категории имеется определенное число единиц (кредитов), которое относится к различным формам образовательного процесса. Кредиты набираются врачом как в ходе прохождения циклов, семинаров и других учебных занятий по аккредитованным программам в Республике Армения и за рубежом, так и в ходе научной деятельности — участие в научных симпозиумах и конференциях, публикации тезисов докладов и статей в журналах, публикации монографий и методических ре-

м

Рис. 5. Голосование о вступлении Медицинской палаты Армении как ассоциативного члена в Европейский совет медицинских специалистов

комендаций, а также защита кандидатских

и докторских диссертационных работ.

• Категория I наиболее важная — кредиты набираются врачом в ходе прохождения циклов, семинаров и других учебных занятий по аккредитованным программам в государственных медицинских вузах Республики Армения (Национальном институте здравоохранения им. акад. С.Х. Авдалбекяна и Ереванском государственном медицинском университете им. М. Гераци). Кредиты выдаются в зависимости от целевого назначения занятий для данного специалиста.

• Категория II включает защиту диссертационных работ.

• Категория III подразумевает публикацию учебников, монографий, статьей, тезисов докладов т.п.

• Категория IV предполагает больший процент самообразования со стороны врача, так как не является собствен-

но обучением (участие в конференциях, симпозиумах, семинарах и т.п.). Кредиты категории IV должны оцениваться в каждом случае индивидуально, после уточнения и утверждения со стороны соответствующей комиссии по кредитам Министерства здравоохранения Республики Армения — врач должен получать необходимую образовательную информацию и профессиональную квалификацию Кредитная система дает врачу возможность получать необходимую образовательную информацию и профессиональную квалификацию по самому основному принципу НМО, названному нами принципом «что-где-когда», то есть в удобном виде, в подходящем для него месте, в нужное время. Именно поэтому наряду с традиционными и кредитными циклами нами проводятся выездные циклы по любой специальности во всех районах республики по заявкам местных органов здравоох-

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

М

Рис. 6. Члены армянской делегации с президентом ЫЕМБ доктором Златко Фрасем и генеральным секретарем доктором Бернаром Майе

#

ранения, а также по индивидуальной программе по мере обращения врачей.

В Министерство здравоохранения РА в 2010 г. представлен проект резолюции о введении новой кредитной накопительной системы для последующего учета кредитов при лицензировании медицинской деятельности в Республике Армения, разработанный в Ереванском государственном медицинском университете (рис. 3—4).

Армения присоединилась к иЕМ8 в апреле 2009 г. На рис. 5 представлен момент голосования на ежегодном собрании о вступлении Медицинской палаты Армении как Ассоциативного члена в иЕМ8 Брюсселе 2009 г., а также фото (рис. 6) членов армянской делегации с президентом иЕМ8 доктором Златко Фрасем и генеральным секретарем доктором Бернаром Майе после голосования.

В течение прошедшего периода иЕМ8 были аккредитованы 5 международных конференций в Армении, проведенных в Ереванском государственном медицинском университете им. М. Гераци, а пилот-

ные проекты были успешно протестированы на стажерах и курсантах из районных больниц, находящихся на усовершенствовании по программам Фонда армянской помощи (FAR). Первой конференцией в Армении, которая получила кредит UEMS в октябре 2009 г., была конференция по онкологии, организованная Ереванским государственным медицинским университетом совместно с клиникой Шаритэ (рис. 7).

Наибольшее количество кредитов (18) из 5 проведенных конференций было получено для конференции пластических хирургов в июне 2011 г. (рис. 8).

Заключение

Сегодня в связи с изменившимися условиями в здравоохранении за рубежом наблюдаются следующие тенденции в системе повышения квалификации врачей: • непрерывность медицинского образования, т.е. повышение квалификации проводится не периодически, например, 1 раз в 5 лет, а ежегодно, путем

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

Рис. 7. Аккредитованная UEMS Международная

конференция по онкологии ЕрГМУ - Клиника

Шаритэ, 2009

накопления определенного числа кредитов. Кредит — условная единица, равная в большинстве случаев 1 ч образовательной активности;

• переход НМО из моральной обязанности медицинских работников в законодательно закрепленную норму, предусматривающую санкции за ее несоблюдение; реализуется это через такие механизмы, как лицензирование врачей, заключение контрактов с работодателями с учетом ежегодного повышения квалификации и др.;

• усиление регулирующей роли государства в вопросе качества последипломного образования; это реализуется через усиление государственного контроля над качеством и результатами труда врачей;

• активное использование в образовании современных технологий — электронных информационных, телекоммуникационных;

• проблемное обучение в малых группах, образование через специально разработанные электронные образовательные модули, обмен опытом с коллегами в специальных профильных интернет-чатах;

• обучение непосредственно во время практической деятельности врачей

путем внедрения клинических рекомендаций, электронных систем поддержки принятия клинических решений и клинических путей;

• качественное изменение содержания образования: увеличение часов на рациональную фармакотерапию хронических неинфекционных заболеваний, обучение методам профилактики, предотвращения осложнений и их реабилитации;

• преподавание экономики здравоохранения, в том числе обучение методам принятия экономически эффективных решений;

• преподавание вопросов организации и управления здравоохранением, в том числе организации этапности и преемственности в лечении пациентов;

• обучение вопросам клинической эпидемиологии, медицинской информатики, навыкам работы в междисциплинарных командах и эффективного взаимодействия с пациентами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, с внедрением в практику единого европейского кредита, система НМО делает конференции более привлекательными как для самих лекторов, так и участников, а наш опыт проведения конференций показывает, что наличие кредита НМО является уже необходимым условием для приглашения лекторов из США и других стран. Одним из путей решения проблемы эффективной организации непрерывного последипломного медицинского образования, с нашей точки зрения, является создание проблемно-ориентированных учебно-научно-методических центров, основными задачами которых должна быть разработка и внедрение в учебный процесс курсов, в том числе междисциплинарного характера.

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012

#

Рис. 8. Аккредитованная ЫЕМБ Международная конференция Ассоциации пластических хирургов Армении, 2011 г.

Сведения об авторах

Авакян Мкртич Норайрович — кандидат медицинских наук, доцент, академикАкаде -мии медико-технических наук Российской Федерации, почетный профессор Российской академии естественных наук, специальности — «Анестезиология», «Неврология», «Рефлексотерапия» и «Мануальная терапия», родился в г. Ереване (Республика Армения) в 1951 г. в семье врачей. В 1974 г. с отличием окончил Ереванский государственный медицинский институт им. М. Гераци. С 1974 по 1976 г. учился в клинической ординатуре по анестезиологии, а с 1976 по 1980 г. — в аспирантуре отделения анестезиологии Всесоюзного научного центра хирургии АМН СССР (ВНЦХ АМН СССР). В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика РАМН, проф. А.А. Буня-тяна и проф. В.Н. Цибуляка.

Доктор Авакян М.Н. с 1999 по 2011 г. работал заместителем директора по учебной работе, а с 2011 по 2012 г. — директором Национального института здраво -охранения (правопреемник Ереванского государственного института усовершенствования врачей МЗ СССР) им. акад. С.Х. Авдалбекяна Министерства здравоохранения Республики Армения. С 1999 по 2011 г. заведовал кафедрой традиционной и альтернативной медицины НИЗ МЗ РА. Президент Армянской ассоциации традиционной и альтернативной медицины, эксперт по традиционной и альтернативной медицине Фармакологического совета МЗ РА.

Являлся представителем Республики Армения в Рабочей группе по телемедицине при Комиссии регионального содружества связи (РСС) по информатизации СНГ, а также заместителем Рапортера группы 1Ти^ SG2 Q14 по электронному здраво-

м

охранению Международного союза электросвязи (МСЭ). В качестве национального координатора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по Европейской стратегии борьбы с неинфекционными заболеваниями участвовал в разработке национальной стратегии профилактики хронических неинфекционных заболеваний в Республике Армения.

М.Н. Авакян занимается общественной работой — в Общественной палате Республики Армения, правлении Общества неврологов Армении, правлении Армянской ассоциации руководителей здравоохранения и правлении земляческого общества «Сурмалу-Игдир».

Ягджян Геворг Вигенович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пластической, реконструктивной хирургии и микрохирургии Ереванского государственного медицинского университета (ЕрГМУ), родился в г. Ереване (Республика Армения) в 1969 г. в семье инженеров. В 1992 г. с отличием окончил Ереванский государственный медицинский институт им. М. Гераци. С 1992 по 1994 г. учился в клинической ординатуре, а с 1994 по 1997 г. —

в аспирантуре отделения микрохирургии Института хирургии им. А.Л. Микаеляна. Получил степень кандидата медицинских наук в 1997 г. Доктор Г.В. Ягджян работал руководителем отдела непрерывного медицинского образования ЕрГМУ (2006—2007), а также проректором по постдипломному образованию ЕрГМУ (2008-2011).

В течение последних 10 лет участвовал в различных образовательных и профессиональных программах в таких известных медицинских центрах и университетах, как университет Пенсильвании, Йельском университете, Корнельском университете, Американской медицинской интернатуре австрийского фонда в Зальцбурге, а также российском научном центре хирургии в Москве. С 1992 г. был активно вовлечен в деятельность медицинских ассоциаций и организацию международных научных конференций. В 2011 г. назначен руководителем программ по здравоохранению Фонда национальной конкурентоспособности Армении, а также директором Центра производства радиоизотопов. Является обладателем международной стипендии Фулбрайта в области медицинского образования (Бостонский университет).

Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (10) 2012 [ 63 ]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.