Научная статья на тему 'Непрерывное последипломное медицинское профессинальное образование в СЗФО. Проблемы и перспективы'

Непрерывное последипломное медицинское профессинальное образование в СЗФО. Проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
441
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАЧЕТНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гончар Н. Т., Хурцилава О. Г., Мазуров В. И., Столов С. В., Онищенко Е. Ф.

В настоящее время одной из основных задач модернизации отечественного здравоохранения является обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образования (НМО). Оптимальной формой НМО является сочетание дистанционного обучения, системы накопления образовательных кредитов, с традиционными его формами (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, сертификация и аттестация медицинского персонала). В статье предлагаются методические подходы к переводу учебной нагрузки различных форм последипломной подготовки и переподготовки врачей в зачетные кредитные единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное последипломное медицинское профессинальное образование в СЗФО. Проблемы и перспективы»

УДК 378.046.4(470.2)

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЗФО. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н.Т. Гончар, О.Г. Хурцилава, В. И. Мазуров, С.В. Столов, Е.Ф. Онищенко Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, Россия

CONTINUING MEDICAL EDUCATION IN THE NORTH-WEST REGION. PROBLEMS AND PERSPECTIVES

N.T.Gonchar, O. G. Khurtsilava, V.I. Mazurov ,S.V. Stolov, E.F. Onischenko Saint-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies, Russia

©Коллектив авторов, 2011 г.

В настоящее время одной из основных задач модернизации отечественного здравоохранения является обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образования (НМО). Оптимальной формой НМО является сочетание дистанционного обучения, системы накопления образовательных кредитов, с традиционными его формами (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, сертификация и аттестация медицинского персонала). В статье предлагаются методические подходы к переводу учебной нагрузки различных форм последипломной подготовки и переподготовки врачей в зачетные кредитные единицы.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, зачетные кредитные единицы.

Nowadays one of the main targets during health care modernization in our country is training and professional development of medi cal human resources based on continual medical education. The optimal model of continual medical education in the North-West region is the mix of distant learning, credit units transfer and accumulation system including its traditional kinds such as professional development, professional training, certification and attestation of human resources. This article offers different methods of switching postgraduate workload of traineers into credit transfer and accumulation units.

Keywords: continual medical training, credit transfer and accumulation units.

Профессиональные медицинские знания сейчас устаревают быстро. Созданная телекоммуникационная инфраструктура дает возможность организовать систему непрерывного медицинского образования (НМО) независимо от времени и места, позволяет быстро обновлять и совершенствовать знания. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденной 17 ноября 2008 г. Распоряжением Правительства РФ №1662-р, указано, что одной из основных задач развития здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан Российской Федерации, является: «...обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного профессионального образования...».

В Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации (СЗФО РФ) имеется большой образовательный потенциал, существует развитая система последипломного медицинского образования, включающая СПбМАПО, факультеты ДПО вузов, на которые возложено повышение квалификации врачей региона. В

этих условиях оптимальной формой НМО является сочетание системы накопления образовательных кредитов, дистанционного обучения с традиционными его формами (тематическое и общее усовершенствование, профессиональная переподготовка). Достоинством такого подхода является сокращение учебных часов подготовки с отрывом от работы или обучение без отрыва от работы, что снижает организационную и экономическую нагрузку на лечебное учреждение и врача, и одновременно приводит к улучшению качества его образования. Такие формы НМО весьма актуальны для врачей учреждений здравоохранения в СЗФО РФ с его низкой плотностью населения, с большим количеством малых и средних городов и с довольно низкой обеспеченностью врачами лечебных учреждений в большинстве субъектов РФ региона (табл. 1).

Кроме того, все возрастающая интенсификации труда врачей, высокие современные требования к качеству оказания медицинской помощи, с одной стороны, приводят к уменьшением свободного времени, дающего возможности повышать свою квалификацию с длительным отрывом от работы. С другой стороны, возрастает

Таблица 1

Потребность во врачах лечебно-профилактических учреждений субъектов РФ СЗФО на

01.01.2010 года

№ п/п Наименование субъекта Рос. Федерации Потребность во врачах

к занятым должн. к физическим лицам

абсолютное число вакансий относительное число вакансий (%) абсолютное число вакансий относительное число вакансий (%)

1 2 3 4 5 6

1 Санкт-Петербург 1578 5 9797 30

2 Архангельская область 618 10 1397 22

3 Вологодская область 603 10 3417 49

4 Калининградская область 269 8 1049 41

5 Ленинградская область 508 7 2790 25

6 Мурманская область 372 8 1321 27

7 Ненецкий автоном. округ 19 11 21 13

8 Новгородская область 237 3 1846 48

9 Псковская область 369 11 1706 49

10 Республика Карелия 227 5 1369 33

11 Республика Коми 441 7 3217 48

Итого 5341 7 27861 35

число мероприятий, проводимых различными организациями и структурами, нацеленных на улучшение информированности врачей в отдельных вопросах диагностики и лечения.

С учетом вышеизложенного давно назрела необходимость разработки программ непрерывного последипломного профессионального образования врачей в СЗФО РФ. На наш взгляд, на современном этапе наиболее приемлемой формой НМО является использование системы кредитно-накопительной системы зачетных единиц (КНЗС). В данной статье авторы предлагают основные принципы инкорпорирования КНЗС в отечественное профессиональ-

ное последипломное образование и методические подходы к переводу учебной нагрузки различных форм обучения врачей в зачетные кредитные единицы.

На первом этапе рекомендуется внедрение системы КНЗС в работу комиссий по сдаче сертификационных экзаменов в СПбМАПО и по присвоению врачам квалификационных категорий в Комитете по здравоохранению С-Петербурга. (Приложение. Шкала накопительных зачетных кредитов (баллов) для итоговой оценки профессионального развития специалиста). Так, например, на последнем заседании Ассоциации медицинских обществ по

качеству медицинской помощи (АСОМК), объединяющей 20 российских профессиональных медицинских обществ, было предложено ввести КНЗС медицинского образования как обязательную при повышения квалификации специалистов, которая бы соответствовала накопленным за 5 лет 216 часам образовательной активности, распределенным равномерно по годам.

По аналитическим данным АСОМК, в 18 европейских странах (Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария) существует система НМО. В 17 из них НМО считается необходимым; в 6 - регламентируется законом, в 13 - предоставляется профессиональными медицинскими обществами. В большинстве стран НМО основано на кредитах, приравненных к 1 часу образовательной активности, и не требует сдачи итогового экзамена. С целью мотивации врачей к НМО используются следующие механизмы: НМО является условием ре-лицензирования и карьерного роста, учитывается при заключении контракта и выплате премии. Число кредитов, набранное каждым врачом, публикуется в реестре лицензированных врачей, т.е. эта информация является достоянием коллег, а в ряде случаев - и пациентов. Финансируется НМО из самых различных источников и их сочетаний: самими медицинскими работниками, работодателями (лечебно-профилактическими учреждениями), фармацевтическими компаниями, государством и страховыми компаниями. В США система НМО имеет самую давнюю - более полувековую историю. В этой стране во главе процесса НМО стоит Американская медицинская ассоциация (АМА), которая разрабатывает требования к НМО, выдает лицензии на право занятия медицинской деятельностью (с учетом получения кредитов НМО), ведет реестр врачей (в котором указывается число набранных кредитов), предоставляет информацию об образовательных мероприятиях, предлагает типовые планы прохождения НМО для различных специальностей. Мероприятия по НМО предоставляют самые различные организации от образовательных академических учреждений до коммерческих фирм. Но все эти организации (а их в США более 600) должны быть аккредитованы для осуществления образовательной активности с целью подтверждения соответ-

ствия необходимым стандартам и возможности присвоения кредитов. Эту функцию выполняет аккредитационный совет, созданный с участием вышеупомянутой Ассоциации. Набор требований, который предъявляет аккредитационный совет включает: наличие адекватных клинических условий для проведения обучения, высокий профессионализм преподавателей, четко декларированная цель и задачи обучения, программа обучения, соответствующая декларированной цели, использование современных дистанционных технологий образования, доступность обучения по цене, наличие Интернет-сайта для получения информации, указание на необходимые источники информации и др.

АСОМК обращает внимание на то, что в целях признания уровней и качества образования практикующих специалистов между странами Евросоюза и США, разрабатываются единые согласованные требования к непрерывному медицинскому образованию и накопительным кредитам. Например, Европейский Совет медицинских специальностей (European Union of Medical Specialties) планирует создать комиссию для аккредитации качества образовательных мероприятий по различным специальностям. Американская медицинская ассоциация (American Medical Association — АМА) также будет привлечена к этой работе. Сегодня первая транснациональная аккредитованная система кредитов уже разработана Федерацией европейских обществ по онкологии (Federation of European Cancer Societies). Болонской конвенцией удостоверено, что в Европейском Союзе признаны максимально 52 медицинские специальности. В российском здравоохранении их намного больше. Этот фактор является важнейшим в формировании образовательного поля для всей системы последипломного профессионального медицинского образования в Евросоюзе и в России.

В странах Евросоюза приняты минимальные периоды обязательной последипломной профессиональной подготовки по различным специальностям от 3 до 7 лет. В России минимальный срок последипломной подготовки составляет один год клинической интернатуры, или два года клинической ординатуры, либо 144 часа повышение квалификации, или от 500 часов и более - профессиональная переподготовка.

Таким образом, еще одним серьёзным барьером на пути приближения российских образовательных традиций к стандартам Евросоюза является несоответствие существующих нормативных документов потребностям перестройки

системы последипломного профессионального образования в России. На наш взгляд, основными принципами, позволяющими интегрировать европейские образовательные технологии в отечественную последипломное образование и медицину являются:

- сохранение всех отечественных форм профессионального образования и повыше-ния квалификации;

- совершенствование образовательных программ;

- внедрение системы накопительных кредитов и учебных модулей;

- включение дистанционных технологий в образовательный процесс;

- развитие библиотек в лечебных учреждениях;

- улучшение доступа врачей к Интернет-ресурсам;

- включение в трудовые договора обязанности врачей к непрерывному образованию;

- законодательное обеспечение инновационных форм профессионального образования. Реализация этих принципов позволит обеспечить профессиональное развитие врачей непрерывно в течение пяти лет, в отличие от существующего до сих пор их периодического последипломного образования один раз в 5 лет.

Кредитно-накопительная система (КНЗС) медицинских работников представляет собой вариант учета различных видов повышения профессиональной квалификации в течение определенного времени для принятия решения о его допуске к экзамену на сертификат специалиста, аттестации на квалификационную категорию или прочих управленческих решений.

При традиционном обучении согласно рекомендациям Минздравсоцразвития России один академический час соответствует одному кредиту.

Кредитный вес научной и научно-методической деятельности определяется по результатам работы специалиста на конференциях, семинарах, учета выступлений на съездах, подготовки монографий, учебно-методических пособий, опубликования статей в журналах ВАК и др. В случае защиты специалистом докторской и кандидатской диссертаций по предъявлении диплома ему начисляется соответствующее количество кредитов. Оцениваются также копии патентов на изобретения.

Практическую значимость образовательных мероприятий предлагается учитывать в форме кредитов, равных длительности мероприятия в часах, т.е., как уже ранее указывалось, 1 кредит

равен 1 часу. Из 216 часов (кредитов) очное обучение в образовательном учреждении, имеющем лицензию на образовательную деятельность, составит, как и раньше, 144 часа. Из этих 144 часов как минимум 30-40% предлагается преподавать с помощью дистанционных технологий. Оставшиеся 72 кредита врач должен набрать путем обучения на рабочих местах и с помощью самостоятельного обучения, например, путем посещения лекций, семинаров, написания научных работ, участия в клинических разборах и др. Организацией, которая будет определять перечень образовательных мероприятий и вести учет накопленным кредитам, предложено сделать Комиссию при региональном органе управления здравоохранением. В состав этой Комиссии входят представители регионального органа управления здравоохранением, в том числе главные специалисты, представители образовательного учреждения, выдающего сертификат, руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и представители региональной ассоциаций врачей по профилю. Обязательным условием для выдачи и продления сертификата специалиста (и лицензии) будет накопление не менее 216 кредитов, причем ежегодно не менее - 43 кредитов.

В качестве примера по ранжированию образовательных мероприятий НМО в кредитных зачетных единицах АСОМК приводит следующие варианты:

- заочная аспирантура/ соискатель ученой степени кандидата медицинских наук - 34 кредита;

- общее усовершенствование (не менее 144 часов) - 144 кредита;

- тематическое усовершенствование (72 часа) - 72 кредита;

- публикация статьи в центральной печати без соавторства - 10 кредитов;

- публикация статьи в центральной печати в соавторстве - 8 кредитов;

- публикация статьи в местной печати - 4 кредита;

- публикация тезисов на Всероссийской конференции - 4 кредита;

- патент на полезную модель/ изобретение -10 кредитов;

- стажировка: в РФ - 10 кредитов, за рубежом - 15 кредитов;

- руководство интернами и ординаторами на клинической базе - 15 кредитов;

- выступление на: заседании региональной профессиональной ассоциации - 5 кредитов;

<х>ооо<>о<х>ооо<><>о<>ос>оо<>о<х>ооо<ххх>ооо<><>о<>ос>оо<>о<х>ооо<х><><>ооо<><>о<х>с>оо<>о<х>ооо<х>о<>ооо<><>о<х>с>оо<>о

Всероссийском съезде, конференции, конгрессе, симпозиуме - 10 кредитов; международном съезде, конференции, конгрессе, симпозиуме -15 кредитов;

- участие в работе: региональной профессиональной ассоциации, общества (подтвержденное сертификатом участника) - 2 кредита; Всероссийской конференции, съезде, конгрессе (подтвержденное сертификатом участника) -5 кредитов; международном конгрессе, съезде, конференции (подтвержденное сертификатом участника) - 2 кредита;

- проведение мастер-класса по специальности (6 учебных часов) - 6 кредитов;

- участие в мастер-классе по специальности

- 2 кредита; публикация тезисов на региональной конференции - 4 кредита;

- освоение новой диагностической или лечебной методики - 10 кредитов.

Объективизация оценки уровня знаний врачей является неотъемлемой частью деятельности квалификационных комиссий в процедуре присвоения профессиональной категории. Вместе с тем, несмотря на многолетнюю практику работы квалификационной комиссии по терапии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга назрела необходимость совершенствования учёта различных форм профессиональной подготовки медиков в связи с изменяющимися условиями их практической деятельности и форм повышения квалификации.

Улучшение качества аттестационной работы требует модернизации технологии оценки уровня квалификации врачей на основе КНЗС по терапевтическим специальностям как при подготовке с отрывом от работы, так и при обучении

без отрыва от работы. Поэтому рекомендуется врачам активно участвовать в работе съездов, конференций, круглых столов и семинаров, школах практических врачей, а также участие в заседаниях Ассоциаций и Обществ по профилю специальности. За участие в каждом мероприятии врачу засчитываются кредиты (баллы).

При проведении аттестации врача на присвоение квалификационной категории комиссии учитывают сумму баллов наряду с уровнем базисной подготовки, включающей компьютерное тестирование и устное собеседование. Высокая активность врача-специалиста позволяет аттестационной комиссии принимать решение о присвоении более высокой категории. При недостаточной активности повышения профессиональных знаний аттестационная комиссия проводит устное собеседование для объективной оценки знаний и практических навыков врача.

В настоящее время результаты компьютерного тестирования, которые проводятся при аттестации врача на присвоение квалификационной категории, нельзя признать удовлетворительными. По целому ряду разделов внутренней патологии, особенно таким как «неотложная помощь», «клиническая фармакология» и «эндокринология» выявляется достаточно низкий уровень знаний (рис.1).

При подаче документов в городскую аттестационную комиссию по присвоению квалификационных категорий необходимо будет предоставить

сертификаты и дипломы, подтверждающие участие врача в обучении на рабочих местах, временных региональных курсах, научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах, «круглых» столах, заседаниях врачебных ассоци-

Аттестационная комиссия Компьютерное тестирование

76% 80% 78% 63% 66%

у г / / о'? У

$ </

/ / *

^ / / / / / о'1'0

//////

Общее кол-во вопросов Правильные ответы

Рис. 1. Результаты компьютерного тестирования в Санкт-Петербурге в 2008-2010 гг.

аций по профильным специальностям и обществ по соответствующим специальностям, а также издание трудов, публикации тезисов, внедрение медицинских инновационных разработок и технологий, новых методов диагностики и лечения, патентов на изобретение, защита диссертации, присвоение учёного звания, награждение и занятие должности главного внештатного специалиста.

Сертификаты и дипломы, по нашему мнению, должны быть завизированы Главным специалистом или Президентом ассоциации врачей по профилю специальности, а также организатором мероприятия.

На основании представленных документов проводится подсчёт баллов в соответствии с приложением (см. далее), позволяющим оценить уровень профессиональной подготовки врача.

Высокая активность - более 200 баллов.

Достаточная активность - 100-200 баллов.

Низкая активность - менее 100 баллов.

Таким образом, оптимальной формой НМО в СЗФО РФ является сочетание системы накопления образовательных кредитов и дистанционного обучения с традиционными его формами (тематическое и общее усовершенствование, профессиональная переподготовка, аттестация медицинского персонала). Достоинством такого подхода является сокращение части учебных часов с отрывом от работы или проведение всего цикла обучения без отрыва работы, что снижает организационную и экономическую нагрузку на лечебное учреждение и врача. Разработанные основные принципы и методические подходы к переводу учебной нагрузки различных форм непрерывного последипломного образования врачей в систему зачетных кредитных единиц позволяют интегрировать европейские образовательные технологии в отечественное последипломное образование и медицину и обеспечить профессиональное развитие врачей непрерывно в течение пяти лет, в отличие от существующего до сих пор их периодического последипломного образования один раз в 5 лет. Вышеизложенные принципы интеграции и методические подходы к переводу учебной нагрузки различных форм непрерывного последипломного образования врачей в систему зачетных кредитных единиц являются не бесспорными и требуют дальнейшего совершенствования. Вместе с тем, поэтапное внедрение шкалы накопительных кредитов (баллов) для итоговой оценки профессиональ-

ного развития специалистов здравоохранения в работу комиссий по сдаче сертификационных экзаменов и по присвоению врачам квалификационных категорий, безусловно, будет способствовать эффективности последипломной подготовки врачей по специальности и повышению качества медицинской помощи населению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ШКАЛА НАКОПИТЕЛЬНЫХ ЗАЧЁТНЫХ КРЕДИТОВ (баллов) ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА

1. Повышение квалификации на цикле общего или тематического усовершенствования, продолжительностью не менее 144 часов - 25 баллов (обязательное условие).

2. Стажировка на рабочем месте: за границей - 15 баллов.

в Российских медицинских образовательных учреждениях или НИИ -10.

3. Подготовка на краткосрочных курсах, семинарах и школах:

не менее 36 час - 8 баллов. не менее 72 час - 15 баллов.

4. Участие в научно-практических конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах, «круглых» столах:

доклад - 5 баллов. без доклада - 2 балла.

5. Участие в заседаниях:

врачебных ассоциаций по профильным специальностям - 3 баллов.

обществ по соответствующим специальностям - 3 балла.

6. Издание:

медицинских нормативных документов -10 баллов.

отраслевых методических рекомендаций и указаний - 8 баллов.

информационных писем - 6 баллов.

7. Издание трудов: методическое пособие - 10 баллов.

Статьи:

самостоятельно - 8 балла; в соавторстве - 4 балла.

8. Внедрение медицинских инновационных разработок и технологий, новых методов диагностики и лечения в работу лечебных учреждений - 15 баллов;

патентов на изобретение - 15 баллов.

9. Публикация тезисов:

международных - 8 баллов;

национальных - 6 баллов;

региональных - 5 баллов.

10. Награждение:

Заслуженный деятель науки РФ - 50 баллов;

Заслуженный врач РФ - 25 баллов;

грамота Минздрава и социального развития РФ - 15 баллов;

грамота Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга - 10 баллов.

11. Занятие должности:

главного внештатного специалиста района, города, области - 20 баллов.

12. Защита диссертаций на соискание ученой степени:

12.1. кандидата медицинских наук -25 баллов;

12.2. доктора медицинских наук- 50 баллов.

Итоговая оценка:

Высокая активность - более 200 баллов;

Достаточная активность - 100-200 баллов;

Низкая активность - менее 100 баллов.

Литература

1. Мошетова Л. К. Проблемы развития последипломного образования специалистов здравоохранения / Л. К. Мошетова // Последиплом-

ное медицинское образование на современном этапе.— М.: М-Вести, 2000.- С. 9-17.

2. Бойко Ю. П. Применение гибридной модели мотивации для управления персоналом медицинских учреждений / Ю. П. Бойко, М. Е. Путин, А. М. Лукашов [и др.] // Управление персоналом.— 2005.- № 17.- С. 38-41.

3. Болотов Ю. В. Современные проблемы последипломной подготовки медицинских работников по профилактическим основам медицинской деятельности / Ю. В. Болотов // Проблемы управления здравоохранением.- 2006.- № 3.- С. 57-63.

4. Пальцев М. А. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс. Вып. II / М. А. Пальцев, И. Н. Денисов, Б. М. Чекнев.-М., 2005.- 332 с.

5. Кузнецова О. Ю. Дистанционное обучение. Барьеры, которые нам предстоит преодолеть / О. Ю. Кузнецова, С. Л. Плавинский, И. Е. Моисеева [и др.] // Российский семейный врач.- 2003.- № 3.- С. 56-60.

6. Вартанян Ф. Е. Современные подходы в подготовке медицинских кадров / Ф. Е. Вартанян, С. В. Ромецкая // Здравоохранение.-2007.-№ 8.- С. 165-170.

7. Выжигина М.А., Сизова Ж.М., Бунятян А.А. и др. Разработка системы зачетных единиц для непрерывного профессионального образования // Пресс-центр ММА им. И.М.Сеченова, 2007. URL: http://www.mma.ru/article/id29301?print=1 (дата обращения 02.07.2011).

8. Green L.A., Fryer G.L. et al. The Ecology of Medical Care revisited// N. Engl. J. Med.- 2001.-Vol. 344.- 26.- P. 2021-2025.

Гончар Николай Тимофеевич Тел. 8-911-187-43-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.