УДК 616.5+616.97]:378.147+614.252:374.6
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ
Торшина И.Е.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье приведены результаты практического применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения врачей слушателей факультета дополнительного профессионального образования и обучающихся в интернатуре и ординатуре по специальности «Дерматовенерология». Показаны преимущества, перспективы и проблемы использования ДОТ в образовательном процессе.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, дерматовенерология, непрерывное последипломное и послевузовское медицинское образование
DISTANCE LEARNING IN TEACHING OF DERMATOLOGY AND SEXUALLY TRANSMITTED DISEASES
Torshina I.E.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Absrtact. The article presents results of practical implementation of distance learning techniques at the Doctors' Skills Upgrading Department, internship and residency in Dermatovenerology. The paper presents experience, advantages, views and problems of distance learning techniques implementation in the education process.
Keywords: distance education techniques, dermatovenerology, postgraduate medical education.
Введение
Дистанционное обучение - это целенаправленный учебный процесс, основанный на интерактивном взаимодействии обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени, реализуемый в специфической дидактической системе [1, 6]. Система непрерывного медицинского образования, являясь относительно консервативной областью человеческой деятельности, тем не менее должна обеспечивать современные требования общества в информации с применением дистанционных форм обучения [1, 2].
Актуальность
В настоящее время дистанционные образовательные технологии (ДОТ) активно внедряются и используются высшей школой, в том числе в процессе последиплом-
ного и послевузовского непрерывного образования. Учитывая территориальные особенности Российской Федерации и возрастание потребностей качественного образования в регионах, можно с уверенностью констатировать, что дистанционное обучение займет свое место на рынке образовательных услуг, когда значительное количество образовательных учреждений могут и способны предоставить возможность любому обучающемуся получить широкий спектр образовательных услуг, в том числе на основе сетевых технологий дистанционного обучения [3, 7].
Законодательное закрепление ДОТ нашло свое отражение в приказе Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2, которым установлены правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования [7].
Дистанционное образование получило широкое применение при обучении лиц с ограниченными физическими возможностями, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Однако нельзя проводить прямые параллели между возможностями ДОТ при обучении в гуманитарных, технических и медицинских ВУЗах. Ограничения использования ДОТ в медицинском ВУЗе обусловлены спецификой будущей профессии и необходимостью практической отработки навыков и умений. Неоспоримо, что обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта и необходимости реализации связей «препо-
Формы и методы дистанционного
даватель-обучающийся» и «врач-пациент», но теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме [4, 5, 6].
ДОТ могут и способны интенсифицировать теоретическую подготовку обучающихся. Внедрение инновационных подходов на основе ДОТ в процесс обучения создает условия для взаимодействия преподавателя и обучающего между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет -технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4, 5, 6].
Возможности ДОТ обеспечиваются широким спектром форм и методов, представленных в таблице 1.
Таблица 1
образования в медицинском ВУЗе
Форма ДОТ Описание и методики применения
Лекция Систематическое и последовательное изложение материала по указанной теме / модулю / дисциплине) в виде: - видеозаписи лектора (автора) - текстового документа - в виде презентационного материала
Методическая разработка для самостоятельной подготовки Учебное, учебно-методическое пособие, раскрывающее конкретную тему практического занятия / семинара / модуля.
Обучающий курс Курс лекций с дополнительными материалами и /или тестовыми заданиями / ситуационными задачами
Книги / статьи / периодические издания Авторский материал в электронном виде
Вебинар Онлайн-конференция с возможностью обмена файлами, документами между пользователями
Вебинар -лекция Личное изложение автором (лектором) материала и ответы на вопросы
Дистанционный мастер-класс Вебинар, во время которого эксперт делится с участниками своими практическими навыками
Онлайн-тренинг Вебинар, во время которого ведущий излагает подобранный материал по определенному вопросу/проблеме и проводит упражнения в рамках темы с группой участников по авторской методике
Онлайн-консультация Вебинар, во время которого специалист обсуждает с единственным участником некую тему в рамках этой области, основываясь на собственном опыте
Возможности ДОТ могут иметь как тех- вместимость компьютерных систем обу-
нические (отсутствие видеокамеры, несо- чающего и обучающегося и др.), так и
пользовательские ограничения, связанные с недостаточным опытом использования технических средств интернет-связи.
Результаты опыта применения ДОТ и обсуждение. На кафедре кожных и венерических болезней с курсом медицинской косметологии ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России с учетом технических возможностей оснащения на систематической основе в течение 2008-2015 гг. реализуются отдельные элементы ДОТ в системе непрерывного медицинского образования: на факультете дополнительного профессионального образования и в процессе обучения будущих специалистов-дерматовенерологов в интернатуре и ординатуре.
Положительно зарекомендовали себя формы ДОТ в виде лекций в текстовом и презентационном вариантах, методические разработки в электронном виде, а также электронные книги, представляемые врачам курса профессиональной переподготовки (срок обучения 576 учебных часов), сертификационных курсов повышения квалификации и общего усовершенствования (144 учебных часа) и тематического усовершенствования (72 учебных часа) по специальностям «Дерматовенерология» и «Косметология».
При проведении заочной части обучения представляемые в электронном виде для самостоятельной подготовки обучающие материалы активно используются слушателями, которые отмечают удобство их изучения, в том числе при невозможности отрыва обучающихся от работы при прохождении курса обучения.
С другой стороны, ДОТ индивидуализирует процесс обучения, что обеспечивается разработкой тематики самостоятельной работы в виде подготовки рефератов на заданные темы для каждого слушателя (с учетом пожеланий и специфики работы) с последующим обсуждением в ходе проверки преподавателем представляемого материала посредством электронной почты.
За анализируемый период времени элементы ДОТ были использованы при обучении 48 врачей факультета дополнитель-
ного профессионального образования и получили их высокую положительную оценку. При проведении очной части курсов повышения квалификации врачей по специальности «Дерматовенерология» на кафедре используются как интерактивные синхронные (on-line), так и асинхронные (в записи) ДОТ в форме вебинаров, вебинар-лекций, дистанционных мастер-классов, онлайн-тренингов на базе профессиональных интернет-сайтов Dermatology.ru и TheDerm 101 Team.
Подключение к интернет-ресурсам в ходе практических занятий для просмотра и обсуждения заданной тематики интенсифицирует образовательный процесс и позволяет решить проблемы как теоретической, так и практической части курса обучения.
С целью индивидуального подхода теоретической подготовки интернов и ординаторов, обучающихся по специальности «Дерматовенерология», на кафедре также используются отдельные элементы ДОТ, а именно:
1. Представление информационных материалов в электронном виде по изучаемой тематике в соответствии с утвержденной программой обучения (информационный материал, методические учебно-методические пособие, методические указания, законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность дерматовенерологической службы и др.).
2. Разработка преподавателем тематики для самостоятельной подготовки рефератов (в виде текстовых или презентационных материалов) с последующей проверкой и обсуждением их на семинарских занятиях.
3. Индивидуальные тестовые вариативные контрольные задания по отдельным модулям программы («Пиодермии», «Микозы», «Паразитарные заболевания кожи», «Себорея. Угревая болезнь», «Заболевания волос» и др.) с рассылкой на электронные адреса обучающихся с последующей их проверкой и подведением итогов.
4. Интерактивные синхронные (on-line) лекции по изучаемой тематике на базе профессионального интернет-ресурса Dermatology.ru.
5. Асинхронные (в записи) вебинар-лекции и дистанционные мастер-классы профессионального сайта Dermatolo-gy.ru.
6. Тестирование и решение ситуационных задач по актуальным проблемам дерматовенерологии с использованием профессионального сайта TheDerm 101 Team.
7. Участие в коллегиальном обсуждении посредством теледерматологии диагностических больных, представляемых врачами с целью консультации из районов Смоленской области и соседних областей (Брянск, Псков, Калуга). Следует отметить, что ДОТ особенно
актуальны для теоретической подготовки тех интернов, которые проходят практическую часть обучения на базах ЛПУ вне г. Смоленска и Смоленской области: гг. Калининград, Брянск и Калуга. Для этой категории обучающихся в соответствии с программой прохождения практики индивидуально разрабатываются темы для подготовки рефератов. Посредством электронной почты еженедельно преподавателем куратором проводится проверка присланных работ с последующим их обсуждением и рецензированием. Как показывает предыдущая 3-летняя практика, такой подход к теоретической подготовке интернов позволяет обеспечить их качественную подготовку, индивидуализировать образовательный процесс, а также дисциплинирует и организует работу обучающихся во время пребывания на лечебных базах практики.
Выводы
Таким образом, практический опыт применения ДОТ на кафедре кожных и венерических болезней с курсом медицинской косметологии свидетельствует о несомненных преимуществах и положительных возможностях элементов ДОТ: 1. Наиболее оптимальная форма в системе непрерывного медицинского образования на факультетах дополнительного
профессионального образования, так как это помогает решить ряд проблем, возникающих у дипломированного специалиста из-за различных подходов к работе и учебе, в частности, при частичном отрыве от работы или невозможности отрыва от работы (разница рабочих смен и расписания дежурств у обучаемых врачей и др.).
2. Дистанционное обучение демонстрирует свою гибкость посредством умелого сочетания различных видов ДОТ: без присутствия преподавателя в случае освоения теоретической части курса / модуля / темы, с частичным присутствием преподавателя при проведении практических и семинарских занятий параллельно с традиционными методами обучения.
3. Возможность обучения большого количества обучающихся.
4. Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств обеспечивает высокую эффективность и наглядность представляемого материала.
5. Экономическая эффективность (за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе при организации выездных курсов и/или необходимости обучения врача на основной базе кафедры; снижения расходов на организацию самих курсов, сокращение затрат на оплату командировочных расходов).
6. Модернизация образовательного процесса за счет дополнительных электронных образовательных ресурсов, которые могут быть использованы в очном учебном процессе.
7. Соответствие статуса ВУЗа современным требованиям информатизации в образовательном процессе.
К сожалению, следует отметить, что дальнейшее совершенствование ДОТ может быть сопряжено с рядом проблем, которые требуют решения: 1. Кадровый дефицит, малочисленность штатного состава кафедры и нехватка обученных преподавателей, которые могли бы разрабатывать и внедрять дистанционные курсы.
2. Значительный временной подготовительный период для создания полноценного дистанционного курса (или его части в дополнение к очной форме обучения).
3. Отсутствие достаточной специальной подготовки как по техническим вопросам, так и методическим: правильное определение последовательности и соотношения дистанционной части обучения и традиционной, пересмотр и кор-
ректировка учебных программ для полноценного внедрения ДОТ. Таким образом, решение проблем, связанных с организацией и внедрением ДОТ на кафедре кожных и венерических болезней с курсом медицинской косметологии, позволит оптимизировать и интенсифицировать образовательный процесс, сохранить индивидуальный подход к обучению в системе непрерывного профессионального образования врача-дерматовенеролога.
Литература
1. Артюхина, А.И., Гетман, Н.А., Голубчикова, М.Г. и соавт. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.В. Лопановой. Омск: Полиграфический центр КАН, 2012.
2. Бабаскин, Д.В. Научное обоснование и маркетинг системы дистанционного обучения в медицинском ВУЗе [Текст]. Дисс... канд. мед. наук: М., 2005.
3. Информационное письмо Министерства образования и науки РФ «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования» [Текст] (от 11.06. 2004) www.ed.gov.ru.
4. Кошелев, И.А. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы [Текст]. Мед. альманах 2010; 10 (1): - 51 с.
5. Маль, Г.С., Гомзарь, С.Е., Соболева, А.А. Особенности дистанционного обучения в медицинском ВУЗе [Текст]. Межд. журнал прикл. ифунд. иссл. 2014; (1) - 120 с.
6. Марухно, В.М. Дистанционное образование в медицине [Текст] // Межд. журн. эксперимент. образования. 2012; (4): - С. 154-156.
7. Приказ № 2 Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (от 9.01. 2014 г.).