Для корреспонденции
Крутий Ирина Андреевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России Адрес: 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1 E-mail: [email protected], [email protected]
Крутий И.А., Шестак Н.В.
Готовность профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций к использованию дистанционных образовательных технологий
Krutiy I.A., Shestak N.V.
The willingness of the teaching staff of medical
educational institutions to use distance learning
technologies
Russian medical Academy of Continuing Professional Education, Moscow
A new stage of active introduction of distance learning technologies (DLT) increases the requirements for the preparation of the teaching staff. Teachers should be able to remotely implement educational programs. This problem is solved by improving the qualifications of teachers, directed on formation of necessary competences in the field of technological, methodological, informative provide complex virtual educational environment. However, not all teachers have sufficient basic level, possess sufficient skills and experience to develop educational programs using DLT. The authors investigated the technological skills of teachers to teaching using DLT in the system of continuous medical education.
Keywords
• medical education
• distance learning technologies
• webinar
• е-learning
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва
Новый этап активного внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) повышает требования к подготовке профессорско-преподавательского состава (ППС), способного дистанционно реализовывать образовательные программы. Этот вопрос решается путем повышения квалификации ППС, направленного на формирование необходимых компетенций в области технологического, методического, содержательного обеспечения сложной виртуальной образовательной среды. Однако не все преподаватели имеют достаточный базовый уровень, обладают достаточными умениями и опытом для разработки образовательных программ с применением ДОТ. Авторы исследовали технологическую готовность преподавателей к обучению с использованием ДОТ в системе непрерывного медицинского образования.
Ключевые слова
• непрерывное медицинское образование
• дистанционные образовательные технологии
• вебинар
• электронное обучение
После вступления в силу (1 сентября лизации образовательных программ ис-
2013 г.) Федерального закона «Об об- пользуются различные образовательные
разовании в Российской Федерации», технологии, в том числе дистанционные
в котором четко прописано, что «при реа- образовательные технологии (ДОТ), элек-
тронное обучение» (ФЗ № 273, ст. 13), в нашей стране начался новый интенсивный этап внедрения дистанционного обучения. Даже в медицинском образовании, относительно которого на протяжении многих лет регулярно обсуждались вопросы правомерности использования ДОТ, теперь активно разрабатываются дистанционные курсы, развивается телемедицина, дистанционно обучаются студенты, ординаторы, аспиранты, повышают квалификацию врачи [1, 2].
Реализация образовательных программ с помощью ДОТ сталкивается с решением многих проблем технологического, материального, методического и, конечно, кадрового характера. Старая и, может быть, даже банальная фраза «Кадры решают все» стала афоризмом и не потеряла своей актуальности, так как во все времена необходимость образования и наличие профессиональных компетенций у работника не обсуждаются. И здесь чрезвычайно важной является готовность преподавателей к работе в условиях дистанционного обучения.
Кафедра медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (РМАНПО) на протяжении нескольких лет проводит обучение научно-педагогических работников медицинских образовательных организаций и НИИ по программе «Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования». Накоплен большой опыт проведения таких занятий, использованы разнообразные варианты организации и проведения цикла.
В марте 2017 г. был проведен дистанционный цикл в режиме вебинара для преподавателей филиалов РМАНПО. На этапе подготовки цикла в филиалах было организовано оповещение сотрудников, сформированы списки слушателей, разосланы расписание
занятий, учебные материалы, тестовые задания, анкеты. На кафедре РМАНПО был назначен куратор, который отвечал за организацию взаимодействия с филиалами, обеспечивал своевременную рассылку информации, обратную связь слушателей с преподавателями, отвечал за согласованную работу всех участников цикла. В филиалах были назначены ответственные за проведение дистанционного цикла.
Программа цикла была реализована с опорой на видеолекции (6 вебинаров) и самостоятельную работу слушателей. На видеолекциях были рассмотрены теоретические вопросы, в том числе технология разработки учебного модуля для дистанционного обучения, технология построения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), особенности организации дистанционного обучения в системе повышения квалификации врачей, специфика организации педагогического контроля в условиях дистанционного обучения и др.
Вебинары проводились два раза в неделю по понедельникам и четвергам в 10:00 по московскому времени. Время занятий устраивало всех слушателей, находящихся в разных часовых поясах от Казани до Иркутска. Все вебинары сопровождались презентациями, которые после лекции пересылались слушателям. В процессе вебинаров осуществлялась обратная связь, слушатели отвечали на вопросы лектора и задавали свои вопросы по тематике занятия в чате или по аудиосвязи.
Самостоятельная работа включала выполнение слушателями домашних заданий, направленных на разработку учебно-методического обеспечения дистанционного обучения. Консультирование, проверка и рецензирование заданий осуществлялись с помощью электронной почты. Использованные приемы и средства обучения представлены в табл. 1.
Таблица 1. Приемы и средства обучения
Приемы и средства обучения, использованные в процессе проведения цикла Требования к готовности слушателей цикла
Чередование средств обучения (вебинар, показ слайдов, _ видеовставки)
Презентации видеолекций Опыт работы с программой Microsoft PowerPoint
Предоставление слушателям возможности задавать вопросы в течение лекции Опыт работы в чате - обмен сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени
Выполнение домашних заданий Опыт работы с программами Microsoft Office
Использование электронной почты для проведения консультаций и контроля выполнения заданий Опыт пользования электронной почтой (e-mail)
Таким образом, условия проведения цикла предполагали, что все слушатели владеют компьютером и имеют опыт работы в Интернете, в том числе умеют пользоваться технологией отправления, пересылки и получения электронных сообщений между компьютерами в локальных сетях и глобальной сети Интернет по протоколу SMTP, то есть электронной почтой. По этой причине нас заинтересовала степень готовности слушателей к участию в дистанционном цикле и, конечно, готовности к использованию ДОТ
Нами были разработаны специальные анкеты, которые рассылались в текстовом формате, а также в формате html, что позволяет реализовать автоматическую передачу результатов анкетирования в базу данных для последующей обработки и анализа.
Преподаватель, организующий учебный процесс с использованием ДОТ, должен понимать особенности организации удаленного занятия в режиме реального времени, использования активных приложений (презентаций PowerPoint, рисунков, видео), организации дискуссии с помощью чата или аудиосвязи. Именно поэтому прежде всего нужно было выяснить, насколько хорошо преподаватели используют современные гаджеты, электронные коммуникации, понять уровень подготовки в области
информационно -коммуникационных технологий (ИКТ), использования интернет-ресурсов, наличия у преподавателей практического опыта дистанционного обучения. Результаты исследования представлены на рис. 1—4.
1. Более 67% слушателей цикла обучались по программам повышения квалификации с использованием ДОТ (рис. 1).
Слушатели отметили, что их опыт обучения с использованием ДОТ заключался в том, что им были предоставлены электронные учебники и методические пособия, доступ к подготовленным учебным материалам и тестовым заданиям, слайд-лекциям. Общение с преподавателем в режиме online не было предусмотрено, использовалась только электронная
Рис. 1. Наличие опыта обучения по программам повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, %
50 50
77
ш
23
Общение с друзьями в социальных сетях или мес-сенджерах
□ Да ■ Нет
13
Отправка СМС-сообщений нескольким людям
Общение в Skype
Рис. 2. Участие в различных онлайн-семинарах по медицинской тематике, размещенных на интернет-ресурсах, %
Рис. 3. Навыки интерактивного взаимодействия, %
почта и в редких случаях телефон. Другой опыт дистанционного обучения заключался в просмотре видеолекций без прямого общения с преподавателем. В процессе обучения могла проводиться онлайн-трансляция занятия и предоставлялась возможность интерактивного общения с помощью чата и телефона.
2. У слушателей цикла есть опыт участия в онлайн-семинарах по медицинской тематике, которые были размещены на различных интернет-ресурсах. Принимали участие в таких семинарах больше половины слушателей цикла (рис. 2).
3. Готовность преподавателей и слушателей к дистанционному обучению во многом определяется навыками интерактивного взаимодействия. К ним определенно относятся использование мобильного телефона, общение с друзьями и коллегами в социальных сетях или в мессенджерах (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.), общение по Skype, отправка SMS сразу нескольким пользователям. Результаты этого опроса отражены на рис. 3.
Большинство слушателей цикла имеют разнообразный опыт интерактивного взаимодействия, к которому относится прежде всего использование приложений для мобильных устройств (смартфоны, планше-
ты) для общения по Интернету и обмена файлами, обеспечивающих цифрованную голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами, — Skype, WhatsApp, Viber, Telegram (87 и 50%). И почти 80% обучающихся активно используют технологию приема и передачи коротких тестовых сообщений — SMS (Short Message Service) с помощью сотового телефона.
4. В качестве источника для поиска специализированной информации, в том числе в области профессиональных интересов, большинство слушателей использует поисковые системы в компьютере, в YouTube, в мобильных телефонах — 77, 77, 72% соответственно (рис. 4).
В анкету было включено задание для самооценки, по результатам которого слушатели смогли оценить уровень своей готов-
%
80 70 60 50 40 30 20 10 0
77 77 72
23 ■ 23 ■
□ Да ■ Нет
28
1
Ответы в поисковиках
YouTube для прослушивания
лекций или узнавания чего-то нового
Мобильный телефон для поиска ответа на сложный вопрос
Рис. 4. Источники поиска информации, %
Таблица 2. Уровни готовности профессорско-преподавательского состава к использованию дистанционных образовательных технологий
Кластеры Количество слушателей, %
1. Высокая готовность к онлайн- 53
преподаванию и большой опыт
интерактивного взаимодействия
2. Средний уровень готовности 27
к онлайн-преподаванию
3. Слабая готовность, небольшой опыт интерактивного взаимодействия 20
ности к использованию ДОТ с помощью шкалы Лайкерта. Результаты самооценки послужили основанием для классификации и распределения слушателей по трем группам (кластерам). Для построения кластеров был использован метод кластеризации, который носит название метода k-средних (k-means).
Мы выявили три кластера, отражающих уровни готовности ППС к использованию ДОТ (табл. 2).
Первый кластер характеризуется наличием у слушателей большого опыта использования технологий интерактивного взаимодействия. Практически все респонденты (90%), включенные в данный кластер, зарегистрированы в социальных сетях, обмениваются файлами по e-mail, общаются по Skype (онлайн-мессенджер), отправляют текстовые сообщения или звонят по телефону. У подавляющего большинства (95%) есть планшет. Для прослушивания лекции, поиска нужной и новой информации 80% слушателей данного кластера используют поисковые системы, YouTube, 50% читают блоги и почти 50% слушателей так или иначе участвуют в пополнении «Википедии».
Только 60% слушателей, попавших во второй кластер, зарегистрированы в социальных сетях, для обмена информацией со своими коллегами применяют онлайн-
мессенджеры. Порядка 70% слушателей отправляют СМС-сообщения, активно задействуют поисковые системы в интернете, YouTube для просмотра лекций, используют все возможности мобильного телефона. Более 60% респондентов пользуются специальными программными приложения и сайтами для поиска отзывов в Интернете для оплаты счетов или бронирования мест. Планшет есть у почти у 40% слушателей.
Для слушателей, включенных в третий кластер, характерно слабое прикладное применение современных технологий и средств коммуникации. Из всех доступных средств чаще всего задействована возможность отправки текстовых сообщений с помощью мобильного телефона. У них нет iPad или другого планшета, они не используют Интернет в личных целях, таких как покупка билетов, оплата счетов. Для интерактивного взаимодействия через Интернет 67% от числа слушателей этого кластера применяют программу Skype, установленную на компьютере. Поисковыми системами пользуются 50% слушателей, делятся информацией с друзьями, коллегами в социальных сетях 30% слушателей данного кластера.
Слушателям было предложено оценить следующий тезис: «Использование ДОТ — это просто модное веяние времени, обусловленное появлением новых гаджетов». С этим утверждением не согласны 79% респондентов (рис. 5)
Эволюция, переворот в процессах поиска и приобретения знаний, быстрое развитие систем электронного обучения требуют нового подхода к организационной схеме обучения, способам передачи знаний, а также, безусловно, готовности преподавателей к происходящим изменениям [3, 4].
50
Таблица 3. Оценка методического обеспечения цикла
14
^v ^ *
Рис. 5. Оценка тезиса
Самостоятельный поиск профессиональной информации и использование для этого электронных образовательных ресурсов, библиотек, специализированных медицинских порталов, навыки интерактивного взаимодействия являются основой для саморазвития преподавателей медицинских вузов, для повышения их мотивации к использованию ДОТ
Мы считаем, что одним из побуждений преподавателей медицинских образовательных организаций к использованию ДОТ, к разработке дистанционных учебных модулей становится накопленный положительный опыт, приобретенные компетенции в процессе работы с компьютерами, современными гаджетами и их приложениями.
Слушатели получили возможность оценить методическое обеспечение цикла. Результаты представлены в табл. 3.
Рейтинг использованных приемов и средств обучения Сумма Место
Чередование видеолекций, показа слайдов, примеров из практики, видеовставок способствует концентрации внимания слушателей 122 1
Учебные материалы, получаемые слушателями, обеспечивают возможность самостоятельного изучения материала занятий в удобное время 122 1
Преподаватель создает эффект присутствия в аудитории, предоставляя слушателям возможность задавать вопросы в течение всей лекции 118 3
Возможность оценки слушателями качества курса и каждой лекции позволяет преподавателям вовремя скорректировать учебные материалы 117 4
Использование электронной почты для контроля выполнения заданий позволяет наладить обратную связь между преподавателем и слушателями 116 5
Использование во время лекции текстовых слайдов помогает удерживать внимание слушателей 108 6
Таким образом, повышение квалификации преподавателей в области ДОТ способствует коррекции недостатка опыта использования электронного обучения, негативных установок, позволяет нивелировать возможный сдерживающий эффект для применения ДОТ в педагогическом процессе.
7
Сведения об авторах
Крутий Ирина Андреевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва E-mail: [email protected]
Шестак Надежда Владимировна — доктор педагогических наук, доцент, декан факультета профилактической медицины и организации здравоохранения, заведующая кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва
E-mail: [email protected]
Литература
1. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7.
2. Шестак Н.В., Старостенкова Т.А., Тараканов П.Ю. Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины «Педагогика» // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2016. № 3.
3. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса. М. : Аль-пина Паблишер, 2012.
4. Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. E-learning — обучение в сети Интернет. М. : Изд-во СГУ, 2015. References
1. Shestak N.V., Podzolkova N.M. Implementation of educational programs using distance learning technologies. Visshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2015; (7).
2. Shestak N.V., Starostenkova A.T., Tarakanov Yu.P Distance learning at residency: implementation of the theoretical courses on the example of «Pedagogy» discipline. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2016; (3).
3. Murdoch M., Muller T. The learning explosion 9 rules to ignite your virtual classrooms. Moscow: Alpina Publisher, 2012.
4. Shestak N.V., Chmykhova E.V. E-learning — learning on the Internet. Moscow: Izdatel'stvo SGU, 2015.