г
EDUCATION ONLINE
ч
J
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ШЕСТАК Надежда Владимировна - д-р пед. наук, зав. кафедрой медицинской педагогики и философии, Российская медицинская академия последипломного образования. Email: [email protected]
ПОДЗОЛКОВА Наталья Михайловна - д-р мед. наук, зав. кафедрой акушерства и гинекологии, Российская медицинская академия последипломного образования. E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме внедрения дистанционных образовательных технологий в систему непрерывного профессионального образования. Решение проблемы авторы видят в повышении квалификации педагогических работников в области дистанционных образовательных технологий. В статье представлен опыт проведения вебинаров в Российской медицинской академии последипломного образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, непрерывное профессиональное образование, платформы дистанционного обучения, вебинары, коробочные сервисы, SAAS-сервисы
В настоящий период можно говорить о том, что дистанционное образование вышло на новый виток своего развития. В самом начале внедрения дистанционного образования (15-20 лет назад) сообществом обсуждались прежде всего вопросы качества обучения, которое справедливо критиковалось, решались проблемы, связанные с ограниченными возможностями слабой технологической базы. Развитие информаци-онно-коммуникационныхтехнологий (далее - ИКТ) позволило не только повысить качество дистанционного обучения, но и предложить новые возможности, которые раньше даже не прогнозировались. Стоит отметить, что в журнале «Высшее образование в России » за период 2006-2015 гг. в рубрике Education Online опубликовано около 150 статей на эту тему (см.: www.vovr.ru/ educ.html).
В последние годы большие изменения произошли и в законодательной базе, регламентирующей уровни и степень использования дистанционного обучения. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» особое место занимают положения об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях (ст. 16), которые нашли продолжение в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В соответствии с этим приказом (п. 5) «при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и со-
132
Высшее образование в России • № 7, 2015
отношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие аудиторных занятий; местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся; организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам».
Такая постановка вопроса предоставляет возможность организациям разрабатывать самые различные варианты реализации образовательных программ в зависимости от контингента обучающихся, содержания программ, возможностей тех или иных информационных и телекоммуникационных технологий. Весьма существенным в этом приказе, на наш взгляд, является требование обеспечения соответствующего применяемым технологиям уровня подготовки педагогических и других работников организации по дополнительным профессиональным программам.
Анализ современных форм образования и образовательных технологий показывает, что реализацию всех моделей непрерывного профессионального образования могут успешно обеспечить дистанционные технологии, применяемые как в смешанном варианте (blended learning), когда оптимально сочетаются технологии очного и Интернет-обучения, так и в чистом виде (обучение только через Интернет).
Если раньше обучение фокусировалось на приобретении знаний и умений, которые, по сути, являются лишь потенциальным ресурсом обучающегося, то новая образовательная среда предоставляет возможность формирования компетенций - дос-
тижений, обеспечивающих выполнение различной физической и/ или умственной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Другими словами, она обеспечивает реализацию образовательных программ, направленных на формирование базовых, универсальных и профессиональных компетенций, на подготовку компетентного специалиста с помощью дистанционных технологий.
Инновационные образовательные технологии, к которым относятся и технологии дистанционного обучения, представляют собой комплекс из трех составляющих:
1) современное учебное содержание, которое предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации;
2) современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обуча-ющихсяи их вовлечении в учебный процесс;
3) современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать возможности дистанционных форм обучения.
Информационно-коммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы к организации образовательного процесса, способствуя формированию нового понимания содержания образовательного пространства, в котором возможно слияние различных традиционных форм, методов, способов, средств обучения с современными инновационными подходами, опирающимися на новейшие технические достижения. ИКТ помогают образовательным организациям охватывать новые категории обучающихся, преодолевая существующие временные
Education Online
133
и пространственные ограничения, расширять спектр предлагаемых услуг, своевременно откликаться на требования рынка труда, разрабатывать эксклюзивные «спецпредложения», создавать учебные продукты с заранее ожидаемыми свойствами. Обучение может происходить где угодно, как угодно и в любое удобное для потребителя время. Одновременно ИКТ представляют собой новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрять новые, более эффективные модели администрирования и управления [1—3].
Информационно-коммуникационные образовательные технологии (ИКОТ) базируются на использовании компьютеров, поэтому в литературе их часто называют компьютерными технологиями. Условно ИКОТ можно подразделить на телекоммуникационные и мультимедиа-технологии. Под телекоммуникацией подразумевается передача информации на расстояние с помощью компьютерной телекоммуникации (компьютер, модем, телефон) или с помощью спутниковой связи. К средствам коммуникации относятся электронная почта, локальные и региональные сети связи, глобальная сеть Интернет. Телекоммуникации обеспечивают оперативную передачу информации любого объема и вида, оперативную обратную связь, интерактивность, виртуальное общение. Мультимедиа-технологии - это совокупность технических средств и дидактических средств обучения - носителей информации. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование аудио- и визуальной информации из аналоговой в цифровую с целью ее хранения, обработки и предъявления в нужный момент.
В основе традиционной модели дистанционного обучения лежит образовательная организация, будь то университет, академия повышения квалификации или научная организация, которая владеет утвержден-
ными образовательными программами дистанционного обучения. Учебный процесс в данном случае проводится по привычной схеме: предъявление учебного содержания (теоретического материала) в виде презентаций в PowerPoint, видеолекций, а иногда и просто текста, организация самостоятельной работы путем выдачи заданий, типовых задач и тестов, итоговая аттестация. Обучение по этим программам осуществляют преподаватели, которые разрабатывают электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), размещают их на сайте или портале образовательной организации, проверяют задания для самостоятельной работы, участвуют в итоговой аттестации, по результатам которой ставится зачет или выдаются удостоверения (сертификаты) о повышении квалификации или прохождении данного курса.
Так работают большинство классических университетов и организаций дополнительного профессионального образования: старая модель учебного процесса в модернизированном варианте. Традиционная модель реализуется с помощью давно опробованных и распространенных серверов в сети Интернет: Web-сервера, Mail-сервера, FTP, работающих по принципу Client/ Server. Архитектура Client/ Server - централизованная, что предполагает наличие связи междуклиентами и сервером, благодаря которой клиент запрашивает сервер, а сервер оказывает соответствующую услугу: производит нужные операции с предоставленными клиентом данными.
Современные платформы дистанционного обучения иногда называются системами управления обучением (LMS). Различают платформы для проведения вебинаров и онлайн-конференций, коробочные сервисы и SAAS-сервисы.
Вебинар (webinar - от англ. web+ seminar) - это разновидность веб-конференции, формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий посредством Интернета в режиме реального вре-
134
Высшее образование в России • № 7, 2015
мени [4]. Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через вебприложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.
Вебинары проводятся на платформах: WindowsXP/7, MacOS, iPad. Важными характеристиками вебинара являются качество звука и изображения, а также совместимость с мобильными устройствами (iPad, IPhone, Android, BlackBerry).
Учебный процесс на вебинарах организуется в соответствии с моделью очного обучения, проводимого в учебных аудиториях, что означает: 1) обучение в реальном времени; 2) возможность наблюдения за преподавателем с помощью веб-камеры;
3) демонстрацию слайдов презентации PowerPoint, видеофайлов, рисунков, документов MSOffice и т.п.; 4) работу с электронной доской; 5) групповое обучение;
6) возможность общения с преподавателем и другими участниками вебинара в чате;
7) возможность организации дискуссии.
В Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) уже несколько лет вебинары используются в процессе проведения циклов повышения квалификации преподавателей. Первый цикл был организован в 2012 г. по теме «Стандартизация преподавания и контроля знаний врачей акушеров-гинекологов в системе последипломного образования». В работе цикла также приняла участие кафедра медицинской педагогики и философии РМАПО.
Образовательная программа цикла рассчитана на 72 часа и направлена на формирование новых и совершенствование ранее приобретенныхкомпетенций какв области специальности, так и в области медицинской педагогики. Учебный план цикла пред-
полагает заочное (дистанционное, с использованием телекоммуникационных систем) обучение в течение первой недели и очное обучение в течение второй недели. Одной из целей цикла было приобретение опыта организации дистанционного обучения с помощью вебинаров. В этом цикле приняли участие 30 преподавателей из различных регионов России. География участников охватила все крупнейшие города Центрального региона, Сибири и Дальнего Востока.
Предварительно всем слушателям по электронной почте был разослан пакет материалов: расписание занятий, перечень необходимых документов для регистрации на цикле, учебные материалы и тестовые задания, подробные инструкции о порядке подключения и участия в вебинарах с указанием необходимых технических параметров используемого оборудования. Слушатели прошли электронную регистрацию, позволяющую получить доступ к различным обучающим материалам и тестам, рассылка которых по электронной почте не предполагалась. Поскольку слушатели проживали в разных регионах России и, соответственно, в разных часовых поясах, время проведения телекоммуникационных сессий было согласовано заранее. До начала цикла были проведены пробные телекоммуникационные сессии общения через Интернет между участниками, преподавателями и администратором.
Учебное время в рамках заочной (дистанционной) части цикла было спланировано следующим образом: 1/ 3 времени -лекции по ключевым темам, преподавание которых осуществляется на кафедрах акушерства и гинекологии, 2/ 3 учебного времени - семинарские занятия и самостоятельная работа слушателей. На семинарах обсуждались спорные вопросы методологии преподавания отдельных разделов курса. Самостоятельной работой слушатели занимались на основе предварительно разосланных учебно-методических материалов, тестов и ситуационных задач. Очная
Education Online
135
часть цикла была построена по обычному плану. Однако при проведении практических занятий акцент был сделан на «деловые игры» и круглые столы, способствующие активным дискуссиям и обмену опытом.
По окончании цикла с целью оценки эффективности обучения было проведено анкетирование слушателей. На основании анализа его результатов мы смогли не только составить представление о том, насколько интересным и информативным был текущий курс, но и проанализировать пожелания участников на будущее. Более 85% слушателей отметили, что проведение заочной части цикла в дистанционном формате позволило им в удобном для них режиме прослушать лекции, получить новую информацию, освоить новые педагогические технологии, приобрести опыт использования вебинаров, сформировать навыки применения интерактивных форм обучения, то есть сформировать новые компетенции.
Мы уже писали, что одним из принципов организации повышения квалификации ППС в области инновационных педагогических технологий является погружение преподавателей в образовательную среду, аналогичную образовательной среде учащихся [5]. Анализ анкетирования показал, что около четверти слушателей впервые столкнулись с дистанционными методами обучения. Почти половина слушателей отметили, что приобрели умения работать в формате вебинаров и готовы применять эти умения в своей педагогической деятельности.
На наш взгляд, заинтересованность в вебинарах была высока, но не настолько, насколько мы прогнозировали. Возможно, это связано с недостаточным уровнем компьютерной подготовки слушателей или с их умозрительным заключением о невысокой степени охвата Интернетом потенциальных обучающихся. И то, и другое предположения правомочны. Однако мы считаем, что в условиях нарастающей компьютеризации и
интернетизации система непрерывного профессионального образования должна идти на опережение. Другими словами, мы обязаны заранее подготовить квалифицированных педагогов, обладающих способностью работать в новой образовательной среде. Полученный опыт показал, что вебинары как вид учебного занятия имеют в этом плане реальные перспективы.
Подобные циклы проводились и в последующие годы, последний - в 2014 году. Трехлетний опыт организации обучающих вебинаров на циклах повышения квалификации преподавателей позволил сформулировать некоторые дидактические принципы их организации.
1. Полноценное участие в вебинаре предполагает, что обучающийся будет сидеть за компьютером, внимательно слушать лектора и, может быть, даже что-то записывать. Перед преподавателем стоит задача “удержать слушателя” в течение достаточно длительного времени, - что нелегко даже в условиях очного обучения. Еще сложнее лектору удержать внимание слушателя в условиях вебинара. Поэтому сама лекция не должна превышать 40-45 минут и должна быть поддержана визуальным рядом, то есть иллюстративным материалом, который активизирует внимание слушателей и мотивирует их интерес. Нельзя проводить вебинар без презентации!
2. В процессе лекции можно ставить перед слушателями вопросы, на которые они могут отвечать письменно (в режиме чата). Не обязательно требовать, чтобы ответили все, не обязательно читать эти ответы. Важно акцентировать внимание слушателей на поставленном вопросе, чтобы потом дать свой четко аргументированный ответ.
3. Слушатели видят на своем экране не только презентацию, но и лектора. Поэтому лектор должен обязательно смотреть в камеру так, как будто он говорит с конкретным человеком. Именно говорит, а не читает текст по бумажке!
136
Высшее образование в России • № 7, 2015
4. Лектор должен следить за своей жестикуляцией. Жесты должны соответствовать его эмоциям и поддерживать его слова. Другими словами, лектор должен проявлять свои “перформативные” способности и воздействовать на слушателей мимикой, жестами, интонацией.
5. Очень важно продумать заранее, на каком фоне слушатели увидят лектора. Вполне возможно, что лектор проводит вебинар, находясь в собственном доме. Необходимо проверить, что будет видеть слушатель за его спиной, как сочетается одежда лектора с задним фоном.
6. В процессе вебинара могут быть технические неполадки: потеря связи, звука, помехи. Лектор должен спокойно ждать, пока связь восстановится, и ни в коем случае не торопиться выключать свой компьютер!
7. Опыт показывает, что слушатели часто опаздывают с подключением к вебинару. Лектор не должен обращать внимание на подключение новых слушателей в процессе лекции и реагировать на их приветствия. В конце вебинара лектор может сказать, что те, кто задержался с подключением, могут посмотреть презентацию.
8. Отвечать или не отвечать на вопросы слушателей по ходу лекции - это решает лектор. Каждый преподаватель волен работать в том формате, который ему больше нравится. Можно заранее предупредить слушателей, что ответы на все вопросы предполагаются в конце занятия. Если лектор готов отвечать на вопросы по ходу лекции, то и вопросы, и ответы должны быть озвучены в эфире.
9. Необходимо оставлять время на вопросы слушателей после лекции. Но если вопросов не возникает, то у лектора должны быть подготовлены вопросы, которые он озвучит и на которые даст подробный ответ. Например, это могут быть вопросы, которые лектору задавали раньше по этой теме.
10. Если лектор отвечает на вопросы,
заданные не в эфире, а в режиме чата, их необходимо озвучивать и отвечать в эфире, чтобы все слушатели могли участвовать в общении.
11. После лекции желательно выдать слушателям задания для самостоятельной работы по теме лекции (например, ответить на тестовые задания, решить ситуационные задачи, составить граф логической структуры по теме и др.).
При помощи вебинаров решаются следующие образовательные задачи:
• доставка учебных курсов, подготовленных высококвалифицированными специалистами, в любые отдаленные районы страны;
• организация непрерывного профессионального образования работников на месте проживания;
• унификация получаемых знаний, расширение возможностей интерактивного образовательного процесса;
• уменьшение финансовых затрат на повышение квалификации специалистов за счет сокращения продолжительности очной части цикла, но без ущерба качеству получаемых знаний и др.
В ходе проведения вебинаров выявились проблемы, связанные с подготовкой преподавательского состава. Их можно подразделить на технологические и методические. К технологическим относятся такие, как выбор наиболее эффективных Интернет-платформ для проведения вебинаров, контент-анализ информационных ресурсов вебинаров, повышение информационной культуры преподавателей. Методические проблемы включают в себя разработку сценария вебинара, подготовку учебных материалов, в том числе демонстрационных, формирование мотивации преподавателей на работу в условиях информационно-коммуникационных технологий и др. [6].
Коробочные сервисы. Коробочные сервисы представляют собой программный продукт, рассчитанный на «среднего» неопределенного пользователя, одинаковый
Education Online
137
для всех, со стандартными функциями и возможностями. Это существенно уменьшает материальные затраты. Коробочные сервисы различаются по исходному коду: с закрытым исходным кодом и с открытым исходным кодом. На российском рынке наиболее популярными коробочными сервисами с закрытым исходным кодом являются:
□ WebTutor компании Websoft, который имеет готовые онлайн-курсы (эффективная презентация, маркетинг и пр.);
□ eLearningServer, предназначенный для организации полного цикла дистанционного и смешанного обучения (включая подготовку курсов, тестирование и оценку обучающихся, управление материалами и пр.);
□ «Прометей» - система дистанционного обучения, позволяющая организовать процесс дистанционного обучения с помощью функций управления контентом, тестирования, планирования учебного процесса и т.д.);
□ Shareknowledge от компании Compe-tentum, позволяющий самостоятельно организовать весь цикл дистанционного обучения, включающий разработку курсов, их организацию и проведение.
Однако самым популярным является бесплатный давно известный сервис MOODLE - сервис с открытым исходным кодом. MOODLE - это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания онлайн-курсов. Аббревиатура MOODLE расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). В русскоязычной литературе употребляются также названия «Мудл» и «Моодус» (Модульная объектно-ориентированная 1
динамическая управляющая среда). Этот сервис имеет лицензию GPL, допускающую любое его изменение, обладает высокой производительностью. В 2012 г. были зарегистрированы более 40 тысяч Moodle web-сайтов, которыми пользовались более 18 млн. человек, обучающихся на 1,9 млн. дистанционныхкурсов. Текущая версия системы Moodle разработана в соответствии с международным стандартом SCORM к Си-стемаMoodle обеспечивает управление сайтом, пользователями и курсами. Управлением сайта занимается администратор, который имеет права и возможности определять конфигурацию сайта, изменять цвета и шрифты, дополнять систему новыми функциональными модулями, адаптировать ее для любого иностранного языка и др. Управление пользователями направлено на подключение новых пользователей и защиту от несанкционированного доступа к учебному содержанию путем регистрации учащихся, обеспечения доступа с помощью паролей. Кроме того,реализуется схема управления правами пользователей. Управление курсами включает в себя обеспечение полного контроля над содержанием и структурой курса, предоставление возможностей использования различных форматов и интерактивных элементов, предоставление информации об успеваемости обучающихся и др. Эти функции работают на преподавателя.
Как говорилось выше, MOODLE является коробочной системой, следовательно, структура курсов остается достаточно традиционной, повторяющей модель очного обучения. Курс содержит:
1) электронные ресурсы - теоретические материалы, предлагаемые в виде текста, презентации или просто ссылки на какие-то информационные сайты в интернете;
2) элементы активизации процесса обу-
1 SCORM - Sharable Content Object Reference Model - эталонная модель контента для совместного использования. На сегодняшний день SCORM признан и поддерживается большинством производителей систем дистанционного обучения, средств разработки дистанционных курсов и разработчиками дистанционных курсов.
138
Высшее образование в России • № 7, 2015
Таблица 1
Реализация методов активизации учебного процесса в условиях дистанционного обучения
№ Метод активизации учебного процесса Средство реализации метода в условиях дистанционного обучения
1. Методика малых групп и «групповой динамики» Блог, форум
2. Метод «записной книжки» Блог
3. Дискуссия Форум
4. Метод проектов Вики
5. Метод «мозгового штурма» Блог, форум
чения, обеспечивающие коммуникационные связи между обучающимися и обучающимися и преподавателем;
3) элементы организации самостоятельной работы обучающихся, включающие различные задания (задачи, рефераты, контрольные работы и др.), тесты и организацию контроля их выполнения;
4) обратную связь;
5) базу данных для хранения и т.д.
Система предоставляет возможность
проводить так называемые семинары и уроки. Под семинарами подразумевается организация взаимооценок работ обучающихся (то есть каждый обучающийся должен проверять и оценивать работы сокурсников). Урок в формате MOODLE - это вид занятия, когда материал передается обучающемуся небольшими фрагментами, и после каждого фрагмента он отвечает на вопросы; в зависимости от правильности ответов он переходит на следующий уровень обучения. По сути, это обучение по программе с ветвлением [7].
В целях организации взаимодействия обучающихся используются блоги, чаты, форумы, Вики. Перечисленные средства общения в системе Moodle имеют свои особенности. Например, блог - это персональный дневник обучающегося, в который он может записывать свои мысли, идеи, мнения. Вопрос открытости блога для других обучающихся решается администратором. Возможны варианты: 1) полный запрет на чтение чужого блога, 2) разрешение на чтение для членов своей группы, 3) доступность блога для всех пользователей Moodle.
Форум необходим для организации дискуссии, в процессе которой обучающиеся могут задавать свои вопросы и отвечать на чужие. Здесь также используются разные модификации: полностью открытый форум, форум на одну тему, форум ответов и вопросов, когда сначала следует дать ответ на вопрос, и только после этого предоставляется возможность прочитать ответы других участников учебного процесса. Самым удобным средством общения является чат, который позволяет устанавливать контакты в режиме реального времени. Преподаватели любят использовать чат для консультаций студентов. Элемент Вики предназначен для организации совместной работы обучающихся над каким-либо документом.
Следует отметить, что система MOODLE позволяет преподавателям применять эффективные методы активизации учебного процесса (табл. 1).
Дидактические возможности блогов настолько широки, что их можно использовать, например, в качестве образовательных ресурсов в системе непрерывного профессионального образования [8]. В той же статье обсуждается идея создания блогов в целях решения педагогических задач, например таких, как информационное и методическое обеспечение образовательной программы дисциплины, курса и др.
SAAS-сервисы. Многие организации предпочитают пользоваться так называемыми SAAS-сервисами, так как эта модель предполагает аренду - плату за использование через веб-интерфейс, а не покупку
Education Online
139
программного обеспечения. Покупатель несет сравнительно небольшие периодические затраты, у него нет необходимости приобретать платформу, а потом еще и поддерживать работоспособность сервиса. Например, SAAS-версия вышеупомянутого WebTutor’а предполагает, что поставщик разрабатывает веб-приложение, управляет им и предоставляет заказчику через Интернет доступ к программному обеспечению. Стоимость услуги зависит от количества пользователей, требуемых модулей и срока подписки и составляет от 150 до 230 тыс. руб. в год на условиях аренды базовой комплектации системы. Ещё одна SAAS-версия коробочного сервиса предлагается компанией Competentum. В данном варианте дистанционное обучение организуется на основе принципа аренды программного обеспечения. Система позволяет управлять учебным процессом, осуществлять тестовый контроль с использованием тестовых заданий различной формы. Возможность проводить вебинары в данной системе отсутствует. Стоимость аренды также зависит от количества пользователей и колеблется от 36720 до 300000 руб. в год. Максимальное количество обучающихся -400 человек. Можно также отметить популярные ресурсы Coursera, Udacity, edX и Khan Academy.
Уже становится очевидным, что внедрение и развитие дистанционного обучения в непрерывном профессиональном образовании имеет большие перспективы. Огромная территория нашего государства и значительная удаленность населенных пунктов друг от друга ставят специалистов в сложное положение: они сталкиваются с отсутствием возможности живого обмена опытом или недоступностью получения специализированной информации в области их профессиональных интересов. В такой ситуации дистанционное общение и обучение позволили бы ускорить процесс обновле-
ния специальных знаний благодаря упрощению их передачи. Помимо этого, дистанционные формы преподавания могут помочь в сокращении расходов образователь-ныхорганизаций, проводящихтак называемые «выездные » циклы, то есть очные занятия с преподавателями, работающими в других городах «вахтовым» методом. Однако внедрение технологий дистанционного обучения возможно только при активном участии преподавателей, имеющих опыт работы в условиях дистанционного обучения и владеющих соответствующими педагогическими компетенциями.
Литература
1. Хроленко А.Т., Денисов А.В. Современ-
ные информационные технологии для гуманитария. М.: Флинта, 2007. 128 с.
2. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. 320 с.
3. Золотарев А.А. Теория и методика систем
интенсивного информатизированного обучения. М: МГИУ, 2009. 167 с.
4. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М., Роговская
С.И, Ерофеева Л.В. и др. Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования: вебинары // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 3 (9). С. 57-64.
5. Шестак Н.В. Концепция повышения ква-
лификации НПР в системе непрерывного медицинского образования // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 49-58.
6. Лукашенко М.А. К вопросу о методике
преподавания в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 65-70.
7. Шестак Н.В. Технические средства управ-
ления обучением. М.: ЦОЛИУВ, 1981. 24 с.
8. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как
средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. №7. С. 86-92.
Статья поступила в редакцию 29.04.15.
140
Высшее образование в России • № 7, 2015
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS USING DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES
SHESTAKNadezda V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Chair head, Assoc. Prof., Russian Medical Academy of Post-Graduate Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected] PODZOLKOVA Natilia M. - Dr. Sci. (Medicine), Chair head, Prof., Russian Medical Academy of Post-Graduate Education, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstracts: The article is devoted to the implementation of distance learning technologies in the system of continuous professional education. The problem solution the authors see in the professional development of teachers in the field of distance learning technologies. The authors share the experience of the webinar organization in Russian Medical Academy of Postgraduate Education. There are viewed such forms of distant learning as webinars, service box, and SAAS services.
Keywords: distance learning technologies, professional development of university professors, webinars, service box, SAAS service
References
1. Khrolenko A.T., Denisov A.V. (2007) Sovremennye informatsionnyetekhnologii dlya gumanitariya
[Modern Information Technologies for Humanity Specialists]. Moscow: Flint Publ., 128 p. (In Russ.)
2. Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznetsova A.A., Kravtsova A.Yu. (2008) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and Communication Technologies in Education]. Moscow: Drofa Publ., 320 p. (In Russ.)
3. Zolotarev A.A. (2009) Teoriya imetodika sistem intensivnogo informatizirovannogo obucheniya
[The Theory and a Technique of the Intensive Computerized Training Systems]. Moscow: MGIU Publ., 167 p. (In Russ.)
4. Shestak N.V., Podzolkova N.M., Rogovskaya S.I., Erofeyeva L.V., etc. (2012) [Distance Learning
in the System of Continuous Medical Education: Webinars]. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. No. 3 (9), pp. 5764. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Shestak N.V. (2015) [The Concept of Teaching StaffQualification Improvement in the Conditions
of Innovative Development of Higher and Additional Professional Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 49-5 8. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Lukashenko M.A. (2009) [Considering the Problem of Tutoring in e-Learning Sphere]. Vysshee
obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 65-70. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Shestak N.V (1981) Tekhnicheskie sredstva upravleniya obucheniem [Technical Means of Management of Training]. Moscow: TsOLIUV Publ., 24 p. (In Russ.)
8. Starodubtsev V.A., Kiseleva A.A. (2014) [Blog as a Tool of e-Learning]. Vysshee obrazovanie v
Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp 86-92. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 29.04.15.