Научная статья на тему 'Информационные технологии, обеспечивающие работу и безопасность систем электронного дистанционного обучения'

Информационные технологии, обеспечивающие работу и безопасность систем электронного дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1549
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ELECTRONIC SYSTEMS OF DISTANCE LEARNING / E-LEARNING / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / LEARNING MANAGEMENT SYSTEMS / LEARNING CONTENT MANAGEMENT SYSTEMS / УДАЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМ И БАЗ ДАННЫХ / SECURITY OF SYSTEMS AND DATABASES / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Струбалин Павел Владимирович, Фролова Наталья Борисовна

В статье рассматривается применение информационных технологий для обеспечения дистанционного образования. Проведен обзор и сделан сравнительный анализ, предложена классификация программных продуктов систем дистанционного обучения. Дана характеристика методов обеспечивающих информационную безопасность в данных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NFORMATION SUPPORT FOR THE OPERATION AND SAFETY OF DISTANCE LEARNING PROGRAMMS

The paper considers the application of information technologies for distance education. The authors present an overview of the subject, make a comparative analysis, and classify software products for distance learning systems. Characteristics of different methods to provide information security in these systems are described.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии, обеспечивающие работу и безопасность систем электронного дистанционного обучения»

Библиографический список (References)

1. Herschel G., Linden A., Kart L. Magic Quadrant for Advanced Analytics Platforms. URL: http://www. gartner.com/technology/reprints.do?id=l-2AHPOUo&ct=l50225 &st=sb (дата обращения 03.10.2015).

2. Koteeswaran S., Visu P. and Janet J. (2012) A review on clustering and outlier analysis techniques in Data Mining // Am. J. Applied Sci., 9. P. 254 - 258.

3. Andrews N.O. and Fox E.A. (2007) Recent Developments in Document Clustering. Department of Computer Science, Virginia Tech, Blacksburg, VA 24060 in October 16, 2007.

4. Banerjee A., Merugu S., Dhillon I., and Ghosh J. (2005) Clustering with Bregman divergences // JMLR, 6. P. 1705 - 1749.

5. Saitta S., Raphael B., and Smith I. F. C. (2007) "A bounded index for Cluster validity," in Proceedings of the 5th International Conference on Machine Learning and Data Mining in Pattern Recognition. Springer. P. 174 -187.

6. Maulik U., Bandyopadhyay S. (2002) Performance evaluation of some clustering algorithms and validity indices // IEEE Transactions Pattern Analysis Machine Intelligence. Vol. 24 (12). P. 1650 - 1654.

7. Davies D.L., and Bouldin D.W. (1979) A Cluster Separation Measure // IEEE Transactions on Pattern Analysis and Machine Intelligence. Vol. PAMI-1. № 2. P. 224 - 227.

8. Hofmann M., Klinkenberg R. (2013) RapidMiner: Data Mining Use Cases and Business Analytics Applications // Chapman & Hall. CRC Data Mining and Knowledge Discovery Series.

УДК 004.056:37

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАБОТУ И БЕЗОПАСНОСТЬ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

INFORMATION SUPPORT FOR THE OPERATION AND SAFETY OF DISTANCE LEARNING PROGRAMMS

Струбалин Павел Владимирович

Strubalin Pavel Vladimirovich

кандидат экономических наук, доцент, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

Cand.Sc.(Economics), associate professor, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: pavel0@mail.ru

Фролова Наталья Борисовна

Frolova Natalya Borisovna

кандидат физико-математических наук, доцент, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., г. Саратов

Cand.Sc.(Physics and Mathematics), associate professor, Gagarin Saratov State Technical University, Saratov

e-mail: Natalya-fr@yandex.ru

В статье рассматривается применение информационных технологий для обеспечения дистанционного образования. Проведен обзор и сделан сравнительный анализ, предложена классификация программных продуктов систем дистанционного обучения. Дана характеристика методов обеспечивающих информационную безопасность в данных системах.

Ключевые слова: информационные технологии, системы электронного дистанционного обучения, e-learning, программное обеспечение, образование, Learning Management Systems, Learning Content Management Systems, удаленное обучение, безопасность систем и баз данных.

The paper considers the application of information technologies for distance education. The authors present an overview of the subject, make a comparative analysis, and classify software products for distance learning systems. Characteristics of different methods to provide information security in these systems are described.

Keywords: information technology, electronic systems of distance learning, e-learning, software, education, Learning Management Systems, Learning Content Management Systems, distance learning, security of systems and databases.

Современное общество полноправно считается информационным, а значит, требующим широкого кругозора, умения быстро находить нужную информацию и обладать навыками работы с любым ее видом. Сегодня нельзя обойтись без информационных технологий вне зависимости от сферы деятельности. Особенно актуальны вопросы использования удаленной формы предоставления информации и общения в образовании. Практически все учебные курсы переведены в электронный формат, разрабатывается огромное количество электронных учебных пособий, любой учебник можно найти в цифровом виде.

В настоящее время спектр информационных ресурсов настолько разнообразен, что позволяет реализовать практически любые способы, методы и даже самые смелые идеи в области образования. На сегодняшний день использование электронных учебников и пособий, мультимедийных лекций, различного вида цифровых тренажеров, средств телекоммуникации и прочих информационных решений в обучении никого не удивляют и широко применяются как в высшей и средней школе, так и при повышении квалификации или перепрофилировании специалистов.

Среди всего представленного многообразия отдельное место занимает полноценное удаленное обучение, направленное на подготовку кадров по различным специальностям. Дистанционную форму подготовки специалистов применяют практически все ведущие высшие учебные заведения мира. Сегодня традиционные способы подачи знаний уже не мыслимы без новых методов обучения, построенных на базе информационно-коммуникационных технологий с использованием удаленных средств общения и передачи данных.

Развитие глобальной сети Интернет позволило существенно расширить возможности распространения информации, реализовать самые смелые перспективы совершенствования системы образования, стирая границы между государствами и материками.

Дистанционное образование завоевывает все большую популярность благодаря отсутствию жестких пространственно-временных рамок проведения занятий и отчетности по дисциплинам, возможности построения гибкого индивидуального графика обучения, в некоторых случаях доступности свободного выбора изучаемых курсов и удаленного общения с преподавателями. Кроме того, важным моментом является доступность хорошего образования людям с ограниченными возможностями.

Как и любой современной подход, удаленное обучение использует широкий спектр программного обеспечения и информационных технологий, особое внимание уделяется вопросам безопасности передачи данных в системах.

Само понятие дистанционного образования в России было определено еще в начале 90-х гг. XX столетия. Сегодня, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране осуществляется реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Данный закон вводит основные понятия описанного подхода следующим образом:

- под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;

- под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоя-

нии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Помимо государственных учебных заведений дистанционные формы подготовки специалистов активно развиваются коммерческими компаниями с целью подготовки собственных кадров в интересующей сфере без отрыва от производства. Особенно актуальна эта тема для крупных промышленных предприятий, имеющих большое количество филиалов, расположенных по всему миру. Такие гиганты, как IBM, General Motors, Ford, Cadence и другие, используют частные корпоративные образовательные сети собственной разработки [1]. Современные руководители крупных предприятий повышают финансирование подразделений, отвечающих за обучение персонала, предполагая развитие именно дистанционной подготовки, что позволяет повышать уровень специалистов быстрыми темпами, одновременно внедряя новые разработки без отвлечения служащих со своих рабочих мест и, соответственно, без дополнительных экономических потерь.

Кроме перечисленных сторонников удаленной формы обучения все больше индивидуальных пользователей используют возможности, предоставляемые глобальной сетью и бесплатными сайтами в области электронного образования. Это сайты, предоставляющие лекции, видео и аудио материалы, вебинары и тесты практически во всех областях, доступных для изучения через Интернет. Сегодня наиболее популярными являются такие сервисы, как www.openlearning.ru,www.intuit.ru, www.coursera.org.

Участники российского рынка используют целый ряд понятий, схожих по смысловой нагрузке, воспринимаемых как синонимы, но различающихся некоторыми тонкостями [2]. В различных источниках оперируют терминами «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «система дистанционного обучения» и, наконец, «e-learning». В последнее время появился и активно используется еще один термин - «виртуальная учебная среда» (Virtual Learning Environment, VLE) или Managed Learning Environment, MLE - «учебная платформа».

Формально дистанционное обучение (ДО) может быть представлено как взаимодействие преподавателя и учащегося на расстоянии с доставкой учебных материалов любыми средствами связи, например, почтой, курьерской службой, интернет-технологиями и т. д. При этом данные могут быть представлены в любой форме - как печатной, так и электронной. С другой стороны, современный мир инфор-

мационных технологий уже подразумевает использование исключительно электронных средств связи с передачей материалов в цифровом виде, что также относится к понятию дистанционного образования, иногда применяется термин «электронное обучение» или в западном варианте - «e-learning». Согласно определению специалистов ЮНЕСКО, «e-learning - это обучение с помощью Интернет и мультимедиа».

На данный момент дистанционное образование большинством пользователей воспринимается исключительно как интернет-обучение. Помимо перечисленных, ставших, можно сказать стандартными, средств удаленного получения знаний все большую популярность получает так называемое мобильное обучение -«m-learning», представляющее собой направление в педагогике и образовании, реализуемое средствами мобильных технологий. По сути, это ответвление электронного образования, ставшее популярным благодаря распространению огромного количества средств мобильной связи.

Организация дистанционного обучения в качестве базы активно использует программное обеспечение, основанное на использовании информационных технологий, как локальных, так, естественно, и сетевых. Именно онлайн-обучение является на сегодняшний день ведущим. Как следствие, все большее количество компаний представляет свои разработки для обеспечения, поддержки и предоставления дистанционного обучения, при этом программные продукты, которые используются для создания электронных курсов и материалов и систем организации удаленной онлайн-подготовки, становятся все разнообразнее, с поддержкой всех возможных платформ для обеспечения различных способов распространения знаний.

Существует достаточно много способов классификации программных продуктов для поддержания «e-learning». При всем многообразии средств организации электронного обучения можно выделить следующие группы [3, 4, 5]:

1. Системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), которые в русскоязычной терминологии изначально получили наименование систем дистанционного обучения (СДО) или систем онлайнового обучения (СОО).

2. Системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems -LCMS).

3. Инструменты для организации и проведения вебинаров, виртуальных классов, он-лайн-конференций.

4. Средства для разработки электронных курсов и учебного контента (системы разработки курсов).

5. SaaS-сервисы.

Зачастую отдельно выделяют авторские программные продукты (Authoring Packages) и системы управления контентом (Content Management Systems - CMS). Хотя сегодня авторские наработки являются скорее эксклюзивным вариантом в связи с индивидуальными особенностями создания и сложностями сопровождения приложений.

Для обеспечения работоспособности удаленного обучающего сервиса в первую очередь требуется развертывание системы дистанционного обучения (СДО или СОО, или LMS), которую можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, позволяющих обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем.

Подобные системы в свою очередь подразделяют на [4, 5] :

- коробочные версии с закрытым исходным кодом;

- бесплатные варианты с открытым кодом.

На сегодняшний день на рынке присутствует порядка 200 LMS-решений [6].

Крупнейшими компаниями по разработке и предоставлению закрытых LMS-систем являются Websoft, HyperMethod IBS, «Прометей», «Мираполис», Upside Learning и Microsoft. Следует отметить, что продукт Microsoft Learning Gateway компании Microsoft стоит несколько обособленно, т. к. его сложно отнести к LMS-продуктам в чистом виде, он представляет собой более сложное комплексное решение для образовательного процесса, основанного на различных технологиях Microsoft.

Из свободно распространяемых самой популярной можно назвать платформу Moodle компании Moodle Pty LTD, кроме того на рынке присутствуют такие площадки с открытым кодом, как: Open Class, являющееся совместной разработкой компании Google и издательской фирмы Pearson; TrainingWare Class компании «Корпоративные Системы Обучения» (BCC Group); Claroline LMS, созданная в Бельгийском университете; Open Elms (www. openelms.org); ILIAS (Integriertes Lern-, Informations- und Arbeitskooperations-System); ATutor - канадское программное обеспечение; Sakai, спроектированное совместными усилиями четырех ведущих американских университетов и компании Jasig, и многие другие [7].

Системы управления учебным контентом (LCMS) - это программно-аппаратный комплекс, используемый для создания, хранения, сборки и доставки пользователю персонализированного e-learning-шнгенга в форме «обучающих объектов» (learning objects) [8]. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом [3]. Основное назначение таких систем - доставлять, хранить, редактировать учебные материалы и осуществлять обмен данными между контентом и системой.

По сути, LMS и LCMS - это взаимодополняющие, но при этом различные системы, которые обслуживаются разными специалистами и предназначены для решения совершенно разных бизнес-задач. При всем многообразии данных решений и выполняемых ими функций основные компоненты LCMS должны присутствовать в любом случае, к ним относятся:

- инструменты, позволяющие преподавателям любой области специализации без навыков программирования формировать контент онлайнового обучения, как создавая новые, так и используя уже существующие объекты;

- средства передачи контента, запоминающие персональные данные ученика, результаты его предварительного тестирования и другие пользовательские запросы;

- модуль администрирования для управления регистрационными записями студентов и преподавателей, запуска курсов, отслеживания параметров изучения предмета студентами;

- репозиторий объектов или базу данных для хранения и управления контентом.

Основные различия между LMS и LCMS можно представить в виде таблицы [8].

В итоге можно сказать, что различия между этими системами сегодня стираются или, точнее, функционал обоих типов объединен в общее решение. Практически все программные продукты, описанные выше, как коробочные, так и свободно распространяемые сочетают в себе все основные характеристики обеих систем.

Инструменты для организации онлай-средств общения являются как самостоятель-

ными продуктами, так могут быть и частью полноценных систем управления дистанционным образованием. Наиболее значимыми представителями рынка программ для проведения вебинаров и видеоконференций с различными дополнительными возможностями являются Webinar и Comdi компании Веби-нар-Комди; iMind компании Mind Labs; Acrobat Connect Pro компании Adobe Systems Incorporated; iWebinar компании HyperMethod IBS; Mirapolis Virtual Room компании «Мираполис Информационные Технологии» и выбинары от WebSoft.

Отличительные особенности LMS и LCMS

Learning Content Management Systems Learning Management Systems

Используется разработчиками контента, проектировщиками и организаторами проекта Используется руководителями обучения, преподавателями и администраторами

Чтобы создать обучающий контент как набор « обучающих объектов», практических занятий, системы оценки знаний и других взаимодействий с обучаемым Чтобы управлять каталогом курса, графиком, регистрацией студентов и фиксировать персональные данные ученика

Сохраняет «обучающие объекты» в репозитории Храпит данные курсов и студентов

Предоставляет средства управления контентом (такие как поиск «обучающих объектов», управление правами доступа и управление версиями) Готовит отчеты о результатах обучения и анализа промежуточных данных о навыках и компетентности студентов

Используется для доставки обучающего контента в различных форматах Обеспечивает запуск курсов онлайнового обучения и совместное использование данных ученика в ERP-системе

Реализует другие функции обучающей системы (например, адаптивные методы обучения, анализ навыков, асинхронное взаимодействие через электронную почту и группы обсуждения, оценка) Предоставляет возможность создания и управления экзаменами

В области управления виртуальными классами, оборудованными программами интерактивного обучения, дополненными текстом, речью, аудио- и видеоматериалами, крупнейшими разработчиками являются NetOP, HyperMethod IBS, Adobe Systems.

На сегодняшний день существует широкий набор инструментов, предназначенных для создания профессиональных обучающих про-

грамм и учебных материалов, ориентированных на преподавателей, инструкторов и методистов. К подобным средствам можно отнести решения eLearning Suite и Captivate компании Adobe Systems; eAuthor CBT от HyperMethod IBS; «Системы создания контента для веб и СДО» от ElearningSoft.

Современные тенденции рынка информационных технологий и одновременно необходимость эффективного управления финансами привели к такому широко распространенному решению, как SaaS (Software as a Service) -программное обеспечение как услуга - модель использования программного обеспечения в качестве интернет-сервиса без покупки дорогостоящей лицензионной программы. Такое приложение работает на сервере SaaS-провайдера с предоставлением доступа конечному пользователю через интернет-браузер. Все описанные выше категории имеют альтернативные варианты в виде SaaS-решений тех же разработчиков, включая LMS-системы, программы проведения вебинаров и конференций, средства разработки курсов и прочие продукты, которые возможно арендовать как услугу. Подобный подход удобен и выгоден в том случае, если нет возможности технического сопровождения требуемого программного обеспечения или финансовой обоснованности его закупки.

При передаче данных в сети, особенно в рамках обучающих систем, возникает актуальный вопрос - вопрос защиты информации. Информационная безопасность в любой сфере подразумевает поддержание трех основных аспектов:

- доступности - обеспечения доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости;

- конфиденциальности, т. е. обеспечения доступа к информации только авторизованным пользователям;

- целостности - поддержания достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

Самым простым и используемым практически во всех системах способом является обычная аутентификация пользователя. Ведущие компании в области сетевых технологий, и в частности в сфере удаленного обучения, реализуют, помимо технологии организации доступа по логину и паролю, обязательную иерархию пользователей с поддержкой многоуровневой системы распределения ролей и различные методы шифрования передаваемых данных. Именно использование криптографического преобразования данных позволяет поддерживать функцию конфиденциальности

при передаче информации. На данный момент времени применяется комбинация симметричного и ассиметричного методов шифрования для получения максимальной степени защиты. Метод, использующий стандартную систему паролей при работе с интернет-серверами, даже при использовании системы шифрования протокола, не надежен, так как сеанс работы, как правило, кэшируется браузером, и при неаккуратной работе пользователя пароль остается в кэше компьютера. Для защиты от подобных ситуаций чаще всего используется передача паролей, зашифрованная открытым короткоживущим (на время сеанса) ключом.

Пожалуй, самая трудная проблема - защита информации от «ложного» копирования, поскольку она принципиально не имеет решения - любую переданную информацию в любом читабельном виде всегда можно скопировать и при необходимости подкорректировать. Книгу или бумажную статью тоже можно переписать или набрать заново. На этом пути можно только создать некоторые трудности для такого копирования, но в целом эта проблема решается только путем принятия законодательных актов, регулирующих отношения информационного обмена.

Сфера образования является благодатной почвой для использования современных информационных технологий, которые можно применить для разнообразных образовательных бизнес-процессов, связанных с передачей, накоплением и распространением знаний, а также их преобразованием в квалификационные характеристики специалистов. Сегодня все вузы мира используют компьютерную технику и информационные технологии для обеспечения традиционных форм обучения, встра-

ивая их в действующие образовательные процессы. Можно выделить два принципиально разных подхода применения информационных технологий в вузах. Первый предполагает естественные попытки чисто механически добавить компоненты информационных технологий в действующие бизнес-процессы, стремясь получить большую производительность, эффективность и качество. Данный подход является преобладающим, но он не позволяет использовать главные преимущества информационных технологий.

Второй подход представляет собой реинжиниринг старых или проектирование качественно новых бизнес-процессов, которые основаны на потенциальных возможностях использования информационных технологий. К ним относится внедрение информационно-коммуникационных технологий в развитие дистанционного обучения.

Организация удаленного электронного образования предполагает использование одной из современных систем дистанционного обучения в любой ее форме, как в виде классической ЬЫБ-системы, так и, возможно, системы управления виртуальной учебной средой или применение облачных технологий. Вопрос выбора и реализации определенного подхода зависит от конкретных целей и технических возможностей вуза, соответственно, структуры систем электронного обучения на данный момент времени весьма разнообразны.

Помимо всего прочего необходимо помнить и учитывать, что система электронного дистанционного обучения состоит не только из программного обеспечения. Важную роль в подобных комплексах играют люди, бизнес-процессы, курсы, цели, регламенты, средства защиты информации.

Биьлиографический список (References)

1. Зубрило А.А. Обзор мирового опыта создания обучающих средств и методов для подготовки специалистов в области изучения структуры материалов с помощью мёссбауэровской спектроскопии [электронный ресурс]. URL: http://www.efmsb.ru.

Zubrilo A.A. Obzor mirovogo opyta sozdaniya obuchayushchikh sredstv i metodov dlya podgotovki spetsialis-tov v oblasti izucheniya struktury materialov s pomoshch'yu mossbauerovskoy spektroskopii [Review of global experience in creating educational tools and methods for training specialists in material structure with the help of Mossbauer spectroscopy] URL: http://www.efmsb.ru.

2. Обзор мирового и российского рынка электронного обучения [электронный ресурс]. URL: http:// seemedia.ru.

Obzor mirovogo i rossiyskogo rynka elektronnogo obucheniya [Overview of the world and Russian market of e-learning]. URL: http://seemedia.ru.

3. Готская И.Б., Жучков В.М. Кораблев А.В. Аналитическая записка «Выбор системы дистанционного обучения».

Gotskaya I.B., Zhuchkov V.M. Korablev A.V. Analiticheskaya zapiska «Vybor sistemy distantsionnogo obucheniya» [Analytical review "Choosing distance learning system"].

4. Обзор сервисов для корпоративного обучения. Teachbase.ru [электронный ресурс]. URL: http:// habrahabr.ru/company/teachbase/blog/l5763l/#l.

Obzor servisov dlya korporativnogo obucheniya. Teachbase.ru [Review of educational services for corporate training]. URL: http://habrahabr.rU/company/teachbase/blog/i5763i/#l.

5. Фатина М. Обзор платформ для организации дистанционного обучения [электронный ресурс]. URL: http://rekuklet.rU/blog/information_systems/i735.html# sthash.zdMmko3o.dpuf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fatina M. Obzor platform dlya organizatsii distantsionnogo obucheniya [Review of platforms for distance learning]. URL: http://rekuklet.ru/blog/information_systems/l735.html# sthash.zdMmko3o.dpuf.

6. Рекомендации по выбору системы управления знаниями (LMS). Обзор докладов конференции «DevLearn 2012» [электронный ресурс]. URL: http://armikael.com/elearning/strategies_for_selecting_and_ implementing_an_lms.html.

6. Rekomendatsii po vyboru sistemy upravleniya znaniyami (LMS). Obzor dokladov konferentsii «DevLearn 2012» [Recommendations on the choice of learning management system (LMS). Report from the "DevLearn 2012" conference]. URL: http://armikael.com/elearning/strategies_for_selecting_and_implementing_an_lms.html.

7. Бесплатные E-Learning инструменты [электронный ресурс]. URL: http://www.free-elearning.ru/sdo.

Besplatnyye E-Learning instrumenty [Free E-Learning Tools]. URL: http://www.free-elearning.ru/sdo.

8. Донелло Д.Ф. Теория и практика онлайнового обучения: Learning Content Management Systems [электронный ресурс]. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/74680D276CB4380DC3257iD8002E9i CE/doc.html.

Donnelly J.F. Theory and Practice of Online Learning: Learning Content Management Systems [online source]. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/74680D276CB4380DC3257iD8002E9iCE/doc.html.

УДК 004.056.52

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЫСОКОНАДЕЖНОЙ БИОМЕТРИЧЕСКОЙ АУТЕНТИФИКАЦИИ В КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТАХ

USING THE TECHNOLOGY OF BIOMETRIC AUTHENTIFICATION FOR CRITICALLY IMPORTANT OBJECTS

Гончаров Сергей Михайлович

Goncharov Sergey Mikhailovich

кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности информации и телекоммуникационных систем Московский государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, г. Владивосток

Cand. Sc. (Physics and Mathematics), associate professor, head of the department of information security and telecommunication systems, Nevelskoy Maritime State University, Vladivostok

e-mail: sgprim@smtp.ru

Боршевников Алексей Евгеньевич

Borshevnikov Alexey Yevgenyevich

ассистент кафедры информационной безопасности ШЕН ДВФУ, г. Владивосток

assistant lecturer of the department of information security, Far Eastern Federal University, Vladivostok

e-mail: LAdG91@mail.ru

18 —

Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.