Научная статья на тему 'Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины «Педагогика»'

Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины «Педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1013
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / RESIDENCY / THE STUDENT-CENTERED LEARNING PROCESS / LARGE GROUP OF RESIDENTS / PEDAGOGY DISCIPLINE / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРДИНАТУРА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БОЛЬШАЯ ГРУППА ОРДИНАТОРОВ / ДИСЦИПЛИНА "ПЕДАГОГИКА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестак Надежда Владимировна, Старостенкова Татьяна Анатольевна, Тараканов Павел Юрьевич

Статья посвящена проблемам реализации теоретических курсов для ординаторов (III уровень высшего образования) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Организация дистанционного обучения позволяет активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Кроме того, с помощью ДОТ можно обучать большие группы ординаторов около 500 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестак Надежда Владимировна, Старостенкова Татьяна Анатольевна, Тараканов Павел Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distance learning at residency: implementation of the theoretical courses on the example of the "Pedagogy" discipline

The article is devoted to problems of implementation of theoretical courses for residents (the third level of higher education) with application of distance learning technologies (DLT). The organization of distance learning is facilitating the learning process, make it active, student-centered, taking into account the content of the specialty, which is preparing a clinical Intern. In addition, using the DLT is possible to teach a large group of residents up to 500 people.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины «Педагогика»»

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

Шестак Надежда Владимировна —

доктор педагогических наук,

декан факультета профилактической медицины

и организации здравоохранения,

заведующая кафедрой медицинской педагогики

и философии ФГБОУ ДПО «Российская

медицинская академия последипломного

образования» Минздрава России

Адрес: 125993, г. Москва,

ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

Телефон: (916) 185-68-74

E-mail: [email protected]

Н.В. Шестак, Т.А. Старостенкова, П.Ю. Тараканов

Дистанционное обучение в ординатуре: реализация теоретических курсов на примере дисциплины «педагогика»

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, Москва

Статья посвящена проблемам реализации теоретических курсов для ординаторов (III уровень высшего образования) с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Организация дистанционного обучения позволяет активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Кроме того, с помощью ДОТ можно обучать большие группы ординаторов — около 500 человек.

Ключевые слова

• дистанционные образовательные технологии

• ординатура

• личностно-ориентированное обучение

• большая группа ординаторов

• дисциплина «педагогика»

N.V. Shestak, T.A. Starostenkova, P.Yu. Tarakanov

Distance learning at residency: implementation of the theoretical courses on the example of the "Pedagogy" discipline Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow

The article is devoted to problems of implementation of theoretical courses for residents (the third level of higher education) with application of distance learning technologies (DLT). The organization of distance learning is facilitating the learning process, make it active, student-centered, taking into account the content of the specialty, which is preparing a clinical Intern. In addition, using the DLT is possible to teach a large group of residents — up to 500 people.

Keywords

• distance learning technologies

• residency

• the student-centered learning process

• large group of residents

• Pedagogy discipline

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» 2016 г., программы ординатуры относятся к образовательным программам III уровня высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации. В связи с этим были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), включающие совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в ординатуре по всем специальностям: всего 94 ФГОС по трем укрупненным группам специальностей: клиническая медицина, фармация, науки о здоровье и профилактическая медицина [1].

Во всех стандартах одинаково прописаны виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры (профилактическая, диагностическая, лечебная, психолого-педагогическая, организационно-управленческая) и профессиональные задачи, которые должен решать выпускник, освоивший программу ординатуры, в том числе: 1) формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, 2) психолого-педагогическая деятельность.

Материал и методы

Начальный курс педагогики ординаторы освоили в процессе обучения в специалитете. В медицинских вузах накоплен успешный опыт преподавания дисциплины «педагогика и психология» для студентов I и II курсов (МГМСУ

им. А.И. Евдокимова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Новосибирский ГМУ, Астраханский ГМУ и др.). Проведенный анализ образовательных программ, доступных для ознакомления, показал, что в программу курса, как правило, включены вопросы общей педагогики, методики преподавания, педагогической психологии: рассмотрение педагогики как науки; ее основные категории; сущность и структура педагогической деятельности; виды и функции педагогической деятельности; понятие учебного процесса и его структуры и сущности, формы организации обучения в школе и в вузе; вопросы педагогического мастерства; вопросы педагогического контроля, проблемы воспитания в процессе обучения и т.д.

Соблюдая принцип преемственности в образовании, кафедра медицинской педагогики и философии (далее — кафедра МПиФ) ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» (РМАПО) Минздрава России целенаправленно разработала программу курса «педагогика» для ординаторов с позиций психолого-педагогической подготовки к врачебной деятельности, что позволило прежде всего акцентировать внимание на совершенствование и формирование готовности и способности к:

• пониманию специфики психического функционирования человека, особенностей его личности и характера и их учету в работе врача (профессиональная компетенция ПК-1);

• формированию мотивации лечения у пациентов на основе знаний мотива-ционного процесса (ПК-2),

• формированию комфортной коммуникативной психологической среды на основе взаимопонимания и доверия в системе «врач—пациент» (ПК-3);

• внедрению в лечебный процесс основных педагогических методов и приемов для обучения пациентов и членов их семей, основанных на современных психологических теориях учения (ПК-4). Реализация образовательных программ ординатуры предполагает упор на практические занятия и самостоятельную работу учащихся, так как в соответствии с ФГОС лекционная часть курса не может превышать 10% от общего объема. Дисциплина «педагогика», конечно, относится к теоретическим, и поэтому перед кафедрой встала актуальная задача активизировать процесс обучения, сделать его деятельностным, личностно-ориентированным, учитывающим содержание специальности, к которой готовится клинический ординатор. Здесь мы столкнулись с организационной проблемой, обусловленной, во-первых, количеством ординаторов, обучающихся в нашей академии — 370 человек, и, во-вторых, их занятостью в клиниках.

Решение поставленной задачи мы нашли в использовании дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Это объясняется тем, что ДОТ позволяют организовать гибкий индивидуальный график обучения, позволяющий ординаторам совмещать изучение курса педагогики с работой в клинике, выбирать удобное время для занятий, организовать обучение нескольких сотен ординаторов одновременно в соответствии с учебным календарным графиком, активизировать процесс обучения путем увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, организовать индивидуальное педагогическое сопровождение каждому обучающемуся. Учитывая разбросанность клинических баз кафедр, на которых учатся ординаторы РМАПО, большим плюсом является отсутствие необходимости ехать через всю

Москву на кафедру МПиФ. Кроме того, наша программа была реализована и для 140 ординаторов Крымской медицинской академии им. С.И. Георгиевского, в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Надо отметить, что опыт организации дистанционного обучения у нас уже был. Мы писали [2, 3] о том, что, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации могут оказывать «учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; допускается отсутствие аудиторных занятий...».

Исходя из этого мы организовали учебный процесс для ординаторов, исключающий аудиторные занятия, но при этом предполагающий индивидуальные и групповые консультации, выполнение заданий творческого характера и обсуждение выполненных работ и тестов, т.е. общение с преподавателями в течение всего периода обучения.

ДОТ было реализовано через электронный образовательный портал РМАПО с помощью системы дистанционного

обучения Web Tutor (http://lms.rmapo.ru/ rmapo/default.html). Общение ординаторов с преподавателями осуществлялось при помощи электронной почты.

Система Web Tutor предоставляет возможность создавать модульные учебные курсы, управлять процессом обучения: назначение и завершение курсов, контроль сроков обучения (рассылка уведомлений, аналитические отчеты), организация тестового контроля, мониторинг учебной деятельности обучающихся, анализ результатов обучения (формирование выборок и отчетов), сбор и анализ анкет обратной связи и др. Web Tutor поддерживает основные международные стандарты обмена учебными материалами, в том числе SCORM 2.0.

Сотрудниками кафедры МПиФ были разработаны 4 учебных модуля, содержащих основной текст, гиперссылки, тестовые задания, итоговые тесты и задания для самостоятельной работы. Всего было предложено 10 заданий на разные темы. Наша задача состояла в том, чтобы в процессе выполнения заданий осуществлялась разнообразная учебная деятельность, направленная на поиск, систематизацию и запоминание информации, создание творческих материалов: глоссарий, тезисы и список литературы по теме, эссе, реферат, опорный конспект для обучения пациентов и др. Тематика заданий ориентирована на индивидуальный подход к каждому обучающемуся, так как задания должны выполняться на примере профессиональной деятельности в рамках своей медицинской специальности. В процессе выполнения заданий ординаторы имели возможность консультироваться с преподавателем — куратором группы.

Основная функция преподавателей заключалась в опосредованном управлении

познавательной деятельностью обучающихся. Как отмечено в работе [4], «пассивные слушатели должны превратиться в активных участников образовательного процесса, тогда как преподаватели должны стать "наставниками" и "путеводителями"». Именно такая диспозиция достаточно просто реализуется при использовании ДОТ

Функции управления процессом усвоения учебного содержания достаточно четко проработаны в теории программированного обучения. Предполагается, что основным требованием к учебному процессу является организация учения и формирование индивидуального опыта деятельности субъекта. Процесс усвоения невозможен без запоминания информации, поскольку память обеспечивает не только воспроизведение, но и восприятие поступающей информации, а также является активным компонентом ее переработки [5]. К процессам управления можно отнести повторение, кодирование (введение запоминаемой информации в контекст дополнительной, легко извлекаемой информации), представление (запоминание вербальной информации с помощью зрительных образов), правила принятия решения, организующие схемы и т.д. [6]. С учетом таких позиций и были разработаны учебные модули.

Ординаторы были разделены на несколько групп (хирургическая, педиатрическая, стоматологическая и т.д.), в среднем по 80 человек. К каждой группе был прикреплен куратор — доцент кафедры МПиФ. В обязанности куратора входило обеспечение мониторинга работы ординаторов путем:

1) контроля с помощью приложения Web Tutor Administrator, которое предоставляет информацию о динамике прохождения курса каждым обучающимся

(дата последнего посещения портала, тема модуля, с которым на данный момент работает ординатор, результаты промежуточного тестирования и др.);

2) переписки по e-mail в Интернете, включающей консультации, контроль выполненных работ и выставление окончательной оценки за весь курс.

На изучение курса продолжительностью 36 ч отводились 13 рабочих дней, чтобы ординаторы могли проходить обучение в удобное для них время без потерь в клинической работе.

Каждый ординатор, зачисленный на дистанционный курс, получил по электронной почте оповещение о начале обучения, инструкцию по работе в системе Web Tutor, выполнению заданий и тестированию, а также адрес электронной почты своего куратора.

Следует отметить, что далеко не все ординаторы приступили к работе в соответствие с расписанием. Многие попытались сразу пройти тестирование без изучения модулей, что в целом никому не удалось, так как тестовые задания были ориентированы на знание и понимание информации, содержащейся в модулях. Неудачные попытки фиксировались с помощью Web Tutor Administrator. Кроме того, обучающиеся отмечали низкое качество тестов, например: «Я несколько раз отвечал правильно, но так и не достиг необходимо порога прохождения теста». К концу 1-й недели все нормализовалось, кураторы стали получать выполненные задания.

Итоговая оценка формировалась на основании результатов тестирования, которые фиксировались системой, и оценок за качество выполнения заданий, выставленных преподавателями. На рисунке изображена диаграмма, отражающая итоговые результаты обучения.

Для того чтобы получить объективную оценку качества обучения, мы попросили ординаторов высказать свое мнение по поводу содержания курса и его организации. Приводим некоторые из них:

• «Дистанционное обучение для меня было интересным опытом — обучалась так впервые. Большим плюсом стало то, что обучаться можно было в свободное время, не отрываясь от профильного предмета. Слайд-лекции были довольно информативны, а специальные приложения помогли более качественно ознакомится с предметом. Также понравились проверки усвоения материала в виде текущего контроля, который позволял запомнить ключевые моменты материала. Огромная благодарность кураторам курса за то, что помогали и оперативно отвечали на все вопросы. В целом, мои впечатления о курсе положительные, было очень интересно освоить программу и получить новые знания».

• «Весь материал был очень содержательным, интересным и, главное, не нагруженным. Очень интересны блоки по мотивации и личности! Читала всему отделению. Очень полезно для нашей практической деятельности, для работы с пациентами и коллективом. Спасибо вам за такой нужный и интересный курс!».

• «Знания, которые я приобрела благодаря этому курсу, — это весомый вклад в мое развитие как личности и врача. Я благодарна за хорошую организацию и подготовку этих модулей».

• «Добрый день! мне понравился курс — интересно и легко для восприятия. Большое спасибо!».

Следует отметить, что среди работ, выполненных ординаторами, попадались

весьма интересные, которые можно было бы использовать для дальнейшего развития этого курса. Обучение проходили будущие врачи-специалисты разных кафедр, и так как одним из требований к домашним заданиям была ориентация на свою специальность, они разработали примеры опорных конспектов для своих пациентов, написали эссе о профилактической деятельности в работе врача-специалиста, мотивации к здоровому образу жизни, творчески дополнили перечень направлений педагогической деятельности врача и др.

Результаты и обсуждение

Реализация дистанционного курса «педагогика» для ординаторов показала, что теоретические курсы для больших групп (более 50 человек) целесообразно предоставлять с использованием ДОТ. Такой подход имеет большие перспективы. Очевидно, что хороший ординатор прежде всего стремится накопить профессиональный клинический опыт, он дорожит каждым часом, проведенным в клинике. Мотивация к изучению теоретических курсов, не имеющих прямого отношения к его специальности, у ординатора достаточно низкая. Однако в соответствии с Основной профессиональной образовательной программой высшего образования — программой подготовки кадров высшего образования в ординатуре по всем специальностям, например, 31.08.67 «хирургия» [7] ординаторы должны пройти курсы смежных (общая трудоемкость 8 зачетных единиц — ЗЕ) и фундаментальных дисциплин (общая трудоемкость — 8 ЗЕ). Среди них есть такие дисциплины, как гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций (медицина катастроф), педагогика (педагогические аспекты в деятельности вра-

12%

58%

■ Отлично □ Хорошо □ Удовлетворительно

Результаты обучения ординаторов по дисциплине «педагогика»

ча), общественное здоровье и здравоохранение, микробиология, патология, а также факультативные дисциплины: телемедицина, статистика в медицинских исследованиях, юридическая ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения. Наша задача — повысить мотивацию и интерес ординаторов к этим очень важным и необходимым дисциплинам, которые прежде всего направлены на формирование личности врача-специалиста, компетентного во всех сферах профессиональной деятельности. Такую возможность предоставляют ДОТ, позволяющие использовать в учебном процессе разнообразные учебные материалы, содержащие визуальные и вербальные блоки, организовать обратную связь (коррекция процесса обучения) и контроль учебной деятельности. Здесь следует отметить, что выявившиеся в последнее время тенденции перевода большинства педагогических функций в автоматизированный формат (прежде всего тестирование), в том числе в случае дистанционного обучения, формализуют процесс обучения и снижают его результативность. Факт достижения компетенций невозможно установить путем проведения тестового

контроля, достижение компетенции должно быть продемонстрировано, а это возможно только при осуществлении определенной деятельности, предъявлении выполненных работ. Обратная связь должна быть регулярной, своевременной, доступной, направленной. Поэтому большое значение в организации дистанционного обучения

имеют методически правильно разработанные учебные модули, и, конечно, особую роль играют преподаватели, подготовленные к выполнению функций управления. Мы полагаем, что при соблюдении этих условий большинство вышеперечисленных дисциплин целесообразно перевести в дистанционный формат.

Сведения об авторах

ФГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России

Шестак Надежда Владимировна — доктор педагогических наук, декан факультета профилактической медицины и организации здравоохранения, зав. кафедрой медицинской педагогики и философии E-mail: [email protected]

Старостенкова Татьяна Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской педагогики и философии

Тараканов Павел Юрьевич — начальник Управления информационно-инновационных технологий и телекоммуникаций

Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры. URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW (дата обращения: 12.07.2016).

2. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М., Роговская С.И., Ерофеева Л.В. и др. Дистанционное обучение в системе непрерывного медицинского образования: вебинары // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2012. № 3 (9). С. 57-64.

3. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация непрерывного медицинского образования с помощью дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 7. C. 131-140.

4. Маль Г. С., Гомзарь С. Е., Соболева А. А. Особенности дистанционного обучения в медицинском вузе // Международ. журн. прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С. 120.

5. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти : пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского, Н.К. Корсаковой. М. : Прогресс, 1986. 312 c.

6. Шестак Н.В. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования в здравоохранении : монография. М. : Изд-во СГУ, 2007. 367 с.

7. URL: http://www.rudn.ru/files_upload/0rdinatura/2015/2015_00P/00P_31.08.7_28.08.15.pdf (дата обращения: 18.07.2016).

References

1. Federal State educational standards of the higher education in the directions of training of the top skills according to programs of an internship. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW (accessed date: 12.07.2016). (in Russian)

2. Shestak N.V., Podzolkova N.M., Rogovskaya S.I. et al. E-learning in continuous medical education system: the webinars. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2012; Vol. 3 (9): 57-64. (in Russian)

3. Shestak N.V., Podzolkova N.M. Implementation of educational programs using e-learning technologies. Vysshee 0brazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2015; Vol. 7: 131-140. (in Russian)

4. Mal' G.S., Gomzar' S.E., Soboleva A.A. Features of e-learning in medical school. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International journal of applied and basic researches]. 2014; Vol. 1: 120. (in Russian)

5. Khofman I. Active memory: pilot studies and theories of human memory. Moscow: Progress, 1986: 312 p.

6. Shestak N.V. Education technology in system of continuous professional education in health care: monograph. Moscow: Izdatel'stvo SGU, 2007: 367 p. (in Russian)

7. URL: http://www.rudn.ru/files_upload/0rdinatura/2015/2015_00P/00P_31.08.7_28.08.15.pdf (accessed date: 18.07.2016). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.