Приложение № 2
«Языкознание для всех»
Московская городская лингвистическая конференция
«Образование в XXI веке глазами детей и взрослых»
Международная конференция
«Начало»
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ младших школьников исследовательских работ
«Терра: Территория роста»
Городская конференция проектных и исследовательских работ учащихся в области истории, археологии и литературы
Система конкурсов и мероприятий для развития интеллектуальной, исследовательской и проектной деятельности учащихся ЗАО
«Интеллект» Окружная (открытая) олимпиада
«Искатель»
Городская научно-практическая конференция научного общества учащихся
Окружной конкурс
«УЧЕНИК ГОДА
Окружная интеллектуальная игра «Ступеньки»
«Эврика»
Окружная конференция проектных и исследовательских работ учащихся
«Думай глобально - действуй локально!»
Всероссийская конференция проектных и исследовательских работ учащихся государственных и негосударственных ОУ
Топалеровские чтения»
Городская конференция научно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений
довательских работ финалистов окружного конкурса «Ученик года - 2010», посвященных Году Учителя), «Научно-техническое творчество: программы, результаты, проекты, изобретения» (сборник материалов по развитию НТТМ в Западном учебном округе).
Эффективность реализации данной методической разработки подтверждается систематическими высокими достижениями и результатами участия учащихся округа в общественно значимых мероприятиях разного уровня, в том числе положительной динамике количества Грантов для талантливой молодежи, присуждаемым учащимся ЗАО.
Успешность деятельности автора подтверждается положительным опытом апробации методической разработки и ее отдельных содержательных компонентов на городских, всероссийских и международ-
ных научно-практических конференциях, семинарах, выставках в течение 2009-2010гг. ( IV Международная научно-практическая конференция «Педагогические основы развития креативности детей и юношества», 2009 г.; IV и V Фестиваль науки в рамках работы семинара СУНЦ МГУ «Методика работы с одаренными школьниками в области естественных наук», 2009, 2010г.; Международная конференция «Опыт работы с одаренными детьми в современной России», 2009г.; Международный круглый стол в рамках сотрудничества ФПО МГУ и р. Казахстан «Методика работы с высокомотивированными и одаренными учащимися (из опыта работы Западного учебного округа), 2010 г.; Фестиваль педагогических работников CAO «Одаренному ребенку - одаренный педагог!», 2010 г.; Конференция «Система работы с
одаренными детьми в образовательном учреждении как фактор обеспечения непрерывности и преемственности образования» в CAO, 2010г.; традиционные окружные круглые столы и конференции ЗАО (2009-2010 гг), а также подтверждена благодарственными письмами, грамотами и почетным дипломом образовательных учреждений округа и вышестоящих организаций.
Литература
1. Актуальные проблемы образования и воспитания: ценностно-мотивационный подход: Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. Н.Ю.Синягина, А.Г.Болелова. - М.: Арманов-центр, 2009-224с.
2. Дороеской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 210с.
3. Лейтес Н С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2008, - 480с.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю.Синягина, Н.В.Зайцева. - М., 2010. - 312с.
5. Кушнарева Н.Ю. Развитие детской одаренности в условиях культуротворческой модели школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010.- №2.
6. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336с.
В статье автор обращает свое внимание на главные механизмы качества образования путем реализации дистанционного обучения в широком формате. Особое внимание в статье уделено роли дистанционного тьютора в образовательном процессе согласно ФГОС общего образования второго поколения.
Тимофеева Оксана Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра развития образования АПКиППРО РФ учитель экологии ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии №446 г. Москва
Механизмы реализации дистанционного обучения в контексте ФГОС второго поколения
На что необходимо обратить свое внимание педагогу при реализации дистанционного обучения в рамках ФГОС второго поколения?
Ключевые слова: значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения, системно-деятельностный (компе-тентностный) подход в образовании, технология дистанционного обучения, тьютор, тьюторант, задачи тьютора в дистанционном обучении.
Сегодня академической общественностью системы образования России признано, что важным и перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий [1, С.4; 3].
Определим значение дистанционного обучения в контексте федерального образовательного стандарта общего образования второго поколения. При рассмотрении проекта ФГОС общего образования второго поколения, мы выяснили, что в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает: 1) формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности; 2) постоянную внутреннюю мотивацию к учению, коммуникативность, социальную мобильность, эмоциональную развитость, толерантность, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм; 3) обучение учащихся проблемам самоопределения и самореализации; 4) общекультурное и личностное развитие учащихся; 5) понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования [4, С.4-5].
Исходя из выше сказанного, отметим, что дистанционное обучение как одна из эффективных современных педагогических информационных образовательных технологий, также как и ФГОС общего образования второго поколения, ориентирована на компетентностный подход. Это можно представить в виде следующей схемы (см. с. 12).
Согласно представленной схеме реализации системно-деятельностного (компетентностного) подхода в образовании, дистанционное обучение служит механизмом: развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Они включают в себя: 1) умения организовывать свою деятельность,
Результат: Формирование универсальных способов действия через систему дистанционного обучения (СДО)
Схема. Реализация компетентстного подхода в образовании через ДО.
определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты; 2) ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности (обобщенные способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и информационные умения), умение работать с разными источниками информации; 3) готовность к профессиональному выбору, умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей; 4) гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в жизни, умение оценивать с позиций социальных норм поступки (собственные и других людей) [4, С.7-9].
Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя -наставника (тьютора) и обучаемого (тьюторанта) с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [1, С.95].
К формам системы дистанционного обучения можно отнести: лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения. К методам и средствам относят: бумажные издания; сетевые электронные учебные издания; компьютерные обучающие системы в гипертекстовом
и мультимедийном вариантах; аудио и видео учеб-но-информационные материалы; лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа); тренажеры с удаленным доступом (тренинговые учебно-тренировочные фирмы); информационные базы данных и знаний с удаленным доступом; электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом; средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС), виртуальной реальности (ВР) или геоинформационных систем (ГИС) [1, С. 110].
Многообразие средств обучения, построенных на базе традиционных и новых средств информационных технологий предоставляют широкие возможности для эффективного проведения образовательного процесса в СДО в контексте ФГОС общего образования второго поколения.
Технология дистанционного обучения ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей-разработчиков курсов и тьюторов, и направлена на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, а это включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. При этом, каждому элементу технологии обучения соответствует свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, каждая технологическая процедура, каждый технологический прием занимают свое определенное место в реализации процесса обучения, в решении задач его оптимизации [1, С.101].
Таким образом, мы видим, что используя технологию СДО можно говорить об эффективности развитии таких предметных компетенций у обучаемых как: 1) знания о сущности и особенностях объ-
ектов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 2) понимание причинно-следственных, функциональных и иных связей и взаимозависимостей предметов, их объективной значимости; 3) владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования; 4) способность и умение на основе полученных навыков и знаний ориентироваться в мире социальных, интеллектуальных,
нравственных, эстетических ценностей; 5) применение приобретенных умений, навыков и знаний для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи, работник, собственник, потребитель, избиратель).
Анализируя проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, мы выявили, что именно дистанционное обучение сыграет особенную роль в формирования у учащихся современных представлений об обобщенной структуре личности и деятельности человека. А именно в таких сферах деятельности человека как интеллектуальной, ценностно-этической, трудовой, коммуникативной, эстетической. Такой вывод мы делаем благодаря тому, что ключевой особенностью среды дистанционного обучения является цель максимально способствовать удовлетворению и развитию образовательных потребностей ее обучающихся. И в этом обучающемуся может и должен помочь учитель-наставник - дистанционный тьютор. Главной задачей тьютора является сопровождение обучающегося на основном этапе - этапе собственно образовательного процесса, на котором сам тьютор и тьюторант (обучающийся) вместе поднимаются по лестнице роста компетентности обоих. Сформулируем некоторые задачи тьютора в этом важном процессе:
- побуждение учащихся занять отведенное им в образовательной программе место, т.е. ввести обучающихся в позицию субъекта учебной деятельности, в позицию самообучающегося;
- раскрытие обучающимся замысла образовательной программы (осветить путь);
- понимание ожиданий, потребностей, исходного уровня развития обучающихся и помощь им в прокладывании собственного пути в программе (для чего учиться?);
- обучение обучающихся способам эффективной учебной деятельности (как учиться?);
- создание условий для интеграции в образовательном пространстве трех сред: учебной, социальной, профессиональной;
- создание условий для «встречи» двух субъектов
- обучающегося и тьютора путем согласования позиций (места в образовательном процессе), зон свободы и ответственности, ожиданий, ограничений, целей и способов работы [2, С. 165-166].
Следует отметить, что инструментальным ядром ФГОС выступает система оценки, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы образования. В контексте ФГОС система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий. В связи с этим, дистанционное обучения нельзя как лучше справиться с данной задачей, имея на вооружении эффективные программы и современные педагогические технологии.
Литература
1. Андреев A.A., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. - М.: Издательство МЭСИ, 1999. - 196 с.
2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс / С.А.Щенников, А.Г.Теслинов, А.Г.Чернявская и др. -2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.
3. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / Под общ. Ред. Засл. Деят. Науки и техники РФ, проф. В.А.Трайнева. - 2-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. - 294 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М.: Просвещение, 2008. - 21 с. - (Стандарты второго поколения).
5. Лазарев B.C. Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- 33
6. Сид емко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №4.
7. Тимофеева О.Ю. Развитие образования средствами дистанционного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.