ББК Ч48
ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2009 А. И. Белоусов1, Т. В. Громова2
Самарский государственный аэрокосмический университет 2Самарский государственный экономический университет
Рассматривается вопрос о необходимости организации специальной подготовки тьюторов (преподавателей дистанционного обучения). Отсутствие тьюторов либо их неудовлетворительная готовность (профессиональная, психологическая, техническая) представляются основным препятствием в использовании дистанционных технологий в вузе. Определение готовности к тьюторской деятельности представляется первым этапом в определении основных направлений, этапов и проблемных зон, на которые должна быть нацелена подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения.
Модернизация образования, информационное общество, дистанционное обучение, дистанционное образование, тьютор, андрагогика
Особенности современной экономической и социальной ситуации, смена парадигмы образования, установление согласно Болонской декларации единой европейской зоны высшего образования и активация европейской системы высшего образования в мировом масштабе вызвали необходимость модернизации российской системы высшего профессионального образования с тем, чтобы она стала более динамичной, конкурентоспособной, легко адаптируемой к современным реалиям.
В основе концепции модернизации образования, ставшей ответом на вызов времени, заложены принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, то есть выработки организационных механизмов систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью .
Модернизация предполагает смену сценария государственной политики в области образования, переход к инновационному сценарию, опирающемуся на внесение существенных изменений в систему образования. Должны быть изменены:
- цели, формы организации и система управления, методы и технологии учебной деятельности, система финансирования;
- государственные образовательные стандарты, основные образовательные программы и учебные планы;
- система контроля и оценивания уровня образования;
- учебно-методическое обеспечение;
- характер деятельности преподавателей и обучаемых.
При решении глобальной проблемы образования - повышения качества функционирования образовательной системы в условиях обострения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг - все большую актуальность приобретает развитие информационно-коммуникативных и дистанционных технологий, которые открывают в сфере обучения принципиально новые дидактические возможности.
Одним из перспективных направлений развития системы профессионального и дополнительного образования, интенсивно распространяющихся во всем мире, признано в этой связи дистанционное обучение. Дистанционное обучение (ДО) - форма получения образования в условиях информационного общества - не является антагонистичной в отношении к существующим очной и заочной формам обучения, а призвано интегрироваться в эти системы, дополняя и развивая их. В идеале ДО позволяет обучающимся удовлетворять потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее эффективно и комфортно. ДО предусматривает гибкое сочетание интенсивной и контролируемой самостоя-
тельной работы обучающегося по освоению учебных материалов, оформленных в виде кейса или выставленных в сети, и систематическое взаимодействие с преподавателем при максимальном использовании возможностей современных информационных технологий.
Одним из центральных компонентов системы ДО является преподаватель, которого в рамках данной системы принято называть «тьютором». Тьютор - преподаватель-консультант, работающий в системе ДО. Существует и более расширенное определение: тьютор - методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения [1].
Анализ библиографических источников и опыта работы преподавателей традиционной системы обучения и преподавателей, работающих в системе ДО (тьюторов), позволил нам выявить отличия в деятельности преподавателя традиционной системы и тьютора, представленные в табл. 1.
Из таблицы видно, что в деятельности тьютора, в отличие от деятельности «традиционного» преподавателя, несколько по-иному расставлены акценты: поддержка и коррекция самостоятельной работы обучающихся; широкое использование информационных технологий; партнерство. Это следует учитывать преподавателям, планирующим работу в системе ДО.
Особенности деятельности тьютора заключаются и в том, что он осуществляет учебно-методическое сопровождение через реализуемую в многообразных формах и приемах систему взаимосвязанных действий и мероприятий, обеспечивающую квалифицированную помощь студенту на протяжении всего процесса обучения в системе ДО посредством определенных шагов:
- проведение квалифицированной диагностики потребностей, уровня знаний и умений обучающихся;
- информационный поиск содержания и методов, позволяющих обеспечивать эффективность обучения, и согласование возможных вариантов с участниками процесса ДО;
- оказание помощи на различных этапах обучения.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика деятельности преподавателя традиционной системы обучения и тьютора
Критерий Преподаватель (традиционная система) Тьютор (система ДО)
Доминирующая функция Учит Помогает, поддерживает
Отношение к учебному материалу Передает содержание курса, излагает учебный материал Корректирует и направляет самостоятельную деятельность студентов по изучению и усвоению учебного материала, отвечает на вопросы
Характер взаимодействия с учащимся Является принципиальным источником содержания курса Осуществляет методическое сопровождение курса, выступая и источником учебной информации
Уровень общения с учащимися Непосредственно контактирует с обучающимися Контактирует со студентами дистанционно, используя информационные технологии
Позиционирование в процессе проведения семинаров Занимает часто более активную позицию, чем обучающиеся Выступает на семинарах (тьюториалах) как один из источников информации; поощряет активное участие самих студентов
Отношение к информационным технологиям Использует их в лучшем случае для поиска информации Широко использует их для поиска и доставки учебных материалов, осуществления постоянной обратной связи, оказания поддержки
Отношения преподаватель- студент Часто устанавливает отношения иерархии или «знающий - незнающий» Стремится к партнерским отношениям, постоянно учитывает мотивацию студентов
Форма контроля Осуществляет текущий и итоговый контроль непосредственно в аудитории Отслеживает прохождение студентами контрольных точек курса и выполнение домашних заданий, корректирует их дальнейшую работу в дистанционном режиме
Специфика ДО и тьюторской деятельности обусловливают необходимость специальной подготовки преподавателя к работе в режиме ДО. Для обеспечения эффективной деятельности тьютора спроектировано методическое сопровождение и разработана технология подготовки преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения.
Процесс подготовки отражает закономерную последовательность движения обучающегося от исходного уровня недостатка знаний, умений, навыков до достижения уровня сформированности определенного набора знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющих осуществлять деятельность в системе ДО. Под подготовкой преподавателей к деятельности в системе ДО мы понимаем формирование и обогащение знаний, умений, навыков, а также установок, необходимых для успешного выполнения тьюторской деятельности. Результатом такой подготовки выступает готовность тьютора (предметная, техническая, психологическая) к осуществлению деятельности в системе ДО (СДО).
Понятие «готовность» определяли многие ученые. В научной литературе различают функциональную и личностную, теоретическую и практическую, временную и долговременную, общую и специальную, психологическую и профессиональную виды готовности.
В «Психологическом словаре» указываются следующие определения готовности:
1) вооруженность знаниями, умениями, навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий; 3) согласие, решимость совершить какое-либо действие [2].
В рамках данного исследования готовность рассматривается комплексно, как вооруженность компетенциями, а также согласие осуществлять тьюторскую деятельность. С позиции исследуемой проблемы выделяем профессионально-педагогическую, психологическую и техническую готовность. Действительно, тьютор должен быть готов как профессионал, педагог (т.е. иметь определенный объем общих и профессиональнопредметных знаний и умений, сформированные алгоритмы педагогической деятельно-
сти), подготовлен технически (т.е. владеть компьютерными технологиями) и психологически, а также обладать высоким уровнем культуры, интеллекта и т.д.
Интересно в этом аспекте исследование
Н.В. Милорадовой [3] о психологической готовности к тьюторской деятельности, ее объективных и субъективных критериях. Психологическая готовность определяется уровнем сформированности основных компонентов в мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферах. Это предполагает, например, способность работать с собственной мотивацией, находить различные способы ее повышения; способность распознавать эмоциональные состояния людей, управлять собственными чувствами, быть устойчивым к стрессам и способным к аккумуляции положительного эмоционального заряда; иметь определенный интеллектуальный уровень, способность к целеполаганию и предугадыванию последствий, креативности, критичности, рефлексии предметного содержания и методов обучения. Представляется, что психологическая готовность является важной составляющей деятельности тьютора. Выступая в качестве основного элемента межличностного взаимодействия, она способствует поддержанию разного рода личностных компетенций (коммуникативной, технологической, а также готовности к разрешению проблем, самообразованию, использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию).
Вообще готовность - категория достаточно субъективная, определяемая ощущениями самого человека. Приобрести психологическую готовность на всю жизнь вряд ли возможно, так как она зависит от колебаний многих внешних и внутренних факторов, изменяется вместе с ними, требуя определенных энергетических затрат на свое поддержание. Субъективная готовность не поддается рефлексивному обоснованию и осознанному построению индивидуальной траектории своего развития.
Среди требований, предъявляемых к тьютору, помимо общих для преподавателей вуза, выделим следующие: профессиональная и компьютерная грамотность, умение применять различные формы организации
учебного процесса и контроля, владение методами разработки и создания интерактивных учебных курсов и обучающих программ (желательно, но не обязательно), умение реализовывать различные виды педагогической деятельности, а также критическое мышление и склонность к инновациям.
При значительной доле самостоятельной работы результаты дистанционного обучения зависят прежде всего от качества сопровождения тьютором студентов. Под сопровождением мы понимаем реализуемую в многообразных формах и приемах систему взаимосвязанных действий, мероприятий, обеспечивающую квалифицированную помощь студенту на протяжении всего учебного процесса в ДО через реализацию различных видов педагогической деятельности (исходная диагностика, проектирование обучения с особым вниманием к целеполаганию, мотивация учащихся на учебную деятельность, управление взаимодействием, организация учебного процесса, рефлексия, коммуникация, контроль).
В методическом аспекте выделяют такие виды сопровождения, как тренинг (поэтапное, практикоориентированное групповое обучение), консультирование (оказание консультационной помощи по конкретной проблеме, восполнение дефицита знаний), моделирование (раскрытие потенциальных возможностей специалиста), супервизию (во-первых, профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным специалистом, исключающее формальный контроль и оценку; во-вторых, способ создания психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности) [4].
Сопровождение тьютором студентов в ДО в общем виде может осуществляться в несколько этапов.
1. Планирование и подготовка. На этом этапе происходит диагностика потребностей студентов в сопровождении и поддержке, определение исходного уровня их знаний и умений, подготовка пакета методических материалов сопровождения.
2. Собственно сопровождение. Оно подразумевает углубление знаний, развитие навыков и умений студентов, консультирование по конкретным проблемам, информаци-
онную и аналитическую поддержку, организацию информационного обмена и контактов между студентами, актуализацию внутренних сил и резервных возможностей студентов.
3. Использование результатов обучения и итоговый анализ. Этот этап предполагает закрепление усвоенных знаний, приобретенных навыков и умений, развитие опыта решения профессиональных задач, отслеживание успехов и изменений студентов (в том числе и в профессиональной деятельности), итоговую оценку эффективности процесса сопровождения.
Сопровождение тьютором студентов в ДО реализуется через следующие элементы работы тьютора: презентация курса, организация групп взаимопомощи, проведение тьюториалов, проведение дневной и воскресной школ, проверка домашних заданий, консультации, подготовка к экзамену.
Очевидно, что в СДО у преподавателя появляются новые функции, которые отсутствовали в традиционной системе. В тьюторской деятельности, с точки зрения личностно ориентированного и деятельностного подходов, реализуются следующие функции: 1) организаторская - тьютор организует учебную деятельность студента; 2) информационная -заботится об усвоении студентами определенного теоретического содержания, представленного в материалах курсов; 3) коммуникативная - обеспечивает общение студентов между собой и с тьютором; 4) развивающая - активизирует познавательную деятельность студентов, способствует личностному развитию обучающихся.
Сформированность уровня готовности к тьюторской деятельности может быть оценена по следующим критериям и показателям:
- организационный - баллы, характеризующие умения организовывать связь между участниками процесса ДО, использовать элементы различных технологий ДО, различные формы организации учебного процесса и методы обучения;
- информационный - баллы, оценивающие умения предоставлять своевременную помощь, консультировать по вопросам освоения учебного курса, отслеживать усвоение студентами учебного материала;
- коммуникативный - баллы, определяющие умения создавать положительный эмоциональный фон при общении через компьютер, регулярно и постоянно поддерживать связь;
- развивающий - баллы, учитывающие умения активизировать познавательную деятельность, самостоятельную работу студентов, в том числе и на расстоянии, способствовать личностному, творческому развитию студентов [5].
По инициативе авторов настоящей работы при поддержке администрации Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) отделом дистанционных технологий предприняты первые шаги в плане подготовки преподавателей к деятельности в СДО по месту их работы. Данное решение представляется очень своевременным, поскольку в результате анкетирования преподавателей СГЭУ было выявлено, что только 10,5 % преподавателей оценивают свои знания о ДО и только 4 % оценивают свои знания о деятельности преподавателя в СДО настолько, что готовы профессионально, психологически и технически заниматься этой деятельностью (при том, что желание использовать дистанционные технологии в обучении выразили 63 % опрошенных).
Эксперимент по использованию разработанной методики подготовки преподавателей к осуществлению деятельности в СДО проводился в 2006 -2008 гг. на базе СГЭУ. Организация эксперимента предполагала решение следующих задач: 1) определить уровень сформированности умений и навыков, необходимых для работы тьютором и провести анализ полученных данных; 2) провести опытно-экспериментальное обучение преподавателей для осуществления деятельности в СДО; 3) экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной технологии подготовки преподавателей к деятельности в СДО.
На диагностическом этапе эксперимента обучающимся было предложено оценить свои знания: 1) о дистанционном обучении;
2) о деятельности преподавателя в дистанционном обучении (образцы анкеты см. [6]).
Большинство опрошенных имеют некоторые знания о ДО и работе преподавателя
в нем, некоторые обладают достаточными знаниями для практической работы.
При ответе «практиков» и «теоретиков» на вопрос: «Какие способы общения со студентами вы считаете эффективными в дистанционном обучении?» были получены следующие данные: электронная почта -100%; видеоконференции - 66,7%; очно-100%; компьютерные конференции - 27,8 %; обычная почта- 5,6%; телефон - 5,6%. Среди форм организации учебно-познавательной деятельности в ДО опрошенные отмечают консультации (100%), семинары (тьюториа-лы) (100%), системы заданий для самостоятельной работы (27,8%).
Исходя из выделенных ранее функций, выполняемых тьютором в ходе работы, были определены 4 критерия (организационный, информационный, коммуникативный, развивающий), а также три уровня сформированности умений тьюторской деятельности по каждому критерию (низкий (1-2,5 балла), средний (2,6 - 3,5 балла), высокий (3,6 - 5 баллов)) и соотнесены с оценкой в баллах. В табл. 2 представлены критерии и уровни сформированности готовности к тьюторской деятельности.
Диагностический этап проводимого эксперимента охватил две группы. В первую группу участников эксперимента входили преподаватели СГЭУ, задействованные в программе подготовки преподавателей, реализующейся с использованием технологий дистанционного обучения, прошедшие обучение «Преподаватель системы дистанционного обучения» ранее и имеющие некоторый практический опыт работы в качестве тьюторов. Их условно назвали «практиками». Во вторую группу участников эксперимента вошли преподаватели СГЭУ, не имеющие на момент обучения опыта работы в СДО и соответствующей теоретической подготовки. Им был прочитан курс лекций «Дистанционное обучение» (объемом 22 часа при продолжительности всего курса - 72 часа), включающий раздел «Деятельность тьютора». Таким образом, у них имелись некоторые теоретические знания о дистанционном обучении и содержании работы тьютора. В рамках эксперимента их условно назвали «теоретиками».
В работе [6] приводится подробный сравнительный анализ результатов анкетирования участников эксперимента. Следует отметить, что никто из «практиков» не оценил свои умения тьюторской деятельности на 1 балл («не могу»), оценка 2 балла касается в основном умений организаторской функции тьютора. Процент участников анкетирования, оценивших свои умения на 5 баллов, в общем, не превышает 30%, за исключением умения поддерживать связь регулярно и постоянно (43,8%). Для «практиков»
проблемными являются следующие аспекты деятельности тьютора: организация связи между участниками процесса ДО; разработка учебно-методических материалов для ДО; использование характерных для ДО форм организации учебно-познавательной деятельности (презентация, тьюториалы, организация самостоятельной работы, воскресная школа) и активных методов обучения; создание положительного эмоционального фона при общении через компьютер.
Таблица 2 - Критерии и уровни сформированности готовности к тьюторской деятельности
Критерий Низкий уровень (1 - 2,5 балла) Средний уровень (2,6 - 3,5 балла) Высокий уровень (3,6 - 5,0 баллов)
1 2 3 4
Организа- ционный Не умеет организовывать связь между участниками процесса ДО, затрудняется в проектировании обучения и установлении целей общения, слабо использует методы активного обучения и различные формы организации учебнопознавательной деятельности (УПД), организация контроля не является действенной Владеет отдельными умениями организации и проектирования учебного процесса ДО, фрагментарно использует методы активного обучения и различные формы организации УПД, организует контроль по традиционной схеме Свободно владеет умениями организации связи между различными участниками ДО, творчески подходит к использованию активных методов обучения, грамотно строит учебный процесс с использованием различных оргформ и средств современных информационных технологий
Информа- ционный Не предоставляет своевременной помощи в изучении курса, изложение теоретического материала и консультирование носит несистематический характер , испытывает значительные трудности при составлении, проверке, комментировании домашних заданий, не владеет методикой создания учебно-методических материалов, не владеет умениями рефлексивного анализа учебной деятельности Лишь в ответах на вопросы и на консультациях предос-тав-ляет достаточную информацию, комментарии к домашним заданиям сжаты и неинформативны, может грамотно разрабатывать учебно-методические материалы при постоянной поддержке других специалистов, справляется с задачей рефлексивного анализа учебной деятельности Грамотно и систематически консультирует обучающихся по вопросам содержания курса, комментарии к домашним заданиям мотивируют студентов на успех в дальнейшей деятельности, отслеживает продвижение по курсу с помощью системы грамотно составленных заданий, учитывающих индивидуальные особенности обучающихся, творчески подходит к составлению учебных материалов, эффективно проводит рефлексию
Коммуни- кативный Практически не создает положительного эмоционального фона общения, испытывает затруднения при передаче информации в письменной форме, нерегулярно поддерживает связь, не умеет адекватно оцепить собственную деятельность Способен создавать благоприятную обстановку при общении, владеет отдельными умениями осуществления индивидуального подхода, на достаточном уровне поддерживает связь, самооценка деятельности не всегда адекватна Умеет создавать положительный эмоциональный фон, свободно владеет умениями письменной коммуникации и осуществления индивидуального подхода, адекватно оценивает собственную деятельность, учитывая мнения студентов, регулярно поддерживает связь
Развива- ющий Не умеет мотивировать обучающихся на совместную деятельность и активизировать их познавательную деятельность, не способствует развитию навыков самостоятельной работы и личностному росту обучающихся Не всегда справляется с задачей мотивации и активизации обучающихся, не в полной мере способствует развитию навыков самостоятельной работы и личностному росту обучающихся Успешно мотивирует учащихся на совместную деятельность и активизирует их познавательную деятельность, активно способствует развитию навыков самостоятельной работы и личностному росту обучающихся
В ответах на эти вопросы в основном преобладает балл 2 - «знаю приблизительно, как», однако встречается и балл 3 - «умею, могу осуществить». Проблемными для
«теоретиков» являются: организация студенческих конференций (в том числе сетевых); разработка учебно-методических материалов для ДО; использование активных методов обучения; рефлексивный анализ собственной деятельности и деятельности студентов; создание положительного эмоционального фона при общении через компьютер.Результатом анализа стали выводы об уровнях сформированности готовности к тьюторскй деятельности у участников эксперимента на констатирующем этапе. У «практиков» это средний (по всем четырем критериям), у «теоретиков» - низкий (организационный и коммуникативный критерии) и средний (информационный и развивающий критерии).
Для оценки субъективной готовности за осно ву были взяты критерии, предложен-
ные Н.Г. Милорадовой [3] (наличие устойчивого выбора тьюторской деятельности, психическая устойчивость: выдержка, самообладание, отсутствие страха перед студентами, эмоционального напряжения и др. -всего 12 критериев), дополненные исследуемой в работе спецификой ДО. По каждому параметру предлагалось оценить свое состояние в баллах: 1-низший, 2 - недостаточный, 3 - достаточный, 4 - высокий, 5 - наивысший.
Опрос практически работающих преподавателей («практиков») показал, что 100% из них готовы с точки зрения профессиональной, что не вызывает удивления; 66,7 % готовы психологически. Наименьший процент готовых к деятельности тьюторов технически - 44,4%. Данные диагностики готовности «теоретиков» отражают следующее: 62% готовы профессионально, 19%
- психологически; 44% - технически (см. рис.1).
10080 ■ 60 ■ 40 ■ 20 ■ 0
100
62 67
44, 43,7
19
1 / 1
□ Практики
□ Теоретики
Профессиональная
Психологическая
Техническая
Рис. 1. Готовность к тьюторской деятельности
Относительно невысокий процент «теоретиков», готовых технически (43,7%) и психологически (19%), еще раз свидетельствует о необходимости специальной подготовки тьюторов.
С учетом полученных в ходе диагностического эксперимента данных была разработана технология подготовки преподавателей для работы в СДО, базирующаяся на следующих учебных модулях: основы информатики, работа в вычислительных сетях,
особенности и основные технологии ДО; деятельность тьютора; организация контроля в системе ДО и построение тестов, разработка учебных материалов для ДО в электронном виде и др. В процессе подготовки тьюторов необходимо принимать во внимание принципы андрагогики (обучения взрослых), поскольку тьюторы - в большинстве своем преподаватели вуза, т.е. взрослые люди с опытом профессиональной деятельности (учет профессионального и жизненного опыта, наличие психологических барьеров и
т.д.).Определение уровня готовности к тью-торской деятельности по основным критериям (организационный, информационный, коммуникативный, развивающий) и анализ результатов констатирующего эксперимента позволили, как было отмечено ранее, выявить основные направления и проблемные зоны, на которые должна быть нацелена подготовка. Проведенная в дальнейшем экспериментальная проверка эффективности разработанной технологии подготовки преподавателей вузов к осуществлению деятельности в СДО и анализ результатов формирующего эксперимента показали, что после последовательного прохождения участниками эксперимента всех этапов технологии подготовки к деятельности в СДО у них наблюдается положительная динамика и значительный прирост уровня сформиро-ванности умений тьюторской деятельности по всем четырем критериям. Это позволяет говорить о возможности тиражирования разработанной технологии с целью подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных преподавателей для СДО.
Таким образом, подготовка преподавателей к использованию современных информационных и телекоммуникационных технологий в педагогическом процессе может способствовать модернизации российской системы образования в части изменения технологий, методов и характера деятельности преподавателей и обучаемых, повышая ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
1. Борисова, Н.В. Каким будет преподаватель в эпоху виртуального образования? (модель преподавателя - тьютора) [Текст] / Н.В. Борисова, В.Б. Кузов // Качество образования: проблемы и пути решения: науч.-метод. семинар: тез. докладов. - Новосибирск, 2000. - С. 107-114.
2. Психологический словарь [Текст] / под. ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М., 1983. -445с.
3. Милорадова, Н.Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности [Текст] / Н.Г. Милорадова // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: тезисы докладов. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 39 - 42.
4. Казанская О.В. Подготовка преподавателей в области технологий дистанционного обучения [Текст] / О.В. Казанская, Н.Ш. Никитина // Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования: Междунар. науч.-практ. семинар: тезисы докладов. - Томск: Изд-во ТГУ, 2001. - 146 с.
5. Белоусов, А.И. Роль выпускающей кафедры в гуманитарном образовании инженера аэрокосмической специальности [Текст] / А.И.Белоусов //Гуманитарное образование в системе подготовки специалиста мирового уровня. - Самара: Изд-во СГАУ, 2007. - С.48-52.
6. Громова, Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения [Текст]: монография / Т.В. Громова. - Самара: Глагол, 2007. - 268 с.
References
1. Borisova, N.V. What will the teacher in the era of virtual education be? . [Text] / N.V. Borisova, V.B. Kuzov/ / Quality of education: problems and solutions: nauchno-method. Seminar: tez. reports. - Novosibirsk, 2000. - P. 107-114.
2. Dictionary of Psihology [Text] / under. Ed. V.V. Davydova [and others]. - M., 1983. -445 pp.
3. Miloradova, N.G. Objective and subjective criteria of psychological readiness for tutor’s activity [Text] / N.G. Miloradova / / Quality of distance education: concepts, problems: Abstracts. - Zhukovsky: IIM LINK, 2001. P.39
- 42.
4. Kazanskaya O.V. Training of teachers in the field of distance learning technologies [Text] / O.V. Kazanskaya, N.Sh. Nikitin // Training for a system of open and distance education: Internat. nauchno-prakt. Workshop: Abstracts. - Tomsk: Izd-vo TGU, 2001. - 146 pp.
5. Belousov, A.I. The role of the producing department in Humanities education aerospace engineer specialty [Text] / A.I. Belousov / / Humanities in the training system of world level. - Samara: Izd-vo SGAU, 2007. - P.48-52.
6. Gromova, T.V. Current aspects of the formation of professional readiness of high school teachers to work in the system of distance learning [Text]: monograph / T.V. Gromova. - Samara: Glagol, 2007. - 268 pp.
TEACHERS' READINESS TO USE DISTANCE TECHNOLOGIES AS A GUARANTEE TERM TO MODERNIZE EDUCATION
© 2009 A. I. Belousov1, T. V. Gromova2
1Samara State Aerospace University 2Samara State University of Economics
In the article the issue of organizing special tutors' training for teaching in the system of distance education is examined. The lack of tutors or their insufficient readiness (professional, psychological and technical) to fulfill tutor's activity seems to be the main obstacle in introducing distance learning in the Russian educational system. Identifying the level of teachers' readiness to fulfill tutor's activity is the first step in the developing stages, topics and problem spheres of their training in modernizing process of the educational system of in Russia.
Modernization of education, information society, distance learning, distance education, tutor, andragogics
Информация об авторах
Белоусов Анатолий Иванович, доктор технических наук, профессор Самарского государственного аэрокосмического университета. E-mail: aib15@rambler.ru. Область
научных интересов - авиационное и ракетное двигателестроение, педагогические науки.
Громова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Самарского государственного экономического университета. E-mail: t.gromova@rambler.ru. Область научных интересов - педагогика, психология, философия.
Belousov Anatoly Ivanovich, doctor of technical sciences, professor of Samara State Aerospace University. E-mail: aib15@rambler.ru. Area of research: aviation and rocket propulsion engineering, teaching science.
Gromova Tatiana Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Foreign Languages, Samara State Economic University. E-mail: t.gromova@rambler.ru. Area of research: pedagogy, psychology, philosophy.