Научная статья на тему 'Инновационная образовательная Программа «Успех»: от идеи к конечному результату'

Инновационная образовательная Программа «Успех»: от идеи к конечному результату Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагайченко Наталья Николаевна, Петухова Тамара Веноровна

В статье раскрывается общая идея и содержание образовательной программы «Успех», которая направлена на достижение метапредметных результатов обучения в начальной школе. Авторы предлагают инновационную программу внеурочной деятельности учащихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Обосновывается практико-деятельностная технология обучения и кратко описывается учебно-методический комплекс предлагаемой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагайченко Наталья Николаевна, Петухова Тамара Веноровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная Программа «Успех»: от идеи к конечному результату»

ФГОС: технологии успеха

Нагайченко Наталья Николаевна

научный руководитель школа № 644 Приморского района Санкт-Петербург [email protected], Петухова Тамара Веноровна директор

ГБОУ школа № 644 Приморского района Санкт-Петербург [email protected]

J ^

ИННОВАЦИОННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УСПЕХ»:

ОТ ИДЕИ К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

Л______________________._____________________г

Аннотация: В статье раскрывается общая идея и содержание образовательной программы «Успех», которая направлена на достижение метапредметных результатов обучения в начальной школе. Авторы предлагают инновационную программу внеурочной деятельности учащихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Обосновывается практико-деятельностная технология обучения и кратко описывается учебно-методический комплекс предлагаемой программы.

Ключевые слова: образовательная программа, внеурочная деятельность учащихся, Федеральные государственные образовательные стандарты, метапредметные результаты, учебно-методический комплекс.

Какие люди сейчас востребованы в нашем обществе? Ответ на этот вопрос становится главным ориентиром для педагогов школы, воспитывающих современных детей. Да, сегодня ценятся люди, способные достичь успеха в учебе, труде, любви, способные принимать на себя ответственность за свою судьбу, судьбу страны и мира. Простые и понятные каждому из нас требования предполагают трудоёмкие и продуманные действия по созданию образовательной среды школы, которая позволит уже в начальных классах заложить истины о ценности человеческой личности, ее свободе, правах и обязанностях, сформировать навыки ответственного выбора, самостоятельности, адекватной и рефлексивной самооценки.

Социальные процессы в обществе и развитие информационно-коммуникационных технологий потребовали существенных изменений образовательной политики нашей страны. Во главе процесса обучения должен стоять результат, а под него формироваться условия и структуры образовательной программы. Предложенная концепция, положенная в основу новых Федеральных Государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет преодолеть ряд существующих проблем и стать ориентиром для создания современного образования в России [1,2, 3].

Главной задачей введения ФГОС начального общего образования является повышение качества образования. А основными целями начальной школы становятся новые метапредметные результаты: уме-

ние ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и уметь оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять своё здоровье [2, 3].

На достижение метапредметных результатов должны быть направлены новые надпредметные образовательные программы, о которых заявлено также в Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020», определяющей модер-

Фото 1. Занятие «Звездный класс или давайте знакомиться!», Программа «Мои открытия обо мне»

44

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

ФГОС: технологии успеха

низацию образовательного процесса в школах нашего города. Надпредметные программы позволят изменить характер взаимоотношений учителя и ученика. Содержание таких программ должно быть рассчитано на освоение новых способов решения проблем и на повышение ценности самого образовательного процесса для каждого ученика. Существенным результатом такого обучения станет осознание детьми смысла образования.

Однако с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе руководители и педагоги столкнулись с некоторыми проблемами и противоречиями:

> с одной стороны, сегодня перед школой поставлена задача комплексного изменения на начальной ступени образования, а с другой стороны, в школе еще недостаточно программ поддержки учащихся и учителей для перехода к учебной деятельности, основанной на деятельностном подходе, имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

> ФГОС предполагает введение в учебный план часов внеурочной деятельности, как органичное продолжение учебных занятий. Их особенность в том, что они должны иметь практическую направленность и конечный продукт своей деятельности. Эти программы должны составляться на основе рекомендованных стандартом направлений. Введение часов внеурочной деятельности внесет существенные изменения в учебный план образовательного учреждения. Часы, отводимые на внеурочные занятия, должны использоваться по желанию учащихся на различные формы их организации, отличные от урочной системы обучения. Внеучебная деятельность по направлениям должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Но сегодня в учебном плане школы отсутствует достаточное количество часов для организации внеучебной работы с учащимися.

Эти проблемы стали основой для размышления и поиска новой модели организации внеурочной деятельности учащихся школы № 644 Приморского района Санкт-Петербурга. Большой опыт обучения по проектной технологии в средней и старшей школе подсказал инновационный путь к построению модели внеурочной деятельности учащихся начальной школы, а идеологической основой стали направления, созвучные с идеологией ФГОС, а именно: духовно-нравственное воспитание личности; гражданская идентичность; системно-деятельностный подход.

Следующим шагом работы творческой группы педагогов нашей школы стала разработка инновационной образовательной программы, которую мы гордо назвали «Успех». Программа сегодня имеет цельную структуру, определенный методологический инструмент и позволяет решать вышеназванные проблемы в условиях современной массовой школы. И, что важно, принципиальной новизной в реализации данной программы становится не только практико-деятельностная технология организации работы учащихся, но и содержание учебно-методического комплекса, который был разработан для 1-го и 2-го классов.

Образовательная программа «Успех» имеет ряд преимуществ и уникальных особенностей в сравнении с другими программами внеурочной деятельности младших школьников:

> основана на комплексно-системном подходе и включает в деятельность не только учащихся и учителей начальных классов, но и родителей, а также службу психолого-педагогического сопровождения;

> направлена на работу с учениками 1-4 классов (6,5- 11 лет), однако, спиральная последовательность освоения материала и отбор содержания, включающего в себя познавательные, проблемные, социально-значимые и личностно-ориентированные задания, позволяют учащимся на каждом этапе обучения по-новому посмотреть на важные для них и актуальные для их возраста проблемы;

> создает условия для формирования и развития у младших школьников личностные качества и метапредметных умений. Основным результатом обучения по каждой теме программы становится продукт проектной деятельности обучающихся. В итоге, учащиеся овладевают не только различными способами сотрудничества и коммуникации, но развивают умения адекватно и рефлексивно оценивать себя, свои силы, а также выстраивать собственные индивидуальные траектории личностного развития.

Занятия в нашей школе по образовательной программе «Успех» проводятся один/два раза в неделю за счет часов консультаций, часов работы группы продленного дня, а также во время классных часов. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога, а также педагога-психолога и родителей. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть 12-15 человек (до 25 человек).

Содержание образовательной программы «Успех» объединено в тематические блоки, каждый из которых реализует отдельную задачу и состоит из нескольких занятий. Распределение часов по тематическим блокам представлено в табл.1.

Фото 2. Занятие «Я понимаю тебя!», Программа «Я учусь быть самим собой»

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

45

ФГОС: технологии успеха

Таблица 1

Распределение часов по тематическим блокам

Год обуче- ния Количество часов (академических) Тематические блоки (темы занятий)

в неде- лю в год

1 класс i 24 Программа «Мои открытия обо мне»: Один и единственный. Мои таланты и мечты. Моя семья. Мои друзья. Мои любимые животные. Мои любимые игрушки. Что я люблю и не люблю. 8. Мои мечты. 9. Как прекрасно быть собой

2 класс 1-2 38 Программа «Я учусь быть самим собой»: Мои чувства. Я смотрю в будущее. Мое мнение. Что и кто на меня влияет: пирамида хороших дел. Мой собственный выбор.

3 класс 1-2 38 Программа «Построй самого себя», часть первая: 1. Поиск бриллиантов. Моя самооценка. 2. Игровая книга. Мои постоянные цели. 3. Ищем золотые кольца. Я учусь принимать решения. 4. Лабиринты. Я ищу оптимальные пути.

4 класс 1-2 38 Программа «Построй самого себя», часть вторая: 1. Необитаемый остров. Дружба. 2. Тихое плавание. Общение. 3. Головные боли, напряжения, стрессы. Я умею с этим бороться. 4. Собираем все вместе. Итоговый проект «Пьеса, которая всех объединяет».

Фото 3. Проект «Счастливый День рождения!», Программа «Мои открытия обо мне»

Все тематические блоки нацелены на формирование у учащихся деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у младшего школьника не только творческих способностей (умению выполнять творческий проект), но и формируют социальные компетентности, а также позитивно изменяют самооценку ученика. Итогом занятий по каждому тематическому блоку становится продукт проектной деятельности учащихся.

Учебно-методический комплекс программы «Успех» включает в себя:

> Книги для учителя, содержание которых помогает педагогу не только эффективно и интересно выстраивать занятия, но и реализовать свои творческие идеи;

> Рабочие тетради ученика, структура и оформление которых предполагает проявление креативности и фантазии каждого ребенка, а различные социальноориентированные задания требуют от них высказывать личную точку зрения и осуществлять нравственно-моральный выбор;

> «Блокнот современного родителя», в котором мамы и папы получают возможность знакомиться с личностными достижениями своих детей, а также использовать необходимые рекомендации для успешного воспитания сына или дочери;

> Методические материалы для педагога-психоло-га, с целью оказания необходимой помощи и ведения индивидуальной траектории развития учащихся.

Уже заканчивается второй год нашего эксперимента. И мы с уверенность можем сказать, что результаты, на которые наш коллектив был нацелен, достигнуты. И это подтверждается не только педагогическим анализом и мониторингом, но и радостью открытий, которую испытывают наши ученики. Ребята, работая в группах над проектами «Коктейль для друзей» или «Мой автограф», «Счастливый день рождения» или «Театр для друзей», «Захватывающие очки» или «Книжный фестиваль», «Пирамида добрых дел» или «Цепочка классного путешествия» и многими другими учились взаимодействовать, общаться, высказывать свою точку зрения, дискутировать, быть лидером и прислушиваться к мнению одноклассников, ценить свое время и планировать личные успехи.

О методике образовательного процесса по программе «Успех», о подробном содержании учебно-методического комплекса и о созданных цифровых ресурсах, а также о критериях и показателях эффективности работы мы готовы поделиться с вами, уважаемые коллеги, в следующих наших публикациях.

Литература

1. Белорукова Е. М. Краткие методические рекомендации по итогам эксперимента «Апробация механизма введения ФГОС в практику начальной школы».//Муниципаль-ное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

2. Лобок А. М., Никонова Л. М., Ярославцева Е. А. Построение проектно-диалогического пространства гимназического урока как основа формирования целостной детско-взрослой образовательной коллективно-сти.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 1.

3. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности.//Эксперимент и инновации в школе. -2010. -№ 3.

46

Эксперимент и инновации в школе 2012/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.