Научная статья на тему 'Совершенствование структуры и содержания курса Теория и методика обучения и воспитания информатике в соответствии с требованиями ФГОС'

Совершенствование структуры и содержания курса Теория и методика обучения и воспитания информатике в соответствии с требованиями ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМА-ТИКЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / METHODS OF TEACHING INFORMATICS / METHODICAL PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симанева Т. А.

В статье определены основные направления совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики в условиях современной информационно-образовательной среды с учетом требований ФГОС ОО. Представлен пример программы курса «Теория и методика обучения и воспитания информатике» для бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Информатика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симанева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE COURSE THEORY AND METHODS OF TEACHING AND EDUCATION OF INFORMATICS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FSES

In the article there are basic directions of improvement of methodical preparation of future teachers of Informatics in modern informational-educational conditions taking into account the requirements of the FSES. The article has an example of the course program «Theory and methods of teaching and education of informatics” for Bachelors in preparation “Teacher education» profile” Informatics “.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры и содержания курса Теория и методика обучения и воспитания информатике в соответствии с требованиями ФГОС»

УДК 37.013.3

UDC 37.013.3

Т.А. СИМАНЕВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

T.A. SMANEVA

Сandidate of Pedagogis, Associate Professor, Department of Informatics, Orel State University named after

I.S.Turgenev E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

IMPROVEMENT OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE COURSE THEORY AND METHODS OF TEACHING AND EDUCATION OF INFORMATICS IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE FSES

В статье определены основные направления совершенствования методической подготовки будущих учите-лей информатики в условиях современной информационно-образовательной среды с учетом требований ФГОС ОО. Представлен пример программы курса «Теория и методика обучения и воспитания информатике» для бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Информатика».

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, методика обучения информа-тике, методическая подготовка будущих учителей информатики.

In the article there are basic directions of improvement of methodical preparation offuture teachers of Informatics in modern informational-educational conditions taking into account the requirements of the FSES. The article has an example of the course program «Theory and methods of teaching and education of informatics" for Bachelors in preparation "Teacher education» profile" Informatics ".

Keywords: Federal State educational standard, methods of teaching informatics, methodical preparation of future teachers of informatics».

Необходимость пересмотра содержания и организации методической подготовки будущих учителей информатики обусловлена введением ФГОС обще-го образования, ФГОС высшего образования, профессионального стандарта «Педагог», Государственной программы развития российского образования на 20132020 гг. Реализация новых приоритетов в системе образования, направленных на повышение его качества, предъявляет новые требования к педагогическим работникам, меняя функции и содержание их деятельности.

Анализ практики профессиональной деятельно-сти учителей показывает, что даже высокий уровень предметно-методической подготовки педагогических кадров не обеспечивает ожидаемого обществом качества подготовки учащихся в школе. В настоящее время для обеспечения качественно нового уровня образования особую роль приобретает деятельность учителя в условиях современной информационно-образовательной среды, его готовность к инновационной деятельности, креативному решению возникающих проблем, творческому подходу к реализации своих профессиональных функций. Для достижения новых образовательных результатов определенных ФГОС ОО и ФГОС ВО учителя необходимо готовить к работе в новой информационной образовательной среде [3]. Суть такой подготовки заключается в том, чтобы на основе анализа влияния этой среды на изменение целей и содержания профессио-

нальной деятельности педагога научить будущего учителя информатики:

находить и эффективно использовать нужную для образовательных целей информацию;

создавать и адаптировать образовательные информационные ресурсы, используя технологии обработки числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации;

проектировать и организовывать учебный процесс, обеспечивающий образовательные результаты нового качества (определять цели образования в виде требований к образовательным результатам: личностным, метапредметным, предметным, отбирать содержание обучения, подбирать методы, организационные формы обучения и средства обучения на основе ИКТ);

определять виды учебной деятельности обучающихся;

организовывать проектную и исследователь-скую деятельность школьников в области информатики;

организовывать индивидуальные образовательные маршруты учащих на основе использования средств информационных технологий;

организовывать сетевое взаимодействие участ-иков образовательного процесса;

V организовывать внеклассную и внешколь-ную деятельность учеников в новой информационно-образовательной среде;

Т.А. Симанева T.A. Simaneva

осуществлять экспертную деятельность, определяя возможность и необходимость использования средств ИКТ для конкретной педагогической задачи;

осуществлять оценочно-рефлексивную деятельность по контролю достижений планируемых образова-тельных результатов по информатике.

Особую роль в профессиональной деятельности современного учителя играют умения проектирования образовательного процесса в новой образовательной среде на основе средств ИКТ. Следует подчеркнуть, что с введением ФГОС общего образования перед шко-лой встают задачи, связанные с анализом целей обра-зования, отбором содержания обучения, выстраиванием основных содержательных линий изучения предмета, выбором учебно-методического обеспечения, образова-тельных технологий по реализуемым ими образователь-ным программам [2].

Являясь обязательной основой для формирова-ния образовательных программ учебного учреждения, ФГОС общего образования не определяют содержание образования, а устанавливают требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования, требования к структуре ООП и требования к условиям реализации ООП. Таким образом, вся нормативная документация, в частности учебный план и образовательная программа, разрабаты-вается школой, а на учителей возлагается обязанность по созданию всех компонентов ООП согласно требо-ваниям ФГОС. Все это еще раз доказывает значимость формирования у будущих педагогов умения самостоя-тельно проектировать, разрабатывать и реализовывать рабочие программы по учебным предметам в образова-тельном учреждении.

Как показывает реальная практика, в настоящее время учителя информатики испытывают определенные трудности при составлении тематического планирова-ния, так как сейчас оно выстраивается по принципиаль-но другой схеме, чем до введения ФГОС.

Ранее проектирование образовательного процес-са осуществлялось от определенного содержания обучения к получаемым результатам обучения (знаниям, умениям и навыкам). Теперь в основе тематического планирования лежит схема: от планируемых результатов образования к содержанию обучения.

Перед учителем информатики стоят следующие задачи:

• проанализировать требования к результатам освоения ООП, заданные ФГОС ОО;

определить основные дидактические едини-цы содержания обучения под каждый вид учебной деятельности;

выстроить последовательность представления учебной информации с учетом основополагающих идей построения школьного курса информатики, объединить дидактические единицы содержания обучения в кон-кретные темы и разделы.

Другим важным фактором, влияющим на необходимость совершенствования содержания курса «Теория и методика обучения информатике», являются изменения концепции и соответственно в содержании обучения информатике на всех ступенях школьного образования.

Более подробно рассмотрим эти изменения на примере изучения информатики в старших классах. Так, например, в соответствии с Законом «Об образовании Российской Федерации» [4], основная образовательная программа среднего (полного) общего образования содержит обязательную часть (60 %) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (40%), в виде учебных курсов по выбору обучающихся соответствии со спецификой (профилем) и возможностями образовательного учреждения. Содержание обязательной части основной образовательной программы определяется и утверждается на федеральном уровне. Вариативная часть ООП, структура и содержание внеурочной деятельности формируются региональными и муниципальными органами управления образованием, школами, самими учащимися и их родителями.

Новым стандартом в старших классах средней школы предусматривается реализация обучения по пяти профилям: естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и универсальному. Напомним, что профильное обучение - средство дифференциации обучения, когда за счет целенаправленных изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса создаются условия для эффективной реализации индивидуали-зации обучения, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, открываются но-вые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными устремлениями и намерениями в отношении дальнейшего образования и выбора жизненного пути.

Заметим, что дифференциация обучения может осуществляться в двух основных формах: уровневой и профильной. Уровневую дифференциацию можно определить как организацию обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание

выделить из ФГОС ОО требования к личност- обуч ;ния на различных уровнях. Примером уровневой ным, метапредметным и предметным образователь- дифференциации может служить углубленное изучение ным результатам, формируемым в процессе изучения отдельных предметов. Профильная дифференциация за-нформатики; ключается в направленной специализации содержания

уточнить планируемые образовательные резуль- образования с учетом интересов, склонностей, способ-таты с учетом методических позиций учителя в конкрет- ностей школьников, их последующих профессиональных условиях организации образовательного процесса; ных намерений. В настоящее время в силу объективных

описать виды учебной деятельности, соответ- причин стандартом предусмотрена уровневая диффе-ствующие каждому планируемому результату; ренциация. При этом профильность обучения достига-

ется на счет возможности изучения различных курсов а базовом или углубленном уровнях.

Анализ ФГОС среднего (полного) общего образования показывает, что информатика не включена в перечень обязательных учебных предметов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, в новом учебном плане школы существенно увеличивается объем изучения информатики в основной школе. Это позво-лит учащимся уже на этой ступени школы в значитель-ной мере получить необходимый объем содержания образования по этому предмету, обеспечивающий им формирование функциональной грамотности, социализацию и решение других задач общего образования. Во-вторых, специфика информатики как науки сферы деятельности человека заключается в том, что она обеспечивает своими методами, средствами, технологиями другие области знания, познавательной и практической деятельности человека. Поэтому нет смысла изучать на старшей ступени школы базовый (инвариантный для всех профилей) курс информатики. Более целесообраз-но профильное изучение, ориентированное на запросы конкретного профиля. Вместе с тем ФГОС не отвергает возможность изучения информатики на базовом, минимальном уровне и ее вхождение в содержание того или иного профиля. Таким образом, новый образовательный стандарт предполагает изучение информатики в стар-ших классах на двух уровнях: базовом и углубленном.

Базовый уровень предназначен в первую оче-редь для школ и классов гуманитарной, социально-экономической специализации или для классов универсального профиля. Для учащихся этих профилей важно научиться создавать информационные модели изучаемых в гуманитарных науках объектов и процес-сов, уметь разрабатывать и обсчитывать экономические модели, обрабатывать данные социологических иссле-дований. В естественнонаучном или технологическом профилях ставится задача самостоятельной разработ-ки программных средств для обработки информации. Соответственно содержание стандарта углубленного уровня - основы программирования, численные мето-ды и другие.

Изучение предметов (курсов) по выбору обучающихся на старшей ступени образования нацелено на развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, навыков самообразования, а также на углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида учебной еятельности.

Кроме того, новый стандарт предусматривает изучение курсов по выбору (элективных курсов) в рамках внеурочной деятельности, такая деятельность становится обязательным компонентом основной образовательной программы старшей ступени образования. Все эти изменения в концепции и содержании курса информатики также должны быть отражены в программе курса по методике обучения информатике для будущих учителей.

Новые требования к образовательным результатам, в частности, необходимость формирования и развития коммуникативных компетенций, требуют от учителя информатики в условиях информационно -образовательной среды обеспечения коммуникаций учитель - ученик, ученик - ученик (в том числе и со верстниками из других школ, городов, стран), учитель учитель (коллеги из других школ, городов), учитель - родители и другие. Особое место в деятельности учителя занимает умение использовать сервисы Веб 2.0. С их помощью можно решить многие профессиональные адачи:

доступ к бесплатным цифровым образователь-ным ресурсам;

создание собственных электронных методиче-ских разработок с публикацией в сети;

организация проектной деятельности учащихся;

привлечение учеников к участию в научно-исследовательской деятельности.

Учитывая важность данного вида деятельности учителя, необходимо предусмотреть практические и лабораторные занятия для бакалавров, будущих учителей информатики по использованию данного сервиса в образовательном процессе при проектировании уроков.

К числу новых видов профессиональной деятельности учителя в условиях информационно-образовательной среды относится экспертная деятельность. В связи с увеличением количества учебников и учебных программ по информатике учитель должен уметь ориентироваться в образовательных стандартах, анализировать учебники с точки зрения их соответствия стандартам и содержанию учебной дисциплины, научности, доступности и логичности изложения материала. Широкое использование средств ИКТ в обучении требует от учителя экспертной оценки целесообразности их применения для решения конкретных педагогических задач в соответствии с их типологией по методическому назначению.

В соответствии с вышесказанным в программе «Теория и методика обучения и воспитания информатике» должны быть отражены основные способы и методы экспертно-аналитической деятельности учителя и предусмотрены практические занятия с использованием активных методов обучения (кейс-технологий, круглых столов, дискуссий) для развития познавательной деятельности студентов.

Современный учитель должен осуществлять контрольно-оценочную деятельность: анализировать достигнутые результаты обучения (личностные, мета-предметные и предметные), выполнять рефлексию соб-ственной деятельности, необходимую корректировку методики обучения. Введение новых образовательных стандартов вызывает необходимость выделения наряду с учетно-контрольной, контрольно-корректирующей, обу-чающей, воспитательной еще одной функции проверки и оценки результатов обучения - аттестационной. Эта функ-ция связана с характеристикой уровня обученности школь-ника и является важнейшим компонентом аттестации работы учителя и образовательного учреждения. Кроме

того, в соответствии с требованиями ФГОС, для повышения эффективности и достоверности оценки учебных достижений вводится критериально-ориентированный подход. Кроме того, учитель должен сам уметь разрабатывать контрольно-измерительные материалы с использованием программных педагогических средств на основе ИКТ. Все эти изменения также должны быть отражены в содержании методической подготовки буду-их учителей информатики.

связи с этим перед кафедрой информатики ОГУ имени И. С. Тургенева встала задача совершенствования структуры и содержания дисциплины «Теория и методика обучения и воспитания информатике». Данный курс относится к инвариантной части профессиональ-ного цикла ООП бакалавриата по направлению подго-товки 44.06.01 «Педагогическое образование», профиль «Информатика».

Для достижения основной цели освоения дисциплины - формирования системы понятий, знаний и умений в области теории и методики обучения и воспитания информатике в школе в условиях реализации ФГОС ОО - определены следующие задачи курса:

V ознакомить студентов с современной концепцией обучения информатике в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

V сформировать у студентов умения анализировать и выделять из ФГОС ОО требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, формиру-емым в процессе обучения информатике в начальной, основной и старшей школе;

V сформировать умения проектировать программы курсов информатики для начальной, основной и старшей школы по схеме «от планируемых образовательных результатов к содержанию образования»;

V сформировать умения проектировать урок с использованием современных организационных форм обучения (сетевое взаимодействие, телекоммуникационный проект, кейс-технология, смешанное и «перевер-нутое обучение» и др.);

V научить студентов использовать средства информационных технологий при реализации курсов информатики для начальной, основной и старшей школы в соответствии с требованиями ФГОС;

V научить студентов способам оценивания результатов обучения школьников информатике различными средствами.

соответствии с ФГОС ВО педагогическая деятельность бакалавров педобразования, являясь одним из видов профессиональной подготовки студентов, определяет следующие требования к компетенциям в результате изучения дисциплины «Теория и методика

информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК - 8);

способность работать с информацией в глобальных сетях (ОК-9);

готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК - 13);

осознание значимости своей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК - 1);

способность нести ответственность за результа-ты своей профессиональной деятельности (ОПК - 4);

способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов образовательных учреждений (ПК - 1);

готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебного процесса (ПК - 2);

способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять методическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК - 3);

способность использовать возможности информационной образовательной среды для обеспечения ка-чества учебно-воспитательного процесса (ПК - 4).

содержании курса «Теория и методика обучения и воспитания информатике» выделены три модуля.

Модуль 1. Курс информатики и его место в струк-туре современного высшего образования.

Тема 1.1. Предмет методики обучения информатике, ее цель, объект и задачи. Предмет «Методика обучения информатике» как педагогическая наука. Законы, закономерности и принципы обучения. Цели, объект и задачи методики обучения информатике. Связь предме-та с другими науками.

Тема 1.2 Документы, регламентирующие изучение информатики в российской школе, их статус и содержание. Направление модернизации образования, цели современного общего образования. Назначение, структура и содержание ФГОС общего образования. Сущность новых образовательных результатов изучения информатики в общеобразовательной школе. Анализ требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам изучения информатики в школе, заданных ФГОС НОО, ООО, СОО, их конкретизация.

Тема 1.3. Возможности школьного курса информатики в реализации Программы формирования и развития УУД в начальной, основной и старшей школе. Понятие универсальных учебных действий (УУД), их виды. Назначение и требования к структуре Программы формирования и развития УУД в НОО, ООО, СОО.

обучения и воспитания информатике»:

владеть культурой мышления, способностью к Типовые учебные задачи из курса информатики началь-обобщению, анализу, восприятию информации, поста- ной, основной, старшей школы на развитие УУД. новке целей и выбору путей ее достижения (ОК - 1); Модуль 2. Проектирование образовательно-

готовность использовать основные методы, го процесса по информатике в условиях введения способы и средства получения, хранения, переработки ФГОС ОО.

Тема 2.1. Методическая система обучения информатике в условиях введения ФГОС. Информатика как наука, объект и предмет изучения информатики, место информатики в системе наук. Задачи обучения информатике в школе на современном этапе. Компоненты профессиональной деятельности учителя информати-ки (гностический, конструктивный, проектировочный, коммуникативный, организационный, экспертный). Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Педагогические функции школьного курса информатики (формирование научного мировоззрения, развитие мышления и способностей учащихся, социализация школьников, подготовка их к жизни и труду в информационном обществе, к продолжению образования). Понятие методической системы обучения информатике, ее структура, характеристика основных ее компонентов: цели обучения информатике в начальной, основной и старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО, содержание обучения информатике в общеобразовательной школе, основные содержательные линии школьного курса информатики, методы обучения, организационные формы обучения информатике, средства обучения.

Тема 2.2. Проектирование образовательного процесса по информатике в общеобразовательной школе. Анализ различных концепций построения школьного курса информатики в условиях современного обще-го образования. Требования ФГОС НОО, ООО, СОО к структуре программ отдельных учебных предметов. Основные разделы программы: пояснительная запи-ска, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета «Информатика» в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результа-ты освоения информатики, особенности изучения пред-мета, содержание учебного предмета «Информатика», тематическое планирование с определением основных

идов учебной деятельности, материально-техническое учебно-методическое обеспечение образовательно-го процесса. Знакомство с различными вариантами примерных программ по информатике для начальной, основной и старшей школы их анализ. Детализация планируемых образовательных результатов изучения информатики согласно требованиям ФГОС ОО.

Тема 2.3. Тематическое планирование курса информатики в начальной, основной, старшей школе. Разработка примерного тематического планирования курса информатики для начальной, основной и старшей школы (на базовом и углубленном уровне). Разработка примерного тематического планирования курса инфор-матики в основной и старшей школе в рамках урочной и внеурочной учебной деятельности.

Тема 2.4. Методика изучения основных разделов курса информатики. Информационные процессы. Методика изучения раздела «Информация и информационные процессы»: подходы к измерению информации, процессы хранения, обработки и передачи информации, Методика изучения раздела «Информация информационные процессы»: обязательный минимум

содержания по линии информации и информационных процессов. Роль и место понятия языка в информатике, формальные языки в курсе информатики, языки представления чисел: системы счисления, обязательный минимум содержания по линии представления информации, представление данных в компьютере.

Компьютер как универсальное устройство обработ-ки информации. Архитектура компьютера. Методика изучения раздела «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»: представление об устройстве персонального компьютера и принципах работы его основных блоков, представление об основных омпонентах программного обеспечения компьютера.

Алгоритмизация и программирование. Методика изучения раздела «Алгоритмизация и программирование»: методика введения понятия алгоритма, методика обучения алгоритмизации на учебных исполнителях, работающих «в обстановке» (исполнители Робот, Черепашка), методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами, элементы программирования в базовом курсе информатики, обязательный минимум содержания по линии алгоритмизации и рограммирования.

Формализация и моделирование. Методика изучения раздела «Формализация и моделирование»: моделирование и базы данных, информационное моделирование и электронные таблицы, моделирование знаний в курсе информатики, обязательный минимум содержания по линии формализации и моделирования, создание моделей и работа с ними, решение задач с использованием различных моделирующих программных средств.

Информационные технологии. Методика изучения раздела « Информационные технологии»: этапы решения задач на компьютере, технология работы с текстовой информацией, технология работы с графической информацией, сетевые информационные технологии, базы данных и информационные системы, электронные аблицы.

Модуль 3. Реализация образовательного процесса по информатике в начальной, основной и старшей школе в современных условиях развития общего образования.

Тема 3.1. Урок как основная форма организа-ции обучения информатике в школе: проектирование, функции и особенности. Типы уроков информатики. Структурные элементы урока. Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД. Требования к технике проведения современного урока. Комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС. Структурные схемы различных типов урока. Постановка общих и конкретных целей и задач на уроке. Проектирование элементов урока с использованием элементов системно-деятельностного подхода в обучении информатике. Реализация межпредметных связей информатики с другими учебными дисциплинами. Основные принципы построения системы задач в курсе информатики. Проектирование уроков информатики с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Тема 3.2. Методика использования различных методов и организационных форм обучения на уроках информатики в школе. Реализация методов и организационных форм обучения на уроках информатики. Выбор методов и форм обучения. Активные и интерактивные методы и приемы в преподавании информатики. Использование метода учебных проектов.

рганизация проектно-исследовательской деятельности по информатике. Методические рекомендации по оформлению сценариев проектной деятельности учащихся. Требования к оформлению творческих проектов обучающихся. Организация сетевого взаимодействия. Методика организации профильного и модульного обучения. Технологии обучения. Реализация личностно-ориентированных технологий обучения. Планирование вариантов выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и их реализация. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности на уроках информатики. Деятельность учителя и уча-щихся при использовании различных методов и форм обучения. Методика использования различных органи-зационных форм на старшей ступени школы (лекции, телекоммуникационные роекты, сетевое взаимодей-ствие и другие).

Тема 3.3. Методика организации самостоятельной и внеклассной работы учащихся.

Уровни самостоятельной деятельности и соответствующие типы самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ. Домашняя работа по информатике,

ценка ее объема и времени выполнения. Реферативная проектная деятельность учащихся. Организация внеурочной деятельности школьника по информатике. Особенности организации факультативных занятий и кружков. Основные виды использования персонального компьютера во внеурочной деятельности. Сущность задачи внеклассной работы. Содержание внеклассной работы и ее особенности. Основные этапы внекласс-ного мероприятия. Виды внеклассных мероприятий. Использование инновационных организационных форм для самостоятельной работы учащихся. Методика организации научно-исследовательской работы учащихся, организация конференций.

Тема 3.4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по курсу информатики. Методика и критерии отбора современного школьно-го учебника по информатике для начальной, основ-ной и старшей школы. Характеристика учебников для начальной, основной и старшей школы, вхо-дящих в Федеральный перечень школьных учебни-ков. Современные УМК по информатике. Система критериев, применяемых при формировании УМК. Характеристика современных ученых методических комплексов по информатике: состав, содержание, цифровое сопровождение. Рекомендуемые курсы по выбору (элективные курсы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отбор и применение средств информационных технологий в обучении информатике. Современное программное и аппаратное обеспечение образовательного

процесса в соответствии с ФГОС нового поколения. Требования ФГОС к техническому обеспечению образовательного процесса. Классификация электронных образовательных ресурсов по методическому назначению. Типология ЭОР в соответствии с новыми видами учебной деятельности. Оценка качества программных средств учебного назначения. Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технических средств учебного назначения. Использование телекоммуникационных технологий, средств мультимедиа в обучении. Методические аспекты использования телекоммуникационных технологий в школе.

Основные требования к школьному кабинету информатики. Оборудование кабинета информатики, его функционирование, обслуживание кабинета информатики. Позитивные последствия взаимодействия с компьютером. Негативное влияние компьютера и способы его снижения. Санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере. Требования техники безопасности. Требования к кабинету информатики (технические, эргономические, санитарно-гигиенические и другие). рганизация работы в компьютерном классе.

Тема 3.5. Оценочно-рефлексивная деятельность учителя информатики. Новый подход к организации контроля достижения планируемых образовательных результатов по информатике. Методика проверки и оценки учебных достижений школьников при изучении информатики. Требования к измерителям итоговой аттестации школьников по уровню усвоения требований ФГОС ООО, ФГОС СОО. Разработка контрольно-измерительных материалов по информатике на проверку достижений новых образовательных резуль-атов согласно требованиям ФГОС НОО, ФГОС ООО, ГОС СОО.

В процессе чтения лекций используется проблемное изложение, занятия проводятся с активным использованием мультимедийных технологий (компьютерных презентаций, ресурсов Интернета и др.). На практических занятиях наряду с традиционными методами обучения могут использоваться интерактивные методы обучения (круглые столы, творческие мастерские и другие). На этих занятиях предлагается система педагогических задач, например:

уточнение планируемых образовательных результатов при изучении информатики в общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ОО;

систематизация типовых задач из курса информатики начальной, основной и старшей школы и развитие УУД;

выделение учебных ситуаций, ориентированных на получение новых образовательных результатов;

выстраивание логической цепочки «цели изуче-ния школьного курса информатики - планируемые образовательные результаты - виды учебной деятельности - учебные ситуации - учебные задачи, инициирующие данные учебные ситуации, - адекватные им средства информационных технологий);

• разработка контрольно-измерительных материалов по школьному курсу информатики на проверку достижения новых образовательных результатов югласно требованиям ФГОС ОО.

данном курсе предполагается достаточно большая серьезная самостоятельная работа по поиску необходимой информации из различных источников информации, ее анализу и представлению в виде доклада - презентации на «круглых столах» или «творческих мастерских».

Итоговой работой студентов по окончании изучения данной дисциплины является самостоятельно разрабо-танная программа по информатике для любой ступени школьного образования (начальной основной, профиль-ный базовый или углубленный уровень), элективным курсам по информатики (курсы по выбору) в соответ-ствии с профилями определенными ФГОС СОО. Она должна содержать:

1. пояснительную записку, в которой конкретизируются основные цели учебного предмета «Информатика» (начальный, основной, профильный базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;

2. общую характеристику учебного предмета «Информатика» (начальный, основной, профильный ба-зовый или углубленный уровень) или элективного кур-са по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;

3. описание места учебного предмета «Информатика» (начальный основной, профильный ба-зовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности в предполагаемом учебном плане и объема

учебных часов, отводимых на его изучение;

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» (начальный, основной, профильный базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности, заданные требованиями ФГОС ОО;

содержание учебного предмета «Информатика» (начальный, основной, профильный базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика» (начальный, основной, профильный базовый или углубленный уровень) или элективного курса по информатике в рамках урочной или внеурочной деятельности.

Кроме того, студентами должен быть спроектирован и разработан цикл уроков по выбранной теме с использованием цифровых образовательных ресурсов, разработаны контрольно-измерительные материалы и методики проверки и оценки учебных достижений по данной теме.

Таким образом, данный курс позволит усовершенствовать профессионально-методическую подготовку бакалавров педобразования, сформировать соответству-ющие знания, умения и компетенции в области ме-тодики преподавания информатики на всех ступенях школьного образования.

Библиографический список

От Федеральных государственных образовательных стандартов к программам вузов // Высшее образование в России. 2010. № 8/9.

Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId= 6408

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр/магистр). http://wwwedu.ru/bd-mon/Data/d_09/prm788-1 .pdf

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId= 10681

References

From Federal State educational standards to programs of universities//higher education in Russia. 2010. № 8/9. Federal Government standard of the secondary (full) general education http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId = 6408 Federal State educational standard of higher vocational education in the preparation of the Pedagogical education» (qualification (degree) of the Bachelor/master). http://www.edu.ru/bd-mon/Data/d_09/prm788-1.pdf

Federal law of December 29, 2012 # 273-FL "On education in the Russian Federation". http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId 10681

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.