ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
И. п. - сидя, руки вверх. На счет 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно отпустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с мышц туловища
И. п. -стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1 -резко повернуть таз направо; 2 - резко повернуть таз налево. Во время повторов плачевой пояс оставить неподвижным. Повторять 6-8 раз. Темп средний.
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1,2,3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4,5,6 -то же в другую сторону; 7,8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
И. п. - стойка ноги врозь. На счет 1,2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, -вдоль тела вверх; 3,4 - и.п; 5,8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с глаз
Филин. Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть в даль и не моргать в течение 5-6 с.
Веселые рожицы. Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика -губки вытянуты вперед - влево - направо - вверх - вниз).
Далеко-близко. Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с. - предмет расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.
Именно через системное использование серии
физкультминуток в процессе обучения в начальной школе мы способствуем формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости учащихся. Непринужденная весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором. Регулярные физические нагрузки улучшают память, помогают в концентрации внимания, улучшают точность оценки выполненной физической и умственной работы. Это в свою очередь повышает успеваемость школьников на 10-15%, отвлекает от вредных привычек, что отмечается многими учителями школы.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с. 32-43.
2. Ревенко Е. М., Никитина Н. В., Сальников В. А. Соотношение двигательных и умственных способностей у школьников 5-6-х классов//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011, № 3 (82), с. 59-67.
3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012. с. 56-64.
4. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирова-ния//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 5.
Дубинина Татьяна Николаевна
Директор гимназии Хмелевская Наталья Викторовна
замдиректора по научно-методической работе Соколова Светлана Юрьевна замдиректора по воспитательной работе Жаворонкова Ольга Владимировна
педагог-организатор, учитель русского языка и риторики Деревянко Елена Анатольевна
педагог-организатор, учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназия № 177 E-mail [email protected], [email protected]
J Ч
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФЕСТИВАЛЬНОГО
УЧЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-
^ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ^
Аннотация. В статье представлен опыт работы МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга, участника научнообразовательной сети ОУ Уральского региона федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по разработке технологии организации интеллектуально-творческой деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала учащихся, также предполагает расширение сферы реализации интеллектуальных и творческих запросов учащихся независимо от уровня и направленности способностей.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал учащихся, технология организации интеллектуально-творческой деятельности.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
69
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Очень часто человек, особенно в школьном возрасте, не подозревает о своих талантах и способностях. Кроме того, немало детей замкнутых, стеснительных, нерешительных и т. п., которые ощущают определенный дискомфорт. Они не так активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым, а иногда и высмеянным.
В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить свою значимость и удовлетворение. Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, человек учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И, наконец, делая то, чего не могут другие, человек ощущает собственную значимость, что способствует самореализации личности, создает атмосферу успешности.
Одновременно с этим в настоящее время существует незаполненная ниша возможностей для реализации в единстве всех этих потребностей.
Таким образом, существует острая необходимость в разработке новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, более широких и системных, развивающих совместно интеллектуальные и творческие возможности, формирующих основу для развития креативности мышления, с элементами самоуправления, соединяющие в едином интеллектуальном движении как детей, так и педагогов и, возможно, родителей.
В этой связи с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2,3], в числе ряда других направлений ведется системная деятельность по разработке новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся [1,5,6,8].
Проект МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга направлен на формирование у учащихся установки на самостоятельную творческую и интеллектуальную деятельность путем внедрения комплекса активных форм, передовых технологий и методик, на основе единых принципов:
• гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;
• взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего их сотворчество;
• преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
• системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обе-
спечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
• открытости, доступности информации.
Значительной частью проекта является сам процесс его разработки при инициативе и участии детей и педагогов, что также должно стать мощным толчком интеллектуального развития.
Гипотеза проекта: одной из форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся в современных условиях, формирующих основу для развития креативности мышления, с элементами самоуправления, соединяющих в едином интеллектуальном движении как детей, так и педагогов и, возможно, родителей может стать разработка и проведение интеллектуально-творческого фестиваля, основанного на неформальном общении детей и взрослых.
Объектом исследования выступает уровень развития интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов, степень вовлеченности их в эту деятельность и, соответственно, изменение разнонаправленной культуры личности, а предметом исследования является разработка и реализация технологической модели фестивального ученического движения в образовательном учреждении.
Цель проекта: Разработка и реализация модели фестивального ученического движения как технологического условия организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов, ориентированных на социальный успех.
Задачи деятельности:
• Разработать новую организационную систему стимуляции и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и педагогов.
• Развить субъектную позицию участников проекта.
• Развить коммуникативную культуру учащихся и педагогов на базе общности интересов и совместной деятельности.
• Разработать систему механизмов эффективного взаимодействия учащихся и педагогов, научно-методические материалы по организации фестиваля.
Содержание игры-фестиваля «Одиссея Разума»
Каждый класс (с 1-го по 11- й) становится экипажем корабля.
Каждый корабль отправляется в плавание по Океану знаний. В пути преодолевает морские просторы, острова - систему (именно систему, а не набор независимых мероприятий) развивающих интеллектуальных и творческих, коллективных и индивидуальных мероприятий, предметных праздников, олимпиад, конференций, внешних конкурсов. Разработки, подробный план Одиссеи и рекомендации по отдельным мероприятиям приведены в описании Игры. Последовательность этапов игры и мероприятий определяется, исходя из особенностей плана работы образовательного учреждения и с учетом смены видов деятельности и времени года.
Можно разработать свои варианты конкурсов и турниров или взять готовые. Основное условие - нестандартность, креативность как самих заданий, так и формы представления результата их выполнения.
70
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 1
Дорожная карта фестиваля
Этап маршрута Содержание Период времени
День знаний открытие Одиссеи Разума 1 сентября на общешкольной линейке
Марафонский пролив Еженедельные коллективные задания для каждого класса по различным предметам, межпредметные, надпред-метные Каждую неделю в течение 1 четверти
Остров Олимпиада Общешкольные олимпиады по предметам октябрь
Интеллектуальный залив Индивидуальные задания для всех желающих по всем предметам и разнообразным отраслям знания и жизни 2-я четверть
Остров НПК Защита исследовательских проектов учащихся всех возрастов декабрь
Море вопросов «Что? Где? Когда?» Групповые игры 3-я четверть
Остров «Подсолнух» Творческий конкурс по различным номинациям между классами Март-апрель
Бухта Умников и Умниц Промежуточная аттестация (на всех параллелях) Май
Экоостров Идея - мы любим дом, в котором живем (свой кабинет, свою школу) и делаем их лучше и чище В течение всего года
Архипелаг наук Система предметных дней - праздников, в которые погружается все школа По отдельному графику, желательно приурочивать к каким-либо памятным датам или международным Дням
Игра массовая, круглогодичная. Подразумевает широкое освещение происходящего всеми доступными методами, так как это является мощнейшим мотивационным фактором. Оптимальный вариант -разместить на стене рекреации гимназии красочную масштабную карту Одиссеи, где отмечать продвижение каждого корабля. Дорожная карта фестиваля приведена в табл.1.
Основной маршрут игры включает: День знаний -открытий Одиссеи, посещение островов: Олимпиада, НПК (научно-практическая конференция), Подсолнух (творческий конкурс), Экоостров, Архипелаг наук (предметные праздники), бескрайние водные просторы (Гуманитарная олимпиада): Марафонский пролив, Интеллектуальный залив, Море вопросов «Что? Где? Когда?», Бухта Умников и Умниц.
На маршруте классы собирают в «сундук» «сокровища» - победы и достижения. Также встречаются «попутные ветра» - внешние конкурсы (внешкольные), которые тоже пополняет «сундуки с сокровищами». Каждый экипаж ведет свой бортовой журнал, куда заносятся в свободной творческой форме отчеты обо всех событиях в жизни класса, достижениях каждого участника. На стендах вывешиваются и задания, и результаты. На общешкольных линейках награждаются победители. Система стимулирования также коллективно разрабатывается участниками. Система подведения итогов игры описана в продукте.
Важно - не сбиться на соревновательность. Поэтому не придается большое значение количеству итоговых баллов, а только их весовой доле в сравнении с другими участниками. Поэтому индивидуальных победителей может быть очень много - 80-100 и более. Каждый соревнуется только с собой. Также подводятся итоги по результатам классных коллективов.
План основных мероприятий проекта представлен в табл. 2.
К основным участникам проекта мы относим:
Кураторов проекта, которые осуществляют общее руководство Фестивалем.
Штаб Одиссеи Разума - организует взаимодействие всех участников Фестиваля. Командный состав Штаба:
• Начальник штаба (заместитель директора гимназии по ВР).
• Старший помощник начальника (Председатель Совета старшеклассников).
• Старший Лоцман (Руководитель Интеллектуальнотворческого объединения учащихся «Зебра»).
Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра» (младшие Лоцманы) - организуют работу Школы Лидеров в каникулы; организуют проведение гуманитарной олимпиады; раздают задания в экипажи, собирают выполненные задания и подводят итоги отдельных мероприятий.
Совет старших Лоцманов (руководители методических кафедр и секций) - участвуют в работе Советов Дела, составлении банка вопросов и ответов для гуманитарной олимпиады.
Редакция гимназического журнала ««Класс» - информационная поддержка проекта и игры.
Совет капитанов - представляют экипаж в Штабе игры, вносят предложения в организацию игры, подводят итоги игры.
Классы-Экипажи:
• Капитан - принимает решения, входит в Штаб Одиссеи Разума.
• Старший помощник капитана - ведет бортовой журнал, заменяет капитана в его отсутствие.
• Боцман - следит за порядком на корабле.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
71
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 2
Основные этапы интеллектуально-творческого фестиваля «Одиссея Разума»
№ Названия действия (мероприятия) Срок проведения Ответственный
1 Этап: Разработка и апробация проекта (2008-2010 учебный год)
Задача 1. Развитие субъектной позиции участников проекта
1 Выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город» (г. Анапа) Июль-август 2008 г. Кураторы проекта
2 Школа Лидеров каникулы Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра»
Задача 2. Развитие коммуникативной культуры участников проекта, разработка системы эффективных механизмов взаимодействия участников проекта
3 Создание Штаба Одиссеи Разума Сентябрь 2008 г. Заместитель директора по ВР
4 Советы Дела годичных коллективно-творческих дел В течение года Штаб Одиссеи Разума
5 Разработка системы подведения итогов игры В течение года Штаб Одиссеи разума
Задача 3. Разработка системы стимуляции творческого и интеллектуального потенциала
6 Разработка годичной Гуманитарной олимпиады, фестиваля творчества «Подсолнух» 1 четверть 20082010 учебного года Штаб Одиссеи Разума
7 Создание интеллектуального банка вопросов и ответов для Гуманитарной олимпиады, Положений о мероприятиях игры В течение года Штаб Одиссеи Разума
8 Разработка символики и атрибутики игры В течение года Все участники проекта
9 Разработка программы изучения эффективности проекта Август-сентябрь Кураторы проекта
2 Этап: Реализация проекта (2010-2013)
Задача 1. Разработка системы стимуляции творческого и интеллектуального потенциала участников проекта
10 Организация и проведение годичной Гуманитарной олимпиады, фестиваля творчества «Подсолнух» В течение года Штаб Одиссеи Разума
11 Годичные коллективно-творческие дела В течение года Штаб Одиссеи Разума
12 Участие в олимпиадах, НПК, интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня В течение года Штаб Одиссеи Разума, организации-партнеры проекта
Задача 2. Развитие субъектной позиции участников проекта
13 Выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город» (г. Анапа) Июль-август Кураторы проекта
14 Школа Лидеров (корректировка содержания игры) каникулы Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра»
15 Ведение Бортового журнала В течение года Совет капитанов
Задача 3 Развитие коммуникативной культуры участников проекта, разработка системы эффективных механизмов взаимодействия участников проекта.
16 Заседания Штаба Одиссеи Разума В течение года Заместитель директора по ВР
17 Советы Дела годичных коллективно-творческих дел В течение года Штаб Одиссеи Разума
18 Подведение итогов игры 1 раз в четверть Штаб Одиссеи разума, Совет капитанов
3 Этап: Анализ и корректировка проекта (2014-2015)
Задачи те же
19 Анализ эффективности проекта В течение года Кураторы проекта
20 Информирование участников об итогах проекта Апрель-июнь 2014 г. Кураторы проекта, Штаб Одиссеи Разума
21 Корректировка содержания проекта (выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город») Июль-август 2014 г. Штаб Одиссеи Разума
• Штурман (классный руководитель) - определяет путь корабля, помогает экипажу не растеряться и не сбиться с пути в водных просторах Знаний.
Среди долгосрочных результатов проекта следует выделить:
1. Развитость системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся и педагогов, включающей всех учащихся образовательного учреждения.
2. Повышение интереса учащихся к творческой и исследовательской деятельности, повышение результативности и качества этой деятельности.
3. Повышение познавательной мотивации (и учебной, в том числе), а как следствие - повышение качества образования.
4. Повышение уровня коммуникативной культуры и социальной зрелости, возрастание самостоятельности обучающихся.
72
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Таблица 3
Динамика формирования навыков учебного труда и исследовательской работы учащихся в гимназии.
показатели развития ученического коллектива начальная школа 5-7 классы
2008 г 2009 г 2010 г 2008 г 2009 г 2010 г
Кол-во учащихся - победителей конкурсов, фестивалей (районного уровня и выше) 20 8 28 6 10 31
показатели развития ученического коллектива 8 -11 классы
2008 г 2009 г 2010 г
Кол-во учащихся - победителей фестиваля «Юные интеллектуалы Урала» (районного уровня и выше) 48 51 76
Кол-во учащихся, участников конкурсов и фестивалей Российского и Международного уровня 135 229 332
Кол-во учащихся - участников конкурсов гражданско-патриотического направления 93 115 268
Кол-во учащихся - участников спортивных соревнований 284 325 364
5. Оптимизации информационно-коммуникативного пространства образовательного учреждения.
6. Профессиональное самоопределение учащихся.
7. Наличие особой атмосферы в образовательном учреждении, привлекающей и постоянно удерживающей внимание на вопросах интеллектуального и творческого развития личности.
К промежуточным результатам проекта мы относим:
• Проявление особой атмосферы в образовательном учреждении, привлекающей и постоянно удерживающей внимание на вопросах взаимопомощи и взаимной ответственности всех участников образовательного процесса (определяется по результатам исследований).
• Наличие устойчивого внутреннего мотива у всех участников образовательного процесса на совместные действия по развитию личности учащихся и получение опыта личностного социального успеха (по результатам исследований).
• Разработку собственного пакета нормативно-правовой и методической документации фестиваля.
• Возрастание самостоятельности обучающихся (по результатам психологических исследований).
• Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• Развитие системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся (вариативность, востребованность, количество участников).
• Повышение интереса учащихся к творческой и исследовательской деятельности, повышение результативности и качества этой деятельности (по результатам участия в различных конкурсах и олимпиадах, по результатам анкетирования).
• Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся и педагогов (по результатам исследований).
• Повышение уровня социальной зрелости учащихся (по результатам исследований).
• Повышение уровня развития информационно-коммуникативного поля гимназии (по результатам анкетирования, развитие коммуникативных возможностей, количество участников деятельности и другое).
• Личностный рост учащихся (методика П. В. Степанова).
• Повышение удовлетворенности образовательным процессом учащихся и родителей.
• Формирование позиции воспитателя у педагогов.
В табл. 3 представлены некоторые результаты работы гимназии по формированию основных навыков учебного труда и исследовательской работы учащихся.
Для анализа результативности проекта проводится мониторинг с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методики, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия).
Достоверность результатов обеспечивается:
• адекватностью системы мониторинга задачам проекта и особенностям образовательного учреждения, использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методики, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия);
• экспертным анализом результатов совместной работы;
• анализом результатов психолого-педагогических исследований развития личности обучающихся.
Промежуточные результаты реализации модели оцениваются ежегодно на основе статистической информации, полученной в результате:
• анкетирования (например, по удовлетворенности образовательным процессом и деятельностью в рамках школы);
• анализа мероприятий фестиваля (количество участников, реализация программ и другое);
• наличия и качества программно-методических разработок;
• психологических исследований участников (повышение уровня коммуникативной культуры и социальной зрелости учащихся, ценностные ориентации у учащихся, сформированность позиции воспитателя у педагогов и другое);
• оценки развитости системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся (вариативность, востребованность, результативность, количество участников, эффективность воспитательных мероприятий);
• изучения уровня сформированности информационно-коммуникативного поля гимназии (по результатам анкетирования, развитие коммуникативных возможностей, количество участников деятельности и другое);
• изучения влияния деятельности ученических коллективов и их членов на окружающее их общество [4,9].
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
73
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
По результатам исследований в течение двух лет отмечается повышение показателей личностного роста учащихся, эффективности воспитательного потенциала мероприятий, показателей сформированности позиции воспитателя у педагогов, удовлетворенности учащихся и родителей образовательным процессом. При оценивании результативности процесса воспитания мы третий год пользуемся методическими рекомендациями [7], что позволяет нам проследить за:
• динамикой личностного роста учащихся;
• изменениями в развитии первичных коллективах -классах;
• положением каждого ребенка в коллективе;
• сформированностью позиции воспитателя у педагогов гимназии и уровнем продуктивности их деятельности как классных руководителей;
• эффективностью использования воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.
В сравнении с прошлыми годами в 2010 году существенно выросло число учащихся-победителей «Одиссеи разума» с 42 человек до 83 (15% ученического коллектива), что позволяет сделать вывод, что по степени их значимости наиболее сильное влияние оказывают на учащихся, а значит, имеют высокий воспитательный потенциал, следующие события:
• Интеллектуально-творческий фестиваль «Одиссея Разума»: Марафонский пролив - командное преодоление рифов, Интеллектуальный залив - индивидуальные задания, Остров Олимпиад, Море вопросов Что? Где? Когда? Творческий Фестиваль «Подсолнух», работа над исследовательским проектом, внешние интеллектуальные конкурсы.
• Дела спортивной направленности (соревнования между классами, туристический слет, командные игры).
• Традиционные коллективно-творческие дела: День рождения гимназии, Новогодний праздник, Празднование Дня Победы).
• Школа Лидеров.
• Музыкальные концерты и литературные программы Театра Эстрады, Филармонии.
• Волонтерское движение.
• Факультативы, элективные курсы, уроки.
Ежегодно педагогический коллектив гимназии представляет опыт своей работы на мероприятиях районного, городского и областного уровня, организованных на базе гимназии (за период 2008-2010 гг. проведено 11 мероприятий для педагогов). Например, тематика районных и городских семинаров, педагогических гостиных и мастер-классов в 2008-2010 гг.:
• «Интеллектуально-творческий лагерь-практикум для учащихся и семинар-практикум для педагогов «Школа лидеров: малая академия наук самоуправления»;
• «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в профильной школе»;
• «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: Технологические основы здоровьесберегающего пространства урока»;
• «Информационно-методический центр - средство развития информационно-коммуникативной компетентности учителя»;
• «Методика организации и проведения массовых мероприятий на базе ОУ: опыт работы МОУ гимназии № 177»;
• семинар-практикум «Методика организации и проведения интеллектуально творческого лагеря Школа Лидеров: опыт работы МОУ гимназии № 177».
Промежуточные результаты каждого этапа (20082010 гг., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг.) представляются членам образовательного сообщества в ходе различных мероприятий внутришкольного, городского и регионального уровней (педчтения, педагогические мастерские, семинары, выездные школы по распространению опыта и т. д.), родительской общественности, ученическому коллективу гимназии.
Литература
1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности//Муниципаль-ное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23.
2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42.
3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А., Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО//Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45.
4. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Турнир юных изобретателей и рационализаторов как средство комплексного развития творческих способностей//Образование и наука. Известия УрО РАО 2011, № 10 (89) с. 83-92.
5. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя//Эксперимент и инновации в школе. 2008, № 1.
6. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе 2010, № 5.
7. Степанов П.В, Степанова И. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007, 67 с.
8. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования//Образование и наука. Известия УрО РАО № 11 (79), 2010, с. 3-12.
9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010, с. 76-84.
74
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012