Научная статья на тему 'Разработка и реализация модели фестивального ученического движения как технологического условия организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов'

Разработка и реализация модели фестивального ученического движения как технологического условия организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубинина Татьяна Николаевна, Хмелевская Наталья Викторовна, Соколова Светлана Юрьевна, Жаворонкова Ольга Владимировна, Деревянко Елена Анатольевна

В статье представлен опыт работы МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга, участника научно-образовательной сети ОУ Уральского региона федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по разработке технологии организации интеллектуально-творческой деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала учащихся, также предполагает расширение сферы реализации интеллектуальных и творческих запросов учащихся независимо от уровня и направленности способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубинина Татьяна Николаевна, Хмелевская Наталья Викторовна, Соколова Светлана Юрьевна, Жаворонкова Ольга Владимировна, Деревянко Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка и реализация модели фестивального ученического движения как технологического условия организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

И. п. - сидя, руки вверх. На счет 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно отпустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с мышц туловища

И. п. -стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1 -резко повернуть таз направо; 2 - резко повернуть таз налево. Во время повторов плачевой пояс оставить неподвижным. Повторять 6-8 раз. Темп средний.

И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. На счет 1,2,3 - круговые движения тазом в одну сторону; 4,5,6 -то же в другую сторону; 7,8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

И. п. - стойка ноги врозь. На счет 1,2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, -вдоль тела вверх; 3,4 - и.п; 5,8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с глаз

Филин. Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть в даль и не моргать в течение 5-6 с.

Веселые рожицы. Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика -губки вытянуты вперед - влево - направо - вверх - вниз).

Далеко-близко. Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с. - предмет расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их.

Именно через системное использование серии

физкультминуток в процессе обучения в начальной школе мы способствуем формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости учащихся. Непринужденная весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором. Регулярные физические нагрузки улучшают память, помогают в концентрации внимания, улучшают точность оценки выполненной физической и умственной работы. Это в свою очередь повышает успеваемость школьников на 10-15%, отвлекает от вредных привычек, что отмечается многими учителями школы.

Литература

1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования. Образование и наука. Известия УрО РАО, № 8 (76) 2010. с. 32-43.

2. Ревенко Е. М., Никитина Н. В., Сальников В. А. Соотношение двигательных и умственных способностей у школьников 5-6-х классов//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2011, № 3 (82), с. 59-67.

3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012. с. 56-64.

4. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирова-ния//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 5.

Дубинина Татьяна Николаевна

Директор гимназии Хмелевская Наталья Викторовна

замдиректора по научно-методической работе Соколова Светлана Юрьевна замдиректора по воспитательной работе Жаворонкова Ольга Владимировна

педагог-организатор, учитель русского языка и риторики Деревянко Елена Анатольевна

педагог-организатор, учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия № 177 E-mail [email protected], [email protected]

J Ч

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФЕСТИВАЛЬНОГО

УЧЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-

^ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ ^

Аннотация. В статье представлен опыт работы МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга, участника научнообразовательной сети ОУ Уральского региона федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по разработке технологии организации интеллектуально-творческой деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала учащихся, также предполагает расширение сферы реализации интеллектуальных и творческих запросов учащихся независимо от уровня и направленности способностей.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал учащихся, технология организации интеллектуально-творческой деятельности.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

69

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Очень часто человек, особенно в школьном возрасте, не подозревает о своих талантах и способностях. Кроме того, немало детей замкнутых, стеснительных, нерешительных и т. п., которые ощущают определенный дискомфорт. Они не так активны, как другие, зачастую боятся высказывать свое мнение, чтобы не быть непонятым, а иногда и высмеянным.

В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить свою значимость и удовлетворение. Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, человек учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И, наконец, делая то, чего не могут другие, человек ощущает собственную значимость, что способствует самореализации личности, создает атмосферу успешности.

Одновременно с этим в настоящее время существует незаполненная ниша возможностей для реализации в единстве всех этих потребностей.

Таким образом, существует острая необходимость в разработке новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, более широких и системных, развивающих совместно интеллектуальные и творческие возможности, формирующих основу для развития креативности мышления, с элементами самоуправления, соединяющие в едином интеллектуальном движении как детей, так и педагогов и, возможно, родителей.

В этой связи с 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнеров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных образовательных и информационных технологий» [2,3], в числе ряда других направлений ведется системная деятельность по разработке новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся [1,5,6,8].

Проект МБОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга направлен на формирование у учащихся установки на самостоятельную творческую и интеллектуальную деятельность путем внедрения комплекса активных форм, передовых технологий и методик, на основе единых принципов:

• гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности его интересов, отношения к нему, как части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

• взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего их сотворчество;

• преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания;

• системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности детей, возможно, обе-

спечить целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;

• открытости, доступности информации.

Значительной частью проекта является сам процесс его разработки при инициативе и участии детей и педагогов, что также должно стать мощным толчком интеллектуального развития.

Гипотеза проекта: одной из форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся в современных условиях, формирующих основу для развития креативности мышления, с элементами самоуправления, соединяющих в едином интеллектуальном движении как детей, так и педагогов и, возможно, родителей может стать разработка и проведение интеллектуально-творческого фестиваля, основанного на неформальном общении детей и взрослых.

Объектом исследования выступает уровень развития интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов, степень вовлеченности их в эту деятельность и, соответственно, изменение разнонаправленной культуры личности, а предметом исследования является разработка и реализация технологической модели фестивального ученического движения в образовательном учреждении.

Цель проекта: Разработка и реализация модели фестивального ученического движения как технологического условия организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся и педагогов, ориентированных на социальный успех.

Задачи деятельности:

• Разработать новую организационную систему стимуляции и развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся и педагогов.

• Развить субъектную позицию участников проекта.

• Развить коммуникативную культуру учащихся и педагогов на базе общности интересов и совместной деятельности.

• Разработать систему механизмов эффективного взаимодействия учащихся и педагогов, научно-методические материалы по организации фестиваля.

Содержание игры-фестиваля «Одиссея Разума»

Каждый класс (с 1-го по 11- й) становится экипажем корабля.

Каждый корабль отправляется в плавание по Океану знаний. В пути преодолевает морские просторы, острова - систему (именно систему, а не набор независимых мероприятий) развивающих интеллектуальных и творческих, коллективных и индивидуальных мероприятий, предметных праздников, олимпиад, конференций, внешних конкурсов. Разработки, подробный план Одиссеи и рекомендации по отдельным мероприятиям приведены в описании Игры. Последовательность этапов игры и мероприятий определяется, исходя из особенностей плана работы образовательного учреждения и с учетом смены видов деятельности и времени года.

Можно разработать свои варианты конкурсов и турниров или взять готовые. Основное условие - нестандартность, креативность как самих заданий, так и формы представления результата их выполнения.

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 1

Дорожная карта фестиваля

Этап маршрута Содержание Период времени

День знаний открытие Одиссеи Разума 1 сентября на общешкольной линейке

Марафонский пролив Еженедельные коллективные задания для каждого класса по различным предметам, межпредметные, надпред-метные Каждую неделю в течение 1 четверти

Остров Олимпиада Общешкольные олимпиады по предметам октябрь

Интеллектуальный залив Индивидуальные задания для всех желающих по всем предметам и разнообразным отраслям знания и жизни 2-я четверть

Остров НПК Защита исследовательских проектов учащихся всех возрастов декабрь

Море вопросов «Что? Где? Когда?» Групповые игры 3-я четверть

Остров «Подсолнух» Творческий конкурс по различным номинациям между классами Март-апрель

Бухта Умников и Умниц Промежуточная аттестация (на всех параллелях) Май

Экоостров Идея - мы любим дом, в котором живем (свой кабинет, свою школу) и делаем их лучше и чище В течение всего года

Архипелаг наук Система предметных дней - праздников, в которые погружается все школа По отдельному графику, желательно приурочивать к каким-либо памятным датам или международным Дням

Игра массовая, круглогодичная. Подразумевает широкое освещение происходящего всеми доступными методами, так как это является мощнейшим мотивационным фактором. Оптимальный вариант -разместить на стене рекреации гимназии красочную масштабную карту Одиссеи, где отмечать продвижение каждого корабля. Дорожная карта фестиваля приведена в табл.1.

Основной маршрут игры включает: День знаний -открытий Одиссеи, посещение островов: Олимпиада, НПК (научно-практическая конференция), Подсолнух (творческий конкурс), Экоостров, Архипелаг наук (предметные праздники), бескрайние водные просторы (Гуманитарная олимпиада): Марафонский пролив, Интеллектуальный залив, Море вопросов «Что? Где? Когда?», Бухта Умников и Умниц.

На маршруте классы собирают в «сундук» «сокровища» - победы и достижения. Также встречаются «попутные ветра» - внешние конкурсы (внешкольные), которые тоже пополняет «сундуки с сокровищами». Каждый экипаж ведет свой бортовой журнал, куда заносятся в свободной творческой форме отчеты обо всех событиях в жизни класса, достижениях каждого участника. На стендах вывешиваются и задания, и результаты. На общешкольных линейках награждаются победители. Система стимулирования также коллективно разрабатывается участниками. Система подведения итогов игры описана в продукте.

Важно - не сбиться на соревновательность. Поэтому не придается большое значение количеству итоговых баллов, а только их весовой доле в сравнении с другими участниками. Поэтому индивидуальных победителей может быть очень много - 80-100 и более. Каждый соревнуется только с собой. Также подводятся итоги по результатам классных коллективов.

План основных мероприятий проекта представлен в табл. 2.

К основным участникам проекта мы относим:

Кураторов проекта, которые осуществляют общее руководство Фестивалем.

Штаб Одиссеи Разума - организует взаимодействие всех участников Фестиваля. Командный состав Штаба:

• Начальник штаба (заместитель директора гимназии по ВР).

• Старший помощник начальника (Председатель Совета старшеклассников).

• Старший Лоцман (Руководитель Интеллектуальнотворческого объединения учащихся «Зебра»).

Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра» (младшие Лоцманы) - организуют работу Школы Лидеров в каникулы; организуют проведение гуманитарной олимпиады; раздают задания в экипажи, собирают выполненные задания и подводят итоги отдельных мероприятий.

Совет старших Лоцманов (руководители методических кафедр и секций) - участвуют в работе Советов Дела, составлении банка вопросов и ответов для гуманитарной олимпиады.

Редакция гимназического журнала ««Класс» - информационная поддержка проекта и игры.

Совет капитанов - представляют экипаж в Штабе игры, вносят предложения в организацию игры, подводят итоги игры.

Классы-Экипажи:

• Капитан - принимает решения, входит в Штаб Одиссеи Разума.

• Старший помощник капитана - ведет бортовой журнал, заменяет капитана в его отсутствие.

• Боцман - следит за порядком на корабле.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

71

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 2

Основные этапы интеллектуально-творческого фестиваля «Одиссея Разума»

№ Названия действия (мероприятия) Срок проведения Ответственный

1 Этап: Разработка и апробация проекта (2008-2010 учебный год)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача 1. Развитие субъектной позиции участников проекта

1 Выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город» (г. Анапа) Июль-август 2008 г. Кураторы проекта

2 Школа Лидеров каникулы Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра»

Задача 2. Развитие коммуникативной культуры участников проекта, разработка системы эффективных механизмов взаимодействия участников проекта

3 Создание Штаба Одиссеи Разума Сентябрь 2008 г. Заместитель директора по ВР

4 Советы Дела годичных коллективно-творческих дел В течение года Штаб Одиссеи Разума

5 Разработка системы подведения итогов игры В течение года Штаб Одиссеи разума

Задача 3. Разработка системы стимуляции творческого и интеллектуального потенциала

6 Разработка годичной Гуманитарной олимпиады, фестиваля творчества «Подсолнух» 1 четверть 20082010 учебного года Штаб Одиссеи Разума

7 Создание интеллектуального банка вопросов и ответов для Гуманитарной олимпиады, Положений о мероприятиях игры В течение года Штаб Одиссеи Разума

8 Разработка символики и атрибутики игры В течение года Все участники проекта

9 Разработка программы изучения эффективности проекта Август-сентябрь Кураторы проекта

2 Этап: Реализация проекта (2010-2013)

Задача 1. Разработка системы стимуляции творческого и интеллектуального потенциала участников проекта

10 Организация и проведение годичной Гуманитарной олимпиады, фестиваля творчества «Подсолнух» В течение года Штаб Одиссеи Разума

11 Годичные коллективно-творческие дела В течение года Штаб Одиссеи Разума

12 Участие в олимпиадах, НПК, интеллектуальных и творческих конкурсах разного уровня В течение года Штаб Одиссеи Разума, организации-партнеры проекта

Задача 2. Развитие субъектной позиции участников проекта

13 Выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город» (г. Анапа) Июль-август Кураторы проекта

14 Школа Лидеров (корректировка содержания игры) каникулы Интеллектуально-творческое объединение учащихся «Зебра»

15 Ведение Бортового журнала В течение года Совет капитанов

Задача 3 Развитие коммуникативной культуры участников проекта, разработка системы эффективных механизмов взаимодействия участников проекта.

16 Заседания Штаба Одиссеи Разума В течение года Заместитель директора по ВР

17 Советы Дела годичных коллективно-творческих дел В течение года Штаб Одиссеи Разума

18 Подведение итогов игры 1 раз в четверть Штаб Одиссеи разума, Совет капитанов

3 Этап: Анализ и корректировка проекта (2014-2015)

Задачи те же

19 Анализ эффективности проекта В течение года Кураторы проекта

20 Информирование участников об итогах проекта Апрель-июнь 2014 г. Кураторы проекта, Штаб Одиссеи Разума

21 Корректировка содержания проекта (выездной интеллектуально-творческий лагерь «Солнечный город») Июль-август 2014 г. Штаб Одиссеи Разума

• Штурман (классный руководитель) - определяет путь корабля, помогает экипажу не растеряться и не сбиться с пути в водных просторах Знаний.

Среди долгосрочных результатов проекта следует выделить:

1. Развитость системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся и педагогов, включающей всех учащихся образовательного учреждения.

2. Повышение интереса учащихся к творческой и исследовательской деятельности, повышение результативности и качества этой деятельности.

3. Повышение познавательной мотивации (и учебной, в том числе), а как следствие - повышение качества образования.

4. Повышение уровня коммуникативной культуры и социальной зрелости, возрастание самостоятельности обучающихся.

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Таблица 3

Динамика формирования навыков учебного труда и исследовательской работы учащихся в гимназии.

показатели развития ученического коллектива начальная школа 5-7 классы

2008 г 2009 г 2010 г 2008 г 2009 г 2010 г

Кол-во учащихся - победителей конкурсов, фестивалей (районного уровня и выше) 20 8 28 6 10 31

показатели развития ученического коллектива 8 -11 классы

2008 г 2009 г 2010 г

Кол-во учащихся - победителей фестиваля «Юные интеллектуалы Урала» (районного уровня и выше) 48 51 76

Кол-во учащихся, участников конкурсов и фестивалей Российского и Международного уровня 135 229 332

Кол-во учащихся - участников конкурсов гражданско-патриотического направления 93 115 268

Кол-во учащихся - участников спортивных соревнований 284 325 364

5. Оптимизации информационно-коммуникативного пространства образовательного учреждения.

6. Профессиональное самоопределение учащихся.

7. Наличие особой атмосферы в образовательном учреждении, привлекающей и постоянно удерживающей внимание на вопросах интеллектуального и творческого развития личности.

К промежуточным результатам проекта мы относим:

• Проявление особой атмосферы в образовательном учреждении, привлекающей и постоянно удерживающей внимание на вопросах взаимопомощи и взаимной ответственности всех участников образовательного процесса (определяется по результатам исследований).

• Наличие устойчивого внутреннего мотива у всех участников образовательного процесса на совместные действия по развитию личности учащихся и получение опыта личностного социального успеха (по результатам исследований).

• Разработку собственного пакета нормативно-правовой и методической документации фестиваля.

• Возрастание самостоятельности обучающихся (по результатам психологических исследований).

• Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

• Развитие системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся (вариативность, востребованность, количество участников).

• Повышение интереса учащихся к творческой и исследовательской деятельности, повышение результативности и качества этой деятельности (по результатам участия в различных конкурсах и олимпиадах, по результатам анкетирования).

• Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся и педагогов (по результатам исследований).

• Повышение уровня социальной зрелости учащихся (по результатам исследований).

• Повышение уровня развития информационно-коммуникативного поля гимназии (по результатам анкетирования, развитие коммуникативных возможностей, количество участников деятельности и другое).

• Личностный рост учащихся (методика П. В. Степанова).

• Повышение удовлетворенности образовательным процессом учащихся и родителей.

• Формирование позиции воспитателя у педагогов.

В табл. 3 представлены некоторые результаты работы гимназии по формированию основных навыков учебного труда и исследовательской работы учащихся.

Для анализа результативности проекта проводится мониторинг с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методики, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия).

Достоверность результатов обеспечивается:

• адекватностью системы мониторинга задачам проекта и особенностям образовательного учреждения, использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методики, наблюдение, обратная связь в конце каждой встречи, собственная рефлексия);

• экспертным анализом результатов совместной работы;

• анализом результатов психолого-педагогических исследований развития личности обучающихся.

Промежуточные результаты реализации модели оцениваются ежегодно на основе статистической информации, полученной в результате:

• анкетирования (например, по удовлетворенности образовательным процессом и деятельностью в рамках школы);

• анализа мероприятий фестиваля (количество участников, реализация программ и другое);

• наличия и качества программно-методических разработок;

• психологических исследований участников (повышение уровня коммуникативной культуры и социальной зрелости учащихся, ценностные ориентации у учащихся, сформированность позиции воспитателя у педагогов и другое);

• оценки развитости системы интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся (вариативность, востребованность, результативность, количество участников, эффективность воспитательных мероприятий);

• изучения уровня сформированности информационно-коммуникативного поля гимназии (по результатам анкетирования, развитие коммуникативных возможностей, количество участников деятельности и другое);

• изучения влияния деятельности ученических коллективов и их членов на окружающее их общество [4,9].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

73

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

По результатам исследований в течение двух лет отмечается повышение показателей личностного роста учащихся, эффективности воспитательного потенциала мероприятий, показателей сформированности позиции воспитателя у педагогов, удовлетворенности учащихся и родителей образовательным процессом. При оценивании результативности процесса воспитания мы третий год пользуемся методическими рекомендациями [7], что позволяет нам проследить за:

• динамикой личностного роста учащихся;

• изменениями в развитии первичных коллективах -классах;

• положением каждого ребенка в коллективе;

• сформированностью позиции воспитателя у педагогов гимназии и уровнем продуктивности их деятельности как классных руководителей;

• эффективностью использования воспитательного потенциала различных видов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

В сравнении с прошлыми годами в 2010 году существенно выросло число учащихся-победителей «Одиссеи разума» с 42 человек до 83 (15% ученического коллектива), что позволяет сделать вывод, что по степени их значимости наиболее сильное влияние оказывают на учащихся, а значит, имеют высокий воспитательный потенциал, следующие события:

• Интеллектуально-творческий фестиваль «Одиссея Разума»: Марафонский пролив - командное преодоление рифов, Интеллектуальный залив - индивидуальные задания, Остров Олимпиад, Море вопросов Что? Где? Когда? Творческий Фестиваль «Подсолнух», работа над исследовательским проектом, внешние интеллектуальные конкурсы.

• Дела спортивной направленности (соревнования между классами, туристический слет, командные игры).

• Традиционные коллективно-творческие дела: День рождения гимназии, Новогодний праздник, Празднование Дня Победы).

• Школа Лидеров.

• Музыкальные концерты и литературные программы Театра Эстрады, Филармонии.

• Волонтерское движение.

• Факультативы, элективные курсы, уроки.

Ежегодно педагогический коллектив гимназии представляет опыт своей работы на мероприятиях районного, городского и областного уровня, организованных на базе гимназии (за период 2008-2010 гг. проведено 11 мероприятий для педагогов). Например, тематика районных и городских семинаров, педагогических гостиных и мастер-классов в 2008-2010 гг.:

• «Интеллектуально-творческий лагерь-практикум для учащихся и семинар-практикум для педагогов «Школа лидеров: малая академия наук самоуправления»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Проектно-исследовательская деятельность учащихся в профильной школе»;

• «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: Технологические основы здоровьесберегающего пространства урока»;

• «Информационно-методический центр - средство развития информационно-коммуникативной компетентности учителя»;

• «Методика организации и проведения массовых мероприятий на базе ОУ: опыт работы МОУ гимназии № 177»;

• семинар-практикум «Методика организации и проведения интеллектуально творческого лагеря Школа Лидеров: опыт работы МОУ гимназии № 177».

Промежуточные результаты каждого этапа (20082010 гг., 2010-2013 гг., 2014-2015 гг.) представляются членам образовательного сообщества в ходе различных мероприятий внутришкольного, городского и регионального уровней (педчтения, педагогические мастерские, семинары, выездные школы по распространению опыта и т. д.), родительской общественности, ученическому коллективу гимназии.

Литература

1. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности//Муниципаль-ное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23.

2. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42.

3. Давыдова Н. Н., Суслов А. А., Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО//Университетское управление № 5 (75), 2011, с. 39-45.

4. Новоселов С. А., Трифонова О. В. Турнир юных изобретателей и рационализаторов как средство комплексного развития творческих способностей//Образование и наука. Известия УрО РАО 2011, № 10 (89) с. 83-92.

5. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя//Эксперимент и инновации в школе. 2008, № 1.

6. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности»//Эксперимент и инновации в школе 2010, № 5.

7. Степанов П.В, Степанова И. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007, 67 с.

8. Фоменко С. Л. Структура и содержание образовательной программы школы в условиях реализации компетент-ностной модели образования//Образование и наука. Известия УрО РАО № 11 (79), 2010, с. 3-12.

9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010, с. 76-84.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.