Научная статья на тему 'От школьного исследования к целостному образовательному пространству'

От школьного исследования к целостному образовательному пространству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ» / ЦЕНТР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ И НАХОДИТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ / ВЫБИРАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ / ГОТОВНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / «ENVIRONMENTAL UNION» / CENTRE FOR RESEARCH OF STUDENTS / INITIATIVE / ABILITY TO THINK CREATIVELY AND FIND INNOVATIVE SOLUTIONS / CHOOSE A PROFESSIONAL WAY / A WILLINGNESS TO LEARN THROUGHOUT THEIR LIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожкова Ольга Юрь, Евстифеева Ольга Васильевна

Автор делится опытом поступательного движения от совместного экологического объединения, получившего в дальнейшем название «Экологический союз» «Экое» к Центру научно-исследовательской работы школьников, описывает содержание результативность каждого этапа деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожкова Ольга Юрь, Евстифеева Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From school to study holistic educational space

The author shares his experience of the translational motion of the joint environmental association, the «Environmental Union» «Ekos» to the Center of students' research, describes the content of the effectiveness of each phase of activity.

Текст научной работы на тему «От школьного исследования к целостному образовательному пространству»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 373

Рожкова О. Ю. Евстифеева О.В.

ОТ ШКОЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ К ЦЕЛОСТНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ

Аннотация. Автор делится опытом поступательного движения от совместного экологического объединения, получившего в дальнейшем название «Экологический союз» - «Экос» - к Центру научно-исследовательской работы школьников, описывает содержание результативность каждого этапа деятельности.

Ключевые слова: «Экологический союз», Центр научно-исследовательской работы школьников, инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Abstract. The author shares his experience of the translational motion of the joint environmental association, the «Environmental Union» - «Ekos» - to the Center of students’ research, describes the content of the effectiveness of each phase of activity.

Keywords: «Environmental Union», Centre for research of students, initiative, ability to think creatively and find innovative solutions, choose a professional way, a willingness to learn throughout their lives.

«... общество тогда стабильно, когда каждый человек делает то, к чему он более всего по своей природе склонен... и именно образование должно обнаружить эти склонности и постепенно развить их так, чтобы общество могло ими воспользоваться».

Д. Дьюи

ы где?» - «Я в экоцентре, ну в Экосе, вообщем, в ЦНИРШе». Такое перечисление названий одного и того же учреждения, официальное название которого МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» нам нередко приходится слышать.

За чередой дел незаметно пролетело 15 лет, в январе 2011 года исполнилось 16. Шестнадцать для ребенка - возраст юности, все еще впереди. Шестнадцать для учреждения - достаточный срок, чтобы определить, что сделано, есть ли польза от твоих программ и деятельности.

Какова же точка отсчета? В теперь уже далеком 1995 году возникло межведомственное содружество образовательных и природоохранных структур, создавших общественное экологическое объединение «Экос». Управление образования (начальник Н. П. Кузьмина), госзаповедник «Олекминский» (директор Э. М. Габышев) и комитет охраны природы (председатель И. К. Шеходанов) объединили свои усилия для развития в Олекминском районе экологического образования, воспитания и просвещения населения, исследовательской работы со школьниками. Стоит оглянуться назад.

Яркая индивидуальность, интеллектуальная свобода, смелая творческая мысль во все времена были мощной движущей силой развития общества. Прогрессивное общество считает индивидуальные различия драгоценными, так как видит в них возможность своего роста. Слова Д. Дьюи, вынесенные в эпиграф, актуальны и для современной системы образования, перед которой стоят непростые, выдвинутые временем и все усложняющимися требованиями задачи воспитания инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей жизни. (Д. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Развитие индивидуальности в условиях массового обучения - проблема, ключ к решению которой система образования ищет многие годы. В мировой педагогической практике немало ярких примеров, когда отдельные педагогические системы, школы были успешны в создании среды, где пестовались жажда познания, творчества, развития и преобразования себя и мира вокруг, где каждый находил сферу приложения своей индивидуальности. Но этот опыт уникален, а проблема создания в массовой школе культурно-образовательных пространств, отвечающих столь разным потребностям, способностям и интересам ученика, до сих пор не решена. Во все времена школа безуспешно пыталась и пытается привести всех к единому заранее известному результату, выраженному к тому же в неком проценте качества обученности и «заранее исчисляемой и опре-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

37

Инновации в образовательных учреждениях

деляемой сумме знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены потенциальными учащимися» (А. М. Лобок). Где уж тут до индивидуальности...

Возможное приближение к идеалу виделось в про-филизации обучения, но, как показала жизнь, на деле принцип «обучения всех всему» остался. Очень образно и точно высказался А. В. Хуторской о попытках введения профильного обучения в школах: «Профиль-ность, если мы не будем видеть за ней каждого ученика, будет тем же обезличенным «загоном» для школьников, что и в обычной массовой школе. Только теперь он будет не один для всех, а будут несколько «профильных загонов». Обидно звучит? Но при критическом взгляде и анализе ситуации, мы увидим, что вожделенная индивидуализация обучения снова осталась недосягаемой радугой в небе. В условиях все той же «навязанной предметности» - необходимости реализации стандартов, подготовки старшеклассников к ЕГЭ учителю оказалось достаточно сложно «видеть каждого ученика», найти способы и формы обучения своему предмету, адекватные разным индивидуальным траекториям.

И если удовлетворение разных образовательных потребностей школьников дело нелегкое (если вообще осуществимое) для любой школы, тем более усложняется эта задача для провинциальной школы маленького города/села, возможности для создания разнообразных культурно-образовательных пространств которой весьма и весьма ограничены. Более того, как часто нам приходится признавать, что многое в человеке формируется независимо от школьного обучения под влиянием множества иных факторов, где ключевую роль играет образ жизни и деятельности, наличие в жизни человека той встречи или встреч, которые становятся точкой отсчета для пробуждения и развития интересов, способностей, тех сторон индивидуальности, что не нашли в школьной действительности почвы для своего выражения.

Эта нелегкая задача - сократить рамки «навязанной предметности», жесткие нормы классно-урочной системы или найти альтернативный ей способ организации обучения, создать разнообразие условий для выбора, самоуправления и самоорганизации в силу ряда известных причин практически не решаема в школе.

«... А делать нужно вот что: понять, что ученик (человек) -един, поэтому нужно объединить общее и дополнительное его образование. Выделить в этом образовании субъективно и объективно главное, помочь ученику выстраивать индивидуальный маршрут с помощью разных средств и возможностей. Именно это и считать главной задачей федерального компонента общего среднего образования, а не отбрасывать личные предпочтения учеников и учителей в дополнительно-необязательную добавку.»

А. В. Хуторской

«Ясно, что разнообразие класса велико. Принцип требует, чтобы «разнообразие» учителя было не ниже»1, но как реально учителю достичь этого разнообразия? Очень часто эффективность от неимоверных интеллектуальных, психологических, методических, временных затрат учительского труда гораздо ниже

1 Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема

до философии. - Москва, 1996 . - С.19 .

ожидаемой, что неизбежно приводит к разочарованию, неудовлетворенности, истощению профессиональной энергии. Эффективность высока там, где поиск решения какой-либо проблемы приводит к тому, что и учителю и ученику приходится выходить за рамки школьной программы, и тогда начинается совместная познавательная деятельность детей и взрослых, а практикой многократно доказано, что образование тогда эффективнее, когда есть совместная деятельность педагога и ученика (мастера и подмастерья). Но это, как правило, единичный, в лучшем случае, групповой опыт, а не массовый [1,2, 3]..

Выходом, в определенной степени, здесь может стать обращение к дополнительному образованию. Оно давно уже вышло за рамки второстепенного, досугового, кружкового, и все очевиднее становится тот факт, что оно обладает достаточными возможностями и средствами, чтобы не просто объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие, но и стать той культурной средой, которая в состоянии отвечать образовательным запросам индивидуальности. Разобщенность этих двух систем, изолированность дополнительного образования, ситуация, когда оно вынуждено мириться с ролью «приставного стула» и довольствоваться скудными часами (дети, как правило, большую часть дня заняты в школе: раздутые учебные планы школы не оставляют им времени для занятий в сфере собственных интересов) существенно сужает потенциальные возможности для развития разных сторон индивидуальности.

И понимание того, что объединение усилий педаго-га-предметника и педагога дополнительного образования - это тот фундамент, на котором можно строить или значительно расширить культурно-образовательные пространства отдельного образовательного учреждения, расширить «разнообразие учителя», - способно поднять решение проблемы индивидуализации и про-филизации на качественно иной уровень. Жизнь приводит нас к необходимости интеграции общего и дополнительного образования. [4].

Опыт показывает, что сложились необходимые предпосылки и условия, имеются достаточные ресурсы для осуществления реальной интеграции общего и дополнительного образования.

Представленные в данной статье материалы -попытка осмыслить деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» небольшого городка Олекминска, районного центра одной из многочисленных российских провинций. Для нас было важным проанализировать собственный опыт выстраивания образовательного пространства на основе исследовательской деятельности школьников, этапы ее развития и ее результаты, осознать возможности отдельного учреждения дополнительного образования как для создания индивидуальных культурно-образовательных пространств, так и для расширения муниципального образовательного пространства в условиях сельской провинции [4, 5].

История развития Олекминского Центра творческого развития и гуманитарного образования школь-

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

Инновации в образовательных учреждениях

Вначале был «Экос»...

ников - яркий пример плодотворного социального партнерства двух ведомств: Управления образования Олекминского улуса Министерства образования Республики Саха (Якутия) и Государственного природного заповедника «Олекминский» Министерства природных ресурсов России. 15 января 1995 года было подписано соглашение о создании совместного экологического объединения, получившего в дальнейшем название «Экологический союз» - «Экос», принята программа экологического образования, воспитания и просвещения детей, разработанная научным отделом Олекминского заповедника, определены базовые школы по экологическому образованию, направления и приоритеты деятельности. В кадровом отношении «Экос» объединял сотрудников научного отдела заповедника, педагогов школ, представителей управления образования.

Ведущей идеей концепции и программы экологического образования в районе стало целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, республики, жителя Олекминского улуса. «Природа-человек-общество» -это триединая основа развития и исследовательской работы школьников и экологического образования, его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Основными направлениями деятельности были: научно-методическое обеспечение вопросов экологического образования; научно-исследовательская работа со школьниками, экологическое просвещение, развитие олимпиадного движения.

Активная деятельность объединения, освещаемая регулярно в созданной на районной телестудии рубрике «Новости «Экоса», телеальманахе «Природа и мы», в газете «Олекма» - рубрика «Природная среда, здоровье, экономика», привлекала все большее число школьников и педагогов. И уже через год школы района включились в мониторинговые и исследовательские программы, разработанные «Экосом»: «Лесной мониторинг», «Мониторинг водных экосистем», «Мониторинг здоровья», «Экология села», «Лекарственные растения», «Экологический паспорт школы и пришкольной территории» «Мониторинг загрязнения», «Карта-схема загрязненности улуса», «Учеты зимующих птиц» и др. Успешная реализация этих программ, широкий охват школьников и педагогов разными видами деятельности в их рамках, показали, что дополнительное образование может способствовать решению ряда образовательных и экологических проблем в районе. Это вдохновляло коллектив Экоса, который ставил перед собой все новые и новые задачи в своем стремлении

расширить горизонты для личностного роста олекминских школьников с учетом их возрастных особенностей. [6, 7].

Сегодня межведомственному взаимодействию двух структур, объединивших свои усилия для развития подрастающего поколения Олекминского района уже 16 лет. За это время намного расширились рамки взаимодействия и направления реализуемых программ. Активно внедрялись инновационные формы работы и новые для района направления дополнительного образования.

Начав свою деятельность в районе как экологическое объединение «Экос», в дальнейшем наше учреждение было преобразовано в Центр научно-исследовательской работы школьников, а в 2004 году в МОУ дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования школьников» Олекминского района. Все эти годы коллектив Центра трудился для одной цели: помогал найти свою путевку в жизнь мальчишкам и девчонкам, создавая условия для их творческого развития и ситуацию успеха, так важную для любой личности.

Если говорить о хронологии нашего роста, то следует упомянуть его отдельные важные этапы:

1995-1996 годы - создано экологическое объединение «Экос»; разработаны программа экологического образования, воспитания и просвещения населения, основы концепции экологического образования в улусе. При научном отделе госзаповедника «Олекминский» открыта воскресная экологическая школа для городских и сельских школьников. Разработана комплексная программа школьного экологического мониторинга; открыта летняя экологическая школа на научном стационаре Джикимда на территории Олекминского заповедника; инициировано развитие в улусе российской природоохранной акции «Марш парков» (на сегодняшний день Центр является координаторами этой акции в Республике Саха (Якутия);

1997-1999 годы - осуществлена апробация для последующего внедрения в улусе международных образовательных программ GLOBE, GREEN, программы по применению вермикультуры в работе пришкольных участков, разработана совместно с Улусным экологическим центром программа по экологии для 1-8 классов; В районе создан координационный центр российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (в настоящее время Центр имеет статус регионального координационного центра); совместно с международным центром программы GLOBE проведен обучающий семинар для педагогов школ, ДОУ высших учебных заведений. Ведущие семинара: Эрик Стоунбрекер (США), Николай Казаков (Владивосток). Семинар дал старт реализации программы GLOBE в улусе. Осуществлен пилотный проект «Выездные экологические школы для отдаленных национальных поселков (на примере эвенкийского национального села Тяня»); адаптирована в улусе международная программа «Global 200» - «Живая планета. 200 сокровищ Земли»; инициировано сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (WWF) по программе экологи-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

39

Инновации в образовательных учреждениях

ческого образования и природоохранной деятельности; на базе Центра открыта первая в улусе Республиканская экспериментальная площадка «Школьный экологический мониторинг - многофункциональный метод непрерывного экологического образования»; совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект «Истоки» по возрождению национальной культуры и традиций;

2000-2002 годы - открыт Визит-Центр программы WWF «Живая планета», созданы клубы Друзей WWF «Живая планета». В настоящее время в районе 10 клубов, объединяющих 700 человек. В рамках выездной экологической школы совместно с коллективом Тянской национальной эвенкийской школы разработан проект ежегодного детского национального праздника «Бакалдын»; Разработан пилотный проект «Создание при ЦНИРШ центра довузовского образования по естественному направлению»; совместно с Российской ассоциацией экологического образования (АсЭко) проведен ряд обучающих интерактивных семинаров «Образование для устойчивого развития», «Ощущение чуда (развитие чувственного восприятия детей)»; совместно с Институтом валеологии (г. Санкт-Петербург), Республиканским комитетом по семье и детству проведен ряд семинаров Г. В. Зайцева «Здравосохраняющее образование» по адаптации в улусе комплекта учебников Г. В. Зайцева по валеологии для школьников младшей и средней ступени. На базе Центра открыт филиал Малой сельскохозяйственной академии ЯНИ-ИСХ СО РАСХН;

2003-2004 год - Совместным решением Министерства образования и Министерства сельского хозяйства РС (Я) Центр принят в Союз агропрофилированных школ РС (Я) и ему присвоен статус «Методический центр для средних общеобразовательных школ с агротехническим профилем по изучению природных экосистем». Проведены первые дистанционные эвристические олимпиады для школьников ЦДО «Эйдос», что положило начало развитию дистанционного образования в улусе. Организована «Академия панды» для дошкольников. Центру присвоен статус экспериментальной площадки АПК и ПРО «Проектные технологии - основа развития исследовательских навыков детей и подростков в системе дополнительного образования». Центр первым среди образовательных учреждений Дальневосточного федерального округа стал участником пилотного проекта Минобрнауки РФ и компании Майкрософт «Microsoft AT Academy», что способствовало дальнейшему внедрению информационно-коммуникативных технологий не только в образовательный процесс Центра, но и внесло вклад в развитие ИКТ в районе. На базе Центра организован ряд дистанционных семинаров Академии повышения квалификации педагогов МО РФ «Школа педагога-ис-следователя», «Авторские педагогические разработки». Разработаны и проведены первые в улусе олимпиады для педагогов по биологии, экологии, географии, электронная олимпиада для школьников «Путешествие по лесным экорегионам», интеллектуальный марафон для младших школьников. Стартовал проект международной летней экологической школы «Дом, в котором мы живем» под эгидой ЮНЕСКО.

2005-2006 годы. С 2005 года Центр является региональным представителем оргкомитета российского конкурса «Я-исследователь» по Дальневосточному федеральному округу. В 2006 году получен статус регионального оргкомитета российского конкурса экологических проектов «Человек на Земле». Проводимая в течение ряда лет работа с педагогами и школьниками в рамках программы ЮНЕСКО «Образование для устойчивого развития» позволила Центру присоединиться к международной сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. В 2006 году Генеральным секретарем ЮНЕСКО Центру был вручен Сертификат, удостоверяющий статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО». Много внимания Центр уделяет внедрению информационнокоммуникационных технологий и развитию разнообразных форм дистанционного образования в районе. С 2006 г. реализуется проект «Мобильная компьютерная школа «Спутник», удостоенный Гранта Министерства по молодежной политике РС (Я), на базе Центра открывается Представительство Томского Государственного университета, благодаря чему становится возможным обучение школьников района по программам открытых профильных школ университета и довузовской подготовки.

2007-2008 годы - Центру присвоен статус опорного учреждения дополнительного образования детей Министерства образования РС (Я), регионального координационного центра российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

2009- 2010 годы - Центр становится республиканской экспериментальной площадкой по теме «Инновационная модель учреждения дополнительного образования как средство расширения муниципального образовательного пространства»; победителем Республиканского конкурса проектов для старшеклассников - Цифровая школа; победителем (3 место) в Российском конкурсе учреждений дополнительного образования;

2010- 2011 годы - на базе Центра открыта площадка «Intel - обучение для будущего», пролонгирована экспериментальная площадка АПК и ППРО.

Возможности отдельного образовательного учреждения, особенно в сельской провинции, всегда ограничены определенными рамками и редко бывают «достаточными», однако, это не означает, что учреждение должно отказываться от развития, расширения образовательных услуг, осуществления своих планов. Инновационный подход к организации образовательного процесса, стремление к осуществлению новых идей и открытию новых перспектив для развития своих воспитанников побуждают коллектив учреждения к развитию широкого социального партнерства. Именно широкое сотрудничество с разнообразными образовательными учреждениями и социальными институтами является основой эффективного решения стоящих перед нами задач. Ведущей целью межведомственного взаимодействия и социального партнерства МОУ ДОД ЦТРиГОШ считает налаживание устойчивых связей, консолидацию усилий и конструктивное взаимодействие образовательных, научных, культурных учреждений и гражданских институтов для эффективной реализации задач воспитания и творческого развития

40

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

Инновации в образовательных учреждениях

детей и юношества, определения стратегических направлений и приоритетов организационной, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы со школьниками, развития системы дополнительного образования в районе.

Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие в осуществлении программ Центра включает в себя:

1. Комплексное взаимодействие в рамках реализации программ профориентации и профильного образования.

2. Разработку и реализацию совместных программ и мероприятий в области развития научно-исследовательской работы со школьниками.

3. Реализацию целевых программ экологического образования.

Педагогический коллектив МОУ ДОД «ЦТРиГОШ» сотрудничает как с государственными, так и общественными учреждениями Олекминского района, республики Саха (Якутия), России: Советом молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия) при Министерстве науки и профобразования РС (Я), Всемирным фондом дикой природы, Российским Центром охраны природы, Российским бюро ЮНЕСКО и др. Налажена работа с Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН (ИБКП СО РАН), с Якутским государственным университетом, Якутской сельскохозяйственной академией (Олекминский филиал) Институтом дистанционного образования Томского государственного университета, Центром дистанционного образования «Эйдос», АПК и ППРО, Издательским домом «Инновации и эксперимент в образовании» (Москва).

Результативность образовательных программ МОУ ДОД «ЦТР и ГОШ» за время деятельности Центра можно отразить в следующих цифрах:

• более 2000 школьников получили основы ведения научно-исследовательской работы и проектной деятельности

• более 200 раз воспитанники Центра становились победителями и призерами республиканских и российских олимпиад и конференций

• 6 учащихся - победители и призеры международных научно-исследовательских конференций и выставок.

За последние 4 года:

• Около 9000 учащихся 1-11 классов городских и сельских школ 13 районов Республики Саха (Якутия) приняли участие в программных мероприятиях Центра;

• Более 5000 школьников района приняли участие в дистанционных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, телекоммуникационных проектах;

• 71 педагог района окончил на базе Центра оргдеятельностные дистанционные курсы повышения квалификации центра «Эйдос»;

• 40 педагогов района на базе Центра окончили дистанционные курсы повышения квалификации АПК и ПРО Минобрнауки РФ;

• Реализуется проект Центра «Мобильная компьютерная школа «Спутник», в котором приняли участие 179 педагогов и более 600 школьников отдаленных сельских школ;

• Установлены международные связи и более 500 школьников образовательных учреждений района стали участниками разных международных акций и телекоммуникационных проектов;

• 187 педагогов прошли обучение основам ИКТ;

• 50 педагогов на базе Центра дистанционно получают высшее педагогическое образование в Саха Государственной педагогической академии и институте развыития образования МО (РС);

• На базе Центра действует представительство Томского государственного университета, что дает возможность школьникам района обучаться в открытых профильных школах и по программам довузовской подготовки на основе дистанционных технологий образования. За последние 4 года 204 школьника обучались про программам ТГУ.

Поделимся с читателями воспоминаниями выпускников Центра.

1. Капустин Миша

В МОУ ДОД ЦТРиГОШ я занимался в течение 4-х лет, о которых мне никогда не придется жалеть.

Первый раз мое знакомство с ним произошло в 2001 г., в 7 классе.

Тогда еще мальчиком меня взяли в ежегодную летнюю экспедицию, организованную этим центром.

Главной целью, поставленной перед участниками полевой школы, было изучение различных представителей флоры и фауны на территории Олекминского заповедника. Первое впечатление, полученное во время этой экспедиции, наверняка останется со мной на всю жизнь. Помню, как не мог оторвать глаз от великолепных пейзажей нашей красавицы-тайги, от удивительных и завораживающих мест, от потрясающей взор любого природной гармонии. Возможно именно эта притягательная красота, так поразившая меня в тот раз, и не перестающая удивлять по сей день, во многом предопределила естественнонаучное и гуманистическое направление моей будущей исследовательской и профессиональной деятельности. С тех пор занятия в этом центре стало для меня постоянным увлечением.

К сожалению, иногда приходит время, когда приходится прощаться с тем, к чему так сильно привык и полюбил. Вот однажды пришло и мое время уезжать. В моей жизни наступил новый этап - студенчество, но выбор будущей профессии был во многом определен моей работой в центре.

Я учусь в медицинском университете, где приходится много читать и анализировать. Однако навыки, полученные мною во время полевых школ и научно-исследовательских конференций, помогают мне преодолевать все трудности обучения. Занимаясь в центре, я научился находить решение тех или иных вопросов и задач, формулировать и выдвигать гипотезы, анализировать данные научной литературы, связывать в логические цепочки различные события и результаты, с легкостью находить общий язык с людьми не только моей специальности, но и абсолютно других профессий. Центр помог мне вырасти в интеллектуальном

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

41

Инновации в образовательных учреждениях

и духовном плане, я чувствую, что я интересен людям, им нравится со мной общаться, а ведь все это так важно в моей будущей профессии. За это я благодарю всех сотрудников МОУ ДОД ЦТРиГОШ за все те качества, которыми я обладаю и те незабываемые годы, что я провел здесь, за тот бесценный опыт и незабываемые впечатления, которые успел приобрести.

Капустин М. А.- студент Владивостокского Государственного Медицинского Университета (ВГМУ), 4 курс, 2009 г.

2. Ткаченко Оля

«Как часто люди мечтают о вечности...»

Будучи уже студентами разных Вузов мы начинаем убеждаться, и вспоминаем те года, когда мы стояли на перроне вокзала школьных лет в ожидании поезда жизни. Когда мы еще сидели в зале ожидания вокзала, думали, что так будет вечно. Но время имеет удивительное свойство убегать от человека с бешеной скоростью, когда его жизненная беговая дорожка неумолимо становится короче.

А когда-то все было первым: первый сентябрьский звонок, взволнованный учитель и первый урок, первый класс, первая парта у окна и первая отметка в дневнике, первые трудности, несмелые ответы у доски, непривычная указка в беспомощных руках, первые переживания перед первым экзаменом. И так же впервые когда - то я пришла в Центр научно-исследовательской работы школьников.

И пошло, поехало! За то время пока я посещала этот центр, я побывала в Заповедной зоне Олекимн-ского района «Джикимда», где я впервые в своей жизни писала свой собственный проект. Для меня, как для ребенка, который еще не умел правильно оформлять проекты и вообще правильно выражать свои мыли это было дико! И даже на первой моей защите меня как бы это не звучало....меня Завалили!!! Помню я очень тогда расстроилась, но, сейчас вспоминая эти дни, мне приходит только одна мысль в голову, что все было это не зря, и что для меня это было большим уроком, который пригодился и по сей день! И сейчас будучи студенткой уже 3 курса, в дали от родного Олекмин-ска, я невольно достаю дискету со своими проектами и вспоминаю те дни, которые я проводила в центре, вспоминаю преподавателей, которые относились ко мне с такой заботой, что не хотелось даже и уходить домой оттуда. Хочется сказать большое СПАСИБО всем преподавателям центра, за то, что вкладывают в детей массу положительной информации, которая в дальнейшем помогает им в студенческой жизни! И хочется пожелать вам достойных учеников, которые бы радовали вас своими успехами, выступали на конференциях, как республиканского масштаба, так и российского и занимали только призовые места! Ведь с такими преподавателями успех обеспечен! 2009 год

3. Хастаева Василина Владимировна, 20 лет, студентка 3 курса СибГосударственного медицинского университета, Фармацевтический Факультет, г. Томск

В ЦНИРШе я начала заниматься с 9 класса, разрабатывала проекты на тему «Особенности билингвального образования», составила русско-эвенкийский

словарь оленеводческой терминологии, побеждала на районных и республиканских конференциях. Кроме этого я занималась в профильных школах Томского государственного университета, они проходили дистанционно. Это своего рода подготовка к экзаменам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.Только сейчас я поняла, что без того огромного пласта знаний, что я приобрела, занимаясь в Центре, мне было бы очень сложно адаптироваться на моём нынешнем месте учёбы. Кроме того, я познакомилась и подружилась со многими людьми, которые сейчас являются моими лучшими друзьями. И потому мне хотелось бы выразить огромную благодарность всем сотрудникам Цнирша, которые создают здесь очень тёплую и дружескую атмосферу.

4. Яковлева Настя - магистрант Лесотехнической Академии, Санкт-Петербург.

«Давным-давно, когда птицы ещё не умели летать.»

Ой, извините, это не отсюда.

Несколько лет назад, когда мне было 11 лет, я в первый раз пришла в центр « ЭКОС» (потом его переименовали в ЦНИРШ, теперь это ЦТРиГОШ) на детскую площадку. Особо описывать её я не буду, только скажу, что тогда было очень весело. И кроме незабываемых впечатлений эта площадка дала мне толчок, а точнее направление движения в будущем.

.В общем, за те несколько лет, что я занималась в ЦНИРШике, он дал мне очень многое (а самое интересное, что те занятия всё ещё дают мне что-то новое). Я стала более раскованной, уверенной в себе. Каждая победа заставляла желать большего, что помогало бороться тогда и помогает сейчас. Я стала серьёзнее и собраннее, научилась использовать полученные данные, различные методы в исследованиях, а умение делать описания помогают мне и сейчас, в вузе.

Меня научили оформлять научные работы. В декабре 2008 г. мы вместе с преподавателем одной из кафедр нашей академии делали небольшую работу и тезисы. Было очень весело смотреть, как вытягивается лицо преподавателя, когда он увидел, что править-то практически и нечего. Что я, в общем-то, понимаю, что делаю и ему это особо и переделывать не надо.

В ЦНИРШе меня научили анализировать, и главное, не пытаться выучить, а научили понимать и думать.

И кроме всего прочего ЦНИРШик и Джикимда дали мне огромное количество положительных, необходимую каплю отрицательных эмоций, множество хороши знакомых, отличных друзей и множество шикарных воспоминаний, которые будут со мной всегда! Я изменилась, и изменилась благодаря Вам. Спасибо Вам Наталья Витальевна, Юрий Филиппович, весь коллектив теперь уже МОУ ДОД ЦТРиГОШ. Спасибо Габышеву Алексею Александровичу за его помощь в работе над проектом. Спасибо Семёнову Сергею Ивановичу - первому эксперту, которому я докладывала свой проект и, главное, который это выдержал (после чего я и стала меньше бояться и рассказывала уже куда лучше). И самое огромное и пламенное СПАСИБО Вам, Ольга Юрьевна. Вы всегда очень сильно поддерживали меня, и часто эта поддержка оказывалась очень необходи-

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

Инновации в образовательных учреждениях

мой, а иногда и решающей. Когда мне не хочется что-то делать, я часто вспоминаю Ваш любимый стишок, а когда что-то не получается - слова с последнего «Шага» на котором я выступала, в Якутске. Спасибо.

P. S. Ну не могу промолчать!!! Самое прекрасное, что мне дал Центр и моя любимая Джикимда - я теперь от букашек не визжу и не шарахаюсь).

Литература

1. Гоишакина О.П. Мастер-класс «учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. -№1.

2. Гоишакина О.П. Мастер-класс по теме «Введение в науку» // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. -№1.

3. Климонтова Т.А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3.

4. Рожкова ОЮ. К концепции инновационной модели учреждения дополнительного образования детей. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.

5. Рожкова ОЮ., Евстифеева О.В. Мобильная компьютерная школа «Спутник» в условиях удаленной сельской провинции // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4

6. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании. -2011. - №1.

7. Сиденко Е.А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №2.

УДК 370.153.1 (045)

Хотинец В. Ю.

РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ХОДЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития поликультурной компетентности, осуществляемый в ходе обучения и включающий специальные методы и технологии самостоятельной деятельности учащихся. Описаны этапы, методы и результаты проведенной в Удмуртской Республике соответствующей проектно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: поликультурное образование, компетентностный подход, поликультурная компетентность, рефлексивно-когнитивный, ценностно-смысловой, мотивационно-деятельностный компоненты, методы и технологии становления поликультурной компетентности.

Abstract. The paper is dedicated to the process of building up multicultural competence in high school students involved in problem-solving, project and research activities, group work; technologies of active learning being used..

Keywords: multicultural education, competence approach, multicultural competence, reflective - cognitive components, content and value elements, motivational and active learning, methods and tecnologies of multicultural competence.

В современной мировой системе образования мы можем наблюдать различные подходы к осуществлению образовательного процесса на основе культурных принципов. В США, Канаде, Австралии теория «мультикультурного образования» (Multicultural Education) основывается на идее равноправия народов независимо от языковых и культурных различий. В ряде европейских стран «межкультурное образование» (Intercultural Education) строится на взаимообогащении и межкультурном взаимодействии в решении актуальных социально-экономических проблем. В России «поликультурное образование» осуществляет-

ся на основе базовой ценности, раскрывающей каждую личность и каждый народ как культуру, а образование как диалог культур [1,3, 9].

Теории перечисленных подходов, явившихся научно-педагогическим ответом на культурное многообразие современности, обосновывают ряд закономерностей подготовки учащихся к гармоничной жизни в поликультурном сообществе. Непохожесть или необычность не рассматриваются теперь как опасность или риск, связанные с чьим-либо нетипичным поведением. Напротив, непохожесть видится как стимул личностного и социального роста. Встреча с «другим» - человеком

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.