Научная статья на тему 'Структура образовательной программы «Баланс» для работы с классными руководителями по воспитанию толерантного поведения старшеклассников'

Структура образовательной программы «Баланс» для работы с классными руководителями по воспитанию толерантного поведения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ / TOLERANT BEHAVIOR / PROFESSIONAL ACTIVITY OF CLASS TEACHER / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK WITH SENIORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Елена Григорьевна

В статье описана структура и тематический план разработанной и апробированной авторской образовательной программы «Баланс». Данная программа может быть использована для повышения уровня профессиональной деятельности классных руководителей по воспитанию толерантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of an educational program «Balance» for work with class teachers on education of tolerant behavior of seniors

In the article the structure and thematic plan of the developed and approved author's educational program «Balance» is described. This program can be used for increase a level of professional activity of class teachers on education of teenagers tolerant behavior.

Текст научной работы на тему «Структура образовательной программы «Баланс» для работы с классными руководителями по воспитанию толерантного поведения старшеклассников»

дентов университетов Юго-Восточной Европы (Румыния, 2011 г.); В. Кушеева - призер Всероссийской олимпиады по английскому языку 2010 г., А. Земеров - победитель XII ежегодной Всероссийской открытой олимпиады «Созвездие» в (2011 г.), А. Дорошкевич - победитель XIII ежегодной Всероссийской открытой олимпиады «Созвездие» (2012 г). Только в 2011-2012 гг. учащиеся гимназии получили 164 диплома разного уровня. Кроме того, гимназисты активно участвуют в различных программах по международному обмену школьников, обучаясь в образовательных учреждениях Германии и США. Таким образом, программа дает свои плоды. В рейтинге образовательных учреждений и муниципалитетов Республики Бурятия в рамках программы комплексной оценки эффективности региональной системы образования гимназия занимает лидирующие позиции в течение последних трех лет.

Вместе с тем в результатах деятельности гимназии можно выделить некоторые трудности объективного и субъективного характера, обусловливающие ряд недостатков:

- сложившаяся односторонность в организации учебно-воспитательного процесса, выражающаяся преимущественно в интеллектуальном развитии учащихся, в ущерб укреплению их здоровья и трудовой подготовки;

- недостаточная подготовленность педагогов к работе с детьми с высокой учебной мотивацией;

- потребность в улучшении школьной инфраструктуры, неудовлетворяющей требованиям программы поддержки и развития одаренных детей.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и судьбы нашего будущего поколения.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы «Одаренные дети» на 2007-2010 гг. // Российская газета [сайт].URL: http:www.rg.ru/2007/02/02/ deti-rossii-dok.html

2. Федеральная программа «Одаренные дети» должна продолжать свою работу [сайт]: РИА «Новости» // иКЬ: http://www.rian.ru/

3. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества; под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000.

5. Концепция развития МБОУ Российская гимназия № 59.

Бугдашкина Елена Александровна, учитель английского языка Российской гимназии № 59, г. Улан-Удэ. Тел. (301-2)448329.

Вишнякова Елена Демьяновна, учитель французского языка Российской гимназии № 59, г. Улан-Удэ. Тел. (301-2)448329.

Bugdashkina Elena Alexandrovna, a teacher of the English language, Russian gymnasium № 59, Ulan-Ude. Ph. (301-2) 448329.

Vishnyakova Elena Demyanovna, a teacher of the French language, Russian gymnasium № 59, Ulan-Ude. Ph. (301-

2) 448329.

УДК 371.14 © Е.Г. Вдовина

Структура образовательной программы «Баланс» для работы с классными руководителями по воспитанию толерантного поведения старшеклассников

В статье описана структура и тематический план разработанной и апробированной авторской образовательной программы «Баланс». Данная программа может быть использована для повышения уровня профессиональной деятельности классных руководителей по воспитанию толерантного поведения подростков.

Ключевые слова: толерантное поведение, профессиональная деятельность классного руководителя, организация воспитательной работы со старшеклассниками.

© E.G. Vdovina

Structure of an educational program «Balance» for work with class teachers on education of tolerant behavior of seniors

In the article the structure and thematic plan of the developed and approved author's educational program «Balance» is described. This program can be used for increase a level of professional activity of class teachers on education of teenagers tolerant behavior.

Keywords: tolerant behavior, professional activity of class teacher, organization of educational work with seniors.

Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов. Успешность реализации предполагаемых нововведений напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов.

Проблемы, с которыми сталкивается современная школа, - осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. - объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности. Решить задачу воспитания толерантного поведения с помощью таких методов, как беседы, викторины, экскурсии невозможно. Воспитание толерантного поведения старшеклассников находится в сфере ценностных и смысловых установок, которые актуализируются в ходе диалогового взаимодействия и обусловлено уровнем профессиональной деятельности классного руководителя. Образовательная программа «Баланс» учитывает психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества классного руководителя и основано на аксиологическом подходе, который связан с личностным ростом педагога, способностью к саморазвитию и наполнению профессиональной деятельности новым содержанием [2].

Образовательная программа «Баланс» направлена на:

- формирование отношения педагогов к своей профессиональной деятельности как смысловому пространству личностного и профессионального толерантного самовыражения;

- обучение классных руководителей методам и приемам, способствующим воспитанию толерантного поведения подростков и старшеклассников;

- индивидуализацию воспитательных технологий каждым педагогом в собственной профессиональной деятельности.

Методологическую основу программы составили:

- на общенаучном уровне: общая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Г.П. Щедровицкий и др.), идеи системного подхода (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг и др.), философско-психологические основы периодизации развития человеческой субъектности (В.И. Слобод-чиков); психологическая теория профессионального развития личности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), проектно-программный подход к управлению процессами развития (Н.Г. Алексеев, О.Б. Алексеев, Ю.В. Громыко, С.И. Котельников,

В.С. Лазарев, С.В. Наумов и др.).

- на конкретно-научном уровне: основы

формирования и самовоспитания личности педагога в системе образования, создания обусловленных ситуаций и микроклимата в коллективе, повышения мотивационного уровня педагога (И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик и др.).

Структура программы включает в себя три функциональных модуля.

1-й модуль «Толерантный педагог» ориентирован на саморефлексию классных руководителей и коррекционно-развивающую работу с их личностными смыслами и смысловыми установками в системе профессиональной деятельности. Модуль включает 16 академических часов лекционно-практических занятий (4 занятия по 4 часа).

2-й модуль «Воспитательные технологии диалогового взаимодействия» ориентирован на овладение навыками обсуждения с подростками и старшеклассниками нравственных дилемм конструирования и организации дискуссий, «сократовских бесед». Модуль включает 12 академических часов лекционно-практических занятий (3 занятия по 4 часа).

3-й модуль «Воспитание толерантного поведения в классном коллективе» ориентирован на развитие у классных руководителей навыков управления групповыми процессами в коллективе (межличностными отношениями в процессе их развития, сплочения, принятия решений и нормативного давления), соотнесение воспитательных методов и приемов с динамикой

групповых процессов. Модуль включает 16 академических часов лекционно-практических занятий (4 занятия по 4 часа).

Возможны два варианта реализации образовательной программы:

1-й вариант. 3 сессии в период школьных каникул:

Конец августа - модуль «Толерантный учитель» (4 дня по 4 часа).

Ноябрь - модуль «Воспитание толерантного поведения в классном коллективе» (4 дня по 4 часа).

Январь - модуль «Воспитательные технологии диалогового взаимодействия» (3 дня по 4 часа).

Достоинство данного варианта - погружение в проблему, соответствующее более полному осознанию проблемы и освоению методик воспитания толерантного поведения подростков.

2-й вариант. 1 раз в неделю по 4 часа - 11 встреч.

Достоинство данного метода - отработка навыка работы с программой «Баланс» на практике происходит одновременно с профессиональной деятельностью; более качественно осуществляется саморефлексия профессиональной деятельности участниками программы, возникают уточняющие вопросы по процедуре воспитательных технологий к ведущему программы.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из нескольких структурных компонентов:

1) упражнение для создания эмоционального настроя на занятие;

2) мини-лекция с использованием интерактивного взаимодействия с участниками программы и выполнением практического задания;

3) воспитательная методика (упражнение, игра), иллюстрирующая содержательный и методический аспект проблемы занятия;

4) работа участников программы в микрогруппах по закреплению теоретического и практического материала;

5) рефлексия целесообразности («Зачем?») и своевременности («Как?») применения воспитательного метода в повседневной работе с классом.

Возможные затруднения и проблемы при изучении программы:

- нежелание педагогов преодолевать стереотипы мышления;

- наличие психологических защит и неумение работать в условиях открытости целевых установок;

- сведение диалогического опыта к обычным вопросно-ответным отношениям.

Для эффективной реализации программы ведущий программы должен учесть ряд требований:

1) до начала реализации программы провести организационно-методическую работу с администрацией образовательного учреждения с целью приведения в соответствие запроса администрации с содержанием самой программы;

2) на вводном занятии необходимо провести анкетирование или собеседование с участниками программы с целью выявления их уровня готовности к ее изучению;

3) изучение образовательной программы необходимо начинать с модуля «Толерантный педагог», в процессе которого происходит актуализация личностной заинтересованности слушателей в освоении программы и осознание своих профессионально-личностных проблем, связанных с предлагаемой тематикой;

4) работа с участниками программы должна строиться на основе рефлексии их профессиональной деятельности; содержание предлагаемых игр и дискуссий должно помогать эффективному решению имеющихся личных и профессиональных проблем педагогов;

5) нужно нацелить участников программы на дальнейшую саморефлексию собственных толерантных установок и рефлексию профессиональной деятельности по воспитанию толерантного поведения подростков и старшеклассников.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

1) ресурс времени. Участники программы должны быть освобождены от уроков в день проведения занятий;

2) постоянный состав участников на протяжении всей программы;

3) программа предполагает активные формы взаимодействия участников друг с другом. Помещение для занятий должно быть:

- достаточно просторным для перемещения людей, а также столов и стульев в зависимости от характера заданий;

- изолированным от учебных аудиторий, где ведется учебный процесс;

- оснащено аудио- и видеоаппаратурой для просмотра видеосюжетов и создания музыкального фона в период демонстрационных игр и заданий участников программы.

Промежуточные результаты реализации программы отражены в таблицах к каждому заня-

тию и являются продуктом индивидуальной мы и предметом рефлексии в конце каждого за-

(групповой) деятельности участников програм- нятия.

Таблица 1

Тематический план образовательной программы «Баланс»

№ Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Форма внутреннего контроля

лекции практ.

1. Толерантный педагог 16 3,5 12,5

1.1. Вводное занятие. Работа с понятиями 4 1 3 Составление схемы целей и задач Самодиагностика

1.2. Личностные и профессиональные ценности педагога 4 4 Дискуссия «Толерантный педагог». Самодиагностика

1.3. Развитие навыков толерантного мышления 4 1,5 2,5 Саморефлексия

1.4. Развитие навыков ассертивного поведения 4 1 3 Саморефлексия

2. Воспитательные технологии диалогового взаимодействия 12 3 9

2.1. Дискуссия как метод диалогового общения 4 1 3 Отработка схемы использования разных типов вопросов в дискуссии.

2.2. Метод «Сократовская беседа» 4 1 3 Построение дискуссии с использованием метода

2.3. Методика работы с нравственными дилеммами 4 1 3 Конструирование дилеммы по заданным характеристикам

3. Воспитание толерантного поведения в классном коллективе 16 4 12

3.1. Деятельность классного руководителя по воспитанию толерантного поведения в классном коллективе на этапе номинальной группы 4 1 3 Задачи классного руководителя на этапе номинальной группы (таблица)

3.2. Деятельность классного руководителя по воспитанию толерантного поведения в классном коллективе на этапе группы-ассоциации 4 1 3 Задачи классного руководителя на этапе группы-ассоциации (таблица)

3.3. Деятельность классного руководителя по воспитанию толерантного поведения в классном коллективе на этапе группы-кооперации 4 1 3 Задачи классного руководителя на этапе группы-кооперации (таблица)

3.4. Деятельность классного руководителя по созданию толерантной среды в классном коллективе на этапе группы-автономии и группы-коллектива 4 1 3 Задачи классного руководителя на этапе группы-автономии и группы-коллектива (таблица)

Ожидаемые (итоговые) результаты реализации программы

Педагогическая толерантность классных руководителей представляет собой единство сознания, эмоционально-волевой сферы и действий и может быть выражена тремя взаимосвязанными компонентами: когнитивным, эмоциональноволевым, деятельностно-практическим. Эффек-

тивность когнитивного компонента участников, прошедших обучение по образовательной программе «Баланс», связана с осознанием адекватных методов формирования толерантных установок старшеклассников на разных этапах развития классного коллектива.

Повышение уровня эмоционально-волевого компонента педагогической толерантности

классных руководителей связано с саморефлек-сией профессиональной деятельности с позиции саногенного мышления, проектированием эффективной модели общения со старшеклассниками в ситуациях, связанных с наличием антагонизма в межличностных отношениях.

Повышение уровня деятельностно-

практического компонента педагогической толерантности происходит за счет отработки методов диалогического взаимодействия (алгоритм «Сократовской беседы», конструирование и обсуждение нравственных дилемм) и технологий организации и проведения коллективно творческих дел, деловых и ролевых игр. У классных руководителей отрабатывается навык управления ролевой структурой классного коллектива, психоло-го-педагогической поддержки непопулярных членов группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерии оценки достижения планируемых результатов представлены в авторской методике «Оценка профессиональных компетенций классного руководителя по воспитанию толерантного поведения подростков и старшеклассников» (ОПККР) [1].

Литература

1. Вдовина Е.Г., Шадрин А.Н. Оценка профессиональных компетенций классных руководителей по организации воспитательной работы с классом // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №3 (34). -

С. 23-28.

2. Новые технологии для Новой школы: сб. программ победителей II Всерос. конк. психол-пед. программ. - М.: Центр практической психологии образования, 2010. - 137 с.

Вдовина Елена Григорьевна, соискатель, Алтайская государственная педагогическая академия, директор Городского детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Потенциал». E-mail: vdovele@yandex.ru

Vdovina Elena Grigoryevna, competitor of the Altay state pedagogical academy, director of the City children's improving and educational (profile) center «Potential». E-mail: vdovele@yandex.ru

УДК 373.3.Q16

© Л.Н. Габеева

Развитие самоконтроля у младших школьников как фактор успешности их учебной деятельности

В статье рассматривается проблема развития самоконтроля у младших школьников. Представлена модель развития самоконтроля у младших школьников как фактора успешности их учебной деятельности. Ключевые слова: самоконтроль, начальная школа, учебная деятельность, развитие.

© Ь.И. ЄаЬеега

The development of self-control in primary school as a factor of their successful learning activities

The article deals with the problem of self-control development in primary school pupils. A model of self-control development in primary school pupils has been represented as a factor for their successful learning activities.

Keywords: self-control, primary school, learning activities, development.

Динамичные разносторонние изменения, происходящие в современном обществе, усложняют процессы адаптации человека к новым условиям. Особенно остро стоит проблема эффективного управления собственной деятельностью, требующего компетентного выполнения регулирующей и контролирующей функций, овладения действиями самоконтроля. Вышесказанное имеет большое значение для учащихся младшего школьного возраста, когда их ведущая учебная деятельность находится в стадии становления и эффективность

ее во многом зависит от уровня развития произвольности самоконтроля.

В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы развития самоконтроля у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления самоконтроля на всех этапах учебной деятельности. В психологии вопросы развития самоконтроля рассмотрены более глубоко (В.В. Давыдов, Л.Б. Ительсон, А.С. Лында, А.К. Маркова, М.И. Эль-конин и др.) [4]. В современных исследованиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.