Научная статья на тему 'Особенности изучения элективного курса «Основы политологии»'

Особенности изучения элективного курса «Основы политологии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулемин Михаил Игоревич

Данная статья дает характеристику программе элективного курса «Основы политологии», разработанную учителем истории и обществознания гимназии №136 г. Нижнего Новгорода. В статье кратко охарктеризованы цели и задачи элективного курса, место предмета в структуре базового учебного плана среднего общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Так же в статье описаны основные компетенции, которые реализует данный курс в соответствии с требованиями ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения элективного курса «Основы политологии»»

детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы учреждения дополнительного образования; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания.

Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы работы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинар, психолого-педагогические практикумы и тренинги для родителей, и другие формы, основанные на применении инновационных технологиях развития педагогической культуры родителей, реализуемых в условиях ДПО.

Таким образом, рассмотрение образования родителей как фактора развития позволяет сделать вывод о высоких возможностях применения инновационных технологий в условиях дополнительного профессионального образования взрослых. Библиографический список

1. Букреева Е. Н. Содержание и организация социально-педагогической работы школы с семьями младших школьников в сельском социуме: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 22 с.

2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательного учреждения с семьей. - Ставрополь, 2002. - 300 с.

3. Змеев С. И. Технология образования взрослых. - М.: «Академия», 2002. - 128 с.

4. Коренькова (Бахуташвили) Т. В. Формирование педагогической культуры родителя в неполной семье в условиях деятельности социального учреждений. Дисс... канд.пед. наук.- Ставрополь, 2004. - 191с.

5. Куцебо Г. И. Дифференцированный подход педагога в работе с семьей. Дисс... канд. пед. наук.- М.,1993.-270с.

6. Наседкина Е. И. Дифференцированный подход к работе по повышению педагогической культуры родителей. Дисс...канд. пед. наук,- М., 1979. - 180с.

7. Панова И. Е. Педагогические условия самообразования родителей одаренных детей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Ставрополь, 2000. - 23 с.

8. Панова О. И., П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика.- 2002.- № 10.- С. 76-79.

9. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1997.-512 с.

10. Щербакова С. Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей. Дисс... канд. пед. наук. -М., 1998.- 200 с.

Кулемин Михаил Игоревич,

учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназии №136», г. Н. Новгород mihail.kuleomin@vandex.ru

Особенности изучения элективного курса «Основы политологии» Аннотация. Данная статья дает характеристику программе элективного курса «Основы политологии», разработанную учителем истории и обществознания гимназии №136 г. Нижнего Новгорода. В статье кратко охарктеризованы цели и задачи элективного курса, место предмета в структуре базового учебного плана среднего общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Так же в статье описаны основные компетенции, которые реализует данный курс в соответствии с требованиями ФГОС. Ключевые слова: политология, политическая наука, общество, государство.

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа курса «Основы политологии» ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т. д.).

Программа базируется на проекте Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС).

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Модуль «Основы политологии» является интегративным элективным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории, а также курсом истории России с древнейших времен до конца XX века. При изучении элективного курса «Основы политологии» достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью элективного курса

является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Цели изучения предмета:

1. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний. Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию.

2.Овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.

3. Формирование научного мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

4. Развитие памяти, внимания, мышления учащихся. Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

5. Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений жизнедеятельности.

6. Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Все представленные цели равноценны.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 1011 классах общеобразовательной гимназии или школы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла.

Курс рассчитан на 136 часов (2 часа в неделю). Модуль «Основы политологии» состоит из пяти разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация личности», 5) «Международная политика». Разделы, в свою очередь, тематически разделяются на подразделы и параграфы.

Формы проведения занятий, предусмотренные в модуле «Политология»: школьная лекция, практическое Тема, семинарское Тема, зачет.

Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.

Основным пособием к учебному курсу «Основы политологии» является учебник для общеобразовательных учреждений Р.Т. Мухаева «Политология» 10-11 класс.. Также используются методические сборники, хрестоматийные пособия и сборники дидактических задач, компьютерные программы-тьюторы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Формирование:

- общеучебных умений и навыков: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

- универсальных способов деятельности: деятельность по применению полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, политических, межэтнических отношений.

- ключевых компетенций:

- ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

- общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

- учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем; функциональная грамотность);

- информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

- коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

- социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя).

Результаты обучения

Требования к личностным качествам учащихся в результате изучения курса

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- сформированность правового мышления и способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов

восстановления нарушенных прав; усвоение понятия, предмета и метода регулирования основных отраслей права;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к гражданину, его правам и обязанностям как высшей ценности.

Требования к метапредметным качествам учащихся в результате изучения курса

- характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;

- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;

- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации; анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;

изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);

осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;

обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Требования к предметным результатам учащихся в результате изучения курса

- Знать ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- знать систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

- уметь находить необходимую социальную и правовую информацию в различных источниках информации;

- приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Таким образом, программа дает возможность развивать у обучающихся универсальные учебные действия (УУД) на ступени среднего полного общего образования.

По окончании курса учащиеся должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.

Курышева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов, ГБОУСОШ №10, г. Сызрань, Самарская область sova10@mail.ru

Воспитательная программа «Я-ЛИ-К» (Я - личность - коллектив) Аннотация. В воспитательной программе «Я-ЛИ-К»- (Я - личность - коллектив), определена следующая цель: создание условий для формирования ученического коллектива, в котором для каждого ребёнка будет существовать возможность развития и проявления его личностных качеств. Ключевые слова: Воспитание, коллектив, личность, деятельность, самоуправление.

Исходя из задач развития школы, перед учителем начальных классов ставятся следующие воспитательные задачи:

- развитие у школьников мотивации к обучению,

- выявление и осуществление поддержки одаренных учащихся;

- воспитание коммуникативной культуры школьников;

- содействие воспитанию у школьников активности, развитию инициативы, творчества и организаторских способностей;

- развитие и совершенствование таких качества личности школьников, как любознательность, инициативность, трудолюбие, воля,

настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

С целью реализации данных задач в классе разработана и реализуется воспитательная программ для учащихся начальной школы «Я-ЛИ-К».

Результаты и эффективность воспитательной работы классного руководителя в значительной мере предопределяются планированием. Грамотно составленный план - документ, отражающий системный подход к организации воспитательного процесса в классе.

В воспитательной программе определена следующая цель: создание условий для формирования ученического коллектива, в котором для каждого ребёнка будет существовать возможность развития и проявления его личностных качеств.

Задачи:

-развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;

-способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и ЗОЖ;

-развивать умение гармонизировать различные стороны своей личности;

- приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;

-раскрывать творческий потенциал ученика;

- формировать лидерские качества.

Воспитательная система охватывает различные направления развития личности ребенка, способствует формированию коллектива в разнообразной, личностно значимой для учащихся деятельности. В формировании и развитии коллектива придается важное значение воспитанию чувства «мы- коллектив», рождающееся в совместной деятельности и общении, поиску и стабилизации благоприятного положения каждого ученика, самоутверждению ребенка в классе, совершенствованию навыков самоуправления (долговременная игра «Мореплаватели», проектная деятельность, профо-риентационные занятия.

Следует особо подчеркнуть, что во главу угла поставлен деятельностный подход. Воспитанники становятся компетентными, толерантными, гармонически развитыми личностями через разные формы деятельности.

Системная работа по реализации воспитательного курса «Я-ЛИК-К» приводит к позитивным результатам.

Промежуточным итогом реализации воспитательной работы классным руководителем является высокий уровень развития классного коллектива, который можно охарактеризовать как сплоченный, творческий, сформировано чувство «мы - коллектив», что проявляется в осознании учащимися себя членами коллектива, стремлении ребят завоевать своему классу значимое место среди других классных коллективов.

Необходимо отметить диагностический инструментарий, которым пользуется классный руководитель. Регулярное анкетирование учащихся, использование разнообразных диагностических методик дает свои результаты - своевременное и качественно изучение жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся, своевременная их корректировка.

Как результат воспитательной работы - устойчивый положительный социально-психологический микроклимат в классе. Факторами, поддерживающими его в таком состоянии, являются тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, доброжелательность, коллективизм, забота, отношения взаимной ответственности между учащимися класса, между учениками и учителем. Эмоциональный настрой учащихся класса можно отметить как положительный, ровный.

Особенностью общения в классном коллективе является высокий уровень самоуправления, как результат распределения обязанностей между учащимися школы в рамках реализации игры «Мореплаватели». Данный факт учитывается классным руководителем при планировании и осуществлении мероприятий с целью учета существующих связей в классе, сложившихся лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.