ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
По итогам проведения игры мы пришли к следующим выводам:
Игровой процесс увлек ребят, позволил им творчески подойти к выполнению заданий.
В ходе игры участники узнали насколько сильно переплетены и зависимы друг от друга различные профессии.
Участники, захотевшие играть те или иные профессиональные роли без предварительной подготовки, хуже справились с заданиями, чем те, кто до игры более детально знакомились с требованиями к различным профессиям.
По итогам игры те ребята, которые сомневались в своем выборе смогли определиться и понять, готовы ли они к той или иной профессии. Проектная деятельность позволяет обращаться к самому разному субъектному опыту школьников, акцентирует признание уникальности.
Литература
1. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций.- М.: Новая школа, 1995.
2. Матеева М., Подкорытова Л. Познакомься - это ты: Издательство Дома учителя; издательство Урал. 1999.
3. Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию.- М.: Просвещение, 1991.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию - М.: Просвещение, 1990.
5. Минскин Е. М. От игры к знаниям: - М.: Просвещение, 1982.
6. Пиликян К. Г. Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра. // Инновационные проекты и программы в образовании - 2009 - № 1.
7. Прокофьева Т. Н. Психологические типы и способности к профессии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- № 2.
8. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности - к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 2.
Казакова Е. И.
профессор СПбГУ, доктор педагогических наук Пильдес М. Б. директор гимназии № 56 СПб, Народный учитель РФ Тенютина Е. Д. зам. директора гимназии № 56, Заслуженный учитель РФ, к.п.н.
Данилов С. В. зам. директора гимназии № 56, Заслуженный учитель РФ Волков А. А.
руководитель ресурсного центра гимназии № 56, Почетный работник общего образования РФ
Шелагин М. Ю. зам. директора гимназии № 56, Заслуженный учитель РФ
J V.
ПРОГРАММА ИНТЕГРАЦИИ
ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Л___________________________________________г
Аннотация. Авторы статьи предлагают вниманию читателей опыт комплексного подхода к реализации программы инновационного развития образовательного учреждения. Надпредметная программа формирования исследовательской компетентности учащихся построена на основе содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования на всех этапах обучения и включает в себя семь взаимосвязанных образовательных проектов.
Ключевые слова: исследовательская компетентность учащихся, образовательная мотивация, образовательный потенциал, программа развития образовательного учреждения, образовательный проект.
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Общий замысел проекта
Основным направлением инновационного обновления образовательной программы Гимназии № 56 выступает разработка и реализация в рамках действующей Программы развития учреждения на период с 2005 по 2010 годы надпредметной программы (содержание и технология) формирования исследовательской компетентности учащихся за счет содержательно-технологической интеграции основного и дополнительного образования на всех этапах обучения, которая позволит:
• повысить мотивацию учащихся через развитие форм организации образовательного процесса, адекватных запросам возраста;
• расширить образовательную среду за счет вовлечения в нее образовательно-развивающего потенциала города и страны;
• воспитывать гражданские чувства, обусловленные гордостью и ответственностью за свою семью, город, страну;
• актуализировать образовательные возможности семьи, использовать потенциал выходного дня, помочь родителям установить с детьми продуктивные отношения партнеров в построении образовательного пространства;
• разработать новые игровые форматы формирования, предъявления и учета образовательных достижений учащихся;
• активизировать инновационный поиск педагогов в области проектирования, апробации и внедрения новых образовательных технологий.
Предлагаемая программа интеграции состоит из нескольких взаимосвязанных образовательных проектов:
1-4 классы.
Проект «Портфолио выходного дня»
• проект, направленный на организацию и поддержку со стороны школы усилий семьи по построению педагогически целесообразной программы семейных выходных дней с посещением музеев, выставочных программ, театров и т.д. (См. приложение № 1)
1-4 классы. Проект «Острова в океане»
• система организации воспитательной работы в начальной школе в форме игры-путешествия. (См. приложение № 2)
5-7 классы. Проект «Двенадцать коллегий»
• исследовательско-поисковый игровой проект для подростковой школы, направленный на развитие познавательного интереса учащихся за счет выбора формы и содержания образовательной активности в системе дополнительного образования; метафора «двенадцать коллегий» используется для обозначения преемственной связи проекта с традициями и современностью петербургской науки и культуры. (См. приложение № 3)
8 классы. Проект «Турнир старшеклассников» -лично-командное первенство по основам наук «Мудрый бобер»
• интеллектуальный турнир с индивидуальным участием и командным зачетом результатов; турнир имеет как предметную, так и межпредметную направленность; личные и командные итоги подводятся в мае на Ассамблее победителей олимпиад и отличников учебы. (См. приложение № 4)
9 классы. Проект «Лаборатория исследователей»
• проект предпрофильной подготовки, осуществляемой учеником в процессе совместной с тьютором работы над выбранной темой в рамках предметных лабораторий (лаборатория исследователей химии, лаборатория исследователей биологии и т.п.); защита работ проводится в рамках научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку XXI века» в марте. (См. приложение № 5)
10 классы. Проект «Школьное проектное бюро»
• проект освоения учебно-исследовательской деятельности (под руководством научного консультанта) в формате элективного курса «Учебно-исследовательская деятельность», дополненный специальными поддерживающими форматами; результаты работы над проектом представляются на научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку XXI века», на региональных и всероссийских научно-практических конференциях школьников и студентов, на заочных и Internet-конкурсах научных работ школьников. (См. приложение № 6)
11 классы. Проект «Абитур-класс»
• проект, направленный на помощь старшеклассникам в построении жизненно-образовательной стратегии (индивидуальный маршрут подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения); проект включает в себя план участия в предметных вузовских олимпиадах, определение пакета выпускных экзаменов и работу по профильным предметам. (См. приложение № 7)
Ценностно-ориентационное поле проекта
Педагогическая концептуальная основа проекта согласуется с общей концепцией работы образовательного учреждения.
1. Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.
2. Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задач оптимального сочетания:
о основного и дополнительного образования; о разнообразных форм учебной деятлеьности; о требований стандарта и индивидуальных способностей учащихся;
о эмоциально-психологической комфортности и интенсивной учебной деятельности;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
49
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
о традциии и новизны в образовательных технологиях, в том числе при использовании носителей образовательной информации.
3. Построение эмоционально привлекательной образовательной среды, формирующей имимдж гимназии (престиж, компетентность, творчество, игра, открытость, развитие).
4. Качественное образование предполагает создание условий для восхождения ученика к вершинам человеческой культуры за счет активного вовлечения в процесс познания, сохранения и воспроизводства культурных ценностей.
5. Партнерская позиция семьи по отношению к деятельности образовательного учреждения.
6. Воспитание гражданских чувств за счет формирования чувства гордости и ответственности за свою собственную жизнь и благополучие, благополучие семьи, города, общества в целом.
7. Рост личностной активности и самостоятельности, инициативы и ответственности учащихся и педагогов выступает в качестве ведущего процессуального критерия качества образовательного процесса.
Аргументация необходимости внесения изменений в образовательную программу
Необходимость разработки надпредметной программы интеграции основного и дополнительного образования обусловлена стратегией проектирования образовательных стандартов нового поколения, для которых характерна ориентация на развитие способности учащихся к самостоятельному выбору и построению индивидуального образовательного маршрута, развитие «умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты» («Стандарт общего образования», проект).
Можно выделить и ряд общепедагогических противоречий, которые продиктовали необходимость обновления. Выявленные противоречия актуальны для нашего образовательного учреждения, но в той же мере присущи системе образования в целом и нашли свое отражение в образовательной инициативе Президента РФ Д. А. Медведева «Наша новая школа»:
• между значительностью потенциала дополнительного образования в становлении личности и ограниченностью организационно-управленческих технологий по его актуализации в основном образовании: «Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся.
Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей». («Наша новая школа»);
• между потребностями семьи в участии в образовательной судьбе ученика младших классов и ограниченностью семейного педагогического опыта: «Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие. Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха». («Наша новая школа»);
• между значительным культурно-развивающим потенциалом Санкт-Петербурга и ограниченностью опыта многих детей (семей) в выстраивании программы содержательного досуга;
• между изменением образовательной мотивации на различных возрастных этапах развития и неизменностью основных форм организации классно-урочного в подростковой школе: «При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны». («Наша Новая школа»);
• между темпами изменения образовательно-культурного пространства города и страны и консерватизмом образовательных программ, ограничивающих доступ учащихся к актуальным феноменам современности: «В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». («Наша Новая школа»).
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Основные актуальные общепедагогические проблемы, которые решает проект
1. интеграция основного и дополнительного образования;
2. создание условий для роста образовательной мотивации подростков;
3. построение единой надпредметной программы формирования исследовательской культуры учащихся, обеспечивающей преемственный переход с этапа на этап обучения;
4. учет достижений учащихся во внеучебной сфере в основном образовательном процессе;
5. расширение образовательной среды за счет актуализации образовательного потенциала семьи, города, страны.
Инновационные характеристики
Проблема интеграции основного и дополнительного образования декларируется во многих документах, отражающих образовательную политику, однако эта проблема не решена на уровне:
• встраивания программ дополнительного образования в образовательную программу школы;
но меняет роль родителей по отношению к образовательном процессу в целом.
Образовательный потенциал города вовлекался в контекст образовательных программ многими учреждениями, но системное (на всех этапах обучения, с участием каждого ребенка, с единством содержания и технологий) решение этой проблемы может быть расценено как инновационное.
Содержание и масштаб реализации проекта
Проект реализуется в образовательном процессе на всех ступенях образования, носит масштабный характер.
В 2007-2008 учебном году проходили опережающий поиск и частичная апробация составных частей проекта, но в текущий период планируется провести доработку и внедрение проектов в образовательный процесс на всех этапах образования.
Инновационный проект предполагает внесение существенных изменений в образовательную программу за счет разработки содержательного наполнения и технологического педагогического обеспечения следующих подпроектов (табл. 1).
Таблица 1
Наименование Этап школьного образования Пилотажная апробация Введение в образовательную программу Обобщение опыта, подготовка пакета технологического инструментария для тиражирования
«Портфолио выходного дня» 1 -4 классы 2007-2009 2009-2010 2010
«Острова в океане» 1 -4 классы 2006-2007 2009-2010 2010
«Двенадцать коллегий» 5-7 классы --- 2009-2010 2011
«Турнир старшеклассников» 8 класс 2008-2009 2009-2010 2010
«Лаборатория исследователей» 9 класс 2006-2009 2009-2010 2010
«Школьное проектное бюро» 10 класс 2000-2008 2009-2010 2010
«Абитур-класс» 11 класс 2008-2009 2009-2010 2010
• использования потенциала дополнительного образования для формирования исследовательской компетентности учащихся;
• гарантии достижений конкретных результатов каждым учеником;
• построения действенной системы учета достижений учащихся.
Кроме того, в настоящее время не решена проблема снижения образовательной мотивации подросткового возраста, продиктованная сменой доминант развития; поиск технологий, повышающих потенциальную привлекательность образовательного процесса для подростка, является актуальным для всех образовательных учреждений (данные международных исследований, в частности PISA).
Семья не может стать полноценным партнером школы в построении образовательного процесса для детей, если ей будет и далее отводиться исключительно роль «заказчика» образовательных услуг, а не их производителя. Предлагаемое решение принципиаль-
В освоение проекта будут вовлечены все учащиеся школы.
Планируемые к достижению результаты на нескольких уровнях
1. личностного роста учащихся (формирование ценностных ориентаций, заявленных в проекте; рост образовательной мотивации в подростковом возрасте, способность к построению жизненной образовательной стратегии);
2. образовательных достижений учащихся (способность к выбору, умение организовывать учебно-познавательную деятельность, презентативные навыки, умения работы в команде, исследовательская и проектная компетентность);
3. роста профессионально-педагогического потенциала коллектива образовательного учреждения (овладение новыми педагогическими технологиями, компенсация профессионального выгорания, создание творческих лабораторий, рост инновационного потенциала);
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
51
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Таблица 2
Наименование Этап школьного образова- ния Форма предъявления результатов достижений учащихся Мониторинг результативности
«Портфолио выходного дня» 1 -4 классы Праздник защиты портфолио Общественная экспертиза с привлечением учащихся старших классов и родителей; ППМС-диагностика динамики развития
«Острова в океане» 1 -4 классы Защита «Бортовых журналов» по итогам проведенных мероприятий Общественная экспертиза; ППМС-диагностика достижений коллектива
«Двенадцать коллегий» 5-7 классы Отчет коллегий перед школой о проделанной работе Общественная экспертиза; самооценка познавательной активности
«Турнир старшеклассников» 8 класс В рамках турнира и Ассамблеи победителей олимпиад и отличников учебы Учет индивидуальных и командных достижений; ППМС-диагностика личностного роста
«Лаборатория исследователей» 9 класс Защита исследовательского проекта на научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку ХХ I века» Независимая внешняя экспертиза; самооценка готовности к выбору профиля обучения
«Школьное проектное бюро» 10 класс Защита исследовательского проекта на научно-практической конференции старшеклассников «Шаги в науку XXI века»; участие в Олимпиадах Диагностика исследовательской компетентности
«Абитур-класс» 11 класс Защита образовательной стратегии на основе портфолио самоанализа достижений за годы обучения Диагностика сформированности образовательной стратегии (качественный анализ); общеучебная результативность (анализ корреляции результатов)
4. оптимизации использования ресурсов (экономия временного ресурса за счет интеграции основного и дополнительного потенциала, повышения коэффициента продуктивного использования помещений, техники; повышение доступности дополнительного образования для детей за счет вариативности форматов, полноценное использование кадровых ресурсов за счет совмещения различных профессионально-ролевых функций, создание условий для перехода на новые принципы нормирования педагогического труда);
5. построения новых управленческих образовательных технологий (встраивание в образовательную программу и все циклограммы образовательного учреждения программ и проектов дополнительного образования);
6. разработки новых технологий мониторинга качества (учета в образовательном процессе достижений учащихся);
7. научно-методическом (разработка пакета методического обеспечения для каждой технологии; всего 7 методических пакетов и пакет диагностического сопровождения).
Уровень разработки реализации проекта
Проект разработан и реализуется педагогическим коллективом школы при научно-методическом сопровождении ученых Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Общественного института развития школы.
Чего позволит добиться реализация проекта
1. Решить заявленные актуальные проблемы и существенно оптимизировать:
• содержание образовательной программы
о будет обеспечена интеграция основного и дополнительного образования;
о будет разработана и введена в систему надпредметная программа формирования исследовательской компетентности учащихся в основном и дополнительном образовании;
• организацию учебного процесса
o классно-урочная модель организации образовательного процесса будет обогащена за счет активного использования игровых и проектных технологий; o система дополнительного образования станет доступной для всех учащихся образовательного учреждения;
• психолого-педагогическое сопровождение обучающихся
о будет разработана методика сопровождения семьи, испытывающей проблемы в реализации проекта «Портфолио выходного дня»;
o будет разработана методика сопровождения учащихся в системе дополнительного образования; o будет разработана система диагностики успешности в освоении исследовательской компетентности; о будет разработана современная модель формирования образовательной стратегии у старшеклассников;
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИНН^ВАЦИ^ННЫеИ,ИССЛ^^^^Т^^^ИеП^^КТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Таблица 3
Вовлеченность в проект основных субъектов образовательного процесса
№ Категория участников проекта обновления образовательной программы Характер вовлеченности в проект
1 Учащиеся Реализуют проект путем личного участия в его составляющих; проводят оценку, выдвигают предложения по совершенствованию проекта
2. Педагоги Разрабатывают и реализуют проект в составе творческих групп; помимо проектных групп по наименованию проектов создаются специальная группа диагностики эффективности проекта и группа ППМС-сопровождения проекта (всего - 9 творческих групп)
3. Родители Совместно с учащимися младших классов реализуют проект «Портфолио выходного дня»; помогают учащимся в подборе исследовательских материалов для других проектов; выступают в роли общественных экспертов достижений учащихся; вносят свои предложения в корректировку проекта (через родительские собрания)
4. Другие сотрудники школы Участвуют в техническом обеспечении проекта; выступают в роли общественных экспертов, участвуя в публичных мероприятиях
5. Администрация Создает ресурсное обеспечение проекта; разрабатывает управленческие технологии встраивания проекта в циклограммы школы (расписание, учебный план, календарный план)
6. Методическая служба Разрабатывает методику учета достижений учащихся; сопровождает процесс содержательной разработки программ; обобщает и распространяет опыт
7. Воспитательная служба Организует события проекта; разрабатывает сценарии проведения публичных мероприятий; разрабатывает отдельные составляющие проекта
8. ППМС-центр Обеспечивает личностное сопровождение учащихся, реализующих проект
9. Другие образовательные учреждения (вузы-партнеры) Выступают в роли научных консультантов; проводят независимую экспертизу качества работ; участвуют в проведении событий проекта «Двенадцать коллегий»; создают условия для участия старшеклассников в Олимпиадах; консультируют разработку образовательных стратегий
• квалификацию педагогического состава. Будет обеспечен рост педагогического потенциала педагогического коллектива за счет:
о достижения большей целостности образовательной программы;
о создания условий для самореализации и личностного роста педагогов в разработке и реализации образовательных проектов; о поддержки позитивной рабочей атмосферы в ходе реализации «живых и интересных взрослым и детям проектов»;
о создания новых материально-технических условий для деятельности;
о поддержки инновационного лидерства.
• образовательную среду (условия)
о пройдет расширение образовательной среды и вовлечение в нее культурно-развивающего потенциала семьи и города;
о пройдет расширение временных рамок образования без утяжеления нагрузки для учащихся; о условия образования будут более привлекательными для учащихся, поскольку традиционный процесс будет дополнен динамически-обновляющимся содержанием;
о образовательная среда обретет большую интерактивность, поскольку будет меняться в зависимости от интересов, запросов и достижений учащихся;
• управленческую деятельность образовательного учреждения
о будет разработана система мониторинга сформи-рованности исследовательской компетентности учащихся;
о будут разработаны управленческие циклограммы интеграции основного и дополнительного образования (расписание, календарные планы); о будет разработана система учета достижений учащихся, полученных в сфере дополнительного образования в основном образовательном процессе.
2. Существенно изменить удовлетворенность образовательным процессом всех субъектов образовательного процесса за счет:
• большего учета возрастных особенностей;
• создания условий для роста общеобразовательной мотивации (перенос познавательных интересов из сферы дополнительного образования в основное образование);
• вовлечения потенциала семьи и повышения меры причастности семьи к образовательным достижениям ученика;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
53
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
• обновления содержания образования и его технологий;
• предоставления педагогам большего пространства для педагогической инициативы;
• улучшения учебной результативности за счет роста образовательной мотивации.
Приложение № 1.
«Портфолио выходного дня» (1-4 классы)
Положение о «Портфолио выходного дня»
1. Проект «Портфолио выходного дня» реализуется в начальной школе.
2. Основа «Портфолио выходного дня» создается творческой группой педагогов и руководителей начальной школы, которые разрабатывают структуру портфолио, его дизайн, методические рекомендации для родителей и учеников; обеспечивают тиражирование «Портфолио выходного дня» в типографии.
3. В начале учебного года каждый учащийся обеспечивается папкой-основой «Портфолио выходного дня».
4. В сентябре администрация школы проводит консультации классных руководителей, педагогов воспитательной службы, учителей-предметников по выработке общих рекомендаций для учеников.
5. Классные руководители на классных часах в начале учебного года проводят занятие, посвященное «Портфолио выходного дня», включающее определение целей и задач работы, форм отчетности и представления «Портфолио выходного дня».
6. На сентябрьских родительских собраниях классные руководители проводят консультации для родителей, сообщая примерные программы посещения экскурсий, культурно-досуговых центров, музеев, театров и т.д., а также дают рекомендации по включению родителей в работу по «Портфолио выходного дня».
7. В течение учебного года проходит собственно работа над «Портфолио выходного дня»:
a. Посещение в выходные дни «культурных объектов», которые обозначены в «Портфолио выходного дня»:
■ детские театры;
■ музеи (посещение которых не включено в программу экскурсионной работы по предмету);
■ выставки, вернисажи;
■ дворцово-парковые комплексы (посещение которых не включено в программу экскурсионной работы по предмету);
■ зоопарк, океанариум, ботанический сад и т.п.;
■ спортивные мероприятия.
b. Работа над «личными отчетами»: самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями.
1. Ученики представляют свои личные отчеты на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями.
2. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня» внутри класса, лучшие портфолио представляются на общешкольный фестиваль, по итогам которого ученики получают награды.
54 Муниципальное обр
Примечание: Основные формы отчетности в «личных отчетах»:
1. Отдельные фотографии, коллажи, фоторепортажи, сопровождаемые подписями и комментариями.
2. Подборки открыток, карт, буклетов, программок и т.п., сопровождаемые подписями и комментариями.
3. Отзывы, рецензии, путевые заметки, очерки, эссе, письма, дневниковые записи, стихотворения разных жанров, связанные с теми или иными культурными объектами.
Приложение № 2.
«Острова в океане» (1-4 классы)
Положение об игре-путешествии
1. Проект «Острова в океане» реализуется в начальной школе.
2. Форма игры-путешествия для реализации проекта выбрана потому, что:
о включает в себя разнообразные формы воспитательной работы; о длительна по времени;
о позволяет включить в процесс игры любое количество детей, классов; о технологична по структуре.
3. Проект включает в себя различные типы работы с младшими школьниками: игры, конкурсы, викторины, праздники, экскурсионную работу, выставки рисунков и творческих работ учащихся, ведение «Бортовых журналов» «Острова в океане».
4. Главной целью для педагогов в реализации данной программы является включение всех учащихся в игровое действие, обогащение в занимательной форме кругозора учащихся знаниями, выходящими за рамки школьной программы.
5. В целом проект нацелен на то, чтобы дать возможность детям почувствовать себя участниками непрерывной игровой ситуации, включить учеников в активную творческую жизнь класса и школы, максимально реализовать в школьной жизни принципы Педагогики Успеха.
6. Среди задач, стоящих перед педагогами, определяются как главные:
о стимулирование познавательной активности учащихся в изучении литературных и музыкальных произведений, выходящих за рамки школьной программы; истории и культуры города Санкт-Петербурга; о знакомство с судьбами государственных деятелей, писателей, художников, композиторов, с архитектурными и историческими памятниками; о развитие творческого потенциала детей, их художественной и социальной активности; о развитие умения ориентироваться в городе, соблюдать правила дорожного движения; о развитие навыков правильного поведения в школе, семье, общественных местах (театрах, концертных залах, музеях), городском транспорте; о воспитание любви к своей школе, родному городу; о воспитание ответственности, доброжелательного отношения друг к другу, коллективизма;
ование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
о формирование волевых установок; о воспитание бережного отношения к своей школе и классу, традициям школы и города.
Примечание: В названии игры кроется идея, ее содержание: под океаном понимается «океан знаний». Он огромен, он бесконечен. В нем много островов -больших и маленьких. В нем случаются штормы и цунами, в нем дуют разные ветры. На пути у учеников начальной школы три небольших острова: остров Чудес, остров Радуга и остров Мечта. Ребенок должен знать, что, приложив усилия и пройдя какой-либо «город» или переправившись через «реку», он очутится в следующей точке путешествия.
7. В игре-путешествии каждый ученик с первого по четвертый класс проходит определенную последовательность соревнований, игр, праздников, творческих дел, каждое из которых направлено на расширение различных областей знаний, на развитие каких-либо навыков, приобретение умений.
8. Управляют ходом игры руководители начальной школы, педагоги воспитательной службы. Они обсуждают и утверждают ежегодную программу, консультируют классных руководителей, разрабатывают задания конкретных мероприятий. В каждом классном коллективе имеется стенд (карта), который отражает движение-участие класса в том или ином событии (мероприятии, конкурсе, деле).
9. Общие (межклассные) итоги игры представляются на школьных информационных стендах.
Примерное содержание игры-путешествия
Примерное содержание работы в 1-х классах
Путешествие по острову Чудес (1 класс) мы начнем с берега Открытия. Здесь подразумевается и Первое сентября (наш общешкольный праздник), и праздник камерный, только для 1-х классов - «Посвящение в гимназисты». Зачем он, если есть День Знаний? А затем, что желание учиться надо стимулировать. Праздник «Посвящение в гимназисты» проходит через два месяца после 1 сентября. Уместно здесь продемонстрировать, чему дети научились за это время, как повзрослели. Он проходит в форме концерта-игры, в котором принимают участие сами первоклассники, их учительницы, родители, творческие коллективы. Основной акцент здесь -на причастность малышей к большой и славной семье. Они должны понять, что если будут старательно учиться, вести себя так, как подобает воспитанному человеку, то станут такими же успешными и талантливыми, как участники творческих коллективов, такими же, как ученики 11 классов. Далее, через Алфавитную рощу, которая предполагает викторины и игры внутри каждого класса, представляющие собой занимательное дополнение к изучению букваря, ребята отправятся к реке Буквице. После переправы через нее будет пройден некий рубеж, закончится изучение букваря. Праздник букваря - это праздник, который проводится во всех классах по единому оригинальному сценарию. Затем, через перевал Вежливости мы устремляемся к вершине Этикета.
Вопросы правил поведения учащихся всегда являлись важными. В первые дни учебы ребята получают дневник ученика Гимназии № 56, в котором есть памятка о том, как нужно вести себя в школе. С памяткой знакомятся не только дети, но и их родители. О согласии с правилами они информируют учителей своей подписью. Поэтому уместно в воспитательной работе подробно остановиться на этой теме. Тематические классные часы, театрализованные игры на тему «Учусь себя вести», «Как правильно...» помогают учителям сделать изучение правил поведения занимательным. Путешествие «Мы идем по Петербургу» дает право завершить путешествие по первому острову большой игрой, содержание которой связано с историей города. Важно, чтобы дети на этом этапе поняли, что они гимназисты, воспитанные люди - жители Санкт-Петербурга. Поэтому и название порта, из которого корабли отправятся в плавание к следующему острову, Чудный, ведь наш город так часто называют «Чудный» или «Чудесный».
Примерное содержание работы во 2-х классах
Содержание воспитательной работы во втором классе необычайно актуально. Все мы знаем нашу общую боль - дети мало читают! Именно поэтому, после того как дети научились читать, им нужно осознать, что книга их главный помощник, советчик и источник удовольствия.
В путешествии по острову Радуга - семь остановок, семь встреч с книгами. На пристани Сказочная ребят ждет викторина по сказкам. Далее дети будут участвовать в сказочных играх (Изумрудный город), конкурсах, выставках и вернисаже (Цветные холмы). И самое главное - они познакомятся с библиотекой, Книжкиным бором. В наш век информатизации и Интернета представляется очень важным научить детей общению с книгой, научить пользоваться библиотекой. Начальная школа сотрудничает с Центральной детской библиотекой им. А. С. Пушкина. Ежегодный праздник «Книжкины именины» наши ученики проводят там. В библиотеке предусмотрены экскурсии, знакомство с информационным центром, залом книжных редкостей, экспозицией и залом, которые посвящены правовым проблемам детей, встречи с петербургскими писателями в концертном зале библиотеки.
Примерное содержание работы в 3-х и 4-х классах
Путешествие начнется с озера Загадочного, где дети размышляют о том, что стали взрослыми, что все те знания и умения, которые приобрели, они успешно могут применить на практике. Например, придумать игру, или загадки, или кроссворд, или составить доклад. Планируется сделать так, чтобы все творческие дела в третьем (четвертом) классе были в большей степени придуманы детьми. А из города Рассказвиль (который будет представлять собой конференцию; на ней прозвучат самые удачные сообщения о родном городе, о жизни класса (темы могут меняться) путешественники попадут на вожделенный космодром «Мечта», из которого отправятся в среднюю школу и примут участие в работе Гейм-клуба.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
55
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Конечно, это самый общий план игры-путешествия. Он может корректироваться с учетом специфики классов и параллелей, с учетом проведения каких-либо общезначимых школьных дел, с учетом памятных дат.
В «географию» игры по желанию организаторов и классных руководителей могут быть добавлены еще какие-либо «объекты», однако общая логика движения будет такова:
• двигаемся постоянно;
• все время открываем что-то новое;
• открывая новое, не забываем об уже открытом;
• совершая открытия, опираемся на свой опыт, на помощь одноклассников, родителей, учителей;
• книга - один из главных помощников в нашем путешествии;
• путешествуя, не забываем общих важных правил поведения и общения с другими людьми.
Приложение № 3.
«Двенадцать коллегий» (5-7 классы) Положение о «Двенадцати коллегиях»
1. Проект «Двенадцать коллегий» - содружество творческих объединений учащихся, созданных на основе интересов гимназистов к предметам школьной программы,- реализуется в 5-7 классах.
2. Каждая коллегия имеет свою литеру, соответствующую букве греческого алфавита.
3. Принципиальное отличие занятий, проводимых в той или иной коллегии, от школьных уроков - в их метапредметной составляющей.
4. Содержание занятий основано на принципе «За страницами школьного учебника» и направлено на развитие познавательной активности учащихся, на достижение значимых для каждого ученика личных результатов.
5. В каждой коллегии организуются отдельные группы для учащихся 5, 6 и 7 классов в зависимости от поданных заявлений.
6. Решение о выборе коллегии принимает сам учащийся. При этом он может заниматься в одной коллегии в течение трех лет или менять коллегию каждый учебный год.
7. Педагог группы учащихся в коллегии получает звание куратор.
8. Куратор каждой группы составляет план работы, который утверждается заместителем директора по учебной работе и заместителем директора по центру дополнительного образования.
9. В плане работы каждой коллегии предусмотрены одно публичное мероприятие, выпуск одного печатного издания и проведение одной интеллектуальной творческой игры в рамках «Гейм-клуба».
10. Общий план работы содружества «Двенадцать коллегий» принимается в начале учебного года на общем собрании членов коллегий как яркая творческая заявка.
11. Все учащиеся, изъявившие желание принять участие в работе той или иной коллегии, подают заявление и получают статус любителя, а после занятий в течение первого полугодия текущего учебного года получают шеврон с литерой коллегии, который нашивается на левый рукав школьной формы.
12. После участия в публичном мероприятии коллегии наиболее отличившиеся учащиеся на торжественном собрании получают белый шарф с литерой избранной коллегии и звание знаток.
13. Участники коллегии, занявшие первые места в районных олимпиадах и других соответствующих смотрах и конкурсах, получают знаки «Серебряный бобер», которые вручаются на ежегодной Ассамблее победителей олимпиад и отличников учебы.
14. Наиболее активные участники содружества «Двенадцать коллегий» получают звание магистра и памятные часы с символикой школы.
Таблица 4
Коллегия Любителей и знатоков Публичное мероприятие Издание
Альфа a Точных наук Математическая олимпиада Альманах «Занимательная математика»
Бета b Истории Санкт-Петербурга Турнир знатоков города Журнал «Я иду по Петербургу»
Гамма g Географических Открытий Турнир знаменитых путешественников «За страницами географических карт»
Сигма s Искусствоведения и культурологи Конкурс «По музеям и выставочным залам» Путеводитель «Приглашаем посетить»
Дельта d Экологии Защита проектов Журнал «Мы на защите природы»
Омега w Естествознания Олимпиада юных физиков Журнал «Яблоко Ньютона»
Йота i Природы Конкурс «Природа родного края» Фотоальбом
Омикрон o Новых информационных технологий Защита мультимедиа-проектов Электронный справочник
Тау t Иностранных языков и страноведения Олимпиада по английскому языку Журнал «Шалтай-Болтай»
Ипсилон u Языкознания Викторина «Слово о словах» «Занимательное языкознание»
Эпсилон e Изящной словесности Литературный турнир «Вдохновение» «Рука - к перу, перо - к бумаге...»
Каппа k Исторических аргументов и фактов Турнир архивариусов Журнал «За строками исторических документов»
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
15. Решение о присвоении званий принимаются на общем собрании коллегии по инициативе куратора и членов коллегии на основе реальных результатов.
16. Вся информация о деятельности «Двенадцати коллегий» (программы мероприятий, анонс публичных дел, значимые успехи учащихся и др.) демонстрируются на информационной панели средней школы.
Таблица 5
Интеллектуальные игры «Двенадцати коллегий»
Коллегия Игра
Альфа и Омега «От Альфы до Омеги» (в мире точных наук)
Ипсилон и Эпсилон «Литературные состязания»
Бета и Сигма «Чудесный город»
Гамма и Каппа «Необыкновенное путешествие»
Дельта и Йота «Юный биолог»
Тау «Мир без границ»
Приложение №4.
«Турнир старшеклассников» (8 классы) Положение о «Турнире старшеклассников»
1. Проект «Турнир старшеклассников» (лично-командное первенство учащихся) реализуется в 8 классах.
2. Содержательной областью Турнира являются предметы школьной программы и надпредметные области («За страницами учебника...»).
3. Формами проведения Турнира являются: о интеллектуальные игры по предметам; о предметные олимпиады;
о заочные конкурсы, материал которых размещается на сайте школы.
4. Предметное содержание каждого состязания готовит методическое объединение учителей данного предмета. За компьютерное, мультимедийное оформление и проведение состязания отвечают педагоги воспитательной службы школы. В течение учебного года педагоги - организаторы мероприятий проводят встречи, на которых обсуждается подготовка мероприятия.
5. Классные руководители являются кураторами своих команд, помогают распределить участников между состязаниями, обеспечивают присутствие зрителей на состязании и поддержку своей команды.
6. Если для состязания требуется фиксированное число участников, то решение о том, кто будет участвовать, принимает класс. В состязаниях с неограниченным числом участников (заочные конкурсы) решение об участии принимается лично каждым.
7. За победу и призовые места в состязаниях участники получают баллы. Эти баллы зачисляются на виртуальный «счет» класса. Таблица Турнира публикуется в открытом доступе на сайте школы.
8. В конце учебного года подводятся итоги Турнира. Класс, на счету которого находится максимальное ко-
личество баллов, объявляется победителем «Турнира старшеклассников». Классу-победителю вручается переходящий Штандарт «Турнира старшеклассников», который будет храниться в данном классе весь следующий учебный год.
9. Кроме того, в конце учебного года подводятся и личные итоги по предметам. Победителям присваивается звание «Лучший по предмету» («Лучший математик», «Лучший физик» и т.п.). Награждение проходит на ежегодной Ассамблее победителей олимпиад и отличников учебы. Победители освобождаются от промежуточной аттестации по данному предмету (при переходе из 8-го в 9-й класс).
Таблица 6
Расписание интеллектуальных игр «Турнира старшеклассников» на 2009/2010 учебный год
Месяц Игра Предмет
Октябрь «Интеллектуальные шашки» Литература
Ноябрь «Самый умный» Математика
Январь «Хим-био пирамида» Химия и биология
Февраль «Яблоко Ньютона» Физика
Март «О чем рассказала Клио» История
Приложение № 5.
«Лаборатория исследователей» (9 классы) Положение о «Лаборатории исследователей»
1. Проект «Лаборатория исследователей» реализуется в 9 классах.
2. Проект предполагает работу учащегося с тьютором над выбранной темой в рамках предметных лабораторий.
3. Каждый ученик 9 класса может подать заявление для работы в той или иной лаборатории.
4. В школе открываются следующие лаборатории:
о химиков-исследователей им. Д. И. Менделеева; о биологов-исследователей им. В. И. Вернадского; о филологов-исследователей им. Н. В. Гоголя; о лингвистов-исследователей им. В. Шекспира; о историков-исследователей им. Петра I; о краеведов-исследователей им. С. М. Кирова; о математиков-исследователей им. Н. И. Лобачевского;
о физиков-исследователей им. И. В. Курчатова; о географов-исследователей им.В.Беринга; о экономистов-исследователей им. В. В. Леонтьева.
5. Тьютор предлагает учащимся тему исследования, связанную с «именем» лаборатории в данном году, помогает составить индивидуальный годовой план работы над ней, обучает основным навыкам написания исследовательской работы на индивидуально-групповых консультациях.
6. Итогом исследования является курсовая работа по выбранной теме.
7. Защита курсовых работ проходит на заседании лаборатории в феврале.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
57
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
8. Лучшие работы выдвигаются на ежегодную открытую научно-практическую конференцию старшеклассников «Шаги в науку XXI века», проводимую в марте.
9. Учащиеся, получившие дипломы I и II степени, освобождаются от промежуточной аттестации по соответствующему предмету.
10. Тезисы лучших работ (описания лучших проектов) публикуются в научном приложении к школьному журналу для старшеклассников «Бобер».
11. С целью качественной организации работы «Лаборатории исследователей» администрация школы проводит профессиональную учебу тьюторов (в рамках организации профессиональной учебы педагогического коллектива), на которой обсуждаются основные подходы к консультированию учащихся, требования к учебно-исследовательским работам, современные издания, посвященные проблемам сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников и др. вопросы.
12. В течение всего учебного года учащиеся могут получать профессиональные консультации у сотрудников медиатеки, учителей информатики (по вопросам создания мультимедийных презентаций), свободно пользоваться фондами медиатеки, в том числе - разделом фонда, в котором собраны учебно-исследовательские работы (проекты) учащихся прошлых лет.
13. Автор публикации получает сертификат исследователя, который дает значимые преференции при зачислении в 10 профильный класс.
14. Особое значение для реализации проекта «Лаборатория исследователей» приобретает «Устный журнал» девятиклассников, который становится формой предъявления результатов работы Лаборатории (сообщества учащихся, заинтересованных в углубленном развитии по тому или иному направлению).
Устный журнал - форма, которая даёт возможность для творческого эксперимента каждому, позволяет получать новые знания и умения, как связанные с материалом школьной программы, так и выходящие далеко за ее пределы. Участниками журнала становятся учащиеся девятых классов. В течение всего учебного года каждый класс (с 2009-2010 года - каждая Лаборатория) готовит и показывает свой выпуск устного журнала, предварительно выбрав одну из предложенных тем. Участникам проекта предлагаются рубрики по выбору и обязательные рубрики, в остальном никаких ограничений не делается.
Приложение № 6.
«Школьное проектное бюро» (10 классы) Положение о «Школьном проектном бюро»
1. Проект «Школьное проектное бюро» реализуется в 10 классах.
2. Каждый учащийся 10 класса обязательно изучает спецкурс «Основы учебно-исследовательской деятельности».
3. Результатом освоения спецкурса является написание и защита учебно-исследовательской работы по избранному профилю.
4. В начале учебного года учащийся после консультаций с преподавателем спецкурса и учителем-предметником заявляет и защищает тему учебно-исследовательской работы (проекта), представляя актуальность и практическую значимость своей работы.
5. После утверждения тем учебно-исследовательских работ (проектов) каждому учащемуся назначается научный консультант из числа учителей-предметников.
6. Совместно с научным консультантом учащийся 10 класса разрабатывает индивидуальный план работы над учебно-исследовательской работой (проектом), в котором обязательно фиксируются:
о основные этапы работы над проектом; о промежуточные отчеты по этапам создания проекта (и формы таких отчетов);
о график консультаций с научным консультантом, руководителем спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности».
7. Перед началом работы каждый учащийся обеспечивается учебно-методическим пособием «Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в системе образовательной деятельности» (авторы -Воробьев В. К., Панченко И. П., Тенютина Е. Д.). (Примечание: Учебно-методическое пособие прошло независимую экспертизу в рамках Всероссийского конкурса инновационных проектов, Москва, 2006, и получило положительные отзывы экспертов).
8. В течение учебного года учащийся самостоятельно выполняет учебно-исследовательскую работу (проект), опираясь на материалы учебно-методического пособия, рекомендации научных консультантов.
9. В качестве промежуточных отчетов (контрольных срезов) могут выступать:
о отчеты учащегося перед научным консультантом; о выступления на уроках спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности» с небольшими сообщениями;
о выступления на уроках соответствующего предмета (предметов) с небольшими сообщениями; о участие в круглых столах, семинарах, конференциях и др. мероприятиях соответствующих предметных недель.
10. Полностью учебно-исследовательскую работу (проект) учащийся 10 класса представляет на научно-практической конференции школьников «Шаги в науку XXI века».
11. Учащиеся, получившие дипломы I и II степени, освобождаются от экзамена по соответствующему предмету на промежуточной аттестации (при переходе из 10 в 11 класс).
12. Тезисы лучших работ (описания лучших проектов) публикуются в научном приложении к школьному журналу для старшеклассников «Бобер», авторы работ получают сертификаты.
13. С целью качественной организации работы «Школьного проектного бюро» администрация школы проводит профессиональную учебу научных консультантов (в рамках организации профессиональной учебы педагогического коллектива), на которой обсуждаются основные
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
подходы к консультированию учащихся, требования к учебно-исследовательским работам (проектам), современные издания, посвященные проблемам сопровождения учебно-исследовательской деятельности школьников и др. вопросы.
14. В течение всего учебного года учащиеся могут получать профессиональные консультации у сотрудников медиатеки, учителей информатики (по вопросам создания мультимедийных презентаций), свободно пользоваться фондами медиатеки, в том числе - разделом фонда, в котором собраны учебно-исследовательские работы (проекты) учащихся прошлых лет.
15. Для продвижения учебно-исследовательских работ (проектов) учащихся заместитель директора по научному сопровождению совместно с методистом службы сопровождения «Учитель» создает список олимпиад, конкурсов, фестивалей (в том числе - дистанционных), в которых учащийся 10 класса может принять участие, представляя свою работу. Этот список доводится до сведения учащихся и научных консультантов в начале учебного года и дополняется в течение всего учебного года.
Приложение № 7. «Абитур-класс» (11 классы) Положение об «Абитур-классе»
1. Проект «Абитур-класс» реализуется в 11 классах.
2. Цель проекта - помочь старшеклассникам правильно спланировать индивидуальный маршрут подготовки к итоговой аттестации и поступления в высшие учебные заведения.
3. Проект включает в себя план участия в предметных вузовских олимпиадах, определение пакета выпускных экзаменов и работу по профильным предметам.
4. Проект не предусматривает публичных мероприятий, а направлен на индивидуальную работу: самостоятельная работа выпускника; предоставление возможностей тренинга непосредственно в ОУ силами школьного аудита, в рамках РЦОК, в районе, в вузах и т.д.
5. На стадии проекта «Абитур-класс» ППМС-центр проводит специальную программу «Консультационный центр», направленную на формирование у одиннадцатиклассников мотивированного понимания «куда и зачем пойти учиться?»
6. Силами школьного сайта создается «Информбюро», помогающее максимально детально познакомиться с вузами-партнерами и высшими учебными заведениями, чьи направления деятельности максимально приближены к условиям подготовки абитуриентов в стенах ОУ.
7. В рамках проекта предусмотрены организация и деятельность Школы тестовой культуры по материалам Единого государственного экзамена (любое направление) за пределами часов обязательной школьной программы.
8. Школьники «Абитур-классов» - постоянные участники олимпиад школьного, районного, городского и российского уровня. Победители олимпиад городского и рос-
сийского уровня награждаются знаком «Серебряный бобер».
9. Учащимся предоставляется возможность доступа к специальному электронному дневнику («абитур-ли-сту») на сайте ОУ, который способен помочь выпускнику школы спланировать деятельность в течение последнего учебного года.
10. Участники проекта «Абитур-класс» выступают помощниками (соавторами, соруководителями, консультантами, соведущими мероприятий и т.д.) педагогов (учителей-предметников, классных руководителей, сотрудников воспитательной службы) при организации и проведении Предметных недель.
Приложение № 8.
Предметные недели (краткое описание)
Предметные недели (ПН) как форма внеклассной работы по предмету - одна из значимых форм реализации проекта, направленного на развитие метапредметных знаний и познавательной активности школьников, в частности, его составляющей, связанной с 9-ми классами, «Лаборатории исследователей».
Сегодня предметные недели могут рассматриваться как:
• один из способов организации учебного процесса;
• прием активизации познавательной деятельности учащихся по дисциплине школьного курса;
• мотивация к самостоятельной индивидуальной и групповой (творческой, учебно-исследовательской, экспериментальной) работе;
• способ развития межпредметных и метапредметных знаний;
• способ диагностики результатов освоения программы на базовом и повышенном уровне;
• способ организации обратной связи и т.д.
Возрождение практики проведения ПН произошло
в Гимназии № 56 в 2003-2004 учебном году, что было обусловлено рядом факторов, среди которых в первую очередь стоит выделить:
1. необходимость углубления и расширения предметных знаний, зачастую жестко соответствующих стандартам гимназического образования;
2. переход на ЕГЭ, требующий актуализации предметных знаний, умений и навыков учащихся по изучаемым предметам с 5 по 11 класс;
3. переход на ЕГЭ, резко «сокращающий» учебно-исследовательскую деятельность и вовсе «отменяющий» защиту учебно-исследовательских работ по предметам, но вместе с тем - недопустимость отказа от развития познавательной самостоятельности учащихся;
4. потребность в более тщательной подготовке учащихся к предметным олимпиадам районного и городского уровня, в подготовке конкурентоспособных участников этих олимпиад;
5. стремление разнообразить формы познавательной деятельности по предмету и формы предъявления результатов освоения школьных дисциплин;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012
59
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
6. возможность использовать ПН как еще одну форму диагностики успешности работы методического объединения, отдельного учителя и ученика по предмету. ПН проводятся по следующим предметам и предметным блокам:
• словесность (русский язык, русская литература, мировая художественная литература, литературное краеведение);
• иностранные языки;
• история, право, история и культура Санкт-Петербурга;
• математика и физика;
• география и экономика;
• биология и химия;
• высокие технологии.
Каждая предметная неделя имеет инвариант и вариативную часть, при этом именно вариативная часть в большей мере учитывает специфические особенности учебной дисциплины.
Инвариант каждой предметной недели может включать:
• тестовое соревнование (День тестов), проводимое в несколько туров, имеющее несколько уровней сложности, чтобы дать возможность принять участие не только «вечным олимпиадникам» (т. е. наиболее сильным ученикам, которые ежегодно защищают честь школы на соревнованиях районного, городского, регионального уровня), но и всем желающим;
• школьный тур олимпиады по предмету;
• защиту учебно-исследовательских работ (представление фрагментов работ и проектов), творческих работ по предмету («портфолио», выставка газет, выставка учебных материалов, разработанных учениками, и т. п.);
• игру, конкурс, викторину (конкурс знатоков, конкурс кроссвордов и т.п.) «За рамками школьного учебника», также многоуровневые по сложности;
• мероприятие, посвященное деятелям науки и культуры, внесшим значительный вклад в развитие той или иной научной дисциплины;
• встречи с интересными людьми (публичная лекция);
• тематические экскурсии;
• концертные мероприятия и/или посещения научных или учебных центров и музеев;
• проведение учителями и/или старшеклассниками (в начальной и средней школе) нетрадиционных уроков (урок-выставка, урок-путешествие, урок-инсценировка и т.п.), в том числе по темам, выходящим за рамки учебной программы (за счет резервных часов);
• устный журнал 9-х классов.
Вариативная часть может представлять, например:
• конкурс чтецов (словесность);
• конкурс переводчиков (иностранные языки);
• конкурс заочных и очных экскурсий (краеведение);
• конкурс или выставку гербариев (биология);
• викторину по знанию карты (география);
• викторину по знанию дат и фактов (история);
• конкурс издателей (неделя высоких технологий) и др..
Примерная структура недели может выглядеть
следующим образом:
Понедельник - торжественное открытие недели, знакомство с программой, распределение участников и зрителей конкретных мероприятий; интеллектуальная игра; классные часы или тематические уроки (например, «Великие путешественники», «Великие экономисты» и т.п.).
Вторник-пятница - тематические дни, учитывающие специфику: предмета, возраста участников (начальная, средняя, старшая школа), профильных классов, районного и городского туров олимпиад, научных, учебных, культурных, музейных центров Санкт-Петербурга, возможность привлечения специалистов в области той или иной науки.
Суббота - подведение итогов предметной недели, награждение классов, наиболее активно принимавших участие в предметной неделе, их классных руководителей и учителей-предметников, индивидуальное награждение победителей; шуточный конкурс; передача эстафеты следующей предметной неделе и др.
С 2006-2007 года внесены дополнения в организацию ПН:
• Все ПН года проводятся в рамках общей темы, которая выступает «стержнем» проекта, придает ему целостность. Например, общая тема 2006-2007 года - «Общечеловеческие ценности», тема 2007-2008 года -«Великие ученые и великие открытия».
• Значимым элементом ПН становится публичная (актовая) лекция, которую предлагается прочитать не только известным специалистам в той или иной области, но и выпускникам школы, добившимся весомых результатов в области той или иной науки или в практической деятельности, связанной с содержанием предметной недели.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим саморазвития. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.
2. Бондарец А. М. Проектная деятельность - запуск механизма развития личности ребёнка. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 3.
3. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008.- № 4.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5, 2012