Научная статья на тему 'Промежуточные результаты экспериментальной деятельности по здоровьесбережению в социокультурной среде Гимназии имени А. Грина г. Киров'

Промежуточные результаты экспериментальной деятельности по здоровьесбережению в социокультурной среде Гимназии имени А. Грина г. Киров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / HIGH SCHOOL / FUNCTIONAL LITERACY / SAFETY / HEALTHY LIFESTYLE / GIFTED CHILDREN / CHILDREN AT RISK / HEALTH CARE / HEALTH PROMOTING ENVIRONMENT / EXPERIMENTAL ACTIVITIES / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / DIAGNOSIS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PHYSICAL HEALTH / TEACHER-RESEARCHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Д. В., Юдина Е. В., Амосова E. A.

В статье характеризуется модель комфортной образовательной среды созданной в гимназии им. А. Грина г. Кирова, опирающейся на технологию психолого-педагогического сопровождения дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода в учебной и внеурочной деятельности. Описан ход опытно-экспериметальной деятельности по выявлению факторов дестабилизации физического, психологического и социального здоровья обучающихся гимназистов. Представлены результаты дианостики психолого-педагогического сопровождения «одаренных детей» и детей «группы риска», как фактор здоровьесбережения в условиях реализации ФГОС. Охарактеризован выявленный в ходе экспериаентальной деятельности здоровьесберегающий потенциал образовательной среды Гимназии. Дано описание дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности гимназистов в современных условиях: здоровье сбережение и безопасность жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Д. В., Юдина Е. В., Амосова E. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intermediated results of the experimental activities on health protection and culture of the Gymnasium named after Alexander Grin, Kirov

The article characterizes the model of the comfortable educational environment which is created in the gymnasium named after A. Grin in Kirov. This model is based on the technology of psychological and pedagogical support of differentiated education of students on the basis of psychodidactic approach to learning and extracurricular activities. The article describes the course of experimental-expert-metal activity to identify factors of destabilization of physical, psychological and social health of students in high schools. The results of the dianostics of psychological and pedagogical support of "gifted children" and children "at risk" are shown as a factor of health saving in the conditions of the implementation of FGOS are presented. The health-preserving potential of the educational environment of the Gymnasium revealed in the course of experimental activity is characterized. The description of didactic maintenance of formation of functional literacy of gymnasts in modern conditions is given: health saving and safety of activity.

Текст научной работы на тему «Промежуточные результаты экспериментальной деятельности по здоровьесбережению в социокультурной среде Гимназии имени А. Грина г. Киров»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 37.013.75; 371.487; 37.037; 613.71; 613; 379.83/.84

Д. В. Смирнов, Е. В. Юдина, Е. А. Амосова

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ГИМНАЗИИ ИМЕНИ А. ГРИНА г. КИРОВ*

В статье характеризуется модель комфортной образовательной среды созданной в гимназии им. А. Грина г. Кирова, опирающейся на технологию психолого-педагогического сопровождения дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода в учебной и внеурочной деятельности. Описан ход опытно-экспериметальной деятельности по выявлению факторов дестабилизации физического, психологического и социального здоровья обучающихся гимназистов. Представлены результаты дианостики психолого-педагогического сопровождения «одаренных детей» и детей «группы риска», как фактор здоровьесбережения в условиях реализации ФГОС. Охарактеризован выявленный в ходе экспериаентальной деятельности здоровьесберегающий потенциал образовательной среды Гимназии. Дано описание дидактического сопровождения формирования функциональной грамотности гимназистов в современных условиях: здоровье сбережение и безопасность жизнедеятельности.

The article characterizes the model of the comfortable educational environment which is created in the gymnasium named after A. Grin in Kirov. This model is based on the technology of psychological and pedagogical support of differentiated education of students on the basis of psychodidactic approach to learning and

Данное исследование проводилось в рамках Государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва на 2017-2020 гг. № 27.7948.2017/БЧ «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях» (руководитель программы - чл. кор. РАО, д-р пед. наук, профессор Н. Ф. Виноградова, научный руководитель экспериментальной площадки - д-р пед. наук Д. В. Смирнов)

extracurricular activities. The article describes the course of experimental-expert-metal activity to identify factors of destabilization of physical, psychological and social health of students in high schools. The results of the dianostics of psychological and pedagogical support of "gifted children" and children "at risk" are shown as a factor of health saving in the conditions of the implementation of FGOS are presented. The health-preserving potential of the educational environment of the Gymnasium revealed in the course of experimental activity is characterized. The description of didactic maintenance of formation of functional literacy of gymnasts in modern conditions is given: health saving and safety of activity.

Ключевые слова: гимназия, функциональная грамотность, безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, одаренные дети, дети группы риска, здоровьесбережение, здоровьесберегающая среда, опытно-экспериментальная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, диагностика, психологическое здоровье, физическое здоровье, педагог-исследователь.

Keywords: high school, functional literacy, safety, healthy lifestyle, gifted children, children at risk, health care, health promoting environment, experimental activities, psycho-pedagogical support, diagnosis, psychological health, physical health, the teacher-researcher.

Психолого-педагогическое сопрвождение [1], являясь условием создания комфортной развивающей образовательной среды [2], гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

С 2013 года в Гимназии создана модель комфортной образовательной среды, опирающейся на технологию психолого-педагогического сопровождения дифференцированного обучения школьников на основе психодидактического подхода в учебной и внеурочной деятельности.

Для этого в гимназии, администрацией и педагогами-исследователями в рамках деятельности экспериментальной площадки созданной на базе гимназии ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по теме «Психолого-педагогическое сопровождение («одаренные дети» и дети «группы риска») как фактор здоровьесбережения в условиях реализации ФГОС» (научные руководители экспериментально йплощад-ки - Д. В. Смирнов, д-р пед. наук и И. Г. Андреева, д-р мед. наук) была проделана большая аналитическая работа методами эмпирических исследований, в т. ч. по выявления факторов дестабилизации физического, психологического и социального здоровья обучающихся гимназистов.

Анкетирование гимназистов и их родителей в 2014 году на констатируем этапе эксперимента позволило выявить здоровьесбе-регающий потенциал образовательной среды Гимназии.

При проведении исследований особенностей здоровьесбере-гающей среды Гимназии использовались эмпирические методы и блоки методик, тесты, анкеты, опросники.

1. Психологический тест «Отношение к своему здоровью» (С. Дерябо).

2. Анкеты диагностического модуля проекта международного общественного движения «Добрые дети мира» - «здоровое поколение» для детей, родителей и учителей.

3. Опросник для педагогов «Критерии здоровьесбережения на уроках».

В ходе опытно-экспериментальной деятельности были получены следующие результаты:

По респондентам - педагоги.

Общий результат: преобладают средний (62,7%) и высокий (31,5%) уровни выраженности интереса к здоровью. Сформировано, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Педагоги продемонстрировали высокую информированность о ЗОЖ. Они, сами активно и успешно пропагандируют ЗОЖ для родителей и учащихся; стремятся вести здоровый образ жизни и внимательно относиться к своему здоровью. Результаты тестирования указывают на то, что педагогический коллектив готов включаться в практическую деятельность по профилактике своего здоровья, которую организуют другие специалисты с использованием профосмотров, оздоровительных мероприятий и др.

По респондентам - гимназисты.

Учащиеся начальной школы по итогам анкетирования показали, что знают, что такое ЗОЖ, знают о том, как нужно заботиться о здоровье. Можно отметить, что своим здоровьем младшие гимназисты довольны и очень довольны 75% опрошенных; не очень довольны 25%.

По респондентам - родители учащихся начальной школы

Родители младших гимнастов отметили в анкетах, что 37,5% детей имеют хронические заболевания; 62,5% болеют простудными заболеваниями 1-2 раза в год.

По респондентам - учащиеся основного уровня образования

Гимназисты среднего звена также знают, что такое ЗОЖ, как нужно заботиться о здоровье, однако в анкетах подростков не прослеживаются ответы, направлены ли их усилия на поддержание психического здоровья.

Своим здоровьем довольны и очень довольны 77% обучающихся подростков. Отмеченная в ходе исследования высокая самооценка обучающихся подростков расходится с оценкой исследования ЗОЖ на высоком уровне и частотой заболеваемости - это свидетельствует о том, что часть обучающихся неадекватно оценивает свое здоровье.

По респондентам - родители основного уровня образования

Родители подростков - гимназистов отметили что, 50% учащихся имеют хронические заболевания, 55% 1-2 раза болеют в году; 45%, - болеют 3 раза и более.

По респондентам - учащиеся среднего общего уровня образования

Установлено что гимназисты старшеклассники тоже хорошо ориентируются в знаниях о ЗОЖ.

На вопрос «Что такое ЗОЖ?» старшеклассники отвечают: забота о здоровье, не курить, соблюдать режим дня, заниматься спортом, здоровый сон и питание, радоваться жизнью, соблюдать все нормы жизни.

Однако, в ответах учащихся отсутствует необходимое и достаточное для подросткового и юношеского возраста количество способов поддержания не только физического, но и психологического здоровья. Есть частичные ответы о важности влияния положительных эмоций на здоровьесбережение.

На первое место в шкале ценностей «здоровье» ставят 42% гимназистов старшеклассников, на второе место - 32%. на третье -18%, на четвертое место - 8%.

По респондентам - родители гимназистов старшеклассников

Родители старшеклассников отметили, что 40% учеников не имею хронических заболеваний, у 60% они есть; 9% учащихся сташих классов не болеет в течение учебного года; 49% более 1 раз в год; 42% - 3 раза и более раз.

В старших классах мнение родителей и старшеклассников о ЗОЖ совпадают. Можно отметить, что старшеклассники-гимназисты тесно общаются и с родителем, и с классным руководителем, и

последние хорошо осведомлены о психологическом, физическом и эмоциональном состоянии своих воспитанников.

Среди возможных причин утомления старшеклассников-гимназистов было выделено: недосыпание, скука, много умственной работы на отдельных предметах: физике, химии, русскому языку; монотонность при выполнении некоторых видов интеллектуальной деятельности.

Исследование показало, что обеспечение процесса формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся гимназии происходит на предметных уроках, во внеурочной деятельности, но уровень влияния в большей степени наблюдается у классного руководителя при педагогическом взаимодействии в системе «педагог - ученик - родитель - социальные институты». Большинство учащихся Гимназии принимают собственное здоровье как личностную и общественную ценность.

В ходе исследования была выделена главная триада стрессо-генных ситуаций, требующих для их разрешения от учителя таких знаний, форм и способов деятельности, которые составляют основу его профессиональной компетентности в сохранении психологического здоровья ученика в учебном процессе Гимназии. Результаты полученные в ходе опытно-экспериментального исследования были рассмотрены на педагогическом совете и производственном совещании при директоре, где были определены задачи, на решение выявленных проблем.

В 2017 году, реализуя тему экспериментальной площадки «Психолого-педагогическое сопровождение («одаренные дети» и дети «группы риска») как фактор здоровьесбережения в условиях реализации ФГОС», коллектив Гимназии, опираясь на прошлый опыт по здоровьесбережению, организовал опытно-экспериментальную работу творческой группы педагогов-исследователей по проблеме «Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях: здоровье сбережение и безопасность жизнедеятельности» в рамках Государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Москва на 2017-2020 гг. № 27.7948.2017/БЧ (руководитель программы - чл. кор. РАО, д-р пед. наук, профессор Н. Ф. Виноградова, научный руководитель экспериментальных площадок - д-р пед. наук Д. В. Смирнов) [3] по трем направлениям:

- работа с одаренными детьми;

- работа с детьми «группы риска»;

- развитие творческого потенциала педагогов.

Эти направления определили поиски возможностей развития участников образовательного процесса.

Реализация программных мероприятий

Одаренные дети требуют особого внимания в рамках стандартного учебного процесса; ученики, с несформированной мотивацией, с высоким уровнем тревожности, недостаточными интеллектуальными возможностями требуют также особого внимания. Как помочь тем и другим чувствовать себя комфортно и уверенно в образовательной среде Гимназии? Как организовать психолого-педагогическое сопровождение этих групп в качестве фактора здо-ровьесбережения в условиях ФГОС?

Прежде всего, была исследованы понятия:

- «содержательный компонент предметной направленности -здоровьесбережение как компонент функциональной грамотности»,

- «содержательный компонент предметной направленности -безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности» [4]. Были определены основные предметы, обеспечивающие систему знаний по здоровьесбережению и безопасной жизнедеятельности: Окружающий мир, Технология, Биология, Физическая культура, Физика, Химия, Экология, Основы безопасности жизнедеятельности.

В 2016-2017 учебном году, основные усилии педагогов - исследователей были сконцентрированы на здоровьесберегающей функциональной грамотности. Были рассмотрены группы факторов здорового образа жизни гимназистов и педагогов:

- Оптимальный режим труда и отдыха.

- Двигательная активность и закаливание.

- Рациональное питание.

- Отказ от вредных привычек.

- Медицинская активность.

- Соблюдение правил психогигиены.

- Личная и общественная гигиена.

- Гигиена семьи и брака.

- Половое воспитание и сексуальное образование.

На основе факторов здорового образа жизни выделены компоненты культуры здоровья.

• Ценностный компонент включает в себя ценностные ориентации, связанные с сохранением и укреплением здоровья.

• Когнитивный компонент включает представления о строении и функциях организма человека, о здоровье и здоровом образе жизни, а также знание правил личной гигиены.

• Деятельностно-практический компонент - умение гимназистов применять знания в своей жизнедеятельности.

• Эмоционально-волевой компонент - характер эмоциональных и волевых проявлений в процессе занятий физической культурой

Были выявлены группы «одаренных обучающихся» и обучающихся «группы риска», проведено анкетирование и учеников, и родителей с целью определения тех моментов, которые мешают формированию здоровьесберегающего компонента функциональной грамотности в настоящее время.

Особое внимание педагогами-исследователями было решено уделить в 2017 году деятельностно-практическому компоненту культуры здоровья - умению гимназистов применять знания в своей жизнедеятельности, так как ценностный и когнитивный компоненты обучающихся имеют достаточный уровень сформированно-сти. Были разработаны анкеты для различных категорий респондентов гимназистов.

Группа одаренных учащихся (результаты исследования) 34- ученика

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Вы чистите зубы утром 32 2

Вы чистите зубы вечером 19 14 1

По утрам делаете утреннюю гимнастику 6 16 12

Раз в неделю занимаетесь спортом вне Гимназии 25 7 2

Моете руки: перед едой 29 5

после прогулки; 32 2

После посещения туалета 31 3

Гуляете на свежем воздухе ежедневно 23 11

Ежегодно ходите на профилактику к стоматологу 21 13

Имеете привычку грызть ногти или карандаш 7 6 21

Следите за чистотой тела 30 4

Следите за чистотой одежды 31 3

Ежегодно делаете прививки от гриппа 18 10 6

Следите за порядком в доме 22 12

Едите только то, что вам нравится 10 15 3

Едите в одно и то же время 12 18 4

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Едите не менее трех раз в день 24 8 2

Соблюдаете режим дня 12 18 4

Ухаживаете за больными членами своей семьи, когда они заболевают 28 5 1

Вы несете ответственность за свои поступки 30 4

Ведете себя вежливо 25 7 2

Живете в мире с окружающими 29 4 1

Стараетесь быть добрым ко всем 19 12 3

Проводите закаливание:

воздушными ваннами 13 9 12

солнечными ваннами 13 2 19

водой (обтирание, обливание, душ) 12 11 11

Считаете нормой полный отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) 34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы: в группе «одаренные учащиеся» деятельностно-практический компонент имеет недостаточный уровень в отсутствии привычки делать ежедневно утреннюю гимнастику; проводить закаливание; делать профилактические прививки от гриппа.

Учащиеся «группы риска» (16 учеников)

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Вы чистите зубы утром 15 1

Вы чистите зубы вечером 10 2 4

По утрам делаете утреннюю гимнастику 2 2 12

Раз в неделю занимаетесь спортом вне Гимназии 12 2 2

Моете руки: перед едой 8 8

после прогулки; 15 1

После посещения туалета 14 2

Гуляете на свежем воздухе ежедневно 4 12

Ежегодно ходите на профилактику к стоматологу 4 7 5

Имеете привычку грызть ногти или карандаш 1 5 10

Следите за чистотой тела 15 1

Следите за чистотой одежды 14 2

Ежегодно делаете прививки от гриппа 5 8 3

Следите за порядком в доме 4 12

Едите только то, что вам нравится 4 7 5

Едите в одно и то же время 1 12 3

Едите не менее трех раз в день 5 11

Соблюдаете режим дня 2 10 4

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Ухаживаете за больными членами своей семьи, когда они заболевают 7 9

Вы несете ответственность за свои поступки 12 4

Ведете себя вежливо 14 2

Живете в мире с окружающими 12 3 1

Стараетесь быть добрым ко всем 8 8

Проводите закаливание:

воздушными ваннами 2 2 12

солнечными ваннами 4 3 11

водой (обтирание, обливание, душ) 5 3 8

Считаете нормой полный отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) 14 2

Выводы: деятельностно-практический компонент - умение гимназистов применять знания в своей жизнедеятельности имеет недостаточный уровень по многим аспектам. Общие показатели.

Здоровьесберегающий компонент функциональной грамотности

(6 экспериментальных классов 1 27 учащихся)

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Вы чистите зубы утром 118 9

Вы чистите зубы вечером 87 40

По утрам делаете утреннюю гимнастику 17 59 51

Раз в неделю занимаетесь спортом вне Гимназии 93 18 16

Моете руки: перед едой 106 21

после прогулки; 116 11

После посещения туалета 117 10

Гуляете на свежем воздухе ежедневно 101 26

Ежегодно ходите на профилактику к стоматологу 73 48 6

Имеете привычку грызть ногти или карандаш 15 54 58

Следите за чистотой тела 123 4

Следите за чистотой одежды 118 9

Ежегодно делаете прививки от гриппа 50 43 34

Следите за порядком в доме 91 35 1

Едите только то, что вам нравится 31 89 7

Едите в одно и то же время 21 89 17

Едите не менее трех раз в день 90 34 3

Соблюдаете режим дня 52 54 21

Ухаживаете за больными членами своей семьи, 98 28 1

когда они заболевают

Вопрос Всегда Иногда Никогда

Вы несете ответственность за свои поступки 120 17

Ведете себя вежливо 91 35 1

Живете в мире с окружающими 99 27 1

Стараетесь быть добрым ко всем 100 26 1

Проводите закаливание:

воздушными ваннами 41 57 29

солнечными ваннами 76 34 17

водой (обтирание, обливание, душ) 65 40 22

Считаете нормой полный отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) 119 8

Выводы: деятельностно-практический компонент - умение гимназистов применять знания в своей жизнедеятельности в некоторых аспектов также имеет недостаточный уровень. Это проявляется в проведении закаливания, режиме питания, в отсутствии привычки ежедневной утренней гимнастики.

Здоровьесберегающий компонент функциональной грамотности:

- это базовое владение системой знаний по ЗОЖ (результаты прошлого исследования показали, что эти знания у гимназистов имеются);

- это способность использовать приобретенные знания (без вреда для себя и других);

- это готовность действовать в соответствии с ценностями здо-ровьесбережения, способность к самообучению и саморазвитию.

Педагогами-исследователями были разработаны необходимые методические продукты:

- Методические рекомендации «Коррекция акцентуации характера как элемент профилактической работы с подростками «группы риска»;

- Модель организации работы с одаренными учащимися в условиях Гимназии;

- Рекомендации для учителя-предметника по организации подготовки участников олимпиады

Творческая группа педагогов изучила разделы федеральных государственных стандартов основного общего образования, которые касаются компонента здоровьесбережения функциональной грамотности. За основу были взяты предметные результаты Физи-

ческой культуры, Основы безопасности жизнедеятельности, Биология; два направления личностных результатов.

В личностных результатах ФГОС ООО требуется

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Далее была рассмотрена интеграция предметного и мета-предметного содержания образования предметов Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности, Биология.

Предметные результаты по Физической культуре:

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) ... освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;

4...формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразви-вающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учиты-

вающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; ...

Основы безопасности жизнедеятельности:

1) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

2) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

3) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

4) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

5) умение оказать первую помощь пострадавшим;

Биология

1) ... влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание

2) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.

ФГОС ООО определил требования к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные.

_Были выделены межпредметные понятия._

Межпредметные понятия: здоровье, здоровый и безопасный образ жизни, правила поведения на транспорте и на дорогах, вредные привычки, факторы риска, личная и общественная гигиена, оптимальный режим труда и отдыха, двигательная активность и закаливание, рациональное питание._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И универсальные учебные действия с учетом ООП ООО Гимназии.

Метапредметные результаты - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательной деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов для компонента здоровьесберегающей направленности являются:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность работать с информацией;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Психологическая служба Гимназии разработала модели психолого-педагогического сопровождения группы одаренных учащихся и учащихся группы риска.

Психологическая служба Гимназии определила задачи психолого-педагогического сопровождения группы «одаренных учащихся» и учащихся «группы риска».

Это:

- помощь одаренному учащемуся и учащемуся «группы риска» в решении актуальных задач развития, обучения, социализации выбора образовательного и профессионального маршрута;

- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей и педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

Определены направления, которые следует реализовать.

Направление Мероприятия Ответственный

Диагностическое Комплексный сбор сведений Анкетирование, собеседование с учителями-предметниками, диагностика Педагог-психолог Учителя-предметники

Консультационное Консультирование педагогов, по выбору индивидуальных методов и приемов с обучающимися; Родителей по выбору стратегии воспитания. Педагог-психолог

Коррекционно-развивающее Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися. Занятия в сенсорной комнате. Педагог-психолог

Информационно-просветительское КОНСУЛЬТАЦИИ И СОБРАНИЯ по работе с одаренными детьми Педагог-психолог Куратор проекта

Данные направления были реализованы в 2016-2071 учебном

году.

Также был проведен опрос родителей одаренных детей (со всеми видами одаренности). Опрошено 81 человек. Как Вы оцениваете здоровье своего ребенка «Хорошее» - 59 человек (73%) «Удовлетворительное» - 18 человек (22%) «Слабое» - 4 человека (5%)

Как Вы считаете, вашему ребенку достаточно физической двигательной активности?

Стоит ее уменьшить? - 6 человек (7%) Стоит ее увеличить? - 24 человека (30%) Достаточно - 51 человек (63%)

Как Вы оцениваете интеллектуальную нагрузку вашего ребенка?

Достаточное - 64 человека (79%)

Увеличить - 12 человек (15%) Низкая - 5 человек (6%)

Опрос родителей показал, что здоровье «одаренных детей в большинстве ответов «хорошее»; двигательная активность и интеллектуальная нагрузка по ответам родителей достаточная.

Были опрошены одаренные дети шести экспериментальных классов. Опросник был составлен из трех блоков: А Физическое здоровье; В Психологическое здоровье; С Владение методами самопомощи. Результаты следующие: Физическое здоровье:

- Испытывает усталость, сонливость, лень - 1 ученик

- Когда как, по-разному - 17 учеников

- Всегда бодр, активен - 16 учеников Продолжительность сна 8-9 часов - 7 учеников

- менее 6 часов - 2 ученика

- 6-8 часов - 25 учеников

Ложатся спать позже 23 часов - 6 учеников

- в 21 час - 1 ученик

- 21-23 часа - 27 учеников Причина позднего ухода ко сну:

- учу уроки, занимаюсь дополнительно, читаю - 18 учеников

- хочу уснуть, но не могу, бессонница - 3 ученика

- смотрю фильмы, болтаю с друзьями, бездельничаю -13 учеников

Аппетит

- постоянно хороший - 27 учеников

- иногда есть совсем не хочу - 7 учеников (после тренировки, болею, огорчен, просто не хочу есть)

Как часто ученики едят нездоровую пищу (фаст-фуд, чизбур-генры, данары, кола)

- 1 раз в неделю - 3 ученика

- 1 раз в месяц - 24 ученика

- совсем не ем - 7 учеников Психологическое здоровье Обычное настроение

- Позитивен, активен, весел - 29 учеников

- Спокойное, рабочее - 8 учеников

- Неуравновешенное: от печали до радости - один шаг -7 учеников

Как проявляется утомление:

- Хочу спать - 22 ученика

- Становлюсь нервным, раздражительным - 9

- Допускаю много ошибок - 3

Как часто ощущается переутомление:

- Никогда - 6 учеников

1-2 раза в неделю - 15 учеников

2-3 раза в неделю - 13 учеников Факторы, вызывающие усталость:

- Большой объем домашних дел - 2 ученика

- Занятия с репетитором - 1 ученик

- Подготовка домашнего задания - 11 учеников

- Уроки, занятия в школе, факультативы, элективы - 17 учеников

- Спорт (указали в дополнение) - 9 учеников

- Подготовка к олимпиадам - 5 учеников Отношение к интенсивным интеллектуальным нагрузкам

- Трудно справляться, нужен способ снятия напряжения -4 ученика

- Нравятся, но устаю 30 учеников Владение методами самопомощи:

- Сплю или просто лежу - 14 учеников

- Гуляю - 10

- Переключаюсь на другое - 10

Дополнительно:

- Общаюсь с родными и друзьями, играю с домашними животными, слушаю музыку, делаю оригами, смотрю сериал, ем вкусное.

Хотели бы научиться снимать стресс, усталость, работая с психологом в сенсорной комнате

- нет - 16 учеников

- да - 18 учеников

Опрос учащихся показал, что в целом физическое здоровье учеников в норме, если исходить из их самочувствия, продолжительности сна, аппетита, питания. Психологическое здоровье учеников зависит от переутомления, лишь (18%) учеников не испытывают переутомления никогда, остальные 1-2-,2-3 раза в неделю испытывают переутомление, причины переутомления: уроки, занятия в школе, факультативы, элективы, подготовка домашнего задания (82%). Практически все ученики владеют простейшими видами самопомощи при переутомлении. (53%) хотели бы заниматься релаксацией в сенсорной комнате.

Педагогами-исследователями Гимназии в рамках опытно-экспериментальной деятельности были разработаны и прошли апробацию следующие методические продукты:

Для педагогов работающих с учащихся «группы риска»

- Методические рекомендации «Коррекция акцентуации характера как элемент профилактической работы с подростками «группы риска»;

- Методическая разработка «Применение специальных методов, приемов и технологий при обучении учащихся, испытывающих трудности при освоении ООП НОО, в развитии и социальной адаптации».

- Методическая разработка по теме «Программа коррекцион-ного курса «Логопедические занятия» с обучающимися 2 класса с ЗПР, в условиях инклюзивного образования (в общеобразовательном классе вместе со сверстниками без ограничений здоровья) в рамках реализации АООП НОО;

- Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекци-онные занятия» с обучающимся Зориным Д. В, 2 б класс, в рамках реализации АООП НОО (вариант 7.1.).

- Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов»;

- Рабочие программы учебных предметов, курсов для обучающихся с ОВЗ, 2 класс

- АООП НОО (ЗПР, вариант 7.1);

- Оценка результатов, текущая и итоговая аттестация по АООП НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1);

- Коррекционно-развивающая программа «Помощь школьнику» по коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающихся 1-4 классов.

Для педагогов работающих с «одаренным учащимися»:

- Модель организации работы с одаренными учащимися в условиях Гимназии;

- Рекомендации для учителя-предметника по организации подготовки участников олимпиады;

- Разработаны и апробированы рабочие программы учебных курсов олимпиадной направленности (с разработкой оценочных и диагностических материалов), в т.ч. в новых условиях - с учетом образовательных запросов обучающихся классов с углубленным изучением математики в начальном общем уровне образования

- Олимпиадные задания по математике 2 класс

- Олимпиадные задания по математике 3 класс

- Олимпиадные задания по математике 4 класс Разработаны и апробированы рабочие программы учебных курсов олимпиадной направленности (с разработкой оценочных и диагностических материалов):

- Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс.

Также разработаны и апробированы: Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и детей группы риска с учетом проведенной диагностики и опросов.

Различные аспекты промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы в обощенном виде были доложены и обсуждены на Международных, всероссийских и региональных научно-педагогических конференциях, Форумах, вебинарах и семинарах:

- круглый стол «Программы подготовки квалифицированных педагогических кадров - вожатых, аниматоров, педагогов-организаторов и инструкторов детско-юношеского туризма для организаций (лагерей) летнего оздоровительного отдыха детей: содержание, методики, формы оздоровления и содержание деятельности, обеспечение безопасной среды» (Москва, 18.01.2017), доклад «Форми-

рования функциональной грамотности обучающихся в сфере безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни при организации летнего оздоровительного отдыха»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- круглый стол на секции «География» в рамках 44-й областной научно-практической конференции учителей биологии, географии, химии, экологии общеобразовательных организаций г. Кирова и Кировской области (г. Киров, 20.01.2017), доклад «Формирование функциональной грамотности обучающихся в сфере безопасной жизнедеятельности в процессе освоения содержания предметной области География»;

- областной семинар педагогов дополнительного образования - руководителей туритских походов в рамках XX областных соревнований «Юный спасатель» (ГАУДО ДООЦ «Сибирская сказка», Новокузнецкий р-он Кемеровская область, 21-27.02.2017), тема обсужения «Формирование функциональной грамотности обучающихся в сфере безопасной жизнедеятельности в процессе интеграции содержания предметной ОБЖ и внеурочной деятельности»;

- Международный научно-педагогический форум по музейной педагогике «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы» (г. Нижний Нов-грод, 18-20.04.2017), доклад «Методология формирования функциональной грамотности обучающихся в социокультурной среде музея образовательной организации!

- Международная научно-практическая конференция «Образование. Туризм. Интеграция» (г. Уральск Республика Казахстан, 27-29.04.2017), докдлад «Методология формирования функциональной грамотности обучающихся в социокультурной среде детско-юношеского туризма и краеведения»;

- межрегиональный межведомственный научно-практический вебинар «Воспитание и развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося» (г. Киров, 11.05.2017) доклад «Содержание взаимодействия общего и дополнительного образования как условие эффективности формирования функциональной грамотности обучающихся в сфере безопасной жизнедеятельности»;

- Всероссийский научно-методический семинар «Воспитательный потенциал системы образования: гражданские и патриотические аспекты» (г. Санкт-Петербург, 19-20.06.2017), доклад «Воспитательный потенциал детско-юношеского туризма и краеведения в формировании функциональной грамотности школьников в сфере безопасной жизнедеятельности»;

- ХУ-й Всероссийский открытый форум «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ», посвященный С. Т. Шацкому (СПА-пансионат Бекасово Московской области, 03-04.10.2017), мастер-класс «Развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования»;

- 2-й региональный форум работников дополнительного образования детей Кировской области в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовательных организациях» (г. Киров, 30.11 -01.12.2017), доклад «Научно-методическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках ФГОС в образовательных организациях»;

-й всероссийский съезд учителей физической культуры (г. Москва, 13-14.12.2017), доклад «Формирование функциональной грамотности школьника на уровне начального общего образования средствами спортивного туризма».

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы уточнены теоретические основания, апробированы методики обучения и воспитания формирующие здоровьесберегающую функциональную грамотность и скорректировано содержание методических рекомендации для учителей предметников, классных руководителей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и родителей Гимназистов. Были определены направления работы Гимназии по формированию функциональной грамотности в сфере безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни среди групп учащихся: «одаренные» и «группы риска».

Примечания

1. Дополнительное образование специалистов : аннот. указ. автореф. дис. ... канд., д-ра наук / Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования ; Рос. междунар. акад. туризма. М. : Сов. спорт, 2004. Вып. 7: Психолого-педагогическое сопровождение / [сост.: Н. Н. Лагусева, Г. Н. Диниц ; авт.-сост. Д. В. Смирнов]. 2004. 214 с.

2. Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Формирование социокультурной и развивающей образовательной среды в общеобразовательном учреждении // Социокультурная среда как средство формирования и развития личности: Рос. науч.-практ. конф. (г. Рязань. 24-25 марта 2011 г.) / Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. Рязань : Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2011. С. 136-144.

3. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы : из портфеля главного редактора [Виноградова Н. Ф.] // Начальное образование. 2017. № 3(80). Май - июнь. С. 3-7 (начало); Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы : из портфеля

главного редактора [Виноградлва Н. Ф.] // Начальное образование. 2017. № 4(81). Июль - август. С. 3-7 (продолжение).

4. Смирнов Д. В. Безопасность жизнедеятельности как компонент функциональной грамотности // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3(124). - С. 90-111.

УДК 796.51: 641.56: 613.261

Е. А. Клюшникова, А. Ю. Животовский

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕГЕТАРИАНСКОГО ПИТАНИЯ В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ

Данная статья посвящена практической стороне организации вегетарианского питания в туристском походе Проведённое исследование позволяет утверждать, что вегетарианское меню в туристском походе, при правильном составлении, является обоснованным и полезным для здоровья.

This article focuses on the practical side the organization of the vegetarian diet in backpacking this study allows to assert that the vegetarian menu on your tour, with the right preparation, is reasonable and beneficial to health.

Ключевые слова: вегетарианство, туризм, туристская группа, физическое здоровье, психологический комфорт, питание в походе.

Keywords: vegetarianism, tourism, group of tourist, physical health, psychological comfort, food in the tourism campaign.

Вопросы организации питания в туристских походах сегодня достаточно хорошо проработаны и изучены. Есть типовые раскладки и меню (Краткий справочник туриста / авт.-сост. Ю. А. Штюр-мер. 3-е изд. с изм. и доп. М. : Профиздат, 1985; Никишин Л. Ф., Коструб А. А. Туризм и здоровье. Киев : Здоровья, 1991; Драга-чев С. П. Туризм и здоровье. М. : Знание, 1984).

Но, организовывая поход, руководитель похода и начпрод (начальник продовольствия) всегда испытывают некоторые затруднения. Такие затруднения испытали и мы, организовывая походы с членами турклуба «Альянс» ТюмГНГУ.

В данной статье мы не будем затрагивать гуманистическую сторону проблемы питания. Обратимся только к практической стороне вопроса: вред - польза, опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.