Дошкольная педагогика
УДК 373.2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Н.А. Андреева
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем - здоровьесбережение подрастающего поколения. Автором описывается модель педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения дошкольников, особое значение в котором имеет семья. Обоснован «субъектный подход» к семье как одному из участников образовательного процесса. Рассматривается понятие «педагогическое сопровождение» в интерпретации различных авторов. Педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения у дошкольников, по мнению автора, представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное сотрудничество, включающее опережающее обучение педагогов, дифференцированное взаимодействие с родителями и активное взаимодействие с детьми в данном направлении. Исследование проводилось в рамках гранта «Педагогическое сопровождение семьи как субъекта системы дошкольного образования» договор №27М от 22.01.2018.
Ключевые слова: здоровьесбережение, педагогическое сопровождение семьи, взаимодействие, опережающая подготовка, педагогическая рефлексия.
PEDAGOGICAL SUPPORT TO CHILDREN'S HEALTH CARE PROCESS
AT PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
N. Andreeva
Abstract. One of burning issues is considered in the article, and that is health care of growing generation. The author depicts a model of pedagogical support to preschool children's health care process in which family matters a lot. "Subjective approach" to family as one of educational process participants is substantiated in the work. It also provides consideration of the definitions of "pedagogical support" suggested by different authors. From the author's perspective, pedagogical support to preschool children's health care process represents a systematic, subsequent, purposeful interaction including advanced training for teachers, differentiated collaboration with parents and active interaction with children in this area.
Keywords: health care, pedagogical support to family, interaction, advanced training, pedagogical reflection.
В настоящее время в нашей стране сложилась такая демографическая ситуация, когда каждое последующее поколение по своей численности меньше предыдущего, т.е. естественная убыль населения России в некоторых регионах выше, чем рождаемость. Такая ситуация опасна для любой страны, а для России с ее огромными территориями и малой заселенностью отдельных регионов - вдвойне, поэтому проблема здоровьесбережения населения переходит в разряд национальных проблем. Особенно значимой становится проблема сохранения и укрепления здоровья детей.
Решающим в формировании основ физического и психического здоровья становится именно дошкольный возраст. До семи лет происходит активное развитие внутренних органов и функциональных систем организма, формируются привычки, характер, и
от того что будет заложено в этот период, зависит будущее формирующегося человека.
Проблема детского здоровья интересовала педагогов всегда, интерес к ней не случайно повышен и сегодня. В современных реалиях встает вопрос о разработке эффективных здоровьесберегающих технологий,
позволяющих не только сохранить здоровье подрастающего поколения, но и приумножить его.
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных
эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Следует отметить, что Федеральный закон «Об
образовании в РФ» в последней редакции уточняет, что родители (законные представители) имеют право на получение методической, психолого-педагогической,
консультативной и других видов помощи в дошкольных образовательных организациях [1].
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова,
В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольная образовательная организация, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Социально-исторический опыт, опыт эмоциональных взаимоотношений между людьми в полной мере сможет передать только семья, именно поэтому семья является одним из важных институтов воспитания и социализации ребенка. Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги, в свою очередь, недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Следовательно, объективные социальные условия создают необходимость
самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи [2].
Следует отметить наличие имеющихся противоречий в потребности общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, а также в потребности в эффективных
здоровьесберегающих технологиях в процессе взаимодействия ДОО и семьи и их явным недостатком.
В соответствии с этим, корректируется и позиция дошкольной образовательной организации по отношению к семье. Становится очевидной важность дальнейшего
совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОО и семьи для всестороннего развития ребенка.
Если в предыдущие годы (80-90-е годы ХХ века) речь шла о так называемой «работе с семьей», а сама семья рассматривалась как объект, то сегодня мы говорим о взаимодействии дошкольного учреждения и семей воспитанников, об организации педагогического сопровождения, а это - совершенно другой субъектный подход к семье и в данном случае семья становится активным участником образовательного процесса. В изменившихся условиях происходят следующие
трансформации: в процессе «работы с родителями» и так называемого «объектного подхода» к семье осуществлялось непосредственное воздействие на родителя, а взаимодействие, педагогическая поддержка семьи и, соответственно, субъектный подход предусматривает партнерские отношения участников образовательного процесса; если в первом случае воспитатель поучает, воспитывает родителя, а родитель вынужден слушать и слушаться, то отношение к семье как субъекту меняет ориентацию педагога на партнерские, равноправные отношения по отношению к родителям; если в первом случае -противостояние, то во втором случае -сотрудничество; кроме этого, модель «семья -объект» совершенно не предусматривала рефлексию родителя, в отличие от модели «семья - субъект образовательного процесса», которая предполагает обучение педагогической рефлексии как родителя, так и самого педагога.
Понятие «педагогическое сопровождение» рассматривается в научной литературе с разных позиций. Исследователи Л.Н. Бережнова и В.И. Богословский считают, что это специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций. Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына под педагогическим сопровождением понимают деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом оптимального решения проблем жизненного выбора.
Л.В. Темнова, Э.М. Александровская,
Н.Г. Осухова и др. под педагогическим сопровождением подразумевают целостный, непрерывный процесс изучения, анализа, развития и коррекции познавательных, мотивационных, эмоционально-волевых
процессов и самой личности, попадающей в поле деятельности субъектов сопровождения [4].
В исследованиях Е.К. Исаковой,
Д.В. Лазаренко и С.В. Сильченковой, педагогическое сопровождение рассматривается как форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для
личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [5].
О.А. Власова предложилаопределение
валеолого-педагогического сопровождения как педагогической деятельности, в которую включены все участники образовательного процесса, осуществляющие системы взаимосвязанных мероприятий, по повышению компетенции педагогов, учащихся и их родителей в области сохраненияздоровья [3].
Целью педагогического сопровождения родителей в дошкольной образовательной организации является не передача им научных психолого-педагогических знаний, не их обучение, а формирование педагогической компетенции и педагогической рефлексии, а также коррекция их педагогической позиции (при необходимости), позволяющая лучше понять своего ребенка, строить с ним правильное общение и совместную деятельность.
Причины, от которых зависит проявление здоровья, выявлены В.В. Колбановым, это задатки, передающиеся от родителей на генетическом уровне, отношение человека к собственному здоровью на протяжении всей сознательной жизни и внешние условия (экология, социальное положение и т.д.).
Концептуальной основой нашей
педагогической модели педагогического сопровождения семьи является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Для этого необходимо решение следующих задач:
- создание такой предметно -пространственной развивающей среды, которая предусматривает самореализацию и физическое развитие ребенка;
- оказание помощи ребёнку в накоплении необходимого опыта и знаний по укреплению физического и психического здоровья;
- формирование здорового организма ребенка через обеспечение активной деятельности;
- организацию педагогического сопровождения семьи, совместного взаимодействия всего педагогического коллектива и родителей в физическом развитии и закаливании ребенка;
- формирование навыков саморегуляции поведения дошкольника, направленных на
осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Педагогическое сопровождение процесса здоровьесбережения в дошкольной
образовательной организации представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее опережающее обучение педагогов,
дифференцированное взаимодействие с семьями воспитанников в данном направлении и активное внедрение здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми.
Педагогическое сопровождение педагогов предполагает создание условий для перестройки их мышления, пополнения теоретических знаний по анатомии, психологии, теории и методике физического воспитания, овладение оздоровительными технологиями в области физического воспитания, приобретение практических навыков собственного
здоровьесбережения.
Педагогическое сопровождение семей воспитанников включает изучение семьи, проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), организацию практических занятий, семейных спортивных соревнований типа «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых дверей, педагогических тренингов, трансляцию успешного опыта родителей по оздоровлению своих детей.
Взаимодействие со старшими
дошкольниками по здоровьесбережению направлено на формирование элементарных представлений об организме человека (о строении собственного тела), осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека, формирование потребности в физическом и нравственном
самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения.
Предложенное нами педагогическое сопровождение предполагало ряд обязательных компонентов, успешная реализация которых позволила добиться положительной динамики. Прежде чем осуществлять взаимодействие с детьми и педагогическое сопровождение родителей по организации здоровьесбережения, необходимо было осуществить опережающую подготовку педагогов в данном направлении. С этой целью была разработана специальная программа подготовки педагогов, которая
предусматривала цикл теоретических и практических занятий, расширяла не только знания педагогов в данном направлении, но и позволила приобрести ряд практических навыков (обучение элементарным приемам самомассажа и биологически активных точек, правильному дыханию, обучение элементарным приемам оказания неотложной помощи, основам безопасности жизнедеятельности и т.д.).
Начиная взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников, следовало тщательно изучить партнеров по общению. Программа изучения семьи позволила сделать это в полной мере. Все семьи, принимающие участие в исследовании, были проанализированы по следующим параметрам: по составу, по количеству детей, по уровню образования родителей, по преобладающему стилю общения, по наличию или отсутствию принципов семейного воспитания, по преобладающему фону семейной жизни, по степени благополучия семьи, по возрасту родителей, по социальному положению членов семьи, по наличию или отсутствию педагогической системы в семейном воспитании, по преимущественному участию родителей в процессе воспитания детей и др.
Анализ результатов позволил выделить разные категории семей, в соответствии с которыми, были определены и изучены запросы родителей. Непосредственная работа осуществлялась с учетом дифференцированного подхода к семьям, имеющим различные запросы: для родителей, дети которых недавно поступили в дошкольное учреждение, первостепенными являлись вопросы
здоровьесбережения в период адаптации детей к ДОО. Для родителей часто болеющих детей были актуальны встречи с медицинскими работниками и консультации по вопросам оздоровления и закаливания детей. Родителей будущих первоклассников интересовали вопросы не только подготовки детей дошкольного возраста к школе, обучение чтению и грамоте, но и сохранение здоровья детей в этот сложный для них период и т.д.
В процессе организации педагогического сопровождения семьи для нас важно было не только дать новые знания, научить практическим навыкам, но и организовать обратную связь с родителями и педагогами. Этому в большей мере способствовали интерактивные формы, позволяющие организовать открытый диалог между родителем и педагогом или родителем и специалистом.
Особый интерес вызвала такая форма педагогического сопровождения семьи как педагогический тренинг, который позволял в
спокойной и непринужденной форме дискутировать, обсуждая вопросы
здоровьесбережения детей: Что такое -здоровый образ жизни? Каковы составляющие здорового образа жизни? Придерживаетесь ли вы в своей семье здорового образа жизни? Почему? Как можно повысить сопротивляемость организма различным инфекциям? Есть ли в вашей семье особые «секреты здоровья»? и др.
Ценность такой дискуссии в том, что никто не навязывает свою точку зрения, однако возможность высказаться самому и услышать другого есть у каждого. Кроме того, родителям предлагаются конкретные педагогические ситуации или задачи, решая которые, они не только ищут педагогически правильное решение, но и аргументируют свою позицию, отстаивают свою точку зрения, доказывая право на ее существование.
Важная составляющая любого
педагогического тренинга - практическая часть. Она предполагала обучение конкретным практическим навыкам, игровым упражнениям и дидактическим играм родителей по здоровьесбережению. Завершается такая встреча педагогической рефлексией своей собственной позиции по предложенной проблеме, а иногда родитель корректирует ее.
Большое значение в здоровьесбережении дошкольников имеет та предметно-пространственная развивающая среда, которая окружает ребенка, ее созданию следует уделять особое внимание не только в дошкольной образовательной организации, но и дома, в семье. Среда, окружающая ребенка, должна стимулировать его к активным занятиям спортом, этому способствует наличие спортивных снарядов (шведские стенки, гимнастические скамейки, канаты, дуги для подлезания, батуты и т.д.) и спортивного оборудования (скакалки, мячи, гимнастические палки, обручи, лыжи, маты и т.д.).
В процессе исследования нами был разработан определенный алгоритм педагогического сопровождения процесса здоровьесбережения дошкольников. Алгоритм включал в себя пять последовательных составных частей.
Во вступительной части необходимо было заинтересовать ребенка, поставив его в ситуацию субъекта - «творца своего здоровья». На этом этапе важно предусмотреть игровую ситуацию, позволяющую мотивировать ребенка к здоровьесберегающей деятельности и создать положительный эмоциональный настрой.
Во второй - информационной части давались элементарные представления о
здоровом образе жизни, которые должны соответствовать определенным принципам (научность, доступность, конкретность, взаимозависимость прошлого, настоящего и будущего, использование наглядности и др.).
Третья часть - проблематизация, предусматривала стимулирование
познавательной активности детей посредством создания проблемных ситуаций, опытно-экспериментальной деятельности, а также включала отработку навыков оказания первой медицинской помощи и навыков безопасной жизнедеятельности.
Четвертая часть - стимулирование, предполагала активное включение навыков здорового образа жизни в повседневную жизнь, формирование потребности в здоровом образе жизни через выработку привычки делать утреннюю гимнастику, чистить зубы, принимать витамины, выбирать здоровую пищу и т.д.
Заключительная часть включала
совместную работу по отработке основ здорового образа жизни в дошкольном учреждении и семье. На этом этапе важно объединение усилий родителей и педагогов, их активная поддержка основ здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации и дома. Взрослые должны создавать условия для закрепления и дальнейшей автоматизации навыков здорового образа жизни у всех участников педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое
сопровождение процесса здоровьесбережения в дошкольной образовательной организации включает в себя опережающую подготовку воспитателей, сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 64. Дошкольное образование [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974
2. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. ... канд.пед.наук по специальности 13.00.07. Екатеринбург, 2005. - 24с.
3. Власова О.А. Валеолого-педагогическое
сопровождение учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 2013. - 351 с.
4. Свинарева О.В. Интерпретация понятия «Педагогическое сопровождение» в современной науке // Инновации в науке: сб. ст. по матер. ХЬ междунар. науч.-практ. конф. № 12 (37). -Новосибирск: СибАК, 2014.
5. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
Сведения об авторе:
Андреева Наталья Александровна (г. Шадринск, Россия), кандидат педагогических наук, Шадринский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Andreeva (Shadrinsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]