DOI 10.14526/01_1111_126 УДК 371.1:796.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГИМНАЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Н.А. Евлешина - кандидат педагогических наук, доцент Л.Д. Соломенко - кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Абрамова - кандидат педагогических наук, профессор Е.А.Гринева - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.
Ульянова»,
Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия,
432700
E-mail: evleshina(arambler. ru
Аннотация. В статье раскрываются подходы к решению проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся гимназий. Актуальность проблемы обусловлена негативными сдвигами в состоянии здоровья подрастающего поколения. Хорошее здоровье учащегося является существенным фактором получения качественного образования. Материалы. В статье раскрываются подходы к решению проблемы охраны и укрепления здоровья учащихся гимназий. Излагаются наиболее эффективные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Приводится описание учебно-воспитательного процесса гимназии, построенного с учетом здоровьесбережения учащихся. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, наблюдение, обобщение педагогического опыта. Результаты. Для обеспечения охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения в гимназиях применяются здоровьесберегающие технологии. Необходимыми условиями сохранения здоровья учащихся в гимназии считается следующее: соблюдение двигательного режима и реабилитационных мероприятий, направленных на снятие утомляемости школьников; использование технологий, способствующих высокой работоспособности учащихся; пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса. Среди наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий выделена технология ввода в учебный процесс динамических пауз и технология здоровьесбережения при организации гимназического образования по методике «секвестра», которая применяется в выпускных классах, т.е. методика углубленного изучения предметов по выбору учащихся. Высоким здоровьесберегающим потенциалом обладают технологии системы дополнительного образования, в которую вовлечены учащиеся гимназий. Заключение. Используемые в современных гимназиях технологии здоровьесбережения позволяют учащимся гимназии не только обучаться на заявленном уровне, адаптироваться в дальнейшем к обучению в вузе, но и интегрироваться в спортивную жизнь города, овладевать практическими навыками по безопасности жизнедеятельности и ведению здорового образа жизни, высвобождать время для дополнительных занятий или занятий по интересам, отдыха, сохранять физическое и психическое здоровье, добиваться социального благополучия.
Ключевые слова: здоровье, технологии здоровьесбережения, гимназическое образование.
HEALTH-PRESERVING TECHNOLOGIES USE IN GYMNASIUM EDUCATION
Nina A. Evleshina —candidate of pedagogics, associate professor Ludmila D. Solomenko — candidate of pedagogics, associate professor Natalia N. Abramova — candidate of pedagogics, professor Elizaveta A.Grineva — candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia
E-mail: [email protected]
Annotation. The article is about the approaches to health protection and improvement problem solution among the pupils of gymnasiums. The urgency of the problem is conditioned by negative changes in a health state of oncoming generation. A pupil's good health is an important factor of a qualitative education realization. Materials. The article is about the approaches to health protection and improvement problem solution among the pupils of gymnasiums. The most effective technologies are presented, which are directed at health preservation and improvement. Educational-upbringing process in a gymnasium is described, which is organized taking into consideration health preservation of children. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, observation, pedagogical experience summarizing. Results. In order to provide health protection and improvement among oncoming generation in gymnasiums health-preserving technologies are used. Necessary conditions of pupils' health preservation in a gymnasium are the following: observance of motional regimen and rehabilitation measures directed at schoolchildren's tiredness removal; the technologies use, which provide a high level of working capacity among pupils; skills of a healthy life style popularization and formation among all participants of educational process. Among the most effective health-preserving technologies one technology is emphasized. The technology of dynamic pauses introduction into educational process and the technology of health-preservation when organizing a gymnasium education according to the methodology of "sequester", which is used in graduation classes (methodology of advanced study of the subjects according to the choice of pupils). A high health-preserving potential have the technologies of additional education system, into which the pupils of gymnasium are involved. Conclusion. Used in modern gymnasiums technologies of health-preservation help pupils not only to study at a set level, adapt themselves to education at a higher educational establishment, but also help to integrate into sports life of a town, master practical skills of life safety and healthy life style, find time for additional lessons or hobbies, rest, preserve physical and psychic health, achieve social well-being.
Keywords: health, health preservation technologies, gymnasium education.
Перед системой российского образования в настоящее время достаточно остро стоят проблемы охраны и укрепления здоровья школьников, разработки здоровьесберегающих
технологий в обучении, формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Актуальность перечисленных проблем обусловлена негативными сдвигами в состоянии здоровья подрастающего поколения. Между тем хорошее здоровье учащегося является существенным фактором получения качественного образования, поскольку
только здоровый школьник способен без чрезмерного напряжения полностью усвоить постоянно возрастающую по объему и сложности учебную информацию.
Здоровьесбережение школьников является важнейшей задачей
государственного значения, так как состояние здоровья не только определяет качество жизни ребенка, но и является фундаментом здоровья взрослого населения страны, который закладывается в детском и подростковом возрасте. Ослабленное здоровье подрастающего
поколения неизбежно скажется на социальном и экономическом
благополучии страны.
На состояние здоровья учащихся оказывают влияние не только организация быта, отдыха, наличие привычек, но и организация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях. Система методов, приемов, форм и средств воспитания способна активно влиять на состояние организма, рост и развитие ребенка, а также на сформированность привычек и стиля поведения. Весь образовательный процесс должен быть направлен на воспитание культуры здоровья как важнейшей составляющей общей культуры человека.
Культура здоровья подразумевает наличие специальных знаний по организации здорового образа жизни. У взрослеющей личности должны сформироваться представления о личной ответственности за свое здоровье, гармонии со своим телом и окружающим миром. Кроме знаний культура здоровья предполагает наличие умения личности достигать нормального нравственного, психического и физического состояния, а также успешно противостоять
неблагоприятным факторам окружающей среды. Под здоровым образом ^жизни понимается соблюдение условий повседневной жизни, позволяющих сохранить и восстановить естественное состояние организма. Здоровый образ жизни включает в себя: здоровое питание, соблюдение режима сна, труда и отдыха, оптимальные физические нагрузки, соблюдение правил поведения, общение с природой, исключение излишеств. Соблюдению здорового образа жизни способствует благоприятное социальное окружение, которое ребенок может получить в образовательной организации.
Современные подходы к проблеме сохранения здоровья школьников позволяют выделять в процессе здоровьесбережения технологические характеристики, предполагающие наличие приемов, методик и других мероприятий и
процедур по оздоровлению, выстроенных в определенной логике.
Под здоровьеформирующими
образовательными
технологиями понимаются все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые
направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. К здоровьесберегающим технологиям относят медико-
гигиенические, физкультурно-
оздоровительные, экологические
здоровьесберегающие технологии, а также технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (Н.К. Смирнов) [2].
Так называемые
здоровьесберегающие технологии создают безопасные условия пребывания, воспитания и обучения в образовательном учреждении при помощи разумной организации педагогического процесса и соответствия физической и учебной нагрузки возрастным особенностям подростков. При этом выделяется несколько их подвидов.
Оздоровительные технологии
направлены на решение задач укрепления физического здоровья подростков, обогащение потенциала здоровья с помощью организации здорового питания, закаливания, физической подготовки, профилактики заболеваний и девиаций в поведении.
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое воспитание и обучение, формирование здорового образа жизни посредством включения соответствующих тем в определенные предметы, такие как основы безопасности жизнедеятельности,
физическая культура.
Технологии воспитания культуры здоровья позволяют воспитывать у подростков культуру здоровья,
личностные качества, которые
способствуют сохранению и укреплению здоровья, побуждают вести здоровый образ жизни, формируют ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
К здоровьесберегающим
технологиям относят: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональную организацию учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,
индивидуальными особенностями и
гигиеническими
требованиями), соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и организованный двигательный режим (В.Д. Сонькин) [1].
Здоровьесберегающие технологии широко используются в отечественной системе образования. Гимназическое образование ставит своей целью не только развитие творчества гимназистов, их способностей, интеллекта, но и имеет направленность на сохранение их здоровья, т.е. на обеспечение полного физического, психического и социального благополучия. Для обеспечения охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения в гимназиях применяются здоровьесберегающие технологии.
Сохранение здоровья учащихся является главным условием гуманизации образования в гимназии, где ведется обучение на высоком уровне трудности. С нашей точки зрения, необходимыми условиями сохранения здоровья учащихся в гимназии считаются следующие:
- соблюдение двигательного режима и реабилитационных мероприятий, направленных на снятие утомляемости школьников;
- социальное благополучие школьников как их способность адаптироваться к меняющимся условиям жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов, уважение
инакомыслящего, способность быть толерантным;
- использование в организации учебно-воспитательного процесса технологий, способствующих высокой работоспособности учащихся;
- пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса: школьников, их родителей, общественности и педагогического коллектива.
Исследования, проведенные в ряде гимназий г. Ульяновска, позволили выявить наиболее эффективные здоровьесберегающие технологии.
Технология ввода в учебный процесс динамических пауз вводится в учебный процесс в связи с наличием гиподинамии у гимназистов и её последствиями (ухудшением здоровья учащихся школ с повышенным уровнем образования, том числе и гимназий).
Увеличение количества
образовательных предметов в учебном плане гимназии обусловливает не только резкое ухудшение здоровья учащихся гимназии, но и сокращение времени на отдых и двигательную активность гимназистов. Наши исследования, проведённые в разные годы, показали, что следствием перегрузки учащихся учебными занятиями стали резкое ухудшение зрения учащихся, рост болезней опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей, ослабление сердечной деятельности. Сохранению здоровья учащихся при условии повышенного уровня образования способствует использование динамических пауз при строгом соблюдении предельной учебной нагрузки.
Например, в Мариинской гимназии, согласно учебному плану, предполагается 2 часа физкультуры. Третий час заменяла динамическая пауза, которая представляла собой свободный урок, проводившийся после второго или третьего урока два или три раза в неделю. Динамические паузы носят сквозной характер с 1 по 11-й класс,
меняется только вид занятий на динамических паузах. В 5-8-х классах -это игры на свежем воздухе, занятия партерной гимнастикой и хореографией; в 10-11-х классах - занятия дополнительным уроком физкультуры в виде оздоровительной гимнастики или занятий в бассейне. Организация учебного процесса с динамическими паузами позволила сократить простудную заболеваемость в гимназии, улучшить показатели здоровья учащихся [3].
Потенциал здоровьесберегающих технологий системы дополнительного образования, в которую вовлечены учащиеся гимназий. Организации дополнительного образования посещают в основном учащиеся 5-9-х классов. Дополнительное образование в рамках гимназии расширяет возможности учебного процесса в удовлетворении запросов учащихся. Традиционно дополнительное образование организуется в образовательной организации силами педагогического коллектива и позволяет учащимся углублять свои знания по предметам, формировать межпредметные связи, приобретать прикладные
практические навыки.
Кроме образовательной
направленности кружков и факультативов дополнительное образование в гимназиях имеет и спортивную направленность, что позволяет учащимся различных возрастов заниматься интересующим их видом спорта (восточная гимнастика, партерная гимнастика; игровые виды спорта -футбол, волейбол, пионербол; легкая атлетика, лыжи, фитнес). Занятия в спортивных секциях гимназии
способствуют снижению тревожности учащихся в учебной деятельности, повышению уверенности гимназистов в своих силах.
Технология здоровьесбережения при организации гимназического образования по методике «секвестра», которая применяется в выпускных классах, т.е. методика углубленного изучения предметов по выбору учащихся.
Необходимость в методике «секвестра» вызвана тем, что в старших классах скорость прохождения учебного материала возрастает и усиливается интенсивность учебного процесса. Отсюда цель «секвестра» состоит в следующем:
- помочь ученику 10-го класса самоопределиться в выборе профиля дальнейшего обучения в 10-11-х классах, в выборе учебного заведения для дальнейшего обучения и профессии;
- освоить избранные им предметы или области знаний на углублённом уровне;
- повысить уровень конкурентноспособности при поступлении в высшие профессиональные учебные заведения;
- помочь выпускнику адаптироваться к дальнейшему обучению.
Чтобы разобраться в
здоровьесберегающем потенциале
методики «секвестра», обратимся к его основным характеристикам.
Учебный план при данной методике в старших классах гимназии не изменяется. Ряд предметов является обязательными и количество часов на их преподавание тоже не изменяется. Такие предметы, как русский и английский языки, литература, история, алгебра ведутся с полным составом класса по обычному расписанию. Обучаясь второй год (первый год - 10-й класс, второй - 11-й класс) в профильном гимназическом (гуманитарном) классе, учащиеся заявляют о наборе предметов по выбору. Этот выбор соответствует профилю их дальнейшего обучения в университете. Сделав выбор, гимназисты определяют предметы, которые будут учить на базовом уровне (т.е. на уровне стандарта) и на углубленном уровне.
Учителя соответственно
корректируют свои методические разработки и требования к оцениванию знаний гимназистов, обучавшихся на базовом и углубленном уровне, отдельно. Гимназисты, познакомившись с объемом материала по каждому предмету,
изучаемому на базовом уровне, определяются в сроках сдачи зачета и завершения обучения по этим предметам (рекомендуемый срок завершения изучения базовых предметов - первое полугодие). В первом полугодии учебный процесс ведется по обычному расписанию с использованием интенсивных форм и методов обучения. Со второго полугодия вводится новое расписание «секвестра». Расписание имеет такой общий вид:
8.00-10.00 - предметы по выбору учащихся (групп много, но количество учащихся в них различно), консультации (индивидуальные и групповые);
10.00-13.00 - обязательные предметы (полным составом класса);
13.00-14.00-15.00 - предметы по выбору, консультации (по другим учебным предметам по сравнению с расписанием с 8.00-10.00).
Каждый ученик после или до обязательных уроков посещал только предметы по выбору. Таким образом, его рабочий день значительно сокращался - до 3-4 уроков в день. Один день в неделю, чаще всего среда, являлся свободным днем, который предполагал
самостоятельную работу учащихся.
Методика «секвестра» давала учащимся возможность углублять знания в тех областях, которые им необходимы для дальнейшего обучения в высшей школе, снимала проблему перегрузки учащихся и высвобождала время для самостоятельных занятий и отдыха, что является необходимым условием гуманизации гимназического образования.
Гимназистам, занимающимся спортом, методика «секвестра» высвобождала дополнительное время для занятий спортом, восстановительных мероприятий и полноценного отдыха. При использовании методики «секвестра» учащиеся имеют возможность планово заниматься в спортивных обществах, бассейне, стадионах, что, естественно, повышает их спортивное мастерство.
Таким образом, используемые в современных гимназиях технологии
здоровьесбережения позволяют учащимся гимназии не только обучаться на заявленном уровне, адаптироваться в дальнейшем к обучению в вузе, но и интегрироваться в спортивную жизнь города, овладевать практическими навыками по безопасности
жизнедеятельности и ведению здорового образа жизни, высвобождать время для дополнительных занятий или занятий по интересам, для отдыха, позволяют сохранять физическое и психическое здоровье, добиваться социального благополучия.
Литература
1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения : методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М. : «Триада-фарм», 2004. - 117 с.
2. Лебедева, О. В. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода / О. В. Лебедева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 2(35). - С. 89-96. DOI 10.14526/01_1111_13. http://journal-science.org/ru/article/166. html.
3. Оплетин, А. А. Педагогическая система саморазвития личности средствами физической культуры / А. А. Оплетин, С. В. Анненкова, М. Т. Фазлеев, А. В. Филатов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 4(37). - С. 136-144. DOI 10.14526/01_1111_62. http://journal-science.org/ru/article/276. html.
4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 121с.
5. Соломенко, Л. Д. Концепция валеологического образования /Л. Д. Соломенко // Завуч. - 2003. - № 7. - С. 133-140.
References
1. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v obshcheobrazovatel'noi shkole: metodologiya, formy, metody, opyt primeneniya [Health-preserving technologies at a comprehensive school: methodology, forms, methods, experience of application], Moscow : "Triada-farm", 2004, 117 p.
6. Lebedeva O. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 2(35), pp. 8996. http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI 10.14526/01_1111_13. http://journal-science.org/ru/article/166. html.
2. Opletin A. A., Annenkova S. V., Fazleev 3. Smirnov N. K. Zdorov'esheregayushchie
M. T., Filatov A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennoi shkole
mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i ^ato-preservrng ^исйют1 techmtogks in m°dem
school], Moscow : Academy of qualification
sporta, 2015, No. 4(37), pp. 136-144. http://journal-science.org/ru/magazine.html DOI
Improvement and Professional Re-training, 2002, 121p.
10.14526/01_1111_62. http://journal- 4. Solomenko L. D. Zavuch, 2003, No. 7,
science.org/ru/article/276. html. pp. 133-140.
Подано: 16.08.2016 г. Принято: 19.08.2016г.
Нина Николаевна Евлешина - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: evleshinaaramhler. ru
Людмила Дмитриевна Соломенко — кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: [email protected]
Наталья Николаевна Абрамова - кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700 Елизавета Алексеевна Гринева — кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной работы, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail:[email protected]