Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve
Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017
Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
Постнов Юрий Михайлович - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО «УГПУ им. И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, каб. 122. Телефон, электронная почта: 8-937-274-49-01, р. т.8 (8422) 44-15-80, e-mail: [email protected]
Колбенева Елена Анатольевна - руководитель научно-исследовательского центра по профилактике социально-опасных явлений общества ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700
Для цитирования: Постнов Ю.М., Костюнина Л.И., Колбенева Е.А. Ресоциализация осужденных на основе взаимодействия исправительного учреждения и педагогического вуза // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. -№4. - С. 90-101. DOI 10/14526/04_2017_269.
DOI 10/14526/04_2017_270 УДК 74.58 ББК 378
ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.П. Дормидонтова - кандидат педагогических наук, М.Г. Заббарова - кандидат педагогических наук, А.А. Нестерова - кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: a [email protected]
Аннотация. Одной из основных задач современного образования является сохранение здоровья подрастающего поколения, которое осуществляется учителем через педагогические действия и установление контакта с воспитанниками. Поэтому профессиональная подготовка будущих педагоговначальной школы к эколого-оздоровительной работе имеет важное значение. Материалы. В данной статье
рассматривается значение и эффективность использования систематической работыс бакалаврами в процессе их профессиональной подготовки посредством введения различных элективных курсов, специальных дисциплин по выбору, а также экологизацию дисциплин учебного плана, направленных на формирование профессиональных компетенций в области педагогики и методик начального образования. Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализнаучно-методической литературы; лекции-дискуссии, экскурсии, обобщение передового педагогического опыта, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, математическая обработка результатов исследования. Результаты. В процессе исследования выявлены условия профессиональной подготовки студентов: введение специальных элективных курсов, специальных дисциплин по выбору, а также экологизация дисциплин учебного плана, направленных на формирование профессиональных компетенций в области педагогики и методик начального образования; просветительская работа за рамками учебного плана; научно-исследовательская деятельность студентов по эколого-оздоровительным темам. В результате будущие учителя начальной школы получили теоретические основы здоровьесберегающих технологий развития младших школьников и в своей практической деятельности могут использовать эти знания для рациональной организации процесса обучения школьников и осуществления взаимодействия школы и семьи по вопросам здоровьесбережения. Заключение. Применение разработанных условий в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза для решения задач по эколого-оздоровительной работе с младшими школьниками посредством введения в учебный план элективных курсов, специальных дисциплин экологической направленности,научно-исследовательской деятельности бакалавров, просветительской работы студентов за рамками учебного плана является эффективным и целесообразным.
Ключевые слова: эколого-оздоровительная работа, здоровый образа жизни, здоровьесбережение, профессиональная подготовка.
ECOLOGICAL-HEALTH-IMPROVING WORK DURING PROFESSIONAL TRAINING AMONG THE FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS
Larisa P. Dormidontova - Candidate of Pedagogics, Marina G. Zabbarova - Candidate of Pedagogics, Anna A. Nesterova - Candidate of Pedagogics, Ulyanovsk State Pedagogical University Named after I.N. Ulyanov, 432700 Ulyanovsk, Square of the 100 Anniversary of V.I. Lenin's Birth, 4
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected] E-mail: a [email protected]
Annotation. One of the main aims of modern education is the oncoming generation's health preservation, which is realized by a teacher through pedagogical actions and contact setting with students. That is why professional training of the future primary school teachers for ecological-health-improving work is very important. Material. The article is about the importance and effectiveness of the systematic work use with the bachelors during the process of their professional training by means of different elective courses, special elective disciplines introduction and the curriculum disciplines ecologization, directed at professional competencies formation in the sphere of pedagogics and primary education methodologies. Research methods: comparative analysis of scientific-methodical literature; lectures-discussions, excursions, progressive pedagogical
102
experience summarizing, pedagogical experiment, pedagogical observation, mathematical handling of the research results. Results. During the research the following conditions for professional training of students were revealed: special elective courses, special elective disciplines introduction and also curriculum disciplines ecologization, directed at professional competencies formation in the sphere of pedagogics and primary education methodology; awareness-raising work in terms of extracurricular activity; scientific-research activity among students in terms of ecological-health-improving topics. As a result the future primary school teachers received theoretical basis of health-protecting technologies of primary school children's development and now can use the received knowledge in their practical activity for a rational process of teaching organization and interaction realization between a school and a family, concerning the questions of health-protecting. Conclusion. The created conditions use in professional training of pedagogical University students for the objectives of ecological-health-improving work solution with primary school children by means of elective courses, special elective disciplines of ecological orientation, scientific-research activity of bachelors, awareness-raising work in terms of extracurricular activity is effective and expedient.
Keywords: ecological-health-improving work, healthy life style, health protection, professional training.
Введение. Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей и рассматривается как приоритетное направление на всех уровнях образования, а ее решение необходимо начинать с подготовки будущих учителей начальной школы в вузе.Эколого-оздоровительная работа в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования связана с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения. Забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической задачей, потому что состояние здоровья детей вызывает большую тревогу. Проведенные в последние годы медицинские осмотры показывают, что хроническая патология детей находится на крайне высоком уровне [2, с.114].Такая тенденция роста количества детей с проблемами здоровья - результат социального неблагополучия в семьях, возрастающей динамики современной жизни, бесконтрольности
информационного потока. Эта ситуация осложняет процесс обучения и воспитания, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении, что является серьезной педагогической проблемой. Социальная
значимость проблемы здорового образа жизни актуализируют ряд аспектов, таких как уровень общей культуры, социальной активности, осознанный индивидуальный подход к физкультурно-оздоровительной деятельности [7, с.138]. Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренне осознанные самоориентиры [4, с.93]. Гуманизация образования предусматривает внимание к внутреннему состоянию человека, что с методологической точки зрения говорит о психологизации образования как формы здоровьесбережения. При образовании, основанном на гуманистических началах, происходит гармоничное развитие интеллектуальных, психологических,
физических и духовно-нравственных качеств личности [5, с. 185]. В основе построения современных занятий с экологической направленностью, по мнению Л.П. Салеевой, должны лежать следующие целевые
установки формирование целостного
представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и
способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;обучение младших школьников методам познания окружающего мира;воспитание
эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [8, с.15].
Целью данной работы является обоснование разработанной системы эколого-оздоровительной работы с бакалаврами в процессе их профессиональной подготовки
посредством введения различных элективных курсов, специальных дисциплин по выбору, а также экологизации дисциплин учебного плана, направленных на формирование профессиональных компетенций в области педагогики и методик начального образования.
Задачи: 1. Выявить условия профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к решению задачи по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
2. Проверить целесообразность введения в учебный план подготовки будущих учителей начальных классов элективных курсов; специальных дисциплин, раскрывающих аспекты эколого-оздоровительной работы с младшими школьниками; использование научно-исследовательской деятельности бакалавров; различных форм
просветительской работы студентов за рамками учебного плана.
Материалы.Организация эколого-оздоровительной работы в начальной школе нередко вызывает трудности у педагогов. Сравнительный анализ ответов учителей начальных классов, приведённый в исследовании М.А. Карасева и И.В. Павлова, показал, что около 50,0% педагогов испытывают затруднения в организации воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у
младших школьников. Многие из них не обладают достаточными научными медицинскими, психологическими,
педагогическими знаниями по
формированию здорового образа жизни, организации режима правильного питания, закаливанию организма, а также способностью применять их на практике [3, с.44].Это позволяет утверждать, что важной задачей эколого-оздоровительной работы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования является не только развитие общекультурных компетенций студентов, но и формирование у них готовности к решению задач Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации
здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;формирование установок на использование здорового питания;использование оптимальных
двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня; формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);становление умений
противостояния вовлечению в
табакокурение, употреблению алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;формирование потребности
ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности
самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая
здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;формирование умений
безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. «Студентам педагогического вуза необходимо усвоить принципы
природосбережения, рационального
ресурсопользования. Неразработанность основных положений профессионально-педагогической экологической подготовки будущего учителя, неосознанность масштабов экологического кризиса и его последствий обусловили социальную значимость экологического воспитания студентов педагогических вузов, направленного на формирование экологической культуры, ценностные ориентации которой активизируют и развивают познавательную сферу» [1, с.94].
В процессе подготовки студентов к решению данных задач возможно введение в учебные планы различных элективных курсов, дисциплин по выбору, содержание которых будет раскрывать различные аспекты эколого-оздоровительной работы с младшими школьниками («Технологии эколого-оздоровительной работы в начальной школе», «Экологическая культура и здоровый образ жизни младшего школьника» «Проектирование процесса эколого-оздоровительной работы в начальной школе», «Экологическое образование младших школьников», «Экологизация современного
образования», «Экологическая педагогика и психология» и т.п.).
Дополнительным вектором
подготовки будущих педагогов начального образования к эколого-оздоровительной работе с младшими школьниками является просветительская работа за рамками учебного плана: публичные лекции, встречи с педагогами-практиками, «санбюллетень», посещение музеев, организаций дополнительного образования детей, проведение дней здоровья, организация экологических троп, конкурсов, фотовыставок, брейн-рингов, праздников и других активных мероприятий,
направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни.
Активизации познавательной
деятельности способствует научно-исследовательская деятельность студентов: курсовые и дипломные проекты, публикация статей, участие в научно-практических конференциях. Тематика студенческих исследований в данной области может быть достаточно обширной. Примерный перечень исследовательских работ для студентов, осваивающих программу бакалавриата: «Развитие экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности», «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности», «Технологии эколого-оздоровительной работы в начальной школе» и пр.; для студентов магистратуры - «Сценирование эколого-оздоровительной работы младших школьников»,
«Проектирование Программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников», «Формирование эколого-педагогической компетентности педагога начального образования», «Инновационные технологии создания эколого-оздоровительной среды начальной школы».
Кроме введения
специализированных курсов можно предусмотреть экологизацию дисциплин учебного плана, направленных на формирование профессиональных
компетенций в области педагогики и методик начального образования. В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к эколого-оздоровительной работе в начальной школе большое значение имеет такая дисциплина учебного плана, как «Методика преподавания технологии в начальной школе». Роль экологического образования в рамках предметной области «Технология» определяется
необходимостью решения поставленных задач: формирования общих представлений о взаимосвязи человека с природой (как источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); воспитания экологически разумного отношения к природным ресурсам.
Экологизация технологического образования, по мнению Н.И. Нагибина, раскрывает социальную обусловленность взаимодействия природы и общества. Экологически нравственными будут лишь такие виды человеческой деятельности, которые обеспечивают сохранение экологически благоприятной среды обитания, решение проблемы оптимизации природопользования, которые неотделимы от экологии, ее правил и законов. Они должны составлять фундаментальную базу рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей человека природной среды, основу гармоничного взаимодействия системы «Человек -Общество - Природа» [6].
В ходе реализации указанной дисциплины при изучении темы «Современный урок технологии» студенты знакомятся с требованиями к уроку, к которым относятся гигиенические (температурный режим и освещённость), необходимые для создания
здоровьесберегающих условий при проведении уроков и внеурочных занятий в школе.Знакомство с темой «Роль уроков технологии в воспитании школьников» способствует более детальному усвоению роли предметной области «Технология» в
формировании экологических качеств личности, поскольку одним из направлений воспитательной работы, рассматриваемых студентами на занятии, является экологическое.
Формирование обозначенных
качеств личности происходит в ходе получения первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, сбора природных материалов для работы на уроках технологии), самостоятельного изготовления поделок из природного материала и вторсырья. Студенты приходят к выводу, что у младших школьников формируется ценностное отношение к природе, бережное отношение к растениям и животным, элементарный опыт природоохранительной деятельности, понимание активной роли человека в природе.
Большое внимание уделяется ознакомлению студентов с методикой организации работы по обеспечению безопасного использования различных инструментов на уроках технологии на лекционных занятиях по теме «Методика проведения уроков технологии» в разделах: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природным материалом», «Работа с тканью и волокнистыми материалами», а также на занятиях-практикумах по данным темам и при проектировании урока технологии, что способствует реализации одной из задач Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников -формированию основ
здоровьесберегающей учебной культуры.
По дисциплине «Формирование полиэтнической культуры младших школьников» в разделе «Этнопедагогика -история и теория народного воспитания» одной из рассматриваемых тем является тема «Педагогические явления народной жизни. Факторы народного воспитания». Студенты знакомятся с педагогическими явлениями народной жизни во всех её
сферах (на молодёжных праздниках, в трудовой деятельности); с
педагогическими знаниями народа - в тесной связи с житейской философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими и другими знаниями; с факторами народного воспитания (природа, игра, слово, труд, традиции, искусство).
При подготовке к занятию студенты подбирают пословицы, поговорки, загадки народов Поволжья о факторах народного воспитания. На занятии разрабатывают дидактический материал (задания для младших школьников) для проектируемого внеурочного занятия.
На практическом занятии
«Особенности бытования народов Поволжья» студенты знакомятся с праздниками, источниками их происхождения, одним из которых, в первую очередь,является сезонная трудовая деятельность. С ней связан годовой праздничный круг, зависящий от движения Солнца: от момента, когда дни становятся короче, а ночи длиннее (22 декабря), до его полного царствования на полуденном небе (22 июня - самый длинный день и самая короткая ночь); поселения, места постоянной или временной концентрации людей, зависящего от географических и природных условий (наличие рек, озер, леса и т.д.); жилища, одного из основных материальных условий существования человека, его экологии; традиционной одежды (используемые материалы -натуральные, украшение вышивкой); декоративно-прикладного искусства,
символов в народном искусстве (вода, солнце, земля); традиционной кухни, влияния природно-климатических условий, хозяйственной деятельности, этнической истории народа на культуру питания, формирования национальной кухни.
Результаты и их
обсуждение.Процесс эколого-
оздоровительной работы по
профессиональной подготовке будущих педагогов начального образования проходил в несколько этапов. На первом
этапе осуществляласьконстатирующая диагностика готовности студентов к оздоровительной работе в школе. На втором этапе проводилась реализация оздоровительной составляющей учебных дисциплин и педагогических практик студентов в общеобразовательных учреждениях и в летних оздоровительных лагерях, а также научно-исследовательская деятельность по здоровьесбережению учащихся. В ходе второго этапа студентами были выполненыработы по оформлению «Паспорта здоровья школьника", проанализировано школьное меню (обеды) младших школьников, подготовлены доклады с компьютерной презентацией по темам: «Функциональное проявление здоровья при разных формах деятельности младших школьников», «Организация рабочего места ученика, оценка правильности рабочей позы», «Расстановка мебели и рассаживание учащихся в классе», «Световой режим школьных помещений», «Способы релаксации детей и подростков», «Аутогенная тренировка младших школьников», «Способы реабилитации школьников-инвалидов». В рамках круглого стола проведены дискуссии по вопросам: функциональные проявления здоровья школьника; статистика здоровья младших
школьников;формы школьной патологии и ее профилактика; факторы риска и рационального питания школьников; принципы диетического питания и профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта у младших школьников. Полученные на дисциплинах
экологической направленности сведения студенты использовали при
проектировании внеурочных занятий, праздников и конкурсов в начальной школе: «Традиции питания»,
«Традиционные праздники» (весеннего, летнего, осеннего или зимнего цикла), «Язык народного искусства», «Пословицы (загадки) о природных явлениях».
Студентами проведен
рядисследований в рамках курсовых работ по таким темам, как «Профилактика
нарушений высшей нервной деятельности у младших школьников», «Оценка состояния здоровья младшего школьника», «Гармоничность физического развития и осанка школьников»,
«Психофизиологические аспекты и этапы адаптации ребенка к школе»,«Понятие о здоровом образе жизни и факторах ЗОЖ», «Взаимосвязь ЗОЖ и здоровья школьников», «Основные требования к организации ЗОЖ
школьника»,«Нездоровый образ жизни и факторы риска», «Избыточное питание и анорексия как факторы риска для здоровья детей», «Двигательная активность как фактор здорового образа жизни школьников», «Утомление, активный и пассивный отдых школьников», «Использование активных методов релаксации для уменьшения уровня тревожности младших школьников».
Выводы. Диагностика, проведённая после эксперимента, подтверждает эффективность примененияразработанной системы эколого-оздоровительной работы с бакалаврами. Разработанные учебные дисциплины, теоретические и
практические материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих педагогов начального образованиядля решения задач по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младших школьников. Результаты эксперимента показали перспективность предложенного подхода к организации учебного процесса по эколого-оздоровительной работе в процессе подготовки студентов
педагогического вуза.
Литература
1. Астраханцева, И. В. Теоретическое и экспериментальное обоснование парадигмы совершенствования экологического образования студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Том 12. - №1. - С.91-101. Режим доступа: http://joumal-science.org/ru/article/740.html. DOI 10.14526/01 2017 187
2. Дормидонтова, Л.П. Воспитательно -оздоровительные аспекты использования подвижных игр в дошкольной организации [Электронный ресурс] / Л.П. Дормидонтова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Набережные Челны. - 2016. - Том 11. -№2. - С. 113-119. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/584.html. DOI 10.14526/01_1111_109
3. Карасёв, М. В. Типичные трудности учителей в формировании здорового образа жизни у младших школьников [Электронный ресурс] / М. В. Карасев, И. В. Павлов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -Том 7. -№ 1. - С. 42-46. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.
4. Лебедева, О.В. Формирование психологического здоровья студента в контексте компетентностного подхода [Электронный ресурс] / О. В. Лебедева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - № 2. - С.89-96. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/166.html. DOI 10.14526/01_1111_13
5. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников [Электронный ресурс] / В. В. Логинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -Набережные Челны. - 2016. - Том 11. - №1. - С.180-188. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/3 3 8. html. DOI 10.14526/01_1111_93
6.Нагибин, Н.И. Формирование элементов экологической культуры школьников в образовательной области «Технология» на уроках технического труда в 5-7 классах:автореф. ... канд. пед. наук / Н. И. Нагибин. - М.: Наука, 2008.
7. Оплетин, А.А. Педагогическая технология формирования компетенции саморазвития личности средствами физической культуры [Электронный ресурс] / А.А. Оплетин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10. - №3. - С.133-140. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/230.html. DOI 10.14526/01_1111_39
8. Стаценко, В. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников / В. Стаценко, Г. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.13-19.
9. Кузнецова З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [Электронный ресурс]/ З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2007. - Том 2. - №4. - С. 8-14.
Режим доступа: http://iournal-
science.org/ru/magazine/48.html.
10. Кузнецова, З.М. О зарубежной истории физического воспитания [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008. -Том 3. - №1. - С. 1-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/article/429. html.
11. KuznetsovaZ., KuznetsovA., Mutaeval., Khalikov G., ZakharovaA., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
References
1. Astrakhantseva I. V., Nazarenko A.V. Theoretical and experimental substantiation of the paradigm of ecological education development of pedagogical University students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2017, Vol. 12, no 1, pp. 91-101. Available at: http://iournal-science.org/ru/article/740.html. DOI 10.14526/01_2017_187
2. Dormidontova L. P. Upbringing-health-improving aspects of outdoor games use at preschool organization.Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, no 2, pp. 113-119. Available at: http://iournal-science.org/ru/article/584. html. DOI 10.14526/01_1111_109
3. Karasev M. V., Pavlov I.V. Typical difficulties of teachers in a healthy life style formation among junior schoolchildrenPedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskieproblemyfizicheskojkul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2012, Vol. 7, no 1, pp. 42-46. Available at: http://iournal-science.org/ru/magazine/25.html.
4. Lebedeva O. V. Psychological health of a student formation in the context of competence based approach. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskieproblemyfizicheskojkul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2015, Vol. 10, no 2, pp. 89-96. Available at: http://iournal-
Подано: 30.10.2017
science.org/ru/article/166.html. DOI
10.14526/01_1111_13
5. Loginov V. V. Methodology of the need for physical culture actualization among schoolchildren. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskieproblemyfizicheskojkul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, no 1, pp. 180-188. Available at: http://journal-science.org/ru/article/3 3 8. html. DOI 10.14526/01_1111_93
6. Nagibin N. I. The elements of ecological culture of schoolchildren formation in educational sphere "Technology" at the lessons of technical labor at the 5th -7th forms. Candidate's thesis. Moscow, Science, 2008. (in Russian).
7. Opletin A. A. Pedagogical technology of personality self-development competency formation by means of physical culture. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul 'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2015, Vol. 10, no 3, pp. 133-140. Available at: http://journal-science.org/ru/article/230. html.
D0I10.14526/01_1111_39.
8. Statsenko V., Petrova G. Some approaches to ecological upbringing of junior schoolchildren. Nachal'nayashkola [Primary school]. 2012, No. 7, pp. 13-19. (in Russian).
9. Kuznetsova Z.M., SimakovYu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 8-14 Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/48.html.
10. Kuznetsova Z. M., Simakov, Yu. P. About foreign history of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2008, Vol. 3, no1, pp. 1-14. Available at: http://journal-science.org/ru/article/429.html.
11. KuznetsovaZ., KuznetsovA., MutaevaI., KhalikovG., ZakharovaA., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)
12. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)
Принято: 03.11.2017
Дормидонтова Лариса Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700,e-mail: [email protected]
Заббарова Марина Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: [email protected]
Нестерова Анна Александровна- кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: a_saushkina@,mail.ru
Для цитирования: Дормидонтова Л.П., Заббарова М.Г., Нестерова А.А. Эколого-оздоровительная работа в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 101-110. DOI 10/14526/04_2017_270.
DOI 10/14526/04_2017_271 УДК378:577.4 ББК74.58 +20.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Н.А. Юганова - кандидат технических наук, доцент Д.А. Коршунов - кандидат технических наук, доцент М.А. Иконникова - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова»,
площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 4, г. Ульяновск, Россия, 432700
E-mail: yuganov [email protected]
Аннотация. Несмотря на многочисленные публикации о продолжающемся мировом экологическом кризисе в настоящее время в России не предпринимаются эффективные действия для решения этой сложной проблемы. Большинство специалистов по философии, экологии, педагогике, психологии, социологии видят решение данной задачи в принципиальном изменении содержания экологического образования, которое в большинстве вузов проводится формально. Материал. Совершенствование экологического образования будущих педагогов возможно по нескольким направлениям: 1) использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих тесное взаимодействие студентов с окружающей природой; одной из таких форм являются эколого-спортивные летние лагеря, где студенты участвуют в походах, сплавах с целью изучения состояния среды обитания, мониторинга параметров природы; 2) выполнение заданий по научно-исследовательской работе; 3)