Научная статья на тему 'Теоретические аспекты подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-здоровительных группах спортивной школы'

Теоретические аспекты подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-здоровительных группах спортивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЮНЫЕ ДЗЮДОИСТЫ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПОРТИВНАЯ ШКОЛА / STATING EXPERIMENT / YOUNG JUDOISTS / SPORTS-HEALTH IMPROVING GROUP / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SPORTS SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К.

Многолетнюю спортивную подготовку целесообразно рассматривать как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Весь процесс многолетней спортивной подготовки включает множество переменных, следовательно, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения. Большинство авторов в своих исследованиях, рассматривая систему многолетней спортивной подготовки, делают акцент на этапе начальной подготовки, в том числе и на спортивно-оздоровительном этапе. Материал. В статье рассматривается проблема подготовки спортивного резерва по дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе и возможные пути решения данной проблемы путем разработки педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, комплексное обследование детей, беседа, анкетирование, антропометрические исследования; психолого-педагогическое исследование (теппинг-тест для определения типа центральной нервной системы и темперамента), эксперимент. Результат. Разработана педагогическая технология подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ, которая базируется на блочно-модульной системе, что позволяет рационально подбирать средства физической подготовки, так как каждый модуль это система учебно-тренировочных занятий, отличающихся единством содержательного, методического, организационного, оценочного и технологического компонентов. При разработке педагогической технологии учитывались педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, которые отражают всю совокупность возможностей образовательной, материально-пространственной среды и факторы здоровьесберегающей педагогической среды. В свою очередь, педагогические условия положительно воздействуют на личностный и процессуальный аспекты, обеспечивая эффективное функционирование педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-оздоровительных группах спортивной школы. Заключение. Педагогическая технология подготовки юных дзюдоистов позволяет внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогической цели на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF YOUNG 6-9 YEAR-OLD JUDOISTS TRAINING IN SPORTS-HEALTH IMPROVING GROUPS OF A SPORTS SCHOOL

A long-term sports training is reasonable to consider as a difficult specific system with own typical for it characteristics. The whole process of a long-term sports training includes a lot of variables, that is why, training means and methods undergo great changes. Most authors, studying the system of a long-term sports training, underline the stage of initial training, in particular sports-health improving stage. Material. The article deals with the problem of training judo sports reserve at sports-health improving stage and the possible ways of this problem solution by means of pedagogical technology creation of training young judoists in spots-health improving groups of sports schools. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, complex medical check-up of children, conversation, questionnaire survey, anthropometric studies; psychological-pedagogical research (tapping test for the type of central nervous system and temperament determination), experiment. Results. Pedagogical technology of training young judoists in sports-health improving groups of sports school is created. It is based on blockmodular system, which helps to select physical training means rationally, as each module is a system of educational-training lessons, which have the unity of content, methodical, organizational, estimating and technological components. During the pedagogical technology creation pedagogical conditions, as one of the components of pedagogical system, were taken into account. These conditions reflect the whole range of educational, materialspatial environment abilities and health protecting pedagogical environment factors. At the same time, pedagogical conditions have a positive influence on personal and procedural aspects, providing effective functioning of young 6-9 year-old judoists training pedagogical technology in sports-health improving groups of a sports school. Conclusion. Pedagogical technology of training young judoists helps to introduce simpler and effective ways of pedagogical aim achievement on the basis of judoists’ individual peculiarities.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-здоровительных группах спортивной школы»

Подано: 27.08.2017 Принято: 30.08.2017

Тинюков Алексей Борисович - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия, 432700 Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4

Тимошина Ирина Назимовна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Тинюков А.Б., Тимошина И.Н., Костюнина Л.И. Требования к выполнению индивидуальных технических приемов в волейболе // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 103-110. DOI 10.14526/03_2017_240

DOI 10.14526/03_2017_241 УДК 796.853.23

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ 6-9 ЛЕТ В СПОРТИВНО-ЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Г.Ф. Хамидуллина - доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»,

ул. К. Маркса, 68, Казань, Россия, 420015 И.К. Латыпов - доктор педагогических наук ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и

туризма»

Деревня Универсиады, д. 35, Казань, Россия, 420010

E-mail: hg10678@mail.ru

Аннотация. Многолетнюю спортивную подготовку целесообразно рассматривать как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями. Весь процесс многолетней спортивной подготовки включает множество переменных, следовательно, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения. Большинство авторов в своих исследованиях, рассматривая систему многолетней спортивной подготовки, делают акцент на этапе начальной подготовки, в том числе и на спортивно-оздоровительном этапе. Материал. В статье рассматривается проблема подготовки спортивного резерва по дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе и возможные пути решения данной проблемы путем разработки педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, комплексное обследование детей, беседа, анкетирование, антропометрические исследования; психолого-педагогическое исследование (теппинг-тест для определения типа центральной нервной системы и темперамента), эксперимент. Результат. Разработана педагогическая технология

подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах спортивных школ, которая базируется на блочно-модульной системе, что позволяет рационально подбирать средства физической подготовки, так как каждый модуль - это система учебно-тренировочных занятий, отличающихся единством содержательного, методического, организационного, оценочного и технологического компонентов. При разработке педагогической технологии учитывались педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, которые отражают всю совокупность возможностей образовательной, материально-пространственной среды и факторы здоровьесберегающей педагогической среды. В свою очередь, педагогические условия положительно воздействуют на личностный и процессуальный аспекты, обеспечивая эффективное функционирование педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-оздоровительных группах спортивной школы. Заключение. Педагогическая технология подготовки юных дзюдоистов позволяет внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогической цели на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся.

Ключевые слова: констатирующий эксперимент, юные дзюдоисты, спортивно-оздоровительная группа, педагогическая технология, спортивная школа.

THEORETICAL ASPECTS OF YOUNG 6-9 YEAR-OLD JUDOISTS TRAINING IN SPORTS-HEALTH IMPROVING GROUPS OF A SPORTS SCHOOL

Guzel F. Khamidullina - associate professor "Kazan National Research Technological University ", 68, K. Marksa str., Kazan, 420015, Russia Ildar K. Latypov - doctor of pedagogical sciences "Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism", 35, Universidad village, Kazan, 420010, Russia

E-mail: hg10678@mail.ru

Annotation. A long-term sports training is reasonable to consider as a difficult specific system with own typical for it characteristics. The whole process of a long-term sports training includes a lot of variables, that is why, training means and methods undergo great changes. Most authors, studying the system of a long-term sports training, underline the stage of initial training, in particular sports-health improving stage. Material. The article deals with the problem of training judo sports reserve at sports-health improving stage and the possible ways of this problem solution by means of pedagogical technology creation of training young judoists in spots-health improving groups of sports schools. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, complex medical check-up of children, conversation, questionnaire survey, anthropometric studies; psychological-pedagogical research (tapping test for the type of central nervous system and temperament determination), experiment. Results. Pedagogical technology of training young judoists in sports-health improving groups of sports school is created. It is based on block- modular system, which helps to select physical training means rationally, as each module is a system of educational-training lessons, which have the unity of content, methodical, organizational, estimating and technological components. During the pedagogical technology creation pedagogical conditions, as one of the components of pedagogical system, were taken into account. These conditions reflect the whole range of educational, material- spatial environment abilities and health protecting pedagogical environment factors. At the same time, pedagogical conditions have a positive influence on personal and procedural aspects, providing effective functioning of young 6-9 year-old judoists training pedagogical technology in sports-health improving groups of a sports school.

Conclusion. Pedagogical technology of training young judoists helps to introduce simpler and effective ways ofpedagogical aim achievement on the basis ofjudoists' individual peculiarities. Keywords: stating experiment, young judoists, sports-health improving group, pedagogical technology, sports school.

Актуальность. Рассматривая

современные тенденции и подходы к построению многолетней спортивной подготовки дзюдоистов на основе анализа научно-методической литературы, мы можем утверждать, что многолетнюю спортивную подготовку целесообразно рассматривать как сложную

специфическую систему со свойственными ей особенностями. Весь процесс многолетней спортивной подготовки включает множество переменных, следовательно, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения. Большинство авторов в своих исследованиях, рассматривая систему многолетней спортивной подготовки (А.В. Еганов, 1999; ЯК. Коблев, 1990; А.Г. Левицкий, 2003; И.Д. Свищёв, С.В. Ерегина, 2003), делают акцент на этапе начальной подготовки, в том числе и на спортивно-оздоровительном этапе.

Спортивно-оздоровительный этап так же, как этап начальной подготовки, может стать основой эффективной подготовки спортивного резерва по дзюдо, равно как и спортивная тренировка на этих этапах подготовки может быть интегрирована в систему физического воспитания в школе. В этом отношении дзюдо представляет особую ценность для физического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [1,2,3,4].

В соответствии со статьей 32 Федерального закона №329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2017) на спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки. Содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется в соответствии с реализуемыми в организациях дополнительного

образования детей дополнительными

общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта [5].

В настоящее время обучение на спортивно-оздоровительном этапе в спортивных школах осуществляется на основе общих методических принципов. Однако на практике в ДЮСШ зачастую отсутствуют программы и методики тренировки юных дзюдоистов 6-9-летнего возраста в спортивно-оздоровительных группах. Между тем на спортивно-оздоровительном этапе осуществляется преимущественно физкультурно-

оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники как дзюдо, так и других видов спорта. В связи с этим необходимо расширять новые исследовательские направления и внедрять в практику современные педагогические технологии подготовки юных дзюдоистов (С.В. Ерегина, 2003; А.Г. Левицкий, 2003; И.Д. Свищев, 2005) [3].

Результаты исследования. В 2013 году нами был проведен констатирующий эксперимент, включающий комплексное обследование: определение уровня общей физической подготовленности детей 6-9 лет; беседы с детьми; анкетирование родителей, тренеров-преподавателей по дзюдо; проведение антропометрических исследований; психолого-педагогическое исследование (теппинг-тест для определения типа центральной нервной системы и темперамента).

В связи с существующей в ДЮСШ проблемой нестабильности контингента занимающихся, с которой сталкиваются тренеры-преподаватели в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки, мы выявляли причины отсева детей из этих групп. Для этого в начале и в конце первого года обучения провели опрос детей в форме беседы, а также анкетирование родителей

и тренеров-преподавателей. По

результатам беседы с детьми и анкетным данным мы выявили, что все опрошенные дети (100%) однозначно положительно относятся к занятиям дзюдо. При этом ими руководит желание научиться бороться, им

нравится общение с тренером и совместная работа в группе. Все дети изъявили желание совершенствоваться в технико-тактической подготовке, научиться различным приемам дзюдо (рисунок 1).

Рисунок 1 -

Между тем опрос детей показал, что практически все они имеют лишь визуальное представление о дзюдо и редко осознанно подходят к тренировочному процессу. Основными критериями выбора спортивной деятельности являются понятия «нравится» и «не нравится». Неумение детей в младшем школьном возрасте объективно оценивать свои интересы, желания и возможности подчеркивает тот факт, что практически 92,5% детей мечтают стать чемпионами.

На вопрос о готовности детей к выполнению на занятиях трудных заданий 90% детей ответили отрицательно. С высказыванием о том, что занятия дзюдо являются лишь одной из форм приятного времяпрепровождения, 85% детей не согласны. Детям нравится, когда тренер-преподаватель уделяет им особое внимание (100%), их обижает отсутствие внимания со стороны тренера на тренировке (95%). У 87,5% детей наблюдается полное доверие к тренеру-преподавателю, личная симпатия (75%),

Результаты опроса детей

уверенность, что лучше их тренера никого нет (85%). При этом временная или полная замена своего тренера-преподавателя другим может повлиять на их решение прекратить дальнейшие занятия дзюдо. По мнению детей (независимо от их возраста или пола), обязательным

профессиональным качеством, которым должен обладать тренер-преподаватель, является отзывчивость (77,5%).

Важную роль в закреплении детей в ДЮСШ играет также заинтересованность родителей в том, что их дети занимаются спортом. Между тем 83,3% родителей не просвещены в вопросах положительного влияния занятий спортом на организм детей и становление личности, его значимости в повседневной жизни детей, они мало знают о спортивном режиме. Зачастую многие родители, если дети не успевают в школе или плохо учатся, считают, что занятия спортом мешают учебе и поэтому настаивают на временном прекращении спортивных тренировок.

В целом анкетирование показало, что отношение родителей к регулярным занятиям детей спортом можно назвать пассивно-положительным. В конце констатирующего эксперимента все родители выразили желание, чтобы их дети стабильно посещали занятия дзюдо в

спортивно-оздоровительной группе

(рисунок 2). На данное решение в 65% случаев положительно повлияло посещение соревнований по дзюдо во время Всемирных студенческих игр, проходивших в г. Казани 6-17 июля 2013 года.

70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Рисунок 2 - Результаты

Обобщив данные констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что проблему нестабильности контингента занимающихся дзюдо в спортивно-оздоровительных группах ДЮСШ можно решить путем разработки педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов в спортивно-оздоровительных группах и внедрения её в практику работы спортивных школ.

При разработке структуры и содержания педагогической технологии мы исходили из следующих принципов:

- организация спортивно-оздоровительных занятий с детьми с учетом их индивидуальных психофизических возможностей;

- организация различных форм рекреационных мероприятий;

- оптимальный подбор физических упражнений, способствующих укреплению здоровья и поддержанию физической и умственной работоспособности детей;

- обучение методам самодиагностики, самооценки и самоконтроля в учебно-тренировочной деятельности.

анкетирования родителей

Основными структурными

составляющими нашей педагогической технологии являются:

а) методологическая часть (научная база технологии; психолого-педагогические идеи, заложенные в ее фундамент);

б) содержательная часть (цель обучения, содержание учебного материала);

в) процессуальная часть (технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности занимающихся, методы и формы работы тренера-преподавателя, деятельность тренера-преподавателя по управлению учебно-тренировочным процессом, диагностика учебного процесса).

Целью педагогической технологии является всестороннее физическое развитие детей, сохранность контингента обучающихся и аттестация на 6 кю.

В настоящее время зачисление детей в группы начальной подготовки (ГНП-1) осуществляется по достижении ими 10-летнего возраста. В связи с этим занятия дзюдо с детьми 6-9 лет на

спортивно-оздоровительном этапе

целесообразно осуществлять в течение двух лет - в спортивно-оздоровительных группах 1 и 2-го годов обучения (СОГ-1, СОГ-2).

Программа спортивно-

оздоровительной группы первого года обучения (6-7 лет) состоит из трех основных блоков подготовки. Каждый блок включает определенное количество модулей (1-й блок - 16, 2-й блок - 20, 3-й блок - 6). В каждом модуле четко определены цель обучения, задачи и уровни достижения цели.

Программа спортивно-

оздоровительной группы второго года обучения (8-9 лет) также состоит из трех основных блоков подготовки, каждый из которых включает, соответственно, 8, 24 и 6 модулей.

Таким образом, разработанная нами программа подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-оздоровительных группах базируется на блочно-модульной системе, что позволяет рационально подбирать средства физической подготовки, так как каждый модуль - это система учебно-тренировочных занятий, отличающихся единством

содержательного, методического,

организационного, оценочного и технологического компонентов.

Заключение. Педагогическая

технология подготовки юных дзюдоистов позволяет внедрить более простые и эффективные способы достижения педагогической цели на основе учета индивидуальных особенностей

занимающихся. При разработке педагогической технологии учитывались педагогические условия как один из компонентов педагогической системы, которые отражают всю совокупность возможностей образовательной,

материально-пространственной среды и факторы здоровьесберегающей

педагогической среды. В свою очередь, педагогические условия положительно воздействуют на личностный и процессуальный аспекты, обеспечивая эффективное функционирование

педагогической технологии подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-оздоровительных группах спортивной школы.

"^сберегающей nejtf*0^

Литература

1. Дзюдо : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян и др. - М. : Советский спорт, 2008. - 96 с.

2. Дзюдо : программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР / С. В. Ерегина, И. Д. Свищев, С. И. Соловейчик [и др.] //Национальный Союз дзюдо. - М. : Советский спорт, 2006. - 212 с.

3. Ерегина, С. В. Перспективы развития и внедрения педагогических технологий в практику спортивной подготовки / С. В. Ерегина, Р. М. Закиров, Ю. В. Наборщикова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. -Том 7. - № 1. - С. 28-35. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/25.html.

4. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин боксерок /З.М. Кузнецова, Ю.Д.Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Том 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: http://www.iournal-

science.org/ru/article/720. html._DOI

10.14526/01 2017 177.

5. Кузнецова, З.М. Наследие летних Олимпийских игр 1980 года / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2013. - Том 8. - №4. - С. 73-81. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/23 .html.

6. Подоруев, Ю. В. О целесообразности структуры некоторых бросков противника назад в условиях спортивного поединка дзюдоистов / Ю. В. Подоруев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 77-80. (ISSN 1994-4683).

7. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 17.04.2017) //Сборник основных федеральных законов http://fzrf.su/zakon/o-fizicheskoi-kulture-i-sporte-329-fz/.

8. Saini, Gordhan, Matta, Jasmeet. Service Quality and Re-visit Intention: A Comparative Study of Charitable and Corporate Hospitals. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Health management]. 2014, Vol. 16 (4) (Scopus

9. Colleen M. Grogan, Sunggeun (Ethan)

Park. The racial Divide in State Medicaid Expansions. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, policy and Law]. 2017,

Vol. 42 (3) (Scopus)

References

1. Akopyan A.O. Dzudo: primernaya

programma sportivnoj podgotovki dlya sportivnyh shkol dlya detej i podrostkov, specializirovannyj shkol

Подано: 01.08.2017 Принято: 03.08.2017

olimpijskogo rezerva dlya detej I podrostkov [Judo : Model program of sports training for sports schools for children and teen-agers, specialized schools of the Olympic reserve for children and teen-agers]. Moscow, Soviet sport, 2008, 96 p. (in Russian).

2. Eregina S.V., Svishchev I.D., Soloveychik S.I. Dzudo: programma dlya sportivnyh shkol dlya detej i podrostkov, specializirovannyj shkol olimpijskogo rezerva dlya detej I podrostkov [Judo : program of sports training for sports schools for children and teen-agers and specialized schools of the Olympic reserve for children and teen-agers]. Moscow, Soviet sport, 2006, 212 p. (in Russian).

3. Eregina S. V., Zakirov R.M., Navorshchikova Y.V. Prospects of pedagogical technologies development and introduction into sports training practice. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport].

2012, Vol. 7, No. 1, pp. 28-35. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.

4. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http ://www. j ournal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.

5. Kuznetsova, Z. M. the Legacy of summer Olympic games of 1980. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport].

2013, Vol. 29 No. 4(29), pp. 73-81. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/23.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Podoruev Y. V. About the structure expediency of some back throws of the opponent in terms of judoists' sports combat. Uchenye zapiski P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University]. 2008, No. 7 (41), pp. 77-80. (ISSN 1994-4683). (in Russian).

7. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" (17.04.2017) //The collection of the main federal laws http://fzrf.su/zakon/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte-329-fz/.(in Russian).

8. Saini, Gordhan, Matta, Jasmeet. Service Quality and Re-visit Intention: A Comparative Study of Charitable and Corporate Hospitals. Zhurnal upravleniya zdorov'em [Journal of Health management]. 2014, Vol. 16 (4) (Scopus

9. Colleen M. Grogan, Sunggeun (Ethan)

Park. The racial Divide in State Medicaid Expansions. Zhurnal politiki zdravohraneniya, politiki I prava [Journal of Health Politics, policy and Law]. 2017,

Vol. 42 (3) (Scopus)

Хамидуллина Гузель Фердинантовна - доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», 420015, Россия, г. Казань, ул. К. Маркса, 68, hg10678@mail.ru

Латыпов Ильдар Касимович - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 420010, Россия, г. Казань, Деревня Универсиады, 35.

Для цитирования: Хамидуллина Г.Ф., Латыпов И.К. Теоретические аспекты подготовки юных дзюдоистов 6-9 лет в спортивно-здоровительных группах спортивной школы // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 110-118. DOI 10.14526/03_2017_241

DOI 10.14526/03_2017_242 УДК 79 6.81 ББК 75.715

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУДО

И.Ю. Шпедт - студент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700 Е.В. Головихин - доктор педагогических наук, профессор Центр спортивной подготовки сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа ул. Отрадная, 9, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, Россия,

628002

А.Н. Катенков - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: ld nazarenko@mail.ru

Аннотация. Одним из динамично развивающихся видов боевых единоборств, основанных на использовании элементов многих боевых искусств: рукопашного боя, дзюдо, каратэ, английского и тайского бокса и др., - является Кудо, современное единоборство, направленное на разностороннее, гармоничное развитие личности. Особенностью Кудо является его нацеленность на духовно-нравственное и волевое воспитание средствами данного вида единоборств; развитие самодисциплины, самостоятельности, организованности, ответственности и других личностных свойств. Материал. Базовая техника Кудо предусматривает ударные и защитные приемы в их разнообразном сочетании, что требует определенного уровня развития мышечной силы, быстроты, выносливости, находчивости, смекалки и других качеств. В данной статье рассматривается проблема совершенствования двигательно-координационной подготовки занимающихся Кудо, детей 8-10 лет, обеспечивающей формирование равновесия, ловкости, точности и других качественных сторон двигательной деятельности, без соответствующего уровня развития которых невозможно усвоение техники ударных действий, выполняемых различными частями тела. Методы исследования: анализ и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.